Назначение пенсии по результатам специальной оценки. Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда

Идеи подарков

Приветствую, уважаемые друзья! Наверняка кто-нибудь из вас замечал такую закономерность: задаёшься вопросом, а ответ на него приходит как бы сам, как бы случайно. Так и в нашем случае с пресловутой специальной оценкой условий труда и её исходящими: льготами и компенсациями.

СОУТ: льготы и компенсации

Как минимум двое наших коллег за вчера и сегодня успели задаться вопросами относительно снижения класса условий труда, и как следствие аннулирования льгот и компенсаций, установленных ранее аттестацией рабочих мест по условиям труда.

А позавчера появилось письмо Департамента условий и охраны труда от 21 октября 2015 года № 15-1/В-4549 «О предоставлении гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда», в котором говорится следующее:

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» к моменту вступления в силу данного Федерального закона виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Указанное означает, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняется порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 31 декабря 2013 года размеры гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда, и не распространяется на гарантии (компенсации), предоставляемые работнику по иным, не предусмотренным статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям.

При этом в случае установления по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

Одновременно полагаем, что если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда не изменились или ухудшились, занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также, при необходимости, установлены в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С.Сергеев

Для закрепления данной темы опубликую здесь же вопрос, который сегодня пришёл от нашей коллеги Шестухиной Марины Александровны:

Добрый день, Антон!

После проведенной аттестации рабочих мест на нашем предприятии в 2012 году многие рабочие места были отнесены к вредным условиям труда 3 степени, но картами аттестации не предусмотрена 36 часовая рабочая неделя. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г № 421-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ « О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014г, в Трудовом кодексе РФ в статье 92, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю. Нужно ли нам переводить работников (с классом 3.3 по результатам аттестации) на 36 часовую рабочую неделю? Или ст. 92 ТК РФ работает только в отношении специальной оценки условий труда и нам руководствоваться этими изменениями в законе только после проведения на нашем предприятии специальной оценки условий труда в 2017 году?

Вопрос задан не случайно… Руководство нашего предприятия и высшее Руководство нашего Холдинга настаивает на том, чтобы работников (с классом 3.3 по результатам аттестации рабочих мест) переводили на 36 часовую рабочую неделю, согласно именно ст.92 ТК РФ!

На вопрос Марины Александровны ответила моя помощница по развитию официальной группы ОХРАНА ТРУДА ВКонтакте Светлана Подберезина:

До проведения СОУТ сохраняются в полном объеме все льготы и компенсации, установленные по результатам АРМ. Мало того, если улучшения условий труда в межоценочный период не проводилось, то снижать класс условий труда также не следует, что подтверждается судебной практикой и письмо Минтруда.
Сокращение продолжительности рабочей недели возможно по результатам внеочередной спецоценки при условии, выполнения мероприятий по улучшению условий труда или по желанию работодателя, но в первом случае вопросы возникнут у налоговой а части отнесения расходов, а во втором возникнут вопросы у работников (если оплата будет уменьшена) и решать их они пойдут в ГИТ.

На этом у меня всё. Надеюсь данная заметка поможет вам в принятии рабочих решений и предложений.

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно

должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2. Страховые тарифы в пенсионный фонд РФ, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в Письме Пенсионного Фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

Уже сейчас понятно, что закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство, вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда, так как чем лучше условия труда, тем ниже страховой тариф. А если условия труда безопасные, то тариф равен нулю.

Хорошо это или плохо, и как отразится такой механизм на работниках в реальности, покажет только время.

МАТЕРИАЛ С САЙТА http://ohranatruda.ru

С этим также читают.

Вы узнаете:

  • В каких случаях и какие компенсации предоставляются работникам, работающим во вредных условиях труда
  • Как правильно установить повышенную оплату труда
  • Как оформить сокращенный рабочий день и предоставление отпуска при работе во вредных условиях труда

В КАКИХ СЛУЧАЯХ И КАКИЕ КОМПЕНСАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ?

Основной результат специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) —определение класса условий труда на рабочем месте. Если по результатам СОУТ окажется, что работники работают во вредных и (или) опасных условиях труда, то за работу в таких условиях работодатель должен предоставлять им различные компенсации. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ® (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Отнесение условий труда на рабочем месте работника к 3 или 4 классу вредности предполагает предоставление ему определенных компенсаций в зависимости от степени вредности. Это:

  • доплата к окладу;
  • дополнительный отпуск;
  • сокращенное рабочее время.

Предоставление («+»)/непредоставление («—») компенсаций работникам в зависимости от класса (подкласса) вредности условий труда, установленного СОУТ, отражено в таблице:

Согласно ст. 92, 94, 117, 147 ТК РФ работодатель должен предоставлять работникам соответствующие компенсации. Но на практике нередко возникают вопросы, как именно это делать. Рассмотрим несколько ситуаций.

Если компенсации предоставляются впервые

В советские времена работникам, работающим во вредных условиях труда, компенсации предоставлялись согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее — Список). Работодателю нужно было только сверить, имеются ли позиции из штатного расписания или работы, фактически выполняемые работниками, в Списке.

Позже концепция предоставления компенсаций изменилась: сперва законодательно был установлена приоритетность аттестации рабочих мест, а затем для определения вредности на рабочих местах — СОУТ. В настоящее время для определения необходимости установления компенсаций нормы Федерального закона № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ требуют проведения СОУТ на рабочих местах.

Если ранее работодатель не предоставлял работникам компенсации по тем или иным причинам (аттестация рабочих мест не проводилась, а если и проводилась, то определяла условия труда как допустимые или оптимальные, или в организации не было рабочих мест, при работе на которых полагались компенсации согласно Списку), а сейчас путем проведения СОУТ определено, что условия труда работников относятся к вредным, то установить соответствующие компенсации за работу в таких условиях работодателю надлежит.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 указал, что компенсации предоставляются всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, если их работа в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (а теперь СОУТ) .

Если компенсации ранее предоставлялись

Работникам, согласно Списку или проведенной ранее аттестации рабочих мест, предоставлялись соответствующие компенсации. Предположим, организация, которая их предоставляла, после 01.01.2014 провела СОУТ. По итогам возможны следующие результаты:

  1. Подтвержден класс вредности условий труда — гарантии и компенсации надо предоставлять в тех же размерах, что и до проведения СОУТ.
  2. По результатам СОУТ оказалось, что компенсации должны быть меньше, чем ранее.

В части 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) сказано, что при предоставлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01.01.2014 при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте .

Таким образом, размеры компенсаций, предоставляемых работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной аттестации либо в силу иных правовых оснований (нормативные правовые акты бывшего СССР) установлены вредные условия труда, на момент вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, что подтверждается результатами проведения СОУТ. Эту позицию поддерживает и судебная практика .

Суды также считают, что уклонение работодателя от предоставления компенсаций в прошлом не лишает работников права на их получение в настоящее время .

Если условия труда работника улучшились, став более безопасными (вследствие установки нового оборудования, реконструкции и т. д.), объем гарантий и компенсаций сокращается. Судебная практика подтверждает, что в случае исключения вредного фактора необходимость предоставлять компенсацию отпадает .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При решении вопроса об изменении компенсаций работодатель должен быть особенно внимателен, поскольку необоснованное снижение уровня гарантий может быть признано государственной инспекцией труда нарушением законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности (Постановление суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу № 4-А-29/2015).

КАК УСТАНОВИТЬ КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА?


Определить размер компенсации

Необходимо учесть:

1. Минимальные размеры, установленные в Трудовом кодексе РФ:

  • размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должен быть меньше 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в день (ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Отраслевые (межотраслевые) соглашения.

При установлении размера компенсации следует проверить, не распространяются ли на организацию отраслевые соглашения.

Наприме р, Отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 г. по 31 марта 2016 г. от 01.04.2013 определено, что для работников, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда, согласно специальным перечням, тарифные ставки повышаются на 10 % и 20 %.

В случае если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения, компенсации не должны предоставляться в меньшем размере, чем указано в соглашениях.

3 . Мнение профсоюза.

Если в организации есть профсоюз, конкретные размеры компенсации устанавливаются работодателем с учетом его мнения (в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ).

Закрепить предоставление компенсации в локальных нормативных актах

Согласно ст. 189 ТК РФ режим работы и время отдыха работников (в т. ч. сведения о предоставляемом дополнительном отпуске и сокращенном рабочем дне) должны быть отражены в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР; пример 1).

Локальные нормы о повышенном размере оплаты труда для работников, работающих во вредных условиях труда, как правило, отражаются в Положении об оплате труда (пример 2).

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре

Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре с работником обязательно должны быть прописаны как условия труда на рабочем месте, так и гарантии и компенсации, предоставляемые работнику.

Повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск — все эти условия работодателю необходимо отразить в трудовом договоре с работником, работающим во вредных условиях труда, непосредственно при заключении его с новым работником и в дополнительном соглашении к трудовому договору — для уже работающих в организации.

Вряд ли работник станет возражать против установления дополнительных компенсаций, однако при отсутствии его согласия такие изменения возможны при наличии причин и с соблюдением процедуры, предусмотренных в ст. 74 ТК РФ.

В примере 3 — фрагмент оформления в трудовом договоре условия о предоставлении дополнительного отпуска.

Предоставить компенсации

Повышенная оплата труда.

Доплата (надбавка) за работу во вредных условиях труда начисляется ежемесячно в процентах от оклада (тарифной ставки). Она должна быть отражена в расчетном листке работника, поскольку является частью заработной платы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ), а согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ работодатель в т. ч. обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Вопрос в тему

В организациях , имеющих филиалы в северных регионах, районный коэффициент начисляется только на сумму оклада или на сумму оклада, повышенную на сумму доплаты за вредные условия труда?

Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, письму Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 169-13 районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации. Поэтому надбавка за работу во вредных условиях труда должна включаться в заработную плату, на которую подлежит начисление районного коэффициента (Апелляционные определения Верховного Суда Республики Карелия от 29.04.2014 по делу № 33-1671/2014, Омского областного суда от 10.12.2014 по делу № 33-8080/2014). Значительно реже к исчислению районного коэффициента встречается другой подход : и районный коэффициент, и доплата за работу во вредных условиях труда исчисляются непосредственно от оклада (тарифной ставки) (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 19.11.2013 по делу № 33-4228-2013). Для внесения правовой определенности работодателю следует закрепить способ расчета в ЛНА.

Дополнительный отпуск.

Начало дополнительного отпуска планируется в графике отпусков, предоставляется он согласно приказу аналогично очередному ежегодному отпуску.

Согласно пп. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 , дополнительный отпуск, согласно Списку, предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Таким образом, для подсчета стажа работодателю необходимо:

Определить количество полных месяцев работы во вредных и (или) опасных условиях труда, для чего необходимо суммарное количество дней работы в соответствующих условиях в течение года разделить на среднемесячное количество рабочих дней. Если остаток составляет менее половины среднемесячного количества рабочих дней, он исключается из подсчета, если половину и более — округляется до полного месяца (письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0).

Сокращенное рабочее время.

В силу ст. 91 ТК РФ работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником, в т. ч. и в случае работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Табель учета рабочего времени должен отражать сокращенное рабочее время (буквенный код «ЛЧ» (цифровой — «21») — сокращенная продолжительность рабочего времени против нормальной продолжительности рабочего дня в случаях, предусмотренных законодательством).

Вопросы в тему

Можно ли увеличить работнику, работающему во вредных условиях труда, рабочее время с 36 до 40 часов?

Частью 3 ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения продолжительности рабочего времени с 36 часов до 40 часов, но при следующих условиях:

    эта норма должна быть закреплена в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре;

    должно быть письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

    Свое согласие на увеличение продолжительности рабочего времени работник должен выразить обязательно . Иногда работодатели об этом забывают, и тогда суд становится на сторону работника (Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.04.2014 по делу № 2-867/2014~М-659/2014);

    работнику должна выплачиваться денежная компенсация.

Может ли инспектор выдать предписание оплатить сверхурочные работы, если работникам была установлена 40-часовая продолжительность рабочего времени вместо 36-часовой в нарушение законодательства?

Нередко работники обращаются в инспекцию труда с жалобой на то, что работодатель не предоставляет компенсации за работу во вредных условиях труда (например, не оплачивает сверхурочную работу). В результате инспекции труда нередко выносят предписания произвести соответствующие выплаты. Работодатели оспаривают такие предписания как вынесенные инспекторами с превышением их компетенции. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Россией 11.04.1998) инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Такую позицию подтверждает судебная практика (Апелляционные определения Саратовского областного суда от 11.09.2014 № 33-5170, Верховного Суда Республики Коми от 12.12.2013 по делу № 33-6287/2013).

Апелляционные определения Московского городского суда от 30.07.2015 по делу № 33-26906/15, Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353/2015, Брянского областного суда от 14.01.2014 по делу № 33-87/14; Решение Ленинградского областного суда от 03.06.2014 № 7-785/2014.

03.06.2015 4:54:00

Переход к специальной оценке условий труда (далее - СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова-ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с принятием Феде-рального закона "О специальной оценке ус-ловий труда”» (далее - Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федера-ции» и другие законодательные акты, оз-начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен-саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита-ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.

Олег КОСЫРЕВ ,

Президент Межрегиональной Ассоциации
содействия обеспечению безопасных
условий труда «ЭТАЛОН»


ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА

СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые от-ношения с работодателями - физически-ми лицами, не являющимися индивиду-альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).


СОУТ является комплексом последова-тельно выполняемых мероприятий по иден-тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да-лее - Классификатор) и оценке их воздей-ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас-но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при-казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.

Если вредные и опасные факторы не вы-явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.

Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:

  • работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.



В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот-ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее - Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен-ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа-лась в Р 2.2.2006-05 - документе, который по своему юридическому статусу носил реко-мендательный (необязательный) характер.

Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и их соот-ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от-сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За-кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу-чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже-нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте-пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори-альным органом Роспотребнадзора.

Следует обратить внимание на ст. 5 За-кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра-ва и обязанности работника в связи с осу-ществлением СОУТ. Так, работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложения-ми, высказывать свое мнение работода-телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.


Работник обязан ознакомиться (под под-пись) с результатами проведенной на его ра-бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна-чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль-ный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно-вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:

  • в Список производств, цехов, профессий и долж-ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле-нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
  • Списки производств, работ, профессий, должно-стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
  • Списки производств, работ, профессий и долж-ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по-становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);
  • иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны-ми и (или) опасными условиями труда.

Суть нововведений заключается в том, что нали-чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.

Важная законодательная новация - класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ-ником средств индивидуальной защиты. Оцен-ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви-дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.


РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА


Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль-таты СОУТ имеют широкую сферу примене-ния. Выделим наиболее важные направления:

  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас-са (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболева-ний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных ри-сков;
  • решение вопроса о связи возникших за-болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за-болеваний;
  • обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организация обязательных предвари-тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обоснование финансирования меро-приятий по улучшению условий и охра-ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.


В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода-телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу-дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны-ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не-счастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион-ный фонд Российской Федерации, Фонд со-циального страхования Российской Федера-ции, Федеральный фонд обязательного ме-дицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи-телями указанных государственных структур.

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ


Результаты специальной оценки условий труда


Расходы внутри организации

Выплаты в государственные
внебюджетные фонды


Дополнительный отпуск
(ст. 117 ТК РФ)

Доплаты
(ст. 147 ТК РФ)

Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Сокращенная
рабочая неделя

(ст. 92 ТК РФ)

Молоко и лечебно-профилактическое
питание

(ст. 222 ТК РФ)

Медосмотры
(ст. 213 ТК РФ)

Обеспечение СИЗ
(ст. 221 ТК РФ)

Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда
(ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)


Как известно, необходимость разработ-ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол-нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан-ность работодателя уплачивать в ПФР стра-ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо-тах с тяжелыми и (или) вредными условия-ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль-татам СОУТ, проводимой в порядке, уста-навливаемом отдельным федеральным за-коном.

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни-тельные страховые тарифы дифференцирова-ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).


Таблица 2 . Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах


Класс
условий
труда

Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные
4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%

Допустимые
2 0%

Оптимальные
1 0%

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас-ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест - тем выше сумма дополни-тельных отчислений.

По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.


Другие компенсации работникам, за-нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен-ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло-вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч-шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ


До тех пор пока на рабочем месте не про-ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред-ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни-ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден-ных результатами СОУТ, гарантии и ком-пенсации работникам не устанавливают-ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу-ются.

Новый порядок их установления на осно-ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз-мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за-нятым во вредных и (или) опасных усло-виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде-ляется работодателем с учетом мнения пред-ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию - ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.


Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше - его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.


Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины-ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополни-тельного отпуска (превышающей семиднев-ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про-должительности смен при сокращенной ра-бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу-скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни-кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:


  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдель-ного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, раз-меры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглаше-нии, участником которого является ор-ганизация;
  • в коллективном договоре (на уровне ор-ганизации) закреплены согласованные работодателем и представительным ор-ганом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга-низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ


В отношении прав работника на досроч-ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго-ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ-лены ранее, сохраняются.

Обязанность по финансированию до-срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред-ных и (или) опасных условиях труда, возла-гается на работодателей, имеющих соответ-ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла-той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со-ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси-онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.


В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде-рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.


Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».

Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение - это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.

В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры - снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Норма ТК РФ Новая редакция
Основание для коррек-тировки компенсаций

Возможность корректировки компенсаций

Статья 92
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше),
- не более 36 ч в неделю.

Отраслевые
(межотрас-левые) соглашения и коллективные
догово-ры,
а также письменное согласие работника.


Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой
денежной компенсации

Статья 94

Максимально допустимая
продолжитель-ность ежедневной
работы (смены)
не может превышать:
- при 36-часовой рабочей
неделе - 8 ч;
- при 30-часовой рабочей неделе
и менее - 6 ч.

Максимально допусти мая продол-жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:
- при 36-часовой рабочей
неделе - до 12 ч;
- при 30-часовой рабочей
неделе и менее - до 8 ч.
Статья 117
Продолжительность ежегодного дополнитель-ного оплачиваемого
отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда
(класс 3.2 и выше), - не менее
7 календарных дней.
.

Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю-щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными
условиями труда (класс 3.1) -
не менее 4%.


По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети-зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.

Чтобы оформить досрочный выход на пенсию по новому закону с 2019 года в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности), необходимо выполнение нескольких условий. Какие это условия, расскажем в этой статье.

Выход на льготную пенсию по вредности с 2019: требования к возрасту, специальному стажу по Списку 1 и 2

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1, список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа. Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности , а также от количества лет наработанного «вредного» стажа .

Выход на пенсию по вредности по новому закону

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2019 года никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности вноситься не будет. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам останутся прежними .

Таким образом, чтобы оформить досрочную пенсию по старости по новому закону с 2019 года в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности ), необходимо выполнение нескольких условий:

  1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве - т.е. иметь необходимое количество:
    • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
    • общего страхового стажа.
  3. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).
Сколько лет нужно отработать на вредном производстве?

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно - т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . Однако чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа - времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Если указанный в таблице вредный стаж был выработан не в полном объеме, то можно будет рассчитывать на снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально наработанному специальному стажу.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2013 года период работы на вредном (тяжелом) производстве включается в специальный стаж только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в ПФР по специальному тарифу. Его величина определяется в зависимости от результатов спецоценки условий труда , которую обязан проводить работодатель.

Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности

Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста - т.е. снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет ).

Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:

  • наличии не менее половины установленного специального стажа (см. таблицу выше);
  • наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК .

Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год :

  • при работе по Списку 1 - за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
  • при работе по Списку 2 вредных профессий - за каждые:
    • 2,5 года вредной работы для мужчин;
    • 2 года специального стажа - для женщин.

С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы :

По Списку № 1 По Списку № 2
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ
3,75 52 5 55 5 53 6,25 58
4 51 6 54 6 52 7,5 57
5 50 7 53
6 49 8 52 8 51 10 56
7 48 9 51
7,5 45 10 50 10 50 12,5 55

Примечание: СЛС - специальный льготный стаж в годах; ПВ - пенсионный возраст в годах.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Начиная с 1 января 2013 года время работы на вредном, опасном или тяжелом производстве засчитывается в специальный стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно, только в случае начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ . Тариф этих дополнительных взносов устанавливается ст. 428 Налогового кодекса РФ в зависимости от класса условий труда, которые определяются в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах .

До 31 декабря 2018 г. тариф дополнительных страховых взносов может быть определен по результатам аттестации рабочих мест , если спецоценка условий труда еще не производилась (ч. 8 ст. 35 закона № 400-ФЗ). Начиная с 2019 года дифференцированный дополнительный тариф будет введен только по профессиям, прошедшим специальную оценку.

В зависимости от условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки устанавливаются следующие тарифы доп. взносов в ПФР:

Если спец. оценка условий труда не проводилась, то уплата страховых взносов происходит по следующим дополнительным тарифам:

  • 9% - для профессий Списка 1 (ч. 1 ст. 428 НК РФ);
  • 6% - для профессий Списка 2 и «малых списков» (ч. 2 ст. 428 НК РФ).

Список 1 льготных профессий для досрочной пенсии

К Списку 1 профессий, дающих право на досрочное оформление пенсии, относятся должности, связанные с подземными работами, горячими цехами, с вредными условиями труда . Для определения права на льготное оформление пенсии применяется перечень работ, должностей, утвержденный законодательными актами:

  • для периодов работ до 01.01.1992 г. применяется список, утвержденный Постановлением Совмина СССР № 1173 от 22.08.1956 г. ;
  • для работ после 01.01.1992 г. используется список, предусмотренный Постановлением № 10 от 26.01.1991 г.

В Список № 1 для периодов трудовой деятельности с 1 января 1992 г. включены 24 вида производств , в каждом из которых выделены профессии, работа по которым позволяет выйти на пенсию досрочно. Приведем в качестве примера некоторые из них в таблице ниже:

Вид производства Профессия, должность
Горные работы
  • все рабочие на подземных работах, занятые полный рабочий день;
  • геологи (участковые, главные);
  • главные инженеры, помощники по производству;
  • мастера горные;
  • электромеханики;
  • энергетики и другие.
Металлообработка
  • газорезчики;
  • заливщики металла;
  • литейщики металлов и сплавов;
  • огнеупорщики;
  • обжигальщики отходов металла;
  • плавильщики металла и сплавов;
  • кузнецы - штамповщики и другие.
Переработка нефти, газа, угля, сланца, газового конденсата.
  • аппаратчики;
  • машинисты технологических насосов;
  • слесари - ремонтники;
  • коксоочистители;
  • коксоразгрузчики и другие.
Химическое производство рабочие и руководители предприятий, занятые в производствах:
  • асбестовых технических изделий;
  • химии, удобрений, полимеров, пластмасс;
  • аммиака (включая газовое сырье);
  • минеральных удобрений и других.

Стаж на таких видах работы после 01.01.2013 г. засчитывается в льготный (специальный), если работодатель производит отчисление дополнительных страховых взносов в ПФР в соответствии с результатами спецоценки условий труда (согласно ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

С полным перечнем всех предусмотренных производств, должностей, работ, подпадающих под список № 1 вредных профессий, можно перечне , утвержденном Постановлением № 10 от 26.01.1991 г. Право на льготную пенсию предоставляется при условии, что запись в трудовой книжке соответствует наименованию должности в предусмотренном перечне.

Список 2 вредных профессий для досрочной пенсии

В Список 2 профессий, позволяющих оформить пенсию досрочно, входят работы с вредными и тяжелыми условиями труда . Перечень входящих в этот список профессий устанавливается теми же нормативными актами, что и для Списка № 1: для периодов работ до 01.01.1992 г. действует Постановление № 1173 от 22.08.1956 г. , с 01.01.1992 г. - Постановление № 10 от 26.01.1991 г.

В Список 2 входят 34 вида производств , в каждом из которых выделяются профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно.

Приведем некоторые примеры в таблице ниже:

Вид производства Профессия, должность
Производство строительных материалов
  • бункеровщики;
  • грузчики, занятые на погрузке цемента;
  • дробильщики слюды;
  • кольщики слюды;
  • дробильщики извести;
  • аппаратчики на пропиточных агрегатах и другие.
Легкая промышленность
  • красильщики;
  • аппаратчики водно-химической обработки;
  • аппаратчики дубления;
  • машинисты промывочных машин;
  • машинисты разводных машин и другие.
Пищевая промышленность
  • аппаратчики-экстракторщики;
  • катализаторщики;
  • купажисты по табакам;
  • раскладчики листового табака;
  • расфасовщики табака;
  • сортировщики табака;
  • рыбаки прибрежного лова;
  • бригадиры рыбаков прибрежного лова;
  • бойцы скота и другие.
Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство
  • машинисты газотурбинных установок;
  • машинисты котлов;
  • огнеупорщики;
  • печники;
  • старшие машинисты котельного оборудования;
  • старшие машинисты турбинных отделений и другие.

Период работы по Списку № 2 после 01.01.2013 г. засчитывается в специальный льготный стаж, если работодатель осуществляет уплату дополнительных страховых взносов в ПФР по тарифам, установленным в результате специальной оценки условий труда (ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

Полный перечень производств, профессий и видов работ по списку № 2 приводится в официальном перечне , утвержденном Правительством. Чтобы досрочно выйти на пенсию по второму списку вредности, необходимо иметь в трудовой книжке запись о работе в соответствующей должности, предусмотренной этим перечнем.

Малые списки льготных профессий

В пенсионном законодательстве предусмотрены условия по досрочному выходу на пенсию и для работников других профессий, которые не были закреплены в Списках 1 и 2, но тоже связаны с тяжелыми и вредными условиями труда. Перечень таких профессий называют «малыми списками» , а перечислены они в пунктах 3-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Для каждого вида работ предусмотрены свои условия выхода на пенсию - определенные требования к возрасту, общему и специальному стажу .

В представленной ниже таблице приводятся некоторые льготные профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно, с учетом условий по стажу и возрасту:

Вид работ Пол Нормативы (лет)
ПВ ОСС СЛС
Трактористы-машинисты в сельском хозяйстве, машинисты строительной, дорожной техники, погрузочно-разгрузочных машин Ж 50 20 15
Водители трамваев, троллейбусов, автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах М 55 25 20
Ж 50 20 15
Водители груз. автомобилей на шахтах, карьерах, рудниках на вывозе угля, руды, сланца и т.д. М 55 25 12,5
Ж 50 20 10
Служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работающие с осужденными М 55 25 15
Ж 50 20 10
В текстильной промышленности, работающие с повышенными тяжестью и интенсивностью Ж 50 - 20
Рабочие локомотивных бригад; работники, осуществляющие организацию перевозок и безопасность на ж.д. транспорте, метрополитене М 55 25 12,5
Ж 50 20 10
Работа, связанная с управлением полетами воздушных судов гражданской авиации М 55 25 12,5
Ж 50 20 10

Примечание: ПВ - пенсионный возраст; ОСС - общий страховой стаж; СЛС - специальный льготный стаж; Ж и М - женщины и мужчины соответственно.

Использованы материалы из источника.