Методы и приемы коррекции детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения: методики диагностики и коррекции Методы коррекции детско родительских отношений

Другие поводы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях

1.2 Факторы влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений

1.3. «Серийное рисование» как метод арт-терапии

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Общие методы и методики диагностического исследования

2.2 Результаты диагностического исследования

2.3. Коррекционная программа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выполнил(а) студент(ка) Власенко Юлия Викторовна

Тема: Коррекция детско-родительских отношений методом серийного рисования

Научный руководитель: Маякова Ирина Владимировна

Объект: детско-родительские отношения

Предмет: серийное рисование как метод коррекции детско-родительских отношений

Цель: составить программу коррекции детско-родительских отношений методом серийного рисования

1. Изучение стилей детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.

2. Изучение факторов, влияющих на дисгармонию детско-родительских отношений.

3. Подбор методов и методик диагностики детско-родительских отношений.

4. Провести диагностику детско-родительских отношений.

5. Анализ эмпирического исследования.

6. Подобрать способы и приёмы коррекции детско-родительских отношений.

7. Составить программу коррекции детско-родительских отношений.

Гипотеза: коррекционная программа методом серийного рисования может способствовать развитию детско-родительских отношений.

Методики

1. Методика «PARI» У.С. Шеффер и Р.К. Белл.

2. Тест «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко.

3. Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин.

Использование математических методов обработки данных:

1. Критерий Фишера – p (угловое преобразование)

Аннотация к работе.

Разработана программа психокоррекции детско-родительских отношений с целью укрепления отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком. Тренинг включает в себя 12 занятий по 1,5 часа и направлен на развитие:

Отношения партнерства между родителями и ребенком;

Навыков адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению межличностных конфликтов;

Интеллекта и креативности.

В программу тренинговых занятий включены интерактивные методы обучения и развития: свободное и заданное на определенную тему рисование; мозговой штурм, психогимнастические упражнения по развитию сензитивности и рефлексии; этические беседы; упражнения направленные на устранение тревожности у детей через совместную деятельность с родителями.

Краткие выводы по работе:

1. Под стилем воспитания понимается определенная стратегия воспитания, включающая в себя: включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей.

2. Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

3. Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

4. Был подобран комплекс стандартизированных психодиагностических методик. Широко известных в практике психодиагностики и направленных на выявление стиля детско-родительских отношений.

5. У 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный. По отношению к семейной роли у 40% семей преобладает сверхавторитет родителей. Большинство матерей 85% имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком. Наиболее часто встречающимся стилем у матерей и отцов является: «гиперсоциализация».

Количество использованных источников – 41

ВВЕДЕНИЕ

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. А.Бандура, Л.И.Божович, Дж.Боулби, Э.Бронфенбреннер, Д.Винникотт, Л.С.Выготский, М.Клейн, П.Криттенден, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Фрейд, М.Эйнсворт, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон рассматривали семью как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяющую потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.

В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них – к самопознанию и самооценке. Продуктами взаимодействия со взрослым являются образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации. Образ себя и другого включает два компонента: когнитивный и аффективный, (т.е. знания и отношение) и представляет собой целостный аффективно–когнитивный комплекс. Его аффективная часть связана с оценкой (или самооценкой), а когнитивная – с представлением о себе и другом. С возрастом представления о себе и другом становятся все более точными, а отношение к себе все более адекватным, однако эмоциональная составляющая может стать источником устойчивого искажения когнитивного образа Я и Другого.

В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания. В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: Д.Баумринд, А.Я.Варга, А.Е.Личко, Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является стиль родительской дисциплины. К стилю родительской дисциплины относятся следующие характеристики: требования и запреты со стороны родителя, контроль за их выполнением, родительские санкции, и мониторинг.

Традиционно исследования детско-родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная/реактивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем.

Однако принципиальным моментом общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях является активно–действенная позиция ребенка по отношению к родителю. Активно–действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношений у ребенка. Образ детско-родительских отношений включает в себя: отражение и принятие ребенком форм межличностных отношений с родителем, личностно–ориентирующий образ Я у ребенка, личностно–ориентирующий образ родителя. Образ детско-родительских отношений у ребенка носит регулирующий, направляющий, контролирующий характер и определяет тактику взаимодействия с родителями. В настоящее время представляется недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с реализацией реального взаимоотношения с родителями.

Актуальностью темы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. Указанной современной проблеме и посвящена данная курсовая работа, выполненная по теме «Диагностика стилей детско-родительских отношений».Серийное оформление: В. И. Феногенов Технический... методы может использовать учитель для коррек­ции ... , агрессивностью, детско -родительскими отношениями , нерешительностью, ... детско -родительским пробле­мам с последующим рисованием ...

  • Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

    Лекция >> Медицина, здоровье

    ... , рисования , письма), особенно при серийной организации... нарушений. Кроме того, методы коррекции и социальные последствия... эмоционально и когнитивно неудовлетворительных детско -родительских отношениях в младенчестве. Эмоциональная неудовлетворенность...

  • Варианты развития детей перед школой

    Реферат >> Психология

    Конструированию, рисованию т.е. тем... Применение серийно -поточного... Средства и методы физического воспитания, ... складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. ... детской активности со стороны родителей, нарушение детско -родительских отношений ...

  • Социально-педагогическая коррекция интернет зависимых подростков

    Дипломная работа >> Педагогика

    ... коррекции аддиктивного поведения подростков в Интернет-среде. Методы ... восприятием родительского отношения и подверженностью... искусств (музыка, рисование и пр.). ... Компьютерные игры: детская забава или педагогическая... Томас наладил серийное производство счетных...

  • Программа

    коррекции детско-родительских отношений

    в семьях, воспитывающих старшего дошкольника

    «Путешествие в Страну Добрых Отношений»

    Составила:

    ,

    педагог-психолог

    МДОУ ЧРР д/с №18

    «Журавушка»

    г. Краснокаменск, 2007

    I . Пояснительная записка

    1.1. Актуальность

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

    Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

    Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (, и др.).

    По данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации (, 2005). На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности.

    В беседе по «прямой линии» в октябре 2006 года, президент РФ также отмечал: «Снижен воспитательный потенциал ведущего института воспитания семьи…»

    В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». С принятием данного закона возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

    Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, сколь важны роль семьи, взаимоотношения родителей и детей. Так, например, В. Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. «Проблемные», «трудные», «невозможные», также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье ».

    Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит психологическое благополучие ребенка.

    Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание также имеет свои преимущества. Оно направлено на физическое и психическое развитие ребенка, коррекцию этого развития, и, наконец, здесь ребенок включается в детское общество, усваивает новую роль – роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение.

    Таким образом, существуют две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период: это семья и дошкольное образовательное учреждение.

    Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации мы видим в развитии конструктивного взаимодействия психолога образовательного учреждения с семьей, которое стимулируется посредством организации занятий, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей.

    1.2. Цели и задачи программы

    Цель: активизация совместной деятельности , создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

    Инструкция:

    1. Представьте себе, что вы маленький росточек, только что появившейся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, поднимаясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить свой рост.

    2. Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (участники отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и покачиваться на ветру.

    Рефлексия.

    3. Упражнение «Прогулка вслепую».

    Цель: эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.

    Инструкция: это упражнение выполняется в паре. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (3 минуты). Оба должны сохранять молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т. д. Затем нужно поменяться ролями.

    Рефлексия.

    4. Упражнение «Напряжение и расслабление».

    Цель: снятие мышечного напряжения.

    Инструкция: руки и все тело устремилось вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх все сильнее и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (реально пятки на полу) и поднимаемся еще выше. А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в спине, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно и удобно. Прислушайтесь к себе:

    осталось ли где-то напряжение? Сбросили его!

    5. Задание «Я - взрослый, ты - ребенок»

    Цель: эмоциональное сближение родителя и ребенка, улучшение самочувствия, развитие навыков в совместной деятельности.

    Инструкция: сегодня всем присутствующим на нашей поляне предстоит как следует подумать друг о друге: взрослым - о детях, детям – о взрослых. Каждый участник получает трафарет человечка, взрослым предстоит превратить бумажного человечка в ребенка, а детям во – взрослого.

    7. Задание «Машина времени».

    Приветствуются любые сюжетные решения. «Я тоже был маленьким, - сообщает тем самым родитель ребенку. Я могу тебя понять, а ты попробуй понять меня».

    8. Рассказывание сказки.

    Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).

    Цель: создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.

    9. Рефлексия занятия.

    10. Ритуал прощания.

    Занятие № 10.

    Цель: см. занятие №9.

    1. Приветствие «Мяч по кругу».

    Цель: участники, передавая мяч, говорят о том, что они хотят. Например: «Я хочу полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т. д.

    Психолог : Мы продолжаем наш отдых на Поляне Ощущений. Ощущения, которые мы, возможно, забыли или утратили, поэтому побудем здесь еще.

    2. Упражнение «Назовите, кто собрался на поляне?»

    Цель: создание ситуации воздействия и сотрудничества, «разогрев» группы.

    Психолог: Кто здесь собрался? И дети и взрослые, назовите как можно больше вариантов, ответов (люди, знакомые, друзья, мамы, папы и дети и т. д.).

    3. Задание «Скульптура».

    Цель: телесное сближение, развитие способности к самовыражению, диагностика эмоционального фона группы.

    Инструкция: разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создать скульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной». Работать можно только молча.

    Рефлексия:

    Что чувствовали?

    Понравилась ли форма, которую вам придали?

    * Участники могут сами придумать название скульптуры или психолог предлагает варианты названий, например «Семья весельчаков», «Королевская семья», «Семья на отдыхе», «Семья в походе» и т. д.

    4. Упражнение «Мы тебя любим».

    Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

    Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди входит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-нибудь ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко», «Котенок» и т. д.)

    5. Задание «Комната для души».

    Цель: сплочение членов семьи, развитие навыков взаимодействия родителя с ребенком.

    Инструкция: каждому участнику выдается заготовка в виде плоского домика и листа бумаги, который будет служить полом и крышей в комнате. Комнату надо раскрасить так, чтобы в ее оформлении воплотились ваши мечты. Каждая пара «ребенок – взрослый» сидят рядом, они могут советоваться и помогать друг другу.

    * Из двух заготовок (у ребенка и родителя) можно собрать один домик. Если эта идея никому не придет в голову – психолог подсказывает.

    Готовые домики описывают, сочиняют про них и их обитателей истории.

    6. Упражнение «Я умею, я люблю».

    Цель: снятие напряжения, диагностика уровня самооценки.

    Инструкция: объединитесь в пары. Каждый по очереди должен, прыгая три раза на одной ноге, сказать: «Я умею…». Потом прыгать три раза на другой и сказать: «Я люблю…».

    7. Упражнение «Тень».

    Цель: тренировка социального взаимодействия, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

    Инструкция: участники разбиваются на пары. Один будет «путником», другой его «тенью». «Путник» делает любые движения, «тень» повторяет.

    * Особое внимание следует уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же темпе, что и «путник». Она должна догадаться о самочувствии, мыслях, настроении «путника».

    Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, посмотреть из-под руки и т. д.

    Рефлексия.

    8. Ритуал прощания.

    9. Домашнее задание.

    Нужно придумать волшебную страну семьи, которая бы соответствовала представлениям взрослого и ребенка о счастливом месте (страна, климат, природа и т. д.), нарисовать ее или сделать в технике коллажа, придумать веселую историю.

    Задание № 11 «Волшебная страна доверия».

    Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.

    1. Приветствие (по желанию участников).

    Психолог: Наш корабль причаливает к берегу и мы попадаем в Волшебную Страну Доверия. Здесь мы можем загадать желание, которое обязательно сбудется, услышать веселые истории и показать себя с наилучшей стороны.

    2. Упражнение «Испытания».

    Цель: повышение самооценки, психокоррекционное воздействие.

    Задания придумываются для каждого ребенка, с акцентом на позитивное завершение ситуации, например:

    - «Стойкий оловянный солдатик» - сидеть без движения 3 минуты;

    - «Дочкин массаж» - дочка делает массаж уставшей маме;

    - «Стихотворение»;

    - «Мой танец» и т. п.

    Индивидуальные задания возможны для взрослых. Группа поддерживает испытуемого морально (словами, аплодисментами).

    3. Задание «Совместный рисунок группы».

    Цель: эмоциональное сближение участников группы, групповая динамика.

    Инструкция: используя краски, нарисовать всем вместе картину. Один участник начинает, второй продолжает и т. д., по окончании следует дать ей название.

    4. Упражнение «Я сразу стану счастливее, если…».

    Цель: вербализация значимых целей на будущее, диагностика активности участника в достижении цели.

    Инструкция: продолжить фразу: «Я сразу стану счастливее, если…».

    * Результат выполнения упражнения может стать одной из тем для последующей консультации.

    5. Проверка домашнего задания «Волшебная страна семьи».

    Цель: сплочение членов семьи, повышение самооценки, семейная диагностика.

    Инструкция: покажите ваш семейный рисунок и покажите, что изображено на нем. Участники группы могут задавать вопросы.

    * После представления семейного рисунка он вывешивается рядом с рисунком группы.

    6. Рефлексия занятий.

    Психолог: Наши встречи завершаются. Как вам работалось в группе? С какими чувствами и мыслями вы уходите сегодня? Какой новый опыт вы приобрели на сегодняшнем занятии?

    7. Чаепитие.

    IV . Библиография.

    1. Алексеева проблемы детей дошкольного возраста. – СПб., 2007.

    2. Андреева психология. – СПб., 2005.

    3. Венгер консультирование и диагностика. – М., 2001.

    5. Доронова дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

    6. , и др. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004.

    7. Захаров предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

    8. Зинкевич-Евстигнеева по сказкотерапии. – СПб., 2005.

    9. , и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. – СПб., 2002.

    10. , Монина для взрослых. – М., 2002.

    11. Марковская взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

    12. Сартан самостоятельности у детей. – М., 2002.

    13. Спиваковская: игра, детство, семья. Т.2 – М., 2000.

    14. Ткачева внутрисемейных отношений. – М., 2000.

    15. Ткачева работа с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.

    16. , Добридень взросление: личностный рост ребенка. – СПб., 2004.

    17. , и др. Азбука общения. – СПб., 2003.

    18. Широкова дошкольного психолога. – Р-н-Д., 2003.

    19. , Никольская диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2005.

    21. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Сборник / сост. , – СПб., 2001.

    22. Об итогах Всероссийского совещания «Право ребенка жить и воспитываться в семье: проблемы и пути решения». / Сб. Вестник образования. № 8, 1999.

    23. Семейных кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2006.

    VI . Приложения

    6.1. Практический материал к проведению занятий:

    Домашнее задание к занятию №1;

    Образцы разрезных шаблонов к занятиям №2, №9, №10;

    Тексты психокоррекционных сказок к занятиям №4, №6, №7;

    Текст медитативной сказки к занятию №9;

    Иллюстративный материал с изображением различных эмоциональных состояний к занятию №2;

    Методический паспорт к пособию «Карта семейных путешествий».

    6.2. Консультация для родителей:

    «Влияние родительских установок на эмоциональное благополучие ребенка и пути их коррекции в ходе самовоспитания родителей».

    6.3. Диагностические методики:

    Тест-опросник родительского отношения (–);

    Опросник «Ваш стиль воспитания» ();

    Методика «Рисунок семьи»;

    - «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

    Валентина Лашманкина
    Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений

    Как и любой объект, обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?» , но прикладными характеристиками («Что с этим делать?» ). В практической деятельности этот вопрос связан с пониманием того, на что именно необходимо делать упор во взаимодействии с родителями, если возникает необходимость осуществлять педагогическую коррекцию . В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать различные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми родителями.

    Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком , важно знать, как это делать. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений .

    Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности . Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны, «глазами других» , и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые, как правило, не выбирают осознанно, а обычно перенимают либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях , полученных из близкого социального окружения, средств массовой информации.

    В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком (или воспитателем и учеником) является плохое общение. Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка.

    В случае не партнерских взаимоотношений , когда родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его, у ребенка не возникает доверия к миру. Это негативно сказывается на его развитии : угнетает познавательную активность, снижает самооценку, приводит к отстранению от сверстников или агрессивности по отношению к сверстникам . В то же время, при сверх контроле и сверх включенности родителей во взаимоотношения детей со сверстниками у ребенка возникает болезненная зависимость от родителей, страх перед новыми проблемами и ситуациями, что в конечном итоге приводит к формированию и закреплению у них чувства незащищенности.

    Анализ результатов исследований семей позволяет сделать вывод о том, что в коррекции нуждаются как дети , так и их родители : им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных дет-ско-родительских отношений .

    Функциональный аспект взаимодействия с родителями предполагает анализ с точки зрения действия – родители (мать, отец) включены в последовательную координированную деятельность (воспитание ребёнка, сознательно или бессознательно подчинённую какой-то цели, достижение которой принесёт им определённый результат (социализация ребёнка) . Улучшение воспитательных результатов подразумевает повышение эффективности родительских действий. То есть точкой приложения сил в коррекционном воздействии является тот стиль воспитания, который осуществляют родители по отношению к ребёнку . Это наиболее очевидный и доступный способ взаимодействия образовательного учреждения и родителей, в котором самым важным является итоговое выражение детско-родительских отношений , а основное внимание направлено на различные формы отклонений, препятствующих осуществлению воспитательной функции семьи.

    Основной исследовательский вопрос в рамках данного подхода , связан со следующим : «Какими должны быть индивидуально-личностные особенности родителей, чтобы они были способны сознательно выстраивать гармоничные детско-родительские отношения и собственный стиль воспитания ребёнка в семье?». Основная идея психологической помощи семье связана с формированием готовности взрослых к детско-родительским отношениям , развитием осознанности исполнения родительской роли, согласованности представлений и поведенческих проявлений родительства в паре со своим супругом или супругой посредством специальных психолого-педагогических технологий, проблемно-ориентированных тренингов, основанных на диадном взаимодействии отца и матери.

    Данный аспект взаимодействия с родителями позволяет учитывать индивидуальные особенности родителей и воздействовать на детско-родительские отношения системно , достигая целей их гармонизации. Если в функциональном аспекте взгляд специалистов образовательного учреждения на положение ребёнка в семье скорее внешний, то в личностном аспекте внешнее (стиль воспитательных воздействий) рассматривается в соотношении с внутренним (осознанность воспитательных воздействий) . Если в функциональном аспекте взаимодействия с семьёй основное внимание родителей фиксируется на конечной цели воспитания, то есть на том для чего они должны реализовывать потенциал своих отношений с ребёнком , то в личностном аспекте фокус смещается на том, как они это делают.

    Традиционно помощь семье оказывается в рамках индивидуальной консультации, лекционных собраний или групповых консультаций, которые имеют существенный недостаток. Родителям говорят о необходимости менять себя и свое поведение, о необходимости более чуткого или внимательного отношения к детям . В результате, родители, получая много информации, оценок и указаний, свыкаются с мыслью «мы должны» . Они, понимая, что многое делают неправильно, чувствуют себя виноватыми. Все это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений , а также является поводом для поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, в том числе и групповых методов работы с родителями. На основании представления о семье, как о единой системе , которая живет и развивается по определенным законам, может быть применена групповая техника работы в семейной системе с использованием программы «Ребенок – взрослый : гармонизация детско-родительских отношений ». Целью программы является коррекция эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника в контексте детско-родительских отношений .

    Задачи в работе по данной программе ставятся следующие :

    Создание условий для раскрытия личности каждого ребенка : возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;

    Содействие повышению самооценки детей;

    Обучение участников группы социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение ;

    Создание условий для принятия внутреннего «Я» и преодоления застенчивости, неуверенности, агрессивности;

    Знакомство детей и родителей с арсеналом вербального и невербального выражения чувств, развитие умения осознавать и адекватно реагировать на них;

    Предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании сверстников и анализировать особенности их поведения;

    Способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

    Преимущества работы с совместными группами перед группами с другим составом (только родители или только дети) в том, что :

    – во-первых, прорабатываются важные вопросы в контексте общей темы;

    – во-вторых, проходит осознание общности многих проблем;

    – в-третьих, взаимодействие родителей и детей – не воображаемое, а реальное.

    Работа педагога направленная на сопровождение психического развития детей, заключается в интеграции возможностей педагогов и родителей и координации их совместной деятельности.

    Детско -родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним без оценочно , с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

    Педагогическая коррекция предполагает расширение арсенала средств психологического воздействия родителей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков родителей, формирование некоторых новых форм взаимодействия с детьми, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка. Группа – лишь необходимая социальная площадка, ведь дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в нее.

    Стержневым содержанием коррекционного воздействия становится создание концентрированного, эмоционально насыщенного опыта новых социальных отношений в семье – как между супругами, так и между детьми и родителями.

    Коррекционный процесс строится при параллельной работе детской игровой группы , родительского семинара и родительских групповых занятий, а также с применением метода совместной игры ребенка и родителе.

    В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы коррекции : дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения. В группе участвуют семейная пара или один из родителей.

    Основной задачей коррекции в детской игровой группе является устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода, развития и воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с миром. Решение этих задач возможно в той мере, в какой психологу удается дать ребенку в концентрированной, сгущенной форме опыт полноценной, яркой, поистине свободной и развивающей жизнедеятельности. Поскольку игра для дошкольников это не только наиболее естественная, но и ведущая развитие форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, использование игры в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным.

    В процессе игровой коррекции решаются следующие конкретные задачи : у ребенка вызываются новые формы переживаний, воспитываются чувства по отношению к взрослому , к сверстникам, к самому себе, формируется адекватное отношение к себе и другим , повышается уверенность в себе, развиваются и обогащаются приемы общения со сверстниками, отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности. Дети получают крайне необходимый для их эмоционального благополучия опыт новых отношений со взрослым и сверстниками, отношений , основанных на уважении и признании самостоятельности и самоценности детей. В процессе игровой коррекции используются специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам . На занятиях детям предлагается большой набор сюжетно-ролевых игр, специальные игры-драматизации, в ходе которых реализуется прием сенсибилизации страхов, используются игры, содействующие достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении.

    Для понимания специфичности использования игры коррекционных занятиях следует иметь в виду, что каждая игра полифункцнональна. Это означает, что при ее применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – растормаживающим и тонизирующим, а для третьего – обучения коллективным отношениям .

    Наряду со специальными играми большое значение в коррекции приобретают специальные приемы неигрового типа. Они служат целям повышения сплоченности группы, развитию у детей навыков общения в коллективе, развивают способность к эмоциональной децентрации, продуцируют разнообразные чувства и создают навыки адекватного выражения эмоций.

    Основная задача коррекции семейных отношений и семейного воспитания на родительском семинаре состоит в расширении знаний родителей о психологии семейных отношений , педагогике воспитания и возрастных особенностях развития ребенка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить изменение отношения людей к семейной жизни и задачам воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно : у них меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни.

    Основной задачей педагогической коррекции в родительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

    Особое внимание уделяется коррекции эмоциональных основ воспита-ния, что в итоге создает общий поддерживающий и тонизирующий эффект, повышающий уверенность участников группы в своих родительских ролях, в своих воспитательных возможностях, усиливает способность родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир друг друга и своего ребенка, возрастает взаимопонимание между супругами решении задач семейного воспитания.

    Групповая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки, переосмысливания личностных проблем ее участниками, а также формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает ряд специальных навыков, прежде всего в сфере межличностного общения. Следует отметить, что методики работы в родительской группе во многом сходны с теми, которые используются в других формах групповой работы, вместе тем специфика родительской группы требует модификации ряда методических приемов.

    Основной метод формирования группы как целого интеракционный, иными словами – создание специфических групповых норм и правил поведения, акцентирование обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения. Значительно большее место таких группах уделяется истории семьи в целом и истории жизни ребенка, воспитывающегося в данной семье.

    Широко используются игровые приемы : разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются некоторые приемы общения с детьми. В родительских группах также используются приемы психогимнастики и способы невербального взаимодействия (наиболее часто применяемые в групповой работе) . Эти прием в родительской группе переосмысливаются и применяются не только как способы развития и оптимизация эмоциональных и перцептивных аспектов общения, и как способы взаимодействия и межличностного восприятия своих детей и детей вообще. Один цикл групповых занятий состоит обычно из 10–12 занятий. В начале и в конце цикла занятий с родителями проводятся совместные занятия родителей с детьми. Таким образом, основным содержанием групповых занятий является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимо-действия с ребенком, занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.

    В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений . Специфическими эффектами участия родителей в данной программе являются повышение их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе более адекватного представления о детских возможнстяхликвидация психолого-педагогической некомпетентности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

    2. "Семейная скульптура" Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе.

    Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картине и проецируется на нее.

    Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи.

    После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов. После того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально, то какой они видят идеальную семью.

    Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.

    3. "Семейный ритуал". Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.

    Цель структурных методик - так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

    Структурные методики используются для решения следующих задач:

    Создание движения. Клиенты чувствуют, что они "застряли" в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации.

    Изменение перспектив. Играя новые роли, клиенты занимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.

    Перераспределение власти. Присоединяясь к различным субсистемам, психолог может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или разрушить тупики, к которым привела конфронтация.

    Разрушение коалиций. Иногда двое или большее число людей объединяются для того, чтобы противостоять третьим. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю.

    Формирование новых альянсов. Клиентам можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, родителям помогают достичь соглашения по поводу их родительской позиции и выполнения его на практике.

    Прояснение границ между субсистемами. Психолог помогает выяснить клиентам, кто, каким образом и в какой функции включен в даннуюсубсистему; кто за что отвечает. Уменьшение числа слишком жестких границ для поддержки совместных действий - вот пример тех вопросов, которые могут служить предметом обсуждения.

    Открытие новых сторон своей личности. Изменяя свое место в системе внутрисемейных взаимодействий, люди получают возможность попробовать новые поведенческие образцы и открыть новые стороны своей личности.

    Нормализация опыта нахождения в определенной позиции. Иногда люди рассматривают самих себя как плохих, не имеющих ценностей, бессильных только потому, что занимают определенное место в системе.

    Психолог может сказать: "Если бы я находился на вашем месте, я бы тоже был подавлен" или "Люди в положении, подобном вашему, обычно чувствуют и делают то же самое".

    Изменение смысла нахождения в определенной позиции. Один из клиентов жалуется на неудобство быть старшим ребенком в семье. Реплика психолога: "Да, в этом есть своя правда. Именно так случается с большинством старших детей. Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, можно сказать, что старшие дети получают в своей семье хорошую подготовку для того, чтобы быть лидерами и чтобы другие смотрели на них снизу вверх".

    Изменение семейной системы, работая с одним из ее членов. Если верно предположение о том, что изменение одним человеком своего положения в системе приводит к тому, что вся система должна к этому изменению приспособиться, то в таком случае психолог может способствовать изменению семейной системы, поддержав изменение положения одного из ее членов.

    Одним из методов осуществления структурных изменений в семейной системе является метод "семейный ритуал". Это методика, призванная изменить правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней.

    Данный вариант методики разработан Миланской школой семейной терапии (1977-1978).

    8. "Сравнение ценностей". Данная методика, основанная на системном подходе, предполагает, что любые взаимоотношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи.

    Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье.

    Данная методика наиболее эффективна для помощи членам семьи в эффективном общении друг с другом; прояснения подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит; подозрений в манипуляции.

    Важность семьи для мужа и ее значение для жены. Присутствие ценностей, используемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке другого. Например, уборка, вечеринки и покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве ценностей жены.

    Использование данной методики приводит к возможному конструктивному обсуждению несовпадений ценностных ориентации у супругов и дает пищу для анализа несовпадений в данных ценностях.

    11. "Семейное пространство". Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.

    Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях супругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.

    Использование первого варианта (когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет провести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятельность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоящий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.

    Методика "семейное пространство" может использоваться в семейно-групповой психокоррекции в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.

    13. "Родительский семинар". А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.

    Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.

    Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

    Главным в изложении указанных тем является простота, жизненная убедительность излагаемых фактов, вера говорящего в то, что он излагает.