Что делать когда ребенок постоянно ноет. Ребенку год и два месяца

23 февраля

Я сидела около бассейна в мотеле, стараясь расслабиться и насладиться солнцем. Но вдруг почувствовала, что моя голова начинает раскалываться и я так сильно сжимаю зубы, что начинаю чувствовать боль в челюстях. Около меня сидел мужчина, держа на коленях хорошенькую маленькую девочку. Рядом с ним стоял мальчик постарше, который без конца скулил. Он ныл, что хочет опять в воду, хотя весь дрожал; он канючил, чтобы отец купил ему мячик. Его ноющий голос царапал меня по нервам, и я в конце концов не выдержала. Уходя, я обернулась и посмотрела на маленького нытика. То, что я увидела, открыло мне многое. Его взгляд был прикован к отцовскому колену.

«Вот он, „тайный смысл“, - сказала я себе. - Он хочет не в бассейн, и не мячик, и не плитку шоколада, и не смотреть телевизор в комнате, он хочет на колени к отцу». Когда дети без конца хнычут скулящим, раздраженным голосом, они могут довести родителей до белого каления – мало что еще может так быстро и основательно вывести из себя. К сожалению, это один из вариантов порочного круга: чем больше мы раздражаемся, тем сильнее становится нытье, потому что за ним стоит скрытая просьба о чем-нибудь, что обычно не имеет ничего общего с тем, о чем просит ребенок в данный момент.

Когда он начинает слишком сильно скулить и это становится привычной и обычной формой его поведения, нельзя добиться положительного результата, применяя лобовую атаку, как это пытаются делать все родители. Нас обычно так раздражает нытье, что мы непроизвольно реагируем на него нетерпимо и сердито. Мы грозим наказать, отказываемся слушать и просто кричим. Я говорю об этом так уверенно, потому что сама делала так. Первый случай, который мне вспоминается, произошел, когда ко мне в гости приехали две сестры: восьми и десяти лет. Младшая сводила меня с ума. Она хандрила всякий раз, как только ее сестра что-то делала или говорила.

«Она косо на меня смотрит», - скулила младшая. Или: «Ей дали больше бананов, чем мне». В эти минуты лился поток крокодиловых слез, и я чувствовала, что становлюсь все более и более раздражительной. Если мы что-то собирались устроить днем, младшая девочка по сорок раз за утро приставала ко мне – где, когда и как все это будет, - пока я не грозила вовсе все отменить, и тогда ее нижняя губа начинала дрожать, глаза наполнялись слезами, а я чувствовала, что вот-вот сорвусь и накричу на нее.

На третий день визита произошла незначительная ссора: кажется, старшая сестра хвасталась, что нашла лягушку, но не позвала младшую, и тут же снова начались страшные завывания. Я услышала свой крик: «Довольно! Прекрати этот спектакль! Не хочу больше слышать ни слова!» Девочка изумленно посмотрела на меня и убежала в свою комнату. А я стояла у раковины, чувствуя себя гораздо более виноватой, чем чувствуют большинство родителей в подобные моменты…
Поскольку мне больше не приходилось ежедневно заниматься непосредственно воспитанием девочек, мне было проще набраться терпения и трезво взглянуть на вещи. Этот драматический момент образумил меня, и я поняла, что то, что я делаю, противоречит тому, что я призываю делать других родителей: искать причины, а не устранять симптомы.

Я тотчас же поняла, что кроется у младшей сестры за чрезмерным хныканьем и нытьем. Мне кажется, я знала об этом с самого начала, но не чувствовала себя готовой к тому, чтобы что-нибудь с этим сделать. Я прошла в комнату младшей, нашла ее свернувшейся на кровати, села около нее и сказала: «Извини, дорогая. На самом деле нам обеим хочется поплакать о большом горе, и это нам и стоит сделать». Мать девочек умерла почти год назад. Мы не видели друг друга со дня похорон. Когда мы снова встретились, за нами стояли наша скорбь и боль. Пока мы не заговорили об этом напрямую, девочка все время ныла, а я все время кричала. Вместо этого мы сели рядом на кровати, крепко прижались друг к другу и поплакали от всей души. Оставшееся время, пока девочки жили у меня, мы говорили вслух о том, что мы чувствуем, и часто плакали.

Я знаю очень хорошо, что бывают моменты, когда дети просто «достают» нас, и если мы немного «выпустим пар», это не нанесет вреда их маленьким душам, зато может спасти наши. Но когда ребенок вечно хандрит, нам действительно надо внимательно посмотреть, что может стоять за этим. Иначе мы оба попадаем в ловушку, воспроизводя тот тип поведения, от которого обоим все труднее и труднее избавиться.

Наиболее часто причины нытья подобны тем, которые я описала в первых двух случаях, когда в основе лежит какая-то реальная потребность, реальная проблема, а мы просто ее не замечаем. Папа в бассейне не получил сигнал о ревности, я не получила сигнал о печали. Ребенок не знает источника собственного беспокойства, и нытье становится способом ослабления внутреннего напряжения . Если мы хотим помочь ребенку прекратить хандрить, мы должны спросить себя: откуда это исходит? Не расстроена ли Дженни потому, что мы переехали и она не завела себе новых друзей? Не пытается ли Дональд отвлечь мое внимание от младенца? Не боится ли Сюзи свою учительницу?

Мы не можем каждый раз попадать в яблочко и уповать на обязательный успех. Если мы попытаемся призвать на помощь всю свою чуткость и воображение, мы в крайнем случае сможем приблизиться к истине. И уже это будет полезным для ребенка. Если же на самом деле мы не можем понять причины нытья, мы можем начать нащупывать их, сказав, например: «Знаешь, твой голос очень злит меня, так что давай подумаем, сможем ли мы установить, что на самом деле тебя беспокоит. Не думаю, что все дело в том, что ты хочешь, чтобы я тебе купила жвачку, вероятно, ты чем-то расстроен».

Наиболее очевидная причина хандры – потребность во внимании.
С точки зрения ребенка (а это происходит по большей части бессознательно), иногда лучше, когда родители кричат на него, чем когда просто его присутствие не замечают. Может быть, он так много ноет потому, что смертельно напуган: он слышит, как мама и папа ссорятся всю ночь, когда думают, что он уснул. А что, если они настолько потеряют рассудок, что бросят его? Кто будет о нем заботиться? Не его ли вина, что они настолько обезумели? Эти мысли мучают и пугают его, но у ребенка нет способа получить ответы на эти вопросы. Его тревога выражается в бесконечном нытье и просьбах. Даже шлепок или запрет на просмотр телевизора не огорчает его, потому что его заметили. А пока возбуждение усиливается, он может забыть реальные страхи. Беда в том, что, если никто не поможет ему получить ответы на вопросы, которые мучают малыша, нытье и хныканье становятся постоянной, устойчивой формой защиты против страхов.

Когда есть подозрение, что складывается подобная модель поведения, мы должны поставить перед собой вопрос, что происходит со всей семьей.
Дети обладают очень чувствительной радарной системой. Если мама и папа обсуждают перспективу развода, если у кого-то из них не ладятся дела на работе, если дедушка умирает – они знают, что что-то не в порядке. Может быть, даже если происходят драматические события, пора обсудить вопрос всем вместе, так чтобы ребенок чувствовал, что он часть семьи. Меньше хочется ныть, прося, чтобы тебе уделили внимание, если тебе его действительно уделяют.

Одна из наиболее распространенных среди детей причин нытья состоит в том, что ребенок ощущает неуверенность или амбивалентность родителей. В подобной ситуации помочь проще всего. Одна мать рассказывала мне: «Я лезла на стенку каждый раз, когда брала детей с собой в магазин: увидят витрину магазина и начинают канючить: „Я хочу то, я хочу это“. Я так бесилась, кричала до хрипоты. Однажды с нами пошла моя сестра. К тому времени, когда мы выходили из магазина, я была вне себя. Она заметила, что, несмотря на то что я так бесилась, я купила половину того, что они просили. Она напомнила мне о том, как бедно мы жили после того, как умер наш отец. Мы были еще маленькими, когда наша мать снова стала работать, и у нас никогда не проходило чувство, что нам всего не хватает. Моя сестра объяснила мне, почему я так бешусь. В то время как я буквально взрываюсь из-за того, что дети ноют и просят что-то купить, на самом деле я сама веду себя как маленький ребенок, все еще желая того, что раньше не могла себе позволить. Это объяснение сестры было хорошей шоковой терапией. Теперь я говорю сама себе: веди себя по-взрослому: если незачем покупать ту или иную вещь, не покупай, не валяй дурака».

Когда в той или иной ситуации у нас появляются противоречивые чувства, дети замечают это мгновенно. Когда ты маленький, вполне естественно хотеть все, что ты видишь. Если родители склонны проявлять нерешительность и уступать, ни один уважающий себя ребенок не перестанет просить. Но подумайте: не хочет ли ребенок чего-то такого, чего когда-то хотелось вам самим? Не играет ли он в ту игру, которую вы вели со своими родителями и проиграли? Пора решать, что вы хотите для своего ребенка и что вы хотите для себя.

Один отец рассказывал мне: «Когда я осознал, что был слишком снисходителен к детям, потому что меня никто никогда не баловал, я решил, что будет намного лучше для них, если я буду время от времени сам себе делать подарки. Теперь, когда я так и делаю, дети стали более разборчивы в том, о чем просить меня».

Другая распространенная причина нытья – это наши неадекватные реакции. Иногда мы этого даже не осознаем; иногда ребенок неверно понимает, чего от него ожидают. В любом случае, если он чувствует, что он не отвечает требованиям родителей: не может читать достаточно быстро, безответственно относится к выбрасыванию мусора, недостаточно хорошо ведет себя в присутствии родственников, все еще продолжает просить, чтобы на ночь ему оставляли свет, - это может привести к страхам. Под ложечкой возникает неприятное ощущение: «Я должен скорее вырасти», - но поскольку это невозможно, страх усиливается и ребенок регрессирует.

Нытье – это, может быть, естественный способ выразить без слов мольбу: «Не торопите меня». Эту гипотезу легко проверить. Просто говорите ребенку, когда он ноет, что он ведет себя как маленький, и он станет ныть еще сильнее. Однако лучше проводить свои «изыскания» более позитивным образом. Просто говорите ребенку, который хнычет, что вы знаете, что он иногда вновь ощущает себя маленьким, и в этом нет ничего дурного. Вы даже можете немного покачать его или иногда полепетать с ним, как с младенцем. Увидите, насколько меньше он будет хандрить.

Нытье и хныканье – это сигналы о том, что без внимания осталась какая-то истинная потребность . Никто и никогда не сможет удовлетворить всех желаний ребенка, так что совсем избежать нытья не удастся. Нам стоит беспокоиться только тогда, когда оно становится слишком сильным и похоже на крик о помощи. Проблема в том, что никто не любит настырного нытика, тогда как сам он нуждается именно в любви.

Эда Ле Шан. "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"

С какого же возраста ребенок может понять, за что его наказывают? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, с одной стороны, это довольно индивидуальный процесс, с другой стороны, нередко бывает трудно определить, что стоит за этим пониманием: интуитивная реакция на недовольное выражение лица взрослого и строгий тон или начало осознания. Вот, что думают на этот счет психологи.
Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5-3 года. Ведь никому в голову не придет шлепать новорожденного младенца. Ребенок должен быть в состоянии понять цель наказания - научить его правильно вести себя. Он должен видеть наказание как результат каких-то своих неверных поступков, а не как проявление злой воли. Ведь ваша задача не обидеть, а обозначить, что так-то и так-то делать не надо.
Что может сделать взрослый, чтобы сгладить след от обиды, оставшийся у малыша после наказания? Психологи рекомендуют иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать вас. Если он почувствует, что и вы подчиняетесь этим правилам, он меньше будет сердиться, когда вы примените их к нему.
ВНИМАНИЕ! Если вы все же решили наказывать ребенка за тот или иной проступок, будьте последовательны.
Представьте себе такую ситуацию:
Малыш за завтраком вылил компот на стол. Мать, сдвинув брови, погрозила ему пальцем и отобрала чашку. За обедом малыш повторяет эксперимент. Но у мамы хорошее настроение, она смеется, целует его. За ужином - та же ситуация, но мама выходит из себя, выгоняет ребенка из-за стола, шлепает его.
Что в итоге? Малыш обижен. Он получил противоречивую информацию относительно правильности данного поступка. Он не может понять, в чем же его вина.
Здесь мне хотелось бы сделать еще одно очень важное замечание. Ругая ребенка, представьте себе, что это взрослый или даже вы сами попали в аналогичную ситуацию. Итак, вы в гостях опрокинули чашку. Или даже она соскользнула на пол и разбилась. Какой реакции вы ждете от окружающих: «Не страшно, со всеми бывает... На счастье! Чепуха, сейчас уберем». А теперь представьте себе, что вы услышите фразу, которую говорите в таких случаях своему ребенку: «Ну ты раззява! Руки, что ли, у тебя не оттуда растут? Ну и свинюшка у меня выросла! И т.д.». Обидно? Но почему же мы считаем, что детей можно обижать, а взрослых нет? Разве в этом отношении у них не равные права? Нет, не равные. Взрослый все-таки имеет большой опыт, а ребенок только учится. И это нормально, что у него что-то не получается, что-то ломается, проливается, бьется... Задумайтесь над этим.
Психологами были выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых.
1. Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут.
Папа гуляет с двухлетним сыном. Мальчик играет в песочнице, вдруг берет горсть песку и кидает в отца. «Не делай этого. Нельзя!» Ребенок смеется и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос отец. Малыш повторяет еще раз. Отец с гневом выполняет свою угрозу.
Попробуем представить себе, что чувствует отец. Он обижен, недоумевает, почему ребенок так себя ведет. Еще ему стыдно, что другие родители, гуляющие во дворе, видели, что сделал его сын, и подумали, что ребенка плохо воспитывают. А потом видели, как он сынишку отшлепал, и подумали, что он плохой отец.
А что чувствует ребенок? Сперва он звал папу поиграть вместе, но папа разговаривал с соседкой. Потом кинул песок, и папа сразу перестал разговаривать и обратил на него внимание. Но вместо того, чтобы посмеяться вместе, накричал и отшлепал.
2. Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родителипытаются предупредить каждый шаг ребенка.
3. Желание отомстить. Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений. Что-то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать, но тут же по телефону: «А мой-то...» Несправедливо наказали, не выслушали его объяснения. И ребенок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».
4. Потеря веры в собственный успех. Если взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он тупица, что у него кривые руки и что вообще он в жизни никогда ничего не добьется, ему ничего другого не остается, как только всем своим поведением подтверждать сложившееся о нем мнение.
Самое важное - понять, что ребенок делает что-то «не так» не «вам назло». Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых - задача взрослого. Отечественный психолог Ю.Б. Гипенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» рекомендует родителям следующее:
Если вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
Если переполнены гневом, то ребенок пытается противостоять вашей воле.
Если поведение ребенка вас обижает, то скрытая причина - месть.
Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.
ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам!

Здравствуйте, дорогие родители!

Самым первым способом общения для маленького человека является плач. Когда малыш плачет, он сообщает о своих потребностях, родители с нетерпением ждут, когда малютка подрастёт и заговорит, чтобы спокойно объясняться и не «гадать» о желаниях своего чада.

Но случается, что, даже научившись говорить и сигнализировать о своих потребностях спокойно, ребёнок постоянно хнычет, чтобы обратить на себя внимание и добиться своего.

Для родительского уха это настоящее испытание. Доказано, что детское нытье является одним из сильнейших раздражающих звуков для материнской нервной системы.

Он сродни звуку трущегося пенопласта или назойливого скрипа. Для того, чтобы хныканье не переросло в привычку, которая будет раздражать уже не только родителей, но и окружающих, чтобы научить малыша просить и обращать на себя внимание правильными способами, нужно начинать корректировать поведение крохи как можно раньше.

Возможные причины подобного поведения

Почему же малыш вместо того, чтобы пользоваться словами начинает хныкать? К этому его подталкивают несколько причин:

  • Родители обращают внимание на ребёнка только в такие моменты. Дети очень быстро учатся и понимают, какие приёмы работают, а какие нет. В том случае, если малышу не достаточно внимания, и он замечает, что вся семья собирается вокруг него, если он начинает плакать или хныкать, то очень скоро при любом удобном случае малыш будет прибегать к этому методу.
  • Добиться желаемого любой ценой . Если мама покупает игрушку или даёт телефон, может что-то вкусное, чтобы малыш перестал плакать или канючить. То ребёнок начинает этим пользоваться, особенно в общественных местах.
  • Кроха чем-то недоволен . Момент, когда у малыша действительно появилась какая-то потребность, но он не может понять, что это. Довольно частая ситуация, которая приводит к плохому настроению и естественно к хныканью. Это может произойти, например, в период усталости, чувства голода, когда ребёнку жарко или наоборот холодно.

Зачастую при возникающих физических потребностях дети оповещают об этом родителей привычным и самым доступным способом. Начало заболевания так же может стать причиной хныканья, режущиеся зубки или головная боль.

К возможным причинам можно отнести скуку. Да, малышам, так же как и взрослым может быть скучно, поэтому своё недовольство они проявляют подобным поведением.

Считается, что периодическое нытье и хныканье детей говорит о возрастных изменениях или так называемых . Они происходят на фоне роста ребёнка. Психологического изменения, приобретения новых умений и навыков, гормональных и физических изменений, поэтому психологически дети подобным образом подготавливаются и облегчают процесс.

Для корректировки поведения крохи маме нужно действовать согласно алгоритму: «найти причину — устранить её — показать другой способ выражения».

В следующий раз, когда ребёнок начал ныть, мама должна сначала исключить физические причины, т.е. посмотрите на состояние, нет ли температуры, возможно малыш перегрелся или слишком утомился, напоите водой или сводите в туалет.

Вопрос: Здравствуйте Анна Сергеевна! Моей дочери 2 годика. Она всегда была достаточно спокойной и послушной девочкой. Мне есть с кем сравнивать (старшему сыну 19 лет). За неделю до двух лет дочь стала много капризничать, отказывается одеваться - раздеваться, купаться. На любую просьбу говорит - нет и я сама. Я читала, что в 2 года у детей переходный период.Сколько времени он может продолжаться? Какими методами лучше пользоваться для убеждения малыша. У меня такое поведение ребенка конечно вызывает волнение, а вдруг чего заболело? Елена

Ответ: у вашей дочки начался кризис второго года- это кризис негативизма. В этом возрасте ребёнок понимает, что не только мир влияет на неё, но и она может влиять на мир. В первую очередь - на родных. Отсюда поиск способов манипулирования вами: крики, капризы, негативизм, истерики, упрямство. вам нужно чётко поставить рамки. Вот это - нельзя. Нельзя всегда и со всеми. Категорических НЕТ должно быть мало, но они должны быть (не более 20. нельзя бить маму, нельзя никого бить по лицу и голове, нельзя выбегать на дорогу, по улице идём только за ручку, нельзя подбирать и совать в рот на улице всякую гадость, нельзя трогать провода и лезть в розетку, нельзя залезать ногами на окно и свешиваться с балкона и т.п. В случае неважных капризов постарайтесь переключить внимание - показать собаку, птичку, начать делать что-то интересное и предложить присоединиться. На истерики надо реагировать полным отсутствием внимания вплоть до ухода в другую комнату. Поощряете своей реакцией правильное поведение- хвалите, улыбаетесь, радуетесь, а плохое поведение игнорируете - отворачиваетесь, замыкаетесь в себе, перестаёте с дочкой играть. Постепенно она поймёт на своём опыте, какое поведение вызывает ваше желание общаться, а какое - нет. Ребёнку важно всегда быть в центре внимания, поэтому она начнёт стараться вести себя правильно. используйте при упрямстве метод "конкуренции". Не хочешь купаться? не надо. Я пойду купать твою куклу Машу. ну-ка, Маша, раздевайся... И начинаете играть-купать куклу. Ни один ребёнок ещё не выдержал того, чтобы его мама занимался с кем-то, а не с ней. Не хочет идти домой с прогулки? Спросите: а ты сама умеешь вылезать из песочницы? покажи!. А теперь давай проведём игру - кто быстрее добежит вот до того дерева... Ой, а вон там птички что-то клюют. Пошли, посмотрим.... Так постепенно и без скандала вы доведёте ребёнка до дома.


Вопрос: Добрый день, хотелось бы прояснить момент воспитания капризного ребенка. Сыну 3,5 года он все время при нахождении с ним близких ему людей (меня или бабушки) постоянно ноет. Беспричинно или на то есть причина - сам факт. Как вести себя в ситуации, когда ребенок понимает, что что-то сделать невозможно и все равно ноет, требуя от меня чего-то. Мне посоветовали не обращать внимания на его капризы, я просто думаю может это не совсем правильно, потому что, если ребенок плачет значит ему что-то нужно?! Подскажите как себя вести. Татьяна

Ответ: Ваш ребёнок постоянно ноет, потому что хочет не только быть постоянно в центре вашего внимания, но и манипулировать вами. Ребёнок, конечно же, что-то хочет. Но в 3,5 года он уже должен понимать 2 вещи: не всё, что хочется, достижимо, есть "взрослые" способы достичь желаемого. Ваш ребёнок нашёл способ манипулирования вами - через нытьё. Он знает, что стоит начать ему ныть, вы сделаете всё, что ему хочется. А теперь представьте ноющего первоклассника.... десятилетку... Приятное зрелище? Вам дали хороший совет, если нытьё возникает не от усталости или по болезни, то на него не надо реагировать. В возрасте 2,5-3 лет все дети становятся капризными, так как это - период возрастного кризиса, когда негативизм и манипулирование взрослыми предельно выражены. Но к 3,5 годам в норме ребёнок уже начинает пытаться договориться, использовать моменты убеждения. То есть, ребёнок учится по-иному, "по-взрослому" привлекать внимание родственников. Например, можно подойти и попросить с собой поиграть, просто посидеть у мамы на ручках, принести книжку, чтобы почитали и т.д. Если в 3,5 ребёнок всё ещё застрял на периоде витика-нытика, значит, вы позволяете ему так с вами обращаться. И не думайте, что вырастет - изменится. Зачем? Он нашёл идеальный способ управления мамочкой и бабушкой, так зачем учиться управлять своими эмоциями, учиться договариваться, искать компромисс?
Во-первых, не надо сразу же на нытьё реагировать по принципу "на что угодно, но не плачь". Для начала скажите, что будете с ним разговаривать, только когда он успокоится и будет говорить с вами нормально, без подвывания. И на время успокоения лишите его публики. Не реагируйте на его нытьё. Пусть поймёт, что нытьём невозможно ничего добиться. Когда ребёнок успокоился хоть немного, сядьте рядом и, глядя ему в глаза проговорите: "Я понимаю, тебе очень хочется эту машинку (покататься с горки, съесть булку до обеда и т.л.), и ты очень огорчён. Но я не могу тебе её купить, потому что у меня нет денег." И потом, пусть ноет-не ноет, не покупайте! Во-вторых, вам стоит понять, что вы не сможете удовлетворить все капризы и желания сына, и ему стоит это дать понять сейчас. Если ребёнок и дальше будет вами манипулировать, то ничего хорошего из этого не получится. Ведь ребёнок должен усвоить нормы поведения в обществе. Даже если вам удастся минуть детсад, впереди школа. Не думайте, что за год до школы сможете потом это исправить. Для всего есть свои возрастные рамки. Нормы поведения в социуме постигаются детьми до 5 лет. И если 6-ти летний ребёнок продолжает постоянно ныть и скулить, то это будет отнесено к задержке психо-эмоционального развития. Так что, коррекцию поведения следует начать уже сейчас.

Привычка детей ныть и говорить плаксивым тоном не появляется на ровном месте, а является результатом воспитания. Как изменить отношения с ребенком, чтобы он не рос «нытиком», нам рассказала руководитель«Студии позитивной психологии для детей и подростков» Анна Стефанова.

Не замечали вы, что, когда вы заняты чем-то личным для себя (например, разговариваете по телефону), ваши дети тут же начинают просить сладости или подходят с разными незначительными просьбами? Если вы при этом не реагируете, то начинается нытье, так сказать, имитация обиды. Чаще всего мамы, дабы дети быстрее отстали, удовлетворяет их желания. Здесь налицо пример испытания ребенком границ родительского запрета, и, уверяю, он прекрасно знает все ваши слабые стороны. Если вы игнорируете такое поведение или потакаете ему, это приводит к рецидиву. А цель ребенка в этом случае – получить от вас желаемое.

Таким образом, факт нытья чаще всего является своего рода манипуляцией, проверкой нас, взрослых, на выносливость и стойкость в принципах.

Можно предположить четыре причины плаксивости ребенка, а именно:

1. Малыш нашел для себя способ добиться своего . О нытье как манипуляции мы уже сказали выше.

2. Ребенок хочет быть (оставаться) маленьким . Есть предположение, что такое поведение является продолжением младенческого плача, который говорит о том, что ребенку что-то надо. Так как разговаривать младенцы еще не могут, плачь – это способ привлечения внимания для удовлетворения потребности. Такой способ и в последующей жизни могут применять, например, девушки с парнями: «Ну как откажешь этой маленькой девочке?».

3. Он привлекает внимание . Для ребенка показателем внимания родителей есть проявление их эмоций. Таким образом, «доставая» вас «нытьем», он получит хоть какую-то реакцию, пусть даже она будет негативной, например, раздражение: «Прекрати ныть! Что ты как маленький!».

Getty Images/Fotobank

4. Ребенок боится наказания или критики (защитная реакция) и вообще боится . Если родители непоследовательны в своих словах и поступках, часто не выполняют обещания, у ребенка пропадает уверенность в завтрашнем дне, отсюда и плаксивый голос, высокие нотки – один из признаков неуверенного человека. Даже если родители обещают что-то, остается страх и неуверенность в получении обещанного. Возможно, дитя не может вам что-то сказать, боясь, что его не выслушают, раскритикуют или накажут.

Нытье – приобретенная и закрепленная форма поведения, и исправлять ее нужно, изменяя стратегию воспитания:

● Для начала отследите, при каких обстоятельствах возникает такая форма общения, как нытье. Услышав плаксивые нотки в голосе, попробуйте присоединиться и понять, что именно хочет ваш ребенок: «Ты, может, хочешь мне что-то сказать?» Выслушайте его и не осуждайте.

● Старайтесь как можно больше общаться с вашими малышами – рассказывайте, делитесь, слушайте их. Присядьте, чтобы оказаться вровень с ребенком, посмотрите ему в глаза, возьмите за руку и поговорите с крохой: «Мне кажется, ты сейчас говоришь таким тоном, потому что…» Далее – ваши версии, связанные именно с вашей ситуацией, ведь родители как никто знают, что на самом деле происходит: «Ты хотел бы…», «Ты боишься, что ты (я)…», «Тебе хочется внимания с моей стороны» и т.д.

● Самое главное – будьте ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ в своих действиях, обещаниях по отношению к ребенку. Уясните правило: «СКАЗАЛ – СДЕЛАЛ». Например, если пообещали поиграть с ребенком, то сделайте это в конкретно оговоренное время, если пообещали купить игрушку через неделю – купите обязательно. Это придаст вашему чаду уверенность и ощущение поддержки с вашей стороны. Вы увидите, как постепенно этот неуверенный тон (нытье) уйдет из вашей жизни.

● Между вами и вашими детьми должны быть четкие правила и договоренности. Например, в случае, описанном в начале статьи, можно поговорить со своими детьми о том, что вам очень важен звонок, и попросить не беспокоить ее просьбами (за исключением очень важных – в каждой семье они свои) в те моменты, когда мама общается по телефону. Если это станет правилом, то нытье прекратится.

По какой бы причине ребенок не прибегал к такому способу общения, никогда не стоит вешать на ребенка ярлык «нытик» и подобный этому. Всегда есть способ разобраться, что послужило причиной такого поведения (реакции) и помочь своему ребенку.

Татьяна Корякина