Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Лепка» во второй группе раннего развития. «Кто под дождиком промок Лепка тема кто под дождиком промок

Другие поводы


Тема: «Кто под дождиком промок»
Программные задачи: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождём животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путём вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).
Предварительная работа: Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В.Сутеева «Под грибком».
Оборудование: Глина, стеки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь: Дождливый разговор
Дождь стучит с утра в окошко:
- Не ходи гулять, Антошка!
Не дойдёшь и до калитки!
Промочу до самой нитки!
Я из туч! Могуч! Всесилен!
Я не просто дождик! Ливень!..
Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.
- Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шёрстка или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из целого куска глины, не деля его на части, а потом добавим мелкие детали - ушки, хвостики.
Представьте себе животное, которое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с замыслом.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами («Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)
А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнёздышко.
После занятия. Воспитатель предлагает детям спрятать промокших и озябших лесных зверушек под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь: Шорох осени
Шорохи в ворохе
Листьев опавших!
Шуршащие звуки
Листочков уставших!
Невнятный, чуть слышный,
Тревожный шумок...
Ещё шебаршанье –
И шорох умолк –
Ш-ш-ш-ш-ш...
Осень в резиновых ботинках
В светлых резиновых ботиках,
Под шелестящим зонтиком
Осень гуляет по лужам.
Осень чихает простужено.
Чаю ей выпить нужно –
Чаю с лимоном и мёдом…
Осень поищет брода
В самой глубокой луже
И завернёт к нам на ужин.
Выпьет горячего чаю,
С нами слегка поскучает
И снова подставит зонтик
Под шелестящий дождик.
(В. Шипунова)
285115071120

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Лепка» во второй группе раннего развития «Домик для Мишки»

Описание материала : Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Домик для Мишки». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект художественно-эстетического занятия, направленного на развитие художественно-эстетических способностей.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровой ситуации по художественно-эстетическому развитию «Лепка» во второй группе раннего развития «Домик для Мишки»

Интеграция образовательных областей : «Художественно–эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности : продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Педагогическая цель: Формировать умение скатывать кусочки пластилина ладошками на дощечке.
Задачи: Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию. Продолжать учить работать с пластилином. Развивать мелкую моторику рук.
Средства реализации : "осенние листочки", мягкая игрушка Мишка, зонтик, пластилин, доски, салфетки, музыка «Шум леса»Мотивационно – побудительный этап.
Звучит музыка «Шум леса»
Воспитатель: Ребята, какие звуки в песне вы слышите? Что шумит?
Дети: Птички поют, ветер дует.
Воспитатель : Правильно, это шум леса. Ребята, а вы хотите отправиться в осенний лес на интересную прогулку.
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда отправляемся. (Показывает на полянку усыпанную осенними листьями)
Организационно – поисковый этап.
Смотрите, как здесь красиво! Деревья растут, под ногами листья разноцветные лежат. Давайте пройдем по ним и послушаем, как они шуршат.
Мы листочками шуршим,
Ш-ш-ш,
Нагуляться мы хотим,
Ш-ш-ш,
Наступаем ножками,
Ш-ш-ш,
И шуршим немножко мы,
Ш-ш-ш.
Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А у нас зонтик есть! Давайте спрячемся под нашим зонтиком, чтобы не промокнуть! Ну-ка, послушайте, кто-то плачет? Давайте поищем кто это?
(Дети находят мокрого плюшевого медвежонка).
Воспитатель: Дети, да он весь промок! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой мокрый?
Дети: дождик намочил.
Воспитатель: Да, у нас есть зонтик, под которым мы можем спрятаться. А еще мы можем спрятаться от дождя дома или в детском саду. А у мишки нет ничего, ни зонтика, ни домика. И поэтому, когда идёт дождь, ему негде спрятаться. Жалко его! (Мишка чихает). Вот простыл, наверно. Давайте поможем ему, и построим домик. Вы хотите помочь Медвежонку?
Дети: Да. Хотим!
Воспитатель : Ну, тогда давайте пройдем в нашу мастерскую.
(У каждого ребёнка по несколько кусочков пластилина). Воспитатель согревает кусочки пластилина, показывает способ катания брёвнышек, поощряет детей, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: "Что лепим? Для кого?"). Когда все дети сделали брёвнышки, воспитатель вместе с детьми строит домик для Мишки, складывая бревнышки друг на друга.
Воспитатель: Смотрите, Мишка повеселел, улыбается. Вот какой красивый у нас получился дом. Осталось только крышу сделать (крышу воспитатель делает из картона).
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Дом»
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом - для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот - для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
(Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук).
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспитатель : Ребята вот мы с вами и помогли Мишке, построили такой красивый домик.

Мишка : Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу угостить вас медом. (Дарит бочонок меда)
Дети: Спасибо за мед!

Светлана Черная
Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности «Рисование и лепка»

Сентябрь

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование сюжетное «Веселое лето»

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавать движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 22

2-я неделя

Тема: «Веселые человечки» (малыши и малышки)

Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 18

3-я неделя

Рисование:

Тема: «Деревья в нашем парке» -учить выделять общие существенные признаки деревьев и различия; учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, осина,цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами; развивать связную речь, активизировать и пополнять словарный запас.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 34

4-я неделя

Тема: «Наш пруд» Закреплять название и строение птиц.

Развивать творческие способности и воображение. Развивать чувство формы и пропорций. Закрепить умение оттягивания от всего куска пластилина столько, сколько понадобится. Свободно применять знакомые приемы лепки (загибание, прищипывание, вытягивание, сглаживание пальцами)

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 36

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Октябрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: «По содержанию загадок и стихов. Загадки с грядки»

Передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы;самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка;уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 47

2-я неделя

Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья»

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой. Развивать чувство формы и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 48

3-я неделя

Рисование:

Тема: Осенние листья (Краски осени) Учить детей рисовать с натуры, передовая форму и окраску осенних листьев. познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передать окраску и «печатать» ими на бумаге. развивать чувство цвета, воображение, поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду

4-я неделя

Тема: «Кто под дождиком промок»

Формировать умение самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (Промокши под дождем животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы или процарапывания стекой).

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 54

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Ноябрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование декоративное по мотивам народной росписи «Золотая хохлома и золотой лес»

Продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек – самоделок. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 68

2-я неделя

Тема: «Экспериментирование с художественным материалами. Пернатые, мохнатые, колючие…»

Вызвать интерес к экспериментированию пластическими материалами художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инсценировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки, развивать воображение.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 72

3-я неделя

Рисование:

Тема: «Лисонька-кумушка и лисонька-голубушка»

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 76

4-я неделя

Тема: «Рельефная по содержанию небылицы «Ничего себе картина, ничего себе жара»

Создание фантазийных композиций по содержанию шутки- небылицы; развитие воображения и чувства юмора. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств (сочетание различных способов и приёмов работы, в зависимости от характера образов).

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 84

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Декабрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование с элементами аппликации «Белая Берёза под моим окном…» (Зимний пейзаж)

Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи заснеженной кроны. Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом). Воспитывать у детей любовь к природе, посредством восприятия поэзии, живописи и фотографии.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 94

2-я неделя

Тема: «Снежный кролик» из солёного теста.

Продолжать показывать детям как создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу, лепить последовательно начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, творческое воображение.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 90

3-я неделя

Рисование

Тема: «Волшебные снежинки» (краски зимы)

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёздочек для украшения интерьера группы.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 96

Лепка (тестопластика)

Тема: «Звонкие колокольчики»

Учить детей созданию объёмных полых (пустых внутри) поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу. Синхронизировать работу обеих рук.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 106

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Январь

НОД Программное содержание Литература

2-я неделя

Рисование

Тема: «Начинается январь, открываем календарь…»

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», «летние», «осенние» цвета и оттенки (голубой, розовый, оранжевый). Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать желание создать календарь своими руками

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 108

3-я неделя

Лепка коллективная

Тема: «Мы поедем, мы помчимся…» (упряжка оленей)

Учить создавать из отдельных фигурок красивую композицию. Расширять спектр спектр скульптурных приёмов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек коктейля). Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр110

4-я неделя

Рисование

Тема: «Весело качусь я под горочку в сугроб…»

Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами: выделения главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.) Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к искусству.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 118

4-я неделя

Лепка коллективная

Тема: «На арене цирка»

Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика, согнутого дугой

и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 120

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Февраль

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование сюжетное «Наша группа»

Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе (в детском саду). Учить рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавать движения, взаимодействия и отношения детей. Вовлекать детей в коллективное обсуждение общего замысла.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 128

2-я неделя

Тема: «Ходит дрёма возле дома»

Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетания разны е способы и приемы лепки. Пояснить связь между пластической формы и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 132

3-я неделя

Рисование по замыслу

Тема: «Фантастические цветы»

Учить раскрашиванию фантазийных цветов с оригинальными формами лепестков и соцветий. Закрепить знания основных и получения дополнительных цветов. Развивать творческое воображение, чувства цвета и композиции при создании фантастического образа. Воспитывать интерес к цветковым растениям и желание любоваться ими.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 134

4-я неделя

Тема: «Кружка для папы»

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками.

Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 142

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Март

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование по представлению

Тема: «Милой мамочки портрет»

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - портретом. Учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорции. Закреплять приемы рисования акварелью. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 144

2-я неделя

Лепка рельефная декоративная

Тема: «Солнышко покажись!»

Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки и др.). развивать чувство ритма и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 150

3-я неделя

Рисование декоративное

Тема: «Солнышко, нарядись»

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Умело пользоваться кистью.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 154

4-я неделя

Лепка декоративная

Тема: «Весенний ковер (плетение из жгутиков)»

Продолжать знакомить детей с видами народного декоративного – прикладного искусства. Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 168

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Апрель

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование экспериментирование

Тема: «Я рисую море…»

Вызвать интерес детей к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками: «рисование по-мокрому фону», «набрызг», «тампонирование» и др. Создать условия для детского экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Продолжать учить детей применять освоенные ранее умения в творческой изобразительной деятельности. Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, цвета и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 174

2-я неделя

Лепка рельефная

Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Познакомить с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой. Формировать опыт деятельности передачи выразительных образов. Формировать опыт деятельности дополнения образов, самостоятельно придуманными деталями. Закрепить знание жанров живописи. Побуждать к творческой активности, самостоятельности и инициативности И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 178

3-я неделя

Рисование коллективное по замыслу

Тема: «Морская азбука»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Познакомить с понятием «азбука», «алфавит».Воспитывать эстетическое отношение к природе.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 180

4-я неделя

Тема: «Плавают по морю киты и кашалоты»

Продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула, прикреплять к фону (основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище конусом + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 182

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование-экспериментирование

Тема: «Зелёный май»

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 198

2-я неделя

Лепка с натуры

Тема: «Чудесные раковины»

Познакомить детей с названиями раковин и их обитателями. Совершенствовать умение расплющивать (шар, конус). Видоизменять их для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать (делать насечки, дополнять полосками, точками.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр194

3-я неделя

Рисование-фантазирование

Тема: «Чем пахнет лето?»

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств; Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах); Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов; Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 206

4-я неделя

Лепка сюжетная

Тема: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Учить лепить по выбору луговые растения:(Ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы). Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Интеграция разных видов деятельности: Познание, коммуникация, художественное творчество. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий. Подготовка композиционной основы. Беседа о луговых цветах; беседа о том, что делают на лугу взрослые.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 202

Введение

1. Теоретические основы проблемы изобразительной деятельности

1.1. Значение изобразительной деятельности

в художественном развитии детей младшего возраста

1.2. Виды детской изобразительной деятельности и их взаимосвязь

1.3. Особенности художественного развития детей младшего возраста

2. Педагогические условия взаимосвязи видов изобразительной деятельности в художественном развитии детей младшего возраста

2.1. Изучение особенностей художественного развития

детей младшего возраста

по изобразительной деятельности

2.3. Результаты опытно-практической работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Выдержка из текста

Все чаще в педагогической литературе все определеннее звучит мнение о важности руководства изобразительной деятельностью, поэтому в практикуработы детских садов введено обучение изобразительной деятельности дошкольников. Огромная заслуга в этом принадлежит А.П. Усовой, обосновавшей ведущую роль взрослого в процессе обучения. Под ее руководством была разработана теория и практика обучения. Воспитатели детских садов получили средства и методы обучения детей дошкольного возраста .

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения посредством продуктивных видов деятельности как будет эффективным при соблюдении следующих условий:

Практическая значимость работы заключается: в развитии способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними; в развитии умения детей создавать художественные образы; в развитии глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умении владеть инструментами и материалами; в развитии умения работать с различными материалами, в различных художественных техниках, что расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образного мышления, творческих способностей.

Методологическую основу работы составили научные исследования выдающихся зарубежных и отечественных ученых в области дошкольной педагогики и психологии (Л.А. Венгером, О. Декорли, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель и другие, которые изложили научно-обоснованные подходы к вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста; роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка. Роль пальчиковой гимнастики в сенсорном развитии детей дошкольного возраста рассматривали такие ученые как Белая А.Е., Борисенко М.Г., Крупенчук О.И., Мирясова В.И., Овчинникова Т.С., Степанкова 3.И.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обу-чения детей.

Музыкальное искусство является важнейшей частью художественной формы современной культуры. В результате разработки вопросов психологии музыкального восприятия у детей стало очевидным, что через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. дети до 7 лет проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Систематизирован теоретический и практический материал по влиянию изобразительной деятельности на художественно-эстетическое развитие ребёнка дошкольного возраста. Разработаны методические рекомендации для родителей, воспитателей и студентов, которые помогут эффективно решать задачи развития детского изобразительного творчества. Также данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке консультаций, в обучении студентов, при написании курсовых работ, рефератов, при подготовке методических пособий.

художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей проанализировали педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме обучения дошкольников лепке;

  • рассмотрели содержание понятий «выразительность» и «творчество»;
  • выделили особенности детского творчества;
  • раскрыли содержание методики обучения детей лепке;
  • провели практическое исследование по определению уровня развития выразительности у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработали занятия для педагогов дошкольных учреждений, направленных на развитие умений лепки.

3. Определить необходимые условия для развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность с учетом Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и ФГОС (2013).

Список литературы

1.Белозерцева Е. Акварельные цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

2.Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 24 с.

3.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 344 с.

4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: В 2-х ч. — М.: Скрипторий 2003, 2007.

5.Денисова Д. Умная вырезалочка. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 16 с.

6.Дорожкин Ю. Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 24 с.

7.Дорожкин Ю. Графические орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

8.Дорожкин Ю. Жостовский букет. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 24 с.

9.Дорожкин Ю. Лубочные картинки. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

10.Дорожкин Ю. Мезенская роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

11.Дорожкин Ю. Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 16 с.

12.Дорожкин Ю. Разноцветные узоры. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 16 с.

13.Дорожкин Ю. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь. — М.6 Мозаика-Синтез, 2009. — 16 с.

14.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. — М.: Просвещение; Росмэн, 2008. — 192 с.

15.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 3 — 4 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 208 с.

16.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 5 — 6 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.

17.Дорофеев Ю. Вырезалки из бумаги. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

18.Дорофеева А. Рисуем пальчиками. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

19.Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Козаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.

20.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2 — 3 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.

21.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 — 4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 48 с.

22.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5 — 6 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 104 с.

23.Колдина Д., Янушко Е. Весёлое рисование. — Мозаика-Синтез, 2009. — 12 с.

24.Короткова Е. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. — М.: АСТ, 2009. — 128 с.

25.Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2007.

26.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Развитие творческих способностей: Конспект занятий. — М.: Экзамен, 2010.

27.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Развитие творческих способностей: Рабочая тетрадь. — М.: Экзамен, 2010.

28.Лобанова В. Лепим народную игрушку. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 2010. — 20 с.

29.Лыкова И.А. Аппликация. Насекомые. — М.: Карапуз, 2010. — 16 с.

30.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. — М.: Карапуз, 2009. — 208 с.

31.Лыкова И.А. Коллаж. Свобода творчества. — М.: Карапуз, 2009.

32.Лыкова И.А. Натюрморты: Рисование красками. — М.: Карапуз, 2008. — 16 с.

33.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 — 7 лет «Цветные ладошки». — М.: Карапуз, 2009. — 144 с.

34.Лыкова И.А. Рисование красками. Любимые цветы. — М.: Карапуз, 2009. — 16 с.

35.Лыкова И.А. Рисование красками. Наши птицы. — М.: Карапуз, 2009. — 16 с.

36.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. — М.: Академия Развития; Академия Холдинг, 2007. — 144 с.

37.Молчатская В.Ф., Козлова О.С., Никитина Т.О. Изобразительная деятельность в системе оздоровительной работы с дошкольниками. — Самара: Изд-во СФ МГПУ, 2006. — 92 с.

38.Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. — М.: Академия Развития, 2009. — 96 с.

39.Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду. — М.: Академия Развития, 2009. — 96 с.

40.Носова Т. Игрушки к Новому году. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 24 с.

41.Носова Т. Каргопольская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

42.Носова Т. Корзинка с цветами и другие поделки из бумаги. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 24 с.

43.Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

44.Орлова Л. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 16 с.

45.Сахарова О.М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. — М.: Литера, 2010. — 32 с.

46.Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009. — 270 с.

47.Якобсон С.Г., Топоркова Л.А., Соловьёва Е.В. Воспитание, образование и развитие детей 4 — 5 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.

48.Янушко Е. Волшебные краски. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 12 с.

49.Янушко Е. Пластилиновый снежок. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 12 с.

50.Янушко Е. Учимся рисовать. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 12 с.

список литературы

Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию вырази­тельных образов (промокшие под дождем животные).

Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор при­емы декорирования лепного образа (рельефные дополнения, прореза-ние или процарапывание стекой).

Предварительная работа. Беседа о дожде и дождливой погоде на предыдущем занятии по ознакомлению с окружающим миром; рассма­тривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зай­ка», В. Сутеева «Под грибком».

Глина, стеки, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождем неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шерстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т. е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съежившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжа­лись в комочек, растопырили перышки.

Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дож­
диком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шерстка
или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из
Целого куска глины, не деля его на части, а потом добавив мелкие дета­
ли - ушки, хвостики.


Представьте себе животное, кото­рое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель под­ходит к детям и помогает определить­ся с замыслами.) Дети отбирают нуж­ное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводя­щими вопросами. («Какты покажешь, что шерстка у зайчонка намокла от дождя? Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)

А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным - спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кус­тик, норку или гнездышко.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Сказка М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Задачи. Расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские. Учить детей осмысливать содержа­ние сказки, характеры персонажей.

Инициировать творческую активность детей при передаче сказоч­ных образов в двигательных этюдах. Развивать воображение: умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки.

Предварительная работа. Первая часть сказки читается детям накануне. До слов: «Вечером вся компания остановилась в болоте, с зарею утки с лягушкой снова пустились в путь...»

Говорит детям, что, кроме народных сказок, есть и такие, которые придумывают писатели, авторы. И называются они - авторские сказки. Говорит, что авторские сказки очень похожи на народные: имеют сказочные зачины и окончания, часто - трехкратные повто­рения событий, в них животные действуют, как люди, могут оживать


деревья, цветы, камни. Это и не удивительно, ведь часто писатели-сказочники дописывали народную сказку, используя яркие описа­ния, сравнения. И от этого сказка становилась еще интереснее и красивее.

Предлагает послушать окончания сказки.

Почему лягушка захотела полететь вместе с утками?

Как утки отнеслись к ее желанию?

Какой способ путешествия придумала лягушка?

Как чувствовала себя лягушка в полете?

Смогла ли лягушка попасть на юг? Почему?

Чем заканчивается сказка?

Этюды на передачу образов: воспитатель предлагает детям «превра­титься» в лягушек и показать жестами и мимикой, как лягушка сидела на болоте, как радовалась моросящему дождику и квакала от удоволь­ствия.

А затем показать, как прохожие удивлялись, увидев летящую лягушку. А потом, как лягушка-путешественница хвасталась другим местным лягушкам о своем путешествии, и другие понравившиеся эпизоды.

Педагог предлагает детям пофантазировать:

А как еще лягушка могла бы полететь на юг? (На воздушном шарике, прицепившись за хвост птицы, на облаке и пр.)

Что могла увидеть лягушка внизу, на земле, когда она летела вме­сте с утками?

Как по-другому могла бы закончиться эта история?

Обобщение воспитателя:

Как называется сказка, которую мы сегодня читали?

Была ли эта сказка народной? Почему? Кто ее автор? (В случае затруднения воспитатель называет автора сам.)

РИСОВАНИЕ

«Чудесные превращения кляксы» («кляксография»)

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и быто­выми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необыч­ных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи.


Материалы, инструменты, оборудование. Краски - акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, кисточ­ки-флейцы, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса? Уточняет пред­ставление о том, что это пятно неопределенной формы, которое полу­чается, если нечаянно разлить цветную жидкость - краску или тушь. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.

Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи. Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу? Воспитатель обобщает ответы детей и показывает несколько способов:

Ставит отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги;

Штампует срезом свеклы, которая оставляет следы своего сока;

Рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой-флейца, зубной щеткой;

Наносит на лист бумаги немного цветной жидкости (туши) и раз­дувает ее из трубочки или соломинки в разные стороны.

Затем предлагает детям самим изобразить разные кляксы - на отдельных листочках разными способами. Дети свободно эксперимен­тируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе - неопределен­ность, неожиданность, необычность формы.

После того как дети освоят несколько способов и создадут по три-пять клякс, воспитатель предлагает «оживить» кляксы - пре­вратить их в живые существа или предметы. Советует внимательно рассмотреть кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на нее посмотреть

так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать клювик и лапки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного зайчон­ка - сидит под кустиком, дрожит, вот только еще одно ухо нарисую. А в кого превратятся ваши кляк­сы? Воспитатель тихо, на ушко спрашивает у каждого ребенка о его замыслах и ассоциациях, нереши­тельным детям помогает советами или косвенными вопросами.

В конце занятия устраивается общая выставка «живых» клякс.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие № 8

Задачи. Учить детей видеть равное количество в группах разных предметов, обозначая это количество цифрой.

Развивать у детей внимание и координацию движений под счет.

Учить детей выстраивать ряд из пяти предметов, различающихся по ширине на 2,5 см; учить детей ориентироваться во времени.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:

Различные игрушки и объемный счетный материал.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 в трех экземплярах.

Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, белая или черная) длиной примерно 30 см, ширина самой широкой 13 см, каждая последующая уже предыдущей на 2,5 см.

Раздаточный материал:

Наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка (каждая цифра разме­ром примерно 4-6 см).

Пять полосок бумаги неповторяющихся цветов, одинаковые по длине и разные по ширине, разница по ширине - 1,5 см. Желательно наличие нескольких комплектов полосок различных по сочетанию цветов (например, в одном комплекте самая широкая - красная, в другом - зеленая и т. п.).

Счетная карточка из плотной бумаги (размером примерно 30x20 см - стандартный альбомный лист).

Карандаши.

Содержание занятия. У воспитателя на столе стоят или лежат три группы предметов, например: три мяча, три кораблика, три матреш­ки. Воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие это предметы, сколько групп и по сколько предметов в каждой группе. Дети считают: «Всего три группы». Воспитатель: «Какие? Что в них?» Дети посчитали вслух и сказали: «Три мяча, три кораблика, три мат­решки». У детей на столах лежат наборы цифр от 1 до 5. Воспитатель просит детей поднять и показать цифру, соответствующую количест­ву игрушек в каждой группе. Большинство детей покажет цифру 3. Воспитатель предлагает детям посмотреть на цифры друг у друга, све­рить со своей. После этого воспитатель вместе с кем-то из детей ста­вит к каждой группе на столе карточку с цифрой 3, вновь называя: «Три мяча» - ставит цифру 3; «Три кораблика», - ставит цифру 3 и т. д. Затем предлагает детям сравнить свои ответы с цифрами стоя­щими на столе, исправить свои ошибки, найдя соответствующую цифру 3 в своем наборе.


Далее воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам убирает игруш­ки со стола и ставит на стол заранее приготовленный поднос с тремя группами других игрушек по две игрушки в каждой. Просит детей открыть глаза и процедура повторяется.

Воспитатель вновь просит детей закрыть глаза. А на столе на значи­тельном расстоянии друг от друга ставит разные предметы «группами» по одному: например, один гриб, один самолет, одного медведя. Дети открыли глаза. Воспитатель с улыбкой спрашивает: «Сколько здесь групп?» - при этом обводит каждый предмет круговым жестом, говоря при этом: «Группа. Группа. Группа». Далее повторяется процедура, ана­логичная прежним.

Игра «Руки-ноги»

Воспитатель предлагает детям придумать новые правила для игры: например, один хлопок - теперь сигнал для ног, а два хлоп­ка - для рук. Напоминает: кто ошибся садится на ковер или на пол рядом со стульчиком. Игра повторяется несколько раз. (См. занятия № 2 и 5.)


Воспитатель проводит горизонтальную линию на доске (помещает линию на фланелеграф). Слева от линии ставит «точку отсчета». Длина полосок одинаковая, разница только в ширине. Ряды выстраиваются в обоих направлениях: от самого широкого к самому узкому и наобо­рот, от самого узкого к самому широкому.

Воспитатель договаривается с детьми с какой полоски - самой широкой или самой узкой начнем строить ряд. Например, с самой широкой. Приглашает к столу двоих детей, чтобы найти самую широ­кую полоску и поставить на линию. В случае затруднения незаметно подсказывает. Аналогично другими парами детей, вышедшими к столу, определяются ширина последующих полосок и выстраивается ряд до самой узкой. «Посмотрите, какой у нас получился ровный разноцвет­ный заборчик». Дети анализируют ряд, выясняя отношения между полосками: например, «самая широкая красная, синяя уже красной, но шире желтой; желтая уже синей, но шире зеленой; зеленая уже жел­той, но шире белой. Белая - самая узкая. Белая - уже всех».

Затем ряд выстраивается в обратном порядке - от самой узкой к самой широкой.

На столах у детей лежат кар­точки из плотной бумаги с двумя проведенными линиями, рас­стояние между линиями пять-шесть сантиметров (размер кар­точки - стандартный альбом­ный лист).

На столах у них также по пять разноцветных полосок одинако­вой длины, но с разницей по


ширине между полосками 1,5 см. Воспитатель предлагает детям слева от нижней линии нарисовать «точку отсчета» и выложить на их счет­ных карточках ряд из полосок - от самой широкой до самой узкой. Дети выполняют. Воспитатель задает вопросы про «отношение» поло­сок по ширине и про их «соседей». Затем предлагает детям выложить ряд из полосок: от самой узкой до самой широкой. И также задает детям аналогичные вопросы, привлекая к ответам всех детей группы. Ребенок: «У меня самая узкая - синяя полоска. Рядом с ней желтая. Она шире синей, но уже зеленой». Воспитатель: «У кого так же? Встаньте!» Дети с таким же вариантом встают, соседи оценивают соот­ветствие названного и выложенного.

В непринужденной беседе дети вспоминают вместе с воспитателем, что было вчера, а что происходит сейчас, а что может произойти завтра.

Впервые воспитатель, услышав о произошедшем вчера событии, просит детей уточнить, в какую часть суток это случилось: «Это было днем, утром, вечером?»

АППЛИКАЦИЯ

«Цветные зонтики»

Задачи. Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную тех­нику: закрепить умение закруглять уголки для получения купола зон­тика, показать варианты оформления края (зубчики, маковки), позна­комить с новым приемом оформления аппликации - раздвижение.

Предварительная работа. Рассматривание зонтиков на прогулке во время дождя. Дидактическая игра на развитие цветового восприятия. Беседа о дождливой погоде и зонтиках на предыдущем занятии по познанию окружающего мира). Рисование осеннего неба (пасмурного, серого, грустного) по стихотворению Н. Некрасова (отрывок):

Осень невидимкой На землю сошла. Сизо-серой дымкой Небо облекла...

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки, коробочки для обрезков.

Рисунки осеннего неба, выполненные детьми в самостоятельной художественной деятельности, - для фона аппликаций. Если не удает­ся выполнить рисунки, в качестве фона можно использовать листы цветной бумаги.


Воспитатель читает детям стихотворение Ю. Кушака «Новый зон­тик»:

Снаружи - слякоть, мокрота.

На лужах пузыри...

Зато какая красота

Под колокольчиком зонта

У дождика внутри!

Воспитатель предлагает детям сделать свои зонтики и спрятаться от дождика.

Красивые, нарядные зонтики мы сейчас вырежем из цветной бумаги, чтобы спрятаться от осеннего холодного дождя.

Воспитатель выставляет на мольберте или на фланелеграфе вариан­ты зонтиков, выполненные аппликативной техникой (см. схемы).

Зонтики такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему. Давайте вместе подумаем, как мы будем вырезать зонтик? Ели дети затрудняются, воспитатель под­сказывает, что таким способом они уже вырезали автобусы, троллей­бусы, трамваи для картины «Город» и качели-карусели для картины «Детская площадка». Дети вспоминают, воспитатель уточняет и пояс­няет, используя частичный показ: «Складываем прямоугольник попо­лам и от верхней точки сгиба ведем ножницами дугу к нижнему угол­ку, раскрываем и видим купол зонтика. Теперь подумаем, как этот зонтик можно оформить». Дети высказывают свои предположения. Воспитатель поощряет, отмечает интересные и оригинальные спосо­бы. Предлагает познакомиться с новыми способами. «Один способ нужен нам для оформления края зонтика, чтобы он стал как настоя­щий. Вот здесь вырезаем «зубчики» (движение ножницами «зигзаг» - см. рис.) или «маковки» (движение ножницами «волна» - см. рис.). Другой способ нам понадобится для оформления купола зонтика. Смотрите: я беру красный зонтик и перерезаю его на части," а потом эти части наклеиваю на бумагу другого цвета - например, желтого




(или зеленого, голубого), но не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии, чтобы были видны полоски другого цвета, и еще раз вырезаю зонтик так, чтобы вокруг красного зонтика получился жел­тый (зеленый, голубой) ободок. Правда, красиво? Посмотрите, как можно делить зонтик на части - вдоль или поперек, а линии разреза могут быть прямые, волнистые или зубчиками». Воспитатель выстав­ляет схемы оформления зонтиков. Предлагает детям выбрать матери­ал и приступать к работе.

В конце занятия воспитатель напоминает детям, что наклеивать зонтики нужно на осеннюю картину или на лист цветной бумаги, кра­сиво подобранный по цвету. И не забыть про ручку, за которую зонтик держат.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Как от холода спастись»

Задачи. Знакомить детей со свойствами разных материалов, учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами.

Предварительная работа. Подготовка к проведению исследования «Сохранение температуры». За полтора-два часа до занятия на глазах у детей бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом паке­тике нужно завернуть в одинаковое количество слоев бумаги, поло­жить под одеяло или подушки. Такую же бутылку с водой и кусочек льда надо оставить на столе в группе. (Для получения льда за несколько дней можно заморозить воду в морозильной камере.)

Материал. Кусочки меха, пуха, синтепона, картинки с изображени­ями одежды.

Воспитатель читает детям стихотворение П. Бондарчука «В гости», обсуждает, как нужно одеваться, чтобы не замерзнуть, какая одежда лучше защитит нас от холода. Воспитатель вспоминает вместе с деть­ми, что нужно сделать, чтобы сохранить теплыми в кастрюле кашу или вареную картошку (завернуть кастрюлю в бумагу, а затем в плат­ки и одеяла), и чтобы не поморозить зимой на улице купленные цве­ты (упаковать, завернув в несколько слоев бумаги). Вместе с детьми воспитатель изучает результаты опыта, который они начали прово­дить полтора-два часа назад (бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом пакетике заворачивали в одинаковое количество слоев бумаги, одеяло или подушки). Дети исследуют, осталась ли


Вода теплой, а лед - холодным. Сравнивают с водой в бутылке и кусочком льда, которые оставили на столе в группе: вода, которую оставили на столе, остыла, а лед - растаял. Воспитатель подчерки­вает, что несколько слоев бумаги или ткани содержат в себе больше воздуха, который помогает сохранить температуру того, что заверну­то в них.

Затем воспитатель предлагает детям придумать, как донести до дому купленное в жару мороженое, чтобы оно не успело растаять (например, завернуть в меховую шапку, в несколько слоев бумаги или пакетов).

Спрашивает у детей, что они думают, можно ли в жаркую погоду надевать теплую одежду, чтобы было прохладнее. Рассматривает с детьми картинки, на которых изображена одежда людей, живущих в очень жарком и сухом климате, рассказывает детям, что на юге, в тех местах, где летом бывает очень жарко и сухо, люди носят теп­лые ватные халаты, чтобы защитить себя от жары. Ватный халат помогает в холодную погоду сохранить тепло, а в жару не дает пере­греться.

Воспитатель рассматривает с детьми кусочки меха, пуха и синтепо­на, обсуждает с ними, почему меховая шкура лучше греет, почему одежда из пуха - одна из самых теплых.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на севере, где очень холодная зима, люди носят теплую одежду. Ее делают из меха и шкур животных. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, на кото­рых изображена одежда людей, живущих на севере, сравнивают с тем, как одеваются они в холодную погоду, находят сходства и отличия. Говорит, что ворсинка меха северного оленя похожа на трубочку: так в шкуре оказывается больше воздуха, и поэтому она легкая и теплая.

Воспитатель читает рассказ Э. Шим «Кто как одет». Рассматривает с детьми огурец, лук и капусту. Обсуждает с детьми, почему капусту позже всех убирают, почему много «одежек» греет лучше.

На занятии и затем в течение недели воспитатель обсуждает с деть­ми, как нужно одеваться для прогулки.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ОДЕЖДЫ ДЛЯ УЛИЦЫ

1. Прежде чем выйти гулять, посмотри в окно: какая там погода. Одевайся по погоде.

2. Если занимаешься на улице спортом, надень кроссовки, трени­ровочные штаны, легкую куртку.

3. Если идешь работать в огороде, надень старую одежду, которую не жалко запачкать или порвать, а на руки - перчатки.

4. Если на улице очень жарко, светит солнце, надень легкую одежду и не забудь панаму или кепку от солнца, они защитят голову от пере­гревания.

5. Если идешь гулять зимой, надень одежду в несколько слоев: она лучше сохраняет тепло.


После занятия. Это содержание актуализируется затем на занятии по ознакомлению с природой «Как звери готовятся к зиме».