Каков минимальный и максимальный размер пенсии по старости в россии. Каков минимальный и максимальный размер пенсии по старости в россии Расчет пенсии работающего пенсионера

Идеи подарков

Размер минимальной пенсии обычно интересует пенсионеров, получающих социальную пенсию, которая заметно ниже, чем страховая. Рассмотрим, какие факторы влияют на размер минимальной пенсии .

Влияние вида пенсии по старости на ее размер

На сегодняшний день в России существуют 2 основных закона, в связи с которыми назначаются пенсии по старости:

  • «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

По первому закону назначение пенсии по старости зависит от присутствия у будущего пенсионера минимального количества лет страхового стажа и от формирования у него нужного пенсионного коэффициента. Размер пенсии определяется достаточно сложным путем, учитывающим не только объем фактически уплаченных пенсионером за трудовую деятельность страховых взносов, величину его страхового стажа, сдвиг назначения пенсии в сторону большего возраста, но и возможность получения фиксированных доплат, а также оценку влияния индексации как на саму пенсию, так и на величину фиксированных доплат. Такую пенсию будущий пенсионер зарабатывает сам, и конечный ее размер законодательство не ограничивает.

По второму закону пенсия, являющаяся аналогом страховой пенсии по старости, назначается нетрудоспособным лицам и носит название социальной. В связи со старостью правом на ее получение могут воспользоваться те люди, которые не заработали необходимого для назначения страховой пенсии стажа.

В сравнении со страховой социальная пенсия имеет ряд условий, существенно снижающих выгодность ее назначения:

  • Возраст признания человека нетрудоспособным наступает позже на 5 лет, чем пенсионный возраст для страховой пенсии.
  • Получать ее могут только лица, постоянно (не меньше 15 лет) жившие в России до ее назначения и продолжающие жить здесь.
  • Ее не могут получать работающие пенсионеры.
  • Размер пенсии небольшой и, несмотря на обязательность ежегодной индексации, в среднем остается ниже, чем величина страховой пенсии.

Поэтому, рассматривая вопрос о минимальном размере пенсии по старости , следует, в первую очередь, иметь в виду социальную пенсию, назначаемую нетрудоспособным лицам.

Величина социальной пенсии по старости

Размер социальной пенсии по старости прямо указан в подп. 1 п. 1 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ: это 3 626,71 руб. Однако его ежегодно индексируют, учитывая средний рост прожиточного минимума пенсионеров по России (ст. 25 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ). Величину этого коэффициента устанавливает Правительство РФ. Кроме того, размер социальной пенсии зависит от районного коэффициента, применяемого на территории проживания пенсионера (п. 2 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Значение прожиточного минимума для пенсионеров каждый из российских регионов устанавливает самостоятельно. Поэтому он может существенно отличаться от среднего по стране (и не только в меньшую сторону). Соответственно, не исключены варианты, что размер социальной пенсии и ряда страховых пенсий в регионе окажется меньше не только среднего по РФ, но и регионального минимума.

Для таких ситуаций п. 1 ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусматривает обязательность социальной доплаты к пенсии. Целью ее является доведение размера минимальной пенсии до регионального прожиточного минимума.

Эта доплата может складываться из 2 частей:

  • федеральной, доплачиваемой за счет ПФР в пределах среднего уровня прожиточного минимума пенсионеров, установленного для РФ, до уровня, установленного по региону (п. 4 ст. 12.1 закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ);
  • региональной, доплачиваемой за счет средств бюджета региона, если прожиточный минимум для региона превышает минимум, установленный для РФ (п. 5 ст. 12.1 закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

На сколько будет увеличена пенсия в 2016 году?

Минимальный размер пенсии в 2016 году будет в очередной раз проиндексирован с апреля. Правда, не в пропорции к росту прожиточного минимума, а с меньшим коэффициентом — 1,04 (п. 1 ст. 4 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Поскольку рост прожиточного минимума окажется более существенным, очень вероятно увеличение числа лиц, у которых возникнут основания для получения социальных доплат. В том числе и у неработающих получателей страховой пенсии, индексация которой в феврале 2016 года также прошла с пониженным коэффициентом 1,04 (пп. 1-3 ст. 5 закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Размер пенсионных выплат, с которым сравнивается величина прожиточного минимума, складывается из:

  • пенсии неработающего пенсионера;
  • дополнительных регулярных выплат по социальному обеспечению и социальным услугам;
  • иных регулярных социальных доплат, имеющихся в субъекте РФ.

Таким образом, чтобы определить, на какую минимальную пенсию может претендовать человек в 2016 году, ему нужно сравнить общую сумму получаемых им в связи с пенсией выплат с 2 величинами прожиточного минимума пенсионеров для 2016 года: установленного для региона его проживания и рассчитанного по Российской Федерации. Если он увидит основания для повышения такой выплаты, ему нужно обратиться в региональное отделение ПФР с заявлением, содержащим просьбу о доведении величины его пенсии до размера минимальной пенсии .

Прожиточный минимум по регионам России

Значения прожиточного минимума и в регионах, и по России утверждаются до наступления того года, на который они устанавливаются (пп. 3-4 ст. 4 закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ).

По РФ прожиточный минимум пенсионеров на 2016 год равен 8 803 руб. (п. 6 ст. 8 закона «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 № 359-ФЗ). А значения его, установленные на 2016 год для регионов, можно увидеть на сайте ПФР . Таблица этих значений содержит отсылку не только к номерам законов, утвердивших прожиточный минимум по определенному региону, но и указание на то, за счет средств какого бюджета будет делаться социальная доплата к пенсии, благодаря которой ее размер станет соответствующим размеру минимальной пенсии .

Итоги

Несмотря на то, в соответствии с каким из законов рассчитывается пенсия по старости, если ее величина оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного для региона его проживания, то неработающий пенсионер вправе получить социальную доплату, которая сделает его пенсию соответствующей размеру минимальной пенсии по региону.

Тема сегодняшней статьи: «У кого самая большая пенсия в России?».

Пенсионное обеспечение Советского Союза по праву считалось одним из наиболее достойных в мире. Советский пенсионер не беспокоился о том, хватит ли его пенсии на оплату коммунальных услуг и на питание, он был в состоянии делать подарки детям и внукам, иногда весьма солидные.

Население России пережило смену общественной формации, и сегодняшние российские пенсионеры живут уже при капитализме, опознавательная фраза которого – «Nothing personal, it’s just business» . Она содержит в себе, кроме сухой констатации этого факта, некий намёк на извинение: мол, лично к тебе я ничего не имею, но ограбить тебя придётся — по не зависящим от меня обстоятельствам.

Так и со стороны чиновников РФ, когда речь заходит о пенсиях, слышны слова о кризисе, о санкциях, о неблагоприятных экономических обстоятельствах и прочем подобном. Это всё правда, конечно, но не вся: нет больше в мире огромной страны, которая демонстрировала высокий уровень социальной защиты населения, в том числе, и в сфере пенсионного обеспечения. И ухудшение положения пенсионеров происходит по всему миру, а не только в России.

В России же, в силу того, что не все граждане забыли о былой жизни, власти всё-таки стараются поддерживать процесс постоянного увеличения размера пенсий, путём то индексации, то пересмотра уровня прожиточного минимума, то , то прочими мерами, которые предпринимаются ежегодно.

Наряду с теми гражданами, у кого пенсии минимальны, имеется в стране другие пенсионеры, которые никаких финансовых проблем не испытывают. Более того, их жизнь на пенсии можно вообще назвать роскошной, особенно с точки зрения среднестатистического российского пенсионера.

На этот факт в 2015 году обратил внимание ОНФ, общественное движение, созданное в 2011 году и объединившее в себе несколько отдельных политических организаций.

Рабочая группа ОНФ прошлась по руководителям и властным персонам субъектов РФ, в результате чего представила общественности информацию о том, как они заботятся о собственном благосостоянии на предстоящей пенсии, не забывая и зарплату держать на подобающем уровне.

Так, муниципальные чиновники стараются вывести свою пенсию на уровень в 100-300 тысяч рублей , и их нисколько не смущает тот факт, что во вверенных им регионах средняя пенсия не превышает и 20 тысяч.

Вот несколько таких городов, главы которых старались обеспечить для себя лично пенсионное благосостояние:

Город Должность чиновника Предполагаемая пенсия чиновника (тыс. руб.) Средняя пенсия в регионе (руб.)
Ханты-Мансийск Глава города 127-213 18200
-«- 149-248
Екатеринбург Глава города 107-156 13600
-«- Глава городской администрации 121-176
Воронеж Глава города 190-320 11000
Новосибирск Глава города 142-245 11690
Улан-Удэ Глава города 190-260 12700
Ростов-на-Дону Глава города 122-166 11630
-«- Глава городской администрации 135-184

Также были упомянуты бывшие губернаторы областей Пензенской, Челябинской, Ростовской, Ленинградской, Астраханской.

Следует отметить, что, согласно региональному законодательству, права на такую высокую пенсию предоставляются муниципальным работникам после 6-и лет работы на данной должности, или после 3-х, или даже после одного года работы – где как.

Рассчитываются надбавки к пенсии тоже по-разному, но почти везде за основу берётся не оклад, как это делается для федеральных чиновников, а средний заработок, со всеми премиями, матпомощью, надбавками разного рода.

В результате пенсии, которые в положенное время получают главы городов различных субъектов РФ, оказываются существенно выше пенсий крупных чиновников федерального уровня.

Так, в докладе ОНФ отмечается, что лица, работавшие на высоких государственных должностях, получают значительно меньшие пенсии, а именно:

  • бывший заместитель председателя правительства в отставке – 50-88 тыс. руб.;
  • министры федерального уровня – 44-78 тыс. руб.

Дело в том, что им пенсии назначаются на основании указов президента, а в регионах все доплаты и конкретные показатели, их регламентирующие, устанавливаются местными властями, а расходы ложатся на муниципальные или региональные бюджеты.

Именно поэтому со стороны ПФР никакой реакции по этому поводу не поступает – он не расходует своих средств на выплату астрономических надбавок.

Теоретически самая большая пенсия в стране должна быть у бывшего президента, порядка 530 тыс. руб., именно на такую могли бы претендовать Владимир Путин и Дмитрий Медведев, поскольку оба побывали президентами РФ. В соответствии с принятым в 2001 законом, бывшему президенту полагается пожизненное содержание на уровне 75% от того, что получает президент действующий.

Депутаты могут получить пенсию, которая ориентирована на доходы действующих чиновников – 55-75% от этой суммы. Пенсия и министров, и парламентариев рассчитывается на основании базового оклада, а это 81,5 тыс. руб., поэтому пенсия окажется на уровне 18 тыс. руб.

А вот доплата, министерская или депутатская, составит несколько больше, 44-77 тыс. руб., смотря по тому, сколько времени человек занимал соответствующее кресло, депутатское или министерское.

Это значит, что пенсия бывшего депутата или министра не превысит 90 тыс. руб. Обошли их региональные боссы!

В Москве традиционно уровень жизни выше, потому что всё стоит дороже. Поэтому и пенсии обязаны быть больше, чем в целом по стране. Иначе местные пенсионеры чувствовали бы себя очень неуютно, им пришлось бы во всём себя ограничивать.

Так, средняя московская пенсия составила в 2015 году 13,5 тыс. руб., в 2016 – 14 тыс. руб, а в 2017 — уже около 15 тысяч.

В Москве – свои трудности с пенсионным финансированием. Там существенно увеличилась территория города, прибавились новые пенсионеры, которым надо выделить столичную надбавку, доведя их пенсию до минимального значения. Но, учитывая, что на присоединённых территориях проживает относительно немного пенсионеров, то столичный бюджет выдержит.

Что касается высоких пенсий в Москве, то их получают те же категории, что и по всей стране.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который в своё время нашёл путь к сердцу жителей столицы, размера своей пенсии в точности не помнит, но утверждает, что она примерно вдвое ниже, чем у региональных коллег.

Он считает, что размер пенсий глав регионов и городов, в том числе и в Москве, должен быть увязан с такими показателями:

  1. Со средней пенсией того объекта, которым руководил чиновник.
  2. С его достижениями в процессе руководства.
  3. Со стажем и прочими техническими показателями.

Итак, кто же получает самые большие пенсии в России?

Эти счастливчики – персональные пенсионеры . Государственные пенсии достаточно большого размера получают госслужащие из административного аппарата РФ. Их начисляют не стандартным образом, а в особом порядке.

Об их пенсии мы не узнаем, она составляет коммерческую тайну.

Персональные пенсии полагаются также Участникам военных действий, Участникам ликвидации аварий техногенного характера, Героям социалистического труда, ветеранам ВОВ, героям труда.

Военные пенсионеры получают пенсию по каналам ведомств МВД, ФСК, МЧС, ФСИН от Министерства обороны, она повыше пенсий бюджетников раза в полтора-два.

Помимо перечисленных категорий граждан, получающих высокую пенсию, имеются и другие, неплохо обеспеченные после окончания трудовой деятельности. Например, военные судьи в отставке, бывшие .

По неофициальным данным эти граждане получают пенсии в районе 100 тыс. руб. Примерно половину этой суммы, около 50 тыс. руб., получают инвалиды войны, имеющие за плечами солидный трудовой стаж. Большие пенсии у бывших прокуроров, у депутатов и муниципальных чиновников.

Что же касается обычных пенсионеров, то те, кто служил в армии мичманом или офицером, имеет шанс на повышенную пенсию.

А остальным гражданам России, чтобы получать хорошую пенсию, надо работать подольше, зарплату получать достойную и честно платить взносы в ПФР.

Судя по информации, представленной ПФР, составила в России 9 227 руб.

Однако разброс размеров пенсий на самом деле очень велик. Те же могут быть в 4 тыс. руб., а могут достигать и 40 тыс. руб. Правда, ниже уровня прожиточного минимума никто в России пенсии не получает , но факт остаётся фактом.

И с этим фактом с трудом мирятся некоторые граждане. Они не имеют ничего против разницы в зарплате в десятки раз, но подобную разницу в пенсиях считают недопустимой.

Плохо то, что неравенство размеров пенсий очень трудно обнаружить, недаром только ОНФ смог предать гласности грандиозные перекосы региональных руководителей по части обеспечения пенсией себя, любимых.

Статистика фактических размеров пенсий не публикуется, все данные ограничиваются указанием размеров прожиточного минимума, принятого для пенсионеров по регионам, соответствующих значений минимальной пенсии и средней — по стране и по регионам.

Так же подробно описаны в прессе причитающиеся надбавки и меры по увеличению пенсии. Но, когда встаёт вопрос о том, каково реальное значение пенсии бывшего учителя, или медработника, или ещё какой-нибудь профессии, то информации по существу, кроме усреднённой по стране или региону, попросту нет . А та, которая есть, даётся без привязки к категориям пенсионеров.

Всё упирается во фразу, что максимальной пенсии в России не существует, так как она зависит от множества факторов. Это понятно, речь идёт о том, что ограничения величины пенсии не установлено.

Но каковы пенсии на самом деле, именно те, которые затушёваны усреднённым значением «температуры по больнице»? Пока что их можно выявить только с помощью обследования домохозяйств, а тут какая уж точность.

Почему-то с 2007 года прекратилась публикация, которую осуществлял Росстат о величине и количестве новых, установленных в данном периоде пенсий. Этот показатель очень пригодился бы, чтобы яснее понять первые результаты .

Видимо, соответствующая статистика появится позже, когда трудности с пенсионным обеспечением будут преодолены. Во всяком случае, она представляет большой интерес и для специалистов, и для пенсионеров, и для широкой общественности.

В пенсионной системе России в 2016 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Повышение пенсий и социальных выплат

В 2016 году будут проиндексированы страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Важным нововведением является то, что с 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%.

Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2016 года будут повышены на 4% всем пенсионерам независимо от факта работы. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Планируется вторая индексация пенсий во втором полугодии 2016 года, решение о которой будет приниматься в середине 2016 года исходя из финансовых возможностей государства.

В феврале 2016 года на 7% будут увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) - самой массовой социальной выплаты, осуществляемой ПФР. Одновременно с индексацией ЕДВ увеличится и стоимость набора социальных услуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

Назначение пенсий

В соответствии с пенсионной формулой, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2016 году необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2016 году, составляет 7,83.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составляет 234 месяца.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома - граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам

С 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

Индексация страховых пенсий в феврале 2016 года будет распространяться только на пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоял на учете в ПФР в качестве страхователя по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд. Подать в ПФР заявление можно по 31 мая 2016 года. После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.

Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

Если пенсионер прекратил работать после 31 марта 2016 года, подавать заявление в Пенсионный фонд нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

Пенсионерам, которые работали в 2015 году, в августе 2016 года будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений

Принято решение законодательно продлить на 2016 год мораторий на формирование пенсионных накоплений. Это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6%, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, будут направляться на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, будут участвовать в формировании пенсии. При этом индексация страховой пенсии за последние годы выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений.

Материнский капитал

Ключевым нововведением в области распоряжения средствами материнского капитала будет возможность направления его средств на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

ПФР начнет принимать заявления с подтверждающими документами от владельцев сертификатов после того, как Правительство РФ утвердит соответствующий перечень товаров и услуг, а также правила направления средств материнского капитала на их приобретение.

Программа материнского капитала продлена на два года. Теперь для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом, как и раньше, само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

В 2016 году Пенсионный фонд продолжает принимать заявления от владельцев сертификата на предоставление единовременной выплаты в размере 20 000 рублей. Подать заявление могут проживающие на территории Российской Федерации семьи, которые получили или получат право на материнский сертификат по состоянию на 31 декабря 2015 года и не использовали полностью всю сумму материнского капитала.

Чтобы получить единовременную выплату заявление в ПФР нужно подать не позднее 31 марта 2016 года. Полученные деньги семьи могут использовать на повседневные нужды.

В 2016 году размер материнского капитала остается на уровне 2015 года - 453 026 рублей.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2016 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2016 году проиндексирован и составляет 796 тысяч рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2016 году составляет по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%. Если работодатель провел спецоценку условий труда, по ее результатам устанавливается класс условий труда на рабочих местах и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

Льготные тарифы страховых взносов остаются для многих категорий страхователей, в их числе плательщики страховых взносов, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и другие.

Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2016 году являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.

Планируется, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена дополнительная ежемесячная упрощенная отчетность. Ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Эти сведения избавят пенсионера от похода в Пенсионный фонд и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии. Об особенностях представления этой отчетности Пенсионный фонд более подробно будет информировать работодателей в I квартале 2016 года.

Размер МРОТ в 2016 году составляет 6 204 рубля. В результате для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составляет 19 356,48 плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 154 851,84 рубля.

Кроме того, с января 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов плательщиками из числа самозанятого населения, по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Более подробно ознакомиться со всеми изменениями в части уплаты страховых взносов и представления отчетности можно на сайте ПФР в разделе «Страхователям».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 февраля 2016 года индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к ней будет произведена только пенсионерам, не осуществлявшим трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний отчетный день последнего отчетного периода работодателей, которые имеются в распоряжении ПФР перед осуществлением индексации с 1 февраля 2016 года, - это 30 сентября 2015 года. Если на указанный день гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета будет работать, то индексация с 1 февраля 2016 г. не производится.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, в т.ч. индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, то они будут считаться работающими, если состояли на учете в налоговых органах и ПФР по состоянию на 31 декабря 2015 года.

В случае прекращения или поступления на работу в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. граждане представляют заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы. Заявление может быть подано непосредственно в Управление ПФР, в том числе по почте, а также через многофункциональный центр или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», не позднее 31 мая 2016 года.

Со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы будет автоматически определяться на основании ежемесячных данных работодателей. После получения и обработки отчетности из которой следует, что пенсионер прекратил работать, он начнет получать размер страховой пенсии с учетом индексаций, прошедших во время его работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

На 20 января т.г. в Управления ПФР обратилось 124 уволенных с работы пенсионеров, в том числе по г. Кызылу - 52 чел. Также поступило по 1 заявлению об устройстве на работу в Управления ПФР Бай-Тайгинского и Чеди-Хольского районов.

Общее количество получателей пенсий по оперативным данным на 01.01.2016г. составляет 81487 чел., из них 60666 чел. (74%) являются получателями страховых пенсий по Федеральному закону от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 1 февраля 2016 года будут проиндексированы страховые пенсии на 4% свыше 43 тыс. неработающих пенсионеров (72% от общего количества получателей страховых пенсий).

По отчетным данным страхователей 18514 получателей пенсий являются работающими, из них получателей страховых пенсий - 17036 чел. (28%). В данное количество могут не попасть пенсионеры, которые работают за пределами республики.

С 1 августа текущего года пенсионерам, которые работали в 2015 году, будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год страховых взносов. Особенность данного перерасчета в этом году, это - впервые пенсии работающих граждан будут пересчитаны с учетом заработанных пенсионных баллов за прошедший, 2015 год, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов. И такой перерасчет работающим пенсионерам будет производиться ежегодно.

Размер фиксированной выплаты (далее ФВ) к страховой пенсии с 1 февраля 2016 года составит 4558,93 руб. в месяц (с 1 февраля 2015 года 4383,59 х 4%). В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ФВ увеличивается на районные коэффициенты - 1.5 и 1.4 и составит 6575,39 руб. и 6137,03 руб. соответственно. Размер ФВ дифференцируется в зависимости от наличия иждивенцев, группы инвалидности, достижения 80-летнего возраста.

По состоянию на 01.01.2016г. общий средний размер страховых пенсий составляет 12163,32 руб., пенсий по старости - 13443,81 руб., по инвалидности - 10072,07 руб., пенсий по случаю потери кормильца - 4899,81 руб.

По предварительным расчетам общий средний размер страховых пенсий увеличится на 487 руб., пенсий по старости на 538 руб., по инвалидности на 403 руб. и по случаю потери кормильца на 196 руб.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в т.ч. социальные пенсии , будут повышены на 4 % в апреле 2016 года всем пенсионерам, независимо от факта работы (и работающим, и неработающим). Численность получателей пенсий по Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на 1 января 2016 года составляет 20821 чел., в т.ч. социальных пенсий - 20473 чел. (98,3%).

По состоянию на 1.02.2016 года общий средний размер пенсий по государственному обеспечению составляет 9789,95 руб., социальных пенсий 9653,76 руб. Размер социальных пенсий дифференцируется в зависимости от категории получателя.

В 2019 году рост пенсионных выплат ощутят на себе сразу несколько групп населения:

  • Будут проиндексированы страховые пенсии неработающим гражданам. Рост выплат в случае конкретного лица зависит от двух факторов: величины заработка в период трудоустройства, а также стажа. В среднем же, в 2019 году пенсии вырастут на 1 тыс. рублей.
  • С 01.04.2019 ожидается рост государственных и социальных пенсий на 2%. Показатель индексации для соцвыплат, осуществляемых Пенсионным фондом, - 4,3%.
  • В августе вырастут выплаты для работающих пенсионеров. Размер повышения индивидуален: решающее значение имеют взносы, направленные работодателем в Пенсионный фонд. Но минимальная величина надбавки определена – от трех баллов (при стоимости одного балла в 87 рубл. 24 коп). Следовательно, занятые в экономике пенсионеры могут рассчитывать на поощрение в 244,47 рублей.

Индексация пенсии в 2016 - 2019 годах

После рекордной индексации 2015 года, когда выплаты выросли на 11,4%, увеличение пенсий происходило низкими темпами:

  • В 2016 году впервые было решено не индексировать пенсии работающим гражданам. В феврале роста выплат на 4% дождались лишь нетрудоустроенные пенсионеры.
  • В 2017 году повышение произошло дважды: в феврале на 5,8% была проиндексирована фиксированная выплата неработающим гражданам, а в апреле – на 0,38% выросла страховая пенсия как для работающих, так и неработающих пенсионеров.
  • В 2018 году выплаты для неработающих пенсионеров повысили на 3,7% – это наименьший показатель за предшествующие годы. Мораторий на индексацию выплат для работающих пенсионеров продолжил действовать.
  • В 2019 году величина индексации составляет 7,05% и, таким образом, превышает уровень инфляции вдвое. Соцвыплаты от Пенсионного фонда вырастут на 4,3%, а государственные и социальные пенсии – на 2%.

В 2016-2019 гг. российские пенсионеры получили минимальные надбавки: в правительстве это объясняют системными проблемами в экономике, которые наметились из-за обвала цен нефть и введения международных санкций. Недостаток средств в казне сказался на размере выплат. В рублевом эквиваленте их размер составил:

Средняя пенсия в России по годам

Средняя пенсия, руб

Дальнейший рост выплат государство связывает с повышением пенсионного возраста и, следовательно, уменьшающейся нагрузкой на госбюджет. Так, уже в апреле 2019 года вторая, после январской, индексация будет проведена с учетом доходов от реформы. А в последующие годы пенсии в России планируют индексировать выше инфляции - в среднем на 1000 руб. в год.

Средняя пенсия в в РФ в 2019 году

Средний размер пенсий в России 2019 согласно Росстат составила 14116 рублей. В рамках пенсионной реформы 2019 правительство приняло решение о повышении пенсионных выплат, в том числе и работающим пенсионерам. Расчет нового размера пенсии будет производиться по увеличенному коэффициенту. Чтобы компенсировать траты из госбюджета на увеличение пенсионных выплат, правительство приняло решение о повышении пенсионного возраста.

Средняя пенсия январь-март 2019 года
Средний размер назначенных пенсий, руб. Реальный размер назначенных пенсий, % Реальный размер назначенных пенсий, %

Средний размер назначенных пенсий в % к среднему размеру начисленной заработной платы

к соотв. периоду предыдущего года соответствующему периоду предыдущего года к предыдущему году к декабрю предыдущего года к декабрю предыдущего года
Январь 14102 100,8 104,1 104,1 33,4
Февраль 14116 100,6 99,7 103,8 32,8
Март 14129 100,6 99,8 103,5 31,4

Средняя пенсия в России в 2019 по регионам

Для наглядного отражения ситуации по стране в части пенсионных выплат, смотрите таблицу с указанием средней пенсии по возрасту по областям, в сравнении с прожиточным минимумом на одного пенсионера (ПМ) для данной области.

Соотношение

пенсия/ПМ

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе: Ненецкий автономный округ

Архангельская областьбез авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область