Погоны ржд и звания расшифровка. Форма и знаки различия железнодорожников россии

23 февраля

Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 сентября 1943 г.
О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта

1. Ввести персональные звания и новые знаки различия для личного состава железнодорожного транспорта.
2. Установить нижеследующие персональные звания для начальствующего состава железнодорожного транспорта:
Для высшего начальствующего состава
Генерал-директор путей сообщения
Вице-генерал-директор путей сообщения I и II ранга
Генерал-директор движения I, II и III ранга
Генерал-директор тяги I, II и III ранга
Генерал-директор пути и строительства I, II и III ранга
Генерал-директор связи I, II и III ранга
Генерал-директор административной службы I, II и III ранга
Для старшего начальствующего состава
Директор-полковник движения
Директор-полковник тяги
Директор-полковник пути и строительства
Директор-полковник связи
Директор-полковник административной службы
Директор-подполковник движения
Директор-подполковник тяги
Директор-подполковник пути и строительства
Директор-подполковник связи
Директор-подполковник административной службы
Инженер-майор движения
Инженер-майор тяги
Инженер-майор пути и строительства
Инженер-майор связи
Инженер-майор административной службы
Для среднего начальствующего состава
Инженер-капитан движения
Инженер-капитан тяги
Инженер-капитан пути и строительства
Инженер-капитан связи
Инженер-капитан административной службы
Инженер-лейтенант движения
Инженер-лейтенант тяги
Инженер-лейтенант пути и строительства
Инженер-лейтенант связи
Инженер-лейтенант административной службы
Техник-лейтенант движения
Техник-лейтенант тяги
Техник-лейтенант пути и строительства
Техник-лейтенант связи
Техник-лейтенант административной службы
Для младшего начальствующего состава
Техник движения I, II и III ранга
Техник тяги I, II и III ранга
Техник пути и строительства I, II и III ранга
Техник связи I, II и III ранга
Техник административной службы I, II и III ранга
Старший бригадный движения
Старший бригадный тяги
Старший бригадный пути и строительства
Старший бригадный связи
Старший бригадный административной службы
Бригадный движения
Бригадный тяги
Бригадный пути и строительства
Бригадный связи
Бригадный административной службы
Всех железнодорожников, коим не присвоено персональное звание, именовать «работник железнодорожного транспорта».
3. Установить, что персональные звания высшему начальствующему составу железнодорожного транспорта присваиваются постановлением Совета Народных Комиссаров СССР.
4. Утвердить образцы и описание новых знаков различия для начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта.
5. Народному комиссару путей сообщения СССР установить сроки перехода на новые знаки различия для начальствующего состава и рядового состава железнодорожного транспорта.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров


Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 30.12.2009 N 01/18166-ДК.

______________________________________________________________

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.1), ст.3597, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21)
приказываю:
Утвердить:
знаки различия работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
порядок ношения знаков различия с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр
И.Е.Левитин

Приложение N 1. Знаки различия работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров

Наименование должности

Знак различия

Описание знака различия

Аппарат управления организации

Президент

Галун особого гражданского плетения серебристого цвета шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном располагается звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 35 мм, помещенная в венок из двух веток серебристого цвета особого рисунка. Звезда в венке располагается на расстоянии 10 мм от верхнего края галуна до нижнего края венка

Первый вице-президент

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются три звезды серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм. Расстояние между звездами по горизонтали 35 мм

Старший вице-президент

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются две звезды серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм. Расстояние между звездами по горизонтали 35 мм

Вице-президент; главный бухгалтер

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются одна звезда серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник подразделения аппарата управления

Начальник отдела подразделения аппарата управления;
главный диспетчер;
главный ревизор по безопасности движения

Аппарат управления структурных подразделений и филиалов организации (кроме железных дорог)

Генеральный директор центральной дирекции

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник центральной дирекции (дирекции); генеральный директор центра

Диспетчеры всех наименований

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для компании цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются четыре звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для компании цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Аппарат управления железной дороги (организации)

Начальник железной дороги;
генеральный директор

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник службы

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник самостоятельного отдела

Знаки различия

Диспетчеры всех наименований

Знаки различия

Подразделения органа управления, структурные подразделения железной дороги

Начальник отделения железной дороги

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Главный ревизор по безопасности движения поездов

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник отдела;
начальник регионального агентства (отдела) фирменного транспортного обслуживания;
начальник агентства (отдела) фирменного транспортного обслуживания в отделении железной дороги;
начальник дистанции, депо, железнодорожной станции, вокзала внеклассного и 1 класса, путевой машинной станции;

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник резерва проводников пассажирских вагонов;
начальник железнодорожной станции, вокзала 2 и 3 класса;
начальник восстановительного поезда; начальник детской железной дороги

Знаки различия

Ревизор службы;
диспетчеры всех наименований;
начальник железнодорожной станции, вокзала 4 класса;
начальник оборотного локомотивного депо;
начальник тяговой подстанции; начальник ремонтно-ревизионного участка, дистанции электроснабжения;
начальник района (контактной сети, грузового, электроснабжения);
главный технолог основного локомотивного депо, вагонного депо, дистанции пути;
главный механик основного локомотивного депо, вагонного депо, дистанции пути;
главный энергетик отделения железной дороги

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются четыре звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник билетных касс в Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных агентствах по обслуживанию пассажиров
дежурный по отделению железной дороги; диспетчеры всех наименований железнодорожных внеклассных станций;
диспетчер (станционный) железнодорожной станции класса;
машинист-инструктор локомотивных бригад;
машинист локомотива 1 класса;
старший энергодиспетчер, энергодиспетчер;
начальник железнодорожной станции, вокзала 5 класса;
начальник участка производства;
начальник пункта подмены локомотивных бригад; начальник резерва локомотивных бригад;
дежурный по железнодорожной станции внеклассной и 1 класса;
дежурный локомотивного депо (основного);
старший электромеханик хозяйств сигнализации, централизации и блокировки, связи, электроснабжения;
старший мастер: депо, вагонного участка, дистанции электроснабжения, дистанции пути, погрузочно-разгрузочных работ;
начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник пункта технического осмотра локомотивов и вагонов;
начальник путевой машины, рельсошлифовального поезда, вагона (по испытаниям и измерениям); дежурный по железнодорожной станции 2 и 3 класса;
машинист локомотива 2 класса;
диспетчер маневровый железнодорожных станций 2 класса;
дежурный по сортировочной горке, парку, дежурный станционного поста централизации;
дежурный пункта подмены локомотивных бригад, пункта оборота локомотивов;
дежурный помощник начальника вокзала;
мастер всех наименований (кроме дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения)

Знаки различия

Заведующий: билетными кассами, группой учета и отчетности по продаже пассажирских билетов;
приемщик (включая старшего): локомотивов, моторвагонного подвижного железнодорожного состава и вагонов в депо; по качеству ремонта пути

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета па верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Дежурный по железнодорожной станции 4 и 5 класса;
кассир билетный (старший) на железнодорожном транспорте; машинист локомотива 3 класса;
машинист дизель-поезда, машинист железнодорожно-строительных машин (самоходных);
машинист крана (крановщик) при работе на самоходных железнодорожных кранах;
помощник машиниста водителя дрезины;
помощник машиниста дизель-поезда;
помощник машиниста железнодорожных строительных машин;
помощник машиниста паровоза;
помощник машиниста тепловоза;
помощник машиниста электровоза;
помощник машиниста электропоезда;
кассир (включая старшего):
багажный, товарный (грузовой) на железнодорожном транспорте;
составитель поездов;
дежурный стрелочного поста;
осмотрщик вагонов, осмотрщик-ремонтник

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю

Оператор поста централизации;
дежурный по выдаче справок, агент по передаче грузов на пограничной железнодорожной станции (пункте), агент по розыску грузов и багажа, приемосдатчик груза и багажа, дежурный: по залу вокзала, по железнодорожному агентству обслуживания пассажиров, проводник пассажирского вагона

Знаков различия не имеет

Технические школы и учебные центры

Начальник технической школы, учебного центра

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Преподаватель (старший преподаватель) технической школы, учебного центра

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Мастер производственного обучения технической школы, учебного центра

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Примечание : заместителю руководителя (начальника), главному инженеру знаки различия устанавливаются на один ранг ниже знаков различия соответствующего руководителя.

Приложение N 2. Порядок ношения знаков различия с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров

1. Знаки различия определяются в зависимости от должностного положения работников. Знаки различия подразделяются на нарукавные (на костюме и верхней одежде) и нагрудные (на рубашке и блузке).

2. Нарукавные знаки различия представляют собой галуны, нашиваемые на оба рукава от шва до шва и размещаемые над ними звездами и шитьем.
Знаки различия нашиваются на рукав на расстоянии 8-10 см от нижнего края рукава до нижнего края галуна.

3. Для ношения на рубашках (блузках) устанавливаются нагрудные знаки , аналогичные нарукавным, но уменьшенного размера, помещаемые на клапан из ткани цвета одежды. Размеры клапана - ширина 65-70 мм, высота в зависимости от помещаемых на нем знаков различия.
Нагрудные знаки размещаются на левой стороне груди над нагрудным карманом.

4. На левом рукаве костюмов и верхней одежды высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава помещается знак принадлежности к организации (эмблема) в виде овального (или другой формы) контурного щита установленного для организации цвета на ткани цвета предметов форменной одежды.
В контурном щите помещается изображение официально утвержденной эмблемы организации. Под эмблемой может быть помещено наименование структурного подразделения компании.

5. Размеры нарукавного знака - ширина 75 мм, высота -50 мм.
Нарукавный знак нашивается на расстоянии 8-10 см от верхнего края рукава.

6. На воротнике пиджака костюма высшего состава располагается шитье в виде веток серебристого цвета особого рисунка.

7. На околыше фуражек высшего состава помещается шитье серебристого цвета особого рисунка. Над шитьем помещается кокарда в виде розетки серебристого цвета с помещенной в середине официально утвержденной эмблемы компании, или технического знака (окрыленного колеса) на фоне установленного для организации цвета. Диаметр кокарды -30 мм.
На околыше фуражек и других головных уборах старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава размещается только кокарда .
На козырьках фуражек высшего состава располагается бортик серебристого цвета, расположенный на расстоянии 3-5 мм от краев козырька. Кроме бортика на козырьке фуражки имеется шитье серебристого цвета, состоящее из двух веток особого рисунка, размещенных навстречу друг к другу. На козырьках фуражек старшего состава располагается один бортик, на козырьках фуражек среднего, младшего начальствующего и рядового состава никакого шитья не имеется.

8. Пуговицы для всех категорий работников серебристого цвета с бортиком и изображением официально утвержденной эмблемы организации.

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.

Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны . К 1955 г. страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.
Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения

История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г.
Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет.

Эполеты Корпуса инженеров путей сообщения (1809-1827):

Форма одежды промышленного железнодорожного транспорта (1936-1943).

Вслед за работниками железных дорог НКПС новую специальную форму получили и работники промышленного железнодорожного транспорта. Приказом по НКТП СССР от 7 июня 1936 года № 967 на промышленный железнодорожный транспорт на все отрасли тяжелой промышленности, был распространен «Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР». В статье 15 главы 3 данного Устава работникам оперативных отраслей железнодорожного транспорта (эксплуатации, тяги, пути и связи) при исполнении служебных обязанностей предписывалось быть одетым строго по установленной форме.
На основании этой статьи Наркомтяжпром разработал проект форменной одежды, который направил на рассмотрение в комиссию Президиума ЦИК СССР по утверждению формы одежды в гражданских наркоматах и организациях, где ее и утверждают 4 ноября 1936 года.
8 декабря 1936 года приказом № 1966 Наркомтяжпром утверждает следующую форму одежды:
1. Для рядового и младшего начальствующего состава:

2. Для среднего и высшего начальствующего состава:

  • пальто-реглан того же образца и цвета, что и для рядового состава, но из материала улучшенного качества; для зимнего времени в качестве нетабельного обмундирования - кожаное пальто с меховым воротником;
  • для зимнего времени - открытый френч из синего сукна на четырех пуговицах белого металла, с черным кожаным поясом с белой металлической пряжкой, летний френч шился из легкой шерстяной ткани. К френчу полагалась белая рубашка с темным галстуком;
  • брюки навыпуск с манжетами внизу из темно-синего сукна или легкой шерстяной ткани;
  • как нетабельное обмундирование начальствующему составу разрешалось носить в летнее время белые брюки навыпуск и белый китель с отложным воротником.
  • головным убором на зимнее время служила шапка-финка темно-синего сукна, отделанная коричневым мехом, и фуражка армейского покроя, темно-синего цвета с черным кожаным лакированным козырьком и подбородным ремнем. Для начальствующего состава фуражка шилась из сукна, для рядового - из хлопчатобумажной ткани. Летом - фуражка белого цвета. Знаком для головного убора являлась эмблема ведомства представляющая собой изображение позолоченного железнодорожного состава, двигающегося мимо расположенных на голубом фоне доменных печей и кауперов малинового цвета.

    Для различия начальствующего состава по должностям были введены пятиугольные (со скругленной верхней частью) нарукавные клапаны со знаками различия и эмблемой ведомства. Нарукавные знаки носились на обоих рукавах ниже локтя. В верхней части клапана размещалась эмблема ведомства, а в нижней части - поле цвета по роду служб ( синее - для паровозной и вагонной служб, желтое для связи, зеленое - для пути и малиновое - для эксплуатационной), на котором прикреплялись знаки различия по должностям, представляющие собой металлические, покрытые красной эмалью углы, шестиугольники и звездочки, аналогичные принятым для ношения на петлицах в НКПС. Начальником транспортного управления НКТП 5 декабря 1936 года было утверждено Положение о форме одежды для работников железнодорожного промышленного транспорта Наркомтяжпрома, в котором подробно расписывались должности и соответствующие им знаки различия .

    

    1. Стрелочник, старший кондуктор, бригадир проводников и им равные;
    2. Старший стрелочник, помощник машиниста, телеграфист и им равные;
    3. Дежурный по станции, старший осмотрщик вагонов, товарный кассир станций 2 и 3 классов и им равные;
    4. Старший телеграфист, машинист паровоза, дорожный мастер 3 разряда и им равные;
    5. Машинист-наставник, начальник поезда, товарный кассир станции 1 класса и им равные;
    6. Дежурный по депо, производитель работ, дорожный мастер 1 разряда и им равные;
    7. Техник, диспетчер, инспектор-инструктор и им равные;
    8. Инженер, старший техник, ревизор и им равные;
    9. Старший инженер транспортного управления НКТП, старший инспектор транспортного управления НКТП, старший ревизор и им равные;
    10. Зам. начальника отдела транспортного управления НКТП, начальник секретариата транспортного управления НКТП, начальник эксплуатационного отделения и им равные;
    11. Начальник отдела транспортного управления НКТП, начальник ж.д. цеха, начальник железной дороги и им равные;
    12. Начальник транспортного управления НКТП, зам. начальника транспортного управления НКТП, главный инженер транспортного управления НКТП и им равные.Начальником транспортного управления НКТП 5 декабря 1936 года было утверждено и положение о форме одежды для работников железнодорожного промышленного транспорта Наркомтяжпрома, в котором подробно расписывались должности и соответствующие им знаки различия .
    Данная форма просуществовала до 1943 года, когда на работников промышленного железнодорожного транспорта была распространена форменная одежда и знаки различия общего железнодорожного транспорта. Этот принцип существует и по сегодняшний день.

Железнодорожная форма России образца 1954 года.

12 июня 1954 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств”. За ним почти через год, т.е. 3 сентября 1955 года последовало Постановление Совета Министров СССР за №1624 «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта»."
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1)Принять предложение Министерства путей сообщения об изменении формы одежды и введения новых знаков различия в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 года №1390 для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов согласно Приложениям №1 и 2.
2) Установить скидку со стоимости форменной одежды для лиц старшего и среднего начальствующего состава, должностные оклады которых не превышают 1100 рублей в месяц, размере 20% стоимости, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава, получающих бесплатную спецодежду (кроме машинистов локомотивов) – в размере 40% стоимости и для, не получающих бесплатной спецодежды -50% стоимости.
3) Предоставлять рассрочку оплаты стоимости форменной одежды лицам младшего и рядового состава на срок носки , а остальным работникам – на 1 год.
4) Обязать Министра путей сообщения в двухнедельный срок утвердить табель должностей личного состава железнодорожного транспорта на получение форменного обмундирования и знаков различия, а так же установить порядок и сроки перехода на измененную форму порядок введения знаков различия.
5) Обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР обеспечить изготовление тканей для форменной одежды личного состава железнодорожного транспорта и поставку этих тканей Министерству путей Сообщения, начиная с октября 1955 года, а также разработать и по согласованию с Министерством путей сообщения утвердить технические условия на изготовление форменной одежды для личного состава железнодорожного транспорта.
6) Считать утратившим силу пункт 2 Постановления Совнаркома СССР от 4 сентября 1943 года №951 и Постановление Совнаркома СССР от 4 ноября 1944 года №1546.
"В Приложении №1 к Постановлению Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года №1624 давалось описание форменной одежды и знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов.
I) Форменная одежда .
Форменная одежда личного состава железнодорожного транспорта состоит из следующих предметов:
Китель – однобортный с отложным воротником, застегивающийся на один крючок и 5 металлических пуговиц с изображением технического знака на них, расположенных в один ряд, с двумя верхними прорезными карманами с клапанами.

Китель для младшего состава и тужурка:

Шинель для среднего и высшего состава:

Пуговицы кителя, тужурки, шинели и пальто высшего начальствующего состава позолоченные с изображением герба Советского Союза. Для высшего, старшего и среднего начальствующего состава китель изготовляется: зимой – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летний – из шерстяной ткани светло-серого цвета, дополнительно белый китель – для высшего начальствующего состава из шелковой ткани, для старшего и среднего – из хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани.
Для младшего начальствующего и рядового состава: зимний – из сукна темно-синего цвета, летний – из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.
Тужурка – для высшего начальствующего состава аппарата Министерства – двубортная, без окантовки, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом с шестью пуговицами по три в ряду. При тужурке носится сорочка белого или светло-серого цвета с черным шелковым галстуком. При выездах на линию высшему начальствующему составу аппарата Министерства путей сообщения разрешается ношение кителя.
Брюки – навыпуск без окантовки и мажет – из той же ткани, что китель и тужурка.
Шинель – двубортная из драпа или сукна темно-синего цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Для высшего начальствующего состава окантовывается светло-зеленым сукном.
Пальто летнее – для высшего начальствующего состава двубортное из светло-серой ткани.
Плащ пальто – для старшего начальствующего состава из прорезиненной шерстяной ткани, для среднего начальствующего состава из прорезиненной хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.
Фуражка – из ткани соответствующей ткани кителя с черным околышем бархатным – для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и суконным – для остальных. Фуражки окантовываются сукном соответственно службе. На околыше фуражки прикрепляется технический знак. Над козырьком фуражки лиц высшего начальствующего состава прикрепляется вышитый позолоченный технический знак в венке и позолоченный филигран, козырек обрамляется вышитыми дубовыми листьями. Для старшего начальствующего состава над козырьком прикрепляется серебряный филигран, а фуражка остальных работников – с лакированным ремешком. На фуражке машиниста на верхнем крае околыша ниже канта нашивается белый шелковый галун. На фуражке главного кондуктора взамен лакированного ремешка прикрепляется плетеный шнур красного цвета. Папаха – из черного каракуля для высшего начальствующего состава со светло-зеленым суконным верхом, на котором расположен крестообразный галун, вышитый золотом. Шапка – ушанка – для старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава из черного каракуля и цигейки. Спереди в центре папахи и шапки-ушанки прикрепляется технический знак.


Фуражка высшего, старшего, среднего и младшего составов:


Фуражка машиниста, главного кондуктора и женский берет :

Папаха высшего состава и шапка-ушанка :


II) Форменная одежда для женщин.
Платье с отложным воротником, застегивающееся на один крючок и 4 металлические пуговицы , с двумя нагрудными прорезными карманами и поясом.
Юбка шестишовная с двумя боковыми карманами.
Платье изготовляется: для высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава зимнее – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летнее для лиц высшего, старшего начальствующего состава – из шерстяной ткани светло-серого цвета, для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной тканей.
Шинель и плащ – установленного образца.
Головной убор летний – берет по цвету платья , зимний – шапка – ушанка.
III) Знаки различия .
1) Знаки различия устанавливаются по должностному признаку.
Знаками различия служат петлицы на воротниках шинели, летнего пальто , плаща, тужурки, кителя и платья .
Петлицы представляют собой прямоугольник со скошенными концами длиной 10сми шириной 3,3 см вместе с кантом.
2) Петлицы изготовляются для высшего, старшего и среднего начальствующего состава из черного бархата, а для остальных работников – из черного сукна.
Края петлиц окантовываются:
для высшего начальствующего состава позолоченным шнуром;
для остальных работников по службам:
Движения, пассажирской, коммерческой, грузовой работы и связи – малиновым, локомотивного и вагонного хозяйства – синим, пути и гражданских сооружений – зеленым сукном, ширина канта 3мм.
3) На поле петлиц:

Рядовой состав:

Машинист 3 класса:

Машинист 2 класса:

Машинист 1 класса:

Младший состав:


Средний состав:



Старший состав:



Высший состав:



Заместитель министра путей сообщения СССР:

Первый заместитель министра путей сообщения СССР:

Министр путей сообщения СССР:


а) Министра путей сообщения – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и герб Советского Союза размером 25 мм;
б) первых заместителей Министра путей сообщения – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и ниже его звезда на фоне лучеобразно расходящихся линий размером 25 мм;
в) заместителей Министра – вышитые золотом технический знак и 4 звезды размером 20 мм каждая;
г) членов коллегии МПС – вышитые золотом технический знак и 3 звезды размером 20 мм каждая;
д) остального высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта – вышитые золотом технический знак и звезда от 1 до 3 размером 20 мм каждая;
е) старшего начальствующего состава – два продольных посеребренных витых шнура шириной 3 мм каждый, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 15 мм каждая;
ж) среднего начальствующего состава – один посеребренный витой шнур шириной 3 мм, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 12 мм каждая
4) На поле петлиц младшего начальствующего и рядового состава нашиваются продольные полосы или угольники, на петлицах машинистов локомотивов под техническим знаком помещается металлическая эмблема-паровоз.
5) На петлицах работников железнодорожного транспорта, которым не положены знаки различия , прикрепляется только технический знак.
Примечания редакции:
1. Размер металлического технического знака 15 мм (20мм по диагонали).
2.Кроме эмблемы-паровоз встречалась эмблема-электровоз. Эмблемы встречались как белого, так и жёлтого металла (возможно старые погонные). Знаки носились также помощниками машинистов и кочегарами. Постановление Совета Министров СССР было подтверждено Приказом Министра путей сообщения №84Ц от 9 сентября 1955 года «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта», где Постановление Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года принималось к руководству и исполнению, а также приводились черно-белые рисунки новой форменной одежды и знаков различия. Перевод на новую форму одежды и знаки различия должен был быть закончен в первом полугодии 1956 года, для чего Заместителю Министра Гундобину в 5-дневный срок поручалось представить на утверждение табель должностей личного состава железнодорожного транспорта. Табель был утвержден Приказом Министра путей сообщения СССР №91Ц от 28 сентября 1955 года. Он представлял собой перечень должностей работников железнодорожного транспорта, «непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов». В перечень были включены должности по службам, входившим в состав управления и отделения, железных дорог. В примечаниях указывалось:
1) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешается ношение сапог и брюк – бридж.
2) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешается ношение с белыми кителями – белых брюк.
3) Для головных уборов, обуви, петлиц и знаков различия сроки носки не устанавливаются, так как они приобретаются работниками за наличный расчет в торговой сети.

Железнодорожная форма России образца 1985 года.

Форма была введена приказом МПС № 13Ц от 19 марта 1985 г.
Этим приказом вводился перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников, а также новые знаки различия .
Форменная одежда включает в себя:


На летний период разрешается ношение всем категориям начальствующего и рядового состава форменного костюма модели "куртка и брюки" из полушерстяной камвольной ткани темно-синего цвета: для мужчин - куртка и брюки , для женщин - куртка и юбка .
Костюм подразделяется на две категории: для высшего начальствующего состава и для остальных работников.
На одежде ( пальто , пиджак, куртка , плащ , сорочка) должны быть прикреплены знаки различия , включающие в себя:


На наплечных знаках располагаются технический знак и знаки различия , соответствующие занимаемой должности, состоящие из звездочек и полос. Подробный перечень должностей и соответствующих им наплечных знаков приведен на сайте

Работники Российских железных дорог в обязательном порядке используют форменную одежду. Одними из неотъемлемых атрибутов такой одежды являются погоны РЖД.

Некоторые удивляются, зачем сотрудникам подобные элементы, ведь они не являются представителями армии или других силовых структур. Но на самом деле РЖД - важный стратегический объект, который тщательно охраняется. Поэтому и используется с соответствующими отличительными знаками.

История появления погон РЖД

В 19 веке, с момента появления железнодорожного сообщения в России, сотрудники впервые стали использовать отличительные знаки. Вначале это были эполеты, со временем трансформировавшиеся в погоны. Эполеты носили:

  • прапорщики;
  • подпоручики;
  • капитаны;
  • майоры;
  • полковники;
  • генералы и другие сотрудники Корпуса инженеров путей сообщения.

Один из неотъемлемых атрибутов погон - пуговица. Более сотни лет на ней было изображение крестообразного якоря и топора. И только в 1932 году появилась эмблема из скрещённых молота и ключа.

В годы Великой Отечественной войны наплечные знаки вновь вернулись на униформу сотрудника железной дороги. Форменная одежда также менялась. Только в 1995 году в РФ появились новые погоны, и современная униформа РЖД тоже подразумевает их использование. Отличительные элементы нового образца утверждены в 2010 году.

Разнообразие современных погон РЖД

Весь состав сотрудников РЖД имеет на униформе соответствующие своему званию элементы. Они могут быть повседневными и парадными. С парадной формой носятся белые погоны, с повседневной - голубые. Аналогичные знаки отличия наносятся и на верхнюю одежду (кители и куртки). В зависимости от звания варьируется количество звёзд и лычек.

Вне зависимости от типа отличительных знаков они изготовлены их синтетических материалов особой прочности. Такие материалы не пачкаются, не теряют своего первоначального цвета под воздействием ультрафиолетовых лучей, осадков.

Покупка погон РЖД в интернет-магазине «Атака»

Если вы хотите купить погоны РЖД современного образца на форменную одежду, то вас заинтересуют предложения нашего интернет-магазина. Военторг «Атака» предлагает большой выбор подобной продукции, предназначенной для разных чинов сотрудников РЖД.

На сайте сайт представлен огромный ассортимент товаров по самым доступным ценам. Жители Москвы могут забрать продукцию в одном из наших магазинов, расположенных по всей столице. Покупатели из других регионов получат заказанные товары в течение нескольких дней.