Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране, человек похож на иссушенное растение, «перекати-поле».
Д.С. Лихачёв
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с детьми становится нравственно- патриотическое воспитание. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Я поставила перед собой задачу пробудить любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим у дошкольников, и формировать у детей черты характера, которые помогут стать им гражданами общества. Свою работу я выстроила по трём направлениям: «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой родной город».
Сейчас я хочу остановиться на разделе «Мой родной город»
Любой уголок нашей страны неповторим в своей природе, в людях, их труде, народном творчестве. Я подбираю материал, который позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город Минусинск.
Считаю необходимым расширять кругозор детей сведениями о старом и новом городе в предметно – наглядной и активной форме – рассматривании наборов открыток, альманаха о городе, посещения значимых мест, целевых экскурсий, собирании значков о городе, участие в городских праздниках «День горда», «День помидора».
Родной город славен историей, архитектурой. Предлагаю детям вместе с родителями узнать, когда и как он образовался, почему так называется. После знакомства с гербом города, дети сами выкладывают герб из крупы, из песка. После экскурсий по городу и рассматривания фотографий, делаем с детьми альбом «Старый город». В авторских играх «Заколдованный город», «История родного города» они узнают наиболее значимые места города: Дом Вильнера, Спасский собор, здания драмтеатра, музеев. Вместе с родителями посетили музей имени Мартьянова, музей Декабристов. Дети, полные впечатлений, играют в музей, рисуют, сделали фотоальбом «Мы в музее побывали». А наш замечательный драмтеатр, в котором мы бываем с детьми на детских спектаклях, рассматриваем фотографии артистов, узнаём историю театра! Это вызывает интерес, после чего дети сами инсценируют сказки, участвуют в работе экологического театра при детском саде.
Город хорошеет, появляются новые современные здания, кинотеатры, спортивные комплексы. Я организую, ряд экскурсий «Наш сказочно красивый город», где любуемся предновогодней городом или праздничной улицей. Провожу беседу на диване «Милый сердцу уголок», где каждый ребёнок может рассказать о своём любимом месте в городе. Рисунки, аппликации или групповые коллажи на эту тему вызывают у детей радость, восхищение.
Красота и разнообразие нашей природы сопровождает ребёнка с раннего детства, и формировать бережное отношение к природе и всему живому тоже одна из задач нравственного воспитания. Приоритетным для нашего сада является экологическое воспитание, и в каждой группе богатый природный уголок, где дети с раннего возраста приучаются ухаживать за цветами, рыбками, хомяками и попугаями. Вместе с детьми и родителями я создаю на участке уютный уголок, и ежегодно выращиваю с детьми богатый урожай овощей на своей грядке. В старшем дошкольном возрасте в сотрудничестве с педагогами провожу акции «Елочка - зелёная иголочка», «Помогите птицам», «Укрась свой сад цветами».
Заинтересованность детей, родителей при изучении родного города позволила собрать богатый материал: собрали коллекцию значков, изготовили диафильм, сделали макеты «Спасский собор», «Обелиск», оформили уголок родного города, сделали герб. Вместе с коллегами сняли видеофильм о городе, и я разработала методические рекомендации по его использованию. Этот фильм востребован, так как не всегда есть возможность свозить детей на экскурсию. Используя собранный материал, открыли мини- музей в группе, дети с удовольствием становятся экскурсоводами в нём.
Результатом всей работы стал праздник «Мы – минусинцы, и этим горды» для родителей и воспитателей города.
Моя работа по воспитанию нравственно- патриотических чувств на примере родного города оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, на воспитание его гражданской позиции.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Тема: Город мой родной.
Цель : Воспитывать гражданскую позицию у дошкольников на примере родного города.
Задачи:
Дети средней группы приходят в гости и просят рассказать им о городе Минусинске. Дети предлагают посидеть и послушать.
Социоигра «Эхо» (Чётко повторяют слова за воспитателем) (Здравствуйте, мир, страна, Родина, отечество, Москва, Минусинск)
Названия каких городов вы услышали, что знаете о Москве, в каком городе мы живём, как нас можно назвать?
Дидактическая игра « Волшебный микрофон» (Дети рассказывают, что любят в своем городе).
Беседа «На диване».
Чтобы город стал ещё лучше, кто должен о нём заботиться?
Что надо делать, чтобы город был чистым? Что делаем мы?
Что надо делать, чтобы воздух в городе был чистым? Что делаем мы?
Что надо делать, чтобы людям хорошо жилось в городе?
Деление на команды по разрезным картинкам. Дети выкладывают картинки и узнают на них знакомые здания драмтеатра, музыкальной школы, музея.
Игра «Пантомима» (Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем)
Сообщения детей о театре, о музее, подготовленные дома.
Просмотр видеофильма о музыкальной школе. На каких инструментах учат играть в школе? Чем ещё занимаются в музыкальной школе?
Игра «Согласен или нет?»
На гербе Минусинска изображен тигр. (Нет, на гербе изображён лев.)
Наш город окружают сосновые боры. (Да, вокруг города много сосновых боров.)
Вокруг города нет рек и озёр. (Рядом с городом много рек и озёр, есть озеро Тагарское и много других.)
В нашем городе только современные многоэтажные дома. (Нет, город делится на две части, в старой части много старинных зданий.)
Наш город славится огурцами. (Нет, город славится помидорами, у нас есть праздник «День помидора».)
Краеведческий музей назван именем Щетинкина. (Нет, музей Мартьянова.)
Дети рассказывают стихотворение местного поэта Л. Пашковой «Минусинску» по модели:
А на улицах бегают дети и прогуливаются старики
Самый лучший мой город на свете.
Ты цветёшь бедам всем вопреки.
Я люблю твою пышную зелень,
Чистый воздух и над крышей дымок,
И церковное тихое пение,
И сентябрьский первый денёк.
Тематический коллаж «Мой город родной».
Игровая программа: Мы по городу гуляем и его мы изучаем
Автор работы: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Cанкт - ПетербургКар – кар – кар, это, это, это детский сад, - прокаркала ворона.
- Да, - отвечают дети.
- А в каком городе он находится? А то я летаю – летаю, а где приземлюсь не знаю, - кар – кар – кар раскаркалась ворона.
Ответы.
- Город Колпино,- прокаркала опять ворона.
- Надо мне достать свою карту и поискать там город с таким названием, а то вдруг вы придумали этот город? – продолжала каркать ворона и стала искать свою карту.
-Вот – вот карта, нашла.
Воспитатель:
Ребята, а давайте вместе с вороной поищем на карте наш город. Подходите поближе.
Все вместе они ищут город на карте.
Програмное содержание:
Формировать знания детей о родном городе. Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где они живут. Показать детям расположение города Карталы на карте Челябинской области. Расширять знания детей о гербе, символе нашего города. Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города.
Материал: Карта Челябинской области, фотографии достопримечательностей города Карталы.
Воспитатель:
Край отцовский! Край родной
Дорого и любо
Пахнут, свежею сосной
Солнечные срубы.
Забродил в бочонке квас,
Отцвела смородина
Есть у каждого из нас
Маленькая родина.
О чём говорится в стихотворении? (о Родине).
Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(Ответы детей).
Воспитатель:
Как называется наш город? (Карталы).
Ребята Карталы - это частица Челябинской области и нашей великой Родины - России.
Ребята посмотрите на карту Челябинской области (показ карты):
Обратите внимание, что всего лишь маленькой точкой на карте обозначен наш город Карталы.
Город расположен на месте основанного в 1843 году казачьего посёлка Полтавский (позже — село Полтавка , административный центр Полтавского района). Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги . 1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. С 17 апреля 1944 — город, с 1963 — город областного подчинения, районный центр.
У каждого города есть свой символ, герб.
Если бы кто посмотрел с высоты птичьего полета на эти места в 1917, то обнаружил бы, что населенный пункт состоит из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырех шахт, каменноугольный рудник "Пионер" и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Город наш украшен тополями
Речкой тихой - Карталы-Аят,
И зовется просто - Карталами,
День и ночь здесь поезда не спят.
Скоро праздник у нас в Карталах.
Город так по весеннему светел,
Карталы, вот тебе шестьдесят,
Как отлично, что есть ты на свете.
Из всех российских городов,
Из всей истории их славной,
Любимый - город Карталы
И для меня он - самый главный.
О чём говорится в стихотворении? (о Родине, о городе)
лена ситдикова
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме «Мой город»
Комплексно-тематическое планирование по теме «Мой Город » в старшей группе .
Образовательная область Формы организации
Образовательного процесса Формы работы с семьей
Познание. 1. Развивать представления об окружающем мире - родного края.
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей, через овладение действиями наглядного моделирования.
3. Воспитывать чувства единства с миром растений и животных родного края и ответственности за него. НОД
Экология.
Тема : «Растительный мир нашего края» (о деревьях, кустарников , растения леса) НОД.
Конструирование.
Тема : «Конструирование дома по готовой схеме» . Строительные игры по иллюстрациям («Мосты» «Дороги» )
Экскурсия : в зимний сад. Наблюдения :
за природой, за цветами на клумбе, за многообразием растений.
Д\и «Ответь на вопрос» Оформление книжного уголка, сбор книг о родном городе .
Социализация. 1. Способствовать становлению игры как формы организации жизни детского общества.
2. Развивать условия для реализации интересов детей.
3. Воспитывать умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры. Режиссерские игры : «Что происходит в городе в разное время суток» ? Сюжетно-ролевые игры :
«Путешествие по городу » Игра с правилами : «Мы веселые ребята» . Дидактическая игра :
«Город , в котором мы живем»
Игровые упражнения
Чтения художественной литературы. 1. способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы.
2. Развивать умственные способности детей на материале ознакомления с детской художественной литературой.
3. Воспитывать интерес и потребность в чтении книг.
Тема : «Город белых журавлей »
Заучивание стихов о нашем крае.
Познавательное чтение : «О прошлом для будущего»
Выставка книг «Поэты и художники о городе » Викторина «Знаем ли мы свой город в котором живем »
Подбор художественной литературы по теме .
Коммуникация. 1. Способствовать обогащению словарного запаса, развивать мышление, речь, память.
2. Развивать умение работать с моделями звукового состава слов.
3. Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. НОД.
Грамота. Тема : «мой дом» (Освоение действия звукового анализа слов, называние слов с заданным звуком).
игра «Живой звук» слова «дом» .
Игра «Назови слова со звуком «Д» , «Дь» .
Составление и отгадывание загадок о городе .
Беседы :
«Город , в котором я живу» ,
«Жители нашего города » ,
«Традиции моего города »
Сюжетно –ролевая игра «Мы в городе » . Организация полезного отдыха вместе с детьми «Семейный маршрут по памятным местам»
Художественное творчество. 1. Развивать наблюдательность, учить внимательно, рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. 2. Способствовать овладению композиционными умениями : учить располагать предмет на листе. 3. Учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга. НОД.
Рисование. «Улица на которой я живу»
Тема :
«Символика нашего округа» (коллективная деятельность) Рассматривание иллюстраций моего города .
Дидактическая игра : «Город – промышленный центр»
Таблицы, схемы по технике рисования деревьев, домов, человека. Творческая мастерская «проект нового Дома культуры» Фотовыставка семейного творчества «Любимый город »
Выставка художественной литературы о истории родного города .
Труд. 1. Развивать представления детей о труде взрослых.
2. Воспитывать бережно относиться к тому, что сделано руками человека. 3. способствовать желание принимать участие в трудовой деятельности. Макетирование «музея нашего города .»
Поручения.
Дежурство в уголке природы.
Труд в природе : сбор мелкого мусора (веточек, камешков)
Подметание дорожки, ведущей к участку.
Музыка. 1. Формирование навыков культуры слушания музыки.
2. Развивать умение детей соотносить музыкальные произведения с произведениями искусства. 3. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движения под музыку. НОД Тема : «Мой музыкальный город » .
Муз/игра : «Не выпустим» .
Слушание и заучивание гимна нашего города .
Безопасность. 1. Развивать представления о работе светофора; знания перехода улицы по сигналам светофора.
2. Формировать представления о способах безопасного поведения на улице нашего города . НОД. Ориентировка в пространстве.
Тема : «Ребенок на улицах города » .
Экскурсия в музей.
Беседа : «Безопасность ребенка в быту» . (Ядовитые растения и грибы) .
Сюжетно- ролевая игра «Уступи мне дорогу» . Консультация «О правилах поведения детей на улицах нашего города »
Физическая культура
1. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.
2 Развивать самостоятельность, творчество.
3 Воспитывать красоту, выразительность и грациозность движении, осознанное отношение к ним.
НОД. «Кто быстрее» .
П/и «Воробушки и автомобиль» .
Малоподвижные игры «Будь осторожен» .
Спортокиада «папа мама я спортивная семья"
Цель занятия: развитие речи, обучение составлению рассказов о малой Родине.
Задачи:
Ребята, давайте представим, что сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Как вы думаете, что нужно взять с собой, отправляясь в далекий путь, чтобы не заблудиться? (Ответы детей)
Правильно, нужно взять карту. Я решила взять вот такую карту. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей). Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей).
Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово.
В сказках и былинах город по-старинному называли град : Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей).
Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей).
Где мы с вами живем? (Ответы детей).
Правильно, в поселке Новогорный. Скажите, чем отличается поселок от города? (Ответы детей).
Да, они отличаются размером: город большой, а поселок маленький. А еще в городах есть высокие здания - небоскребы . Повторите вместе со мной «небоскреб». Эти дома так называются потому, что они возвышаются над другими домами, и кажется, что крыша достает до неба, мо есть «скребет» небо. Отсюда и название «небоскреб».
По улицам города двигается очень много машин, а у нас в поселке - мало.
Также в городах проживает очень много людей, а у нас в поселке - меньше.
Ребята, расскажите пожалуйста о нашем поселке. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа. Первая картинка будет обозначать название нашего поселка.
По второй красивой картине вам нужно будет описать, как красив наш поселок. Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш поселок в любое время года. По последней картинке расскажите о самом любимом месте в нашем поселке.
(Заслушивание рассказов детей).
Молодцы, интересные рассказы у вас получились! Мы с вами одна большая, дружная семья, живущая в одном поселке. Про нас говорят - это земляки. Мы с вами любим свой родной город, свою землю. Издавна народ свою землю славит. Об этом много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей).
Назовите пожалуйста основные достопримечательности нашего поселка.
Какой у нас есть завод?
На каких предприятиях трудятся жители нашего поселка?
Молодцы, будем любить наш родной поселок, беречь его чистоту и красоту. А сейчас предлагаю нарисовать самые любимые ваши места в поселке.
Подведение итога: дети могут рассказать о своем родном городе, стараются придумать небольшой рассказ на заданную тему; способны использовать простые символы и схемы.