С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании () с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС .
В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников
Лего-технология - пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
Младший дошкольный возраст (2–4 года):
С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей
Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей
Старшая и подготовительная группы:
В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей
Базовые идеи Лего-технологии:
Особенности практического использования с учётом возраста детей:
Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль
Формы реализации Лего-методики в детском саду:
Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:
Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх
Работу по схемам можно предложить дошкольникам в игровой форме
Способы обучения дошкольников конструированию:
Схема столбика и заборчика Варианты схем конструирования фигурок Схемы столбиков Инструкция конструирования Лего-цветка Модели Лего-животных Модели корабликов Модели человечков Модели служебного транспорта Инструкция по сборке транспортёра Пример нарисованной схемы Модели Лего-конструкций Инструкция конструирования вертолёта Простейшие схемы Лего-поделок
Конкурсное занятие - это соревнование, которое проводится в игровой форме
Тема занятия | Вид занятия | Программные задачи |
«Детский сад детям рад» | Занятие по замыслу в средней группе |
|
«Мои любимые игрушки» |
|
|
«Осенний лес» | Ознакомительное занятие в младшей группе |
|
«Фрукты» |
|
|
«Грузовой фургон» |
|
|
«Строим дом» | Ознакомительное занятие в старшей группе |
|
«Цветущие растения» | Комплексное занятие в средней группе |
|
«Кормушка для птиц» | Занятие по схеме в средней группе |
|
«Лесные обитатели» | Комплексное занятие в подготовительной группе |
|
«Жил на свете один человечек» | Тематическое занятие в средней группе | Это уникальный список
|
«Лего-спорт» | Проект в старшей и подготовительной группах |
|
«Моя улица» | Проект в средней группе |
|
«Я всегда буду внимательным» | Комплексное занятие в средней группе |
|
«Транспорт» | Тематическое занятие в старшей группе |
|
«Подъёмный мост» | Тематическое занятие в средней группе |
|
«Космический корабль» | Занятие по схеме в подготовительной группе |
|
«Дом для собачки» | Ознакомительное занятие в средней группе |
|
«Домашние животные» |
|
|
«Новогодняя открытка» | Тематическое занятие в подготовительной группе |
|
«Животные на ферме» | Комплексное занятие в средней группе |
|
«Космос» | Комплексное занятие в старшей группе |
|
«Солнечный город» | Комплексное занятие в старшей группе |
|
«Военная техника» | Комплексное занятие по схеме в подготовительной группе |
|
Квест «Вместе с папой» | Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги |
|
«Любимые сказочные персонажи» | Комплексное занятие в средней группе |
|
Проект «Цветик - семицветик» | Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители |
|
«Мы приглашаем вас в музей» | Итоговое занятие в форме выставки работ для родителей и педагогов |
|
Поделки по теме «Морское путешествие» Поделки по теме «Путешествие в Африку» Цветок в технике мозаики Вертолёт в технике мозаики Крокодил в технике мозаики Коллективный проект «Город будущего» Выставка творческих работ Коллективный проект «Волшебная сказка» Коллективный проект «Гуси-лебеди» Коллективный проект «Детская площадка» Коллективный проект «Детский сад будущего» Декорации к ролевой игре «Колобок» Коллективный проект «Летние олимпийские игры»
Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:
Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески
Тема занятия | Описание мотивирующей части |
«Путешествие в Лего-страну» (проблемная ситуация) | Видеообращение жителей Лего-страны: «Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем Лего-человечкам». |
«Цирк» (проблемная ситуация) | Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали Лего-детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, воспитатель в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?» Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с Лего-деталями (дидактические игры). |
Дидактическая сказка на тему «Светофор» | Такое занятие поможет не только освоить азы конструирования, но и познакомиться с правилами поведения на дороге. Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» - машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный - можно смело переходить дорогу. |
«Строим ворота» (обсуждение вопросов в младшей группе) | Давайте посмотрим, какие строительные детали привезли наши грузовые машины. Что это? (кирпичики) Что можно построить с помощью кирпичиков? (ворота, ступеньки, домики) Какие у нас ворота? Они прочные, удобные и красивые? (показ картинки) Для чего нужны ворота? (чтобы машины могли въезжать и выезжать) Какие ворота нужно построить, чтобы смогли проехать большие машины? (широкие и высокие) А вы хотите построить ворота? Подумайте, для каких машин будут ваши ворота. |
«В гости к нам пришёл Незнайка» (момент неожиданности) | В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке. |
Увлекательные дидактические игры создадут благоприятный эмоциональный настрой
Название игры | Описание |
«Волшебный диктант» | Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху - внизу, справа - слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине. |
«Собери цепочку» | Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру. |
Игра закрепляет названия деталей, развивает внимание и память. | |
Составление разнообразных симметрических узоров. | |
«Таинственный гость» | Конструирование простой модели по словесной инструкции в форме диктанта. |
«Волшебная дорожка» | При строительстве дорожки нужно соблюдать правила, например, каждый игрок продолжает логическую цепочку, устанавливая кирпичик того же цвета или размера. |
«Собери детали» (подвижная игра) | Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь определённого цвета, например: два на два синего цвета и два на четыре красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую, побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием. |
«Лего-человечки» | Человечки в красных костюмах символизируют гласные звуки, а в синих - согласные. Меняя «человечков» местами, ребёнок получает новые звуковые комбинации и новые слоги. В дальнейшем на смену Лего-человечкам придут красные и синие кирпичики, с помощью которых можно составлять схемы слов и предложений. |
Ролевая игра «Космическое путешествие» | Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей. Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Конструкторы планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из пластин, топливные отделы из кирпичиков, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе. Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за бесперебойную связь. |
«Равновесие» (подвижная игра) | Ребёнок кладёт кирпичик Лего на голову, остальные дети дают ему задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь, значит, он одержал победу и удостаивается приза. |
«Допрыгай до игрушки» | Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты, башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок, который первым достиг цели. |
«Продолжи рассказ» | Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы. |
«Комната для игрушки» | Дети выбирают карточки со схемами конструирования мебели, обсуждают с воспитателем каждый вариант и назначение предмета мебели, последовательность действий. |
«Кто что умеет делать» | Дети рассматривают фигурку животного из набора и называют его действия, например, мышка - бегает, прыгает, грызёт; котёнок - мурлычет, кувыркается, пьёт молоко, царапается, забавляется клубком; щенок - лает, играет, виляет хвостом, бегает и т. д. |
«Найди игрушку» | Педагог раскладывает заранее подготовленный поделки, затем просит детей ответить на вопросы и найти сконструированную игрушку, например, какая игрушка слева? А что ниже? А что правее? |
«Один-много» | Целью игры является закрепление навыков образования форм родительного падежа множественного числа имён существительных. Педагог раскладывает на столе простые постройки, выполненные детьми (домиков, цветов, машинок и т. д.), и выстраивает беседу по данной теме. |
Педагог раскладывает на двух пластинах небольшие конструкции (рыбки, цыплята, кубики и т. д.) и просит детей поставить на пластины нужное количество фигурок. | |
«Теремок» (режиссёрская игра) | Педагог предлагает детям сконструировать фигурки героев сказочной истории и обыграть сказку. Дети во время выполнения задания характеризуют героя, продумывают и создают образ, проговаривают слова от его имени, воспитатель направляет работу детей, при необходимости задаёт наводящие вопросы. |
«Двор» (к сказке К. Чуковского «Цыплёнок») | Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и придумывают свой сказочный сюжет. |
Игра «Нарисуй деталь» развивает сенсорику и логическое мышление Игра «Волшебные узоры» направлена на составление разнообразных симметрических узоров Конструирование по схеме развивает цветовосприятие и пространственное мышление Игра «Разноцветные столбики» закрепляет знание цветов Складывание цифр развивает пространственное мышление и навыки счёта При строительстве дорожек нужно соблюдать условия на карточке При заполнении квадратиков нужно соблюдать правила Конструирование по условиям, изображённым на таблице, развивает логическое мышление Решение математических примеров закрепляет навыки счёта «Логическая цепочка» развивает мышление «Собери по рисунку» учит мыслить пространственно «Собери числовую горку» развивает навыки счёта
Автор | Р.Р. Боданова |
Цель | Создать детский парк, используя конструктор LEGO-DUPLO. |
Задачи |
|
Подготовительный этап | Предварительная работа (мотивация к сбору информации). На прошлой неделе мы вспоминали о том, как провели лето. Многие ребята побывали в разных детских парках развлечений. Поделитесь впечатлениями. - В каждом городе есть парки. Там гуляют люди, растут деревья, цветы, находятся фонтаны. Летом вместе с семьёй я была в Луна-парке. Это детский парк развлечений. Там были американские горки, детская железная дорога, колесо обозрения, аттракционы. В кафе, на территории парка, мы ели мороженое и пили колу. Кто-то из вас был ещё в детском парке? - Я была в детском парке «Сказочный остров». Там тоже было колесо обозрения, карусели различные, можно покататься на японском велосипеде, на квадроциклах, самокате. Ещё там был пруд, в котором плавали лебеди. Мы их кормили. В кафе мы тоже ели мороженое. Воспитатель - Детские парки посещают все дети с большим удовольствием и эта тема нам очень интересна. Каждый парк города имеет своё название, свою историю создания, например: одним из «родоначальников» идеи создания парка «Страна Чудес» г. Москвы является ландшафтный архитектор В.И. Иванов (Объясняет значение слова ландшафт). А что такое парк? Почему детские парки называют детскими? (задание на дом). |
Организационная часть | Правила работы 1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга; 2.Вносить изменения в постройки по договору с архитектором. Воспитатель - При создании модели супер-маркета из конструктора LEGO, мы познакомились с такими профессиями, как архитектор, инженер. Для того чтобы начать строительство, необходимо, как и прежде, распределить роли в нашем проекте. Решили выбрать главного архитектора, а затем инженеров, ответственных за каждый объект парка. Главный архитектор - Давайте обсудим, что будет в нашем парке. Я предлагаю создать в Детском парке площадку с каруселями, качелями. Виталий: Надо сделать американские горки. Светлана: Пусть в нашем парке будет зоопарк. Это так интересно! Виктор: Ещё давайте сделаем пруд. Я видел, как это красиво. В нём будут лебеди и мостик. Алена: Надо сделать кафе «Мороженое» и магазинчики игрушек. Степан: Автопарк тоже надо создать. Людмила: И украсить наш парк цветами, клумбами, красивыми деревьями. Иванна: Давайте сделаем сцену со скамейками. Главный архитектор - Подведём итоги: площадка с каруселями и качелями; песочница с горками зоопарк; пруд кафе «Мороженое»; автопарк; магазин игрушек, озеленяем, ставим скамейки. Главный архитектор - Прежде чем приступить к строительству парка, нужен план-схема. Пусть вся территория парка - это вот этот лист бумаги (ватман, А1). Давайте договоримся, каким цветом обозначим наши постройки. Обговаривают, какая постройка - какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Розовый - качели; жёлтый - горка; синий - аттракционы; голубой - мостик над прудом; серый - клетки зоопарка; красный - кафе; бежевый - скамейки; коричневый - магазинчики игрушек. Получился макет Детского парка. Главный архитектор - Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, цветы. За озеленение нашего парка ответственен ландшафтный дизайнер. Дети обсуждают. - Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный архитектор сравнивает с планом, утверждает. Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Архитектор следит за выполнением правил. |
Основная часть | Самостоятельная работа детей. |
Итоговая часть | Главный архитектор - Все ребята закончили строительство и расставили согласно плану. К работе приступают ландшафтные архитекторы. Представляем проект жюри. Могут распределить части выступления между инженерами, может все главный архитектор представлять. - Для того чтобы ответить на вопрос, что такое парк, мы с родителями посмотрели детскую энциклопедию, книгу «Почемучки», в группе посмотрели фильмы об автопарке, технопарке, о парке Диснейленд. Мы узнали, что парки бывают разными, но важно для кого они. Если для машин - это автопарк, если машины приезжают на некоторое время - это парковка; могут быть технопарки, и это значит, что парке находится различная техника. Детский парк называется детским потому, что здесь много развлечений для детей. В таких парках обязательно есть карусели, автопарки, колесо обозрения, т. е. аттракционы. Представляем вашему вниманию проект детского парка нашей группы. В парке есть магазинчики игрушек, кафе, карусели, пруд с мостиком, автопарк. Кто хочет, может пойти полюбоваться на лебедей в парке, кто-то покачается на качелях. Таким образом, мы ответили на главный вопрос: детский парк называется детским, потому что во всех парках есть развлечения для детей, туда приходят дети повеселиться. Там можно прыгать, бегать, стрелять, кататься, есть мороженое. Свой парк мы тоже построили для детей. В нём находятся следующие объекты (перечисляют). Таким образом, мы считаем, что цель достигнута. При строительстве парка все предложения могут быть учтены. Спасибо за внимание! Жюри задают не более двух уточняющих вопросов. В состав жюри входят воспитанники подготовительной группы №2. Председатель жюри - воспитатель. |
Лего - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.
Поделитесь с друзьями!Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.
Тема: « Знакомство со звуком и буквой К-К с использованием ЛЕГО – элементов»
Цель . Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове.
Материал и оборудование . LEGO-конструктор, Карточки со словами «кот», «кит», буквами К-К(синий и зеленый цвет), гласные буквы, умные кубики.
Литература: Т.В Лусс . «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с конструктором ЛЕГО» Пособие для педагогов-дефектологов. Москва «Владос»2003
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент.
Ребята, вчера, когда все уже ушли, я услышала шум в коробке. Когда я ее открыла, знаете, что я там увидела? Кирпичики ЛЕГО соединились и получился ЛЕГО-человечек. Это наш с вами ЛЕГО-друг. Он сегодня пришел к вам посмотреть, с какой буквой и с каким звуком вы познакомитесь и поиграть с вами в составление слогов и слов на этот звук. Покажем ему, как мы умеем играть.
2. Знакомства со звуком К.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком К. Послушайте стишок про этот звук.
Одною лапкой машет,
Другою лапкой пляшет,
И при этом буква К,
Так похожа на жука.
Логопед просит несколько человек повторить стихотворение.
Давайте произнесем этот звук. Как вы думаете, это согласный или гласный звук? Как вы догадались, что это согласный?
Есть преграда воздушной струе.
Мы уже знаем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Какой звук обозначает синий человечек из конструктора ЛЕГО? (согласный твердый)
Какой звук обозначает зеленый человечек? (согласный мягкий)
3. Загадки на звук К.
А сейчас я вам загадаю загадки, а вы поднимите кирпичик того цвета, какой звук будет в начале отгадки.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…..(Капуста)
Какой первый звук в слове? (К-согласный или гласный, твердый или мягкий)
Дети показывают синий кирпичик.
Мама с сумкой скок да скок,
В сумке маленький сынок. (Кенгуру)
Какой первый звук в слове? (Мягкий согласный)
Дети показывают зеленый кирпичик.
По реке плывет бревно, ой и злющее оно,
Тем, кто в речку угодил, нос откусит …..(Крокодил)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная…..(Картошка)
Какой первый звук в слове? (Согласный твердый)
4. Придумайте свои слова на звук К .
5. Чтение слогов . А сейчас давайте почитаем слоги: Вводим человечков (красный, синий, зеленый) Человечки бегут навстречу друг к другу, они встретились и получился слог:
АК КУ
ОК КА
УК КИ
Звук А пришел в гости к звуку К. Они встали рядом и получился слог АК.
Сколько всего звуков дружат? (два)
Назови первый звук? (А)
Назови второй звук? (К)
На каком месте стоит гласный звук? (На первом)
Поставили красный кирпичик.
На каком месте стоит согласный звук? (На втором)
Поставили синий кирпичик. У вас получилась башня.
6. Картинки на звук . Логопед показывает картинки и вводит желтый кирпичик, обозначающий слово. Дети определяют, положение звука в слове и делают это на своих кирпичиках ЛЕГО.
7. Физминутка. (Дети держат кирпичики ЛЕГО синего цвета)
Мы слепили снежный ком,
Твердый, гладкий, только он не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко!
– Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю:
На ладошке теплой
Сразу я растаю!
8. Составление слов. Вводим желтый кирпичик, обозначающий слово. Логопед просит собрать слова: КОТ, КИТ, КОМ по звукам из ЛЕГО. Звуко-буквенный анализ слов: Красный кирпичик – гласный, зеленый кирпичик – согласный мягкий, синий кирпичик – согласный синий.
9. Составление слов, используя тренажер « Умные кубики».
Итак, какой вы звук сегодня узнали? (К).
Нашему Роботу-ЛЕГО понравилось, как вы играли. А сейчас выйдет из-за стола тот, кто придумает слово на звук К.
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...
Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к та...
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"
Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа печатания гласных букв А,О,У.И....
Консультация знакомит воспитателей с вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы.
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментированияс детьми подготовительной группы....
Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
Ольга Куприянова
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием Лего-конструирования в старшей группе с ОНР
Лексическая тема "ЛЕС"
Образовательные :
закрепление произношения звука Л;
закрепление артикуляционных укладов.
Коррекционные :
активизация речевой деятельности;
развитие пространственного ориентирования;
развитие лексико-грамматической стороны речи;
развитие связной речи;
развитие воздушной струи;
развитие мелкой моторики;
развитие слухового внимания;
развитие фонематического слуха;
развитие темпо-ритмической стороны речи и голоса;
развитие зрительной памяти.
Воспитательные :
вызывать и подкреплять положительные эмоции;
воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям;
прививать эстетический вкус.
Материал : картинки животных, их жилищ, детенышей, леса, схемы построек, лего-дупло , зеркало, вертушки.
I. Приветствие. Предлагаем ребенку присесть на ковер, где есть коробка с конструктором лего и поиграть в него самостоятельно.
II. Сопровождение педагогом свободной игры, вопросы и помощь.
III.Организационный момент. Вводится персонаж лего-человечек .
Этого человечка зовут Лука. И сейчас мы вместе с ним отправимся в
путешествие в чудный лес. Там живут дикие животные.
1. Зимой беленький, а летом серенький, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?
Правильно. Это зайчик. Давай с тобой построим из ЛЕГО зайчика .
Очень любит он реветь, и зовут его - … «медведь» .Давай с тобой построим
ЛЕГО медведя . Аналогично выполняются другие постройки.
В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле сидит в тепле (Белка) .
Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (Ёж) .
2.- Какой заяц? (Заяц белый, пушистый, трусливый) .
Составь предложение о зайце.
Заяц живет в лесу. Заяц очень любит морковку.
Какой медведь? (Медведь бурый, косолапый) .
Медведь живет в лесу. Медведь любит мед. Медведь спит зимой в берлоге.
2. Какая белка? (Белка рыжая, пушистая, ловкая, трудолюбивая) .
Белка живет в лесу в дупле.
Белка любит орешки.
Какой ёж? (Ёж колючий) .
Ёж живет в лесу. Ёж любит грибы.
3. Игра «Один много» .
Один заяц, а много… (зайцев) .
Один медведь, а много (медведей)
Одна белка, а много… (белок)
Один ёж, а много… (ежей) .
Игра «Назови ласково» .
Заяц, а ласково… (зайчик) .
Медведь, а ласково… (медвежонок) .
Белка, а ласково… (белочка) .
Ёж, а ласково… (ёжик) .
Поиграем в семью.
Если папа заяц, то мама-зайчиха,а детеныш-зайчонок.
Папа медведь, мама – медведица,а детеныш – медвежонок.
Папа ёж, мама ежиха, детеныш – ежонок.
«Кто, где живет?» Ребенку предлагается самостоятельно назвать, кто из диких животных где живет, если он называет, то логопед показывает картинку и они вместе рассматривают ее.
4. Развитие связной речи – ребенку предлагается сказка, которую он должен пересказать, манипулируя с построенными героями - ребенку предлагается придумать рассказ либо про одного из героев, либо про лес, где все построенные на занятии герои живут .
6. Разговор человечка и зайца- повторение слогов с определенной интонацией.
Ла- ла- ла
7. Мимическая гимнастика. (меняем лицо человечку по просьбе педагога, радостное, грустное, злое, удивленное, испуганное и т. д.).
8. Я покажу тебе лицо человечка, а ты скажи- какая у него эмоция и повтори. Я называю тебе выражение лица (эмоцию, а ты мне найдешь лицо человечка с таким выражением и повторишь в зеркало. Веселое выражение лица- это когда улыбаются, покажи такое же лицо на лего человечке .
А как ты улыбаешься?
9. Выполняем с человечком артикуляционную гимнастику. Воздушная струя. Человечек задумался, что сильнее всех может дуть. Покажи,кто как будет дуть? Слабо- зайчик, белочка сильнее, и т. д.
IV. Рефлексия или завершение. Скажи, о чем мы сегодня говорили? Правильно, о лесе и его обитателях. Лес это наше богатство и его нужно ценить, беречь. Что делали? Что тебе понравилось? А что больше? Выражаем благодарность, хвалим и просим собрать конструктор в коробку .
Публикации по теме:
Использование лего-конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников Внедрение лего - конструирования в образовательный процесс старших дошкольников, является неотъемлемой и первостепенной задачей при планировании.
Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [л’]» Характеристика и артикуляция звука «Ль» 1. Звук «Ль». Согласный мягкий звук и обозначается квадратом зеленого цвета. - Д/и. «Поймать звук.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Цель: автоматизировать звук [р] в речи. Задачи: Коррекционно-образовательные упражнять в правильном произношении звука [р] изолированно,.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Цель: постановка звука [Р]. Задачи: – формирование правильного.
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР (с использованием ЦОР) ТЕМА: Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте с использованием мнемотаблиц. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мнемотаблица.
Логопедическое занятие по теме: «Лего»-технология.
Цели:Отработка предлогов «на», «за» у ребенка средней группы.
Отработка предлогов «Под»,понятие вверх,у ребенка старшей группы.
Отработка предлогов «не», «только»,закрепить предлог «между»,у ребенка подготовительной группы.Формирование сторон лево,право у всех детей.
Задачи:
У тебя на столе кирпичики разных цветов.
Поставь кирпичик «НА»кирпичик,построй башенку.
Хорошо.Расскажем о башенки
Зеленый кирпчик лежит «на» столе.Продолжи.
Молодец!
Обязьянки понравилась твоя башенка,давай с ней поиграем.
Умничка!
Строит.
Красный кирпичик лежит «на» зеленом кирпичики
Желтый кирпичик лежит «на»красном кирпичике
Синий кирпичик лежит «на» жёлтом кирпичики.
Обязьянка прыгнула «на» башенку.
Обязьянка прыгнула «на» стол.
Построй башенку так чтобы кирпичик красного цвета был внизу,а желтый кирпичик на верху.
Молодей!Расскажим о твоей башенки.
-«Под» желтым кирпичекам лежит красный кирпичик.
Умничка!Поиграем с обязьянкой.
Обязьянка прыгает вверх.
Молодец!
Строит.
-«Под» красным кирпичикам лежит зелёный кирпичик.
-«Под»зеленым кирпичикам лежит красный кирпичик.
-«Под»красным кирпичикам лежит синий кирпичик.
Обязьянка прыгает вниз.
Обязьянка прыгает вверх.
А ты мне,построй башенку по схеме.
Раскажи мне о свое башенки.
Между какими кирпичиками находиться желтый кирпичик?
Между каками кирпичиками находиться синий кирпичик?
А теперь скажи мне какой кирпичик находиться выше красного?
Молодец!
Строит!
Желтый кирпичик находиться между красным и зеленым кирпичикам.
Синий кирпичик находиться между зеленым и желтым кирпичикам.
Выше красного кирпичика находиться желтый кирпичик.
Выше желтого находиться зеленый кирпичик.
Выше зеленого находиться синий кирпичик.
Выше синего желтый кирпичик.
Давайте поиграем в другую игру «Дорожка»
Подхожу к ребенку из средней группы.
Построй лисички дорожку.
Кирпичик «за» кирпичик.
Расскажи о своей дорожки.За зеленым кирпичиком стоит….?
Молодец!
Строит.
-«За»зелёным кирпичиком лежит синий кирпичик.
-«За» синим кирпичиком лежит красный кирпичик.
-«За» красным кирпичиком лежит жёлтый кирпичик.
Подхожу к ребенку из старшей группы.
А ты построй дорожку для зайчика такую чтобы красный был первый,а зеленый последний.
Расскажи о своей дорожки.
-«Перед» зайчиком стоит красный кирпичик,продолжи.
Умничка!
Строит.
-«Перед» красным кирпичиком стоит желтый кирпичик.
-«Перед» желтым кирпичиком стоит синий ктрпичик.
-«Перед» синим кирпичиком стоит зеленый кирпичик.
Подхожу к ребенку из подготовительной группы.
Построй дорожку по схеме.
Где лежит синий кирпичик.
Я зачеркну в схеми кирпичики который стоит в переди и с зади.
Какие кирпичики стоят теперь в переди и с зади.
Молодец!
Ребята давайте поиграем свами еще в одну игру. Наденьти ризиночку на левую руку.
Перед вами кубики.
Подхожу к ребенку из средней группы.
Поставь синий кубик с правой стороны.
Поставь желтый кубик с левой тороны.
Поставь красный кубик с правой стороны.
Поставь зеленый кубик слевой стороны.
Подхожу к ребенку из старшей группы и подготовительной группы.
Перед ними седит кукла.
Поставь синий кубик с лево от куклы.
Поставь желтый кубик с право от куклы.
Поставь зеленый кубик с лево от куклы.
Ребята постройте башенки мне на ковре.
А теперь встаньте с лево от башенки.
Встаньте за башенку.
Встаньте перед башенкой.
Встаньте с право от башенки.
Молодцы!
Понравилось вам сегодня играть в игры с лего?Что больше всего понравилось?
Строит.
Синий кирпичик лежит «между» красным и желтым кирпичиком.
Жёлтый кирпичик лежит» между»Синим и зеленым кирпичиком.
В переди стоит красный кирпичик,а с зади стоит желтый кирпичик.
Ставит.
Ставит.
Цель:
расширение и активизация словаря.
Задачи:
Оборудование: конструктор ЛЕГО, схемы построек, лазерная указка.
Ход занятия.
Актуализация знаний.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли наши друзья. Помни что в их именах есть звук [Р]. Давай вспомним их имена.
Ответы детей…
… предлагают нам отправиться в ЛЕГО-страну. Вы хотите отправиться в путешествие?
Ответы детей…
Ответы-рассуждения детей…
Наша лодка не обычная у нее есть мотор. Как мы назовем лодку с мотором?
Ответы детей…моторная
Давайте заведем мотор и отправимся в путь…
Ррррр…
Посмотри и назови, что ты видишь на острове (гора, пальмы, попугай, пират…)
Наши друзья узнали от волшебника-хранителя тайн, что на верхушке горы спрятан сундук с новыми ЛЕГО-деталями. Вы хотите узнать, что находиться в этом сундуке?
Ответы детей…
Посчитайте сколько ступенек у нашей лестницы.
Дети считают: одна ступенька, две ступеньки…
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ру-ру-ру - мы поднялись на гору.
Ры-ры-ры - поиграли в ЛЕГО мы.
Ри-ри-ри - ты сокровища бери.
Итог.
Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и теперь сундучок с новыми ЛЕГО-детальками по праву принадлежит вам. А это значит, что вы сможете продолжать фантазировать и конструировать в ЛЕГО-стране.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали, что видели и с кем познакомились? Какие задания пирата и волшебника были для вас сложными?
Ответы детей…
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Я уверена, что вы будете продолжать радовать нас своими новыми, удивительными постройками из конструктора ЛЕГО. Желаю вам успехов!