Характеристика на семью к дню семьи. Характеристика на семью для награждения семья года

Женщинам

Сельская семья представляет собой социальный институт, выступающий элементом структуры сельского социума и являющий собой комплекс формальных и неформальных норм, одни из которых (формальные) укоренены в сознании сельских жителей, тогда как другие (неформальные) всё более отчётливо закрепляются в их поведении.

Институту современной сельской семьи как подсистеме института семьи присущи его основные характеристики, с одной стороны, а с другой - черты, характерные для сельского социума, что определяет амбивалетность его существования, выражающуюся в симбиозе современности и патриархальности в сознании членов семейных групп.

Адаптированность современной сельской семьи к условиям социальных реформ определяется как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных факторов можно отнести прежде всего место жительства (райцентр или село), уровень экономического развития поселения, а также социально-демографические характеристики семьи. Среди субъективных характеристик - её интересы и потребности, социальные установки, нормы и ценности.

Особенно сильно концентрация населения и поляризация деревень сказались на результатах сельского хозяйства в Нечерноземье с его мелкоселенностью и мозаичными угодьями. Предыдущая перепись 2002 года не изменила картину кардинально, хотя число умирающих деревень с населением менее 10 человек увеличилось с 30 до 35 тысяч (22% всех поселений). Кроме того, в 2002 году по всей России было выявлено 13 тысяч деревень (8% поселений), в которых совсем не осталось населения.

По сравнению с большинством регионов Центра и Северо-Запада, Вологодская область менее урбанизирована (доля городского населения 69%) и имеет слаборазвитую сеть городов - местных центров. В половине районов центрами являются либо села (8 из 26 районов) либо поселки городского типа (5 районов). По данным статистики, в 2006 г. сельское население Вологодской области составляло 320, 9 тыс. человек (20,1% в общей численности населения).

Сельская семья в регионе как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных, культурных и иных проблем, обусловленных нынешним состоянием страны, Вологодской области. От молодых сельских семей во многом зависят позитивное изменение демографической ситуации, физическое и нравственное здоровье детей - будущих тружеников села и защитников Отечества. Зрелая сельская семья существенно влияет на жизненные ценности своих членов, условия жизнедеятельности экономически активной части населения. Супружество - важнейшее условие как продолжительности, так и качества жизни сельских жителей области.

В целях помощи сельской семье областными программами предусмотрено:

· органам законодательной и исполнительной власти Вологодской области - при создании современной правовой базы развития семьи в регионе как социального института и формировании государственной семейной политики чётко выделять их сельскую составляющую;

· органам местного самоуправления - поставить заботу о сельской семье, прежде всего о семьях, находящихся в особо сложных условиях, в число своих приоритетных задач; не допускать в принимаемых решениях позиций, приводящих к ухудшению материального положения сельских семей;

· политическим партиям - определить в предвыборных платформах и политических программах активную позицию по отношению к семье, в том числе сельской, учитывая, что без подобного внимания нет и не может быть серьёзной политики;

· cредствам массовой информации - систематически объективно освещать процесс адаптации тульских сельских семей к новым социально-экономическим условиям, активную позицию региона, муниципальных образований, негосударственных субъектов семейной политики:

· учёным региона - активизировать научные исследования вологодской сельской семьи, её истории, национальных традиций, настоящего состояния и тенденций развития.

Базовый (наиболее распространённый) тип современной сельской семьи, представляет собой семью нуклеарную, малодетную (двухдетную), тяготеющую к среднедетности (трёхдетности), с традиционной ментальностью и демонстрацией эгалитаризма как признака современного образа жизни, что не позволяет отнести данный тип в полной мере ни к традиционному, ни к современному.

Среди тенденций, характеризующих направленность процессов модернизации сельской семьи, выделяются тенденции преобладания семейного самоуправления над социальным управлением, включения членов семьи в рыночные отношения, дифференцированной адаптации к рыночным условиям, доминирования родственных отношений над супружескими, сохранения высокого престижа родительства и фиксации трёхдетности как желаемой и идеальной нормы деторождения при превалирующей малодетности.

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

Как и для всех видов подобных документов (от школы, для учащегося, для получения финансовой помощи, если речь идет про многодетную семью) она должна содержать определенный список требований (образец представляется). Характеристика должна быть составлена в корректной форме, сдержанной, конкретно описывать ситуацию в семье и написанной в настоящем времени от имени третьего лица. Все факты, которые содержит характеристика, описываются не на основании эмоций, а существующего положения вещей и реальной обстановки.

Инструкция

Для написания положительной характеристики на семью понадобится:

  1. Наблюдать за семьей, проводить личные беседы с каждым из ее членов, наносить визиты и записывать итоги о проделанной работе.
  2. Наличие закона о семье.
  3. Отзывы о каждом из родителей от учителей (они подробно должны рассказать о жизни каждого из воспитанников) о том, какое отношение в семье к ребенку (детям) и справляются ли родители со своими обязанностями.
  4. Другие мнения.

Для того чтобы характеристика семьи была составлена грамотно, требуется образец и выполнение следующего ряда действий:

  • указать личные данные каждого члена. Например: отец – Сидоро в Александр Константинович, возраст – 39 лет, образование – высшее (экономическое). Мать – Сидорова Наталья Леонидовна, Возраст – 37 лет, образование среднее специальное. Сын – Сидоров Алексей Александрович, возраст – 14 лет, образование – учится в школе;
  • описать структуру (функции защищенности, стабильности, открытая семья или скрытая, духовнаяиморальнаястороначленовсемьи, досуговая и рекреационная функции);
  • следующий пункт – психологический климат и совместимость по психотипу ее членов, т. е. характер, темперамент, положительные и отрицательные стороны каждого члена;
  • определение родительской позиции, в которой должны быть раскрыты цели взрослых членов семьи, проблемы в их достижении (указания способов их решения). Этоэтапсчитаетсяоднимизглавныхвпроцессеформированияхарактеристики;
  • в завершающей части составления важную роль играет поведение и позиция ребенка (детей) в семье. Четко отмечаются его степень доверия к взрослым (родителям), цели и стремления, способы их реализации, его успехи как учащегося и общее психологическое состояние здоровья.

Характеристика семьи: образец

Общие данные
Мать – Наталья Леонидовна.

Возраст – 37 лет.

Образование – среднее специальное.

Отец – Александр Константинович.

Возраст – 39 лет.

Образование – высшее экономическое.

Сын – Алексей Александрович.

Возраст – 14 лет.

Образование – учится в школе.

Структура

Семья характеризуется как полную, с мужским ролевым началом. Малодетная семья, гомогенная, с ярко выраженным патриархальным направлением, имеет скорее скрытую структуру.

Функции четко распределены: финансовое обеспечение и планирование досуга выполняет отец, хозяйственную, бытовую и в большей мере воспитательную – мать. Эмоционально-терапевтическая функция выполняется грамотно и стабильно, ребенок видит авторитет в лице родителей, и его проблемы решаются сообща. Функция защищенности удовлетворительна, отсутствует дефицит любви со стороны обоих родителей. Мать домохозяйка, постоянно находится дома. Отец работает по месту и часто бывает дома. Досуг проводят вместе.

Семья не имеет финансовых трудностей, средний доход на одного члена семьи достаточно высокий. В квартире есть необходимая бытовая техника и приборы, облегчающие ведение быта.

Существуют неизменные традиции в семье (праздники отмечаются вместе, поездки на отдых также). С родственниками видятся редко, но поддерживают связь.

Психологическая совместимость

Видимых разногласий в интерпретации базовых ценностей не обнаружено. Ролевые ожидания в семье вполне оправданы. Стандартные стереотипы поведения у всех членов семьи, отклонений нет.

Психологический климат

Вероятнее всего, благоприятный климат, не замечено тенденции к усилению конфликтности и нервозности. Все члены семьи довольны социальным статусом.
Лидирующую позицию занимает отец как кормилец и организатор. При решении острых вопросов или проблем семья собирается полным составом на семейный совет.

Характеристика ребенка: образец

Нарушений или отклонений в физическом и психическом развитии не замечено.
Воспитанием ребенка занимается мать, так как отец меньше времени проводит дома (в связи с работой). Ярко выраженного влияния со стороны матери не наблюдается. К ребенку не предъявляются завышенные требования, особых разногласий в этой сфере нет. Стиль воспитания в семье – демократический. Ребенок самостоятелен в принятии многих решений, но все в пределах разумного. Личное время проводит с друзьями или в кругу семьи, его мнение не подавляется никем из родителей. Обучение в школе контролируется не очень жестко. Проявление конгруэнтности и эмпатии к ребенку высокое, придирок и критики в его адрес не замечено.

Подросток не испытывает трудностей в обучении или общении со сверстниками. Антисоциальных личностей в кругу его друзей не наблюдается. Ребенок коммуникабелен и отлично ориентируется в повседневной жизни среди людей. Образец для подражания – отец.

Позиция ребенка в семье

Подросток одинаково доверяет обоим родителям, между ними практически не бывает конфликтов (за исключением мелких бытовых). Мать проявляет большую эмоциональную привязанность к ребенку, поэтому между ними нет секретов и скандалов. Отец также не конфликтует ни с кем из членов семьи, имея покладистый характер. Сын имеет равноценную с родителями позицию, принимая решения вместе с ними относительно возникающих проблем в быту или в общении.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Одновременно - социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др.

Так как семья - органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, невозможно исследовать или описать её каким-либо одним способом, или воздействовать на одно обособленное звено.

Семейная жизнь - процесс, который разворачивается во времени и идёт в социальном окружении. Семья - один из самых консервативных социальных институтов, она противится изменениям; иногда может создаться впечатление, что волны общественных перемен обтекают её, как остров в бурном море .

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении её инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности. .

Молодая семья - это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Социально-экономический кризис в стране, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов приходит на семью, прожившую менее 3 – 5 лет.

Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.

Молодая семья - одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей .

Общественное мнение утверждает, что брак без детей нельзя считать полноценным (79%населения). У молодежи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная семья, максимум двухдетная отвечает современной действительности .

Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, со взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п. Рассмотрим подробно период становления молодой семьи, так как он выявляет и определяет основные трудности и проблемы в семье. Именно в это время молодая семья нуждается в определённой поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной работы. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко поступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида .

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность .

Психологическое работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально - экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия в жизни общества .

Следующим теоретическим пунктом нашей работы, хотелось бы отметитьособенности молодой семьи проживающей в условиях городской и сельской местности.

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н.Коган предлагает различать понятия - сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являющиеся крестьянами и т.д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе).. Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах и только. Они - носители этой культуры. Л.Н.Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года - сверхнапряжение в летнее и весенне-осеннее время, минимальное напряжение зимой. "Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающего выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла праздничная культура".

2. Персонификация межличностных отношений, т.е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т.д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина - его труд, досуг, семейная жизнь, воспитание детей, сватовство и знакомства, дружеские связи, культурные предпочтения - проходят на глазах всей деревни. Постепенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаимоконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями). Неработающие соседи обеспечивают присмотр за детьми, когда родители находятся в поле. На сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, выбор брачного партнера и иные ключевые вопросы подвергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит основой принятия индивидуального решения .

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обращение на "Вы" считается городской чертой, признается "тыканье" и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька, Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, далеко покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизнью.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности. Как показало исследование "Телевизионная аудитория", проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н.Когана, даже просмотр телепередач происходит коллективно - всей семьей или дружеской компанией.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т.п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар включают то, что не идет в городе, или что там давно уже не в моде .

Культурный лаг - разрыв в культурном уровне между городом и селом в итоге достигает катастрофических размеров. Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстрое сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город. Когда закрытая деревенская культура, после многих лет отставания, вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 90-е годы в деревню широким потоком хлынула низкопробная "массовая культура" - порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало "сточную канаву" городской культуры. Однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы экономических реформ никаких препятствий на этом пути нет.

10. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью .

Приступим теперь к рассмотрению специфики проживания в городе. Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры .

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзала, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения .

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистски и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам .

Отличительной особенностью городской черты выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры - транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах) .

Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Хлорированная, а не родниковая вода, загазованный из-за многочисленного количества машин и заводов городской воздух, повышенный шум и запыленность атмосферы. Такая среда более искусственная и непривычная для человеческого организма, чем традиционная деревенская. Дело в том, что возникла она лишь в последнее столетие и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня - непременные атрибуты городской культуры .

Если для сельской культуры характерно триединство: единство места работы, места жительства и места отдыха, - то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

Отзыв о семье … (фамилия)

Семья … - многодетная семья, в состав которой входит … человек:

Отец – ФИО, дата рождения, место работы, специальность;

Мать – ФИО, дата рождения, место работы, специальность;

Дети школьного возраста, обучающиеся в МБОУ СОШ № …:

ФИО, дата рождения, место работы, класс (перечисляются все дети);

В семье также воспитывается трое детей дошкольного возраста: …

Семья полная, благополучная, социально-устойчивая, но малообеспеченная, так как работает один отец.

Семья проживает в частном домовладении по адресу … Социальный педагог и классные руководители обучающихся детей систематически посещают семью на дому с целью обследования условий, в которых живут дети.

Условия проживания семьи удовлетворительные, дети обеспечены всем необходимым для обучения и отдыха, в школу приходят чистые, ухоженные и опрятные. Каждый ребёнок имеет хоть и небольшое, но своё рабочее место и личное пространство.

Семья ведёт здоровый образ жизни. Родители предъявляют единые требования ко всем детям.

Стиль отношений между детьми и родителями - демократический: родители уважают интересы детей, развивают их склонности, поддерживают творческие начинания, участвуют в свободных занятиях детей, развивают их общественную активность.

В семье царит взаимоуважение, доверительное общение, сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство ответственности, долга. Все члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу. В семье воспитывается трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых. Дети включены в трудовую деятельность семьи: старшие помогают младшим и родителям, вместе трудятся на приусадебном участке.

Родители, и особенно папа, осуществляют постоянный контроль за поведением и успеваемостью детей. В семье воспитывается ответственное и добросовестное отношение к учёбе. Строго соблюдается режим, способствующий успешному обучению детей.

Психологический климат в семье благоприятный, уровень доверия детей к родителям достаточно высокий. Безусловным авторитетом в семье пользуется отец.

Родители уделяют большое внимание и нравственному воспитанию детей, учат соотносить духовные и материальные ценности, соразмерять свои потребности с возможностями. Детей приобщают к культурным ценностям семьи, воспитывают уважения к женщине-матери, людям старшего поколения, прививают навыки гостеприимства.

Родители находятся в тесном контакте с классными руководителями своих детей и администрацией школы. Систематически посещают родительские собрания, своевременно реагируют на замечания со стороны педагогов, предупреждают о болезни детей, информируют о причинах непосещения школы (они всегда уважительные), откликаются на просьбы классных руководителей.

*Если семья награждалась грамотами или принимала участие в каких-либо конкурсах, проектах, нужно указать эту информацию.

*Можно отметить успехи детей такой семьи, если таковые имеются.

Классный руководитель ФИО

Директор школы ФИО

1.Особенности сельской семьи

2.Городская семья: особенности и проблемы

Список литературы

1. Особенности сельской семьи

Какое сердце не содрогнется, увидев сегодняшнюю нищету, убогость, разорение российской деревни. Факты общеизвестны и говорят сами за себя. Зарплата, и без того едва ли не самая низкая, не выдается месяцами. Развал царит в хозяйствах - сокращаются посевные площади, падают надои, снижается урожайность. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Если раньше умирали только неперспективные поселения, то теперь, похоже, на ладан дышат уже и крупные деревни: закрыты многие клубы, медпункты, распродана или растащена бытовка.

Изменилось наше общество, порушились ценностные ориентации людей, иной стала семья. Суть современной морали уже не ограничивается общественно-коллективистической направленностью. Вектор направленности сменился, но не сказать пока, что к лучшему. Отрадно лишь то, что человек все больше осознает себя свободной, независимой, самоценной личностью.

Все больше утверждается значимость семьи в системе жизненных ценностей людей, осознается необходимость опираться в жизни на свои собственные силы, крепнет стремление к самореализации. Видимо, можно согласиться с предположением о том, что в «нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей за счет коллективистских, общественных».

Сегодня многие семьи отличаются друг от друга по отношению к главному нашему достоянию - к духовности: культ денег стал кумиром у одних, а стремление хоть как-то выжить - у других. Одни желают взять от жизни все, другие хотят посвятить свою жизнь детям, семье, другим людям, Отечеству. Ценности взрослых, а они порой диаметрально противоположны, определяют семейную индивидуальность, личностное своеобразие человека.

Резкое расслоение семей по уровню доходов порой отрицательно сказывается на психике растущего человека, его нравственных ориентациях. Одинаково опасны для духовности нации как безнравственная психология подрастающего торгаша («деньги могут все»), ведущая к вседозволенности, нетрудовому образу жизни, так и рабская психология люмпена - человека социально инертного, привыкшего к полунищенскому существованию и иждивенчеству.

Ныне на селе появились как семьи предпринимателей, фермеров, так и семьи, в которых родители безработные. С новыми «рыночными» проблемами неожиданно столкнулись многодетные родители. У молодых возникли трудности с жильем, трудоустройством, рождением «незапланированных» детей. Пенсионеры тяжело переживают состояние одинокой старости, обреченности, социальной ненужности, страдают из-за невнимания со стороны близких. Свои сложности у неполных семей.

Безработица, ухудшение состояния здоровья людей, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей - все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях взрослых и детей. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения, чего не могут восполнить ни радио, ни телевидение, ни газеты, доступность которых, кстати говоря, резко сократилась. Все это формирует у сельчан чувство дискомфортности и социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Организуя различные праздники, встречи людей разных поколений, семейные чтения, социальные педагоги таким путем стремятся избавить людей от информационной блокады, вывести из состояния потерянности.

В сельской семье, как и городской, осознается необходимость подготовки детей к социальной самозащите. Делается многое для того, чтобы ребята решали задачи, связанные с поиском выхода из возникших затруднений, естественно опираясь на советы и поддержку взрослых. И вот здесь-то возможны сложности. Одна из них вызвана тем, что опыт старшего поколения уже не соответствует новым социальным отношениям. Недостаточный уровень культуры, слаборазвитая инфраструктура образовательных учреждений на селе не позволяют многим адаптироваться в современных условиях рынка и конкуренции.

Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Не способствуют этому и участившиеся случаи закрытия дошкольных учреждений. Неорганизованный досуг, беспризорность, незанятость детей - все это осложняет положение семьи, усиливает криминогенность сельской среды. Именно поэтому содержательный досуг всех категорий населения становится важным участком профессиональной деятельности социальных педагогов.

Вряд ли трудности, переживаемые сельчанами, ведут к распаду семей со стажем. Сельская семья стабильна. Это подтверждают диагностические обследования, проведенные в Олонецком районе Карелии, где преобладают полные семьи с одним, двумя детьми. Немало здесь и многодетных семей. Сельские женщины, как правило, превосходят городских в умении переносить трудности жизни. Молодые люди рано вступают в брак, причем прежде всего по любви. Однако браки не всегда прочны. К примеру, по данным Центра социальной помощи семье и детям Таврического района Омской области, из четырех молодых семей распадаются три. Причины - материальные трудности, отсутствие жилья.

Положение сельской семьи не везде однозначное. В некоторых деревнях практически нет невест. Встречаются сорокалетние пьющие мужчины, которые живут со старенькими матерями, не думая жениться. Есть неполные, одинокие семьи, повторные браки. Есть и юные девушки, ставшие матерями вне брака, но не готовыми к материнству. В деревне Анеево Тюменской области М. П. Гурьяновой случилось встретиться с шестнадцатилетней девочкой, родившей ребенка от сорокалетнего мужчины, вернувшегося из мест лишения свободы. На вопрос о том, что побудило к этому поступку, последовал ответ: «Скучно было, делать нечего».

Сельской семье сегодня очень трудно. Причины разные: экономические, психологические, бытовые, медицинские, педагогические. Но во всех случаях тяжесть решения социальных проблем государство стремится переложить на семью. Родители это чувствуют, видя, как падает их жизненный уровень. Их обездоленность подтверждается и центром социологических исследований департамента социальной защиты Московской области за 1994 г. По данным ученых, значительно снизились расходы родителей на покупку одежды и обуви для детей (на 17%), организацию отдыха, каникул (на 20%), питание (на 7%), приобретение книг (на 40%). Об ухудшении материального положения семей свидетельствует и то, что лишь 0,5% опрошенных оценили это положение как очень хорошее (неполные и одиночные семьи в этой категории отсутствуют), как хорошее - 3,1% (тоже нет этой категории). Считают свое положение средним - 32,6% и плохим - 44% опрошенных, а очень плохим - 11,9% родителей. В результате около 60% представителей семей вынуждены признать свое материальное обеспечение плохим или очень плохим.

Стабильность сельской семьи зависит от того, имеют ли взрослые обеспеченную в материальном плане работу. Развал многих совхозов и колхозов (основных работодателей деревни), закрытие промышленных предприятий обострили проблему самовыживания. Ныне безработный человек, особенно семейный, попадает в стрессовую ситуацию. Когда в доме не хватает необходимых вещей - одежды и обуви, еды на столе, - то все это может стать источником взаимных упреков, недовольств, а порой и трагедий. Многие семьи (особенно неполные, где есть дети, престарелые, инвалиды) пользуются денежными выплатами, но это, как правило, незначительные суммы, а свои возможности они реализуют в области так называемой вторичной занятости, т.е. в сфере переобучения, подработки.

Отрадно, что государство заботится о семьях, оказавшихся в экстремальной ситуации. Однако система экономической поддержки имеет сегодня и негативную сторону: она может вызвать иждивенческие, потребительские настроения. Кто-то отказывается от алиментов, не работает, а получает пособие. Нередко женщины (те, что не прочь выпить) увольняются с работы, забирая ребенка из дошкольного учреждения, чтобы посвятить себя его воспитанию. Результат может быть плачевным: брошенные, ненакормленные дети, стремящиеся при первой возможности убежать из дома, заняться бродяжничеством. Работники социальных служб отслеживают подобные тенденции и стремятся предотвращать их.

Все чаще говорят сегодня о помолодевшей преступности, ранних сексуальных связях, росте числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурении, наркомании, которыми заражен и сельский контингент. Доступность всевозможных товаров для одних при их недоступности для других побуждает многих к изнурительному труду на собственном участке, а некоторых - к участию в сомнительных операциях, третьи же пребывают в состоянии подавленности, безысходности, социальной апатии.

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться.

В этом плане полезно сравнить российскую сельскую семью с зарубежной (сельской).

Американские социологи Эренсбург и Кимбалл изучали жизнь крестьян западной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей. Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фермы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процессе сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, понимая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей".

На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. В день зарплаты "старики" приходили получать деньги, заработанные сыновьями.

Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыновей. "Мальчики" 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал все решения. Как пожаловался один из мужчин, "пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком". Но, несмотря на подобные жалобы, вся система этих отношений была хорошо отработана, "мальчики" и "девочки" успешно приспосабливались к требованиям крестьянской семьи и справлялись со своими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами - членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.

Четкое разделение труда по половому и возрастному принципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей "мальчиками", а замужние женщины обычно находились под контролем свекрови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родственникам. Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось. "Вблизи Р. владелец небольшой фермы не обрабатывал свой огород; свекор был вынужден посылать картофель незадачливому зятю; в конце концов однажды ночью разгневанные родственники жены избили его в его собственном доме".

Отечественные же социальные педагоги села с тревогой говорят о безразличии, равнодушии многих родителей к судьбе собственных детей, о резком снижении роли отцов в их воспитании. Все больше и больше семей попадают в категорию «группы риска». Трагедия современного села - семьи, где родители пьют. Страшно это социальное явление, ибо ведет к нравственной и физической деградации общества. Социальная помощь больным, страдающим злоупотреблением алкоголем, становится важнейшей функцией социальных служб на селе.

Горько осознавать: сегодня и в сельской местности участилось число случаев, когда родители невольно толкают ребят на путь преступлений. Достойна сожаления и возмущения ситуация, когда взрослые вынуждены идти на то, чтобы дети превращались в источник доходов. Их могут отправить торговать спиртным, порнографией и даже заниматься проституцией. Самые близкие люди, родители, пытаются заработать на собственных чадах, а если не получается в этом бизнесе, то могут изгнать из дома или превратить их жизнь в кромешный ад. Подростки, которые нигде не учились или бросили школу, - страшный упрек нашей действительности. Честь и хвала тем социальным педагогам, которые стремятся предупредить или предотвратить подобные явления.

К числу бед, которые коснулись и сельской семьи, отнесу неуважение к старости, людям преклонного возраста. Родственное вымогательство как социальное явление порождено сегодня рыночной стихией. В одной из российских деревень мне случилось видеть, как взрослый, неработающий сын обирал одинокую мать-пенсионерку. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений - важнейшая задача социальной работы на селе.

Сегодня культурные запросы, потребности большинства сельских семей незначительны. Образовательный уровень сельчан гораздо ниже, чем у горожан. Отсутствие возможностей для удовлетворения культурных запросов нельзя считать причиной особого дискомфорта сельской семьи. Скорее сказывается привычка к такому образу жизни, когда ограниченность культурной жизни становится нормой. И зачастую заработанные в результате сверхусилий финансовые средства идут на удовлетворение не духовных, а материальных запросов. Понятно, родители предпочитают накормить, одеть, обуть ребенка, купить вещи, нужные предметы. К сожалению, сельским людям негде послушать музыку, посмотреть спектакль, пообщаться в культурном обществе, провести семейный вечер в приличном заведении, незачем нарядно одеться. Едва теплится прежняя культурно-образовательная, физкультурно-оздоровительная работа, в результате которой дети получали «путевку в жизнь».

Общественные невзгоды сегодня особенно коснулись семьи. Как отреагировала нормальная сельская семья на рост цен, безработицу? Обнаружилось, что многие селяне расширили свое подсобное хозяйство, обзавелись домашним скотом, разумно используют лето, чтобы сделать заготовки на зиму. Совместный труд членов семьи стал лучшим средством в борьбе с бедностью, нуждой, незанятостью. Верно говорят: работа держит в узде великие беды - скуку, порок и нужды. Благодаря домашнему труду сельские дети постигают технологию трудовой деятельности, уважительно относятся к людям. Но что делать с монотонностью, однообразием, тяжелыми условиями крестьянского труда? Все это вряд ли способствует вхождению свободного человека в мир новых социально-экономических отношений.

Уверена: именно сельская семья способствует становлению людей предприимчивых, т.е. хозяйственников, будущих предпринимателей. Здесь уместно вспомнить слова Ивана Стебута, патриарха русского земледелия: «Желаете поддержать нравственность в народе - поддержите семью; хотите сохранить в целости здоровье семьи - поддержите деревню и сельское хозяйство».

Сельская семья была и остается хранительницей традиций, исторической памяти предков. Художественные ремесла - домашнее ткачество, плетение кружев, резьба по дереву, вышивание, вязание - еще живы в народе. Обладая несомненными воспитательными возможностями, они сегодня используются и как средство для существования и как способ самообеспечения.

Сельская семья по-прежнему сильна родственными связями. По данным обследования семей Олонецкого района Карелии (сентябрь 1994 г.), 58% респондентов назвали в числе тех, с кем чаще всего общаются, своих родственников. Не забыто и понятие «Отчий дом». Если дочери и сыновья живут в райцентре, поселке, городе, то чаще, чем горожане, навещают стариков родителей, проживающих в отдаленных деревнях, помогают по хозяйству, «подбрасывают» внуков, не забывают о помощи в период сезонных работ, помогают материально.

2. Городская семья: особенности и проблемы

Городская семья, как это и вытекает из ее социального статуа, была и остается первой жертвой прогресса. Среди городских семей в России преобладают нуклеарные (бездетные и одно-двухдетные семьи). Растет доля семей, состоящих только из матери (отца) и детей. Совместное проживание трех поколений становится все более редким явлением, как в городах, так и на селе.

Снижение рождаемости и нуклеаризация семей ведут к сокращению среднего размера семьи, изменению структуры семей по числу членов, увеличению числа семей, состоящих из 2 - 4 человек (особенно из 2-х) и снижению числа и доли больших семей в 5 - 6 и более человек. Особенно быстрый рост малых семей отмечался в 70-е годы. В 80-е годы наблюдался рост числа семей из 2 (за счет роста неполных и иных «осколочных семей») и 4 - 5 человек (за счет некоторого роста числа семей с двумя детьми вследствие роста вторых рождений в 1983 - 1987 годах) при некотором сокращении семей из 3 человек.

Анализ распределения семей по их размеру свидетельствует об устойчивой тенденции к росту доли семей из 2 человек и снижению доли семей из 6 и более человек в общей численности семей как в городе, так и на селе. Доля семей из 3 - 5 человек за 80-е годы изменилась незначительно. Сохраняются устойчивые различия в структуре городских и сельских семей. Для городов характерна повышенная доля семей из 3 - 4 человек, главным образом за счет нуклеарных и молодых супружеских нар, живущих с одним или двумя родителями. В 1989 году семьи такого размера составляли в городском населении 55,7%, в то время как в селе - лишь 46,7%. В сельском же населении повышенная доля семей из 2 человек объясняется ростом числа пожилых пар без детей - «пустых гнезд» - в связи с большой миграцией молодежи в города. Повышенная доля в селе семей из 5 и более человек обусловлена в основном большей рождаемостью.

Для России характерно сохранение значительной дифференциации в размерах семьи и семейной структуре населения между национально-территориальными образованиями и районами преимущественного проживания русских. Она связана, прежде всего, с большими различиями в уровне рождаемости, а также с этнокультурными факторами формирования и развития семьи. При среднем размере семьи в 3,23 человека медиана распределения регионов по размеру семьи равна 3,19 человека, что свидетельствует об асимметрии распределения и преобладании регионов с размером семьи ниже среднего по РФ.

Анализ показателя среднего размера семьи в территориальном аспекте свидетельствует о том, что высокий размер семьи (3,5 и выше) характерен для автономных республик, областей и округов Северного Кавказа и Сибири. Наибольший размер семьи - в республиках с наиболее высокой рождаемостью: в Дагестане, Калмыкии, Туве, Бурятии и Якутии. Средний размер семьи (3,3 - 3,4) имеют остальные, не вошедшие в первую группу автономии и ряд областей Сибири и Дальнего Востока. Единственная автономия, попавшая в число регионов с низким размером семьи, - Карелия (3,2). Наименьший размер семьи отмечается в европейской части России, особенно в областях Северо-Запада и Центрального района (3,0 - 3,1). Колебания среднего размера семьи в сельской местности больше: от 5,15 в бывшей Чечено-Ингушетии до 2,82 в Псковской области. Доля больших семей (7 и более человек) варьируется от 17,6% в бывшей Чечено-Ингушетии до 0,6% в Ивановской области.

Многодетная семья давно уже перестала быть типичной для России. Сокращается их число и доля в семейной структуре. По данным переписи 1989 года, среди городских семей лишь 4,1% имели 3 и более детей, в селе - 10,6%, а в среднем по России - 5,7%. На долю многодетных семей приходится 20,5% от общего числа детей до 18 лет. Среди городских детей в многодетной семье растет каждый седьмой (14,4%), среди сельских - более трети (36%). В Москве доля многодетных семей - 1,9%, а проживает в них 7,9% детей.

Доля одиночек в российском населении колеблется от 11,2% в Тверской области до 2% на Чукотке. Доля членов семей, проживающих отдельно, - от 10,6% в Магаданской области до 3% в бывшей Чечено-Ингушетии.

Изменение экономического положения семей. Определяющее значение для развития семьи имеют ее экономическое положение, социальная защита.

По мнению специалистов, универсальным инструментом в оценке уровня жизни различных типов семей является минимальный потребительский бюджет (в % от бюджета). Этот бюджет состоит из трех основных частей: минимальный набор необходимых продуктов питания - около 35%; обувь, одежда и другие непродовольственные товары - около 32%; оплата коммунальных и культурно-бытовых услуг, налоги, платежи - около 33%.

Основным показателем благосостояния семьи является соотношение среднедушевого дохода ее членов и прожиточного минимума. По оценкам экспертов, в 1991 году среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума у 40% населения России, а к концу 1998 года в эту группу можно было отнести уже около 86% населения. По официальным данным, 32% семей имели в ноябре 1992 года доходы ниже уровня бедности, при этом бедных среди семей с двумя детьми было 47%, среди трехдетных - 72%.

В результате глубокого снижения уровня жизни резко возросли расходы на питание в общих потребительских расходах семей. В городских многодетных семьях, семьях матерей-одиночек этот показатель доходит до 80%. По принятым в мире стандартам, если расходы на питание составляют 50% и более, то это свидетельствует о чрезвычайно низком уровне жизни.

Эксперты полагают, что руководители всех звеньев государственного аппарата, ученые, занимающиеся исследованиями проблем уровня жизни, недооценивают отрицательные последствия ухудшения питания населения (8, С. 43). Неполноценное питание людей влечет за собой ухудшение здоровья беременных женщин и рост численности рожденных детей с весом ниже принятых медицинских норм; увеличение удельного веса новорожденных с ослабленной иммунной системой; ухудшение всех показателей физического и психического развития и здоровья детей и, как следствие, увеличение заболеваемости и смертности детей всех возрастов. Плохое питание сказывается на трудоспособности работающего населения, на состоянии здоровья пожилых людей, сокращая продолжительность их жизни, создает серьезную угрозу здоровью подрастающего поколения и чревато серьезными социальными издержками и экономическими потерями.

Негативные моменты в демографическом развитии России объясняют переживаемыми ныне трудностями в социально-экономической сфере. В то же время среди ученых продолжаются дискуссии о том, в какой мере нынешняя демографическая динамика объясняется глобальными изменениями характера воспроизводства населения, в какой - особенностями нынешней ситуации в России, в какой - структурными сдвигами.

Список использованной литературы

1. Антонов А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1999. - №3. – С. 87 – 103.

2. Бестужев-Лада И. В. Современная семья и ее проблемы // Вопросы философии. – 1979. - №6. – С. 176 – 177.

3. Бондарь Л. Семья: прошлое и современность // Бондарь Л. Введение в скаутинг: книга для родителей и для других взрослых. – Женева, 1990.

4. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (социально-политический аспект). – М.: Знание, 1990.

5. Гуд У. Социология семьи // Социология семьи. Проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1965.

6. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика. - 1995.- №3.-14-19.

7. Дармодехин С. В., Елизаров В. В. Проблемы семьи и семейной политики (по данным социологических исследований) // Социально-политический журнал. – 1993. - № 9 – 10. – С. 43 – 53.

8. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Открытое общество, 1994.

9. Проблемы семьи и детства в современной России. – М.: Педагогика, 1992.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии