Плетение из камыша: мастер-класс для начинающих. Плетение из камыша для начинающих своими руками с понятным описанием действий и подробным мастер–классом в домашних условиях Поделки из тростника

День рождения

Инструкция

Приготовьте материал для плетения. Заготовку камыша можно делать круглый год, однако зимой это довольно трудно из-за сугробов, а весной - из-за половодья и грязи. Поэтому камыш заготавливают летом и осенью. Материал, срезанный в разное время, будет отличаться по оттенкам.

Срежьте стебли камыша ножом или серпом. Свяжите в пучки, развесьте их под навесом в полутени. Через 2 недели материал готов к использованию.

Отсортируйте камыш по длине, толщине и качеству. Отберите стебли, пригодные для плетения. Очистите их от листьев, причем хорошие листья оставьте, а поврежденные выбросьте. Толстые стебли расщепите на ленты разной ширины и длины.

Сухой камыш увлажните, чтобы восстановить его гибкость. Перед началом работы опустите материал на 1-1,5 часа в холодную воду. Во время плетения периодически увлажняйте камыш с помощью поролоновой губки или мочалки.

Перед плетением можно отбелить или покрасить камыш. Сделайте раствор. Нагрейте до 60оС 10%-ный раствор перекиси водорода, добавьте к нему 2%-ный раствор силиката натрия, положите в него стебли и листья камыша и прокипятите в течение 2 часов. Материал приобретет серебристый цвет. Затем промойте под струей горячей воды.

Для окрашивания камыша применяют красители. Приготовьте раствор из расчета 5 г красителя на 1 литр воды. Затем добавьте в него 1 г поваренной соли и 2 г уксусной кислоты. Прокипятите заранее отбеленный камыш в этом растворе около 30 минут. Затем промойте в проточной воде.

Чтобы сплести поднос или тарелочку для хлеба приготовьте 30 листьев. Влажные листья, которыми будете плести позднее, заверните во влажную тряпочку, чтобы они не высохли. Подберите шаблон, по которому будете плести. Это может быть обыкновенная кастрюля.

Листья нарежьте на равные полоски. Их длина должна быть на 5 см больше шаблона. Положите 4 полоски в ряд. На расстоянии примерно 1/3 от края положите перпендикулярно лист так, чтобы 1 и 3 полоски были поверх него, а 2 и 4 под ним. Следующую полоску вплетите аналогичным образом, но в шахматном порядке, то есть 2 и 4 полоски основы должны лежать поверх листа, а 1 и 3 под ним. Сплетите подобным образом квадрат.

Тонкие и короткие части листьев, оставшиеся от обрезки, скрутите в жгутики. На донышко поставьте кастрюлю, привяжите ее бечевкой и продолжайте оплетать основу по кругу подготовленными жгутиками в шахматном порядке. Располагайте их как можно ближе друг к другу. Когда закончится длина жгута, подставьте следующий и продолжайте плетение.

После того как будет готово дно подноса, отогните полоски основы вверх. Оплетите их жгутиками в шахматном порядке на необходимую высоту.

Уберите шаблон и заправьте оставшиеся кончики. Шилом отодвиньте края подноса и просуньте в отверстие торчащий кончик. Аналогичным образом заправьте все остальные концы. Подобным образом можно сплести из камыша циновку, корзинку или сумку.

Камыш является невероятно дешевым материалом, который при желании можно подготовить самостоятельно. А вот мало кто знает о том, что из камыша можно подготовить огромное количество всевозможных предметов обихода для дома: корзины, вазы для хлеба и конфет, шляпы, лотки для небольших пациентов ветеринарной клиники Биоконтроль и многое другое.

Если вы собираетесь изготавливать изделие больших размеров, вам следует выбирать специальный камыш-рогоз. Его стебли имеют стрелообразную форму и отличаются достаточной длиной. А вот для небольших шкатулочек и вазочек заготавливается специальный стрелолист, который дает возможность сделать плетение более утонченным.

Если вы раньше никогда не плели из камыша, имеет смысл начать с простой тарелочки для хлеба. При работе с камышом важно быть очень аккуратным. Отделяя листы от стебля постарайтесь не помять их, поскольку из-за этого портится и внешний вид . Чтобы листья от камыша отделялись быстро и просто, перед плетением замочите материал для работы в воде часа на полтора, а потом еще на такой же промежуток времени оберните его влажной тканью.

Листья для плетения надо брать через тряпочку, сплющивать и только потом протягивать между пальцами - это даст возможность удалить из листа влагу и воздух, которые будут лишними в вашей работе. После подготовки камыша стоит выбрать, какого размера тарелку вы хотите сплести. Для шаблона можно использовать реальную тарелку подобных размеров или кастрюлю.

Ориентируясь на диаметр будущей тарелки, а также принимая во внимание ее высоту, нарежьте необходимое число листьев камыша, начиная с той части, которая расположена ближе к стеблю - она намного шире верхней. Учитывайте также то, что листья должны быть на несколько сантиметров длиннее, чем ваш шаблон - это даст возможность заправить кончики.

Первые четыре листа камыша выкладываются вплотную друг над другом - они будут служить стойками вашей будущей поделки. Отступите справа от начала листа примерно 1/3 от его длины и сделайте в этом месте перегиб первого и третьего листьев вверх. Затем между двумя парами горизонтальных листьев просовывается один вертикальный. После того, как лист будет просунут, поставьте на него свою ладонь ребром. Теперь отгибаете вверх второй и четвертый горизонтальный листы и точно также просовываете под ним еще один вертикальный.

Эту процедуру проделываете еще два раза, таким образом, чтобы у вас образовался квадрат посередине, который по своей форме чем-то напоминает шахматную доску. Наши стойки готовы!

Теперь в листьях камыша следует отбирать более тонкие листы, которые и будут необходимы для осуществления плетения. Для плетения листья самой стойки будущей тарелки несколько раздвигаются таким образом, чтобы они напоминали лучи солнца (на одинаковом друг от друга расстоянии). На одну из стоек накидывается петелька и подготовленного тонкого листа, которая смыкается крест накрест. Далее начинаем постепенно "обвивать" все концы стойки по кругу. Плетение ведется до тех пор, пока тонкий лист не закончится - после этого, вместо него подкладывается новый лист и плетение продолжается. В итоге у вас получается тарелочка, которая напоминает корзинку из тонких жгутиков. Когда вы достигнете необходимой высоты бортов тарелочки, оставшиеся концы стойки заправляются таким образом, чтобы они не выглядывали с внешних сторон тарелки.

Чтобы поправить плетение и сделать его более симметричным, можно использовать тонкую острую деревянную палочку, которой можно, как сдвинуть, так и слегка расширить петли. По окончанию работы следует оставить тарелочку хорошенько подсохнуть!


Плетение из камыша - очень красиво

Сейчас лето и можно делать красивые плетёнки из камыша. Как раз камыш сейчас подрастает, так что будем делать красоту из камыша и соломки. Такими способами можно даже плести из газетных трубочек.

Корзинка из камыша

Подобно конфетницам и хлебницам из камышовых стеблей можно плести различного рода корзинки. Хозяйственные корзины чаще делают из ивы, но достаточно прочную, легкую и удобную корзину можно сплести и из камыша.

Дно плетут из 12-14 продольных стеблей камыша, переплетая их с 6-8 поперечными. Количество стеблей зависит от предполагаемых размеров изделия.

Ручки готовой корзины оплетают "отделочным" плетежком, используя соломку или камыш. Как и всегда, использование камышинок различных цветов и оттенков улучшает эстетические характеристики корзины.


Изготовление цветочного кашпо

Донце кашпо нельзя изготовить описанными выше способами, так как в нем должно быть отверстие для стока воды.
Чтобы выплести донышко цветочного кашпо, концы 14-16 побегов камыша переплетают двумя-тремя рядами "веревочки", разложив их по радиусам. Последующие ряды выполняют простым "плетением, а к "веревочке" вновь обращаются, начиная выплетать основание стенок. Плетение можно вести непосредственно на том горшке, на котором оно будет установлено.


Оплетка бутылок

Когда-то, в дополимерную, допенопластовую эпоху, почти единственным способом защитить бутылку от ударов было оплести ее камышом или соломкой.

Камыш легкий и пористый, служит надежной теплоизоляцией, долго сохраняя прохладу даже в жаркий день.

В любом романе ХVII-ХIХ века непременно присутствует "оплетенная соломой бутыль доброго вина". Но сейчас эти традиции забыты. Между тем оплести бутылку сравнительно легко и просто.
Разумеется, точно так же можно оплести различного рода баллоны и банки; разумеется, чем крупнее вы выбрали стеклянное изделие, тем толще и прочнее должны быть использованные в его оплетке стебли камыша. В некоторых случаях желательно вводить в конструкцию плетева веревку, увеличивающую его прочность. Кроме того, если вы решили оплести, например, десятилитровый баллон, не забывайте о необходимости монтажа ручек, для которых нужно предусмотреть самостоятельные элементы силового крепления
Донышко оплеток бутылей выполняются уже описанным способом, затем бутыль помещают на него, поднимают стойки вдоль стенок бутылки и оплетают их соломой или камышом. Оплетая бутыль, мастера прикрепляют к ней ручку, а иногда и деревянное горлышко.
Простейший способ сделать ручку - вплести в оплетку соответствующим образом изогнутый ивовый прут, для прочности вверху его огибают вокруг горлышка бутыли, прочно закрепив шпагатом, внизу - вплетают в "веревочку", идущую вдоль основания донышка. Поверху прут оплетают отделочным плетежком.
Пока стенки бутыли остаются вертикальными, не меняется и количество стоек в оплетке. Там же, где бутыль начинает сужаться, стойки начинают постепенно убирать одну за другой, аккуратно срезая их, чтобы плетево продолжало оставаться тесно прижатым к горлышку. У горлышка бутыли стоек останется совсём мало. Здесь провязывают два-три ряда "веревочки" и заделывают стойки в ее толщу с помощью шнуровального шила.


Плетение "бантом"

До сих пор мы соединяли при плетении ветви основы помногу сразу, одну за другой, направляя оплетающие их стволики поперек их всех. Но существует иной способ плетения, когда соединяют только две ветви основы, по всей длине, и лишь затем переходят к следующей, соседней паре. Оплетающие стволики при этом, разумеется, направлены в общем и целом не поперек, а вдоль стволиков основы. Этот простой и удобный способ плести "кружева из травы" называется "вязка узлом" или "бантом".

Смысл техники заключается в том, что, охватив одной петлей два соседних стволика основы, эту петлю затем не прячут, а, наоборот, выявляют, обертывая ее несколько раз все той же соединительной бечевкой (или соломиной). Несколько "расставляя" ветви спирали, являющейся основой, этот способ плетения позволяет заполнять значительные плоскости нарядным ажурным плетением.

Плотность плетения можно менять, увеличивая или уменьшая расстояние между "бантами".

При плетении по спирали с каждым новым витком диаметр круга увеличивается. Весьма изящная картина получается при этом, если, слегка меняя расстояние между бантами, постараться, чтобы на один бант в предшествующем витке спирали приходилось два банта в последующем нитке. Вся плоскость оказывается пронизанной единым ритмом.
Разумеется, основу плетева можно уложить не округлой спиралью, а, например, прямоугольной или зигзагами, не меняя ничего в самом способе плетения. Это приведет к новым, оригинальным и интересным вариантам заполнения поверхности.


Прямоугольная сумка

Предложенную технику плетения можно применить к изготовлению прямоугольной сумки. Она плетется из трех деталей - одна, большая, представляет собой обе широкие стенки и донышко сразу, две другие - это правая и левая стенки. Кроме того, соломкой оплетают длинную кольцевую веревку (или жгут из растительных волокон) - это будут ручки будущей сумки и отделка ее боковых граней.

Круглая сумка

Выплетаются две круглые детали одинакового диаметра и одна длинная деталь, ширина которой будет определять ширину сумки. Между собой их соединяют гибкими стеблями ситника или рогоза. Для круглых деталей основу укладывают спиралью, для узкой -зигзагом. Разумеется, в основу плетева следует положить значительно более тонкий жгут, чем когда мы плели половички! Поскольку плетение должно быть достаточно прочным, каждый узел затягивают как можно туже. Особое внимание нужно уделить ручкам сумки. В их основу нужно положить два ивовых прута или стальную проволоку, а затем особенно плотно и тщательно оплести их, чтобы нигде не просвечивал материал основы.
Если вы решили изготовить каркасы ручек из ивового прута, необходимо добиться их одинаковости. Делают это так. После распаривания прута из него выплетают несколько колец, фиксируя их в кастрюле или бочонке подходящего размера. Там они и должны высохнуть - на солнце, на печи или на батарее отопления.
Разумеется, как и всегда, сумка будет выглядеть привлекательнее, если в плетении будет использована солома двух или трех оттенков; как и всегда, при этом от мастера требуется вкус, чувство гармонии и декоративной выразительности.


Вазочка для цветов

Это - не бытовые предметы, как корзинка, а украшения интерьера, поэтому эстетические требования к ним более высокие: геометрически правильные формы, точный выбор пропорций, безупречность плетения. Разумеется, нужно применять и отборный материал.
Для донышка берут деревянный брусок, в сверления которого вставляют камышинки основы. Значительный объем цветов на длинном рычаге может представлять серьезную опасность для устойчивости вазы, поэтому в донышко необходимо вделать груз - кусок свинца необходимой формы. Его достаточно просто отлить в домашних условиях. Правильную форму вазы можно получить, используя болванку-шаблон необходимой конусности.

Рис. 131-132. Варианты цветочных вазочек

У самого основания камыш плетут "веревочкой" в два, а лучше в три конца. Сплошное плетение далее можно чередовать с решетчатым. Если вы выбрали значительно расширяющуюся кверху вазу, по мере увеличения диаметра необходимо добавить дополнительные стоячки. Перед завершением изделия снова заплетают "веревочку". Плетение заканчивают бордюром.

В отличие от обычной "звездочки", в этом случае донышко плетут из стеблей камыша в шахматном порядке; выступающие концы камышин образуют стойки стенок блюда. При необходимости, закончив плетение донышка, можно рядом с прежними стойками добавить в плетево дополнительные. Все стойки поочередно оплетают стеблями соломы или также камышинками, укладывая их в плетево как можно более плотными рядами. В середине плетения можно один или два ряда провязать для прочности "веревочкой"; об этом способе плетения рассказано ниже.
Провязав последний ряд, приступают к заделке бортов. Проще всего это сделать, втянув конец каждой стойки в плетево рядом с соседней стойкой. Это удобно сделать шнуровальным шилом (с помощью которого шнуруют мячи): его просовывают вдоль той стойки, куда предполагается убрать очередную камышинку, продевают эту камышинку в отверстие шила и втягивают ее в плетево. Втягивать их можно плотно, а можно и не очень, оставляя по краям небольшие петли равных размеров. Там самым край хлебницы окажется оформлен декоративным узором.

Различного рода вазочки, сухарницы, подносы и т.д. из камыша и аналогичных ему материалов имеют прежде всего декоративный, эстетический смысл, поэтому так важно необычно, ярко, ажурно оформить их наружный край. Такое завершение называется бордюром. Разработано множество бордюров различного вида, которыми оформляют край плетеного изделия. Ниже приводится несколько образцов бордюров. Разумеется, каждый мастер может выдумать свой, новый, оригинальный бордюр. Загибы стоек можно делать как по дуге окружности, так и под углом; закреплять свободные концы в плетево можно и через один стоячок, и через несколько. Высота этих загибов может быть как одинаковой, так и ритмично чередующейся. Чтобы четко выявить этот ритм, желательно при затягивании свободного конца подкладывать под него шаблон одного, двух или нескольких различных видов.

Шило-шнуровку можно купить в любом магазине спорттоваров. Но его не так уж сложно сделать своими руками: вязальную спицу раскаляют посередине и, медленно остудив металл, сгибают ее пополам. Острые концы соединяют и вбивают в деревянную рукоятку.

Из ивы или из толстой проволоки, оплетенной камышом или соломкой изготавливают два обруча одинакового диаметра. Их связывают под прямым углом, в нижней половине подставляют дополнительные опорные дуги (по две или три в каждой четверти), оплетая их в обоих узлах прочными камышинками. В ходе плетения подставляют новые дуги каркаса, исходя из того, чтобы расстояние между ними было более или менее постоянным. Плетут от обоих узлов к середине.


Соломенные шкатулки

Еще одно чудо, которое можно создать из соломенных звездочек и объемных (отделочных) плетежков это соломенные шкатулки. Золотистые, как хлеба в поле с их нежным шелковистым блеском, они могут стать украшением и скромной квартиры, и интерьера фирмы, два раза в год проводящей евроремонт. Их фигурные плетеные застежки, ручки, их плоскости, пронизанные ломающимся и в тоже время четким ритмом, могут очень много неожиданного и непредсказуемого сказать сердцу того, кто задержит на них свой взгляд...
Казалось бы, что в них - плетеные ромбы, расчлененные ритмом матово поблескивающих стебельков, да витой круглый соломенный жгут с его повторяющимися тщательно проработанными мелкими деталями... Игра светотени, обеспечивающая тонкие тональные переходы цвета... Но где-то меж их соединений, в этом декоративном и пластическом решении объема кроется не только чувство красоты материала, но и... любовь к своей степи, к своей Родине.
Шкатулка должна казаться цельноплетеной из соломы, но на самом деле это не так. Декоративная шкатулка собирается из двух типов основных элементов: плетеных соломенных квадратов (ромбов, иногда, реже, треугольников или шестиугольников), и витого (отделочного) соломенного плетежка, которым оформлены стыки этих квадратов. Часто шкатулка собирается на картонном или деревянном каркасе, в который включена и откидная крышка, смонтированная на петлях. Иногда поступают еще проще: декорируют соломенным плетевом готовую коробочку с крышкой. Разумеется, мастерство исполнителя состоит в том, чтобы пользователь не заподозрил этого: шкатулка должна казаться ему цельноплетеной. При этом шкатулка должна быть легкой, ажурной, с красивым рисунком диагональных линий переплетений внутренних сторон квадратов.

Соломенные квадраты часто выплетают на каркасе из тонких круглых палочек, камышинок или прутиков лозы.
Иногда, особенно если квадраты предполагается делать не плоскими, а выпуклыми, удобно можно использовать для каркаса проволоку; ее можно надежно замаскировать, продев в соломину.
Витой шнур из 5-б соломин плетут на каркасе из проволоки. Он должен быть достаточно длинным; впрочем, важна только суммарная длина, ибо при сборке шкатулки этот шнур разрезают на части нужной длины. Разумеется, цвет, размеры и характер плетения во всех частях шнура должны быть идентичными, иначе ощущение цельности шкатулки смазывается.

Перед началом работы необходимо иметь точный чертеж шкатулки с указанием всех размеров. При сборке шкатулки имейте ввиду, что реальные размеры соломенных деталей могут отличаться от проектных на два-три миллиметра в любую сторону
Донышко и крышку собирают из квадратов и помещают их в рамку из витого плетежка. Сборка осуществляется проверенными способами: нитками и клеем. Стенки шкатулки собирают на уже готовом донышке. Как правило, каждая из стенок состоит из двух или более соломенных квадратов.

Линии раздела квадратов и ребра шкатулки оформляют вертикальной стойкой из витого плетежка, таким же плетежком, в который спрятана проволока или рейка, придающая шкатулке жесткость, проходят и вдоль стыков стенки с донышком, и сверху, где этот плетежок аккуратно скрепляет все четыре стеночки. Крышку прикрепляют к задней стенке шкатулки либо нитяными "петлями" по крайней мере в двух местах, либо лучше - полоской мяг кой кожи, подходящей по цвету и фактуре. Крышка должна свободно откидываться и не болтаться на петлях. Пришивая ее, проводите иголку не между соломинами витого отделочного плетежка, а за тем проволочным или деревянным "ребром жесткости", которое спрятано внутри него.

Рис. 105. Конфетница

Варианты форм и размеров шкатулок могут быть самые разные. Известны круглые и овальные, прямоугольные и шестигранные шкатулки Изменяя размер плетеных квадратов, их количество в основании и на стенках, используя выпуклые квадраты-пирамиды, варьируя толщину витой плетенки и количество ее рядов в основании, на крышке и стенках, можно добиться в таких изделиях оригинальности. Большую декоративность придают шкатулкам фигурные плетеные ручки, застежки, выполненные из витой плетенки.
Разумеется, если необходимо тиражировать изделие, выдерживая при этом безупречную форму и стандартный размер, нельзя обойтись без шаблонов. Одни мастера готовят жесткие рамы и формы, прямоугольные, круглые, овальные Другой использует накладные обручи и рамки (бюгели). А третьему достаточно лекал.

Плетение веревочкой

Смысл плетения "веревочкой" состоит в том, что поперечными волокнами (соломой или камышом) не только оплетают продольные стойки, но и переплетают их при этом между собой. Мы как бы свиваем веревочку из камышовых стебельков, плотно охватывая при этом ими каждый стоячок.

Две "веревочки", сплетенные рядом в противоположных направлениях, называются "елочка", ибо они образуют именно такой рисунок.

Известно несколько видов плетения "веревочкой". Обычно их типы различают по числу используемых поперечных элементов: "веревочка" в две, три и более соломин. Несколько вариантов плетения "веревочкой" приведено на рисунках. Чтобы ряды плетения непрерывно шли по спирали, число стоек должно быть нечетным.

При плетении "веревочкой" или "ёлочкой" в три соломины расход материалов повышается в полтора раза и изделия, соответственно, получаются заметно тяжелее, но и заметно прочнее.

Стойки у корзины могут быть достаточно разрежены; обычно берут двенадцать-шестнадцать достаточно длинных стволиков камыша. В основании - "шахматная" плетенка 3 х 3 или 4 х 4, затем донышко выплетают простым плетением по спирали.
Начало бортика плетут веревочкой, затем вновь переходят к простому плетению. На некоторой высоте плетение прекращают, а стойки попарно перекручивают друг с другом. В этом месте рекомендуется по всему периметру выплести один или два витка "бантом" (см. далее). Этот прием, придающий стенкам ажурный вид, повторяют несколько раз, чередуя его с простым плетением или плетением "веревочкой".

Последние, верхние нитки желательно провязать "веревочкой", в два или три ряда. Затем аккуратно заделывают борта, просовывая конец каждой стойки в плетево рядом с соседней. Эта операция проделывается шилом-шнуровкой.


Хозяйственные изделия

Используя ту же технологию, но варьируя форму и размеры, можно плести различного рода конфетницы и хлебницы. Несколько первых рядов боковой стенки выплетают "веревочкой", затем поочередно переходят к простому и ажурному плетению. Рекомендуется через шесть-восемь рядов простого плетения проплетать два-три ряда "веревочкой". Ажурную кайму не рекомендуется начинать выплетать слишком низко.

Рис. 113. Сухарница

Подчас не существенное на первый взгляд изменение в наклоне или изгибе стебелька, тиражированное в плетеве, повторенное много раз в конструкции края изделия, приводит к необычному эффекту, вызывающему новое эстетическое впечатление. И разве не это называется "дарить людям радость", разве не это является настоящей целью любого мастера?

Оформление верхнего края изделий

Уплотненную кромку изделия плетут "веревочной" или "елочкой". Затем в нее заделывают концы стоек, где их и обрезают. Варианты заделки концов весьма разнообразны, некоторые из них приведены ниже.

При изготовлении различного рода хлебниц и сухарниц следует помнить о необходимости их периодической очистки от крошек. Если крошки будут оставаться в них, забиваясь в трещинки и щели, в вашем доме могут появиться тараканы. Поэтому к отбору стебельков камыша, рогоза или аира, использованных в этих поделках, следует отнестись особенно тщательно. Они безусловно не должны иметь трещин. Кроме того, эти изделия неплохо покрывать лаком, устраняющим не только трещины в материале, но и скрывающим неплотности плетения.

http://www.traditions.ru/books/pletsol/glava%205-3.htm

Когда-то на Руси плетение из камыша, рогоза, тростника и других подобных растительных материалов было процветающим промыслом. Мастера-рогожники в рогожных избах делали и циновки, и кули, и паруса, и сиденья для стульев, и многое, многое другое.
В наше время подобное занятие стало не профессией, а скорее увлекательным занятием, результатом которого являются симпатичные шлепанцы, подставки под посуду, чехлы для цветочных горшков, оплетенные камышом "небьющиеся" бутыли и т.д.

Подставки под горячую посуду.

Подставки под горячую посуду, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и долголетием. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть: листья рогоза и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами. Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнут с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг сильно наклонится. Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при эережном к ней отношении, не менее а десяти-пятнадцати лет.

Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение "в клеточку" (рис. 6 ).

Рис. 6 Плетение подставки под посуду: а - крепление камышины для "веревочки"; б и в - формирование "веревочки"; г - заделка бортов шнуровальным шилом.

Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать камышин. Затем берут новую камышину, огибают ею одну из крайних стоек простого плетева (рис. 6, а) и формируют вокруг последнего "веревочку", поочередно оплетая все 24 свободных конца (стойки), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (рис. 6, б и в). Чтобы "веревочка" ловилась по кругу, ее стараются как можно туже стягивать на углах плетева. Когда закончите первый виток "веревочки", а он самый трудный, второй ряд плести намного проще.

Когда сделаете три-четыре витка "веревочкой", не возбраняется перейти к простому плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, необходимо иметь нечетное число стоек. В данном случае у подставки 24 стойки, распущенные веером по кругу, поэтому просто отрежьте одну стойку или прибавьте еще одну.

Как поступить, решайте сами: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну стойку удалить, а если свободно — прибавить. Чтобы вставить дополнительную стойку, новую камышину просовывают рядом с какой-либо изначальной стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце (о конструкции шила мы расскажем чуть позже).

Теперь все стойки, в том числе и дополнительную, если она предусмотрена, поочередно проходят "круговой" камышиной, обводя ее последовательно вокруг каждой из стоек и формируя столько рядов, сколько требует размер подставки. В отличие от плетения "веревочкой" здесь камышины не перекручивают, а лишь стараются уложить их достаточно плотными рядами. Но для прочности последний виток опять делают "веревочкой".

Закончив плетение, приступают к заделке бортов. При наиболее простом способе заделки конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило "от центра" просовывают вдоль одной из стоек (рис. 6, г), вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают ее внутрь. Затем шило направляют вдоль следующей стойки и втягивают в плетево конец предыдущей... Таким же способом заделывают и все остальные концы стоек.

Стойки можно просовывать в плетево и не до конца, а оставлять по краям небольшие петли. Причем, петли по желанию делают либо прямоугольные, либо треугольные. Кстати, для декоративного оформления подставки эффективно использовать сразу и ту, и другую петлю. Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец. Просунув вдоль стойки шило, в отверстие последнего вставляют острый конец стойки и втягивают ее в плетево, оставляя лишь небольшую петлю, которую расправляют так, чтобы получился треугольник (рис. 7} или прямоугольник.

Рис. 7 Заделка бортов плетева: а - работа шнуровальным шилом; б - треугольная петля.

Овальная подставка для "гусятницы".

Плетут так же, как и круглую. Разница лишь в том, что под прямым углом друг к другу плетут не одинаковое, а разное число стеблей. Например, чтобы сплести подставку, у которой ширина была бы в два раза меньше длины, число камышин, расположенных по вертикали, должно быть в два раза больше, чем по горизонтали. Но вернемся к нашему шилу. Во-первых, вместо него легко использовать шнуровку, с помощью которой раньше шнуровали футбольные и волейбольные мячи. Они еще продаются в спортивных магазинах. Во-вторых, такое шило-шнуровку не так уж сложно сделать своими руками (рис. 8).

Рис. 8 Шнуровальные шила.

В деревянную рукоятку вбивают гвоздь, обрубают шляпку и расплющивают конец. Накалив расплющенный конец докрасна на огне, дают ему медленно остыть и просекают зубильцем щель вдоль осевой линии. Затем просеченное отверстие расширяют и опиливают надфилем. Готовое шило шлифуют мелкозернистой шкуркой. Известна и более простая конструкция шила, которое изготовит из подручных материалов даже тот, кто не имеет навыков работы с металлом. Вязальную спицу накаляют посередине, и когда металл остынет, сгибают ее пополам. Соединенные вместе концы заостряют и вбивают в деревянную рукоятку. С помощью такого шила не только удается продевать новые стойки, но и заделывать борта различных изделий, сплетенных из трав.

Плетение из природного материала растительного происхождения - один из древнейших навыков, ставших когда-то серьезным и всемирно распространенным ремеслом. Так, считается, что оно возникло задолго до появления дерево- и металлообработки.

Действительно: различные виды ранних жилищ, античные ложа и стулья, циновки и маты, веревки и ограждения, сосуды, обувь и одежда, - такими были первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Среди них - корзины, многообразие и широта применения которых на Кипре была просто невероятной .

Этот народный промысел продолжает свое существование на Кипре уже на протяжении многих столетий без особых изменений, и все благодаря трудам бесчисленных поколений.

Природные ресурсы острова, их богатство, разнообразие и, как следствие, дешевизна, - всегда позволяли киприотам свободно и в больших масштабах заниматься народными промыслами, в том числе, и корзиноплетением. Ведь по всему острову в изобилии произрастают камыш и тростник (пойма и берега сезонных рек, низины), виноградная лоза (дикого и культивированного винограда: по склонам холмов); различные породы деревьев (терпентинное дерево, ивняк, дикая олива, стираксовое дерево и т.д.), гибкие ветви которых - еще один вид рабочего материала для мастериц.

Изготовление плетеных корзин и соломенных циновок, как вид коллективного труда, постепенно стало видом социальной активности: женщины и дети собирались где-нибудь в глубине двора или в тенистом саду, и за работой не забывали обсуждать свои дела и местные новости, они часто пели и отдыхали вместе в перерывах.

Такие изделия подходили для самых разных практических целей - от хранения и перевозки сельскохозяйственной продукции до оплетки бутылок, чтобы вино не протекало и не меняло свойств под воздействием солнечных лучей .

Вплоть до 1985 года, согласно официальным данным, этим ремеслом были «охвачены» сельские общины: Астромеритис, Пано Лакатамия (часть современной Никосии), Акротири и Каминария.

Плетение циновок из соломы - мастерство, которое очень мало изменилось с течением времени и до сих пор практикуется сегодня. Различные типы корзины могут быть сделаны, такие как большие «кофина», так и другие плетеные корзины, используемые для сбора и транспортировки сельхозпродукции, корзины для белья и корзины, используемые рыбаками во время рыбной ловли.

Кроме того, население Кипра занималось изготовлением так называемых «каламотэс» и «псатаркэс», которые являются не чем иным, как соломенными матами грубого плетения.

Их применяли в отделке интерьера, для теплоизоляции и реставрации кровель традиционных домов или же использовались для затенения террас и ограждения садов и огородов.

Тростниковые циновки из Капути

Эти циновки плели женщины родом из оккупированного ныне села Капути , расположенного в 7 км к северо-востоку от Морфу и насчитывавшего на 1974 год около тысячи жителей. К северу от деревни протекает река Алупос, а на юге от Капути находится Овгос, поэтому промысловый тростник «флуди» произрастает вокруг естественных водоемов, которые формируются водами этих двух рек.

Циновка-мат требует специальных знаний о свойствах растения (например, во «флуди» - это камыш), а также опыт и навыки в изготовлении ткацкого станка и различных местных артефактов.

Мастерство ткачества-плетения циновок (это ремесло теперь называют иногда фитоткачество) передавалось из поколения в поколение, так же, как и особый станок.

Производство циновок и ковриков начиналось очень рано утром. Вся семья принимала участие в работе: в то время, как мужчины уходили на добычу подходящего камыша (резали, вязали и приносили к дому на просушку), женщины плели циновки из уже подготовленного сырья, а дети помогали и обучались навыкам.

Сначала необходимо собрать станок и наладить его. Затем приступают к созданию основы будущего изделия.

В прошлом мастерицы работали, сидя на полу на ковриках или на подушечке, поместив ноги под станок.

Интересно, что выходцы из Капути не забывают этого народного искусства своих предков и сохраняют его секреты, создавая в условиях современного мира прекрасные и прочные изделия. Тростниковые циновки имеют различное применение, традиционно они могли использоваться как напольные коврики, подстилки и простые матрасы на кровать. На них также могли сушить чечевицу или использовать по другому назначению: небольшие - как подносы или как циновки для просушки и вяления на солнце различных видов сельхозпродукции (например, в процессе высушивания пшеницы для супа-траханы; а также для оливок, различных зерновых и др.) .

Они также использовались как потолочные циновки, прокладываемые между перекрытиями и черепицей для теплоизоляции в жилых домах или других строениях.

Итак, если плетение вызывает у вас интерес, и вы давно собирались заняться чем-то подобным, мы расскажем и попробуем сделать несколько простых изделий своими руками.

Как это делается:

Камыш, который при желании можно подготовить самостоятельно, как и лоза, является дешевым и доступным материалом не только на Кипре. Из него делают всевозможные декоративные изделия в фольклорном стиле и предметы обихода: корзины, тарелки для хлеба и подносы, вазы для сладостей, шляпы, панно и т.д. Кстати, как говорят люди бывалые: подготовка камыша таит определенные сложности: необходимо правильно подготовить материал, чтобы он не крошился и не резал рук. И еще: если вы собираетесь изготавливать изделие больших размеров, вам следует выбирать рогоз.
Более подробно об этом вы сможете узнать из видео-роликов или посетив занятия.

Ткем циновку...

Нужно: шпагат, камыш (или трава тимофеевка в сезон цветения), колышки (12) и три рейки. Кстати, те основы ткачества, которые вы освоите, плетя циновки, будут очень полезны и в дальнейшем, если вдохновитесь, скажем, на изготовление гобелена.

Сначала подготовим сырье: надо нарезать траву (камыш) и просушить в тени.

Две рейки необходимы, чтобы создать основу; а вот третьей вы будете подбивать траву для большей плотности.

Вбиваем в землю колышки на равном расстоянии и на каждый надо закрепить петлю шпагата. Теперь скрещиваем нити и привязываем их к рейкам: помните, что «четные» концы - к одной рейке, а «нечетные» - к другой. Итак, станок готов и основа - тоже.

Вообще начинать ткать лучше с небольших изделий, ведь внешний вид их зависит от плотности плетения... дальше пойдет лучше (и красивее!). Начнем?

Итак, поднимайте одну рейку с четными нитями и убирайте ее за колышки. На нечетные нити положите небольшой пучок травы: ее надо плотно подбить третьей рейкой к колышкам. Опускаем рейку с четными нитями, а поднимаем вверх - с нечетными. Повторяете весь процесс: кладем траву, подбиваем, поднимаем «нечетную» планку, опускаем «четную» (кстати, обе планки было бы удобно в начале работы покрасить в разные цвета, - так вы не запутаетесь).

Когда же ваша циновка достигнет желаемой длины, вы должны будете связать нити парами: четные с нечетными. Теперь просто срежьте шпагат с колышков и свяжите его концы таким же образом.

Вуаля, циновка готова. Иногда требуется ее немного подсушить, но - не забываем - только в тени!

Жалюзи

Принцип их изготовления и материал (камыш) тот же; однако уплотнять плетение не требуется. В этом случае нити основы крепятся не к рейкам, а сматываются в клубки: после каждого перекидывания пары нитей они завязываются двойным узлом.

Нюанс: чтобы изделие не вышло кособоким, все узлы завязывайте с одинаковым натяжением (этот навык можно обрести со временем); так что приступать к изготовлению жалюзи лучше, когда рука уже немного «набьется».

На готовые жалюзи можно нанести рисунок или орнамент по трафарету.

А теперь немного плетения из лозы (виноградной) или из гибких ветвей (любых).

Рождественский венок

Понадобится: свежесрезанная виноградная лоза (не более 10 веток длиной в 2 м (количество веток лозы зависит от желаемой толщины будущего венка); клеевой пистолет; элементы декора (шишки, веточки ели или сосны, желуди, сухоцветы, колосья злаковых или сушеные лестные ягоды); декоративные материалы (мешковина, елочные шарики, кружевная лента, бусины и т.д.).

Итак, подготовим лозу: если она не совсем свежа, ее стоит намочить для большей эластичности.

Сверните в кольцо одну лозу и закрепите: левой рукой необходимо зажать кольцо на желаемом диаметре, а правой - наматывать оставшуюся часть лозы-ветки на получившуюся основу будущего изделия.

Второй и последующими ветками оплести вокруг получившееся кольцо, не забывая закреплять концы рабочей лозы в начале плетения.

Теперь приступаем к декорированию: с помощью клеевого пистолета прикрепляем подготовленные элементы вашего декора в строгом согласии со своей безудержной фантазией.

Камышовые маты

Летнее занятие для настоящих мужчин: вещь полезная, удобная и экологичная, - на все случаи жизни.

Составляющие успеха: стол с большой столешницей, мягкая вязальная проволока, камыш (с бОльшим содержанием стеблей в вязанке, чем листьев), кусачки и топор.

Камыш раскладывается на две части на столе: одна половина вязанки переворачивается и перемешивается с первой для того, чтобы стебли и листья равномерно распределились по поверхности столешницы.

Далее вы охватываете ладонью небольшое количество камыша и скрепляете (скручиваете) его проволокой; затем повторяете это с другими пучками, постепенно продвигаясь далее. То же повторить с другого конца вашего мата.

После каждых 5 пучков необходимо подбивать их для плотности, после этого ряды проволоки плотно соединяются между собой.

Завершающий эффектный штрих: подравнивание кромки мата топориком «для красоты» и удобства дальнейшего использования.

Придумав вам занятие, мы поняли, что на сегодня миссия выполнена и завершаем рассказ.

Практически в любом городском или сельском краеведческом музее можно увидеть образцы не только плетения из лозы, но и вариантов использования в строительстве и быту таких материалов, как камыш, лоза и солома.
Например, в экспозиции музея .

Все мы знаем, что кратковременное воздействие солнечных лучей на вино не окажет сильного воздействия, но вот хранить бутыли требуется в темноте: при длительном взаимодействии с ярким светом и теплом происходит быстрое старение вина и портится вкус напитка.

Наконец, в мусульманской традиции, в том числе у турок-киприотов, они часто применялись в погребальном обряде (в них заворачивали усопших).

До новых встреч!