Краткосрочный проект моя малая родина в доу. Проект «моя малая родина» проект (подготовительная группа) на тему

Хэллоуин
Методическая разработка занятия:

Предмет: Окружающий мир, развитие речи.

Тип занятия: комбинированное, занятие закрепления ранее приобретенных знаний (о «Малой Родине»; о родном поселке Охотск) с занятием творческого применения умений (рисование при помощи штампов).

Тема: «Моя малая Родина»

Возраст: 6 лет

Занятие «Моя малая Родина» разработано по направлению «Воспитание нравственно-патриотических чувств» с интеграцией образовательных областей:

– социализация;

– познание;

– коммуникация;

– художественное творчество.

Занятие было проведено мною в музыкальном зале в группе детей 6 лет как открытое занятие по нравственно патриотическому воспитанию детей, для родителей (законных представителей) воспитанников и коллег. Состав группы составляет 10 человек. Дети группы имеют достаточно ровное психо – эмоциональное развитие; согласно проводимым диагностическим обследованиям отличаются неплохим уровнем развития познавательных, умственных, интеллектуальных способностей.

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств к родному краю и малой Родине.

Основные задачи занятия :

  1. Активизировать:

− номинативную лексику в речи детей по темам: «Малая Родина это…»; «Наш Охотск»; «Назови ласково»

Знания об окружающем мире

  1. Учить детей:

– различать гербы и флаги;

– иметь представление о важности права на имя;

– прививать любовь и доброе отношение к окружающим.

  1. Формировать:

Умение самостоятельно делать выводы;

Гражданско-патриотические чувства.

  1. Развивать:

– эмоционально-волевую сферу воспитанников

– потребность к познанию.

  1. Тренировать память, внимание, логическое мышление.
  2. Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность.
  3. Способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников.
  4. Стимулировать творческую активность детей.

Материалы к занятию:

1.Раздаточный материал:

– российский флажок;

Мяч, красочный цветок;

Бумага на каждого ребенка;

– штампы на каждого ребенка;

  1. Демонстрационный материал:

– карта России;

– изображение флага и герба п. Охотск;

Оборудование: (ноутбук, проектор, экран вытяжного типа, музыкальный центр)

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поприветствуем их:

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в родном краю, всех я Вас приветствую!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о малой Родине и о семье.

А теперь послушайте замечательное стихотворение:

На широком просторе предрассветной порой

Встали алые зори над родимой страной,

С каждым годом все краше дорогие края,

Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!

Воспитатель: О чем, ребята. Я прочитала вам стихотворение? У каждого человека на земле есть малая Родина.

Упражнение « Малая Родина» (дети передают флажок друг другу и говорят…)

– малая Родина- это место, где мы родились и живем;

Малая Родина- это земля, на которой жили и трудились наши дедушки и бабушки;

Малая Родина- это наш поселок Охотск;

– малая Родина-это место. Где живут близкие и дорогие нам люди: папа, мама, брат, сестра;

Малая родина- это место, где находится наш детский сад;

Малая Родина- это место, по которому скучают люди, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель : А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны ее пределы! Все это наша большая Родина, но есть место в нашей стране, где мы родились и растем. Это наш родной поселок, в котором мы с вами живем. Охотск (показ на карте)

У каждого города есть свой флаг и герб, давайте вспомним и найдем герб Охотска.

Игра « Будь внимательным» (выбрать из предложенных флагов и гербов, флаг и герб нашего поселка Охотск, дети рассказывают, что изображено на гербе и флаге.)

Воспитатель : Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить прогулку по нашему поселку Охотск. Вы готовы? Да!

Диана: Мой Охотск! Я счастлива, что родилась здесь, тебе я может пригожусь

Дед мой и отец тобой гордился, а теперь и я тобой горжусь!

Скачут облака, как белые валанчики растворяясь в этой синеве

Я сижу, смотрю на одуванчики, здесь легко и радостно так мне!

Я пока не выросла окончательно, в детский сад пока что я хожу,

Но поселок этот замечательный, все равно, ребята, я люблю!

Воспитатель : Ребята, о каком городе прочла нам стихотворение Диана? (об Охотске), где находится наш поселок, как называется наш край?

– (Хабаровский)

Игра : « Какой наш Охотск» (воспитатель бросает мяч, дети ловят и отвечают на вопрос « какой наш Охотск»

(большой, красивый, великолепный, зеленый, лучший, чистый, с широкими улицами, невысокими домами….) Молодцы!

Воспитатель : Ну, что пойдемте гулять дальше. (подходят к экрану) демонстрируется презентация « Мой родной Охотск»

Игра с мячом « Назови свой домашний адрес!» (дети называют свой домашний адрес и передают флажок друг другу)

Воспитатель: Хорошо, ребята, видите, какие разные в нашем поселке улицы и дома, но все вместе они составляют нашу маленькую Родину, наш родной поселок Охотск. А какие главные улицы есть в нашем поселке? (ул. Ленина, ул. Луначарского, ул. Гагарина, ул. Партизанская)

Воспитатель : А какие административные здания находятся на этих улицах (сбербанк, почта, дом творчества, магазины, детский сад, дом культуры, здание администрации, аптека, «Атлант»…)

Маша Пушкарская : Мы живем, мы растем, в нашем городе родном,

Для кого-то он большой, а для нас огромный,

Пусть живет, пусть растет, городок наш скромный!

  1. Дом- домик 5.Город-городок
  2. Улица- улочка 6. Дорога- дорожка
  3. Улица- улочка 7. Газон-газончик
  4. Сквер- скверик 8. Сад- садик
  5. Мост- мостик 9. Поселок- поселочек

Воспитатель: А теперь я, ребята, предлагаю вернуться в детский сад (садятся за стол, воспитатель зажигает свечу)

Леса растут семьей в горах, чайки стайками летят,

Рыбы стайками в морях, тучи стаей в небесах…

Егор: Одному жить очень трудно, каждому нужна семья,

Плохо мне без мамы с папой, маме с папой без меня!

Воспитатель: Дорогие мои ребята, именно сейчас я хочу поговорить с вами о семье, об уважении и любви к близким. Помните кто то из вас сказал, что малая Родина- это где живут дорогие вам люди, мама, папа, ваши все родные. Ребята, скажите, как вы понимаете выражение-

Воспитатель : « Любить свою семью- что это значит»? (уважать всех, помогать маме, папе, убирать свои игрушки, уважать старших, не грубить, не ссориться…)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье.

Слайд № 1 СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ЗВЕЗДЫ

– Да, все небесные светила- это одна большая семья. Солнышко светит днем, как мама, которая никогда не знает отдыха. Всегда в заботе.

Месяц на страже ночью. Его можно сравнить с мужчиной в семье, отцом, потому что он не боится темноты. Звезд это их дети, которые горят

То ярко, то блекнут, словно дети, которые своим поведением то огорчают, то радуют родителей. Старые люди говорят, что у каждого человека есть своя звездочка.

Воспитатель: Ребята, приложите руку к своему сердцу, слышите, как оно бьется? Какое счастье жить и радоваться жизни.

Воспитатель: У меня в руках карточки- это цифра 7 и буква «Я», к цифре семь добавлю «Я», что получится? Дети: (СЕМЬЯ)

– Воспитатель: Семья, где все любят меня и ласкают, и лучше семьи ничего не бывает.

И все. Кого я так сильно люблю, имеют право на семью!

Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботятся о маленьких. Сейчас я вам предлагаю почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это обязанность.

Психогимнастика: « Согрей котенка»

Воспитатель: Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице холодно, идет снег. Вот

котенок замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки в ладошки! Чтобы его согреть – подышите в ладони. (Пауза).

Прижмите его к груди… А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему, и он улыбнется вам в ответ. А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.

Воспитатель: Вот мы и подарили с вами свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.

– Как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся и приходят на помощь. Очень хочется, ребята, чтобы вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них так же, как они заботятся о вас.

(Входит Домовенок. У него грустное лицо, садится на стульчик)

Домовенок: Я домовенок. Никак меня не зовут, домовенком только и кличут! Имя мне никто не давал. Я слышал, как вы здесь весело играете, вот и забрел к вам на огонек.

Воспитатель: Дети с рождения получают право на имя: представьте, что исчезнут все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени ни у кого нет. Мы ведь даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку. Имя вам дают родители при рождении.

Домовенок: А я сказочный герой. Поэтому имя мне никто не давал.

Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Правда, ребята, давайте придумаем, как же нам назвать нашего героя? (Кузя)

Воспитатель: Домовенок, тебе нравится имя Кузя??

Домовенок: Очень нравится. Спасибо, ребята.

Воспитатель: Знают, знают все на свете, знают взрослые и дети-

Имя каждому дано, и у каждого одно!

Вера Ким: Всех по разному зовут: кот Мурлыка, пес Барбос,

Даже нашу козочку зовут красиво Розочка.

Настя, Вика и Данила, все имеют свое имя!

Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?

Диана: Я – Диана. Мое имя обозначает « Божественная»

Диана-добрая душа, обаятельна, открыта и собою хороша, может буду знаменита!

Юра Рудь: Я – Юрий- мое имя означает « солнечный»

Посмотри-ка, Юрочка, в зеркало лучистое,

Там увижу непременно, солнечное личико!

Дима Нуржанов: Я-Дмитрий- что значит «великий»,

Вот в чем силушка моя! Хоть работать за троих, хоть любить за четверых-

Силушки на всех хватает, видно имя помогает!

Воспитатель: Знаешь, Кузя, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется

«Свидетельство о рождении»

– Эта маленькая книжка, есть у каждого малышки

И в любое время дня, все расскажет про тебя!

(Показывает «Свидетельство о рождении») В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы с ребятами хотим сделать для тебя подарок. Сейчас ребята нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше понравится. А я впишу в него твое имя.

(Рисование)

Дети при помощи штампиков, составляют рамочку »Свидетельство о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе свидетельство, которое ему больше всего понравилось.

Воспитатель: Любимый наш Кузя, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть сказочное свидетельство.

Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство друзьям. Ребята, а можно я возьму все свидетельства, которые вы нарисовали. У меня много друзей, но у них тоже нет «Свидетельства о рождении». Вот они обрадуются подарку. (Забирает и уходит)

Воспитатель: Приятно, что наш домовенок ушел довольный. А мы с вами провели необыкновенное занятие, где вы много рассказали и знаете о своей малой Родине, а также знаете, что семью свою надо любить и уважать. И сейчас я раздам!медальки» за ваши знания и умения. Спасибо, ребята. За интересное занятие.

Пояснительная записка

Актуальность программы: в настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в ходе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей и в работе с родителями.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе создан детско-родительский клуб «Растишка». Целью создания клуба «Растишка» послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно– духовного начала.

Мы горим желанием воспитать у детей любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Новизна программы: недостаточное количество образовательных программ для родителей, недостаточное количество тиражей специализированных научно-популярных изданий в г. Макарове создает информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитанников детского сада «Аленький цветочек». В этой ситуации одним из источников педагогических знаний для родителей может стать детско-родительский клуб «Растишка» на базе детского сада. Подобное содержание программы внедряется в детском саду впервые.

Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду у воспитанников детского сада.

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
  6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  7. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
  8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Принципы, положенные в основу разработки программы

В соответствии с теорией воспитания детей дошкольного возраста (В.С. Кукушин) в основу разработки программы положены следующие принципы воспитания

  1. Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
  • Принцип доступности
  • предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип непрерывности
  • способствует формированию у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Принцип целостности
  • Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
  • Принцип научности
  • Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
  • Принцип социальных идей
  • Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

    Место учебной дисциплины в учебном плане детского сада

    Программа «Моя малая Родина» реализуется в течение двух лет на базе детского сада «Аленький цветочек».

    Всего часов на программу – 30
    В неделю – 50 мин.
    Практических занятий – 21.
    Теоретических занятий – 51.

    • Расписание занятий по дополнительному образованию составлено с учетом: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. № 91)
    • Рекомендации базисной программы
    • Соблюдения объема учебной нагрузки на ребенка
    • Ориентированности расписания НОД на динамику работоспособности детей в течение дня, недели
    • Обеспечение взаимосвязи планируемой НОД с повседневной жизнью ребенка в детском саду.

    Занятия по дополнительному образованию в старшей группе проводятся во II половине дня два раза в неделю продолжительностью 25 минут.

    Нормативно-правовое обеспечение программы

    1. Конституция Российской Федерации (ст.26, ст.38, ст.58, ст.59, ст.70)
    2. Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов».
    3. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».
    4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
    5. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666.
    6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. № 91).
    7. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655.
    8. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010г. № 03-248.
    9. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо МО РФ от 02.06.98 № 89/34-16
    10. Устав ДОУ

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

    Проект для старшей группы «Моя малая родина»

    подготовила:

    Гильманова Г. Н.

    2018

    Проект для старшей группы «Я люблю тебя, мой Башкортостан!».

      Введение.

    Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

    Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

    Актуальность проекта:

    «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и

    узнал.

    Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве

    увидал»

    К.М.Симонов.

    Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.

    Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

    Чувство Родины…

    Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

    Проблема:

    Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

    Гипотеза.

    Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.

    Цели и задачи проекта.

    Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества .

    Задачи:

      Формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

      Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

      Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Стерлибашево.

      Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.

      Расширение представлений о России, как о родной стране, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).

      Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину».

      Привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

      Гуманное, экологически целесообразное отношение к природе;

      Любовь к родному краю, желание видеть его красивым, экологически чистым;

      Уважение к традициям своего края.

    Тип проекта : познавательно – творческий. Вид проекта: групповой; долгосрочный.

    Срок реализации проекта : сентябрь – май. Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.

    Ожидаемые результаты:

    Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю . Формирование чувства национального достоинства, ответственности. Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.

    Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

    Этапы проектной деятельности.

    1 этап – подготовительный.

    Задачи.

    1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

    2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

    3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

    4. Разработка перспективного плана. 2 этап – практический.

    Содержание проектной деятельности

    Месяц

    Формы работы с детьми

    Формы работы с

    родителями

    Сентябрь

    Беседы: «Кто заботиться о нас в детском саду»,«Стерлибашево - мое родное село», « Где ты живешь (адрес, улица, что рядом расположено)?». Д / игра «Достопримечательности села Стерлибашево». Чтение колыбельных песен. Лепка из соленного теста «Баурсак».

    Презентация « Моя малая Родина».

    Закрепить дома последовательность выращивания зерновых культур, названия орудий труда хлеборобов.

    Октябрь

    Беседа «История возникновения родного села» , «По дороге в детский сад».

    Рисование «Улицы родного села»

    НОД по ФКЦМ тема: « Татарские национальные головные уборы ».

    Дидактическая игра «Глиняные игрушки башкирских умельцев». «Волшебный куб: достопримечательности Стерлибашево».

    Чтение Стихотворение М.Карима «Не русский я, а Россиянин».

    Изготовление блинов из бросового материала.

    Сюжетно – ролевая игра Путешествие по селу», «Машины на нашей улице».

    Советы родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае. Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.

    Ноябрь

    Беседы «Работники нашего детского сада», «Мои братья и сестры».

    Рассматривание фотографий «Стерлибашево»

    Рисование флага Стерлибашево.

    Дидактическая игра «Секреты бабушкиного сундука».

    Лепка из соленного теста «Кыстыбый».

    Создание стенгазеты «Моя малая родина».

    Сюжетно – ролевая игра «Яшелче кибете»».

    Татарская народная игра «Узелок».

    Дидактическая игра «Сложи башкирский узор».

    Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята».

    Составление генеалогического дерева.

    Декабрь

    Беседы: «Татарская, русская, башкирская одежда», «Флора и фауна родного края» .

    Игра «Придумай названия будущим улицам села».

    Ситуативный разговор «Сделаем наше село чище».

    Презентация «Государственные символы Республики Башкортостан».

    Рассматривание альбомов: «Башкирская одежда», «Татарская одежда», «Русская одежда».

    Предложить участие родителей для сбора информации в энциклопедию:

    «Птицы нашего

    края».

    Январь

    Беседы: « Спортивные сооружения нашего села .

    Чтение татарской народной сказки

    « Кем көчле?».

    Рассматривание портретов башкирских поэтов.

    Башкирская народная игра « Курай »

    Пальчиковый театр «Чуар тавык»

    Дидактическая игра «Укрась фартук»

    НОД по конструктивной деятельности на тему «Микрорайон села».

    Индивидуальная работа по аппликации «Украшение платочка» (татарский орнамент).

    Разучивание считалки на татарском языке.

    Каенда - карга,

    Имәндә- чыпчык,

    Җирдә - елан,

    Һавада - кош,

    Бар син оч!

    Рассматривание альбома «Башкирские узоры».

    Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных наших лесов, для изучения их детьми. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

    Февраль

    Беседы «Башкирская народная кухня», о национальных праздниках «Воронья каша», «Сабантуй».

    Рассматривание фотографий «Уфа», альбомов о природе родного края, альбома «Башкирские узоры».

    НОД по развитию речи на тему: «Пересказ татарской народной сказки «Три сестры».

    Дидактическая игра «Укрась тюбетейку и

    калфак», «Сложи узор». Башкирская игра «Юрта», татарская игра «Түбәтәй». Разучивание загадки и считалки на татарском языке. Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент», «Узнай и назови блюда». НОД. ПК деятельность «Коврик».

    Презентация «Традиции башкирского народа».

    Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». Беседа «Основы нравственных отношений в семье».

    Март

    Беседы «Моя республика - Башкортостан»,

    «Уфа - столица нашей Республики», «Символы Башкортостана:

    государственный флаг, герб, гимн».

    Рисование флага Башкортостана.

    Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками.

    Чтение стихотворения Ф.Губайдуллиной «Праздничный подарок». Дидактическая игра «Узнай и назови блюдо»

    Прослушивание гимна Башкортостана.

    Татарская народная игра «У кого кольцо?»

    Презентация «Про Башкирию и башкирский народ».

    НОД «Одежда наших предков». Чтение С.Злобина «Салават».

    Консультация для родителей детского сада «Роль родного языка в развитии личности дошкольника ».

    Апрель

    Беседы «Зачем «татарский» надо знать», Беседа с детьми «Люди, каких национальностей проживают в нашей республике».

    Чтение татарской сказки «Водяная» Тукай Г.

    Рассматривание татарских и

    Башкирских национальных костюмов

    Просмотр «Чукмар и Тукмар»

    Рисование «Герои сказок Г.Тукая»

    Башкирская народная игра «Юрта».

    Опрос « Назови достопримечательности

    нашего села».

    Презентация «Башкирский фольклор».

    Аппликация. «Расписываем башкирский ковёр».

    Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям башкирского народа».

    Май

    Беседа о труде пчеловода , об истории праздника «Сабантуй» , «Главный праздник страны – День Победы».

    Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Урожайный год. Пасека».

    Чтение стихотворения Г. Рамазанова «Майские цветы».

    Рассказ о героях Великой Отечественной войны Стерлибашева, их подвигах.

    Просмотр «Шурале».

    Рисование «Соты».

    Разучить башкирскую игру «Пчёлка» Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

    Экскурсия к памятнику «Скорбящей матери».

    3-й этап - заключительный

    1.Предоставление разработки проекта.

    2. Оценка этапов реализации проекта.

    3. Оценка предметно – развивающей среды.

    4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).

    5. Выставка продуктов детской деятельности.

    Нельзя пробудить чувство Родины
    без восприятия и переживания окружающего мира.

    Пусть в сердце малыша на всю жизнь

    останутся воспоминания о маленьком уголке детства.

    Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.

    В.А.Сухомлинский

    Методическая ценность

    Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.

    Список литературы:

    1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

    2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

    3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.

    4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.

    5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.

    6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.

    7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

    8. ∙ Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.

    Любовь Русакова

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

    Актуальность проекта:

    В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

    Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна.

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Именно поэтому мною был разработан и осуществлён проект

    «Моя малая Родина - Подюга!»

    Цель проекта: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с историей, культурой и природой родного края.

    расширить и уточнить представлений о родном посёлке;

    Способствовать формированию нравственных качеств;

    Развивать познавательный интерес, активность;

    Воспитать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, посёлку:

    Ознакомление с родным посёлком является одним из средств патриотического воспитания.

    Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать на-копление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

    Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. При реализации проекта по патриотическому воспитанию были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по посёлку, чтение литературных произведений.

    Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях.

    Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап – изучение методической литературы, составление плана реализации проекта.

    Основной – непосредственная реализация проекта.

    Заключительно-обобщающий – систематизация и обобщение результатов проектной деятельности.

    Работа велась в соответствии с перспективным планом

    сентябрь

    Должен ты малыш запомнить,

    Адрес дома своего,

    Улицу, на которой ты проживаешь,

    И название посёлка своего!

    1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

    2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры.

    Работа с детьми

    Экскурсия «Мой посёлок»

    Беседы с детьми:

    «Адрес свой малыш узнай, да смотри не забывай!»

    «Улиц в поселке немало у нас!»

    Дидактические игры: «Расскажу, где я живу»

    Чтение стихотворений о посёлке.

    Работа с родителями

    Познакомить родителей с проектом.

    Анкетирование родителей.

    Подбор материала к оформлению выставки:

    «Улицы посёлка»

    (фото, совместные рисунки родителей с детьми, рассказ о улице)

    октябрь

    Наш посёлок лесной,

    Лес нас кормит, тепло нам даёт,

    И профессии взрослых,

    Конечно же связаны с лесом.

    1. Воспитание уважения к труду людей посёлка;

    2. Закреплять знания у детей улиц посёлка, профессий жителей посёлка

    Работа с детьми

    Экскурсии по близлежащим улицам

    Беседы: «Внимательно вокруг посмотри, что для посёлка сделали люди, нам расскажи»;

    «О профессиях мамы и папы»

    Дидактические игры:

    «Кто где работает?»; «Где люди живут».

    «Улицы посёлка»

    Конкурс чтецов:

    «О Подюге я стихи читаю, свой посёлок родной в стихах воспеваю!»

    Работа с родителями

    Оформление выставки

    «Улицы посёлка».

    Викторина для родителей с детьми: «Знаешь ли ты свой посёлок?»

    ноябрь

    Семья – поистине высокое творенье.

    Она заслон надёжный и причал.

    Она даёт призванье и рожденье.

    Семья для всех – основа всех начал.

    1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека.

    2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения говорящих друг другу.

    3. Воспитывать желание сделать что-нибудь приятное для близкого человека

    Работа с детьми

    Экскурсии на работу родителей

    воспитанников

    Чтение рассказов В. А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки».

    Занятие «Очень я её люблю, маму милую мою!»

    Составление рассказов на тему "Моя мама!".

    Работа с родителями

    Оформление альбома

    «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»

    Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

    3. Выставка детских рисунков «Моя мамочка».

    декабрь

    1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье.

    2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи.

    3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.

    Работа с детьми

    Занятие «Состав семьи - семь я».

    Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я. Акима.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    Игра: «Позвони родным».

    Аппликация «Моя семья».

    Мастерская Деда Мороза

    «Изготовление новогодних игрушек для ёлки посёлка»

    Работа с родителями

    Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья». Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».

    январь

    Эту истину знаю от роду.

    И её никогда не таю:

    Кто не любит родную природу,

    Тот не любит Отчизну свою.

    1. Познакомить детей с природой родного посёлка, её климатическими особенностями, её флорой и фауной.

    Работа с детьми

    Просмотр презентации: «Посёлок в разное время года»

    Дидактические игры: «Угадай какое время года»; «Составь картинку достопримечательностей посёлка»; «Найди среди картинок животных нашего края»

    Рисование с аппликацией: «Зима в посёлке»

    Оформление фотоальбома: «Посёлок в разные времена года».

    Работа с родителями

    Консультация для родителей:

    «Как провести выходные с ребёнком на природе»

    февраль

    В феврале – героев славим!

    Тех, кто на страже Родины стоит,

    И тех героев вспоминаем.

    Кто был в боях убит!

    1. На эмоционально чувственной основе дать детям первые представления о военных, связав их с Днем Защитника Отечества.

    2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину.

    Работа с детьми

    Беседа: «Праздник Защитников Отечества отмечаем, верных сынов Отечества прославляем»

    Двигательная разминка «Сильными и ловкими будем мы расти!».

    Развлечение «Будущие защитники Отечества!»

    Просмотр презентации:

    «Наши прадеды воевали, ценою своей жизни победу над фашизмом нам добывали!»

    Работа с родителями

    Составление альбома

    «Наши прадеды – участники ВОВ!»;

    Фотогазета «Мой супер папа!»;

    Заключение:

    Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.

    Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.

    1. Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья» «Мой дом».

    2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности.

    3. Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем посёлке,

    «Малая Родина- Подюга».

    4. Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

    2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.

    3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

    4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

    5. Интернет ресурсы.

    Г. Бийск

    DIV_ADBLOCK587">


    Сроки реализации: один год

    Проблематика

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
    Между тем, в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Как совместить такие глобальные проблемы и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста конкретной возрастной группы детского сада?

    Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, предполагает наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира, что возможно решить через внедрение в работу со старшими дошкольниками регионального компонента. Тогда патриотические чувства возникнут на основе знаний более доступных и понятных детям.

    Актуальность
    Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

    Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

    Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

    Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Базой формирования патриотизма, особенно у дошкольника, являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

    Чувство любви дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, детскому саду, улице, микрорайону, городу.

    Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать детей - патриотов своего города надо, чтобы они имели элементарные знания о нем. Поэтому в рамках данного проекта выделены цель и задачи патриотического воспитания старших дошкольников с учетом регионального компонента.


    Цель : Расширение представлений старших дошкольников о родном городе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.

    Задачи проекта:

    1.Формировать у детей знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.

    2.Познакомить с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона детского сада? Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.

    3.Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей города Бийска.

    4.Познакомить детей с картой России.

    5.Расширять представления детей о различных природных объектах. Воспитывать экологическое мышление.

    6.Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям города. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма.

    7.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

    8.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного города.

    Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с историей города Бийска и его настоящим предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта (в частности сочинены автором проекта сказка «Рождение города Бийска» и стихотворение «Я – бийчанин»). Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ДОУ и группы, в которой реализуется проект. В отдельную схему вынесена занятийная деятельность, где выделены последовательность, цели и практический выход. Мотивирует детей к изучению материала и участие в проекте любимых героев из «Простоквашино». Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей. Вся работа, которая проводится в ходе реализации проекта, может быть нацелена в дальнейшем на создание нового проекта, например, «Россия – Родина моя».

    Пути и средства реализации:

    o Беседы с детьми в совместной деятельности.

    o Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий

    o Дидактические игры и упражнения

    o Экскурсии

    Условия реализации проекта.

    Для внедрения проекта необходимо:

    1.Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

    2.Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.

    3.Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.

    4.Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности .

    Рабочий план реализации проекта

    «Какая ты, моя малая Родина?»

    Виды деятельности

    Тематика

    Познавательная деятельность

      «Рождение города Бийска» «Герб города Бийска» «Памятник защитникам Родины г. Бийска» « Их именами названы улицы нашего города» «Транспорт города Бийска» «Архитектура города» «Промышленность города Бийска» «Природа окрестностей города Бийска и Алтая»

    2. Составление творческих рассказов:

      «Город, в котором я живу»

    3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Бийске.

    4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».

    5. Чтение художественной литературы.

    6. Вечер пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».

    7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

    8. Заучивание стихов.

    Игровая деятельность

    1. Оформление игротеки дидактических игр

      С какого дерева лист? Назови друзей леса. Кто лишний. Найди животных нашего края. Когда это бывает. Грибная поляна. Кто живёт в озере. Кому, что нужно для работы. Что нам нужно взять в поход. Что перепутал художник.

    2. Сюжетно – ролевые игры:

      Пожарные Защитники Родины Экскурсия в музей Экскурсия по городу

    Трудовая деятельность

    · Конкурс на лучшую кормушку для птиц

    · Конкурс на лучшую ледяную постройку

    Ручной труд:

    · Поделки из природного материала

    · Изготовление макетов зданий города

    · Изготовление символики города, семьи

    Изобразительная деятельность, конструирование

    Рисование:

      Животные, птицы, растения Алтая Улицы родного города Где я отдыхал Хочу о добром рисовать

    Лепка: животных, птиц

    Конструирование: здания города Бийска

    Здоровье и физическое развитие

    Подвижные игры:

    · «Жмурки»

    · «Лапта»

    · «Кошки и мышки»

    · «Красочки»

    · «Городки»

    · «Гори, гори ясно!»

    · «Полезные привычки»

    · «Удивительные точки»

    · Спортивные праздники, развлечения

    Экологическое воспитание

    · Беседа о климатических условиях города.

    · Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

    · Мероприятия по охране окружающей среды.

    · Оформление Красной книги Алтая

    Социальное развитие

    · Экскурсии по родному городу

    · Экскурсии в лес, на озеро.

    · Посещение выставок художников города, края

    · Экскурсия в библиотеку

    · Организация уголка краеведения в группе

    Праздники и развлечения

      КВН «Мы - бийчане». Гостиная «Бийск музыкальный» Утренник «День рождения города»

    Взаимодействие с родителями

      Фотоальбомы «Где я отдыхал летом» Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»

    · Консультация « Как организовать семейную экскурсию»

    · Оформление папки – передвижки «Город, в котором мы живем»

    · Оформление стенда «Песни и стихи о г. Бийске»

    Тематика НОД

    Практический выход

    НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Рождение города Бийска»

    Познакомить детей с историей возникновения родного города, его экономическим и социальным значением, воспитывать любовь к родине, умение слушать рассказ воспитателя. Учить создавать собственное представление об образе прошлого через изобразительную деятельность.

    Экскурсия по городу «Бийск - мой родной город»

    Продолжить знакомство детей с родным городом, его достопримечательностями (памятниками архитектуры). Воспитывать интерес к его истории. Развивать память, внимание.

    Фотоальбом

    НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Герб города Бийска»

    Познакомить с гербом города. Закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать интерес к прошлому своей малой Родины. Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.

    Конкурс «Лучший Герб»

    НОД (ознакомление с окружающим и конструирование) «Памятник воинам - бийчанам»

    Расширить и уточнить представление детей о том, кто защищал Родину во время войны. Помочь понять, почему люди, живущие сейчас, должны помнить погибших за нашу родину солдат. Воспитывать навыки работать дружно, слаженно.

    НОД (ознакомление с окружающим и музыкальное) «Улицы моего города»

    Продолжать знакомить детей с малой родиной. Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях . Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица. Закрепить знания детей о семье и членах семьи. Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте и чистоте. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.

    Карты маршрута от дома до детского сада

    НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Транспорт города Бийска»

    Закрепить названия видов транспорта значение сигналов светофора; закреплять правила дорожного движения для пешеходов, воспитывать чувство ответственности на дороге.

    Выставка детских работ «Транспорт города Бийска»

    НОД (ознакомление с окружающим и конструирование) «Архитектура города».

    Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма. Пробудить интерес к отечественной архитектуре. Формировать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения. Развивать навыки составления чертежа, создания конструкции по чертежу. Формировать положительное отношение к истории родного города. Создавать условия для совместной творческой работы.

    Чертежи «Здания будущего»

    НОД «Промышленность города Бийска».

    Познакомить с действующими промышленными предприятиями города, какие пищевые продукты выпускают и на каком заводе. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

    Игра «Магазин»

    НОД «Природа окрестностей города Бийска».

    Расширить знания детей о природном окружении города Бийска, Алтая. Познакомить детей с Телецким, Ковалевским, Канонерским озерами, их уникальностью. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

    Красная книга Алтая

    Презентация

    КВН «Мы - бийчане».

    Закрепить знания детей о родном крае и городе. Обобщить элементарные преставления о происхождении и функциональном назначении герба, о символическом значении цвета и образов. Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Развивать познавательные интересы, саморегуляцию детей. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга, умение передавать чувство любви и гордости за свою малую родину. Создать радостное, весёлое настроение у детей.

    Фильм «Путешествие в страну знаний о Бийске»

    Предполагаемый результат

    Дети: сформированы элементарные представления о родном городе (наиболее значимые исторические события, символика города, его достопримечательности, природное окружение, занятия горожан).

    Умение на эмоциональном уровне испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Дети испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережно относятся к ней.

    Родители: проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному городу; принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий; занимаются педагогическим самообразованием.

    Воспитатели: обогащение развивающей среды:

    · Подбор краеведческого материала для работы с детьми

    Иллюстрации растительного и животного мира Бийска и Алтая, - альбомы «Птицы нашего города, края», «Животные Бийского района», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды» и т. д.

    · Оформлена «Красная книга»;

    · Для экологического уголка коллекции :

    Спилов деревьев и кустарников местных пород,

    Изготовить гербарий.

    · Пособие «Богатство родного края» .

    Мониторинг

    Отслеживание результатов:

    Обследование знаний детей по теме;

    Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности;

    Анкетирование родителей

    Приложение

    Конспекты НОД

    1. Тема: «Рождение города Бийска»

    Цель: Познакомить с историей возникновения родного города, местоположение, его экономическое и социальное значение, воспитывать любовь к родине, умение слушать рассказ воспитателя. Учить создавать собственное представление об образе прошлого, передавая это через изобразительное творчество.

    Обогащение и активизация словаря. Крепость, острог, хан.

    Материал . Карта России. План путешествия. Фотография макета древней крепости. Указка. Аудиозапись шума строящегося древнего города. Альбомные листы, кисти, краски, непроливайки, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки.

    Предварительная работа . Рассматривание открыток старого города. Заучивание стихотворения «Малая Родина»

    Почтальон Печкин (стук в дверь). Здравствуйте. Помогите мне, помогите! Посмотрите, какое письмо пришло мне. (Дорогой Почтальон Печкин. Шарик и Матроскин поехали в город Бийск. И потерялись там. Найди наших друзей. Большое спасибо. Дядя Федор). И вот этот сверток, и какой-то план путешествия, только я ничего не пойму, что это и для чего это? (Карта России) И зачем мне этот план путешествия и кара России?

    Воспитатель Дети, давайте поможем Печкину? Предлагает отправиться в путешествие, но сначала рассмотреть план маршрута. На плане первая остановка «Крепость». Воспитатель: (Обращает внимание детей на карту Росси, которую они рассматривали на предыдущих занятиях). Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живем? (Россия.) Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны России? (Желающие обводят указкой границы России.)

    Карта может многое рассказать о стране. Мы видим, что Россия - большое государство, в нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых . Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

    Ребенок .

    Малая Родина - Островок Земли.

    Под окном смородина,

    Вишни расцвели.

    Яблоня кудрявая,

    А под ней скамья.

    Ласковая, малая

    Родина моя!

    Воспитатель . Наша малая Родина - город, в котором мы живем. Как называется наш город? (Бийск.)

    Чем он вам нравится? (В нем много красивых парков, скверов, много зелени. Город стоит на берегу реки Бии.)

    Если любишь свой город и гордишься им, надо знать его историю. Сейчас мы перенесемся в прошлое и узнаем, как возник наш город.

    Звучит аудиозапись шума строящегося древнего города.

    Сказка «Рождение города Бийска»

    Почтальон Печкин: А я все-таки не понял, как называется эта остановка? (Рождение города Бийска). А можно я вам дам задание: нарисуйте, пожалуйста, иллюстрации к сказке «Рождение города Бийска», какой вы видите Бикатунскую крепость, воинов, охраняющих крепость, торговцев, крестьян, детей. А я потом в Простоквашино буду рассказывать эту сказку и показывать иллюстрации. Звучит спокойная музыка.

    Итог работы: Иллюстрации к сказке «Рождение города Бийска»

    2. Обзорная экскурсия по городу «Бийск - мой родной город».

    Цель: Знакомить детей с малой Родиной. Дать представление о своем городе, его достопримечательностях, памятниках архитектуры. Воспитывать интерес к городу его истории. Развивать память, внимание.

    Материал: фотоаппарат, план путешествия.

    Беседа в группе.

    (Работа с планом путешествия). Дети выясняют, что вторая остановка на плане путешествия каким-то образом связана с автобусом. Воспитатель подводит детей к тому, что это экскурсия по городу на автобусе. У воспитателя звонит телефон. Он говорит с почтальоном Печкиным. После этого сообщает детям, что Печкин занят делами на почте и просит детей без него отправиться в путешествие, но только взять с собой фотоаппарат и все фотографировать.

    Ход экскурсии: (Платные услуги экскурсовода).

    3. Тема: «Герб города Бийска».

    Программное содержание: Познакомить детей с гербом города. Закреплять знания детей о родном городе. Воспитывать интерес к прошлому своей малой Родины. Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.

    Предварительная работа . Беседа о гербах. Совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями семейных гербов.

    Материал. Семейные гербы, герб города Бийска. Аудиозапись песни «Что такое семья?» (сл. и муз. Е. Гомоновой). крепости, карта города Бийска, гуашь, акварель , листы бумаги. Крупный строительный материал .

    Обогащение и активизация словаря: символика, знак, герб.

    Звучит тихая, спокойная музыка

    Воспитатель: Очень давно, на месте нашего города, на берегу реки Бии солдатами была построена крепость, 3-х метровые стены надёжно защищали её от врагов. Предлагается рисунок крепости, крупный строительный материал: кубики, кирпичики, арки, цилиндры, призмы, сферы, полусферы.

    Почтальон Печкин: Давайте и мы построим по рисунку крепость. Дети делают одну большую постройку. На столе разложены гербы семей, под салфеткой герб города Бийска звучит аудиозапись песни «Что такое семья?» дети сидят вокруг стола по желанию подпевают.

    Воспитатель: Вам знакома эта песня? О чем она? Как называется? (Ответы детей.) Как вы думаете, что такое семья? (Рассуждения детей. Воспитатель делает обобщение).