Передача детей в замещающие семьи. Профессиональное родительство консультация на тему

Своими руками

Многим кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, но это не так. Замещающий родитель должен многое знать и уметь, он должен постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Отсюда возникло осо­знание необходимости сопровождать семью с момента принятия решения о создании за­мещающей семьи и на протяжении всего времени размещения ребенка в семье, оказы­вать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональное родительство»

Многим кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, но это не так. Замещающий родитель должен многое знать и уметь, он должен постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Отсюда возникло осознание необходимости сопровождать семью с момента принятия решения о создании замещающей семьи и на протяжении всего времени размещения ребенка в семье, оказывать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка.

Организация профессиональной замещающей заботы предполагает предварительное обучение. Однако, как показывает практика, не все замещающие родители готовы справляться с конкретными проблемами приемных детей, даже, если они знали об этом в теории. После того, как они взяли в семью ребенка, им крайне необходима поддержка и квалифицированная помощь многих специалистов. Им также необходимо общение с другими подобными семьями, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, возникающих при взаимодействии с приемными детьми. Кроме того, поскольку замещающий родитель, прошедший обучение, становится профессиональным родителем, как в любой профессии ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Приемный родитель – это не просто родитель, это профессионал. Важно, чтобы замещающие родители были готовы к сотрудничеству со специалистами, были открыты для обсуждения проблем, могли перестроить свой жизненный уклад соответственно нуждам ребенка.

Родители должны обладать соответствующими знаниями и умениями, для чего они и проходят подготовку и обучение до принятия ребенка в семью.

Родители должны знать:

Законодательство по проблемам защиты детства;

Нормативно-правовые акты организации и деятельности принимающей семьи;

Структуру учреждений защиты детства и место принимающей семьи в системе этих учреждений;

Основы педагогики, возрастной психологии, педиатрии;

Основы анатомии и возрастной физиологии;

Особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Особенности образа жизни семей группы риска и специфику развития в них детей.

Родители должны уметь:

Осуществлять уход за детьми;

Организовывать совместный быт и досуг;

Создавать развивающую среду;

Создавать эмоционально благоприятную семейную обстановку;

Строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в развитии (депривационные расстройства, интеллектуальные нарушения, шизофрения, психопатия, невроз, посттравматический стресс, педагогическая и социальная запущенность и пр.), а также строить отношения со специалистами и представителями государства;

Эффективно воздействовать на личность ребенка с целью ее гармонизации;

Реализовывать эффективный стиль воспитания;

Реагировать на вербальные и невербальные знаки при общении с членами семьи, иметь навык активного слушания, оказывать психологическую поддержку.

Кроме этого, на успешность приемных родителей наиболее благоприятно влияют следующие факторы:

Умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

Понимание родителями сути психологических причин, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

Отсутствие у родителей строгих и формальных религиозных ориентаций.

Особое значение имеют: ответственность и эмоциональная уравновешенность личности; физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком; способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими; коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов. Родители должны обладать достаточными финансовыми возможностями, чтобы нести дополнительные расходы по содержанию ребенка в семье. Замещающая семья должна иметь возможность существовать на собственные доходы, не полагаясь на государственные выплаты.

Замещающим родителям необходимо обладать способностью выполнять обязанности по воспитанию принимаемых в семью детей, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения с членами своей семьи, с окружающими людьми.


Тема 2.

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей.

Задачи:

Осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения и принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Лекция (c использованием материалов «Виртуальной школы приемных родителей», авторы к.п.н. Ослон В.Н., к.ю.н. Пименов В.А., Селящева Л.Н., М., 2011г.).

Если вы решили принять ребенка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение. Бывали случаи, когда путем приема люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги. Кто-то прибегал к приему в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость заботой благодарных детей или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок - это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет - аморально. Прием ребенка в семью должен быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованным желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.

Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты - едва ли не главные факторы для успешного приема; ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как не жаль, но это не так. Каждый ребенок - это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное - нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент.

Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.

Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него "нормального ребенка"? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не "застревать" на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка, в противном случае такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места. Бесспорно также, что воспитание чужого ребенка (по сравнению с кровным), сопряжено с большим количеством трудностей. Учет только правовых требований к кандидатам в усыновители и опекуны является недостаточным для полноценного развития ребенка в замещающей семье огромное значение имеют стиль отношений в семье, личностные качества кандидатов. Именно эти параметры во многом являются определяющими для всей дальнейшей судьбы замещающей семьи, так как от этого зависит общая атмосфера в доме, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.

Личностные качества замещающих родителей

На формирование личности премного ребенка значительное влияние оказывают личностные качества замещающих родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Например, наличие у родителей таких качеств, как сенситивность (повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу) и гиперсоциализация (повышенное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов), приводит к развитию у ребенка невроза. Негативно сказывается на развитии ребенка и наличие у родителей таких качеств, как подозрительность, недоверчивость, упрямство, ригидность мышления, тревожность, неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость и другие.

Согласно исследованиям детского психиатра А.И. Захарова, благополучно приемный ребенок развивается у замещающих родителей, обладающих следующими качествами:

- эмпатичность (способность к сопереживанию) – позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать;

- открытость родителя в общении с ребенком – формирует между ними доверительные отношения;

- эмоциональность родителя – позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя;

- коммуникативность – обеспечивает межличностную связь, удовлетворяющую родителя и ребенка;

- уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка;

- ответственность – включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, распределение ответственности между супругами в семье, контроль своего поведения как родителя в связи с происходящими событиями;

- гибкость – позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации;

- прогностичность – способность родителей предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка и выстраивать взаимодействие с их учетом;

- адекватная самооценка и уверенность в себе – исключает самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантирует самостоятельное принятие своих проблем;

- способность к развитию и изменению – может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Свиридов Александр Николаевич,кандидат педагогических наук, профессор педагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»,г. Барнаул[email protected]

Социальнопедагогические факторы успешности замещающего родительства

Аннотация.В статье описаны результатыэкспериментального исследования факторов успешности родителей замещающих семей. Базой исследования явились родители ‬участники летних выездных школ замещающих семей краевых центров психологомедикосоциального сопровождения. Выявлены достоверные различияуспешных и неуспешных родителей замещающих семей. Так, для успешных родителей их родительство ‬способ самореализации, для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции«родительство».Ключевые слова:социальнопедагогическая деятельность, технология, профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение,«группа риска».Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Исследование социальнопедагогических факторов успешности замещающего родительства проводилось на базе летних выездных школ замещающих семей, организованных КГБОУ «Крутихинский центр психологомедикосоциального сопровождения», КГБОУ «Рубцовский центр психологомедикосоциального сопровождения» совместно с Детским Фондом «Виктория» (Москва).

В эксперименте приняло участие 67 замещающих семей, из них 73 родителя и 98 детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Обследование проводилась на принципе добровольности. Диагностика детей осуществлялась в присутствии родителей и с их согласия.Гипотеза эмпирического исследования базировалась на предположениях, что:имеются различия между успешными и неуспешными замещающими родителями, что выражается в том, что люди, имеющие опыт воспитания кровных детей и вырастившие их, эффективнее воспитывают проблемных приемных детей с признаками девиантного поведения;успешные замещающие родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, способствующими эффективности воспитания в замещающей семье как малой группе и главном факторе социализации детей, а именно: толерантностью, демократичностью, адекватной требовательностью, гибкостью установок, потребностью в принадлежности к семье, самоконтролем, критичным отношением кнеудачам, позитивным опытом воспитания кровных детей, лидерскими качествами и осознанным отношением к родительству как механизму своей личностной самореализации;успешные и неуспешные замещающие родители используют разные стратегии и тактики влияния на детей, в том числе разные системы наказания и поощрения, которые проистекают от моделей социального опыта и поведения родителей.Теоретикометодологическую основу исследования составили положения субъектсубъектного подхода, продекларированного вновых ФГОС общего образования (2009‬2010), гуманистического и субъектнодеятельностного подходов (С. Л. Рубинштейн, А. Л. Журавлев, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий).Концептуальными основаниями данного исследования явились: культурноисторическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией;теория Дж. Боулби, описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослым;теоретические представления о роли семьи в социализации ребенка (Ч.Х.Кули; А.А. Люблинская, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, В.С.Мухина, Д.Б. Эльконин);теория отношений и малых групп (Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев).В соответствии с гипотезойбыл использован следующий комплекс методик эмпирического исследования:

1.Проективная методика Handтест Э. Вагнер, адаптированная Т.Н. Курбатовой.

2.Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера‬Ю.Л. Ханина.

3.Тест незаконченных предложений для родителей и детей (авторский вариант).

4.Опросник дляописания системы наказания и поощрения Е.И. Николаевой (детский и взрослый варианты).

5.Рисунок реальной и идеальной (желаемой) семьи (Методика Э.Г. Эйдемиллера для детей).

6.Проективные методики ДДЧ и «Несуществующее животное».Диагностические процедуры дали необходимый и достаточный материал для сравнительного анализа результатов обследованиядетей успешных и неуспешных замещающих родителей. Анализ полученных в результате диагностики данных позволяет выявить следующие социальнопедагогические факторы успешности:Качественный анализ показал отсутствие коррелятивной связи успешности замещающих родителей от возраста родителей.Не выявлено различие замещающих родителей по параметру «место работы». Примерно треть замещающих родителей единственным местом работысчитают свою семью, так как именно воспитание приемных детей полагают местом работы, заключая договор с отделом образования или детским домом (опекой).Неуспешные замещающие родители берут на воспитаниедетей в возрасте 7‬16 лет, при этом имеют и большее число собственных детей этого возраста, то есть, имея собственных детей до 16 лет, берут не малышей, а подростков.Успешные приемные родители собственных детей уже вырастили и предпочитают брать детей в возрасте до 6‬7лет.Выявлены следующиепсихологические особенности замещающих родителей, предопределяющие «успешное родительство»:а)успешные замещающие родители значимо отличаются от неуспешных по параметрам: доброта ‬открытость,терпимость, подозрительность ‬доверчивость;б)эмоциональное состояние успешных родителей выявило отсутствие отклонений по показателям: агрессивность, личностная дезадаптация, уход от реальности, наличие психопатологии. Обнаружены достоверные различия по параметру «эмоциональная отзывчивость» у успешных замещающих родителей по сравнению с другими группами. Данные шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера‬Ю.Л. Ханина «Диагностика психических состояний и свойств личности» свидетельствуют о том, что наиболее тревожными (реактивная тревожность) в момент обследования оказались неуспешные замещающие родители по сравнению с другими группами родителей. Достоверные различия выявлены по результатам «Анкеты описания социального и экономического статуса семьи». Практически у 30% успешных замещающих родителей отсутствуют трудности (то есть они считают, что возникающие проблемы между ними и их приемными детьми решаемы и не требуют вмешательства со стороны). В то же время100% неуспешных родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только в рамках семьи. Более половины проблем у неуспешных родителей связаны с поведением приемных детей, причем именно приемным детям приписывались причины неразрешимости конфликтных ситуаций.Показательны высказывания неуспешных родителей относительно проблем, с которыми они сталкиваются привоспитании детей:с одной стороны, это реальные проблемы, типичные для детей, оказавшихся без опеки родителей («воровство», «ложь, «сексуальная озабоченность», «нельзя оставить без присмотра», «побеги из дома»);с другой стороны, это претензии родителей кдетям («приемный ребенок не ладит с другими детьми», «постоянно испытывает чувство голода», «не хочет трудиться, учиться»).Анализ данных, полученных с помощью «Методики незаконченных предложений», выявил значимые различия в группах успешных и неуспешных замещающих родителей при продолжении фразы«По сравнению с большинством других семей...». Менее половины (48,7%) неуспешных замещающих родителей считают свою семью дружной, счастливой, с достатком, тогда как 81% успешных замещающих родителей довольны своими семьями. Это свидетельствует о проявлении позитивной групповой идентификации в группе успешных замещающихродителей и ее отсутствии у неуспешных.Также значимые различия получены в распределении ответов на утверждение: «Если ребенок провинился, то родитель…». Подавляющая же часть успешных замещающих родителей считает, что сначала необходимо выяснять причины, а уж потом, если необходимо, наказывать.

Статистически значимые различия обнаружились при продолжении утверждения: «Я нервничаю, когда...».Основнаяпричина переживаний неуспешных замещающих родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил детьми. В данном случае дети становятся фактором неуспешности семьи, по мнениюродителей.В целоманализ «Методики незаконченных предложений», в котором оценивалось отношение замещающих родителей к себе как к родителям и семье, показал, что для успешных родителей их родительство ‬способ самореализации. Для неуспешных родителей их самореализация лежитвне функции‬«родительство».Важнейшим аспектом воспитания детей в семье является поощрение и наказание. Неуспешные замещающие родители в большем числе настаивают на том, что наказание делается для того, чтобы вызывать у ребенка обиду, разочарование или чувство вины. Опрос детей подтвердил тот факт, что неуспешные родители предпочитали наказывать каждую ошибку ребенка, тогда как успешные родители гибко использовали систему наказания и поощрения. Успешные родители используютпоощрение и наказание для управления конфликтной ситуацией, а также коррекции деструктивного поведения ребенка и поддержания конструктивного. Неожиданным в рамках гипотезы стал фактор,который условно можно назвать «число человек в приемной семье». На нашей выборке успешность родительства связана с меньшим числом членов замещающей семьи.Таким образом, социальнопедагогический анализ свидетельствует о том, что успешность замещающей семьи определяется:личностным вкладом родителей в воспитание ребенка и общение с ним;их эмоциональной устойчивостью;ограниченным числом членов семьи (поскольку приемный ребенокподросток требует много внимания);отсутствием психоневрологической патологии у детей;низкой агрессивностью замещающего родителя;независимостью результата социализации и воспитаниядетей от дохода в семье.Необходимо отметить, что выводы нашего исследования совпадают срезультатами исследования проблемы в трудах Л. А. Беловой и Е.И. Николаевой, О.Г.Япаровой .На материале нашего исследования можно выявить четыре группы ведущих факторов, влияющих на успешность замещающего родительства:Фактор 1. Социальные характеристики: число членов семьи, числособственных, кровных выращенных до совершеннолетия детей, число дошкольников, число подростков.Фактор 2. Взаимодействие в семье: детскородительские отношения, позитивный опыт воспитания кровных детей, адекватность применения методов поощрения и наказания, отношение к своему родительству как механизму самореализации.Фактор 3. Взаимодействие с социумом.ПМС Центры сопровождения,учреждения социальной защиты, учреждения образования и др.Фактор 4. Личностные характеристики родителей: самоконтроль, сниженная агрессивность, потребность в принадлежности к группе (семье), эмоциональная устойчивость, спокойное отношение к ошибкам, социальная толерантность.Социальнопедагогические факторы успешного замещающего родительства графически представлены на рисунке. Социальнопедагогические факторы успешного замещающего родительства

Проведенное исследование дает основание для научной интерпретации с учетомпозиций гипотезы: Феномен социальнопедагогической общности замещающей семьи как малой социальной группы и первейшего фактора социализации ребенка проявляется:в постоянном проживании ребенка в замещающей семье не менее двух лет;при сохранении у родителей потребности считать приемного ребенка членом своей семьи; взгляд успешных родителей на проблемы взаимной адаптации как разрешаемые;идентификация ребенка с замещающей семьей. Успешное замещающее родительствоЧисло людей в семьеЧисло выросших детейЧисло дошкольниковЧисло подростковФактор 1. Социальные характеристикиСамоконтрольТерпимостьОтношение к родительству как к самореализацииОткрытость, доступностьЭмоциональная устойчивостьГибкость установокПотребность в принадлежности к группе (семье)Фактор 4. Личностные характеристики родителей Сниженная агрессивностьСпокойное отношение к ошибкамдетейДетскородительские отношенияОпыт воспитания родных детей Адекватные методы поощрения и наказанияФактор 2. Взаимодействие в семьеФактор 3. Взаимодействие с социумом ПМС Центры сопровожденияи др.Выявленные факторы можно считать обоснованными критериями успешного замещающегородительства.Такие социальные факторы как тип семьи и тип брачных отношений (полная, неполная, одинокий человек; есть официальная регистрация или нет, наличие развода), а также доход семьи не являются значимыми при оценке успешности социализации приемного ребенка. В обобщенномвиде сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей представлен в таблице.

Сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей

Критерии сравнительного анализаУспешные родителиНеуспешные родители1Наличие кровных взрослых детей68%45%2Возрастные предпочтения при выборе приемных детейДошкольники (0‬7 лет)86%Дети и подростки (7‬16 лет) 95%3Личностные характеристикизамещающихродителейОткрытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль, потребность в принадлежности к группе (семье)Доминирование, потребность контролировать и критиковать, чрезмернаяответственность(порождающей тревожность), подозрительность, склонностьтяжело переживать неудачи, ригидность, зависимостьот внешних факторов4Отношение к ошибкам детейЭмоционально устойчивы, неагрессивны и настроены на сотрудничество и партнерские отношения с детьмиТрудно переживают нарушение детьми правил, воспринимаютпроступки детей как личное оскорбление, мстительны, подозрительны, ожидание от ребенка плохого поведения5Опыт собственного детстваПоложительный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощренияНегативный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощрения6Предпочтение в методах воспитания детейЧаще используют поощрения, реже ‬наказания;из методов воздействияпредпочитают: договариваться с детьми, создавать ситуации успеха, быть личным примеромПредпочитают контроль и наказание как способ воспитаниядетей7Самодостаточность замещающей семьи30%семей сами разрешают возникающие проблемы между ними и их приемными детьми и не требуют вмешательства со стороны100% родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только врамках семьи8Удовлетворенность родителей положением в замещающей семье81%48,7%

Неуспешным замещающим родителям свойственна общая характеристика: неустойчивость стиля воспитания. Под таким воспитанием понимается резкая смена стиля, приемов от очень строгого к либеральному илиот значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его замещающими родителями.Неустойчивость стиля родительского воспитания содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность к конфликтности или проявлению у детей и подростков девиаций (отклонений) характера.Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.Возможнодостаточное количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера подростков имеют следующие устойчивые сочетания:Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.Доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же времялишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных (возбудимых, реактивных) подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные (эмоциональные) реакции. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожномнительной (психастенической) акцентуации личности.Результаты настоящего исследования могут быть использованы при проектировании и разработке содержания занятий «Школ замещающих родителей» , групп «Семейной академии» для кандидатов в замещающие родители, а также в работе по повышению имиджа и престижности замещающих семей.

Ссылки на источники1.БеловаЛ. А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье// Высшее образование сегодня. ‬2010.‬№ 3.‬С. 88‬90.2.ЯпароваО.Г.,Николаева Е. И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях// Вопросы психологии. ‬2007. ‬№ 6.‬С. 37‬43.3.СвиридовА.Н. Преемственность при переходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход // Alma mater (Вестник высшей школы). ‬2012.‬№ 4. ‬С. 65‬74.

Aleksandr Sviridov,Candidate of Pedagogical Sciences, Professor,Federal state budgetary educational institution of higher professional education ‮Altai State Pedagogical Academy , [email protected] of success alternative parentingAbstract. Description of the results of the pilot study of the factors of success of parents of surrogate families. Database of research were the parents of the summer visiting schools substitute families the provincial centres for psychological, medical and social support. Revealed significant differences of successful and unsuccessful parents substitute families. So, for a successful parent parenthood is a way to selfrealization, to parents of their unsuccessful selfrealizationis out of function"parenthood".Key words:sociopedagogical activity, technology, prevention, drugs, deviant behavior, "risk group".

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА

© 2015 М. Н. Швецова

канд. психол. наук, профессор кафедры психологии образования e-mail: [email protected]

Московский педагогический государственный университет

В статье проведен анализ психологических детерминант успешного замещающего родительства. Выделены группы успешных и неуспешных родителей приемных детей, даны психологические характеристики этих групп. В качестве детерминант успешного замещающего родительства названы восприятие родительства как пути самореализации, гибкость и позитивность во взгляде на детей.

Ключевые слова: замещающее родительство, успешное и неуспешное замещающее родительство, детерминанты успешного замещающего родительства.

Кризис, испытываемый современным обществом, проявляется в том числе и в увеличении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной часто становятся различные, в том числе и социальные, изменения, негативно отражающиеся на положении семей: это и снижение уровня жизни вследствие потери работы родителями, и неспособность последних адаптироваться к новым условиями, и как результат - алкоголизация семьи, неспособность родителей воспитывать детей.

В то же время известно, что семья, родители играют в развитии человека значительную роль, что подтверждено многочисленными исследованиями [Прихожан, Толстых 2009; Лисина 2009 и др.]. Отсутствие семьи и родителей (сиротство) отрицательно влияет на развитие ребенка, препятствует формированию уверенности в безопасности окружающего мира, автономности, инициативности, идентичности. Значимость этой проблемы подчеркивается в Национальной стратегии действия в интересах детей на

2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, где говорится, что «в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России». Таким образом, создание замещающих семей сегодня признано одним из приоритетов государственной политики в области защиты детства.

Однако простое перемещение ребенка в семью не может решить все его проблемы, и случаи отказа от детей по-прежнему не столь редки. Поэтому исследование психологических детерминант, позволяющих отнести замещающих родителей к успешным или неуспешным видится нам актуальным как для последующего теоретического осмысления проблемы, так и для практики психологопедагогического сопровождения замещающих семей, совершенствования подготовки потенциальных замещающих родителей.

Родительство в нашей работе понимается как совокупность материнства и отцовства, надындивидуальное целое, динамическая подсистема внутри семьи. В этом смысле наше понимание родительства перекликается с представлениями Р.В. Овчаровой, писавшей, что «родительство - это комплексное образование», которое «...является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значимой

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

социально-психологической функцией человека» [Овчарова 2003]. Успешное родительство, таким образом, можно трактовать как функционально состоятельное, позволяющее родителям справиться с возникающими проблемами без повышения уровня внутрисемейного стресса. В данной статье нам хотелось бы обсудить причины, способствующие становлению успешного замещающего родительства.

Согласно нашим наблюдениям, замещающее родительство может быть потенциально успешным, если причины, побудившие взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах и нравственных ориентациях семьи, когда в семье для приемного ребенка создается возможность выражать свое мнение при принятии решений, касающихся его жизни; когда его готовы признать самостоятельной личностью, способной осмыслять свои поступки; способной к совершению множества жизненных выборов.

Пытаясь описать различия между успешными и неуспешными замещающими родителями, О.Г. Япарова в своем исследовании подчеркивала, что успешные приемные родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, способствующими становлению эффективной взаимосвязи и взаимоотношений в приемной семье как малой группе. Среди наиболее значимых она называла такие характеристики, как открытость, гибкость установок, терпимость, откровенность, потребность в принадлежности к группе, самоконтроль, спокойное отношение к неудачам, наличие предшествующего опыта воспитания родных детей, лидерские качества и отношение к родительству как механизму самореализации[Япарова 2009].

При этом успешной может считаться не беспроблемная адаптация (которая трудна в силу особенностей детей, проживающих вне семьи), а такая, при которой взаимодействие между членами семьи приведет к сближению ценностных ориентаций, мотивов, социальных установок и целей. Подобное с наибольшей вероятностью можно представить в рамках зрелого родительства, когда у семьи уже есть опыт преодоления конфликтов, обусловленных ростом детей и их взрослением. Возможно, этот опыт поможет толерантно относиться к проблемам ребенка с другими, отличными от собственных ценностными приоритетами и постепенно, ненасильственным путем, через каждодневное общение, находить точки соприкосновения.

Очевидно, что часть детей, прежде всего тех, кто никогда не был в семье, с большим трудом может адаптироваться в приемной семье. Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой неуспешными родителями могут оказаться те, кто в силу случайных обстоятельств получил более «тяжелых» детей, а значит, есть необходимость сравнения детей успешных и неуспешных родителей для исключения подобной возможности. Однако в нашей статье мы остановимся лишь на описании характеристик родителей, не затрагивая подробно особенностей приемных детей.

Любая оценка замещающих родителей предполагает, что одни из них лучше справляются со своими новыми обязанностями, другие - не столь хорошо, то есть кто-то действует более успешно. Замещающее родительство - это не простой путь, выбранный взрослыми людьми, который может принести им значительный личностный опыт, как позитивный, так и негативный, может стать путем совершенствования или разочарования.

Согласно статистическим данным, большинство отказов от детей происходит в первые три - пять лет пребывания в семье [Семья 2012], однако успешность процесса взаимной адаптации можно оценить уже после двух лет. По этой причине в категорию успешных замещающих родителей нами были отнесены те, кто после двух лет пребывания ребенка в семье рассматривали возникающие трудности как временные, считали ребенка частью своей семьи, ее полноправным членом, а ребенок стремился остаться в семье. В категорию неуспешных родителей вошли те, кто высказывал

пессимизм относительно дальнейшего пребывания ребенка в семье, считал возникшие проблемы труднопреодолимыми. То есть группы были сформированы нами в соответствии с явными признаками в поведении и высказываниях о ребенке замещающих родителей. Группа «неуспешных» фактически демонстрировала процесс обдумывания возможного возврата ребенка как способа решения проблем. А группа «успешных» демонстрировала готовность справляться с проблемами, большей частью без вмешательства со стороны. Такая резкая граница была нам необходима для получения наиболее достоверных данных относительно взаимосвязи оценок себя и семьи со способностью быть успешным или неуспешным замещающим родителем. Всего в исследовании приняли участие родители из 87 замещающих семей, 71 из которых были отнесены к успешным и 16 к неуспешным.

Для проведения исследования нами были использованы методы опроса, методика незаконченных предложений, «Наиб-тест», а также шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина («Диагностика психических состояний и свойств личности»). Проводимое исследование можно в некоторой степени назвать пилотажным, так как мы пытались выявить переменные, позволяющие нам далее предсказывать потенциальную успешность родительской пары.

По результатам опроса оказалось, что 28% успешных приемных родителей говорят об отсутствии трудностей, а более 70% о том, что возникающие проблемы между ними и их приемными детьми решаемы и не требуют вмешательства со стороны, в то время как неуспешные приемные родители склонны считать трудности труднопреодолимыми, говорят о невозможности решить их в рамках семьи. Более половины проблем у неуспешных родителей связаны с поведением приемных детей, причем именно приемным детям приписывались причины неразрешимости конфликтных ситуаций, склонности усугублять и без того сложную жизненную ситуацию.

Особенно показательными оказались высказывания неуспешных родителей относительно проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании детей. С одной стороны, замещающие родители говорят о реальных трудностях: ложь, воровство, побеги из дома, невозможность оставить ребенка без присмотра, то, что он требует постоянного внимания. Эти трудности в целом типичны для детей, оставшихся без попечения родителей. О них также упоминают исследователи [Япарова 2009; Петрановская 2009]. Это реальные трудности (воровство, ложь, сексуальная озабоченность, нельзя оставить без присмотра, побеги из дома), типичные для детей, оказавшихся без опеки родителей. С другой стороны, это претензии к детям, которые сводятся к таким высказываниям: не хочет учиться, не любит трудиться, не ладит с другими детьми (в том числе братьями и сестрами), у него плохая генетика и т.д.

Ответы, полученные с помощью «Методики незаконченных предложений», группировались, оценивалась частота появления того или иного кластера у родителей разных групп. Значимые различия обнаружены в группах успешных и неуспешных приемных родителей при продолжении предложения «По сравнению с другими семьями...» на уровне р = 0,001 (критерий Манна-Уитни). Только половина неуспешных приемных родителей считают свою семью дружной, счастливой, с достатком, тогда как более 80% успешных приемных родителей довольны своими семьями, что, на наш взгляд, свидетельствует о внутригрупповой приверженности как проявлении позитивной групповой идентификации у успешных приемных родителей и ее отсутствии у неуспешных.

Также значимые различия между неуспешными и успешными приемными родителями обнаружены в распределении ответов на утверждение «Если ребенок провинился, то родитель...» (р = 0,001, критерий Манна-Уитни). Приемные родители,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

отнесенные нами к категории неуспешных, высказывались в пользу наказания ребенка, в то время как подавляющая часть успешных приемных родителей считают, что сначала необходимо выяснять причины, разобраться, поговорить и только после, при необходимости, наказывать.

Важнейшим аспектом воспитания детей в семье являются поощрение и наказание. Большинство неуспешных приемных родителей настаивают на том, что наказание должно вызывать у ребенка обиду и разочарование или чувство вины. Опрос детей подтвердил тот факт, что неуспешные приемные родители предпочитали наказывать ребенка за каждую ошибку, тогда как успешные приемные родители гибко использовали систему наказания и поощрения, предпочитая поощрение. Успешные родители используют и поощрение, и наказание для управления конфликтной ситуацией, корригируя таким образом деструктивное поведение ребенка и поддерживая конструктивное. Оказалось, что методы наказания и поощрения в приемных семьях обусловлены методами наказания и поощрения в семьях, где воспитывались приемные родители.

Значимые различия между ответами успешных и неуспешных приемных родителей обнаружились при продолжении утверждения «Я переживаю когда...» (р = 0,008, критерий Манна-Уитни). Основная причина переживаний неуспешных приемных родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил поведения детьми, в то время как успешные родители способны более гибко подходить к анализу поведения ребенка и оценке того, насколько его поведение соответствует или не соответствует правилу.

Анализ «Теста незаконченных предложений», в котором оценивалось отношение приемных родителей к себе как родителям и к семье, показал, что для успешных родителей их родительство - способ самореализации, тогда как для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции родительства.

Эмоциональное состояние родителей мы оценивали по показателям «Наий-теста». Наиболее ярко проявились различия между группами успешных и неуспешных родителей по показателю агрессивности. Согласно нашим данным, неуспешные родители более агрессивны.

Обнаружены достоверные различия в группах успешных и неуспешных приемных родителей по показателю калечность «Crip» (p = 0,97 критерий Стьюдента), свидетельствующие о более серьезном отношении успешных замещающих родителей к здоровью приемных детей

Данные шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина («Диагностика психических состояний и свойств личности») свидетельствуют о том, что наиболее тревожными (реактивная тревожность) в момент обследования оказались неуспешные приемные родители.

Описывая портрет успешного замещающего родителя можно сказать, что это человек в возрасте 40-50 лет, высоко оценивающий свою семью, проявляющий высокий уровень внутригрупповой приверженности, относящийся к возникающим проблемам как потенциально решаемым, с низким уровнем агрессивности, внимательно относящийся к здоровью близких (в том числе детей), склонный обсуждать проблемы, прежде чем принимать решения, соответственно,

предпочитающий стимулировать положительное поведение ребенка через поощрение хорошего поведения, использующий наказание только в крайних случаях. Успешный замещающий родитель видит в родительстве путь самореализации, считает воспитание детей самой важной функцией взрослого, имеющего детей.

Портрет неуспешного замещающего родителя - это портрет человека, считающего некоторые трудности непреодолимыми, с более высоким по сравнению с

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Швецова М. Н. Психологические детерминанты успешного замещающего родительства

первой группой уровнем агрессии, твердо придерживающегося мнения, что ребенка надо наказывать и наказание только тогда эффективно, когда ребенок чувствует после него обиду или испытывает вину. Согласно взглядам неуспешных приемных родителей, поощрения менее эффективны в воспитании, чем наказания. Эта категория родителей очень нервничает, когда дети нарушают установленные родителями правила и не выполняют требования. Самореализация у этой категории родителей не включает воспитание детей, они видят ее в другой сфере жизни.

Подытоживая, можно сказать, что среди детерминант, обусловливающих потенциальную успешность замещающего родительства, в первую очередь стоит называть восприятие родительства как пути самореализации, саморазвития. Именно это помогает замещающим родителям справляться с трудностями, преодолевая проблемы в поведении детей. Кроме того, важной характеристикой оказывается определенный уровень гибкости в восприятии поведения ребенка (попытка понять, прежде чем наказывать) и позитивность во взгляде на детей (идея, что дети положительны по своей природе и стремятся к лучшему, значит, поощрение в воспитании более эффективно), в то время как неуспешные замещающие родители более склонны акцентировать внимание на негативе (плохой генетике, плохих биологических родителях и т.д.), как бы воспринимая ребенка как неисправимого, стремящегося к плохому.

В исследовании были выявлены различия по показателям агрессивности, реактивной тревожности, калечности в группах успешных и неуспешных приемных родителей, однако это, на наш взгляд, лишь следствие разности ценностных ориентаций относительно принятия в семью детей, разности восприятия природы ребенка. Выявленные факты, по нашему мнению, требуют своего дальнейшего осмысления и более глубокой исследовательской работы.

Библиографический список

Бешкарева Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи // Семья, брак и родительство в современной России. М.: Когито-Центр, 2014.

Зуев К.Б. Стабильность замещающей семьи: новый взгляд// Перспективы развития науки и образования // Сб. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2015. С. 87-89

ЛисинаМ.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Петрановская Л.В. В класс пришел приемный ребенок. М.: Студио - Диалог,

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. №3. С. 5-12.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», http://www.pravo.gov.ru

Эффективность работы органов опеки и попечительства в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации по итогам 2011 года / под науч. ред. Г.В. Семьи. М.:ООО «Вариант», 2012.

Япарова О. Г. Ценностные ориентации приемных родителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. Вып. № 98. С. 325-328

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)