Если твой ребенок левша. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

Другие торжества

Леворуких людей в современном обществе воспринимают абсолютно спокойно, в отличие от советских времен, когда их считали «ненормальными», подвергали прессингу и переучивали. Сегодня ребенок левша – такой же малыш, как любой другой, просто рабочая рука у него, в отличие от большинства детей, левая. Обучение и развитие такого человечка имеет свои особенности, но для начала нужно убедиться, что он является истинным левшой. Как узнать, какая рука является ведущей, как взаимодействовать с леворуким ребенком, учить его писать, в чем отличия от правшей – об этом вы прочитаете в данной статье.

Распознать левшу дошкольного возраста в повседневной жизни можно, внимательно понаблюдав за тем, каким образом кроха манипулирует предметами: берет ложку, причесывается, закрывает дверь, рисует, включает воду.

Учтите, что до четырехлетнего возраста дети способны одинаково эффективно использовать обе руки. Кроме того, при гетерохронном формировании головного мозга межполушарные связи могут наладиться в возрасте 12-13 лет, и школьник самопроизвольно поменяет рабочую руку.

Подробнее о том, как определить левша или правша ребенок 4-5 лет:

  • Предложите шепнуть что-нибудь на ушко;
  • Дайте изучить калейдоскоп, посмотреть в микроскоп, дверной глазок;
  • Попросите попрыгать на одной ноге;
  • Займите малыша творчеством: контурное вырезание, разукрашивание, рисование;
  • Вручите зубную щетку для самостоятельной чистки зубов;
  • Подайте руку для приветствия;
  • Попросите построить башенку;
  • Кидайте друг другу мячик.

В большинстве случаев (6-8 заданий из восьми) леворукий ребенок будет использовать левый глаз, ухо, руку, ногу для выполнения заданных действий. Примерно 1% людей одинаково хорошо пользуются обеими руками. Если ваш 5-6 летний отпрыск относится к этой уникальной категории, то половину манипуляций он будет выполнять правой стороной тела.

Что еще можно сделать, чтобы окончательно понять, что малыш – левша:

  • Поиграйте в рисование двумя ручками одновременно. Задача – изобразить кружок, квадрат, треугольник, держа в обеих руках карандаш (фломастер). Фигура, нарисованная доминирующей рукой, будет более ровной, аккуратной. Левши обычно начинают вести линии с середины листка – правой ручкой слева вправо, левой – справа в левом направлении.
  • Покажите крохе, как переплетать пальцы, совмещая ладошки. Сверху расположится большой палец ведущей руки.
  • Идентичное задание — скрещивание рук. Активная ручка накроет пассивную.
  • Игра «Крокодил» продемонстрирует, какую часть тела кроха использует активнее для жестикуляции, невербальной коммуникации.

Выявить леворукость желательно до начала школы, чтобы сразу понимать, что у ребенка есть особенности, которые необходимо иметь в виду учителям. Своевременный разговор родителей с педагогами поспособствует налаживанию контакта, обеспечит эффективное взаимодействие взрослых, нацеленное на гармоничное развитие маленького левши.

Разбираемся с причинами

Анатомия большинства живых организмов подразумевает некоторую ассиметрию, разную степень развития двух сторон тела. Человеческий мозг разделен на две половины, каждая из которых, условно говоря, контролирует противоположную половину тела. От 10 до 17 процентов населения Земли – особенные – правое полушарие мозга у них доминирует, а это значит, что они больше склонны к абстрактному, образному мышлению.

Почему так получается? На то, какое полушарие будет доминировать, влияют следующие факторы:

  • Особенности развития внутриутробно, наличие стрессов в жизни беременной, осложненные роды, аномалии при формировании головного мозга плода;
  • Наличие леворукости в роду;
  • Травма черепа, в результате которой повредился головной мозг;
  • Временная недееспособность правой руки (гипс) – за пол-года ребенок способен приспособиться к «левостороннему» образу жизни;
  • Повторение за кем-то, для кого левая рука является основной, — близкий друг, родственник.

Независимо от причины возникновения леворукости, эта редкая индивидуальная черта не требует коррекции, исправления или искоренения. Основная задача для родителей – помочь малышу адаптироваться к различной деятельности, учебе, творческим занятиям, освоиться в мире правшей, чувствовать себя уверенно.

Учитываем физиологию и психологию

Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.

У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.

Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:


Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:


Запоминаем, чего делать нельзя, а что – нужно

Основное правило обучения и воспитания ребёнка, имеющего доминирующую левую руку, — принять эту особенность как неизменную данность. Попытки «перекроить» малыша, научить его пользоваться правой рукой, наказания, давление являются абсолютно бессмысленными и даже вредными. Поскольку леворукость – не прихоть и не выбор, требование «стать нормальным» не имеет никаких шансов быть исполненным. Более того, переучивание затормозит развитие и может вызвать серьезные соматические расстройства.

Не относитесь к левше как к всесторонне одаренной личности. Не нужно развивающих классов, специальных программ обучения, углубленного изучения предметов – для него это может стать непосильной нагрузкой.

Помните, что ребенок левша достаточно раним, чувствителен, эмоционален, избегайте криков, суровых наказаний, жесткой дисциплины.

Не бейтесь за красоту почерка – это бесполезно. Скорее всего ваш леворукий отпрыск выберет отрывное письмо с наклоном букв в левую сторону. Не бойтесь, что будут проблемы со школьными отметками – методические рекомендации Минздрава запрещают учителям снижать оценки левшам за неровный почерк.

Как поддержать ребенка левшу?

  • Поощряйте увлечение музыкой, творчеством. Скажите ему, что он неординарный от природы, но все в его руках;
  • Будьте терпеливы, внимательны, принимайте и любите своего необычного ребятенка, хвалите его;
  • Сделайте удобным его быт (рабочее место, освещение, предметы обихода, канцелярские принадлежности);
  • Отдайте чадо в кружок, студию, спорт, где требуется равномерно использование обеих рук (лепка, вязание, водные виды спорта, баскетбол, фортепианный класс);
  • Давайте отдых после 15-20 минут выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления;
  • Сразу поговорите с воспитателями, учителями, убедитесь, что они знакомы с особенностями работы с левшами.

Леворукие детки, впрочем как и все другие, нуждаются в принятии, понимании, бережном отношении, доверии взрослых. Обучая и воспитывая левшу, помните о том, что он отличается от большинства сверстников, причем эти отличия обусловлены его природными особенностями развития. Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой – тогда он сможет преодолеть все трудности.

Физиологически леворукость обусловлена особенностями функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга. Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. В отношении причин возникновения левшества как проявления особенностей межполушарной асимметрии существует несколько точек зрения.

  • 1. Согласно генетической теории левшество передается по наследству и обусловлено хромосомными факторами, что обусловливает специфику морфологического строения мозга левшей.
  • 2. Согласно социо-культурной теории формирование «рукости» связано с культурно-историческими условиями, с детства социально навязывающими преимущественное пользование и тренировку одной из рук.
  • 3. В соответствии с патологической теорией, левшество - результат травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни. Чаще всего, это родовая травма из-за аномалии родовых путей, результат наложения щипцов при родовспоможении. Каждый конкретный случай левшества имеет свою обусловленность возникновения, которая может быть связана как с одной, так и комбинацией причин. Этот принцип приобретает все большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга. По характеру проявления можно выделить три вида функциональной асимметрии: моторную, сенсорную и психическую. Следует отметить, что эти виды асимметрии формируются и функционируют относительно независимо.

Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении. Так, по включенности той или иной руки в деятельность различают праворуких и леворуких людей (правшей и левшей).

Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств. Например, роль правого и левого глаз в бинокулярном зрении различна. Ведущий глаз первым устанавливается на предмете, и его информация более значима для процессов сознания.

В 1981 году Нобелевским лауреатом американским психофизиологом Роджером У. Сперри была выделена психическая асимметрия. Под психической (психофизиологической) асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее нейрофизиологических процессов, связанных с активностью левого и правого полушарий.

У леворуких людей доминантная специализация в работе больших полушарий менее четко выражена, чем у праворуких. И если у правши доминирует левое полушарие, то соподчинение и взаимокоординация работы полушарий у левши, осуществляется по более сложному механизму. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное «взаимодействие и специализация полушарий». У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально - логическим. Оно заведует логическим, абстрактным, аналитическим мышлением. Левое полушарие головного мозга обрабатывает информацию поступательно, последовательно, рассматривая все возможные варианты. За правую сторону тела также отвечает левое полушарие.

Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за воображение, образное мышление, восприятие искусства. Правое полушарие «обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно - пространственные функции». Правое полушарие головного мозга обсуживает левую сторону тела.

Рассматривая особенности леворуких, необходимо знание особенностей полушарий мозга человека и сфер психической деятельности, за которые они ответственны.

Доминирование того или иного полушария определяет преимущественное развитие определенных функций у «левшей» и «правшей», знание которых помогает учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой - правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию. Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: - правое - «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ; - левое - «логическое» - обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши; - они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария; - они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением; - левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов); - они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля; - более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи, с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко; - левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Эмоционально-психологические особенности леворуких:

  • v повышенная эмоциональная чувствительность;
  • v ранимость;
  • v быстрая утомляемость, как следствие этого -- ограниченная работоспособность;
  • v высокий уровень креативности;
  • v ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
  • v раздражительность и обидчивость;
  • v подверженность различным страхам (боязливость);
  • v низкий уровень самоконтроля;
  • v пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);
  • v конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
  • v совестливость;
  • v робость;
  • v повышенный уровень тревожности;
  • v эстетическая впечатлительность.

Все эмоционально-психологические особенности леворуких людей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. М.М. Безруких отмечает, что «у мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Согласно данным отечественных медиков, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы неврозов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Для того, чтобы этого избежать вышеперечисленных проблем нужно как можно активнее и глобальнее изучать проблему функциональной асимметрии мозга, леворукости и доносить результаты исследований до работников образовательных учреждений и родителей.

Особенности организации познавательной сферы леворукого ребенка могут иметь следующие проявления:

  • v сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;
  • v недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, «зеркальность» письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;
  • v поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам»;
  • v слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
  • v речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Выраженная эмоциональность леворуких существенно осложняет воспитание и обучение. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

  • v зрительно-моторной координации;
  • v точности пространственного восприятия;
  • v зрительной памяти;
  • v наглядно-образного мышления;
  • v способности к целостной переработке информации;
  • v моторики;
  • v фонематического слуха;
  • v речи.

Следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные проблемы в учебе.

В старшем дошкольном возрасте часто встречаются леворукие дети с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  • - восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  • - формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • - выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  • - копирования;
  • - неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • - зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • - очень медленный темп письма.

Феномен зеркального письма (ФЗД) был описан впервые в 1874 году Вестфалем.

С данным феноменом знакомо большинство родителей маленьких левшей. У кого - то он проявляется в виде зеркальных рисунков, письма, встречаются также зеркальное чтение, зеркальное восприятие. И.Макарьев в своей работе «Если ваш ребёнок - левша» раскрывает ряд концепций, объясняющих ФЗД. «Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно - пространственного восприятия, право - левой ориентировки, в дефектах зрительно - моторной координации и биокулярного зрения.

Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все исследователи приводят достаточно много данных о связи ФЗД с наличием левшества». Итальянский судебный психиатр и антрополог Ломброзо также предположил, что в детском возрасте образы букв формируются в обоих полушариях, причем зеркально-симметрично. Одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, может быть неустойчивое доминирование полушария при письме, то есть попытки правого полушария взять контроль над пишущей правой рукой. Это, возможно, определяет частую встречаемость зеркального письма у леворуких детей. При ухудшении функционального состояния ребенка утомлении, сильном волнении и т. п., меняется баланс взаимоотношений полушарий мозга, что приводит к учащению случаев зеркального письма.

В настоящее время у дошкольников можно часто наблюдать, как при жестикулировании или при движениях, выполняемых по инструкции одной рукой, вторая рука совершает непроизвольные зеркальные движения. Зеркальные движения связаны, по-видимому, с незрелостью коры больших полушарий, в особенности левого, и недостаточным развитием межполушарных связей. Полностью этот феномен исчезает обычно к 8-10 годам, когда сформированы межполушарные связи, благодаря которым тормозятся зеркально-симметричные движения.

На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим "белым воронам" зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным.

"Следы" такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" — товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.

В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.

Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.

К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если раньше левшей в школе старались переучивать, "подгонять" их под праворукий класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается "скрытое левшество". Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.

Теперь перейдем к вопросу о причинах леворукости. Они могут быть разными.

Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 — 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Второй вид — это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще — его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе , соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

Третий вид — это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей — левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или "двурукость") вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Итак, мы еще раз убедились, что категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых. Думаю, что большинство согласиться с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.

Ознакомимся с основными позициями в описании характеристик левшей.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами. Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей). Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США Клинтон и многие другие.

Я думаю, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, тем более, что по сути они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. По результатам исследования был сделан вывод о том, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.

Для более точного определения индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральности организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.

Для определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Иногда дополнительно определяют и ведущую ногу, хотя эта информация не входит обычно в анализ получаемого профиля.

По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой ("рука — ухо — глаз"), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П — преобладание правой функции, Л -левой, А — равенство функций.

М. Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: "чистых левшей" и "чистых правшей".

Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха. Дети с выраженным левшеством обнаруживают низкий уровень произвольного (по желанию) ускорения при переходе с оптимального на более быстрый темп работы.

Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.

Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

  1. Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
  2. По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.

Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше "все как у всех". Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.

У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход — приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  7. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению летом активно поздравляют всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 12 августа.

Ломтева Татьяна Александровна, психолог

у меня ребенок левша вообще есть ли какая то положительная сторона этого судя по статье он не сможет не писать не читать не считать так хоть что то он может делать мы в первом классе трудности с чтением

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в метрополитене щели для жетонов и карточек – всегда с правой стороны турникета? Под правшей «заточены» очень многие вещи – от ножниц до компьютерных мышек, от прописей в тетрадках до станков на заводах. Некоторые фирмы, правда, выпускают специальные товары для леворуких (в основном это канцелярские принадлежности, рабочие инструменты и бытовые приспособления). Но таких исключений пока немного. Чем старше наш любимый левшонок, тем к большему количеству вещей в праворуком мире ему приходится адаптироваться. В детском саду вопрос стоит ещё не так остро. А вот в школе возникают проблемы – как предвиденные родителями, так и совершенно для них неожиданные. Ведь там далеко не всегда бывают учтены особенности развития леворуких детей. Каковы же они?

Есть вещи, которые изначально даются левшам сложнее, чем их праворуким сверстникам.

* У многих левшат медленнее формируется фонематический слух (способность различать различные звуки) и способность к артикуляции. Поэтому они могут заговорить позже сверстников, но уже довольно длинными и сложными фразами. Родным остаётся только поражаться их «взрослой» речи. Как рассказала одна мама, её дочка молчала практически до двух лет. На горизонте «замаячил» неприятный диагноз – «задержка речевого развития». И вдруг, выйдя утром на улицу, девочка скорчила уморительно брезгливую рожицу и произнесла: «Фу, как тут мокро!» После этого у родителей возникали только противоположные проблемы – порой невозможно было унять «разговорившегося» ребёнка.

* Сложные отношения у левши складываются с пространством и временем. Даже в младшем школьном возрасте он может иногда сомневаться, какая рука у него правая, а какая левая. У леворуких детей часто встречаются нарушения или недостаточность в развитии пространственного восприятия на зрительном уровне, зрительной памяти, моторной координации. Например, дорогу в незнакомых местах левшонок запоминает с большим трудом.

* Порою ребёнку-левше трудно определить время по часам со стрелками. Он путает часовую и минутную стрелки, воспринимает их в зеркальном отражении или смещёнными.

* Иногда у таких детишек задерживается развитие такого важного навыка, как формирование рядов из слов, знаков, изображений, объектов. Им трудно запомнить взаимное расположение чего-либо в пространстве, тяжело собрать мозаику, выложить узор в определённом направлении. Казалось бы, такие особенности могут помешать левшонку ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире. Но природа по-своему справедлива. И все эти трудности она компенсирует с лихвой! Ведь уже давно доказано, что левши – удивительные люди. Левша каждый раз придумывает, а то и невообразимым (для окружающих) образом выделяет свой путь строения и завладения миром праворуких… Все без исключения дети-левши умеют колоссально, почти волшебно контролировать течение своей психической активности. Часто они добиваются нужных результатов как бы «непрямым» путём, находя иногда абсолютно немыслимые доступные и недоступные средства. Маленький четырёхлетний левшонок легко пересказывает целые страницы из «вычитанной» им книжки, а потом оказывается, что ни одна из букв ему неизвестна. Так кто же научил его подобному способу чтения? Кто научил ребёнка в шесть лет решать цифровые задачи немалой трудности, при том, что он менял и переиначивал написание похожих между собой цифр? Отнимал от нижнего ряда верхний, а само слово «задача» обозначал как «чдз», то есть зеркальным методом, пропуская все гласные? Каждому разумному взрослому многие века было понятно, что время - это часы, висящие на стене. А вот вечному ребёнку, как все гении, А. Эйнштейну это вдруг привиделось абсолютно некорректной постановкой вопроса. Итог нам всем известен. Хотя, скорее всего, он иногда использовал часы и по прямому назначению.

Да, выстраивать словесные ряды и запоминать не связанные между собой вещи и понятия левше сложнее, чем праворукому сверстнику. Зато, если он может их как-то «пометить» в уме, найти логические связи и ассоциации, то запоминает легко и в большом объёме. А какой нестандартный у левши взгляд на мир, какая способность отыскивать логические и образные связи, какое стремление к новому и оригинальному… Согласно недавним исследованиям, леворукие выпускники вузов зарабатывают на 13-21 % больше, чем их праворукие коллеги. Кроме того, как предполагают исследователи, левшей очень много среди деятелей различных видов искусств. Например, среди художников, музыкантов, а также некоторых категорий спортсменов. В отдельных видах спорта левши – буквально «на вес золота». Например, в теннисе, фехтовании, боксе, большинстве единоборств они считаются самыми опасными и «непредсказуемыми» противниками. Недаром 40 % чемпионов мира по боксу – леворукие.

«Леворучка» в школе и дома.

В начальной школе дети-левши довольно часто встречаются с трудностями. Не пугайтесь! Это касается не только вашего ребёнка, но и вообще большинства левшей. Обычно к классу четвёртому различия сглаживаются, и левшонок нормально «вливается» в учебный процесс. Но в этом ему нужно помочь.

При воспитании и обучении левши нужно всегда помнить о его повышенной эмоциональности, ранимости. Левшонок чрезвычайно чувствителен к внешней оценке. Он даже больше, чем обычный ребёнок, нуждается в принятии, одобрении, уважении, сочувствии. Не ленитесь похвалить его за успешно выполненную работу! Задача родителей – развить в нём оптимизм, уверенность в себе, активное отношение к жизни. Психические процессы отнимают у левшей очень много энергии. Следствием становится быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Поэтому внимательно следите, чтобы школьник соблюдал постоянный режим дня и не переутомлялся.

У левшей медленнее, чем у праворуких сверстников, формируются простые навыки, которые позволяют нам выполнять какие-то привычные действия автоматически, не задумываясь. Леворукого ребёнка труднее заставить что-то делать по правилам, по установленному шаблону. Например, чистить зубы на ночь, переодеваться, придя с улицы и т.п. Как тут действовать?

Не надо сердиться и нервничать. Но не стоит и ждать, что ребёнок сам научится (просто глядя на вас) шить иголкой, пользоваться ножницами, завязывать шнурки, застилать постель, рисовать, писать буквы. Левше трудно учиться каким-то навыкам «вприглядку». Он не может, глядя на вас, понять, как же это всё-таки делается. Ему нужно, чтобы движения, взаимное расположение рук, пальцев, головы «запомнило» всё его тело. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним проделать нужное действие. Если не запоминается буква или цифра – пусть не просто пытается срисовать её, глядя на образец, а несколько раз обведёт по трафарету либо под копирку. А потом полюбуется на аккуратный, красивый рисунок.

Родитель, будь готов!

Школьные трудности касаются чаще всего обучения письму и счёту. Дело в том, что основой для первичных навыков здесь является зрительное восприятие. А оно, как мы помним, у левшей «прихрамывает».

1. «В какую сторону хвостик?» Ребёнок путает похожие по написанию буквы и цифры (например. «д» и «б»: у одной «хвостик» сверху, а у другой снизу), добавляет лишние элементы или наоборот, не дописывает элементы букв и цифр. «Зеркальное» написание букв, цифр и графических элементов встречается у 85 % первоклашек-левшей. Однако не волнуйтесь: большинство праворуких детей в возрасте от трёх до семи лет тоже иногда пишут некоторые буквы в зеркальном отражении. Это обычный этап овладения письмом. «В норме», по наблюдениям психологов, такие ошибки полностью исчезают после 10 лет.

Как помочь. Левша мыслит эмоциями и цельными образами. Чтобы запомнить что-то, ему нужна образная «привязка», ассоциация. Классический пример: «у «д» хвостик книзу, как у дятла, а у «б» – кверху, как у белочки».

2. Порядок букв. Иногда (особенно в спешке) левша может менять местами или пропускать буквы в слове. Из «коровы» у него в лучшем случае получается «ковра»… У некоторых левшей наблюдаются очень стойкие дисграфические ошибки. Дети путаются в порядке букв, забывают оставлять зазоры между словами. Это связано всё с тем же неразвитым умением формировать ряды, различать звуки и их последовательность.

Как помочь. Почаще выкладывайте с вашим дошкольником узоры из различных элементов или мозаику. Элементы располагайте строго слева направо. Сначала сложите верхний ряд, а потом как бы «переходите» на строку ниже. Проводите с ребёнком «зрительные диктанты». Для этого можно использовать два одинаковых набора геометрических фигур – квадратиков, треугольников, ромбиков и кружков, вырезанных из разноцветного картона. Из одного набора выкладывается ряд. Ребёнок рассматривает его и несколько раз перечисляет вслух слева направо, запоминая последовательность: «Синий квадратик, красный треугольник, жёлтый круг» и т.д. Образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит его, выкладывая фигуры из второго набора. Потом следует проверить правильность выполнения и «наградить» за хороший результат небольшим призом. Начинаются такие тренировки с совсем коротких рядов в 3-4 фигуры, а потом их протяжённость возрастает. Полезно будет предложить ребёнку-левше составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же, соблюдая направление слева направо. Для этого можно использовать детские комиксы, если в них рисунки расположены именно в таком порядке. Хорошие результаты даёт раннее обучение чтению. Если ребёнок много читает, он просто-напросто зрительно запоминает «внешний вид» слов.

3. Этот ужасный почерк. Большие, растянутые, неровные буквы клонятся в разные стороны? Пишет медленно и некрасиво? А вот тут уж ничего не поделаешь – это не от невнимательности и недостатка старания. Левша порою прикладывает к чистописанию больше усилий, чем его праворукий сверстник, а результат получается хуже. У некоторых левшей к старшим классам почерк выравнивается, а у некоторых – остаётся таким на всю жизнь.

Как помочь. Стоит поговорить с учителем, объяснить, что причина проблем с чистописанием – леворукость ребёнка, а не его невнимательность и лень. Надо снять психологическое давление в школе, чтобы ваш малыш не чувствовал себя из-за плохого почерка «отстающим», «худшим», чем другие ученики. И в самом деле, в эпоху компьютеризации куда важнее становятся навыки быстрого набора и поиска нужной информации в Интернете.

Учителю на заметку.

Когда леворукий ребёнок работает за столом – источник света должен находиться с правой стороны. Рассаживая детей в классе, учителю лучше посадить левшу так, чтобы доска была от него справа. Поза за партой – стандартная, но выдавшимся немного вперёд должно быть не правое, а левое плечо. Тетрадь или лист бумаги должны лежать таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Если левша сидит за партой вместе с праворуким ребёнком, его лучше посадить слева, а правшу – справа, чтобы они не мешали друг другу, сталкиваясь локтями.

Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.

Знаменитые левши

Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.

Несколько фактов про левшей из истории

Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито мозга, отвечающее за и память.

И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.

Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.

Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.

Судьба левшей в 20 столетии

В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.

Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.

Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.

Различия между левшами и правшами

Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.

Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.

Левша и правша: отличия

Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:

  • Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
  • В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
  • Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.

Несколько фактов о левшах

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:

  1. У левшей более развито правое У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
  2. Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
  3. Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
  4. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
  5. Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
  6. Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

Тесты: как определить левшу в ребенке

Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.

Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.

Дети-левши

Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.

Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.

Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.

Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.

Последствия неправильного обучения левшей

Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.

Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.

Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.