Крымско татарские национальные и религиозные праздники. Сценарий мероприятия «Народы Крыма: крымские татары

Брату

Издревле Крым был полиэтничной территорией. С конца 18-начала 19 века в силу ряда исторических событий на полуостров стали прибывать представители различных народов Северного Причерноморья, которые внесли свой вклад в развитие экономической и культурной жизни. Каждый этнос вносил присущее ему своеобразие в жизнь Крыма. История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов. Человек любой национальности гордится своим этническим происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа. Сохранение и развитие духовных, культурных и народных традиций связано с раскрытием оптимальных возможностей народа. Традиции и обычаи народностей развиваются, они разнообразны, интересны. Церковь внесла некоторые особенности, не изменив сути. Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народа, стали элементами их жизни.

В данном календаре представлены некоторые этносы, проживающие в Крыму. Их мирное, гармоничное сосуществование возможно благодаря удивительному средству, которое называется диалогом или полилогом культур. Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народов, стали элементами их образа жизни. Наши предки знали, чем один праздник отличается от другого, знали как их отмечать, чем украшать и сопровождать. Большое место в проведении праздника занимало посещение культовых учреждений. Вне религии также существовали многочисленные обряды. Человек, не интересующийся историей своего народа, никогда не поймет и не проникнется уважением к истории другого народа.

Использованная литература и источники:

У кримській оселі [Текст] : Вірмени. Болгари. Греки. Німці. Українці / ред. Т.А. Саліста-Григорян. — Сімферополь: ДІАЙПІ, 2007. — 208 с. : іл. — На болг. — вірм. — грец. — нім. — рос. — укр. м.

Крым соцветие национальных культур [Текст] : традиции, обычаи, праздники, обряды / сост. М.В. Малышева. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2003 — . Кн. 1. — 2003. — 392 с.

Народы Крыма [Текст] : выставка из собрания Российского этнографического музея / Министерство культуры Российской Федерации, Крымский этнографический музей. — Санкт-Петербург: Славия, 2014. — 36 с. : ил., карты.


Вып. первый: Народы Крыма. — 1995. — 82 с.

Сквозь века [Текст] : в 2-х т. — Симферополь: Крымская Академия гуманитарных наук, 1995 — 1996.
Вып. второй: Народы Крыма. — 1996. — 88 с.

Поляков, В. Крым. Судьбы народов и людей [Текст] : монография / В. Поляков. — Симферополь: [б. и.], 1998. — 272 с.

http://history.org.ua/LiberUA/978-966-174-174-3/978-966-174-174-3.pdf

http://ethnocrimea.ru/ru/mosaic.html (Дата обращения: 27.03.2018 г.)

Носкова, И. Крымские болгары: историко-этнографический очерк [Текст] / Инна Носкова; [рец.: А. А. Непомнящий, Г. Н. Кондратюк]. — Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2016. — 312 с. : ил.

Please wait...
  • Читать: Все о крымских татарах

Крымские татары: Обряды и праздники

Дервиза

Специфика календарной обрядности дополняется осенним праздником - Дервиза. Он отмечается 22 сентября в день солнечного равноденствия. После этого дня начинается "отмирание" сил природы, т.е. начинается осень. Название Дервиза состоит из двух слов: "дер" означает дверь, ворота. Второе слово - "виза" - разрешение на въезд. Иными словами, в соответствии с функциональным назначением этого дня, Дервиза означает "вхожу в новый мир".

Перед праздником, как обычно, проводят тщательную уборку дома, двора. Хозяйки выпекают хлебцы, кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окуривают его дымом. Этот праздник организуется совместно жителями нескольких сел, которые входят в одну общину - "джемаат". Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Женщины с горок катят сито (элек). Если сито ляжет вверх дном, будет хороший урожай, если же вниз дном, то ожидается малый урожай, если встанет набок - зерновые вырастут высокими. На этом празднике проводятся состязания танцоров, певцов, поэтов, знатоков частушек, организуются соревнования по национальной борьбе куреш. Только на этом празднике состязаются в бросании камня вдаль, приговаривая при этом: "Пусть черные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень", иными словами - никогда. Обязательно проводятся ярмарки. Обычно праздник завершается всеобщим танцем - хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.

Крымские татары в этот день подводят итоги своего труда от Хыдерлеза до Дервизы, то есть завершают посев озимых, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева производят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб.

Ашир куню

Крымские татары отмечают праздник Ашир куню, наступающий после Ашир геджеси (ночь Ашира), которая является одной из 10-ти благословенных ночей, почитаемых мусульманами. Ашир куню приходится на 10-е число месяца мухаррем (ашир ай). Этот день отмечается как день памяти погибших сынов пророка Али: Усеина и Асана во время одной из войн с неверными. В этот день татары, в отличие от шиитов, не воспроизводят детали убийства их, а ограничиваются зажиганием свечи и чтением молитвы. В этом месяце готовят и употребляют ритуальное блюдо, известное под названием "ашир аш" (пища в день Ашира), пьют чистую родниковую или колодезную воду.

По легенде крымских татар, во время одной из войн против иноверцев воины мусульман попали в окружение врага. Кончилась еда, начался голод. Все стали искать по карманам, не осталось ли каких-нибудь продуктов. И вот в карманах семерых воинов нашлись различные продукты: зерна пшеницы, фасоли, кукурузы, гороха, грецкий орех, сухофрукты. Собрав все, сварили еду. В память об этом событии при приготовлении этого блюда в месяц ашир ай используются семь обязательных компонентов: кукуруза; очищенная, специально обработанная пшеница; крымский горох; фасоль; разные сухофрукты; грецкий орех; патока.

ХАСХЫЛАР: ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХАКАСОВ (конец 1919 - начало 1930-х гг.) Оттеснённые русской колонизацией в глубину своей территории и зачисленные в оседлые, хакасы были вынуждены использовать более интенсивные методы аграрного производства. Их экономика, в которой приоритетным оставалось животноводство, была многоукладной и характеризовалась низким уровнем товарности. В хозяйствовании на первое место хакасы ставили не столько его эффективность, сколько некую справедливость распределения произведённых продуктов. Свои отношения с любой русской администрацией хакасская общественность прежде всего строила, добиваясь от неё административно-территориального оформления консолидации ачинских и минусинских "инородцев". Находясь в сильной зависимости от человеческого окружения и будучи защищёнными на случай беды, хакасы являлись скованными в своих поступках системой традиционных ценностей. На бытовом уровне поведенческие стереотипы коренного населения складывались под влиянием сложившихся взглядов, норм и привычек, характерных для вольной и коллективной жизни вчерашних полуномад, проживания в степных пространствах, окружённых горно-таёжным рельефом, и специфики народорасселения, что и порождало их некоторые особенности. Так, например, родоплеменной состав населения диктовал компактное проживание 75% всех хакасов селениями, где многие жители относились к одному роду и часто носили одну и ту же фамилию. Такая концентрация родственного населения, укрепляя кровные узы и отношения внутри сельской общины и, напротив, порождая недоверие к чужакам и неприязнь к доносчикам, способствовала созданию круговой поруки. Между тем, основные мотивы поведения хакасов, направленные прежде всего на сохранение и воспроизводство жизни, определялись ещё и внешним фактором – политикой государства, деятельностью его представителей и просто лиц, пытавшихся решить свои проблемы за счёт местного населения. Красный бандитизм Осуществляя зачистку территории от остатков колчаковцев и сторонников их режима, партизаны, чекисты, вохровцы и милиционеры изымали у хакасов продукты и имущество, уничтожали не только "подозрительных" лиц, но и путём провокаций – жителей целых селений. Зимой 1921 года правительственные войска и силы самообороны, преследуя прорвавшихся в Хакасско-Минусинскую котловину крестьянских повстанцев, но, оказавшись не в состоянии справиться с местным "бандитизмом", вымещали своё бессилие на мирных жителях. Распространяя слухи о нахождении в каком-нибудь селении "банды", они врывались в него, подвергая население арестам и расстрелам, а его имущество разграблению. Некоторые руководители в Кызыльской, Шарыповской волостях Ачинского уезда использовали в борьбе с повстанчеством массовое удушение и утопление в водоёмах лиц, подозреваемых в пособничестве. Там же в апреле – мае 1921 года отряды коммунистов и милиционеров, передвигаясь по улусам и требуя от населения в кратчайшие сроки выдать "банды", убили нескольких хакасов. Поведение представителей власти обострило отношение хакасов к русским до такой степени, что собравшийся в июне 1921 года в улусе Тартачаков национальный съезд постановил с целью обособления от русского населения создать в Минусинском уезде новую Черно-Подкаменскую волость. Однако с усилением повстанчества и вводом на территорию Ачинско-Минусинского района частей особого назначения (ЧОН) красный бандитизм продолжил своё существование, вызывая острое недовольство среди коренного населения. Продразверстка Перейдя с лета 1920 года к изъятию у крестьянства продовольствия чрезвычайными мерами, советская власть вовлекла в продразвёрстку и хакасское население. Но её взимание, продолжающееся даже после Х съезда РКП(б) (март 1921 года), объявившего о переходе к продналогу, привело к тому, то из-за постоянного недоедания среди хакасов стали распространяться тифозные заболевания. Заготовки скота сопровождались его гибелью и резким ухудшением отношения населения к коммунистическому режиму. Очевидец, совершивший поездку по уезду, 15 мая 1921 года писал минусинскому руководству: "Проехав обе стороны р. Абакан, пришлось наблюдать картину полного разрушения; широчайшие степи пестрят усыпанными трупами павших лошадей и скота, всюду зловоние… Настроение инородцев в полном смысле антиправительственное… Народ уезда доведён до высшей степени напряжения против действия райпродорганов". К тому же, местные власти потребовали сдачи хакасами охотничьего оружия, что лишило таёжников основного промысла, использовали молодёжь на лесоповале, потворствовали правоохранительным органам в расстрелах добровольно сдавшихся повстанцев и заложников, а бедноте – в сведении личных счётов с "классовыми врагами". Ответными были такие отношения "инородцев" к советской власти, которые милиция называла "враждебными с самого начала". Позднее и западные источники информировали своих читателей о том, что хакасы в 1918 – 1923 годах выступали против коммунистов. Повстанчество Протестное поведение крестьянства, как известно, часто выражалось в форме повстанчества. Данное явление в советское время было упрощённо объединено с уголовной преступностью и скрывалось под понятием "бандитизм". Но, вопреки правовой терминологии, утвердившейся тогда в обществе, хакасы называли своего "бандита" "хасхы" ("беглец"), а группу "бандитов" – "хасхылар" и видели в них прежде всего лиц, вынужденных бежать от преследования властей в тайгу, народных защитников и мстителей. В прошлой социально-политической жизни сравнительно небольшого хакасского этноса хасхылар не были рядовым явлением. Свидетельством этого является народная память, которая сохранилась в легендах и следующих, например, фрагментах хакасского песнопения (в пер. К.Т.Нербышева и в публикации В.А.Солоухина), которое считалось в традиционном обществе проявлением высшей мудрости: Буйный Июс за спиной у нас, Земля отцов за спиной у нас. Мы покинули мирный очаг, Разорил его лютый враг. Но ружьё в руке, а пуля в стволе И сабля острая на боку. С бесчинствующими на родной земле Не сражаться я не могу. О, мой конь гнедой, что меня носил, Где же ты и где же твоё седло? Час последний мой наступил, На расстрел ведут за село. Придёт это время, мой друг, Придут рассветы счастья. Наши голоса не умрут Среди белых берёз и счастья! Напротив, в мемуарных и краеведческих публикациях советского времени хасхылар почти не упоминались или выставлялись сугубо в отрицательном свете, а позднее эта тема в качестве отдельного аспекта не выделялась и не изучалась. Впервые такую форму борьбы и выживания применило население сагайских улусов Верхнего Аскиза, когда в конце ноября – начале декабря 1919 года на их территории появились наступавшие по енисейскому левобережью партизаны Тальского полка армии А.Д.Кравченко – П.Е.Щетинкина. Воспринимая его бойцов как деструктивную силу, способную разрушить налаженную жизнь, и пытаясь уйти от них в соседний Урянхай (сейчас – Тыва), "инородцы" осложнили продвижение партизанских частей и создали ситуацию, о разрешении которой их командир доносил Главштабу так: "Сюда необходимо силу хорошую и потом пройти всю проклятую татарву и загнать (её – А.Ш.) в Ачинский уезд". Одновременно в Ачинско-Минусинском районе существовали группы хасхылар, возглавляемые Аверьяном (Аверко) Аргудаевым, Филиппом Карачаковым, Никитой (Мики) Кулаковым, Мансаром (Манцыркой) Майнагашевым и Матыхом (Матыгой) Шадриным. Советы и коренное население Распространение советской власти в национальных окраинах тормозилось отсутствием соответствующих работников из числа коренного населения. Ещё весной 1920 года Минусинский уездный ревком назначил председателями нижестоящих органов в национальные волости хакасов, знающих русский язык, но они оказались "первыми эксплуататорами сородичей". Поэтому сначала на руководящей работе преимущественно использовались приезжие назначенцы, что позволяло коренному населению считать советы властью сугубо русской. Однако под воздействием различных факторов и прежде всего стабилизации обстановки население пересматривало свои отношения с новым управлением. По-разному относилось к нему крестьянство даже соседних волостей. Например, напуганные разгулом уголовщины мятежные жители Кызыльской волости ко времени ликвидации соловьёвщины уже высказывались за поддержку коммунистов. Напротив, в Синявинской волости, судя по распространяемым весной 1923 года слухам, создание властями "инородческого района" воспринималось некоторыми жителями как совершенная ими якобы из-за боязни вооружённых выступлений хакасов "уступкой", после которой последует полная "автономия" региона, а следом и выселение русских. Внешне, на официальном уровне, национальные отношения, отношения между хакасами и властью, благодаря деятельности активистов, смотрелись вполне пристойно. Но уже летом 1924 года в хакасских селениях проживали 8 тысяч новосёлов. Проникновение в результате массового наплыва переселенцев и строительства Ачинско-Минусинской железной дороги русского населения вглубь территории, заселённой хакасами, вызывало у них негативную реакцию. В ответ на пренебрежительное отношение отдельных русских, считавших коренных жителей "ленивыми", и захвата хакасских земель, например, жителями пристанционного посёлка Шира на Чарковском и Боградском районных съездах советов 1924 и 1925 годов представителями "инородцев" поднимался вопрос о разделении одного из районов на русский и хакасский. В 1925 – 1926 годах жители некоторых селений Аскизского района отказывали переселенцам в приобретении домов, наделении землёй, что заканчивалось драками между ними, отрицательно относились к выдвижению русскими своих представителей в состав сельсоветов и даже принимали решения о закрытии хакасской территории для размещения приезжего населения и полном его выселении. При районировании в уездный ревком поступали десятки заявлений от хакасов, отказывающихся входить в общины с преобладанием некоренных жителей. Отрицательное отношение хакасов к советской власти выражалось не только в поддержке ими соловьёвщины. Представители коренного населения неохотно поступали на службу в милицию, где они в 1925 году составляли лишь 4%, или, будучи учителями, отказывались работать в аппарате советских органов. К осени того же года в регионе насчитывалось только 12 коммунистов и 92 комсомольца из коренного населения. Криминальный протест хакасов. Подключение к борьбе чекистов. Напряжённой с окончанием Гражданской войны оставалась на территории Хакасско-Минусинской котловины и криминогенная обстановка. Росту преступности способствовало психологическое состояние общества, воспитанного на экстремизме Гражданской войны, чрезвычайщине военного коммунизма и настроенного выжить любой ценой. "Когда челюсти динамичного современного мира сжимают статические сообщества, чтобы их разрушить и преобразовать, – писал один из западных исследователей, – возникает разбой, протест слабый и нереволюционный, но способный восстановить справедливость и "доказать, что иногда угнетение может осуществляться в противоположном направлении". По мнению милицейского руководства, неуловимость и активность "банды" Саражакова порождались поддержкой хакасского населения, которая, в свою очередь, была обусловлена направлением её деятельности. В отличие от др. преступных образований, данная "банда" мстила лишь некоторым хакасам, а в основном нападала на представителей власти и русское население, а также совершала налёты на государственные или общественные учреждения. Обстановка в Хакасии оставалась неспокойной: налоговое наступление государства на деревню, всё более раскалывая хакасское общество, сопровождалось случаями ответного сопротивления. 28 марта улус Балганов посетили 15 "бандитов" во главе с "кулаком" Тахтобиным, который объяснял жителям своё поведение так: "Советская власть разоряет крестьян-хакасов, загоняет насильно в колхозы. Вот мы и организуемся для защиты крестьян, как русских, так и хакасов". Так образовались "банды" Е.Н. (Елизара) Тинникова и Е.И. (Хыйлага) Кидиекова, насчитывающие к маю 1930 года 20 – 25 повстанцев. Хыйлаг Кидиеков Бывшие хасхылар потом вспоминали, что раскулаченный Хыйлаг, будучи человеком развитым и авторитетным среди хакасов, учил их: "Пока Советская власть сильнее, будем ждать в тайге переворота. Когда будут нападать красные отряды, стрелять до последнего патрона, есть хороший резерв, хотя мы малочисленны". Замыслив антисоветское восстание, Кидиеков пытался подготовить к нему вооружённые силы и с этой целью проводил среди населения агитацию против выселения "кулаков". Несмотря на наличие сексотов, хакасское население в основном поддерживало "банду" Кидиекова. Зимой 1931 года повстанцы ночами спускались с гор и скрывались в улусах Есинского и Казановского сельсоветов. Их укрывателями были уважаемые и влиятельные среди хакасов бывшие родовые старосты 70-летний А.Н.Чанков (улус Картоев), 60-летний Е.А.Кызласов (Кызласов) и др. Настроенные на восстание, жители улуса Картоев и соседних селений, ожидая выход "банды" из тайги, подготовили для неё лошадей, собрали продукты. Вручая винтовку и патроны приехавшему хасхы Адаю Кызласову, один из них напутствовал его: "Бей гадов-колхозников, коммунистов!" Такие селения подвергались властями зачистке: на 29 апреля 1931 года были арестованы 54 укрывателя, пособника "банды". С целью окончательной ликвидации "банды" в мае 1931 года в улус Кызласов прибыл отряд из 15 оперативников. Но остатки банды продолжали активную деятельность. Наряду с "бандой" Кидиекова короткое время существовали протестные группы, созданные непосредственно в селениях. Например, в аале Чаптыков в июне 1930 года антисоветской агитацией и хищением колхозного имущества занимались 30 "кулаков-лишенцев", вскоре арестованных милицией. Ряд нападений на колхозников в мае 1931 года совершили 11 хакасов из с.Монок Таштыпского района, которые также были задержаны. Последней "бандой" в Хакасии, видимо, являлось сообщество дезертиров во главе с Паткачаковым, возникшее уже во время ВОВ. Они нападали на колхозы, угоняли скот, ограбили жителей рудничного посёлка Немир и были ликвидированы аскизской милицией в конце 1942 года. Квинтэссенция Вышесказанное свидетельствует,что отношение населения одной из национальных окраин страны к советской власти не было простым. Хакасы не сразу перешли к сотрудничеству с коммунистами, а политика советской власти вызывала у них своеобразную реакцию. Так называемое движение хасхылар, периодически возникая, существовало с конца 1919 года и до начала 1930-х годов, то есть во времена конструирования и отлаживания механизмов коммунистического режима, когда он, ещё не располагая мощной и монолитной опорой в массах, удерживался путём использования чрезвычайных мер, которые, в свою очередь, провоцировали людей к неповиновению. Коммунистическому режиму сопротивлялись наиболее сильные и общественно активные представители национального крестьянства. Поведение некоторых из них имело антирусскую, но больше – антикоммунистическую направленность. Поведение данных лиц не укладывалось в рамки определённой формы, выявленной специалистами-учёными: одновременно оно было вооружённой борьбой с коммунистами, "пассивным" сопротивлением и уголовным бандитизмом. Вплоть до 1923 – 1924 годов в деятельности хасхылар преобладали мотивы политического характера, в 1924 – 1928 годах – уголовного и в 1930 – 1931 – снова политического. Между тем, в основе протестного поведения хакасов, которое выражалось в форме бегства, повстанчества и дестабилизации обстановки путём многочисленных грабежей, лежало стремление этноса к выживанию, а явление хасхылар было ещё и способом защиты традиционных ценностей. Спасаясь от действий коммунистов, разрушающих устоявшийся уклад жизни, коренное население пыталось наладить общинное обитание в первозданной обстановке и оттягивало свой переход к существованию по чужим правилам. В условиях крепнущего политического режима и коммунистической модернизации страны хасхылар были обречены на историческое небытие, но остались народными героями. А.П.Шекшеев

6 основных праздников в календаре крымских татар

Основу антропологического типа составляют представи¬тели европеоидной расы, у некоторых крымских татар от-мечаются монголоидные черты. Язык относится к огузо-кыпчакской ветви кыпчакской группы — тюркской семьи языков. Исповедуют ислам суннитского толка.
Народ сложился в результате консолидации (на основе употребления тюркского языка принятие ислама) и синтеза тюркизированных и исламизированных нетюркских племен (потомков тавроскифов, готалан, византийцев и др.) с тюркскими племенами (потомки тюрко-булгар, печенегов, кыпчаков и др.). Таким образом, в результате сложного исторического процесса в IV-XVI вв. сформировалось этническое ядро крымских татар. Представители каждой группы внесли свой вклад в формирование семейной обрядности и календарных праздников.

Редкий мусульманский народ может похвастаться таким обилием национальных и религиозных праздников. У крымских татар особо почитаемы 6 дат в году.
Йыл геджеси (то есть Новый год)
Празднуют его крымские мусульмане 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Им символизируется приход зимы. Это семейный праздник, не имеющий сложных обрядов. Южане зовут его Днём кантар (то есть Днём весов).
Блюда к Йыл геджеси в семьях делают особенные: белая халва и пироги с рисом и мясом, в центре которых устанавливают яйцо. А до вечернего семейного ужина каждый член семьи старается незаметно мазнуть лицо родственников сажей из-под казанка.
После трапезы, с наступлением темноты мальчишки надевают свою верхнюю одежду наизнанку и толпой идут по ближайшим домам «колядовать», громко выкрикивая при этом «У угостивших нас - родится мальчик, а у тех, кто не угостит - плешивая девочка!». Хозяева домов одаривают детей сладостями и орешками.


Ещё одним обрядом этого праздника является уголёк, подаренный парнем понравившейся ему девушке. Если девушка уголёк принимает, парень может присылать сватов к её родителям.

Наврез

Это день всех земледельцев, который отмечают 20 или 21 марта. Он оповещает о начале весны и первом дне года согласно уже восточному календарю, символизирует начало нового сельскохозяйственного сезона.
У всех тюркских народов сейчас принято отмечать этот день, а у крымских татар его празднуют ещё с самых давних времён.
Основная версия происхождения этого праздника гласит, что когда в древности тюрков их враги прогнали с родных земель, они долгое время тосковали и вынуждены были жить в печали в горах, пока однажды воин-кузнец не показал им дорогу домой. Но лежала на их дороге железорудная гора. И лишь полностью расплавив её, тюрки смогли возвратиться на свою родную землю и обозначили это началом своей новой жизни и нового дня (нав переводится как «новый», а рез - как «день»).
Праздник этот состоит из нескольких этапов:
1. Проводится старый год. Хозяйки приводят в порядок дом, мужчины подготавливаются к вспахиванию земель, мальчишки подготавливают себе костюм козы (одевают вывернутые наизнанку шубы, пришивают к ней сзади хвост) и делают маску. Хозяйки выпекают пироги с мясом и печенье, по форме напоминающее скрученный рог.
Под вечер около домов разводят большие костры и мальчишки прыгают через них. А когда темнеет, они надевают свои маски коз, девочки берут букетики из подснежников - дети идут к своим знакомым и друзьям поздравлять всех с этим праздником, хозяева дают маленьким гостям сладости. Припевая песенку про козу, дети шутя стараются попасть в дом и выкрасть праздничный пирог, а хозяйка так же шутя прогоняет их.
2. Накануне этого дня девушки готовятся к гаданию.
3. Приветствуют новый земледельческий год. По окончанию утренней молитвы пожилые мусульмане посещают кладбища и прибирают могилки своих усопших близких. Днём дети ходят по домам знакомых и близких, поздравляют их с новым годом и поют песни.
В этот же день мужчины, выйдя в поля, предоставляют право уважаемому старцу проложить первую в этом году борозду, начиная, таким образом, пахоту.

Хыдырлез

Этот праздник отмечают в первую неделю мая, когда появляется на поле первый колос зерновых. Праздник хозяйства и социальной деятельности.
Мусульмане приводят в порядок свои хозяйственные помещения, дымком окуривают хлев, насыпают зерно на подоконники, обрызгивают молоком вход в хлев.


Жители собираются вместе на полянке, где есть пригорок. Считается необходимым облачиться в одежду зеленого цвета или хотя бы иметь на себе что-то зеленое. Девочки катаются на качелях, парни и мужчины состязаются между собой в боевых соревнованиях, а женщины зеленью осыпают друг друга. Потом с горы скатывают хлеб. Если он упал наверх лицевой своей стороной - урожай в этом году будет хороший, а если нет - урожайным год не станет.

Дервиза

Празднуется во время осеннего солнцестояния, 22 сентября. Празднование происходит обязательно вблизи священного места с приношением в жертву животного (в Крыму это баран).
До празднования уважаемый пожилой мужчина должен бросить привязанный к его поясу сбоку камень, говоря при этом: «Чтобы всё плохое в этом году ушло, как этот камень».


На праздновании выступают певцы, танцоры, поэты, поют частушки, состязаются в национальной борьбе. После этого праздника скот возвращают с летних пастбищ.

Ораза-байрам

Одним из 5 соблюдаемых мусульманами обязательных условий является пост. Он начинается в месяце Рамадан, длится с первого дня новолуния в течение последующих 30 дней. Для мусульман в это время существует ряд ограничений: запрещено кушать, употреблять жидкости, курить, сквернословить, вступать в близость и т.д. Всё это дозволено лишь в темное время суток: после заката ночью и за два часа до наступления рассвета.
«Рамазан» (рамадан) переводится как «гореть», то есть у мусульман считается, что за время этого поста можно очиститься от всех своих грехов, сжечь их. Двери рая в это время открываются, а двери ада закрываются для тех, кто соблюдает пост.
Кроме соблюдения поста мусульмане должны ещё совершать в этот период благие дела: приглашать к себе постящихся на обряд разговения и накормить их ужином, кормить голодных, помогать страждущим и т.п.


Праздник Ораза-байрам начинается по окончании поста. После праздничного намаза крымские татары раздают милостыню страждущим, бедным, сиротам, бездомным, одиноким старикам. В этот день просят друг у друга прощения и мирятся все, кто был в ссоре.
За 4 дня до наступления праздника крымские татары все начинают приводить в порядок - мужчины посещают и убирают могилы усопших родственников, женщины вычищают дом, начинают готовить праздничные блюда, убираются, детям покупают новую обувь и одежду, сладости. Накануне праздника все обязательно моются, приводят себя в порядок, надевают новые вещи. Соседи обмениваются праздничными блюдами. Обязательно нужно накормить этими яствами и свою собаку. Молодые женщины должны подавать гостям праздничный кофе.

Праздник Курбан-байрам

Празднуется на 10 день в месяце Зульхиджа. Празднование длится 3 дня. Один из основных мусульманских праздников.
Правоверный мусульманин в этот день режет или просит другого мусульманина зарезать быка, козу, овцу или верблюда (в Крыму, как и во всей России, это чаще всего баран). Мясо жертвенного животного затем делят на части - 2/3 раздают бедным, одиноким старикам и сиротам, а 1/3 оставляют своей семьи и угощают супом из этого мяса всех гостей. Таким образом, мусульмане замаливают все свои грехи и просят у Аллаха благословения для своих дел.


Готовятся к жертвоприношению крымские татары за несколько дней - приводят в порядок свой дом, хлев, двор, себя.
Обряд жертвоприношения обычно происходит после утренней праздничной молитвы в день Курбан-байрама, но по шариату дозволено сделать это и в последующие два дня. Жертвенное животное должно быть возрастом от 1 года и без каких-либо изъянов. Перед забоем произносится специальная молитва.
Затем мусульмане обмениваются поздравлениями, посещают могилы умерших родственников и ездят к азизам (святым местам).