Методы и методики диагностики в семейной психологии. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

Другие торжества

План лекции:

1. Понятие о семейной диагностике.

2. Общие схемы семейной диагностики.

3. Диагностика структуры семьи.

4. Изучение семейной истории.

5. Диагностика супружеских взаимоотношений.

6. Диагностика детско-родительских отношений.

7. Диагностика эмоционального состояния членов семьи.

8. Исследование семьи, ожидающей ребенка.

1. Понятие о семейной диагностике .

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной информации.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. душа и способный распознавать) - область психологической пауки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая,

структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Психодиагностика в семейной консультации существует в двух основных формах .

Во-первых , это психодиагностика, позволяющая дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли консультант сам оказать эффективную помощь в данном конкретном случае, если да - то кто, прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом; если нет - то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиагностических задач стоит задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных методов и других. Результаты психодиагностического обследования анализируются после встречи с клиентом; часть работы может быть выполнена не тем же психологом, который непосредственно занят в консультативном процессе, а его коллегой.

Во-вторых , это психодиагностика, осуществляемая во время коррекционного воздействия, т. е. в процессе консультирования, психотерапии, психологической коррекции и благодаря этим процессам. Реакция клиента на психолога или на других клиентов, если речь идет о групповой работе, реакции детей на психолога и друг на друга, поведение в ходе психотерапии - все это становится важнейшим психодиагностическим материалом, на основе которого определяется тактика консультирования.



Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи в консультации, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в консультацию. Основная функция первой встречи - это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. В результате первичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам к, психиатру, юристу, дефектологу; он может прийти к заключению, что в помощи нуждается прежде всего сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно наследующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также, прийти к выводу, что «случай» необходимо передать коллеге.

Шинина Т.В.

Кандидат психологических наук, доцент, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

АЛГОРИТМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ

Аннотация

В статье обозначены ключевые проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия. Представлен анализ структуры семьи с усилением количественных показателей семейного неблагополучия на современном этапе развития социума. Показаны этапы социально-психологической диагностики. Намечены ключевые позиции по проведению диагностической процедуры семьи. Представлены маркеры семейного неблагополучия и технологическая карта исследования семьи.

Ключевые слова: социально-психологический алгоритм, диагностика семьи, маркеры семейного неблагополучия

Shinina T.V.

PhD in Psychology, Associate professor, Institute of Additional Vocational Training of Social Workers

ALGORITHM FOR SOCIO-PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS FAMILY

Abstract

The paper outlines the key issues of early prevention of family trouble. The analysis of family structure with increased quantitative family problems at the present stage of development of society. The stages of socio-psychological diagnosis. Outlined key points for the diagnostic procedure family. Presented markers family problems and routing family research.

Keywords: socio-psychological algorithm, diagnostics family, markers family trouble

С каждым годом растет количество семейного неблагополучия, и причины связаны с увеличением разводов, распадом и нестабильностью в семье, утратой семейных ценностей, возрастанием случаев болезни и смертности одного из супругов. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественной однодетной семье. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост внебрачных детей. Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни [И.Ф. Дементьева 2005; М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева, 2005; Г.В. Семья 2010, 2013, Т.И. Шульга 2010, 2012; 2014, Е.И.Холостова 2011, 2013,2014 и др.] .

Из представленных данных видно (табл.1) , что отмечается устойчивая тенденция увеличения количества семей, которые нуждаются в социально-экономической, психолого-педагогической и эмоциональной устойчивости.

Таблица 1. Численность семей и детей по категориям семей в 2014/2015 гг. .

Современная социальная ситуация отражает потребность в разработке единого диагностического маршрута по раннему выявлению семейного неблагополучия. Алгорит социально- психологической диагностики включает в себя:

1 ЭТАП: Поступление запроса к специалисту

2 ЭТАП: Обработка запроса (проведение диагностики)

3 ЭТАП: Определение формы поддержки семьи по выходу из кризисной ситуации (подготовка рекомендаций)

Рисунок 1. «Алгоритм социально-психологической диагностической процедуры семьи»

С поступлением запроса специалистам сигнала от компетентных органов и особенно третьих лиц должна выражаться строго в рамках действующего законодательства, и с соблюдением этических норм.

Обработка запроса. На этапе проведения диагностики происходит изучение личности ребенка и семьи в социуме на основе современных научных методов прикладной и теоретической социологии, психологии, педагогики. Проведение диагностики семьи осуществляется командой специалистов, что обеспечивает комплексно подойти к решению поставленной задачи, прорабатывая социальную, психологическую и педагогическую сторону проблем. В процессе изучения психологом социальной сферы (социально-психологической диагностики) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и др.

Специалист устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает использовать собственные ресурсы. Своеобразие семейной ситуации складывается при сопоставлении некоторых параметров семейной системы, которые включают в себя: семейную структуру; коммуникации между её членами; правила; семейную историю; стадии жизненного цикла, на которой в данный момент находится семья; функции проблемного поведения или симптомы.

Анализируя характер выявляемых проблем в семье, мы выделяем следующие маркеры семейного неблагополучия .

  • не исполнение родительских обязанностей (асоциальное поведение родителей, нарушение стилей воспитания, поведенческие нарушения у детей);
  • трудности в обучение ребенка (пропуски занятий, внутришкольные конфликты);
  • нарушение детско-родительских отношений;
  • внутрисемейные конфликты (в том числе жалобы родственников);
  • жестокое обращение (в том числе отказы от детей);
  • психические нарушения;
  • конфликт с законом;
  • множественные проблемы.

Диагностика включается в себя ряд процедур, позволяющих всесторонне подойти к вопросу выявления проблем семьи:

Выход на дом и составление Акта обследования социального окружения ребенка и его семьи – осуществляются с целью получения информации о социально-бытовых условиях проживания семьи, их воздействие на ребенка, отношения в семье, роль родителей в семье. Использование базового набора методик (во время нахождения в семье или при консультировании в учреждении) таких, как: Диагностическое интервью, «Карта социальных связей», Проективные методики, «Семейный климат».

Психологическое обследование детско-родительских отношений методикой «Анкета семейных взаимоотношений». Данные методики проводятся с целью анализа причин нарушения функционирования семьи, выявляя психологические и педагогические составляющие проблемы.

В случае необходимости специалист для каждой семьи и конкретного случая подбирает дополнительные методики. Отправляет запросы и анализирует информацию, полученную из школ, детских садов и других организаций.

В своей работе психолог социальной сферы может использовать следующую технологическую карту исследования семьи :

Заключительный этап проведения социально-психологической диагностики – это верно подобранный ключ к решению проблем семьи, т.е. нахождение необходимых форм оказания помощи семье.

Вопрос раннего выявления семейного неблагополучия, представляет уникальность позиции специалистов межведомственных команд в контексте обсуждаемых проблем заключается в том, что все основные позиции психологии семьи важны с точки зрения законов его развития. Это означает, что помимо выполнения узкопрофессиональных функций, в современной ситуации специалисты могут выступать носителями уникальной позиции, которая позволит им эффективно защищать права ребенка, содействуя содержательному диалогу в профессиональном сообществе на территории городской площадки.

Литература

  1. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные
трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
  2. О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2014 году. Ред.-сост.Е.Ю.Захаренкова / АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Акварель», 2015 – 172 с.
  3. Психология социальной работы: Учебник для бакалавров. /И.Н.Галасюк, О.В.Краснова, Т.В.Шинина; под ред.докт.психол наукО.В.Красновой. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 – 304 с.
  4. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография /Е.И.Холостова, И.В.Малофеев. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 368 с.
  5. Шинина Т.В. Социально-психологические особенности отцовской я-концепции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2015 №3. – С.60-67
  6. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М., 2007. 254 с.
  7. Шульга, Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 4. – С. 40-44.

References

  1. Krjukova T.L., Saporovskaja M.V., Kuftjak E.V. Psihologija sem’i: zhiznennye
trudnosti i sovladanie s nimi. SPb.: Rech’, 2005.
  2. O polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v gorode Moskve v 2014 godu. Red.-sost.E.Ju.Zaharenkova / ANO «Sovet po voprosam upravlenija i razvitija». – M.: OOO «Akvarel’», 2015 – 172 s.
  3. Psihologija social’noj raboty: Uchebnik dlja bakalavrov. /I.N.Galasjuk, O.V.Krasnova, T.V.Shinina; pod red.dokt.psihol naukO.V.Krasnovoj. – M.:Izdatel’sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2013 – 304 s.
  4. Sistema social’nogo obsluzhivanija naselenija: istoricheskij jekskurs i sovremennyj vzgljad: Monografija /E.I.Holostova, I.V.Malofeev. – M.: Izdatel’sko –torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2016. – 368 s.
  5. Shinina T.V. Social’no-psihologicheskie osobennosti otcovskoj ja-koncepcii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Psihologicheskie nauki». 2015 №3. – S.60-67
  6. Shul’ga T.I. Rabota s neblagopoluchnoj sem’ej: ucheb. posobie. 2-e izd., stereotip. M., 2007. 254 s.
  7. Shul’ga, T.I Specifika okazanija pomoshhi sem’jam gruppy riska // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Psihologicheskie nauki». 2010. № 4. – S. 40-44.

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

    Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

    На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

    Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

    Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

    Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

    Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

    проективный тест «Скульптура семьи»;

    метод генограммы;

    метод «Семейное пространство»;

    проективный тест «Рисунок семьи».

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех-четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной, вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения.

Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

По мере поступления информации в процессе беседы с семьей она фиксируется специальными символами. Каждый консультант может использовать удобную для него символику, однако общепринятыми обозначениями являются следующие символы:

« Скульптура семьи »

Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура семьи» - довольно хорошее диагностическое средство.

Другим преимуществом «скульптуры семьи» является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Невозможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Консультант предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создает свою реальную «семейную скульптуру», отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно попросить создать скульптуру «идеальной» семьи.

Консультант имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеальной» семьи для того, чтобы проследить динамику консультативного процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны для понимания происходящего в семье, а их легче выявить с помощью «семейной скульптуры», чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые психологи, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи предлагается последовательно произносить эти фразы, при этом достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Консультант может также задавать вопросы. Например, такие:

    (каждому члену семьи) Как вы себя чувствуете на этом месте среди ваших родственников?

    (всей семье) Удивила ли вас данная скульптура?

    (каждому члену семьи) Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

    (всей семье) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?

    (скульптору или семье) Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?

    (скульптору раньше всех других вопросов) Придумайте название вашему произведению.

Можно организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и консультантом проделанной работы. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель и другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он так же помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

« Семейное пространство »

«Семейное пространство» представляет собой технику, обеспечивающую семейного консультанта важной информацией об организации семейной системы, с которой он работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции.

Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Данная техника может быть полезна и для обучающихся семейному консультированию, когда участники тренинга делятся друг с другом информацией, отражающей психологическую ситуацию в собственных семьях, и это может повысить уровень их профессиональной компетентности. Первоначально техника использовалась именно в этом контексте и лишь потом была применена семейными консультантами в работе с клиентами.

«Территориальность» является важной частью личностной |и семейной идентичности. Она эмоционально и операционально идентифицируется с принадлежностью к семье и с исключением из нее, с комфортом и напряженностью, удовольствием и болью, близостью и отдаленностью, границами и их запутанностью, силой и слабостью. Изучение использования семейного пространства выявляет очень важные аспекты внутрисемейной динамики. При этом полезно задавать себе следующие вопросы: используется ли семейное пространство в продуктивных целях, для игры, для прозябания или же для ссор между членами семьи?

Процедура

Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время когда родители заняты рисованием, психолог постепенно вводит их в терапевтическую ситуацию, задавая следующие вопросы:

    рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната;

    попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме;

    была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи;

    когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам,

    в какой комнате происходили встречи; » были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить;

    было ли у вас какое-то особенное место в доме;

    попытайтесь как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности;

    как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет;

    вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме;

    вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.

Существует несколько вариантов использования данной техники в семейной терапии. Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети должны в это время наблюдать за ними. В качестве другого варианта можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом будут присутствовать в качестве наблюдателей. Третий вариант - все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Вопросы консультанта направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.

Проективный тест «Рисунок семьи»

Одним из наиболее популярных методов диагностики семейных отношений является проективный тест, «Рисунок семьи». К достоинствам этого метода можно отнести следующее: простоту использования, возможность увидеть существующие внутрисемейные границы и наличие коалиций, а также эмоциональный фон, характерный для данной семейной системы с точки зрения каждого члена семьи.

Порядок выполнения теста следующий: испытуемому предлагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек. В случае, если испытуемый задает вопросы относительно рисования, консультант отвечает неопределенно («Рисуй, как хочешь»), но поддерживая стремление клиента рисовать («Неважно, как ты нарисуешь - главное, чтобы ты что-то нарисовал»).

Испытуемый не должен пользоваться ластиком. По окончании рисования все нарисованные персонажи должны быть обозначены подписями (кто есть кто). Перед началом рисования дается следующая инструкция: «Нарисуй свою семью».

Данный тест имеет много способов интерпретации. Одна из лучших интерпретаций «рисунка семьи» предложена отечественным психологом В.К. Лосевой. Предложенные ею правила интерпретации следующие.

    Использование пространства листа. Пространство листа есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символизирует его место в пространстве собственной семьи.

    Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия).

    Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у автора представления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора - «места здесь мне нет, но меня это и не волнует».

    Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы.

    Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддержке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора о характере вымышленного персонажа и его функциях.

    Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.

    Расстояние между персонажами. Расстояние, на котором находятся персонажи друг относительно друга, отражает психологическую дистанцию, существующую между ними. Персонажи, которые соприкасаются, находятся в тесном психологическом контакте.

    Характеристика контура. Персонаж или предмет, вызывающий большую тревогу, рисуется с большим нажимом, сильно заштрихован, контур несколько раз обведен. Персонаж может быть нарисован тонкой дрожащей линией, что также говорит о тревоге, которую он вызывает у автора (автор не решается его изобразить).

    Искажения в изображении фигур. Искажения по правой стороне (если встать на место персонажа) могут означать проблемы во взаимоотношениях с миром социальных норм (работа, учеба, карьера; для ребенка - с людьми, которые персонифицируют нормы). Искажения по левой стороне - проблемы в сфере эмоциональных, интимных, близких отношений.

    Изображение неодушевленных предметов. Изображение большого количества предметов, относящихся к какой-то сфере жизни (например мягкой мебели), означает особую значимость этой сферы для автора. Изображение большого количества закрытых шкафов в рисунке ребенка может свидетельствовать о существовании в семье тайны, к которой он, по его мнению, не допущен.

    Изображение большого количества мелких деталей может означать фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций. Предметы, которые рисуются между персонажами, например автомобиль между отцом и матерью, воспринимаются автором в качестве помехи в отношениях либо в качестве единственно возможного способа контакта.

    Символика частей тела. Символика частей тела учитывается, главным образом, при интерпретации рисунков детей. Отдельным частям тела приписываются следующие значения.

    Голова - очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум.

    Глаза. Глаза, с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи.

Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи.

    Уши. Уши - это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игнорирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было.

    Рот. Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападения». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со страхом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей.

    Шея. Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи означает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длинная шея - конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея символизирует отсутствие подобных противоречий.

    Руки. Функция рук состоит в том, чтобы прицепиться к матери, установить с ней контакт. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки.

    Ноги. Ноги обозначают опору персонажа в реальности, насколько он «крепко стоит на ногах». Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.

Общие схемы семейной диагностики. Существует несколько схем психодиагностического исследования: Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре 1)Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). 2)Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. 3)Проведение тестирования; анализ полученных данных. 4) Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). 5)Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. 6) Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Системный Семейный Тест Т. Геринга (FAST) Т. Геринг и И. Вилер Проективная методика исследования личности для измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи, диагностика межличностных отношений в семье. Возраст испытуемых без ограничений. На доске, разделенной на 81 квадрат со стороной 5 см, испытуемому предлагается разместить фигурки, изображающие членов семьи так, чтобы степень близости между ними отражалась расстоянием между фигурками. На фигурках условно нанесены точками глаза. Фигурки можно расположить на доске таким образом, чтобы они "смотрели" друг на друга прямо, искоса или отвернувшись. Их можно установить на кубики разной высоты (1, 5, 3, 4, 5, 7, 5 см) в зависимости от степени влияния на решения, принимаемые семьей по тем или иным вопросам.

Тест опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова) Предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности– неудовлетворенности, а также согласования– рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в психотерапевтической и консультативной практике.

Опросник «Понимание, эмоциональная превлекательность, авторитетность» (ПЭА) А. Н. Волкова Предназначен для диагностики трех феноменов отношений: понимания партнера, эмоциональной привлекательности партнера, уважения к партнеру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.

Опросник «Конфликты» Г. Лером Опросник позволяет установить характер и источники конфликтности у супругов, степень их выраженности, влияние конфликтов на удовлетворенность браком. Методика представляет собой набор из 49 вопросов и шести вариантов ответов на них. Она позволяет судить о степени напряженности личности в трех сферах: производственной, бытовой, партнерскосупружеской. Выводится также суммарный показатель конфликтности респондента.

Методика Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) Позволяет охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варг, В. В. Столин) Выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) Предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3- 10 лет Опросник АСВ для родителей подростков в возрасте от 11 лет до 21 года

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони) адаптация А. Г. Лидерса и И. В. Анисимовой Предназначен для изучения эмоциональных отношений ребенка в семье, и в первую очередь для определения позиции ребенка в семье. Тест позволяет оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношения к себе. Выявляются типы психологических защит, используемые ребенком.

Опросник «Родительские установки. PARY» (Е. Шеффер и К. Белл) Предназначен для изучения отношений родителей к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковская Предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, какое видение взаимодействия с другой стороны – с позиции детей.

Методика Рене Жиля Предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) Предназначена для изучения общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Юстицкис) Позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервнопсихическое напряжение; семейную тревожность.

Методика 16. Исследования привязанности и соперничества (А.И. Баркан). Для уточнения особенностей жизни ребенка в семье, тайных "закоулков" его души, предлагается методика, разработанная для этой цели А.И. Баркан. Методика имеет шкалу соперничества и шкалу привязанности, которые помогают проявить некоторые нюансы внутрисемейных отношений. Желательно использовать эти шкалы в дополнение к анализу рисунков "Моя семья".

Инструкция: При выборе ответов на нижеприведенные пункты опросника необходимо отметить только один ответ на каждое утверждение. Варианты ответов приведены в столбцах. За каждый выбор начисляется 1 балл.

Текст опросника

Ф И О ______________________ Возраст _________

С кем проживает ребенок в одной квартире ______________________________

Интерпретация результатов:

После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитайте общее количество выборок каждого члена семьи. Проранжируйте эти выборки. Как правило, набравший наибольшее количество баллов, является членом семьи, к которому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта (соперничества) ребенка в семье.

Например: Из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза - папе и ни одного раза - сестре.



Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, гораздо меньше - к папе и явным источником дискомфорта является его младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.

Методика 17. Диагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Предназначена для определения уровня эмпатических тенденций семейных отношений. Представляет собой модифицированный тест-опросник эмпатических тенденций, разработанный А. Мехрабияном и Н. Эпштейном.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) является психодиагностическим инструментом, который ориентирован на анализ родительского отношения, у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпа-тизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Инструкция: Вам предстоит внимательно выслушать (прочитать), представленные утверждения и в регистрационном листе (меточной карте) отметить только один из двух вариантов ответа (+) “верно” (“да”) или (-) “неверно” (“нет”).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку “липнет” все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда пне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

5. “Маленький неудачник”: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ (+) “верно” (“да”). Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

Социальная желательность,

- симбиоз,

Гиперсоциализация,

Инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

1 шкала: “принятие – отвержение
“сырой балл”
процентильный ранг 0,63 3,79 12,02
“сырой балл”
процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
“сырой балл”
процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36
“сырой балл”
процентильный ранг
2 шкала “кооперация”
“сырой балл”
процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93
3 шкала ”симбиоз”
“сырой балл”
процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
4 шкала “авторитарная гиперсоциализация”
“сырой балл”
процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76
5 шкала “маленький неудачник”
“сырой балл”
процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0

18. Методика “Социометрия”

Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Предлагаемые детские варианты методик являются модификацией стандартной общепринятой социометрической методики. Обследование проводится в игровой форме.

Вариант 1. “Выбор в действии”.

Каждому ребенку в группе дается 3 привлекательных, желаемых предмета (игрушки, картинки, конфеты и т.п.). Ребенок получает инструкцию следующего содержания:

“Оцени эти предметы по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы иметь их у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место”.

После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребенка в группе при помощи формулы:

где: С - социометрический статус ребенка в группе;

К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе;

n - количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребенком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых находится ребенок со сверстниками. Чем больше привлекательных предметов он получил, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребенка служит показатель С (социометрический статус). Для анализа межгрупповых связей данные обследования можно свести в таблицу межличностных отношений (табл. приведена во втором варианте методики).

Оценка результатов:

10 баллов - показатель С ребенка равен 100%.

8-9 баллов - показатель С ребенка находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов - показатель С ребенка находится в пределах от 60% до 79%.

4-5 баллов - показатель С ребенка находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла - показатель С ребенка находится в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл - показатель С ребенка находится в пределах от 0% до 19%.

Выводы о занимаемом статусе:

10 баллов - очень высокий (лидер).

8-9 баллов - высокий (предпочитаемый).

4-7 баллов - средний (принятый).

2-3 балла - низкий (отвергаемый).

0-1 балл - очень низкий (изолированный).

Вариант 2. “Рассели по домикам”. (Овчарова Р.В. Справочная книга школь-ного психолога. - М., 1996.- С. 73-75).

Детям предлагается расселить по домикам -конвертам - всех учащихся класса (их фамилии и имена написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). После чего каждый ребенок подписывает свои конверты (4 шт.) и отдает их экспериментатору. Последний заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С):

где: B I - количество первых выборов (дворец);

B II - количество вторых выборов (квартира);

B III - количество третьих выборов (изба);

B IV - количество четвертых выборов (шалаш);

K - количество детей в группе.

Оценка результатов:

от 3,4 до 3 - лидер;

от 2,9 до 2,5 - предпочитаемый;

от 2,4 до 2 - принятый;

от 1,9 до 1 - изолированный.

Например: Алеша Р. получил ВI - 4, BII - 5, BIII - 2, BIV - 3. В группе 15 детей. Статус обследуемого равен:

Таким образом, Алеша Р., набравший 2,7 имеет в своем классе положение предпочитаемого.

Таблица межличностных отношений

Ф.И. выбираемого ребенка Ф. И. ребенка (кто выбирает) Социометри- ческий статус (С)
Вова Р + II IV III II I II I III IV II I II II III I II III IV I II IV II III I I II I III 2,7

Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру коллектива, можно расположить всех детей в зависимости от их статуса на орбитах социограммы.

Принятые

Предпочитаемые

ЗВЕЗДЫ


Отверженные


Представьте себе, что это не фигуры, а портреты различных людей и художник постарался передать не внешнее сходство, а внутреннюю сущность этих людей.

Посмотрите на эти фигуры и найдите ту, которая вам больше всего нравится, больше других похожа на Вас. Нарисуйте ее под ней цифру 1. Снова посмотрите на фигуры и из оставшихся четырех портретов (уже менее первого похожих на Вас) снова выберите ту, что более других нравится и похожа на Вас. Нарисуйте ее снизу или справа от первой и поставьте под ней цифру 2. (Повторите эту процедуру до конца, включая пятую фигуру, которая нравится меньше всего и совсем не похожа на Вас).

Интерпретация результатов:

Квадрат - выраженное стремление к трудолюбию, усердие, стремление доводить дело до конца, упорство, умение сконцентрироваться на одной задаче. Выносливость, работоспособность, терпение и методичность в достижении поставленной цели. Склонность к установленному порядку: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Не по душе “сюрпризы” и изменения привычного хода событий и образа жизни.

Прямоугольник - подвижная форма, неудовлетворенность настоящим положением, образом жизни, окружением, стремление найти лучшее положение. Проявление живого интереса к окружающим, пытливость, любознательность, смелость, открытость для новых идей, ценностей, взглядов, способов мышления и перемен в жизни. Легкость усвоения всего нового.

Треугольник - символ лидерских качеств. Способность концентрироваться на главной цели. Энергичность, неудержимость, стремление добиться цели во что бы то ни стало. Честолюбие, прагматизм, умение показать себя и выделиться в игре, работе. Стремление быть правым и управлять положением дел. Стремление к соперничеству и конкуренции.

Круг - самая доброжелательная из пяти фигур. Высокая чувствительность, развитая эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость. Стремление к конформности, “сглаживанию углов”, дружелюбие, неконфликтность, уступчивость. Стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг - символ творчества. Комбинирование абсолютно различных, несходных и непохожих идей, представлений и создание чего-то нового, оригинального. Восторженность, возбудимость, умение увлечь других.