Ногайская национальная одежда. Жилища, одежда, традиционная кухня ногайцев Мужская одежда ногайцев

Мужчинам

: 22 006 (2010)

  • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
  • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
  • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
  • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.
    • В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Ногайцы
    • Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая
    • К. Н. Казалиева. Межэтнические отношения ногайцев на юге России

    Литература

    • Ярлыкапов, Ахмет А. Ислам у степных ногайцев. М., Инст. этнологии и антропологии, 2008.
    • Ногайцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 374
    Правильная ссылка на статью:

    Канокова Ф.Ю. — Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев // Человек и культура. - 2017. - № 1. - С. 80 - 87. DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.21521 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21521

    Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев

    Другие публикации этого автора

    Аннотация.

    Предметом настоящего исследования является комплекс мужского и женского традиционного костюма ногайцев, в котором отражены черты характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. На сегодняшний день исследуемый вопрос характеризуется недостаточной степенью изученностью, он практически не представлен в музеях и национальном быту, а основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников, фотоснимки XVIII-XX в. Данное исследования проводится с целью заполнения образовавшегося пробела. В работе использованы общие и частные методы культурологического и искусствоведческого исследования, в связи с дисперсным проживанием ногайцев применен метод полевой этнографии. В исследовании впервые выявляются не только локальные особенности, но и общие черты, характеризующие ногайский костюм как явление цельное, монументальное, имеющее общую конструктивную и композиционную систему. Проведенное исследование призвано получить дальнейшее развитие в реконструкции костюмов для музейных коллекций и сценических вариаций.


    Ключевые слова: ногайцы, костюм, убранство, орнамент, цвет, ювелирные украшения, верхнее платье, вышивка, головной убор, серебро

    10.7256/2409-8744.2017.1.21521


    Дата направления в редакцию:

    28-12-2016

    Дата рецензирования:

    24-12-2016

    Дата публикации:

    03-04-2017

    Abstract.

    The subject of this research is the complex of male and female traditional costume of Nogais, which reflects the characteristic features of nomadic or sedentary lifestyle of the ethnos. Currently, the examined question is insufficiently studied; it is practically not represented in museums or national life, and the main visual material consists in sketches and impressions of the travelers, as well as photo images of the XVIII-XX centuries. This research is conducted for closing such gap. The work applies the general and specific methods of culturological and art review; the method of field ethnography is used due to the disperse dwelling of the Nogais. This article is first to determine not just the local peculiarities, but also common features that characterize the Nogai costume as an integral and monumental phenomenon that has common constructive and compositional system. This research is called to acquire further development in reconstruction of costumes for the museum collections and stage variations.

    Keywords:

    Embroidery, overcoat, jewelry, color, ornament, decoration, costume, Nogais, headgear, silver

    Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении, культурных связях и эстетических идеалах. Формы костюма менялись в зависимости от уровня производительных сил и смены социального устройства общества, творчески перерабатывались и приспосабливались к внутренним потребностям этноса. Эти закономерности нашли яркое отражение и в традиционном костюме ногайцев, который складывался из разных культурных компонентов, аккумулируя в себе черты, характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни. Обладая самобытными формами, ногайский костюм имел локальные особенности, выделяющие его в отдельный комплекс.

    Изучение традиционного костюма ногайцев представляет весьма сложную задачу, которую призвано решить настоящее исследование. Сложность в решении поставленной задачи обусловлена, во-первых, дисперсным проживанием отдельных этнических групп ногайцев, во-вторых, недостаточной изученностью обозначенной проблемы в обширной литературе. Одежда ногайцев практически не представлена в музеях, не используется она и в национальном быту. Основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников и фотоснимки XVIII-XX вв., что значительно ограничивает хронологические рамки исследования (верхняя граница обозначена серединой XVIII в., а нижняя - началом ХХ в.).

    На сегодняшний день, традиционный костюм различных этнических групп ногайцев, его убранство и аксессуары, фрагментарно рассмотрены в работах современных этнографов, историков и этнолингвистов - это коллективный труд «Ногайцы» , монографические исследования С. Ш. Гаджиевой и Р. Х. Керейтова , статьи Э. Ш. Идрисова , С. А. Кукаевой , А. У. Акбердиевой . В вышеперечисленных источниках, костюм рассматривается как часть этнической истории и бытовой культуры этноса, изучается лексика традиционной одежды, при этом отсутствует художественная характеристика и искусствоведческий анализ ее основных элементов, несущих визуальную информацию, закодированную в форме конструктивных элементов, архаичных знаках и цветовых формулах.

    Данная статья является попыткой впервые рассмотреть комплексы традиционной мужской и женской одежды ногайцев с искусствоведческой точки зрения, выделив характерный образ для создания полноценной картины, характеризующий ногайский костюм как явление цельное, монументальное, выдержанное в единой цветовой гамме и орнаментальном ключе.

    Для решения поставленной задачи в исследовании использованы общие (системный, компаративный, типологический) и общие (исторический, семиотический, герменевтический) методы искусствоведческого и культурологического исследования, а для более глубокого раскрытия изучаемого вопроса применен метод полевой этнографии (экспедиции проведены в регионы компактного проживания отдельных этнических групп ногайцев - Ставропольский край, Астраханская область, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесия).

    При изучении вышеперечисленного материала, возникла необходимость провести классификацию костюмного комплекса ногайцев по этногруппам, в результате, выделены караногайский, кубанский, карагаш-ногайский и юртовский типы.

    Каждый тип имеет локальные особенности, которые наиболее ярко проявились в технологии исполнения декора убранства и аксессуаров. Фактически, на формирование указанных отличий повлияли территориальные границы, взаимосвязи с соседями, близость торговых путей. К примеру, кубанские ногайцы, соседствуя с черкесами, абазинами и карачаевцами, в ювелирных украшениях предпочитали распространенные у соседей техники филиграни и зерни, их изделия отличались большей ажурностью и изяществом. В декоре платья они использовали золотную вышивку, в декоре головных уборов - галуны. Юртовские ногайцы, расселенные на территории Астраханской области, раньше всех этногрупп начали вести оседлый образ жизни, что обусловило быстрый рост материального благосостояния данной группы. В украшениях юртовцы использовали жемчуг, бирюзу, вышивку производили дорогими нитками, покупали привозное кружево и тесьму. Их одежда отличалась дороговизной ткани, обилием аксессуаров и богатством отделки. Костюм карагаш-ногайцев, проживающих по соседству с юртовцами, также изобиловал дорогими серебряными украшениями, в декоре платья и аксессуаров преобладали широкие галуны, вышивка производилась шелковыми и золотыми нитями. По обилию ювелирных украшений костюм карагаш-ногайцев схож с костюмом караногайцев, отличия проявлялись в оформлении верхнего платья - у караногайцев оно прошивалось мелкой стежкой, а у карагаш-ногайцев - орнамент выкладывался галунами. Несмотря на отличия, декор и аксессуары выполнены в едином стиле, имеют четкую локализацию на костюме и знаковую функцию. Общим является и крой нательной и верхней одежды, цветовые предпочтения, семантика орнамента. Для выявления общей структуры необходимо подвергнуть анализу художественные и конструктивные особенности формирования каждого компонента комплексов традиционного мужского и женского костюма ногайцев.

    Комплекс традиционного мужского костюма ногайцев.

    Мужская одежда, изначально, была приспособлена к образу жизни кочевого скотовода, а с --начала XIX в. - оседлого крестьянина.

    В комплекс традиционного мужского костюма ногайцев входят: нательная одежда (широкая и длинная рубаха, штаны), верхняя одежда (длинный кафтан, халат, штаны, черкеска), головные уборы (нижние и верхние), обувь.

    Нижняя одежда была представлена нательной рубахой и штанами. Вплоть до середины XIX в. нижняя рубаха туникообразного покроя была общераспространенной у всех этнических групп ногайцев. От туникообразных рубах соседних народов, она отличалась длиной и шириной - свободная, длиной до колен, с широкими и длинными рука-вами - она никогда не подпоясывалась. Некоторое распространение получила рубаха с разрезом на правой стороне груди. На обрядовых свадебных рубахах воротник делали отложным. Со второй половины XIX в. в обиход входят рубахи современного покроя - со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником .

    Основным материалом для мужских рубах был домотканый белый холст или пестрядь, которые, с распространением фабричных тканей заменяются преимущественно ситцем и сатином. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, тесьмой, стежкой или позументом. Из сплетенной вручную тесьмы изготавливали пуговицы.

    Нижние штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, полу-чившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Они были приспособлены для верховой езды.

    Верхней одеждой служил длинный кафтан или узкий, длиною до колен, камзол, с характерным воротником - стойкой и застежками. Бытовала легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Зимний кафтан иногда изготавливали из шкур жеребят, который кроился так, чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись швы.

    Неотъемлемой частью костюма ногайцев считалась черкеска. Ее подпоясывали ременным поясом. В более ранний период ногайские мужчины пользовались и матерчатыми поясами - кушаками .

    Носили стеганый халат туникообразного покроя, иногда несколько халатов носили вместо шуб. В ненастную погоду поверх одежды надевали суконный плащ, зимой - длинную шубу с крытым верхом или нагольный овчинный тулуп. Характеризуя шубы астраханских ногайцев, С. Г. Гмелин отмечал, что один тип «подобен верхним кафтанам, с тем только различием, что рукава у них цельные и длиннее, а с другой российским тулупам» .

    Мужские головные уборы делились на следующие домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка - она имела полусферическую форму и обычно ее шили из четырех клиньев. Для сохранности формы и из гигиенических соображений ее простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации (в основном геометрический и растительный орнамент) давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши-тые золотошвейной гладью тюбетейки предназначались для молодежи, а более скром-ные для стариков.

    Поверх тюбетейки надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (типичная для ногайцев массивная меховая шапка). Часть национальной интеллигенции в конце XIX в., следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Среди мусульманского духовенства было распространено ношение чалмы.

    На босую ногу ногайцы надевали суконные чулки и вязаные из шерстяных ниток носки. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожа-ная и валяная. Кожаная обувь широко бытовала у зажиточной части сельчан и духовенства. Одно-тонные черные сапоги, сшитые из мягкой кожи - носили как мужчины, так и женщины, только, у последних, сапожки были покороче и без отворотов. При выходе из дома надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Бытовали и сапоги на твердой подошве .

    Из низкой кожаной обуви более обыденной и повсе-дневной были калоши. На ноги в сенокос надевали поршни. Зимой повсеместно носили валенки.

    Комплекс традиционного женского костюма ногайцев.

    Комплекс традиционного женского костюма ногайцев окончательно сложившийся к XIXв., представляет продукт, сочетающий в себе функциональные и технологические характеристики, придающие ему самобытность и оригинальность. В нем нашли отражение как возрастные, так и социальные различия - богатые женщины украшали одежду дорогой вышивкой, носили золотые и серебряные ювелирные украшения, изготовленные на заказ местными ювелирами, им были доступны импортные ткани, такие как китайский и индийский шелк, льняные русские полотна, золотые нити, шелковые нити и шнурки. С XIX в. к ногайцам начали проникать фабричные ткани, одежда и обувь из России, такие как батист, бархат, диагональ, атлас, кружево, тесьма и атласные ленты . Бедные слои населения обходились домоткаными тканями, носили одежду из грубого сукна, войлока и дешевых тканей. Одежду шили вручную женщины, они «… занимались домашними работами и сообразными их полу рукоделиями: ткали ткани для собственного потребления и для продажи сукна, серебряные галуны, всякого рода одежду и обувь», писал И. Бентковский .

    Ярче всего своеобразие ногайского традиционного костюма проявляется в таких характеристиках как многослойность, антропность, эстетичность, функциональность и удобство.

    По своей комплекции и конструкции женский ансамбль весьма интересен, в него входили такие элементы, как нижняя и верхняя одежда, головные уборы, украшения и аксессуары, обувь.

    Женская нательная одежда состояла из нижней и верхней рубахи, корсета и штанов. Проанализировав все виды рубах, сменявших друг друга, но одновременно сосуществовавших во временном отрезке, начиная с XVIII в., можно выделить следующие основные типы:

    Туникообразная рубаха, имеющая перекидное плечо, длинный широкий рукав, пришитый к стану по прямой линии с ластовицей;

    Рубаха с выкроенными проймами и сшитым плечом, была уже в плечах, на рукавах, доходящих до кисти, делали обшлажок или по краю продергивали резинку. На груди рубахи посередине делали прямой разрез, застегивающийся у горла на одну пуговицу. Вырез оформляли по шее, иногда с небольшой стоечкой;

    Праздничная рубаха - отличалась не только качеством материала, но и длиной, иногда и покроем рукавов, который делали очень длинным или с оборкой, пришитой у локтя.

    Неотъемлемой частью костюма, вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности, являлись штаны. Только девочки до семи лет могли носить длинную рубаху, не одевая при этом штаны, но это скорее было признаком бедности. Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывали шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Штаны были прямыми доходили до щиколоток или до пят. Между штанинами вставлен очень большой клин ромбической формы. Верхние углы клина доходили до обшивки у пояса, в два других - почти до низа штанин. Штаны с узким шагом имели книзу сужающиеся слегка выкроенные штанины, между которыми вшивался небольшой клин в форме трапеции. Внизу штанины свободно, редко закладывались в сборку, что делало шаг менее ограниченным. Штаны шили, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов. Женские штаны по названию и покрою не отличались от мужских. В XIX в. праздничные, особенно свадебные штаны, шили из шелка .

    Кафтан - обязательный элемент одежды девушки и женщины, который существовал до конца XIX в., часто исполнял роль верхней одежды. Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Таким образом, он был виден лишь частями: грудь с металлическими застежками, передние полы (в разрез платья) и нижняя часть рукавов, в тех случаях, когда платье имело короткие или разрезные рукава. По своему покрою, назначению и системе застежек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застежки представляли собой продолговатые металлические пластинки, одна из которых кончалась петлей, а другая полушаровидным выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался.

    Женскую верхнюю плечевую одежду, надеваемую поверх рубахи или кафтанчика, называют термином «платье». До XIX в. наиболее характерным покроем женского платья у ногайцев и сопредельных народов был покрой типа мужской черкески. Нарядное выходное платье шили из богатых тяжёлых тканей: бархата, плотного шелка.

    Праздничное платье ногайки из состоятельной семьи представляло собой довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Его можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины.

    Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку). В платье замужней женщины отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин преобладали черные, коричневые цвета.

    Весьма разнообразны по форме и отделке головные уборы, которые можно условно разбить на три группы:

    Головные уборы типа шапок;

    Головные уборы типа мешочков;

    В изготовлении головных уборов мастерицы использовали мех, бархат, сукно, шелк, бязь - словом все, что имелось под рукой. Узоры были яркие, четкие, хорошо читаемые на фоне ткани, техника исполнения отличалась высоким мастерством, синтезировала вышивку, плетенку. Такая отделка придавала шапкам нарядный, праздничный вид. Художественные достоинства головных уборов ногаек заключались в выразительности вышиваемых узоров растительного происхождения, а также самой формой, насыщенностью колорита, разнообразием фактуры, придающей шапкам живописность, где декор подчинялся конструкции и форме изделий. Как и в свадебном, праздничном костюме на головном уборе такого назначения, ногайки с большим вкусом подвешивали различные ювелирные украшения, монеты.

    Важной составляющей частью ногайского традиционного женского костюма издревле были украшения. По назначению и способу ношения ювелирные изделия ногайских женщин подразделяются на украшения малых и крупных форм, которые в свою очередь классифицируются на головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные . На ногайских украшениях меньше черневого декора и больше свободного пространства, они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из драгоценных камней.

    Народное искусство ногайцев XIII-XV в., как и поздний ногайский фольклор - предания, поверья, сказки содержало много интересных религиозных поверий, символов, полных глубокого значения. Вера в различные сверхъестественные силы отражена в произведениях ногайского искусства. После введения мусульманства продолжали еще долго носить изделия, служившие по прежнему «оберегами», эти миниатюрные вещицы, изготовленные из серебра, одновременно были принадлежностями женского наряда, их носили постоянно в виде нагрудного украшения на цепочке, одеваемой на шею.

    Рассмотрев комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев и его художественное оформление, можно прийти к выводу о том, что общая тенденция ногайского искусства, обусловленная монументальностью форм, минимального содержания декора и преобладанием фона, нашла отражение и в одежде. Данные локальные отличия выделяют костюмы ногайцев среди костюмных комплексов сопредельных народов, являются чертами, характерными для традиционного ногайского костюма в целом, что, безусловно, указывает на факт этнической идентичности, самобытности и индивидуальности стиля.

    Не только мастерство, нечто гораздо большее хранится в этих костюмах - между нитей, филигранных переплетений, драгоценных камней. Это особый дух бытия, неимоверная сила, успевающая за мгновенье охватить любого зрителя, способная перенести его в далекое прошлое - в этом есть непреходящая сила, как народного костюма, так и декоративно-прикладного искусства в целом.

    Библиография

    .

    Акбердиева А. У. Ювелирное искусство ногайцев // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Черкесск, 2016. - С. 473 - 473.

    .

    Бентковский И. В. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии. Ногайцы. Ч. 1 / И. В. Бентковский. – Ставрополь, 1883. - С. 85.

    .

    Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIХ – начале ХХ в. / С. Ш. Гадиева. – М. : Наука, 1976. - С. 86 - 180.

    Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетала в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана – и национальных костюмов горцев Кавказа.

    Ногайская мужская одежда XIX-начала XX в. в основном имела единый покрой на всей территории расселения этого народа/ Природная среда диктовала свои требования к одежде, изготовлявшейся в основном из бязи и холста, которые в условиях ногайской степи лучше защищали кочевника-скотовода от палящего летнего солнца. Для анализа традиционной одежды определенный интерес представляют исторические свидетельства исследователей рассматриваемого периода.

    Полный комплекс одежды ногайца середины XIX в., по описанию одного из первых исследователей ногайской культуры А. Архипова, выглядит так: «Люди богатого и посредственного состояния надевают обыкновенно сверх белья бешмет или архалук (къаптал) желто-полосатого, зеленого или синего цвета, а в холодное время года шубы (тон-шуга), крытые синим или черным сукном и даже плисом; летом какой-нибудь халат, нередко шелковый и шелковый же бешмет стянутый ременным поясом (бельбеу), чаще кушаком с привешенным к нему ножиком (пшяк) в черных или красных ножнах. Синие нанковые демекитоновые штаны (стан), баранья шапка (боьрк) с круглою верхушкой, крытою сукном, иногда под него аракчин или ермолка, шитая мишурою, черные сафьяновые чулки, а на них черные или красные сафьянные с толстыми подошвами и увесистыми подошвами башмаки (башмак)… Вот общий характерный костюм ногайцев… Некоторые из молодых людей носят черкески или чекмени из белого и желтого сукна домашнего изделия, без газырей и даже порой С газырями на груди…» (Этнографический очерк ногайцев и туркмен. «Кавказский календарь на 1859». Тифлис, 1858. С. 353).

    Нательной одеждой у мужчин была туникообразного покроя рубаха — коьлек и штаны — шалбыр, ыстан, относящиеся к типу «штанов с широким шагом», весьма распространенные в прошлом у многих других народов. Поскольку они были достаточно широкими у пояса, затягивавшегося на шнур из самодельной тесьмы, на них уходило довольно много ткани.

    Своеобразны короткие овчинные штаны ногайцев — тери-шалбыр, обшитые снизу кожей. Крой их был схож с тканевыми.

    Верхняя одежда мужчин была разнообразней. Кроме бешмета и черкески она состояла из шубы, иногда безрукавки, бурки и т.д.

    Безрукавная куртка — къыспа, куьрте тон — была сходна с татарским и башкирским камзолом. Она выполняла функцию рабочей одежды и шилась из овчин мехом внутрь, хотя изредка могла изготавливаться из тканей.

    Одним из основных элементов одежды ногайцев был весьма популярный на всем Северном Кавказе бешмет – къаптал, который носили поверх рубахи практически круглый год. Нельзя не отметить относительное разнообразие используемых тканей — как домашнего изготовления, так и покупных — ластика, сатина, шерсти, атласа, шелка. Зимний вариант такого бешмета шили стеганным на вате или шерсти. Оригинальной деталью ногайского бешмета, отличавшей его от бешметов горцев Северного Кавказа, были его откидные (ниже локтя) рукава. Кроме того, в манере ношения его — «почти всегда нараспашку» (Малявкин Г. Караногайцы.

    «Терский сборник», вып. 3, кн. 2, 1893. С. 149) — проявлялась, по-видимому, старая традиция ношения халатов.

    При изготовлении бешмета мастерицы использовали самые разнообразные варианты отделки. Это и фигурная строчка, украшавшая его и мелкие тесемные шелковые пуговицы и петли, и тонкий шнур, которым обшивали края бешмета. Кроме того, в более ранний период по свидетельству ДубРовина, спинки бешметов декорировались четырехугольной нашивкой на «из красного или черного сукна или сафьяна, иногда обшитых серебряным галуном» (история войны и владычества русских на

    Кавказе. Т.1, кн. 1. СПб, 1871. С. 267). Нашивка эта имела, по-видимому, сакральное значение. Судя по тому, что аналогичные нашивки бытовали у некоторых народов Средней Азии и Казахстана, обычай их ношения связан с религиозными верованиями кочевников.

    Черкеска — шепкен, шогъа — была распространена у ногайцев, как и повсеместно на Северном Кавказе. Черкеску глубокого синего, черного или серого цвета из домотканого сукна, реже из ценной верблюжьей шерсти оживляла в нарядном ее варианте яркая контрастная подкладка широких длинных рукавов, отворачиваемых для удобства и красоты. Так же в основном декоративное нежели утилитарное назначение имел вариант оформления низа рукавов черкески небольшим разрезом с застежкой из самодельной черной тесьмы.

    Композиционным центром и главным достоинством черкески, особенно выходной, служили ее нагрудная часть и пояс, украшенные газырницами и ременным поясом. Еще одна интересная деталь — особая плетенка, скреплявшая разрезы длинных пол черкески, не позволяя им расходиться при ходьбе.

    С.Ш. Гаджиева отмечает, что и бешмет, и черкеска ногайцев в XIX и даже XX в. «была сходна с одеждой всех народов Северного Кавказа, но в то же время сохраняла ряд существенных отличий, которые сближали ее с костюмом других тюркоязычных народов» (Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в. М., 1976. С. 106).

    В начале XX века у ногайцев, так же как и у соседних народов, традиционную нательную рубаху и бешмет все чаще стала заменять так называемая «кавказская

    Шуба-тон — шилась мехом внутрь из шкур молодых барашков или — состоятельными людьми — из каракульчи и мерлушки, крытых дорогой тканью. Для того чтобы шубы меньше изнашивались низ рукавов, полы и подол обычно отделывались окантовкой из черной ткани. Другой вид шуб, пополнившийся в обиходе ногайцев позже, имел усложненный крой с расширяющимися книзу клиньями, а в качестве отделки по борту и низу шубы нашивалась узкая полоска меха.

    Оригинальным локальным видом одежды была войлочная куртка без начеса, прекрасно защищавшая кочевников-скотоводов в ненастную погоду. Сведения о ней, которые мы находим у А. Павлова, хотя и отрывочны, все же позволяют прийти к заключению, что это была одежда свободного покроя типа куртки с капюшоном (О ногайцах, кочующих в Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 46).

    Бурка — ябыншы, ямышы — необходимая принадлежность костюма кочевника. Здесь, как и на всем Северном Кавказе, бытовали бурки двух видов: колоколообразные, поменьше размером, без начеса, и большие, черные, с начесом. Представляет интерес особая отделка – богатые ногайцы вырез горловины и края до талии обшивали шнуром и золотым позументом. У горловины делали специальные нашивки из сафьяна в форме треугольника или полукруга, через которые продевались тонкие ремешки для застежки.

    Пояс из ткани – кушак, бытовавший наряду с ременным в середине XIX в., хотя и был достаточно живописной деталью одежды — нарядные кушаки шились из красного, желтого, зеленого и синего шелка — имел вполне утилитарное назначение. К нему в виде брелоков крепили нож, сумочку, кисет, трубку, веревку и другие мелочи, необходимые в поле.

    Рукавицы — кьолкъап — шили из овчины и сукна. Нарядные рукавицы искусные мастерицы украшали вышивкой, аппликацией, оторачивали у кисти хорошим мехом.

    Что касается головных уборов, то они были представлены достаточно разнообразно. Ногайцы пользовались тюбетейками, меховыми шапками, войлочными шляпами, башлыками и т.д. Все традиционные мужские головные уборы изготавливались из меха, ткани и войлока, описания их можно найти у А. Олеария, Г. Ананьева, А. Архипова, С. Фарфоровского, С. Гаджиевой.

    Женская одежда ногайцев отличалась от мужской сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчиая часть старинной национальной одежды, сохранившая больше древних черт, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В основе своей однотипный для всех районов женский костюм, тем не менее, имел и локальные особенности. Гаджиева считает, что эти «различия в костюме отдельных этнических подразделений объясняются как местными условиями, так и чересполосным расселением ногайцев, т.е. отсутствием единой этнической территории, историческим разделением народа на ряд территориально обособленных групп, что вело к воздействию на культуру каждой отдельной этнографической группы ногайцев, культур соседних с ними народов» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 125).

    Нельзя не заметить сходство покроя между традиционной женской и мужской одеждой, оно было отмечено некоторыми авторами еще в первой половине XIX в. (Павлов А. Указ. соч. С. 46).

    Характеризуя ногайскую женскую одежду середины XIX в., А. Архипов писал: «Костюмы женщин так же незатейливы как и мужчин; в обыкновенное время — красная или желтая рубаха, туфли, полосатые шальвары, а на голове белое покрывало, всегда откинутое назад. Сверх рубахи надевают также цветной женский бешмет — зеленый или красный, другие — кафтан из красного сукна, принадлежащего к числу лучших нарядов. Богатые женщины носят такого же цвета и покроя одежду, но чаще из канауса и других шелковых материй… Отличительный головной убор замужних женщин заключается в небольшом платке, повязываемом вокруг головы; сверх него накидывается тастар, опускающийся почти до пяток, девушки вместо того носят до замужества меховые или стеганые шапочки с круглыми, почти всегда из красного сукна, верхушками, обшиваемые накрест тесемками из кованого серебра, что весьма красиво на гладкопричесанных и смолью блестящих азиатских волосах» (Этнографический очерк…, С. 354-355).

    Это довольно живое, колоритное описание костюма позволяет составить представление о нем, как о ярком цветовом ансамбле. Действительно, «молодые женщины шили одежду из тканей ярких расцветок, в большинстве случаев гладких, а иногда и с цветным рисунком, различными узорами» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 126). Спокойные, темные тона в одежде предпочитали женщины старшего возрасту.

    Нательная одежда состояла из двух основных элементов — штанов ыстан и рубахи коъйлек.

    Рубаха туникообразной формы одновременно являлась и платьем. Широкая, длиной до пят, отделанная контрастного цвета кантом, она шилась из разнообразных по расцветке и качеству тканей – из нанки, ситца, шелка, тонкой шерсти. На одну такую рубаху-платье уходило порядка 6-7 м ткани, поэтому качество последней зависело от благосостояния семьи.

    Основным видом верхней распашной одежды являлся бешмет — къаптал, сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северокавказским женским кафтанчиком.

    Прилегающий в талии, с прямым вертикальным разрезом и вставными клиньями, расширяющимися от талии, он подчеркивал стройность женской фигуры.

    Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки наподобие откидных рукавов некоторых видов платьев кавказских женщин (кумычек, абхазок, азербайджанок и др.). Разрез этот отделывали красивой яркой тканью, так как во время работы рукава подворачивались, обнаруживая яркую подкладку.

    Воротник-стойку украшала горизонтальная строчка-стежка, как и весь бешмет, который шили на подкладке из пестрого ситца. Зимние бешметы, особенно для женщин старшего возраста, подбивали ватой или шерстью, а рельефная строчка, «утопленная» в такой мягкой прокладке, подчеркивала объемность выстеганного орнамента. Более затейливая фигурная строчка покрывала бешметы молодых женщин, девушек и детей. Спинку лифа простегивали мелкими квадратиками или вертикальными линиями, остальную часть — частой строчкой, причем, стан — вертикальными линиями, рукава до локтя — горизонтальными или же елочкой. Ворот,

    края бортов», полы, низ подола, боковые разрезы — все кроме откидной части рукавов — покрывали волнистыми или ровными линиями. Благодаря этому рельефному рисунку, придававшему ткани дополнительную светофактурность, каждый бешмет был неповторим и наполнен внутренней динамикой.

    Бешметы шили из разных, обычно плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек были очень красивы. Их отличали не только лучшие сорта тканей ярких цветов — красного, малинового, зеленого и желтого, но и богатая вышивка из галуна и ажурной стежки. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными металлическими украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом.

    Другим видом верхней распашной одежды, была безрукавка — дженгсиз куърте (у караногайцев), къыспа (у терско-сулакских ногайцев). Она не имела такого широкого бытования, как бешмет, обычно ее носили женщины преклонного возраста и дети. Покрой таких безрукавок мало отличался от мужских.

    Выше мы уже отмечали, что женская одежда ногайцев имела и локальные особенности. Так, ногайки кумыкской равнины в качестве верхней одежды в основном носили, так же как и соседние кумычки, надеваемые поверх рубахи длинные распашные платья — къабалай, къаптал, полша, реже длинные платья-рубахи с отрезной талией — коълек къаптал.

    Выделяется нарядный костюм кубанских ногаек, сходный как по покрою, так и отделке с костюмом черкешенок, кабардинок и других женщин северо-западного Кавказа. Этот живописный костюмный ансамбль состоял из длинной туникообразной рубахи коьйлек, чаще красного или фиолетового цвета, короткого кафтанчика зыбын и длинного распашного платья — шыба. Зыбын хотя и напоминал по покрою ногайский женский бешмет, но был короче, плотно облегал фигуру, имел узкие рукава и воротник-стойку. Грудь его украшали десять и более пар серебряных застежек ювелирной работы, полы и рукава — золотая вышивка или аппликация, также кафтанчик отделывали галуном.

    К нарядному платью ногайки Кубани, подобно кабардинкам и черкешенкам, довольно часто прикрепляли ниже плеча длинные (до 30 см) нарукавные подвески — къапашыкъ. Подвески эти шили из той же ткани, что и платье (чаще из шелка и бархата), на подкладке, богато украшались золотым шитьем и обрамлялись гаруном. Все это великолепие, как драгоценная оправа, украшало его обладательницу, каждый наряд был уникален.

    Меховые женские шубки - тон, куьрте тон — не имели широкого распространения, хотя в более ранний период встречались достаточно часто. Шили их из подстриженных овчин — тери тон, из мерлушек - эльтир гон, коьрпе тон — мехом внутрь. Фасон шуб был един и напоминал бешмет, при этом их делали и крытыми, и нагольными.

    Шуба, особенно из шкурок ягнят, была показателем большого достатка.

    Пояса поверх одежды – къусакъ белбав, явлыкъ- ногайки носили в основном трех видов: кожаные, тканые и пояса-платки.

    Кожаный пояс из широкой полосы красного или черного сафьяна с массивной серебряной пряжкой носили поверх бешмета. Богатые женщины носили и пояса сделанные целиком из серебра.

    Традиционные головные уборы ногаек удивительно разнообразные и самобытные, подробно рассмотрены С. Гаджиевой в ее фундаментальном исследовании «Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.», объем же данной статьи позволяет нам коснуться лишь наиболее интересных деталей. Они больше чем мужские сохранили старые традиционные черты и возрастные различия, хотя и подвергались с течением времени определенной унификации. Условно их можно разбить на три группы: уборы типа шапок, типа мешочков и типа платков.

    Меховую шапку боьрк очевидно имел в виду С. Фарфоровский, когда писал: «Оригинальны их головные уборы. Высокая суконная шапка спереди обшивается кундузом, т. е. мехом речной выдры. Верх шапки делается из сукна красного цвета» (Народное образование у ногайцев Северного Кавказа в связи с их современным бытом. ЖМНП, 1909, ч. 24, № 12, С. 203).

    Наряду с меховыми, бытовали и шапочки из тканей (бархата, сукна, вельвета) и галунов: тюбетейка — такъыя — чисто девичий головной убор, и высокая шапочка — теке боьрк - головной убор невесты или молодухи. Теке боьрк украшали богатой золотой или серебряной вышивкой с зооморфными мотивами, по нижнему краю шапочки нашивали украшения из серебра и кораллов.

    Шуткъу — головной убор ногаек Терско-Сулакской низменности в виде мешочка, в который сперва опускали косы, а затем, как чепец, надевали на голову, ничем не отличался от «чуткьу» кумычек и, несомненно, был заимствован у последних. Поверх шуткъу вне дома обязательно надевали платок.

    Большие платки — явлыкъ, тастар — были наиболее распространенными видами верхних головных уборов ногайских женщин всех этнических подразделений и возрастов.

    Урок 10. 7 класс кубановедение

    Материальная культура кочевников. Жилища, одежда, тради­ционная кухня ногайцев.

    Цель: познакомить с материальной культурой ногайцев.

    Задачи:

    Воспитательная: формировать чувство толерантности и сопричастности с другими народами.

    Развивающая: навыки работы с учебником, составление конспекта и схем.

    Образовательная: познакомить с жилищем, одежной и кухней ногайцев, и понять, что на складывание материальной культуры ногайцев влиял их кочевой образ жизни.

    Оборудование: учебник, доска, схемы, компьютер, проектор , экран.

    Новые термины: арба, байгуш.

    Форма урока: урок – путешествие.

    Ход урока.

    Мы с вами отправимся в гости к нашим соседям: ногайцам, но в прошлое время. И познакомимся с их материальной культурой, а так же поймём, что повлияло на её формирование.

    Жилище.

    Вопросы учащимся : нам с вами уже известны некоторые особенности жилища ногайцев.

    Что служило жилищем ногайцев? (юрты)

    Где располагался очаг? (В центре юрты находился очаг)

    Какая функция у очага? (обогрев и приготовление пищи)

    Чем устилали пол и стены? (коврами богачи, а бедняки войлоком и циновками)

    Учитель: Но ваши знания нужно расширить: юрта была двух типов: разборная и неразборная. Юрту обычно устанавливали жен­щины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная крепи­лась на двухколёсной арбе (ногайская кибитка). В такой кибитке размещались все члены семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы быта, а также куры и собаки.

    Подобное жилище было хорошо для лета , но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной степной вьюги. В это время в ки­битку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись те­лята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставля­лись на произвол судьбы. Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего).

    Юрты устанавливали рядами. В каждом ряду жили выходцы из одной большой семьи.

    Задание учащимся: итак с юртой мы познакомились, а теперь распределите нам места как гостям. Прочитайте учебник с. 46 п.1 Заполнить схему. (Места в юрте распределялись с учётом пола и возраста. На самой почётной - северной - стороне сидел глава семьи. Место женщин - всегда с восточной стороны. Место мужчин - с западной. Мужчины, входя в дом, не могли повесить спой колчан на женской стороне. Хозяйка, или старшая жена, должна была сидеть в правой части кибитки, то есть слева от мужа.)

    Учитель: переход к оседлости привёл к строительству постоянных жи­лых домов. Первые сведения о таких домах относятся к середине XVI века. Жилища причерноморских ногайцев были сделаны из тонких стволов деревьев, обмазаны тиной, грязью и покрыты ка­мышом. Вместо стёкол в ранний период натягивали высушенный бычий пузырь. Преобладали дома с двумя комнатами и одной при­хожей. Большие семьи имели 3-4-комнатные дома. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же стояла печь с дымарём из обмазанного глиной хвороста.

    Одежда. С жилищем познакомились, теперь одежда.

    Национальный ногайский костюм, как и костюм лю­бого народа, складывался в течение многих веков. Он был xopoшo приспособлен как для кочевого, так и для оседлого образа жизни.

    Задание: мальчики читают с. 46-47 и описывают мужской костюм , а девочки читают с. 47-48 и описывают женский.

    Примерный ответ : одежда бедняка шилась из просто­го материала, без особой отделки. Верх­нюю одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плеча­ми. Она защищала от дождя и снега, холода и жары. Зимой поверх лёгкой одежды наде­вали шубы. Шили их из волчьих, ли­сьих, беличьих, овечьих шкур, из ка­ракуля.

    Важным атрибутом верхней муж­ской одежды являлся поясной ре­мень. Он был узким , с металлической пряжкой и ремёнными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинками. На по­псе висел нож или кинжал в красных или чёрных сафьяновых ножнах. Наряду с ремнём пользовались кушаком.

    Разнообразны были головные уборы. Изготовлялись они из меха, войлока или ткани. Ногайцы всех возрастов носили шапки из овчины. Летом - также войлочную шляпу с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Мужчины, как правило, брили голову, носили бороды.

    Мужскую одежду дополняли воинские доспехи и оружие. Ко­чевник был вооружён луком со стрелами, топором и копьём. Бога­тые; имели мечи. Первые ружья у ногайцев появились в середине XVII века.

    Женский костюм долгое время был близок к мужскому ; затем стали появляться различия в крое, материалах, отделке. Основу костюма женщины, как и мужчины, составляли штаны и рубаха. На нательную рубаху женщины надевали верхнюю, которую носили вместо платья. На неё - кафтан. Ниже бёдер иолы кафтана расходились. Воротник был стоячий. Застёгивался кафтан при помо­щи петель. У богатых кафтаны украшались золотой вышивкой и галуном. Другой верхней одеждой было распашное платье , длинное, с облегающим лифом. На рукава (длинные, откидные) праздничных платьев пришивали подвески. Обязательным элементом праздничной одежды был узорчатый (у богатых - расшитый сере­бром) пояс. Головные уборы отличались разнообразием. Однако по­верх шапки женщины носили кисейные покрывала, оберегавшие лица от нескромных взглядов. В холодную погоду надевали чал­му - длинный кусок материи, туго обёртываемый вокруг головы.

    Украшения были преимущественно серебряными, золотые встречались редко.

    3. Кухня.

    Употребляли ногайцы мясо - молочные блюда, мясо (говядину, баранину, конину) варили, вялили или коптили. Готовили бешбармак (мясо с лап­шой), кавардак (жареное мясо с луком), шашлык, колбасы, пель­мени, варили уху. Популярны были каши , различные виды сыров, пироги, яичница, инкал (род галушек). Из напитков употребля­лись ногайский чай с добавлением молока, сметаны, перца, соли, кумыс, айран, буза и др.

    ЗАДАНИЕ: Составить меню гостями зачитать.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ Молодцы, а теперь ответьте на вопросы.

    Жилище ногайцев? (юрта)

    Как располагались места в юрте? (М – на Севере глава, все остальные на западе, Ж на Востоке. от мужа справа)

    Когда появились дома у ногайцев? (в 16 веке)

    Важный атрибут М одежды? (пояс и оружие)

    В чём схожесть М и Ж костюма? (имеется кафтан и брюки)

    Чем одежда богатого ногайца отличалась от одежды бедного? (шилась из простого материала без отделки)

    Популярные в нашем обществе блюда? (шашлык, пельмени, айран).

    НА ЭТОМ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

    ВЫВОД УРОКА: как мы видим с вами, кочевой образ жизни наложил отпечаток на материальной культуре ногайцев: это и особое жилище и форма одежды и даже пища. НО именно всё это и является отличительной и особенной частью культуры ногайцев от других народов С.Кавказа.

    Подведение итогов команд.

    Д/З§8, составить рассказ «Я в гостях в ногайской семье».