Как сделать красивый проект про камни. Исследовательская работа «Путешествие в мир камня

Выбор цветов

Название:
Номинация: Детский сад, конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 84
Месторасположение: город Киров, Кировская область

Познавательный проект «Мир камней»

План реализации

Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями
1 этап. Предварительная работа
  1. Совместные (дети, родители и воспитатель) по сбору камней.
  1. Обогащение предметной среды группы активизирующими игровыми и дидактическими материалами.
  2. Накопление информационной базы по теме «Камни»
  3. Подборка детской художественной и научной литературы по теме.
  1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о камнях»
  2. Совместные (дети и родители) прогулки по сбору камней.
2 этап. Практическая часть.
1.Познавательно — речевая деятельность:

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Разгадывание загадок;

Заучивание стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»;

Составление рассказов, где используются камни;

Знакомство с драгоценными камнями;

Беседа с детьми о профессии геолог;

Беседа по книгам:

  1. Краковщикого В. В. «Как подобрать для себя камни – самоцветы» изд. «Адыгея» 1997год;
  2. Совина Л. «Целебная сила камня» изд. «Советская Кубань» г. Краснодар 1995год;
  3. Сребродольский Б. «Мир янтаря» г. Киев 1985 год.

2)Продуктивная деятельность:

Выполнение рисунков по теме;

Выполнение опытов;

Выращивание кристаллов соли;

Изготовление построек из камней.

3)Игровая деятельность:

Дидактические игры «Полезные ископаемые»;

Сюжетно – ролевые игры;

— Игра на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко» и т.д.

1)Изготовление коллекции камней: «Какие разные камни»;

2)Оформление информационного блока по теме «Камни в нашей жизни».

1)Беседа с родителями «Камни в нашей жизни».

2)Встреча с папой Кирилла и Ксюши Топорковых. Рассказ Топоркова Ю. И. об использовании камней в его работе.

3 этап. Результат проектной деятельности.
1)Книга творческих работ «Мир камней» (работа детей и воспитателя подготовительной группы «Фантазеры» 1)Занятие для родителей по теме «Мир камней».

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению камней.

Занятие по поисково – исследовательской деятельности
«Мир камней»

Задачи:

Познавательный аспект:

— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;

— познакомить с перенасыщенностью соли и сахара;

— развивать умение при проведении самостоятельных учебных исследований выделять главные и второстепенные идеи;

— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т.д.) пиктографическим путем (рисунок);

Развивающий аспект:

— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;

— активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, научные сотрудники;

— развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

Воспитательный аспект:

— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

— воспитывать аккуратность;

— культуру общения;

Методы:

— игровые – игра «научная конференция»

— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения.

— практические – проведение опытов, оформление книги, зарисовка.

— наглядные – рассматривание пиктограмм, наблюдение за опытами.

Предварительная работа :

Проведение и зарисовка опытов.

Чтение художественной литературы «Серебряное копытце», « Три поросенка»,

« О чем шепчутся камешки» и т.д.

Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».

Беседа с детьми о профессии геолог.

Беседа о происхождении камней.

— чтение книги А. Членова «Геология в картинках».

Ход занятия:

Воспитатель:

— Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории подготовительной группе «Фантазеры». Я старший научный сотрудник, а это мой младшие научные сотрудники:

Представление ребят.

Сегодня каждый из них сделает сообщение по теме «Мир камней».

Дети занимают свои места.

Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара…

Но не уйду я от реки,

Наверно до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один как мамины глаза,

Прозрачно – голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький – другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей

Он в группе есть у нас.

Также интересный конспект по опытно-экспериментальной деятельности:

*Ребята, сколько различных камешков мы с вами находили во время прогулок, когда вы путешествовали вместе с родителями, и у нас с вами получилась целая коллекция камней. Сейчас мы расскажем, друг другу и нашим гостям все, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберем и выпустим групповую книгу «Мир камней».

*По первому вопросу сделает сообщение Кирилл: «Откуда берутся камни?» (сообщение).

Молодей. Первая страница книги готова.

*Все камни разные. Наш сотрудник Мария рассмотрела очень много камней и сейчас с результатами своей работы нас познакомит.

Я рассмотрела много камней, вот какие выводы можно сделать о проделанной работе (выступление).

Молодец. 2страница нашей книги готова.

*Надежда сделает нам сообщение: «Какие по ценности бывают камни».

Спасибо.

*Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, мы ощущаем холод. Интересно, могут камни чувствовать тепло и холод. Об этом нам расскажет Александра (выступление).

*У каждого из вас есть семья, мама, папа, а могут ли быть дети у камней? Поэтому вопросу сделает сообщение Виктория (сообщение).

Спасибо.

*От нашего научного сотрудника, я слышала, что некоторые камни способны шипеть.

Сейчас об этом сделает сообщение Евгения (выступление).

Спасибо.

*Наш научный сотрудник Роман, сделает сообщение, могут ли камни издавать звуки (сообщение).

Спасибо.

Ребята скажите, а могут ли камни растворяться в воде?

Экспериментальная деятельность в лаборатории.

Взять камни, залить водой и размешать. Каков результат опыта? Ответы детей.

У вас на тарелках насыпана соль и сахар. Возьмите лупы, и рассмотрите, из чего состоит соль и сахар.

Ответы детей.

Соль и сахар состоят из кристаллов. Сейчас мы с вами получим эти кристаллы.

Кристаллы соли и сахара залить водой. Они хорошо растворяются, но наступает момент, когда вода уже не может справиться с кристаллами, они в воде больше не растворяются и если оставить их на несколько дней вода испариться и снова образуются кристаллы соли и сахара. Проделав этот опыт, мы может сделать вывод, что некоторые камни в частности соль и сахар растворяются.

*А сейчас подведем итоги нашей работы.

*Мы прослушали много интересных сообщений, рассмотрели зарисовки опытов, в результате у нас получилась книга исследований «Мир камней». Книга будет находиться в нашей группе, и мы с удовольствием поделимся своими знаниями с ребятами из других групп.

*Работа в нашей лаборатории закончилась, я всех благодарю за работу.

Самиздатовская книга .

1 страница

«Откуда берутся камни».


Скалы от солнца нагреваются, а ночью остывают, они то расширяются, то сужаются.

Постепенно в скалах появляются трещины.

В трещины попадает вода, зимой она замерзает.

В результате отдельные куски откалываются и падают на землю.

2 страница

Алгоритм исследования камней


Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета:

Красные, белые, коричневые и т.д.

Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.

По форме камни отличаются друг от друга, они бывают круглые, овальные и т.д.

Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.

Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим.

В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.

Если мы камни потрогаем, то они могут быть как твердые, так и мягкие, а если мы их погладим, то можем ощутить, что камни бывают гладкие, шероховатые и т.д.

Какой же вывод можно сделать «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».

3 страница


Все камни делятся на несколько групп:

— драгоценные – алмазы, золото, жемчуг и т.д.

— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т.д.

И пустая порода, так называют их геологи.

Из золота делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.

Из полудрагоценных камней делают также женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.

Пустая порода используется в повседневной жизни.

Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.

4 страница


Камни не могут чувствовать тепло и холод, они не живые, но солнцем днем камни нагреваются, и если мы потрогаем камень в солнечный день, то ощутим тепло, а ночью камень холодный – он остыл.

Тоже произойдет, если камень опустить в горячую и холодную воду.

В горячей воде камень нагревается, в голодной – остывает.


5 страница


Камни не являются живыми существами. Это существа инертные (безжизненные).

Камни могут превращаться в другие материалы, разбиваться, но размножаться не могут.

6 страница


Если взять кусочек мела и капнуть на него лимонным соком, что же у нас произойдет.

Камень начнет шипеть и злиться, ему не нравиться лимонный сок.

Значит можно сделать вывод, что камни умеют шипеть.

7 страница


Если мы поднесем камень к уху, то ничего не услышим, но если бросим камень и он удариться обо, что – то твердое мы услышим звук.

В горах иногда слышится шум, когда начинаются сыпаться камни, и это явление называется – камнепад.

8 страница

Опыты с водой.


Если взять тазик бросить туда тяжелый камень, от воды полетят брызги, по воде пойдут круги, камень окажется на дне.

Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Камни. Необычное в обычном.

Выполнил: Колесников Семён,

ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»

Руководитель: Гончаренко Л.М.

2013

Содержание

I. Введение

II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»

1. Анкетирование

2.Как на Земле появились камни?

3. Истории камней

IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»

V. Выводы

VI. Список литературы

Выбор темы исследования. Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.

Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?

Как они называются? Зачем нужны камни?

На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.

Цель исследования. Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.

Задачи исследования.

    Найти и изучить литературу по данной теме.

    Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.

    Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

    Собрать коллекцию камней, которые использует человек.

Гипотеза исследования. Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    анкетирование;
    наблюдение;

    сравнение,

    обобщение.

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие

19 человек. Возраст - 8 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

6 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

2 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

9 чел.

10 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

8 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

16 чел.

3 чел.

Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.

Что такое «камень»?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.

В словаре я нашел значение слова «камень».

«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.

Как на Земле появились камни?

Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.

Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.
Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Истории камней.

Камень первый: каменный уголь.

Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.

Откуда он взялся?

Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.

При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.

Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.

Камень второй: известняк.

Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.

Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.

Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.

В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями). Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).

Камень третий: мрамор.

А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.

Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.

В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно - одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.

У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.

Практическая часть . Моя коллекция «Мир камня».

С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.

Сообщение

Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель.

Актуальность проекта: живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Цель: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

Задачи:

1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.

5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Предполагаемый результат:

*У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.

*Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия.

*Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

*Воплощают идеи в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Выявление первоначальных знаний детей о камнях.

Что я знаю о камнях?

Саша: «Камни можно найти в земле, в реке».

Миша: «Все камни твердые».

Лёня: «Камни не сделаны руками человека, значит это природа».

Оля: «Из них делают разные украшения».

Что мы хотим узнать о камнях?

Вика: «Какие бывают камни?»

Лёня: «Что люди делают с камнями? Откуда взялись камни?»

Где найти информацию?

Арсений: «Можно в интернете посмотреть»

Лена: «В журналах разных посмотреть»

Надя: «Спрошу у мамы и папы».

Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Коллекция камней собранная детьми.

2 этап. Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей:

*Опытно-экспериментальная деятельность. Занятие «Мы – геологи».Цель:изучение свойств камней. Задачи:

  • Уточнить представления о свойствах камней: твердость, мягкость, плавучесть, температура.
  • Развивать речь детей: давать описание внешнего вида камней, закреплять умение отчетливо произносить слова; связно, последовательно рассказывать о предмете с помощью таблицы.
  • Воспитывать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
  • Знакомить с профессией геолог.

Предварительная работа: сбор различных камней для коллекции, чтение и обсуждение сказок П. Бажова.

Оборудование:шкатулка с полудрагоценными камнями, письмо, макет горы, ручей, мешочки с песком (кочки), емкость с водой, иллюстрации с сооружениями из камня.

Раздаточный материал: камни по количеству детей, таблицы, карандаши простые и цветные, лупы, монетки. Рабочие фартуки, нарукавники, кепки.

ТСО:ноутбук силлюстрациями сооружений из камня, магнитола со звуками горной реки, музыка.

Словарная работа:геолог, гладкий, шероховатый.

*Ознакомление с окружающим миром: рассматривание атласа «Полезные ископаемые».

*Формирование элементарных математических представлений: Дидактическая игра «Сколько камней в нашей коллекции».

*Коммуникация: составление детьми творческих рассказов о камнях; словесное описание ребенком камня.

*Художественное творчество: рисование акварелью на камнях (дети украсили камни цветами, некоторые расписали в виде насекомых).

*Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

*Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада» (игра проводилась на улице).

*Безопасность: беседа «Как вести себя в лаборатории во время работы» (изучение свойств камней).

*Подвижная игра на прогулке: «Найди свой камень».

*Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П. Бажов «Малахитова шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

*Просмотр серии фотографий «Сооружения из камней».
*Сотрудничество с семьей: подбор камней для коллекции.

3 этап. Создали набор из крупных и мелких камней для развития мелкой моторики. Оформили мини-музей «Удивительные камни».

Елена Шовина

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : 2010-2012.

Участники : дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательные области : познание, художественное творчество, физическое развитие, речевое развитие.

Цель : Формировать у детей чувство гордости к родному краю, воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.

Задачи :

Обучающий компонент :

Дать детям представления о камнях разного происхождения.

Формировать умение обследовать камни , называть их свойства и особенности.

Воспитывающий компонент :

Формировать интерес к объектам неживой природы.

Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня . Воспитывать бережное отношение к камням и сделанным из них предметам. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к родному краю.

Актуальность :

Мини - музей в дошкольном образовательном учреждении.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова : «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?

В нашем городе есть музей. Однако часто посещать их родители с детьми не могут. Причины самые разные. –Во –первых, наш детский сад уделён от центра города, где расположены музей. – Во вторых, многие родители считают что дошкольником ещё рано посещать музеи. – В третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсией. Именно поэтому мы решили создать собственные музей.

Что такое мини- музей ? В нашей группе он занял небольшую часть группового помещения. Музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Наш мини- музей небольшой , уютный, в чем-то даже домашний. Самое важное, что в его создании принимали участие и сами ребята, и их родители. Наш музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть.

И эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

При организации мини -музея мы опирались на следующие принципы :

1. Принцип деятельности;

2. Принцип вариативности;

3. Принцип непрерывности;

4. Принцип гуманности.

План работы по содержанию мини – музея .

Подготовительный этап :

1. Определение темы и названия музея;

2. Выбор места для размещения;

3. Выбор инициативной группы.

Практический этап :

1. Сбор экспонатов;

2. Оформление выставки;

3. Индивидуальная работа с детьми;

4. Проведение экскурсий.

Подведение итогов :

1. Презентация;

2. Создание альбомов;

3. Выставка экспонатов;

4. Заседание инициативной группы.

Характеристика мини – музея «» .

1. Коллекция камней (15 видов не- обработанные) ;

2. Коллекция камней (20 видов обработанные) ;

4. Речные камни ;

5. Статуэтки (из мрамолита) ;


6. Шкатулки (из змеевика) ;




8. Сувениры.

Перспективный план для детей разновозрастной группы :

Сентябрь.

Просмотр видеофильма «Хозяйка медной горы» .

Просмотр мультфильма «Серебренное копытце» .

Посещение мини – музея «Волшебный мир уральских камней » .

Опыт "Лёгкий- тяжёлый",

Игра "Какой формы камень",

"Весёлая геометрия".

Экспериментально – опытная деятельность «В гостях у Хозяйки Медной горы» .

"Какие бывают камни ".

Игра"Сосчитай камешки",

"Отыщи такой же",

"Узнай на ощупь".

Беседа «Зачем живым существам нужны камни » .

Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры) .

Лепка «Подарок для мамы» (малахитовые бусы) .

Игра "Собери бусы".

Настольный театр"Театр камней "(из мрамолита) .

Лепка «Родонитовые броши» .

"Чудо дерево"-изготовление руками родителей и детей дерева из камней .


Планируемый результат :

Дети должны научиться ориентироваться в мире камня . Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком.

Список используемой литературы :

1. Н. А. Рыжова"Мини - музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями" Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.

2. "Музейная педагогика", под редакцией А. Н. Морозовой.

3. Н. А. Рыжова "Развивающая среда дошкольных учреждений" М.:Линка-Пресс, 2004 год.

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект по созданию совместно с родителями мини-музея «Деревянное чудо» Цель проекта: Создание условий для формирования у воспитанников представлений о свойствах дерева, как материале и об использовании дерева.

Проект создания мини-музея «Молочная страна» Актуальность: Какой образ жизни у детей можно назвать здоровым? Именно тот, который не приносит им вред здоровью, именно тот, который поддерживает.

Мини проект группы №7 «МИР КАМНЕЙ» Подготовила и провела: Быковская Т. Ю. «Мир камней». Актуальность – дошкольное.

Проект « Эти удивительные камни»

Образовательная область – познание.

Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта – сентябрь 2014 г. - май 2015 г.

Участники проекта – дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта

Предметно – развивающая среда

Изготовление макета «Горы и вулкан».

Оформление выставки «Фотоматериалы «Эти удивительные камни».

Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?».

Раскраски «Украшения».

Экскурсия в магазин «Мир камня».

Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня».

Рассматривание коллекции камней.

Чтение художественной литературы

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: «Что такое вулкан», «Что такое подземные богатства?», «Сказка про каменный уголь», «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?», «О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Эти удивительные камни».

3-й этап. Заключительный (подведение итогов)

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея.

Конспекты занятий (интеграция познавательной и продуктивной деятельности):

«Удивительные камни» (познавательное, нетрадиционное ИЗО);

«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты);

«Кладовая гномов» (познавательное).

Опыты и практические задания:

«Вода и ветер камень точит»;

«Что у гор внутри»;

«Вулкан».

«Что для чего»

Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».