Новорожденный и старшие дети. Как не травмировать старшего ребенка, появление новорожденного

Другие торжества

Ревность ребенка при рождении второго – вполне распространенное и обычное дело. А что же делать родителям, которые заранее хотят предотвратить скандалы в семье и сделать всех деток любимыми и счастливыми?

Специалисты считают, что подобной проблемы порой избежать трудно, но вот сохранить здоровую атмосферу в доме, привить первенцу чувства ответственности перед вторым малышом можно и даже очень необходимо.

Это сложная и терпеливая работа, в которой должны взаимодействовать три стороны:

  • мама (родители, близкие родственники);
  • первый ребенок;
  • психолог.

Ревность между детьми – это нормальное явление с точки зрения психологии. Важно сохранить барьер между пассивной ее формой проявления и агрессивной, дабы ребенок не стал причиной обвинений и конфликтных ситуаций.

Пусть рождение второго ребенка станет удовольствием для каждой семьи, а детки с самого появления на свет нашли общий язык и дружили между собой. Как же достичь такого благоденствия? Советы мудрых и опытных специалистов далее.

Причины

Причины детской ревности просты и банальны — нежелание делить родного человека, его внимание и заботу с кем то еще.

Маленький ребенок может ревновать маму не только ко второму малышу, но и к работе, машине, компьютеру, ко всему, что отнимает его время у родителей.

Важно правильно объяснить чаду, почему Вы должны заниматься подобными делами, а не проводить все время с ним. Таким образом, можно избежать различных типов проявления ревности.

Типы

Пассивная

  • малыш замкнулся в себе, делает вид, что ему безразлично присутствие братика или сестрички;
  • он не просит поиграть с младенцем, держится холодно и отстраненно;
  • у него может появиться вирусное заболевание, пропасть аппетит;
  • ребенок держится отстраненно и не желает идти на контакт со взрослыми;
  • на вопрос «что случилось?» он отмахивается и не говорит истинную причину такого несвойственного ему поведения.

Полуявная

  • старший ребенок все время стремится вернуться в детство, начинает пить с бутылочки, проситься на горшок, даже писается в кровать, просит покормить его с ложечки, тянется на руки, мотивируя это тем, «что не может ходить»;
  • он капризничает, пытаясь любыми способами привлечь к себе внимание.

Агрессивная

Сложная форма, когда ребенок криками и воплями просит отнести младшего роддом, портит имущество, отказывается повиноваться в любом деле, устраивает скандалы и даже пытается сделать больно маленькому (кусает, щиплет, толкает).

Во всех случаях ребенок просто пытается снова занять основную роль в семье и как прежде получать всю ласку и заботу любимых родителей.

Что же нужно сделать, дабы вернуть в семью мир и покой? Стать образцовыми мамой и папой, дать детям столько внимания и ласки, дабы они выросли опорой и поддержкой друг для друга.

Как избежать ревности старшего ребенка к новорожденному. Советы психолога

Соперничество между детьми начинается еще в период беременности, когда мама с округлившимся животиком уже не может прыгать и забавляться, как раньше, подымать и кружить малыша, лежать с ним и играть так, как он уже привык.

В это время старшенький начинает задумываться, что все происходящее из – за того, кто лежит у мамы в животе.

Подготовка при беременности

  1. Важно ввести первенца в мир ожидания второго . Рассказывать, как растет малыш, показывать фотографии, приобщать старшего ребенка к общению с младенцем еще в животике.
  2. Ходить вместе за подарками для новорожденного . Позвольте именно ему выбирать вещи, одежду, игрушки на свой вкус.
  3. Будет хорошо, если родители в занятиях с первенцем будут использовать книги , игры, видеокассеты с ролевыми постановками, где будет фигурировать счастливая история о появлении на свет братика или сестрички).
  4. Особое внимание необходимо уделить режиму ребенка , чем спокойнее он будет чувствовать себя в семье, тем меньше будет причин для возникновения ревностных отношений к новорожденному.
  5. Пусть ожидание второго ребенка станет для первого интересным и веселым событием. А встреча с братиком или сестричкой – счастливый и волнительный праздник.

Выписка из роддома

  1. Встреча . Это очень ответственный период. Если первенец ожидает маму с малышом дома, то ей в первую очередь следует обнять и приласкать ребенка, сказать ласковые слова, поговорить о его самочувствии, дабы он удостоверился в том, что по-прежнему его любят и ценят, несмотря на появление в семье еще одного карапуза.
  2. В первые дни желательно приложить максимум усилий, чтобы все текло своим чередом, несмотря на усталость и заботы маме необходимо делить поровну время на всех. Также читать сказки старшенькому на ночь, играть, целовать и обнимать его. Если первенец уже взрослый, то его можно приобщить к процессу купания, переодевания новорожденного, покажите, что такая помощь для Вас неоценима, и Вы еще больше любите свое чадо!
  3. По мере взросления детей важно сохранять справедливый нейтралитет. Когда из детской слышны крики и плачь, не стоит обвинять в этом первенца, только потому, что он старше. Такая модель принесет пагубные последствия. Необходимо разобраться во всем и справедливо выносить наказание.
  4. Помогите старшему выразить свои чувства ! Мама должна объяснить, что ревность – это нормальное явление, вот только не нужно кричать, сердиться и проявлять агрессию, дабы показать свою важность и стоимость. Чаще произносите слова любви и поддержки, говорите о том, какой он стал самостоятельный, ответственный заботливый.

Постепенно развивайте чувство привязанности детей друг к другу, пусть каждый из них будет уверен в родительской любви и поддержке.

Работа над ошибками

Бывает так, что ревность ребенка при рождении второго обостряется в следующих случаях:

  • излишняя концентрация внимания вокруг новорожденного;
  • старший ребенок уходи на второй план;
  • неконтролируемое баловство родственниками второго ребенка;
  • отсутствие тактильного контакта мамы с первенцем;
  • намеренное обобщение детей (одинаковая одежда, игрушки, подарки).

Родители должны понимать, что каждый ребенок – это индивидуальность, требующая определенного внимания, заботы и любви с их стороны.

Позиция родственников будет незавидной, когда все они будут «плясать» возле новорожденного, забывая дарить внимание и старшему. Чувство зависти и ревности, которое может быть спровоцировано таким поведением взрослых с годами, как правило, перерастает в агрессию и отчуждение детей.

Очень важно при появлении второго ребенка не потерять психологический контакт и душевную связь с первенцем. Также обнимать, ласкать, целовать его, проводить время наедине, общаться с ним, отвечать на все возникающие вопросы.

Да, порой это будет сделать тяжело, потому роль папы в этой ситуации еще более важная. Он должен быть рядом, помогать маме, быть защитой и опорой.

Как бороться с детской ревностью дома

  1. Не нарушать сложившиеся традиции . Если Вы водили сына или дочку на кружок, то постарайтесь это делать и далее, пусть появление нового малыша не отобразится на жизнедеятельности старшего.
  2. Продолжайте постоянный тактильный контакт с первенцем, при каждом удобном случаи обнимайте его, целуйте, говорите ласковые слова, дарите любовь и нежность.
  3. Приобщайте первого чада к заботе о втором . Пусть он поможет Вам принести полотенце в ванную, раскрыть подгузник, подать шампунь. Или же развеселить кроху, спеть песню, станцевать, скорчить гримасу. Пусть он помогает выбирать шапочку или штанишки для малютки. Такое участие положительным образом скажется на нейтрализации деткой ревности.
  4. Порой старший ребенок может попросить пустышку , сесть на горшок, постарайтесь не отказывать ему в таких шалостях. Поверьте, такой интерес очень быстро пропадет, и первенец станет вести себя, как обычно.
  5. Обязательно уделяйте время старшему наедине без отвлечения от новорожденного. Ребенка не должен разочаровывать крик младшенького, свидетельствующий о том, что интересная игра с мамой уже закончилась.

Конечно, без детской ревности обойтись порой невозможно, но если постараться, то можно предотвратить плачевные последствия подобного негативного поведения первенца.

Помните, мама — самый важный человек в жизни каждого ребенка, а потому он всегда должен чувствовать ее любовь и заботу. Только от нас зависит, какими станут дети в будущем и как будут ладить между собой всю жизнь.

Терпения всем, добра и благополучия!

Видео: Подготовка старшего ребёнка к рождению второго

что чаще всего я слышу либо в советах для тех, кто ожидает второго ребенка, либо в рассказах о собственном опыте: старшего нужно максимально окружить всеобщим вниманием, чтобы он даже не заметил никаких изменений и его не особо трогала занятость мамы малышом. Старший должен ехать с папой в зоопарк, с бабушкой в кино, с дедушкой на аттракционы, заедать все это ежедневно мороженым, к вечеру получать новую игрушку, няню, и прочая, и прочая. На мой взгляд это как раз и есть самая главная ошибка. Почему? Второй ребенок приходит в СЕМЬЮ. Не к маме! и не к маме и папе! Он приходит ко всем троим, включая первенца. Это означает, что теперь у всех жизнь изменится окончательно и бесповоротно. Да, вполне возможно, что первые дни эти изменения будут совсем не радужные, а эмоции, очень даже может быть, не очень положительные. Но самое главное, чтобы старший пережил это привыкание к малышу ВМЕСТЕ с родителями (или хотя бы мамой, если папе сразу же на работу). Все мы знаем, что женщине после родов необходим "период гнездования", когда хочется зарыться с малышом в норку, сидеть там тихонько и никого не видеть-не слышать. Приходят всякие новые чувства, бурлят гормоны, работают инстинкты. А старший - не человек, что ли? У него тоже все бурлит и работает! И если в самые первые дни его изолировать от общения с малышом, не давать вместе с мамой пережить первые трудности и (вполне может быть) первые слезы по поводу утраты безраздельного владения мамой, дальше войти в роль будет тяжелее. Если в самом начале старший получает повышенное внимание со всех сторон, он будет ждать такого же развития событий и дальше, но этого-то как раз и не произойдет! Получится разочарование и новые негативные эмоции. Старший ребенок должен немножко расстаться с эгоизмом - ведь любовь по сути своей дает, а не требует себе. И вот ему тоже необходимо учиться любить - любить и поддерживать маму в новой для него роли, любить этого совершенно неинтересного крикуна, претендующего на полное мамино внимание, и это умение поддерживать семью в трудности ему много раз пригодится в будущем. некоторые говорят - ну ладно, девочка! А мальчику-то это зачем? А мальчик вырастет в папу, и будет очень удивлен послеродовым поведением своей жены! И вместо того, чтобы ей помочь и поддержать первые трудные недели, отправится веселиться с друзьями и получать повышенное внимание на стороне?

Еще одной тяжелой ошибкой родителей является приурочивание детского сада для старшего к появлению малыша. Ребенок это воспринимает как отверженность и ненужность - мама обнимается на кровати с малышом, а ты иди в сад!
Очень советую особенно первые дни после родов, как бы ни было трудно, провести вместе с обоими детьми - да, при том, что маме никак уделить внимание старшему, никак почитать книжки и т.п. Лучше подключать старшего к посильному уходу за младшим (сложить пеленочки, подать-принести-унести маме нужное, дать ей водички). Старшему не менее, чем самой маме, нужно войти в свою новую роль и привыкнуть к собственному братику или сестричке. Следующие дети не будут воспринимать малыша так остро, как первый - ведь он всегда жил в центре вселенной, и тут на тебе, новости какие! (Мне после родов все по очереди приятельницы предложили "забрать Иду, ведь тебе нужно быть с маленьким!), я всем вежливо поддакнула и ни разу дочку никуда ни к кому не отправила, первый месяц мы втроем гнездовались, никого не звали, никуда ее не отпускала, только после периода новорожденности стали как-то приходить в обычный режим).

Многие не хотят, чтобы у старшего "сбивался привычный режим". Вы только подумайте, какое огромное событие переживает ребенок, и он должен стоически выдерживать "привычный режим"?! МОжно временно бросить всякие учебные дела (благо мы на хоумскулинге, раздолье), снизить до минимума требования к ребенку, вплоть до автоматических навыков, которые отработаны уже давным-давно. У ребенка сейчас такие эмоциональные перегрузки, не нужно ему еще бегать на кружки и делать поделки! Ему вполне достаточно того, что необходимо осмыслить о собственном месте бытия. Любое, самое малейшее, дело сейчас может выбить его из колеи, а уж требования каких-то творческих потуг точно не к месту. (У кого дети в начальной школе я бы даже советовала отпросить на несколько первых дней ребенка, ничего страшного не случится со школой).

Совершенно нормально для старшего любой регресс - будьте спокойны, это временно! Совсем маленькие (2-3 года) начинают специально писать в штанишки, более старшие могут описаться от эмоциональной встряски - ругать ни в коем случае не нужно, ребенок и сам переживает по этому поводу. У детей могут быть беспричинные слезы, все срочно нужно делать с мамой (хотя вчера кричал "я сам!"). Если вы практиковали совместный сон - старший может явиться под бочок, при том, что давно переселился - позвольте ему это сделать. Вот что не нужно делать - так это попрекать возрастом ("ты же старший! как тебе не стыдно!") - ребенок не выбирал, когда ему родиться, и не надо его за это отчитывать. Самое лучшее - любую реакцию воспринимать как должное (кроме негативного отношения к малышу, это нужно решать сразу, пока не поздно).

«Мой брат (сестра) чудом остался жив (осталась жива)», - говорят многие про своих братьев и сестер, родившихся с небольшой разницей в возрасте. К сожалению, известно много случаев крайней жестокости старших детей по отношению к своим младшим братьям и сестрам. Например, такой случай: старшая девочка регулярно поила младшего брата холодной водой, и он постоянно болел; продолжалось это, пока ее не застали на месте преступления. А родители при этом недоумевали: «Как это могло случиться?»… Мой приятель вспоминал, как он в трехлетнем возрасте принес домой огромную палку для того, чтобы ударить своего брата, и только прутики кроватки и близость мамы спасли последнего от увечья.

Конечно, это крайности, но они реальны.

В основе такого отношения лежит четкая мотивация: ревность . Ревность снедает старшего ребенка, грызет его психику. В этом смысле он ничем не отличается от взрослого, только объект его ревности, обладания - родители. Вы можете вполне понять его чувства, если ревновали хотя бы раз в жизни. Мировая художественная литература изобилует описаниями этого специфического состояния, в романах можно даже найти самые разнообразные «рецепты»: как разжечь ревность или, наоборот, как не дать для нее повода. Вам предстоит серьезнейшая работа, прежде чем вы будете по-настоящему готовы к решению проблемы со старшим ребенком в преддверии рождения и в течение первых лет жизни младшего.

Возникает несколько вопросов. Все ли дети подвержены чувству ревности к младшим братьям и сестрам? Какой возраст старшего ребенка самый опасный? И наконец - что делать? Попробуем ответить на них по порядку.

Ревность может возникнуть у любого ребенка, даже у хорошо подготовленного к рождению брата или сестренки. Подчас достаточно одного неосторожного слова, чтобы пожар заполыхал в полную силу. Можно ли его предотвратить? Думаю, что можно.

Конечно же, существует зависимость между силой возникающей ревности и возрастом старшего ребенка. Понятно, что бессмысленно подготавливать пятнадцати-шестнадцатилетнего первенца к рождению второго ребенка так же тщательно, как при разнице в пять-шесть лет, да и ситуация такая встречается куда реже, чем небольшая разница в возрасте. По-особому трудна разница в год-полтора. Ведь ваше старшее дитя не внемлет никаким вашим доводам, сколько бы вы ни призывали его к разумности и т.п. Зато в этом возрасте психологическая проблема, даже если она возникает, еще не так велика, как та, которая может появиться у ребенка постарше, когда он годам к пяти-восьми достаточно вкусил всех прелестей положения всеобщего любимца.

Известно, что предупреждение болезни обусловливает значительно меньшие издержки, чем ее лечение . При всех минусах в ситуации «старший - младший» есть один важный плюс: наличие четкого «диагноза» позволяет предупредить возможные трудности и преодолеть их. Таким образом, наша проблема - из разряда прогнозируемых и решаемых.

«ТЫ БРЫКАЛСЯ У МЕНЯ В ЖИВОТЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И ТВОЯ СЕСТРИЧКА»

После того как вы узнаете, что в семье грядет пополнение, у вас есть вполне приличный срок, чтобы подготовить первенца или второго ребенка к появлению самого младшего. В этот период надо постепенно вводить в жизнь ребенка те или иные ограничения: у мамы, например, болит спина, и поэтому она не может поднимать его на руки и т.д. При этом ни в коем случае нельзя давать ребенку понять, что какие-либо ограничения в его жизни появляются из-за грядущего появления малыша в семье.

Ребенок должен хотеть появления брата или сестры, и его надо убедить в том, что он этого хочет.

Нельзя спрашивать у старшего ребенка, хочет ли он братика или сестричку, - ни в коем случае! Стоит ему ответить отрицательно - и чтобы убедить его в обратном, вы потратите в десять раз больше усилий, чем потребовалось бы до произнесения этого рокового «нет».

Что же говорить ребенку и как? Дети очень хорошо чувствуют фальшь. Они куда лучше воспринимают слегка равнодушный голос, чем воодушевленно-восторженные излияния. Попробуйте «внепланово» подарить своему ребенку большой подарок - он обязательно заинтересуется причиной этой щедрости. Не следует специально отводить время для каких-то воспитательных бесед, не нужно обсуждать собственное поведение или гипотетическое поведение старшего, не стоит говорить ему о долге и пр . Например, лучше избегать фраз типа: «Ты должен любить своего братика » или «Мы все равно будем тебя любить ». Такие разговоры могут насторожить ребенка и привести к нежелательным расспросам. Необходимо снабжать малыша тщательно продуманной информацией постоянно, но в очень маленьких объемах, как бы вскользь. Ни в коем случае нельзя переборщить. Причем делать это нужно тем тоньше, чем он старше.

Некоторые примеры текста.

«Везет тебе, скоро появится твой настоящий братик ». (Развивается тема позитивности, желанности его появления и отличия «настоящего», родного братика или сестрички от двоюродных братьев и сестер, друзей и пр.)

«А у меня вот не было младшего братика в детстве ». (Тут можно поговорить о негативных проявлениях этого неприятного момента в вашей жизни: некого было защищать, не с кем играть и т.п.) «Счастливчик, у тебя скоро будет маленькая сестричка, а я в детстве говорил своим родителям: «Рожу себе сестричку сам, раз вы не хотите »…».

Неплохо сравнивать старшего малыша с младшим. Сравнение, конечно же, должно быть либо нейтральным, либо в пользу старшего (пока младший еще не слишком смышлен):

«Когда ты был у меня в животе, ты все время хотел пить яблочный сок - мой любимый, а твой братик, чувствую, любит морковный! »

«Давай измерим мой живот, посмотрим, кто больше - твой братик сейчас или ты, когда там сидел… »

«Ты брыкался у меня в животе точно так же, как и твоя сестричка… »

Необходимо дать старшему возможность почувствовать, что он имеет исключительные права, - например, подсказать ему имя будущего малыша, чтобы потом он с гордостью говорил: «Это я так его назвал», или вместе с ним пойти в магазин за игрушками для маленького, чтобы впоследствии старший гордился тем, что сам выбирал игрушки для братика или сестрички.

Самостоятельность старшего ребенка - залог успешного решения проблемы (хотя и не само решение). Если ребенок несамостоятелен, нужно по возможности скорее, иногда даже форсированными мерами, достичь необходимых результатов. Степень самостоятельности, естественно, зависит от возраста ребенка. В понятие самостоятельности входит умение самостоятельно есть, засыпать, играть, ходить на горшок (унитаз), вытирать попу и многое другое.

Необходимо заранее купить новые игрушки для старшего, чтобы потом, после рождения младенца, синхронно дарить подарки обоим детям (неплохо, объяснив ситуацию, давать их и гостям - для подарка старшему от их имени). Хорошо, если есть возможность выделить для старшего ребенка больше места в квартире (а лучше - отдельную комнату), к отдельной кроватке его также разумно приучить заранее.

В общем, что сможете, то и сделаете. Что не сможете - не форсируйте после появление младшего в доме!

ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ…

Очень важно для детей первое знакомство. Неплохо было бы избавить старшего от восторженных криков родственников при появлении младенца дома, а «предъявляя» новорожденного старшему ребенку, можно сообщить ему, что он был, честно говоря, посимпатичнее, и описать чем, в заключение же сказать, что ничего, маленький еще станет похож на брата (сестру). Первые дни после возвращения мамы с младенцем из роддома во многом определят отношение старшего малыша к младшему. Именно поэтому не отдавайте в это время старшего ребенка бабушкам и дедушкам, как бы они вас ни уговаривали: он сейчас особенно нуждается во внимании родителей. Если бабушка хочет и готова помочь, лучше пригласите ее к себе домой, а если у вас есть проблемы в общении (и если позволяют средства) - найдите помощницу, с которой вам точно не придется спорить по поводу того, как, что и когда делать.

После появления новорожденного перво-наперво придется запастись огромным терпением. Особенно внимательно нужно следить за своими словами, причем относится это не только к маме и папе. Если родители предельно чутки и осторожны, а бабушка позволит себе самую, на первый взгляд, безобидную фразу, адресованную старшему ребенку и касающуюся его отношений с младшим (например: «Отдай сестре свою игрушку немедленно, она маленькая» или «Не кричи, Таня спит» ), без необходимого сопровождения-объяснения, то проблема может возникнуть совершенно неожиданно.

Ту же ситуацию можно представить старшему ребенку несколько иначе: «Везет тебе, Илюшка, у тебя такие хорошие игрушки! У Тани таких нет, дай ей немного поиграть твоего робота, а ты покажи мне лучше свой последний рисунок, он мне так нравится… » Еще до появления младшего ребенка научите старшего меняться игрушками, а не отбирать их. Можно сказать и так: «Сережа, ты же знаешь, как мы оберегали твой сон, когда ты был маленький, мы даже бегали к соседям, просили их не шуметь, а однажды ты проснулся и долго громко плакал, и мы утешали тебя целый час ». Старайтесь улыбаться, но не смейтесь.

Давайте старшему потрогать младшего и не переживайте, если он разбудит малыша неосторожным движением или криком, - это неизбежно.

Разумеется, старшему ребенку нужно уделять ничуть не меньше внимания, чем младшему. С ним надо по-прежнему заниматься его любимыми делами, выкраивать время для того, чтобы поговорить, - дети очень любят, когда с ними просто разговаривают «ни о чем». Выучите вместе новую песенку (колыбельную для младшего), запишите ее на магнитофон и включайте для новорожденного. Если хвалите младшего, надо сразу же найти причину похвалить и старшего. Ласкаете младшего - уделите долю ласки и старшему! И так далее.

Что касается повседневного расписания для малышей, то распорядок дня вы подберете самостоятельно исходя из ваших возможностей. Некоторые вещи удобно делать одновременно с двумя малышами: гулять, укладывать спать, кормить. Это может показаться сложнее, но, поверьте, избавит вас от тотальной занятости и связанного с ней стресса.

К сожалению, в поведении старшего ребенка при появлении в семье нового малыша могут возникнуть определенные психические отклонения (отмечу, при отсутствии должного внимания к нему со стороны родителей).

Самое неприятное - это агрессивное поведение, направленное на младшего. В лучшем случае он станет будить его громкими криками, в худшем попытается причинить ему физическую боль. Детская «изобретательность» в этой области даже поражает воображение. Проблема еще в том, что дети не понимают, что такое жестокость и даже смерть, подчас они не чувствуют опасности и не представляют, какой силы может быть урон, который они в состоянии нанести даже при своих небольших физических возможностях маленькому человечку.

Другие случаи менее страшны по последствиям, но также неприятны.

Бывает, что старший ребенок решает добиться «прежнего расположения» родителей путем подражания младшему. Например, начинает просить соску, писать в одежду и пр. (так называемое регрессивное поведение).

Ребенок может начать мстить родителям: капризничать, грубить, не откликаться на зов и т.д. и т.п.

Некоторые замыкаются в своей обиде на весь мир, и вывести ребенка из этого состояния не всегда бывает просто.

Поведенческие варианты сводятся к неосознанному или сознательному желанию ребенка понять, любят ли его родители по-прежнему. Родители должны приложить все силы к тому, чтобы восполнить пробелы в его воспитании, и ни в коем случае не прибегать к грубому воздействию.

Вам трудно будет уберечь младшего от синяков, возникающих по вине старшего, но не ограничивайте их общение рукопожатиями через решетку манежа. Очень важно, чтобы между ними установился не только тактильный, но и психологический контакт, тогда они станут ближе друг к другу, привыкнут делать многие вещи вместе, помогать и выручать друг друга.

В конечном итоге правильно построенные отношения между детьми помогут им понять сущность отношений между людьми. Они вырастут уравновешенными и уже наделенными мудростью каждодневного компромисса, способностью бескорыстно любить и отдавать себя.

Когда вы вернетесь из роддома, вам предстоит познакомить старшего ребенка с новорожденным. Лучше, если вы и папа возьмете его за руки и подведете к колыбельке. Разрешите первенцу дотронуться до младенца, дать ему соску, покачать кроватку.

Помните о том, что не только крохе, но и старшему ребенку необходима ваша любовь и внимание. Вы можете, например, кормить младшего грудью и в это время рассказывать старшему, что точно так же кормили и его, так же сильно любили его и заботились о нем. Если вы хвалите младшего, найдите за что похвалить и старшего! Ласкаете маленького, приласкайте и второго. Тогда у него не будет чувства, что малыш его «затмил».

У первенца может возникнуть вполне обоснованная ревность. Тогда он будет рассматривать младенца как соперника, может щипать и даже кусать его. Такими приступами злобы он показывает, как сильно недоволен своим «свержением с престола». Вам придется быть начеку. Утешает только то, что злость часто сменяется минутами нежности, сердечности: старший гладит младенца, тихо напевает какую-нибудь мелодию, ласково с ним разговаривает или сосредоточенно рассматривает его.

Помимо этого, старший ребенок может потребовать, чтобы его носили на руках, дали ему соску, начнет пачкать штанишки, отбирать игрушки у младшего. Не сердитесь, терпеливо объясняйте ему, почему не стоит этого делать.

Постарайтесь сделать так, чтобы старший ребенок чувствовал себя вашим партнером, помогающим ухаживать за малышом. Тогда в лице старшего ребенка вы приобретете незаменимого помощника, который сам с удовольствием и нежностью будет заниматься младшим братиком или сестричкой.

При этом не следует превращать старшего ребенка в няню. Уход за младенцем - это ваша обязанность, а не старшего ребенка. Пусть он продолжает делать то, что делал раньше - убирает на место свои игрушки, складывает вещи. Скоро вы увидите, что первенец начнет копировать ваши действия. Вот он уже сам накрывает малыша одеяльцем, несет бутылочку, расчесывает волосики… Поощряйте такую заботу, хвалите своего маленького помощника или помощницу и почаще говорите: «Ты все делаешь просто замечательно! Я бы без тебя не справилась!» Да, и обязательно о его добрых делах рассказывайте папе.

Находите время для личного (вдвоем) общения со старшим ребенком. Эо можно сделать, например, во время сна младшего. Почитайте первенцу книжку, поиграйте в игрушки, поинтересуйтесь, как дела в детском саду или школе…

Ничто не сближает детей лучше, чем совместная игра! Имейте в виду, что если малыши не близнецы, то важно учитывать разницу в их возрасте. Не обещайте первенцу, что как только родится сестричка или братик, они сразу же побегут вместе играть. Объясните ему, что сначала он сможет показывать маленькому свои игрушки, греметь погремушкой, держать ее ближе (дальше) от крохи, водить ею вертикально и горизонтально и т. д. По мере роста младшего ребенка придумывайте новые совместные игры. Например, пусть старший покажет ему, как собирать пирамидку, строить башенки из кубиков, ползти за игрушкой… Объясните первенцу, насколько важна его роль. Скажите, что младший ребенок очень его любит и хочет быть рядом с ним, стремится научиться тому, что так замечательно умеет делать он сам.

Для того чтобы избежать соперничества между детьми, родителям нужно соблюдать несколько правил:

♦ Ведите себя справедливо по отношению к каждому ребенку. Нельзя ругать всегда одного и того же только потому, что он старший. Также не стоит за один и тот же поступок одного хвалить, а другого оставлять без внимания.

♦ Старайтесь, чтобы у каждого малыша были свои игрушки, вещи. Их количество не должно различаться!

♦ В день рождения одного ребенка дарите подарок и другому

ВАЖНО!

Для первого ребенка разница с младшим в годах означает следующее:

♦ Меньше 3-х лет - ему приходится рано делить мать с младенцем, но у него развивается сильная эмоциональная привязанность к младшему.

♦ От 3-х до 7 лет - долгое время внимание родителей принадлежало ему безраздельно, поэтому часто он доминирует над младшим.

Более 8 лет - несмотря на наличие брата или сестры он растет как единственный ребенок.

Только тот факт, что в одной семье в разное время рождаются дети, является благодатной почвой для ревности и соперничества. При планировании второго ребенка большинство родителей уверены, что оградят своего первенца от таких качеств, как эгоизм и ревность, но что можно получить, если пустить ситуацию на самотек?

Только то, что ребенок, которого так ждали мама и папа так и останется желанным и любимым только ими. Старший брат или сестра не будут проявлять к нему положительных эмоций. Из этого следует, что формировать в первенце любовь к будущему малышу нужно начинать еще до появления того на свет. Если старший сын или дочь уже достиг трехлетнего возраста, то его следует так подготовить, чтобы он сам попросил сестру или брата.

Внушайте ребенку, что он будет самым хорошим старшим братом/сестрой на всем белом свете, теперь ему не будет скучно играть, а в детском саду или школе он сможет рассказать, что у него скоро будет младший брат (сестра). Кстати, вы вместе можете отправиться выбирать для малыша шапочку, ползунки, игрушку. И все это не для соперника, а для друга. Постарайтесь купить именно те вещи, которые выберет ребенок. Таким образом, вы покажите, что уважаете и дорожите мнением ребенка, а еще заставите еще больше ожидать появление малыша, на которого вы сможете вместе надеть купленные вещички.

Придумайте для новорожденного имя в кругу вашей семьи. Важно, чтобы последнее слово осталось за старшим ребенком, поэтому вы можете предложить ему на выбор имена, которые вам с мужем нравятся больше всего. Но если ребенку вздумалось назвать братишку или сестренку не так как вам бы того хотелось, то вы можете либо согласиться с ним, либо постепенно, проявив фантазию, подвести его к необходимому вам имени.

Еще важно, чтобы после выписки из роддома знакомые, которые будут приходить навещать мамочку и малыша не забывали приносить подарок не только новорожденному, но и первенцу. В обратном случае вам тогда следует принимать гостей пока старший ребенок находится в саду или школе, так как вашим «не твой праздник» вы можете очень сильно травмировать кроху. Так как посетители будут приходить не все сразу за один день, то постоянный праздник у новорожденного может натолкнуть первенца на мысль, что он так ждал малыша, а он появился и отобрал у него подарки, которые раньше приносили только ему, а еще и маму с папой, их внимание. Понятно, что полностью обид со стороны старшенького сына или дочери не избежать, но вы никогда не должны употреблять фразу «ты уже взрослый», ведь он может истолковать ее как «ты уже не такой любимый».

Просите старшего ребенка помогать ухаживать за младшим братом/сестрой, но не заставляйте, говоря «ты должен», а, фразами «что бы я без тебя делала», или «я бы без тебя не управилась», или «видишь, как радуется малыш, что именно ты с ним сидел/играл, пока мама готовила кушать». Никогда в жизни не ставьте перед ребенком ультиматум типа «если ты не поиграешь с братом/сестрой, то не пойдешь играть с друзьями», такие фразы не привьют любовь, даже наоборот – могут обозлить ребенка.

Никогда не давайте вещи и игрушки старшего ребенка младшему без его на то разрешения, лучше подведите этот жест в его понимании как проявление любви, он должен понять, что это приятно. Не забудьте сделать акцент на том, какой он молодчинка, скажите, что вы им очень гордитесь.

Держите свои эмоции под контролем. Фразы в сторону младенца типа «какой же ты миленький» лучше проглотите или скажите мысленно, но ни в коем случае - вслух, если старший малыш находится рядом, пусть лучше он сам скажет нечто подобное, а вы возьмете его за ручку и пойдете смотреть альбом с его фотографиями, где он в таком же возрасте, как сейчас малютка. Только помните, что вы никогда не должны сравнивать своих детей, ведь они совершенно разные, ни хуже и ни лучше, просто очень разные и очень любимые.

Появившийся в семье второй ребенок требует повышенного внимания, но это не коим образом не должно сказываться на количестве внимания первенцу, ведь он не только нуждается в стабильности и прежнем количестве внимания, а даже в еще большем, чем прежде, чтобы знать и чувствовать, что он, как и прежде любим. Поэтому пока новорожденный спит, а спят младенцы много и часто, старайтесь использовать это время для игр со старшим ребенком. Конечно, чтобы научить ребенка любить младшего вам придется меньше заниматься домашними делами, переложив их на чьи-то другие плечи. А пока старайтесь изменить позицию старшего ребенка, которая гласит «Я в центре и все для меня», медленно и уверенно заменяя «Я» на «Мы».

Планируя второго ребенка или любого последующего, родители должны понимать, что их любви и внимания должно хватать на всех и друг на друга в том числе, ведь только в таком случае дети смогут вырасти полноценными людьми, которые будут на протяжении всей своей жизни поддерживать теплые отношения со своими родственниками и родителями.

Вы можете или написать свой.