Какие моральные ценности лежат в основе семьи. В.а

На свадьбу

#семья #нравственность #ценности

При постановке вопроса о семейных ценностях неизменно предполагается, что они заведомо обладают нравственным статусом. Многие философы считали семью институтом нравственности, социальной формой, которая по определению производит моральные ценности. Даже при осознании несовершенства наличных форм семьи, само ее существование продолжало считаться залогом моральности личности и общества. Однако поскольку исторические типы семьи многообразны и исторические формы морали также изменчивы, то нравственная самоценность семьи не является очевидной, и вопрос о соотношении семейных ценностей и нравственных ценностей нуждается в прояснении. В архаическом обществе архетип семьи был моделью
интерпретации любых, в том числе нравственных, отношений. Чтобы сориентироваться в ситуации, человек наделял ее участников семейными ролями. Фольклор пропитан идеями того, что семья - это первостепенная ценность, создать которую надо любой ценой. Само наличие у человека семьи служило критерием его моральной благонадежности. По словам одного австралийского аборигена, «тот, кто ведет себя правильно, не может лишиться всех родных». Архаический архетип семьи как критерия нравственности человека сохранялся даже тогда, когда система социальных отношений многократно переменилась.

Общество продолжало с подозрением относиться к сиротам не только по рациональным соображениям (плохая наследственность, неадекватное воспитание), но и в силу чисто первобытного предрассудка: человек без родственников - плохой человек. Архаические род и семья были построены по патриархальному принципу, который предполагал подчинение детей родителям, младших - старшим, женщин - мужчинам, давал представление о едином порядке вещей, незыблемость которого составило сердцевину традиционной нравственности. Отец семейства, следуя сложившимся культурным стереотипам, сам должен был проявлять заботу о духовно-нравственном воспитании членов семьи, приобщать их к ценностям традиции. Нравственное лидерство мужчины выражалось в том, что его жизнь строится по норме, а существование всех остальных - по его воле, которая наделяется атрибутами моральности. В традиционной культуре не считалось, что дети, вышедшие из младенческого возраста, заслуживают мягкого обращения и учета их интересов. Напротив, дети мыслились, как объект воспитания, который нужно как можно раньше любыми методами приобщить к сложившимся нормам.

Соответственно, семейные ценности традиционного общества - это патриархальные ценности, задающие вполне определенную матрицу нравственных ценностей, регулирующих отношения между полами и поколениями. С возникновением государства безусловный приоритет семейных ценностей был в некоторых цивилизациях поставлен под вопрос. Если в китайской традиции Поднебесная империя устойчиво мыслилась как большая семья, отношения в которой должны регулироваться правилами семейной почтительности, а не законами и принуждением, то уже древнеримское общество зафиксировало конфликт между гражданскими и семейными обязанностями человека, предпочитая первые вторым. Патриотизм, отношение человека к Родине как священной ценности подразумевал, что ради нее семейными интересами следует пожертвовать. Впоследствии различные системы нравственности настаивали на существование норм более важных, чем слепая преданность родне. В частности, в религиозной морали архетипу семьи было противопоставлено представление об индивидуальной душе, соотносящей себя с Богом. Поэтому человек может и должен любить Бога и Его нравственные правила больше, чем свои земные привязанности. В эпоху модерна произошел переход от большой патриархальной семьи традиционного общества к парной семье, что стало потрясением нравственных основ.

Семья из формы организации всей целостности человеческой жизни превратилась в локальное социальное образование, вовлеченное во взаимодействие с другими социальными единицами по универсальным правилам. Стремление человека традиционного общества укрыться в лоне семьи, просить совета у старших стало неодобрительно характеризоваться как «несамостоятельность», «бегство от свободы». Последовательное утверждение идеи равенства привело культуру модерна к формированию новой нравственной установки в семейной сфере: принципа равноправия моральных субъектов независимо от их пола и возраста. Кроме того, обоснование морали модерна осуществлялось не благодаря традиции, а с помощью рационального дискурса, в контексте которого все социальные практики должны соответствовать неким всеобщим моральным критериям. Семейные ценности перестали восприниматься как нравственные сами по себе, но должны были проходить проверку своего статуса, что уже свидетельствует об утрате ими самоценности

В современном обществе с очередным повышением социальной мобильности и изменением ценностных ориентаций, в условиях, когда семья перестала быть хозяйственной ячейкой, местом воспроизводства рабочей силы и даже репродукции человека, институт семьи настиг очередной кризис, который сопровождается активным поиском новых форм семейной жизни, что предполагает и поиск ее новых нравственных основ. В эпоху постмодерна семья выступает как важнейший источник идентичности, как сфера личностного самовыражения, ее главной функцией становится создание ниши для нравственных отношений. В условиях социальной непредсказуемости и отчуждения семья оказывается одной из немногих сфер полноценного саморазвития личности.

Строится она на тех же основаниях, что и любое другое сообщество: родственные отношения не являются ни «естественными», ни привилегированными, они вырабатываются как «договорные», «кумулятивные» привязанности . Семью укрепляет не кровное родство, брак или авторитет старших, но доверие и дружба, подлинная интимность отношений. В этом плане семейные связи становятся похожими на дружеские: «Принцип семьи - сообщества близких людей, преданных благу друг друга - несомненно, останется; но [теперь] родство может возникнуть из дружбы так же, как из кровных отношений» , - отмечает М. Френч. В свою очередь узы, подобные семейным (family-like ties), могут складываться и в дружеских сообществах .

В европейских странах речь идет не только о браках между геями, но и семьях геев, воспитывающих детей, а также о семьях, состоящих из нескольких гетеросексуальных женщин, воспитывающих детей совместно. «Просто вместе» - это не только название популярного французского романа, но и общее обозначение сущности современных семейных сообществ. Э. Гидденс пишет, что современный брак эволюционирует либо в дружбу, либо в «домашний очаг» - среду, в которой индивид обретает чувство безопасности и психологического комфорта . У. Бек среди прочих сценариев будущего семьи выделяет возникновение новых жизненных форм за пределами мужской и женской роли . Н. Гросс пишет, что детрадиционализация приводит к разрушению только так называемой регулятивной традиции брака и семьи, однако смыслообразующая традиция поддержания семейных связей на основе романтической любви и верности сохраняет свою роль в структуре интимности современных американцев . Таким образом, семья как сообщество может довольно далеко отойти от своего традиционного состава и функций, сохраняя при этом нравственное значение.

В постмодерных обществах ценность семьи не только не снизилась, но возросла. Почитание старших сменилось заботой о старших. Идеи толерантности, добровольности, равноправия и доверия стали основой новых норм, поддерживающих нравственные отношения в сообществах семейного типа. Дети становятся не только равноправными, но и главными (в силу их малочисленности и дорогостоящего воспитания) членами семьи. Исчезает разница между законными и «незаконными», родными и приемными детьми. Основой нравственности белорусского общества выступает традиционная нравственность и семья как ее доминанта. Семья образует ценностное ядро сознания взрослых белорусов, она занимает первую позицию, как среди базовых, так и среди инструментальных ценностей, ее значимость росла на протяжении последних десятилетий и превысила 90% .

Первое место семьи в иерархии ценностей является также наиболее важным общеевропейским приоритетом . Однако при всей приверженности семье белорусы недостаточно сильно осуждают те явления, которые фактически разрушают традиционную семью (развод, аборт, случайный секс) . Абстрактная ценность семьи слабо подкреплена инструментальными ценностями, позволяющими на практике создавать и поддерживать гармоничную семейную жизнь. Кроме того, содержание семейных ценностей давно и существенно модернизировано.

«В Беларуси в сознании населения доминирует эгалитарный тип семьи, обеспечивающий гендерное равенство и партнерство супругов в выполнении ими семейных обязанностей» . Притом, что семья у современной молодежи неизменно входит в пятерку ведущих жизненных ценностей, традиционная половая мораль, обеспечивавшая ее прочность, ушла в прошлое. Таким образом, при сохранении высочайшей ценности семьи происходит существенное изменение содержательного наполнения этой ценностной ориентации, относящейся к ядру нравственного сознания. Итак, в условиях динамичности семейных процессов и сосуществования семей различных типов современное общество не должно довольствоваться самоочевидной значимостью семейных ценностей. Следует тщательно формулировать ответ на вопрос: какой тип семьи общество нравственно одобряет, что является основанием этого одобрения, на основе каких именно нравственных ценностей нужно строить современную семью.

Литература

1. Гидденс, Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. - СПб., 2004.

2. Franch, M.M. Beyond power: on women, men and morals. - N.Y., 1985.

3. Spencer, L. Rethinking friendship: hidden solidarities today. - New Jersey, 2006.

4. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну. - М., 2000.

5. Gross, N. The detraditionalization of intimacy reconsidered // Sociological Theory. - 2005. - Vol. 23. - № 3. - P. 286-311.

6. Морозова, С.Н., БулынкоД.М. Динамика жизненных ценностей в структуре нормативного сознания населения Беларуси и стран ближнего зарубежья // Роль образовательных и исследовательских организаций в приграничном сотрудничестве: материалы междунар. семинара, Минск, 29 мая 2008 г. - Минск, 2008. - С. 84-107.

7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. - Минск, 2004.

8. Воднева, А.К., СидоренкоС.Ф. Семья // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / под ред. Д.М. Булынко, А.Н.Данилова, Д.Г. Ротмана. - Минск, 2009. - С. 53-74

Идеал семейного счастья в украинской народной педагогике прекрасно выразил великий наш поэт И. П. Котляревский: «Де згода в ciмействi, де мир i тишина, щасливi там люди, блаженна сторона...» Когда я вдумываюсь в это большое и многогранное понятие - согласие в семье, мне сразу вспоминается семья Алексея Матвеевича. Это наш колхозник, уважаемый всеми земляками человек. Он и жена его Мария Михайловна учились когда-то в нашей школе, сейчас мы воспитываем их троих детей.

Нас, учителей, трогало, что в этой семье между родителями и детьми господствуют отношения сердечности, откровенности, прямоты. И это требует особого внимания каждого, кто хочет понять тайны родительской педагогики - тонкой, сердечной чуткости человека к человеку. Марийка возвращается из школы, не успела она еще и дверей открыть, как по ее глазам мать почувствовала: у дочки в школе не все благополучно.

Рассказывай, дочка, что там у тебя?

Дочка рассказывает, что сегодня была контрольная работа по алгебре, задача была трудной, наверное, ошибку допустила при вычислении... Бабушка Мария печально, безмолвно сидит около окна - и к ней один за другим подходят встревоженные дети, спрашивают: «Что у вас болит, бабушка, может, вам дать что-нибудь?» После школы, отдохнув, Олеся, Петрик и Марийка садятся за выполнение домашних заданий. Ко всему приходят своими силами - это стало в семье одним из самых важных правил.

Однажды - еще тогда, когда Олесе исполнилось четыре года и из семьи Алексея Матвеевича в школу приходили двое учеников,- на родительском собрании зашла речь об этой тонкой, нежной стороне духовной жизни детей в этой семье, высокоразвитом чувстве чести, стремлении все сделать своими силами. «Расскажите, уважаемая Мария Михайловна, - обратился к матери классный руководитель,- расскажите, пусть все родители послушают: как воспитываете вы своих детей? Как отшлифовываете в их душах вот эту драгоценную черту, которая для большинства семей пока еще, к сожалению, остается неуловимой, фантастической птицей?»

Мать усмехнулась и ответила: «Некогда нам с мужем воспитывать детей. Каждый день мы на работе: муж - на животноводческой ферме, а я - и в поле, и на току, и в саду - где нужно, там и работаю летом, а зимой вместе с мужем - на ферме. А они с бабушками дома. Закон у нас в семье такой: как только ребенок встал на ноги - работай. И не только для себя, но и для людей. И на людей смотри человеческими глазами... Это нерушимый закон. А воспитывать нам некогда... Пусть про воспитание расскажет тот, кто не работает, сидит с ребенком да еще воюет с ним из-за двоек, как слышала я не раз...»

И нам, учителям, и родителям стало ясно: то, про что говорит мать как про отсутствие воспитания, это и есть настоящее воспитание.

В чем же оно состоит - в чем тот нерушимый закон, о котором говорила мать?

В глубоком благородстве, красоте человеческих взаимоотношений. Не один год думаем мы о тех духовных силах, что объединяют людей в семье Алексея Матвеевича, видим все новые и новые грани этих сил в других семьях - и для нас становится очевидным: самое главное моральное богатство, которое имеет огромную воспитательную силу,- взаимоотношения заботы, взаимоотношения уважения. В семье Алексея Матвеевича (и во многих других прекрасных семьях) господствует культ Человека, культ долга перед Человеком.

Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей, учатся у отца уважать мать, бабушку, женщину, человека. Женщина, мать, бабушка в семье становятся, можно сказать, эмоциональным, эстетическим, нравственным, духовным центром семьи, ее главою. Отец пришел с работы - и первое, что он спрашивает у детей, что ему нужно непременно знать, как здоровье бабушек - его матери и матери жены. Как бы он ни был занят, какие бы ни были неотложные заботы и хлопоты - первая забота, первые хлопоты - для бабушек. Дочка Мария на всю жизнь запомнила тот праздничный день, когда отцу исполнилось 30 лет. Должны были прийти гости, все готовились к семейному празднику. Но вдруг заболела бабушка Мария - мамина мама. «Ни о каком празднике не может быть и речи»,- сказал отец и повез бабушку в больницу.

Вот что означает тот человеческий закон, о котором говорила на родительском собрании мать,- на людей смотреть человеческими глазами. Когда Олесе - самой младшей в семье Алексея Матвеевича - исполнилось 4 года, умерла мамина мама. Это было в мае. Дети посадили на бабушкиной могиле цветы. А дома недалеко от хаты посадили куст розы, назвали его розой бабушки Марии. Ежегодно в ясный майский день Мария, Петрик и Олеся несут цветы розы на бабушкину могилу. Этот день так и зовется в семье - бабушкин день.

Может, некоторым читателям кажется: нужно ли говорить об этом - о цветах на могиле, о кустах роз, посвященных умершей, про семейный день - день бабушки. Да, без этого немыслимо настоящее воспитание, без этого нет тех духовных сил, на которых держится семья. Есть старая французская пословица: мертвые мстят живым за то, что живые забывают о мертвых.

Жизнь учит, что мстят жестоко: на хорошей, жизнеспособной земле вырастает чертополох - люди с каменными сердцами, бездушные, холодно-расчетливые. Уважение и почтение к памяти умерших - огромный капитал, проценты с которого идут живым. Это тончайшие корни, которые несут животворные соки земли к дереву, имя которому - человечность.

В семье Алексея Матвеевича отец делает все для того, чтобы дети дорожили матерью. Летом и ранней весной на животноводческой ферме работать легче, чем в звене, где мать выращивает сахарную свеклу. И вот в дни напряженного нелегкого труда Алексей Матвеевич идет в поле, а жена - на ферму. Дети привыкли к тому, что отец всегда берет на себя самую тяжелую работу, и учатся у него смотреть на мать глазами благородного сильного мужчины.

Искусство воспитания в таких семьях, как семья Алексея Матвеевича, в том и состоит, что моральное богатство создается взаимоотношениями, в которых тесно переплетаются любовь и добро с суровым долгом и трудом, с личным примером. Дети Алексея Матвеевича и Марии Михайловны трудолюбивы, правдивы, сердечны именно потому, что в образах самых дорогих для них людей - отца и матери - перед ними раскрывается благородное видение человека и самих себя. Передавая детям самые тонкие духовные черты человеческого благородства, отец с малых лет пробуждал у них чуткую совесть - умение дорожить добром в самом себе, быть требовательным к самому себе.

Если в нескольких словах выразить всю мудрость родительской педагогики, то она заключается в том, чтобы дети наши были тверды и суровы в требованиях к самим себе, чтобы - тут я нарочно впадаю в преувеличение,- собирая сына на свадьбу, где все гости - горькие пьяницы, мать могла быть уверена, что сын ее придет домой трезвым... Требовательность к самому себе, моральный закон в собственном сердце, честность и правдивость наедине с собой - для родителей это высокая мечта, идеал. И достигается он тогда, когда любовь, доброта, ласка соединяются со строгой требовательностью, с долгом, с непримиримостью к злу, неправде, обману.

Перед торжественным днем вступления в комсомол Марийка рассказала мне: Я не помню, с какого времени я начала работать. Сколько себя помню - всегда работала. Это было очень, очень давно. Наверное, тогда мне было лет семь. Отец сказал мне: посади вот эти три саженца винограда. Я уже хорошо умела это делать. Выкопала ямки, залила водой и посадила. А корни не обмакнула в глиняный раствор. Помню, подумалось, они же будут закрыты землей, никто не узнает - смочены корни в глиняном растворе или нет. Посадила, полила. Отец вечером спрашивает: а корни замочила в глиняном растворе? Никогда в жизни - ни до этого, ни после я не обманывала, а тут сказала неправду. Конечно, отец сразу заметил обман. Он не сказал ни слова, а только глянул мне в глаза внимательно-внимательно. Вздохнул как-то тяжело, как будто кто на плечи ему положил тяжелую ношу. Откопал мои саженцы, намочил в ведре с мокрой глиной... А я стояла и смотрела... И лицо мое горело от стыда. Закончив работу, отец сказал: «Можно обмануть кого-то, а себя никогда не обманешь».

Бывает, родители плачутся: «Что нам делать с сыном? Не понимает доброго слова. Учишь его - это хорошо, а это плохо, это можно, а это нельзя - а он как будто и не слышит... Хоть кол на голове теши». Равнодушие к слову - большая беда в воспитании. Утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень... Как же предупредить беду? Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения - самое главное нравственное богатство семьи.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04

Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности: любовь к семье, уважение к своим родным, заботу о близких, правильное понимание семьи и ее роли в жизни. Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз. Даже ячейка общества, в которой царит любовь, не сможет существовать без определенных важных и приятных обычаев, например, совместного досуга.

Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению. Супругам обычаи дают ощущение незыблемости, стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни.

Семейные традиции разных стран и народов мира

Каждый народ имеет собственные особые традиции, относящиеся ко всем сферам жизни, а особенно это касается семьи. Это обусловлено, прежде всего, тем, что каждый народ или страна имеет свою особую географию, расположение, климат, историю, неповторимую культуру, придерживается разных вероисповеданий. Все эти факторы влияют на формирование культурных и семейных обычаев. Семейные традиции, в свою очередь, формируют мировоззрение и отношение к жизни. Такие семейные уклады существуют веками, практически не изменяясь, переходя от старших членов семьи к младшим.

Семейные культурные традиции в России история и современность

Если обратиться к истории, то станет очевидно существование на Руси множества традиций. Издавна главным семейным обычаем в России была генеалогия – в прошлые времена считалось неприличным не знать своего рода, а оскорблением было выражение «Иван, не помнящий родства». Неотъемлемой частью семейного уклада было составление родословной или генеалогического древа. Также известны такие традиции русского народа как передача ценных вещей из поколения в поколение и нарекание ребенка именем в честь одного из уважаемых предков.

В современной России значение семейных обычаев было несколько утрачено. Например, нынче нечасто встретишь семью, ведущую собственную генеалогию. Зачастую память о поколениях сводится к альбому с фотографиями. Зато сохранились такие прекрасные традиции как совместная трапеза и проведение совместных праздников. Семейные обычаи и традиции на Кубани до сих пор предполагают казацкий быт, воспитание детей в духе казацкой семьи.

Традиции в Германии

Существует стереотип, что немцы крайне педантичны. Максимально строгие традиции у немцев относятся к семье:

· принято максимально заботливо относиться к своему дому, тщательно убирая его и наводя в нем красоту;

· не принято оставлять внуков на воспитание бабушке или дедушке – за это необходимо определить им денежную сумму;

· родители в старости не живут с детьми – за ними присматривают сиделки или они живут в специальных пансионатах;

· на Рождество принято собираться всей семьей в родительском доме;

· немцы расчетливы и экономны, поэтому у них существует традиция откладывать сбережения на старость, во время которой они обычно много путешествуют по миру.

В Англии

У англичан традиции – это три кита, на которых держится Земля, поэтому они с особым трепетом чтят их. Кто не знает о пресловутом английском обычае пить чай? Семейные сборы и обсуждения обязательно проводятся за чашечкой настоящего Earl Grey с молоком. Англичане являются католиками, поэтому они особо празднуют Рождество и День Благодарения, собираясь всем семейством, готовя традиционные блюда. Прекрасной традицией у англичан необходимо назвать обычай давать детям хорошее образование. Считается дурным тоном не отправить ребенка учиться в частную школу-пансион или колледж.

Во Франции

Во Франции широко распространен обычай – по воскресеньям собираться за общим столом, пить вино и трапезничать. Из праздников французы любят отмечать Рождество, собираясь в родительском доме. На праздничном банкете обязательно присутствуют такие деликатесы как фуа-гра, лосось, морепродукты, улитки-искариот и благородные сыры. Традиционный напиток на Рождество – шампанское, а десерт – «рождественское полено».

В Индии

Индия – страна строжайших семейных обычаев и традиций. Индийское общество разделено на социальные касты, поэтому к вопросу заключения брака там подходят крайне необычно. Отец семейства должен сам выбрать будущего жениха для дочери, ее отдавали замуж только за представителя своей социальной касты. Пышное празднование свадьбы – это скорее обязанность, чем желание. Невеста традиционно должна была предоставить приданое. Разводы и повторные браки в Индии раньше были запрещены.

На Индийскую семейную жизнь большое влияние оказывают традиции буддистов. Согласно им мужчина должен:

· Проявлять уважение к супруге.

· Не изменять.

· Обеспечивать семью.

· Обучать детей ремеслу.

· Подбирать подходящую пару детям.

Женщина должна:

· Уважать своего мужа.

· Растить детей.

· Выполнять все домашние обязанности.

· Не изменять мужу.

· Исполнять все пожелания супруга.

Традиции татар

Татары – мусульмане, поэтому семейные уклады основываются на Шариат и Коран. У татар создание семьи считается необходимостью, продиктованной вероисповеданием. Интересно, что после заключения брака муж получает полную власть над женой, а жена находится на его иждивении – она даже не имеет права выйти из дома без согласия мужа. Разводы у татар происходят крайне редко исключительно по инициативе мужа. Детей принято воспитывать жене, но они обязаны проявлять к отцу полное послушание.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья. Именно в ней человек получает первый опыт любви, и от того, каким насыщенным и плодотворным он будет, существенно зависит его собственная способность любить.

В семейной обстановке формируется представление человека о взаимоотношениях мужчины и женщины, отцов и детей, об общественных идеалах, о нормах добра и зла. Семья основывается на кровнородственных связях, но семейные отношения имеют и экономический, и социальный, и юридический, и духовный аспекты.

Семья как общественная группа существует с древнейших времен. Мировая культура создала три основные формы семьи, функции которой охватывают почти весь спектр человеческих потребностей и интересов. Этими тремя формами являются моногамия, полигамия и полиандрия.

Самая распространенная форма – моногамия (единобрачие). Для европейской морали, основанной на христианстве, эта форма семьи в наибольшей степени способствует равенству, справедливости и любовным отношениям между полами.

В странах исламской цивилизации, а также в большинстве аборигенных первобытных культур широко представлена полигамия (многоженство). При такой форме семьи практически отсутствуют одинокие женщины, но не может быть речи даже об относительном равенстве между мужчиной и женщиной, а любовь между супругами приобретает несимметричный характер.

Полиандрия (многомужество) существует в крайне незначительном числе культур (например, в тибетском королевстве Мустанг) и обусловлена факторами демографического и хозяйственного плана, прежде всего, необходимостью сдерживать рост народонаселения. В данной системе обездолено большинство женщин, которые лишены возможности быть любимыми, вступить в брак и родить детей.

В нравственном отношении моногамия более предпочтительна, чем другие формы семьи. Она более соответствует человеческой природе. Однако далеко не каждые два человека, даже искренне и страстно влюбленные, могут образовать нравственно полноценную семью, да и сам этот процесс требует длительных, порой очень тяжелых усилий по взаимной гармонизации.

Нравственную основу семьи составляет специфический спектр ценностей. Ее ядро образуют два человека, соединяющихся из-за того, что для каждого из них другой представляется самым ценным. Распад семьи происходит вследствие разрушения этого сугубо избирательного ценностного отношения. Даже если супруги продолжают жить вместе, но потеряли друг для друга всякую ценность, семьи больше нет, она продолжает существовать чисто номинально, не выполняя своего главного нравственного предназначения.

Для семьи нужна готовность принимать другого человека таким, каков он есть, не пытаясь переделать его на свой лад; радоваться его успехам, поддерживать в кризисные моменты. Устойчивость к неизбежным потрясениям приобретает та семья, где сложилось ясное распределение обязанностей, выработан механизм принятия решений с учетом интересов всех членов. Будучи ячейкой общества, семья вбирает в себя все механизмы нравственной регуляции поведения, но усиливает их действие, поскольку связи в ней носят непосредственный, интимный характер.

Кризис современной семьи, выразившийся в росте разводов и одиноких людей, снижении рождаемости и обособлении поколений, уменьшает нравственную защищенность человека и уровень его удовлетворенности жизнью. Перспективы его преодоления пока достаточно призрачны. Осторожные надежды внушает общая стабилизация жизни, целенаправленная социальная политика, укрепление духовных устоев.