Консультация развитие коммуникативных навыков и социальной активности. Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников консультация на тему

Выбор цветов

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Социальные сети, компьютерные игры, интерактивные чаты и самые разные мессенджеры, позволяющие людям общаться, просто кликая по сенсорам своих гаджетов, – еще несколько десятилетий назад все это могло бы показаться фантастикой. Но сегодня это наша с вами реальность, и такими вещами уже никого не удивишь. Бесспорно, развитие технологий существенно и многократно улучшает жизнь человека, делает ее комфортнее, удобнее, проще. Но в то же время у этой медали есть и обратная сторона.

Все наши знакомые, друзья и коллеги запросто помещаются в небольшое окошко контактов, диалоги, деловые и задушевные беседы принимают форму чатов, а эмоции выражаются красочными смайлами. И вместе с этим для нас, и в особенности для молодого поколения все актуальнее становится проблема социализации, а если конкретнее – проблема , т.е. развития навыков общения – реального взаимодействия с другими людьми.

Важность навыков общения и особенности их развития

Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению.

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и , покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения).

  • информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и ;
  • аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
  • регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

  • социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
  • гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
  • познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
  • интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
  • волевые качества;
  • восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
  • способность к пониманию подтекста и контекста;
  • способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.

Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.

Развитие коммуникативных навыков

Предлагаемые методики – это отличные средства развития коммуникативных навыков. По сути, если использовать их вместе, они могут послужить самым настоящим тренингом мастерства общения. С помощью него вы сможете без помощи специалистов, самостоятельно устранить пробелы, имеющиеся у вас в области межличностного взаимодействия.

Проявляйте инициативу

Первое правило коммуникабельного человека – общения. Не нужно стесняться идти на контакт первым. Если хотите общения – просто начинайте его. Но не забывайте, что есть ситуации, когда потенциальный собеседник не желает общаться, поэтому не стоит на него давить и принуждать. В остальных же случаях нужно учиться переступать через свои комплексы и неуверенность.

Будьте открыты

Во многих ситуациях люди замкнуты и не уверены в себе из-за того, что слишком много думают об уместности своих эмоций и чувств. Но прямой путь к общению – это открытость. Никто не запрещает вам смеяться, грустить, признаваться в любви, высказывать опасения делиться своими наблюдениями и идеями. Пусть понять вас сможет далеко не каждый, зато с помощью открытости и искренности вы с большей долей вероятности сможете найти единомышленников и друзей. В дополнение к этому открытость способствует и формированию положительного взгляда на мир.

Слушайте, не перебивая

– один из лучших способов услышать, понять и расположить к себе собеседника. Слушая, не перебивая, вы не только дадите партнеру пространство для выражения своих мыслей, но и сами получите о нем массу информации, а также сможете увидеть, какие ошибки в общении допускает он, чтобы не повторять их в собственном общении. Также в процессе активного слушания вы сможете отслеживать свои реакции на поведение человека, а значит, научитесь видеть себя со стороны.

Определяйте общее и индивидуальное

В любой ситуации, когда вам приходится с кем-то беседовать, обращайте внимание на то, что вас объединяет, и на то, что отличает друг от друга. Этот прием помогает находить общий язык и точки соприкосновения, принимать и уважать чужую позицию, избегать и на корню устранять конфликты. Кстати, один из ключевых моментов в искусстве общения – уметь принимать чужую точку зрения. Другому человеку далеко не всегда следует говорить, что он не прав. Достаточно просто сказать, что у вас есть свое мнение по спорному вопросу.

Будьте уверены в себе

Развитие навыков общения – это еще и . Боязнь высказаться, страх показаться смешным, неуверенность в своих мыслях, словах и убеждениях – эти и другие подобные вещи всегда отталкивают окружающих. И напротив – человек с адекватной самооценкой, знающий свои сильные стороны и ценящий себя, привлекает к себе других. Уверенность чувствуется, вызывает уважение и делает так, что люди сами идут на контакт с таким человеком.

Думайте о собеседнике

Одна из самых грубых коммуникативных ошибок – забывать о собеседнике. Представьте, что человек что-то вам рассказывает, а вам это совсем неинтересно, либо вы сами хотите поговорить, но собеседник продолжает рассказывать о своем. Наверняка такая ситуация вам знакома, и, скорее всего, не очень приятна. С другими людьми точно так же – никому не нравятся люди, занятые только своими интересами, и забывающие обо всем остальном. Общаясь, постоянно отслеживайте состояние партнера: не устал ли он, интересно ли ему, хочет ли он вас слушать и т.д. Чем внимательнее вы будете к окружающим, тем выше станет ваш коммуникативный уровень, тем проще вам станет находить общий язык с людьми, тем приятнее с вами будет общаться.

Читайте книги

Посещайте культурные мероприятия

Бывать на выставках, в музеях и на интересных праздниках полезно не только для общего развития, но и для получения навыков общения. В таких местах редко обходится без знакомств и разговоров, даже если это трехминутная болтовня ни-о-чем или выражение эмоций от увиденного. Главное – это получение коммуникативного опыта. Ко всему прочему соприкосновение с творчеством поднимает самооценку и повышает интерес к жизни, раскрывает внутренний потенциал и дарит вдохновение.

Общайтесь на языке тела

В некоторых ситуациях невербальное общение способно передать до 90% информации о состоянии человека, его настроении и отношении к происходящему. Если вы хотите стать мастером общения, учитесь распознавать позы, жесты и другие невербальные проявления собеседника, а также обязательно обращайте внимание на собственные невербальные сигналы. Научившись это делать, вы сможете доносить до других людей все, что пожелаете, не сказав ни единого слова, и лучше их понимать.

Концентрируйтесь на позитиве

Всегда старайтесь искать положительные моменты в любом разговоре, даже в неудавшемся. Неприятный осадок от беседы, неловкие моменты, неудачные фразы – все это часть общения, и к этому нужно быть готовым. Однако фокусироваться нужно на плюсах коммуникации, поэтому в процессе концентрируйтесь на получении информации, попытках найти общий язык и понять собеседника, обратной связи. Если что-то вдруг пошло не так, не придавайте этому значения, а ищите ловкий выход из ситуации.

Тренируйтесь

Как и в развитии любого важного навыка, в развитии навыков общения особое место занимает практика. Находиться в процессе общения желательно постоянно. Помните, что разовые «вылазки» и попытки инициативы не позволят вам избавиться от зажатости, скованности или каких-то других проблем с общением. Стремиться к общению нужно постоянно: знакомьтесь, сами звоните друзьям и близким, занимайтесь в одиночестве и т.д. Лишь в этом случае общение с окружающими станет полноценной частью жизни и перестанет вызывать неуверенность и робость.

Кстати, насчет занятий в одиночестве – здесь мы можем посоветовать вам интересное упражнение на развитие социально-коммуникативных навыков. Выполняется оно очень просто и не требует много времени.

Упражнение «Перевоплощение»

Суть упражнения в следующем: подумайте о человеке, который вызывает у вас уважение и на которого вы хотели бы быть похожи. Это может быть, например, герой какого-нибудь фильма. Как можно детальнее представьте все те его качества, которые вас привлекают, и опишите их. Затем примерьте на себя все эти качества, стараясь войти в образ этого человека. «Возьмите» его походку, осанку, манеру держаться и разговаривать, взгляд, тембр голоса и темп речи. Побыв немного в этой роли, еще раз вспомните все ощущения, которые вам удалось прочувствовать, и запишите их на лист бумаги. В будущем при общении с другими людьми снова перевоплощайтесь, чтобы общаться так, как вам хочется. Чем чаще вы будете практиковать данное упражнение, тем раскрепощеннее вы будете становиться, и тем легче и приятнее вам будет общаться.

Несложно заметить, что развитие коммуникативных навыков не требует титанических усилий или каких-то специфических способностей. Самостоятельно научиться общаться вполне под силу любому психически здоровому человеку. Нужно лишь применять вышеназванные рекомендации. Однако средства развития коммуникативных навыков ими не исчерпываются. Сегодня можно найти даже специальные мастер-классы и тренинги, на которых мастера коммуникации учат людей взаимодействовать друг с другом. Так что если вы хотите прокачаться по полной программе, то можете поискать такие мероприятия.

Теперь же мы хотим уделить немного внимания еще одному вопросу, касающемуся развития навыков общения – развитию коммуникативных навыков у детей. Возможно, эта информация тоже будет вам полезна.

Развитие коммуникативных навыков у детей

Развитие навыков общения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Общение является главным условием и способом жизни человека в обществе, и с помощью него человек может понять самого себя, отыскать свое место в мире. Детское коммуникативное развитие требует пристального внимания, а сегодня, когда дети стали намного меньше взаимодействовать как со взрослыми, так и друг с другом, эта тема становится еще актуальнее.

Если ребенок будет мало общаться с окружающими людьми, он попросту не научится организовывать коммуникацию в будущем. А это может стать причиной ощущения уязвленности и отвергнутости, привести к агрессивности, тревожности, замкнутости, сниженной самооценке и другим проявлениям эмоционального неблагополучия. Чтобы избежать таких проблем, родители должны оказывать всяческую помощь своим детям в социальной адаптации.

В наших статья мы уже не раз говорили о том, что лучшей формой обучения детей чему-либо вообще является форма игровая, и формирование коммуникативных навыков тоже подчиняется этому правилу. Конечно же, чтобы в подробностях изучить все особенности развития навыков общения у детей, лучше обратиться к работам признанных специалистов в этой области, таких как И. А. Кумова, Л.В Чернецкая, М. Г. Елагина, Г. М. Андреева, И. И. Иванец и другие. Мы же хотим дать лишь несколько советов и указать верное направление тем, кого касается рассматриваемая тема.

Развитие навыков общения у детей, как мы и сказали, лучше всего выстраивать в игровой форме. Игры на развитие коммуникативных навыков отличаются тем, что предлагают ребенку возможность развития и взаимодействия с другими людьми и окружающим миром вообще. При этом в них нет соревновательного начала, благодаря чему создается атмосфера близости и единства со сверстниками, а это как нельзя лучше влияет на формирование умения общаться и выстраивать межличностные отношения.

Игры на развитие коммуникативных навыков могут различаться по направленности. Так, существуют:

  • игры на установление контакта;
  • игры на общение без слов;
  • игры на выразительность речи;
  • игры на поведение в конфликтных ситуациях;
  • игры на эмпатийное поведение и другие.

В таких играх часто используются наиболее эффективные обучающие методы и приемы:

  • практические упражнения;
  • игры со словами;
  • беседы и обсуждения;
  • моделирование ситуаций;
  • спортивные задания;
  • обыгрывания эмоциональных состояний;
  • чтение художественных произведений;
  • инсценировки, танцы, хороводы;
  • праздники и вечера отдыха.

Чаще всего обучающие мероприятия для детей организуются профессиональными специалистами. К деятельности по развитию навыков общения у детей привлекаются не только сами дети и педагоги, но и родители – дети учатся общаться, а родители совершенствуются в умении находить с ними общий язык, получают бесценный педагогический опыт от профессионалов и ответы на всевозможные вопросы о воспитании.

Услуги педагогов – это, пожалуй, лучший вариант, ведь эти люди обладают соответствующими знаниями, навыками и инструментами. Если же родители сами решают учить своих детей общаться, на них ложится еще большая ответственность за формирование в ребенке здоровой личности, готовой к жизни в обществе. При этом в любом случае будет необходимо обращаться к специализированным источникам, таким как книги, пособия или видеоматериалы. Кстати, вот пример хорошего обучающего видео:

Заключение

Подводя итог нашей статье, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.

Коммуникабельным людям больше доверяют, их с большей охотой принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.

Умение общаться можно смело назвать талантом и даже некой формой творчества. Так что если вам хочется научиться лучше взаимодействовать с окружающими или научить этому своих детей, знайте, что это достойная цель, достижение которой способно полностью изменить качество вашей жизни и жизни дорогих вам людей.

Разделы: Работа с дошкольниками

В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что “ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. В семье ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как “можно” и как “нельзя” вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но - чаще всего - и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом.

Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель - человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной “ячейке общества”.

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит - и новый опыт.

К сожалению, бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний, эмоционально сухой стиль общения. Родители пытаются заменить непосредственное общение с малышом дорогими игрушками, компьютером. Разговаривают с ребёнком резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, не умея наладить контакты с окружающими и т. п.

Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция “на равных” может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, - это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя не любимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).

Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • упражнять детей в словообразовании по аналогии.

Материал: плоскостной цветок “Цветик-семицветик”, музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, корбка с конфетами на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвёл у нас в группе. Это цветик-семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаем.

А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

1. Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как же нам согреться? (варианты ответов детей).

Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?

Я передаю тепло моего сердца Сашеньке, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку. (дети выполняют упражнение по кругу).

Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов.

2. Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться?

Меня зовут Наталья Владимировна, а тебя как?

Меня зовут Даша.

Очень приятно познакомиться.

Дашенька, а я не одна со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети следуя предложенному образцу знакомятся с куклой).

Принцесса Дашенька девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Дашеньке комплименты, кукла благодарит каждого ребёнка. (Дети с помощью воспитателя учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: “Дашенька, какие у тебя лучистые глаза”, “А какое длинное и красивое у тебя платье с воротничком и карманами” и т.д.)

Погостили мы у тебя Дашенька, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться.

Какой лепесток сорвём на этот раз?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

3. Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов)

Что можно из них приготовить? (Соки)

Возьмитесь за руки, у нас получилась соковыжималка, именно с её помощью готовят соки, и мы попробуем приготовить, и обязательно попробуем получившийся сок. А я по вашим лицам постараюсь угадать какой сок на вкус сладкий, кислый или горчит (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает, в случае затруднений подсказывает детям).

Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый-сладкий, луковый-горький и т.д. а теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в театре.

4. Кто выступает в театре? Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют разыгрывании пантомимических этюдов).

Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку.

Замечательные артисты, молодцы! Вы не устали ещё путешествовать? Интересно где мы окажемся, когда сорвём следующий лепесток?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в стране гномов.

5. Гномы это кто? (предположения детей)

Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

Колокольчик ты звени в гномиков нас преврати.

У гномиков есть любимая игра, я могу вас научить (игра проводиться в парах).

Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)

У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)

У тебя щечки гладки.
У меня бровки чёрны,
У тебя бровки чёрны.
Я твой друг, (Протягивает руку)
Ты мой друг. (Партнёт кладёт руку сверху)
Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

Колокольчик зазвени гномов в ребяток преврати.

Какие забавные, дружные гномики у нас получились. Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов.

6. На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с конфетами для каждого ребёнка)

Угощайтесь, пожалуйста.

Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток, он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей, познакомились с принцессой Дашей, радовали её комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.

И я скажу вам на прощанье
“До новой встречи”
или “До свиданья”, добавлю также
- Будьте вы здоровы!
А завтра поиграем снова.

Настя сорви последний лепесток.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в своем садике.

Бедарева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65" Центр развития речи
Населённый пункт: Алтайский край, г.Бийск
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника"
Дата публикации: 29.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника в современном мире.

Целью всякого воспитания должно быть

создание деятельной личности в лучших идеалах

общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.

В. М. Бехтерев

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в

дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится

фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся

отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь

личностного и социального развития.

Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний, -задача,

которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в

передаче опыта последующему поколению. .

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения

становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены

тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным,

счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою

индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям,

решать и находить выход из создавшихся ситуаций. Родители обеспокоены тем, что

современные дети легко поддаются влиянию негативных факторов, замыкаются в себе, не

могут противостоять отрицательному влиянию. Ребёнок, который мало общается со

сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть

интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести

к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в

контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной

агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я»,

которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.

Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную

тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в

дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей проявлять подлинный интерес к

Поэтому, уже в дошкольном детстве возникает необходимость решения этих

задач. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок

адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать

собственный потенциал. Поэтому необходимость формирования у детей представлений

о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе,

вооружение их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на

происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой

Следующей важной составляющей этого- является научить ребенка общаться как со

сверстниками, так со взрослыми, развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов

Это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в

повседневном распорядке жизни. В силу специфики дошкольного возраста задачи

развития коммуникативных навыков решаются наиболее успешно в игровой

деятельности. Ненавязчиво и без принуждения ребенок осваивает азы поведения в среде

сверстников, в общении со взрослыми, познает мир своих чувств и эмоций, мир

сопереживания и соучастия к другим, умение справляться со своими эмоциями, умения

контактировать с окружающим миром, формировать свое отношение к окружающему.

Ребенок познаёт и приобретает социальный опыт, начинает понимать

взаимоотношения людей. Таким образом,происходит и обучение, и развитие, коррекция

и воспитание, незаметно, постепенно,«играя», ребенок движется в своем развитии.

Особенно следует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитии

потребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать

дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность как со взрослыми, так и со

сверстниками.

На развитие коммуникативных навыков, также оказывают влияние

продуктивные виды деятельности.Это рисование «дружных картинок», коллективные

работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и

индивидуальная), « скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность к самооценке себя, анализу

других работ своих товарищей.

Использование в повседневной жизни дошкольника игр малой, средней, большой

подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в

воспитании оказывает и художественная литература. Чтение книг, рассматривание

иллюстраций, анализ поведения героев, одобрение или осуждение их поступков,

помогают детям формировать понятия о добре и зле, о храбрости, мужестве, о трусости.

Учит формировать свое отношение к поступкам героев и применительно к себе.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии

коммуникативного общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в

себя организацию жизни ребенка в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям,

которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного

отношения к окружающему миру, помогают детям осознать свою индивидуальность,

выработать свой стиль общения, учат доброму отношению к окружающему, умению

находить свое «место» в окружающей действительности.

ситуации свое поведение адекватно и творчески. Способствуют гармоничному развитию в

окружающем социуме.

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников».

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности.

Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других

людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи,

возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние

другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные

коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной

ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок

моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает

значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся

полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением

игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра

требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться

говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется

достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством

коммуникативных игр» в настоящее время является особенно актуальной, так как

отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в

дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на

котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения

ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и

социального развития.

И поэтомуцельмоей работы: помочь детям осознать свою индивидуальность, выработать

свой стиль общения.

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

1. Развивать коммуникативные навыки

2. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;

3. Создать положительный эмоциональный комфорт в группе;

4. Формировать у детей адекватную самооценку;

Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым

является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С.

Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок

получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит

средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер,

самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе

общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего

существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые

особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения

организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и

отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению

самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности,

или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок

сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и

обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам

вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение

дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к

окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных

решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в

контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку

управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и

плодотворного общения с окружающими.

В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между

дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими

воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной деятельностью

сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались

благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не

пытаясь, услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не

только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-

образовательному процессу в целом.

Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в

процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля»,

диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе». И сделала выводы о необходимости помочь

детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути

развития детей.

Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту

дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться

информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать

эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых,

выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу,

провела анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновила

предметно-развивающая среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную

активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного

труда, экспериментирования и театрально-игровой деятельности), что способствует

обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы разделила на игровые зоны: интеллектуальную, театрально-

игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с

двигательной активностью, уголок уединения.

Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со

своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

И воспользовалась, выбранной мною, программой Е.В. Рылеевой «Вместе веселее»,

переработав её, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей своей

Программа «Вместе веселее»- это моё «путешествие» в мир эмоций с детьми пятого года

жизни. Так как эта программа коррекционная, направлена на социальное развитие детей и

является дополнительной к основной образовательной программе ДОУ, поэтому занятия

по коррекции взаимоотношений с детьми провожу во вторую половину дня каждый

четверг (20-25 минут).

Непосредственно образовательная деятельность представлена в 4 этапа

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые

помогают детям, настроится на работу в группе, установить контакт. (Упражнение

«Улыбка»)

2 . В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и теме

непосредственно образовательной деятельности:

· Развивающие игры-драматизации;

· Сюжетно-ролевые игры;

· Игры на развитие навыков общения;

· Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

· Сочинение историй;

· Беседы и рассказы;

· Мини-конкурсы;

· Чтение или рассказывание сказок.

3. Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

4. Ритуальное упражнение (н-р, «Нам всем хорошо»), этюды на расслабление

(прощание).

Игры на развитие коммуникативных навыков можно подразделить на группы: Игры и

упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов; игры и упражнения на

повышение самооценки ребёнка; игры и упражнения на улучшение взаимоотношений с

окружающими.

Коммуникативные игры я использую не только в непосредственно образовательной

деятельности, но и включаю во все режимные моменты каждый день, в зависимости от

цели и их предназначения.

Например, утренний приём - игры, направленные на создание эмоционально-

положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).

На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию

коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умения любить

окружающих («Когда природа плачет»).

Игры, используемые в музыкальной деятельности коммуникативные игры-танцы («Ай-

да, сапожник», «Весёлые дети»), развивающие коммуникативные, двигательные навыки

детей, ориентировку в пространстве.

Во вторую половину дня провожу кружок «Давайте жить дружно» со всей группой детей,

организую, условия для разнообразных самостоятельных игр, доверительного общения с

детьми, чтения терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм

самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех,

стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих

посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими

глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому,

но и различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.

В свою работу я включаю элементы нетрадиционных форм работы: ритмопластика,

игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности

для детей дошкольного возраста. Субъективная удовлетворённость процесса занятий

изучалась с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить ценную

информацию о непосредственных впечатлениях воспитанников. Получая обратную связь,

после окончания занятий я увидела итоги личностного роста каждого ребёнка. Дети

меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменились

отношения детей друг к другу: появилось сочувствие, сопереживание, навыки

сотрудничества.

Видя результат, заинтересованность детей в этих занятиях, я решила продолжить

работу по формированию коммуникативных навыков, но за основу взяла, предварительно

изученную, программу Ольги Владимировны Хухлаевой доктора педагогических наук,

кандидата психологических наук, профессора Московского психолого-педагогического

университета «Тропинка к своему Я», а также соавторов Первушиной и Хухлаева.

Паралельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую.

Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые (совместно с

зам. зав. Перминовой С.В., муз.рук. Казимирёнок С.М.) в нетрадиционной форме «Роль

семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению»,

совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнкаи помочь ему

стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также

принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно образовательном

процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям. Родители, несмотря на свою

занятость, совместно с детьми стали активными участками муниципальных конкурсов.

Используемая мною программа «Вместе веселее», «Тропинка к своему Я» основанная на

взаимодействии воспитателя, родителей и различных специалистов внутри

образовательного учреждения после проведения диагностик и личных наблюдений

является эффективной и дала хорошие результаты в формировании коммуникативных

навыков и умений.

По итогам диагностики у«моих» детей сформировано положительное отношение к миру,

к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Я бы хотела, чтобы «мои» дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого

любить? Любить небо, ветер, звезды, волны - это очень важно. Но главное, чтобы они

умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на

На чтение 9 мин.

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение - обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей – важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие – основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.


Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.


Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.


Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья - наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр – способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как - нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное - попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.


Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное - выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что - обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.


Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников - научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Организация: МБДОУ д/с №36 «Рябинка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Уважаемые коллеги!

Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Своё сообщение я бы хотела начать со слов СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое. В чем же секрет успешного общения? Давайте по - рассуждаем.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими - залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста - основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.

В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Для коммуникативного развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Цель игр на развитие коммуникативных умений заключается в формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми;

Развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

  1. Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
  2. Развитие умения входить в контакт, вести диалог;
  3. Развитие навыков невербального общения;
  4. Развитие навыков взаимодействия детей в группе;
  5. Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Предлагаю вам примеры игр на развитие коммуникативных навыков.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

«Опиши друга»

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Угадай, кто это».

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

Встаньте, дети,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

«Воробей»

Дети становятся в круг. Воспитатель находится в круге. Он говорит:

Прилетел к нам воробей,

Он искал себе друзей.

Сел ко мне на воротник… (Все закрывают глаза.) Произнёс…

На кого воспитатель надевает маску, говорит: «Чирик - чирик!», остальные отгадывают, кто из играющих крикнул.

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

«Комплимент»

Дети сидя в кругу по очереди глядя в глаза соседу говорят несколько добрых слов, хвалят его (ты всегда делишься, ты добрый…), принимающий кивает головой и говорит: - «спасибо мне очень приятно!»

«Гуси-гуси»

Среди детей выбираются «хозяин» и «волк», остальные выполняют роль «гусей». В начале игры «хозяин» вместе с гусями» располагается во дворе, а «волк» становится в круг. Затем хозяин выводит гусей гулять на луг, а сам возвышается на свое место. Некоторое время гуси гуляют по лугу, после чего ведущий дает сигнал. Тогда между хозяином и гусями происходит следующий разговор, слова ко­го, наверное, знакомы всем с детства:

Хозяин: Гуси-гуси!

Гуси: Га-га-га!

Хозяин: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Хозяин: Так летите вы домой.

Гуси: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Хозяин: Вы летите, как хотите,

Только крылья берегите.

(С последними словами «гуси» бегут обратно во двор, а волк, который выбегает из круга, пытается перехватить кого-нибудь из них. Если ему это удается, он ведёт осаленного к себе. За один раз игрок в роли волка, если он достаточно ловок, может осалить и нескольких гусей. После того как гуси возвращаются во двор, хозяин должен сосчитать их и отметить, кого не хватает. Теперь игроки должны выручить своих товарищей. Подойдя к дому волка, они хором просят: «Волк-волк, отпусти гусей домой», - на что волк отвечает: «Нет, не отпущу!» Тогда игроки говорят: «Тогда мы тебя победим!» Чтобы победить волка, игроки (кроме осаленных) выстраиваются гуськом, ухватившись друг за друга. Первый игрок колонны берет за руки игрока-волка. На счет «раз, два, три!» игроки начинают дружно вытягивать волка из его норы. Важно, чтобы эти движения были слаженными: игроки должны, ухватившись друг за друга, сделать движение корпусом назад (можно два-три раза). Как только волк под натиском остальных игроков не удержится на месте и сделает хотя бы один шаг вперед, пойманные им игроки-гуси считаются освобожденными и могут «лететь» обратно во двор.

После того как всех осаленных выручили, и игра начинается заново.

«Садовник и цветы»

Воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Выбирается садовник, а группа детей будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами. Садовник должен ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться».

Игры на развитие навыков невербального общения

Невербальное общение, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

«Дружба начинается с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят сосе­ду в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую доб­рую, какая только может быть, улыбку.

«Испорченный телефон»

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

«Ручейки»

В начале игры дети становятся парами друг за другом, держась за руки. Во время игры каждая пара детей высоко поднимает соединенные руки так, чтобы из них конечном счёте получился своеобразный свод. Воспитатель становится водящим – у него нет пары. Воспитатель становится лицом к колонне, составленный из пар игроков, и игра начинается.

Воспитатель проходит между игроками через образованный свод и, выбрав кого – то из игроков, берёт его за руку и идёт с ним в конец колонны. Ребёнок, оставшийся без пары, становится водящим: теперь наступает его очередь проходить внутри колонны детей и выбирает себе друга. Играть можно пока не надоест.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Мыльный пузырь

Игра начинается со своеобразного ритуала приглашения в ней поучаствовать. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг. Можно просто попросить их взяться за руки, а можно применить следующий нехитрый прием. Дети в начале игры сидят на стульчиках. Ведущий подходит к одному из них и, взяв его за руку, приглашает поиграть. После этого уже выбранный игрок, в свою очередь, приглашает кого-нибудь поучаст­вовать в игре, тот приглашает следующего и т. д. Этот прием помогает сблизить детей, ведь не секрет, что цель хорошего воспитателя - не только научить детей слушать его самого, но и общаться между собой. После того

как образовался хоровод, начинается игра. Хоровод изображает собой мыльный пузырь. Воспитатель объясняет детям это и просит их сделать, так чтобы мыльный пузырь стал совсем маленьким. Для этого дети должны сблизиться и встать плечом к плечу. Посмотрите, какой у нас пока маленький мыльный пузырь, а что нужно сделать, чтобы пузырь стал большим? Как вы сами играете в мыльные пузыри? Дети объясняют, что пузырь, чтобы он стал большим. нужно раздувать. После этого игроки начинают «раздувать» свой пузырь, чтобы он стал большим. Для этого дети составляют на манер трубочки (т. е. ставят кулачок на кулачок) и, слегка наклонив голову вперед, начинают дуть в «трубочку», произнося при этом звук «ф-ф-ф», имитирующий, звук надуваемого пузыря. Выдув воздух, дети выпрямляются и набирают его снова. При каждом «надувании» дети отходят на шаг назад, имитируя тем самым увеличение в размерах раздуваемого мыльного пузыря. Эта процедура повторяется два-три раза, а затем дети вновь берутся за руки и расходятся подальше (на расстоянии вытянутых рук), чтобы показать, как раздулся пузырь.

Желательно, чтобы во время надувания пузыря воспитатель стоял в центре круга. После того как «мыльный

пузырь раздувается до максимального размера, воспитатель проходит вдоль него, касаясь рукой каждой сцепленной пары рук, после чего неожиданно говорит: «Лопнул пузырь!» - и хлопает в ладоши. Дети вслед за ним разнимают руки и хлопают в ладоши, после чего сбегаются к воспитателю. После этого игру можно возобновить.

«Пес-барбос»

Среди игроков выбирается один, который будет играть роль Барбоса. Он садится в кружке на корточки и ждет, закрыв глаза.

Остальные игроки вместе с воспитателем становятся, держась за руки, на линии «домика» лицом к конуре. По сигналу воспитателя, все так же держась за руки, дети начинают идти к линии, прочерченной перед конурой Барбоса. Идти надо ровно, не растягиваясь и не отставая. Идя, игроки декламируют следующие строчки:

Рыжий пес, пес Барбос,

Спит, уткнувши в лапы нос.

Или, может, пес не спит,

А за нами он следит?

Будет лаять и рычать...

Не дадим себя поймать!

Дойдя до линии, дети дотрагиваются до Барбоса, протянув к нему руки, но, как только стихотворение будет полностью дочитано, Барбос неожиданно «просыпается» и выбегает из конуры. Задача детей - добежать до своего «домика», не дав себя осалить Барбосу. Задача Барбоса прямо противоположная - поймать кого-либо из игроков, пока он не успел добежать. Если Барбосу удается поймать кого-либо, они меняются ролями, если же попытка не удалась, то он возвращается в свою конуру, и игра начинается заново.

«Кошки-мышки»

Воспитатель произносит:

Ребятишки-шалунишки,

Поиграем в «Кошки-мышки»?

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Молодцы! Капкан готов.

Следующий шаг таков:

Чтобы не было оплошки,

Выберем сначала кошку.

(Выбирают кошку.)

Не забыли, ребятишки,

Что нам надо выбрать мышку?

(Выбирают мышку.)

Правила игры мы знаем:

Мышь от кошки убегает.

Кошке надо мышь догнать,

В лапках крепко удержать.

Мышка, быстро убегай!

Игры на телесный контакт

«Веселый паровозик»

Воспитатель предлагает детям покататься на паровозике. Для этого дети встают друг за другом. Каждый держит впереди стоящего за талию. Сам паровозик воспитатель, а дети вагончики. По сигналу воспитателя паровозик трогается в путь. При этом можно изображать, как стучат колеса паровозика («чух-чух»), а можно и читать стихи про паровозик.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

Проехав вместе с детьми немного, воспитатель объявляет, что паровозик доехал до леса, и предлагает детям выйти из паровозика и пройти в лес собирать грибы.

Через некоторое время воспитатель объявляет: «Скоро стемнеет. Давайте-ка сядем в паровозики поедим домой». При этих словах дети вновь выстраиваются и, изображая собой паровозик, «едут» домой: до своих стульчиков, на которые садятся отдохнуть.

«Ладонь в ладонь»

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Спасибо за внимание!