Как воспитать в ребенке волевой. Воспитание воли у ребенка

Церковные праздники

Для современного человека очень важно иметь силу воли - быть сдержанным, настойчивым, иметь самодисциплину. От этих качеств очень часто зависят успехи в профессиональной области. Именно поэтому нас с детства приучают брать себя в руки, доделывать начатое до конца, даже, если не хочется.

Но не всем деткам в себе силы воли даётся успешно. Часто этот процесс очень медленный и трудный не только для самого ребёнка, но и для его родителей.

Воля - это сознательное управление своими поступками. Конечно, воля не является врождённым чувством, но формируется она на раннем этапе. Разницу в поведении уже можно заметить у годовалых карапузов: некоторые спокойно ведут себя во время прогулки, другие не могут посидеть и десять минут, одни кушают то, что дают, других нужно заставлять и отвлекать, чтобы он съел хоть ложечку.

Такие же различия можно заметить, когда малыши играют: кто-то будет строить домик, пока не получится, а кто-то бросит кубики при первой неудаче.

Психологи основывают такую разницу в поведение на свойствах нервной системы. Но это вовсе не значит, что послушные малыши вырастут безвольными, а упрямые такими и останутся. При воспитании силы воли и самостоятельности нужно лишь учитывать индивидуальные различия.

Ближе к двум годам малыша уже можно уговорить что-то сделать, например, доесть то, что ему не особо нравится. Или пойти погулять не на детскую площадку, а в парк. Такое качество можно назвать самообладанием, но вызвано оно, скорее, чувством вины или просто послушанием, нежели чувством необходимости. Родители должны будут объяснить, почему нужно сделать именно то, что нужно, а не то, что хочется: почему нельзя отбирать игрушки у других, если хочется, почему нельзя топать по лужам в новых босоножках, почему нужно доесть нелюбимую, но полезную кашу...

Конечно, если на все просьбы и вопросы ребенка отвечать просто отказом, не объясняя причины, это тоже будет иметь результат, но до поры, до времени. Ребёнок будет просто выполнять просьбы, не зная, для чего всё это. Дети очень долгое время действуют на основе эмоций, им трудно сознательно понять пользу чего-то.

Ещё одна распространённая ошибка родителей - это подкуп. Например, ребёнок сходил в поликлинику и полечил зуб и за это ему покупают игрушку. Или малыш не дрался в детском саду, доел суп и убрал за собой все вещи - за это ему купили машинку. У ребёнка происходит подмена ценностей - он будет стремиться делать только хорошие дела, не потому, что так правильно, а чтобы получить подарок. Чтобы избежать этого, достаточно малыша похвалить, а позже купить подарок.

Конечно, даже взрослые очень часто задают себе вопрос: "Что я с этого получу, зачем мне это?" и на основании ответа строят дальнейшие планы. Ребёнку обязательно нужно объяснять, для чего нужно убрать игрушки, доесть кашу или идти в школу. Но пусть малыш получит за свои поступки не материальное, а что-то абстрактное или интересное - поход в цирк, поездка к морю, просмотр мультика. Быстро всё убрал - осталось время на игру, сходил полечил зуб - значит, можно есть сладкое и т.д. Ничего страшного, если мама разрешит малышу то, что один раз запретила - у ребёнка будет стимул для полезных дел.

Хорошо воспитывают силу воли и стремление к чему-то спортивные занятия, например, танцы, детский фитнес.

В возрасте трех-четырех лет малыш уже способен понять, что делать необходимо, что можно, что нельзя и почему. Но всё же ещё нуждается в контроле со стороны взрослых. Не стоит часто говорить ребёнку "ты должен", например, в этом возрасте делать то-то или уметь то-то - это слишком большая ответственность, которая может вызвать либо пассивность, либо агрессию, либо желание делать всё наоборот. А перевоспитать малыша потом будет намного сложнее.

Статья описывает способы развития самодисциплины и силы воли у детей. Описано как сделать это процесс увлекательным. Уделено внимание мерам предосторожности.

Развить силу воли у ребенка – значит приучить его с малых лет уверенно двигаться к своей цели и не отступать перед трудностями. Сила воли и самодисциплина, привитая еще в детском возрасте, поможет уверенно ставить и достигать целей в зрелом возрасте. Кроме того, это поможет уменьшить количество капризов у детей, так как ребенок более стойко и спокойно сможет воспринимать родительское «нет». Ребенок с развитой самодисциплиной является и более прилежным и усидчивым учеником в школе.

1) Не надо чрезмерно опекать ребенка.

Многие родители предпочитают сделать что-нибудь сами, чем доверить дело ребенку, что в свою очередь, развивает в ребенке неуверенность в своих силах. Пусть ребенок пробует сам сделать посильное для него дело, вмешаться стоит, только если он действительно в тупике. И даже в этом случае, лучше будет свести свою помощь к минимуму – например, помочь только советом. Конечно, есть дети, на которых необходимо «надавить» чтобы они добивались результата. Но это не повод расстраиваться, это просто его особенность. Родителям в данном случае необходимо проявлять больше упорства и терпения, но главное «не передавить». Надо посвятить больше времени на объяснения, больше помогать и показывать, что задача, стоящая перед ребенком, не такая сложная, как ему представляется.

2) Если ребенку все же очень сложно что-либо делать, это может быть связано с отсутствием концентрации, слаборазвитой моторикой или ориентацией возможно, есть смысл обратиться к врачу и получить его рекомендации, либо пройти курс коррекции согласно рекомендациям врача.

3) Игры по правилам.

Такие игры приучают ребенка контролировать себя. Благодаря правилам ребенок легко усваивает, что такое «нельзя», и в дальнейшем любые запреты воспринимаются ребенком намного легче и вызывают у него меньший протест.

Игры по правилам очень благотворно влияют гиперактивных детей, так как приучают их действовать в определенных рамках, что, подчас, является для них достаточно трудным делом. Следуя правилам игры ребенок приучается к самодисциплине.

4) Полезно рассказывать ребенку истории и сказки в которых люди преодолевают трудности, достигают труднодостижимых целей.

Необходимо акцентировать внимание ребенка не на конечной цели, а на процессе достижения этой цели, чтобы он понимал, что путь к цели не менее интересен, чем сама цель. А в жизни, во время игр или выполнения заданий надо обязательно отмечать малейший результат ребенка. Это послужит для него дальнейшей мотивацией.

5) Для того чтобы ребенок замечал свой прогресс можно завести дневник, куда вместе с ребенком записывать его успехи.

Затем этот дневник можно показать близким людям, чтобы они тоже отмечали его успехи. После того, как ребенок увидит, что его успехи замечают и ценят, у него появится еще большее желание двигаться вперед.

6) Пусть ребенок занимается спортом.

Занятия ребенка в спортивной секции научит ребенка быть настойчивым в достижении цели, преодолевать трудности. Плюс к этому, общение с другими детьми сделает ребенка более коммуникабельным. Если нет возможности отдать ребенка в спортивную секцию, всегда есть возможность заниматься физическими упражнениями дома, например, утренняя зарядка. Заниматься физическими упражнениями дома лучше вместе с ребенком. С одной стороны, это будет для ребенка примером, а с другой стороны позволит и родителям подтянуть свою физическую форму.

7) В современном мире, вещи чаще покупаются, а не делаются собственными руками.

Соответственно, и ребенок принимают такую модель за правило. Изготовление чего-либо собственными руками будет развивать в ребенке творческое начало и находчивость. Это так же позволит научиться ему доводить дела до конца.

8) Одним из самых трудных, но при этом эффективных средств развития воли ребенка является закаливание.

Сложность связана еще и с тем, что в настоящее время единицы из взрослых занимаются этим. Тем не менее если родители смогут заставить себя закалятся и постепенно приучат к этому ребенку, это даст мощный эффект в развитии воли и самодисциплины как ребенка, так и родителей.

9) Самый главный принцип в привитии ребенку силы воли – постепенность.

Не стоит сразу загружать ребенка сложными заданиями и требовать их безукоризненного исполнения. Необходимо помнить, что с маленькими детьми лучше недожимать, а с подростками можно и чуть-чуть передавить.

Таким образом, процесс развития силы воли и самодисциплины у ребенка является очень многогранным процессом. Для получения хороших результатов волю придётся развивать не только у детей, но и у родителей. Но при этом, практически все из вышеприведенных рекомендаций можно превратить в игры, и сделать процесс развития воли увлекательным. Напоследок, нужно отметить, что пока родители будут плотно заниматься с ребенком, они смогут сблизиться с ним еще больше, глубже понять его психику, его желания, мечты и направить развитие ребенка в нужное русло.

Как понять, что ребенок ленится и что с этим делать. И как у него развить силу воли.

После одного из он-лайн занятий (вебинар - это синтез психологического тренинга, мозгового штурма, дискуссии и лекции) Участник прислал мне письмо, в котором рассказал о способе использовать знания и навыки занятия в неожиданном ключе.

У него ребенок - мальчик. И никак не получается, чтобы он регулярно ходил на тренировки. Все время находятся какие-то причины не ходить.

Папа поучаствовал в занятии и нашел для себя, что знания о шести видах лени помогают ему понимать, как ребенок сейчас "отмазывается" от того, чтобы пойти на тренировку. Его наблюдения подтвердили наши выводы на занятии, что мы не "зависаем" в одном виде лени, а творчески их комбинируем.

Например, есть намерение начать бегать по утрам. Заведен будильник. Дано наставление самому себе. Наступает утро. И начинается борьба с нежеланием тела вставать в такую рань, тащиться на улицу, пыхтеть там и все такое. И даже светлые мысли о гордости самим собой из кровати не вытаскивают. Но, положим, волевым усилием себя получилось перебороть. Тут в дело включается очередной вид лени и нашептывает, что может быть лучше не бег по утрам, а фитнес по вечерам, после работы? Это куда удобнее и приятнее. Мысли на это откликаются, что да, мол, наверное это будет лучше, поэтому сейчас бежать никуда не надо, а лучше пойти поискать в интернете фитнес-центр.

Но, эта провокация, положим, отбита. Получилось у нас удержаться и в интернет не залезть. Тогда появляется очередной вид лени. Он с надеждой обследует организм на предмет хоть малейших недомоганий. Кажется голова побаливает? Нет? Хм... А общее состояние вроде бы не очень, вот побежим, перегрузимся... Нет? Все хорошо? А вот вчера ты весь день носилась и сегодня много куда надо, может быть лучше с утра отдохнуть, чтобы сил на день накопить? Нет? А вот...

И это продолжается без конца. Видов лени всего 6, но комбинировать их можно в самых затейливых вариациях:-)

Тема: ленивый ребенок, лень у ребенка, сила воли, как развить силу воли, лень сила воли,

Смысл видео-занятия в том, чтобы через понимание получить от лени освобождение.

Каким образом?

Вот Участник говорит: "Интересно всё получилось. Впервые для себя увидел названия всех видов собственного деструктивного поведения. Оказалось бывает так, что я ленюсь, а сам этого даже не понимаю. Это важно! Постараюсь понаблюдать за собой внимательней".

Если я не понимаю, что со мной сейчас происходит, я воспринимаю все эти ленивые "отмазки" как правду. И верю им. И "ведусь" на них. Если же я знаю, потому что разобрался в этом вопросе, что это один из видов лени и, мало того, я знаю, что с этим делать, к доводам лени доверия нет и сила их влияния снижается. В этом и проявляется освобождение.

Точно так же с детской ленью. Одно дело, когда ребенок "косит" и я ему верю, потому что и не догадываюсь, что это такая вот хитро замаскированная лень. Но если я знаю о видах лени, глядя на ребенка я понимаю, что это вот такой вид, а это такой, а это вон тот. Ух, какой творческий подход к увиливанию!:-).

Предположим, себя мы с дивана на улицу вытащили, а ребенка на тренировку отправили, невзирая на все "отмазки". Но этого ведь мало, верно? Один раз ничего не решает. Спорт должен стать системой, чтобы от него был эффект. Но вот именно с системным подходом и возникают проблемы - не хватает настойчивости и силы воли.

И это следующий этап работы с ленью - вырабатывать силу воли.

На семинаре, кстати, Участница задала хороший вопрос: "Нужно ли женщине развивать силу воли? Не оттолкнет ли это мужчин?".

Оттолкнет. Конечно оттолкнет, если она ПЕРЕКАЧАЕТСЯ. Это как в спортзал ходить. Можно заниматься шейпингом, к примеру. Будешь подтянутая, стройная, живая. А можно качаться и заполучить бицепсы, трицепсы и все остальное - большое и грубое. Второй вариант лично меня, к примеру, не прельщает, потому как женщина - все же, в моем понимании, существо грациозное, а не Конан Варвар:-). Так же и с силой воли - она должна быть, но не должна выпячиваться.

Но со взрослым человеком легче, а как у ребенка выработать силу воли? Один из способов (об остальным в видео-уроке смотрите) - это занятия спортом. Старый как мир. Регулярные занятия именно спортом (не обязательно профессиональным - на победу в соревнованиях), но обязательно с тренером, который заставляет ПРЕОДОЛЕВАТЬ себя.

Именно преодоление себя, своих пороков и слабостей и тренирует, закаляет силу воли. С этой точки зрения, кстати, занятия физкультурой - бег по утрам, бассейн не в напряг, фитнес для удовольствия - дело бесполезное. Не в плане поддержания физического тонуса, но в смысле работы с силой воли.

Если в спортзале есть тренер, он заставляет себя превосходить каждый раз. Он ведь задания дает так, что всегда приходится работать на пределе и даже больше (если хороший тренер и работает на, а не жалеет).

В общем, смотрите видео-урок, мы много еще о чем говорили и что разбирали. А главное, что у нас получилось - это "опыление знаниями":-). К каждому из видов лени я предложил способ - как с этим разобраться. А Участники дополнили множеством своих находок. Так что когда будете смотреть видео, приготовьте блокнотик и ручку - записывать ходы и находки.

Тема: ленивый ребенок, лень у ребенка, сила воли, как развить силу воли, лень сила воли,

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет-ского фонда Татьяна Шишова :

Избегайте гиперопеки. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», внушает ребенку неуверенность в своих силах. Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, нерадостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («Что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «не дожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и идя по пути преодоления трудностей.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

Больше рассказывайте детям о волевых людях, прео-долевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Чаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время - потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.

Почти все родители хотят, чтобы их дети, после того как вырастут и станут самостоятельными, были целенаправленными, ответственными и дисциплинированными, но в большинстве случаев достичь этого весьма и весьма сложно. Ребенок, как назло, отличается неусидчивостью и не может длительное время заниматься одним занятием. Малыш покидает начатое дело буквально через несколько минут и никогда не придерживается своих обещаний. В таком случае принято утверждать, что у ребенка нет силы воли . Давайте выясним, какие существуют методики для воспитания силы воли у ребенка? Как научить ребенка управлять собой в различных жизненных ситуациях?

Бывают задатки силы воли у детей?

Сила воли не относится к черт и качеств, присущих людям от рождения. Эти характеристики нужно самостоятельно воспитывать. После рождения детей нет никаких привычек, они их получают впоследствии, во время ознакомления с окружающей средой. Новорожденные дети еще не умеют управлять собой и своим поведением, но после ряда проб и ошибок они постепенно начинают осознавать, как управлять своими привычками и действиями.

Первый опыт управления собственным поведением приходится на возраст от 3 до 5 месяцев. В этот период ребенок впервые чувствует, что желание диктует ей какие действия нужно сделать. Например, дети впервые самостоятельно пытаются трясти погремушкой, которое держат в руках. При этом ребенок четко осознает, что погремушка выдаст звук только после прикосновения к нему, а в противном случае звука не будет. Услышав звуки, понравились малышу, он начинает повторять те движения, которые привели к возникновению звука. Собственно такие попытки управления собственным поведением отдаленно можно назвать волевыми задатками. Хотя правильнее будет их назвать условными рефлексами.

Нужно помнить, что дети по-разному проявляют такие задатки. Одни дети во время прогулки ведут себя достаточно спокойно, а другие могут устраивать ужасные истерики, если их пытаться посадить в коляску. Одни дети самостоятельно едят кашу, а других необходимо уговаривать или заставлять. То же касается и составления игрушек. Различия поведения детей в таких случаях можно объяснить различными свойствами нервной системы. Однако, поведение малыша в этот период времени не означает, что он таким и останется в будущем. Просто родители должны учесть, что для воспитания у ребенка силы воли, самостоятельности и настойчивости необходимо найти к ребенку индивидуальный подход.

Воспитание самоконтроля у ребенка

Когда ребенку уже почти два года, у него формируется такая важная черта характера, как самоконтроль. Это качество имеет непосредственное влияние на силу воли. Ребенок начинает учиться сдерживать эмоции, когда ей хочется плакать – она содержится, если ей нравится новая игрушка – она не требует купить эту игрушку, хотя все это происходит под влиянием родителей. Тем не менее, дети в таком возрасте еще не осознают, чем именно вызвана необходимость в таком сдерживании. Они стараются держать себя в руках только ради требования или просьбы родителей.

Для того, чтобы самоконтроль со временем превратился в силу воли, родители должны объяснить ребенку, что существуют определенные нормы поведения между людьми и дома. Кроме этого, следует указать, что именно нужно и можно делать, а что запрещено даже если этого очень хочется. Здесь очень важно объяснять малышу все это в очень лояльной форме, без давления и жесткости. Просто следует поговорить с ребенком и спокойно ей все это объяснить.

Важность поддержки и поощрения

Когда ребенку исполнилось всего три года, она все еще будет подчиняться своим эмоциям, ведь мотивация большинства действий еще пока ей непонятна. И если мама объяснит, что при посещении стоматолога нужно не плакать, а терпеть боль, ребенок будет стараться так делать. Но когда малыш увидит, что у другого ребенка, который плакал и сопротивлялась в кресле зубного врача, красивая игрушка, он не сможет понять, почему так происходит. Поэтому при следующем посещении врача он может и не сдерживаться.

В таких случаях родители должны проявить максимальную выдержку и терпение. Им необходимо объяснить ребенку, что сдерживание необходимо не ради какой-то выгоды, а исключительно для формирования собственного характера. Тем не менее, поддержка и поощрение ребенка очень важными факторами, хотя в этом нужно знать меру, ведь положительные действия малыша будут связаны с определенной вознаграждением. Поэтому делать акцент на определенном положительном поступка не нужно, а всего лишь пойти на следующий день в магазин и купить красивую игрушку, без уточнения, за что именно ребенок ее заслужила.

Следует отметить, что компенсация действий ребенка с материальной стороны не всегда играет важнейшую роль. Для многих детей моральная поддержка родителей и близких куда важнее игрушки и другие материальные ценности. Если даже у ребенка с первого раза не получается удержаться от того или иного действия, не нужно злиться и нервничать. Терпение и объяснения помогут малышу преодолеть все трудности, в конечном итоге повлияет на общее формировании силы воде у ребенка.

Как воспитать самостоятельность у ребенка?

Основа силы воли у детей начинает формироваться примерно в возрасте от 4 до 5 лет. Это основной этап, на котором дети уже четко осознают слова “нельзя” и “можно”, и более-менее могут контролировать свои действия и поведение. Тем не менее, не следует считать, что в таком возрасте ребенок уже способен самостоятельно справиться со своими эмоциями и поведением без помощи родителей и взрослых. Наоборот, контроль со стороны будет играть еще более важную роль, чем это было в более раннем возрасте.

Основное никогда не давить морально ребенка, применяя такие слова, как “обязан”, “должен” или “должен”. Избыточное количество возражений, запретов и обязательств будут формировать у ребенка желание избегать ответственности за свои действия и делать все наоборот. Очень важно воспитать у ребенка самостоятельность. Этого можно достичь незначительными уловками. Сначала ей можно запретить определенные действия и поступки, а затем, под влиянием просьб со стороны ребенка, пойти на определенные уступки. В таких случаях малыш почувствует свою победу и важность своей точки зрения, что положительно повлияет на воспитание силы воли у ребенка.