Золотая маска агамемнона. Сокровища великих цивилизаций: Маска Агамемнона Золотая маска царя агамемнона

Рождество

«Маска Агамемнона» - золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом.

Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот, на западной стороне микенских укреплений. Шлиман обнаружил группу захоронений (могильный круг А), состоящую из пяти шахтовых гробниц.

онлайн казино на реальные деньги

В них было найдено 19 скелетов (8 мужских, 9 женских, 2 детских). Лица некоторых мужчин были покрыты золотыми масками. Кроме них, в захоронениях были найдены золотые диадемы, пряжки, серьги и золотые весы для «взвешивания душ». Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограммов.

Шлиман был уверен, что нашёл гробницу легендарного царя. Королю Греции он писал: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом». В гробницах было найдено 5 золотых погребальных масок, последнюю из них по времени обнаружения Шлиман связал с легендарным царём Микен.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин. В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

«Агамемнон! - прошептал он, - Это Агамемнон!»

Так сказал 6 декабря 1876 года Генрих Шлиман. Немецкий археолог, за несколько лет до этого нашедший Трою, был уверен, что вновь победил.

Гомер, описавший в своей «Илиаде» величие Трои и вождей древности, до сих пор считался лишь мифом. Шлиман не был профессиональным археологом и история Илиона покорила его. Но поиски Трои были закончены и он был одержим новой идеей. Агамемноном - греческим царем, описанным в «Илиаде».

Так, основываясь на легендарной поэме и заметках греческого географа Павсания, 7 августа 1876 года Генрих Шлиман приступил к раскопкам. Он взял 63 рабочих, позже увеличив их до 125. Но первая могила была раскопана лишь спустя 4 месяца.

Так называемый «могильный круг А» древнегреческого города Микены - зона, где были найдены захоронения. Рядом Львиные ворота - въезд в Микены. За 25 дней с момента обнаружения первой, раскопали еще 5 могил. В которых были найдены останки 15 человек. На голове одного из них покоилась золотая маска.

«С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребение, в котором были захоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом». Эта телеграммы была отправлена Шлиманом королю Греции в день обнаружения захоронений.

Золотая посмертная маска, покрывавшая череп была вся в вековом наросте. Шлиман поднял ее вместе с черепом. В его руках останки превратились в пыль. Софья, жена Шлимана, единственная, кроме Генриха, кто видел кости. Осталась лишь маска. Очищенная, она оказалась лицом индоевропейского типа. По бокам широкого, с тонкими чертами лица, вились литые бакенбарды. Усы дугами завивались вверх над губой. По бокам в маске были приделаны отверстия для крепления к голове. Одержимый своим мифом Шлиман мечтал, чтобы это и был царь Агамемнон.

Маска оказалась не единственной. В захоронении так же были и другие останки, покрытие посмертным почетом. Но Шлиман верил.

Возраст маски датируется примерно 1600 г. до.н.э. Но принадлежала ли она вождю, разрушившему Трою, до сих пор не известно. По историческим данным, троянская война датируется 1200 годом до нашей эры. Следовательно - маска старше.

К подобному выводу приходит и В. А. Чудинов. Он доктор филологических наук, профессор. Однако, его исследования предметов древности и теория «тайнописного наследия» не признаны академической наукой. Исследовавший эпиграфику (содержание и форма надписей на твердых материалах) и палеографию (историю письма), он провел и анализ «маски Агамемнона». Проанализировав найденные им на маске письмена, он пришел к оригинальному заключению.

По его словам, надписи на бровях, бакенбардах, глазах, усах и около губ заключают в себе одно значение. «Маска принадлежала миму Яра (...) жрецу храма Мары». (В. А. Чудинов «Золотая маска Агамемнона») к его исследованию трудно отнестись серьезно, однако вывод тот же - маска не принадлежала вождю Атридов.

Сегодня маска хранится в Национальном археологическом музее Афин. Под ней стоит надпись «Маска Агамемнона, 1550-1500 гг. до н.э. Золото.»

«Я ошибся. Но тот, первый, был Агамемноном. Агамемнон должен быть здесь!»
Генрих Шлиман.

Благодаря самоотверженности археологов, готовых отказаться на время от комфорта ради поиска древних артефактов, мы сегодня точно знаем, что, например, Троя - это не вымысел Гомера, как долгое время считалось. Раскопки Шлимана, археолога-любителя, не только подтвердили повествование о Троянской войне, но и явили миру сокровища древней микенской цивилизации. Среди этих археологических находок была золотая маска, которую часто называют маской Агамемнона.

Гомеровская «Илиада»

Нам мало что известно о создателе одного из древнейших литературных произведений - Гомере. Никто не знает ни точной даты его появления на свет, ни места его рождения. До 70-х годов XIX века считалось, что события, описанные Гомером в «Одиссее» и «Илиаде», не что иное, как часть древнегреческой мифологии, ведь наряду с людьми в эпосах участвуют боги и полубоги.

Однако Трои, а затем Микен, побудили ученых по новому взглянуть на произведения Гомера. В частности, «Илиада» повествует о событиях Троянской войны, в историчности которой сегодня уже никто не сомневается. Греческой армией командовал Агамемнон, царь Микен. В то время этот город был самым значимым на юге Балканского полуострова.

В «Илиаде» Агамемнон предстает доблестным воином, однако его недостатки - неуступчивость и высокомерие - в дальнейшем принесли немало бедствий греческой армии. Как закончилась жизнь микенского царя, «Илиада» умалчивает, тем не менее об этом повествуют более поздние эпические произведения греков. Интерес к ним возродился с новой силой после того, как в результате раскопок древних Микен была обнаружена маска Агамемнона.

Мифы и действительность

О микенском царе и трагической судьбе его семьи писали и другие античные авторы: Стесихор, Эсхил, Софокл, Эврипид и пр. До сих пор не обнаружено документальных доказательств его существования, поэтому Агамемнон в истории считается фигурой мифической, хотя, как предполагают, у него был прототип - греческий царь Акагамунас, о котором сообщают хеттские источники XIV в. до н.э. Таким образом, золотая маска, найденная в XIX веке, никак не могла принадлежать легендарному микенскому царю.

Согласно греческой мифологии, Агамемнон после убийства отца, царя Микен, бежал вместе с братом в Этолию. Им на помощь пришел правитель Спарты и помог вернуться в родной город. Когда Агамемнон утвердился в Микенах, он расширил границы своих владений, превратившись в могущественного царя. Позже он женился на дочери царя Спарты Клитемнестре, которая родила ему сына Ореста и трех дочерей.

Неугасающая память

После окончания Троянской войны Агамемнон вернулся в Микены с богатой добычей. Как сложилась его дальнейшая судьба? Существует несколько версий, изложенных в греческих мифах. По одной из них он пал от руки своего двоюродного брата Эгисфа, обольстившего жену Агамемнона. По другой, его убила сама Клитемнестра, не простившая того, что он принес в жертву богине Артемиде их дочь Ифигению. В любом случае Агамемнона в Микенах ждала смерть.

Сюжет, в котором злой рок преследует семью микенского царя, лег в основу не только античных трагедий. Его разрабатывали в своем творчестве и более поздние авторы, например немецкий драматург и поэт XVI в. Сакс Г., основоположник итальянской трагедии Альфьери В. (XVIII в.).

Убийство правителя Микен снова привлекло внимание драматургов, когда Шлиман Г. обнаружил царские гробницы. Среди древних артефактов была, как полагал археолог, маска Агамемнона. После этого открытия смерть царя обыграли в почти трех десятках пьес и нескольких операх.

Археологическая экспедиция

Сто пятьдесят лет назад ученые скептически относились к историчности сочинений Гомера. В противоположность им немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман верил в то, что великий грек не ошибался и Троя действительно существовала. Основываясь на эпосе Гомера и записках Павсания, греческого географа, посетившего Малую Азию во II в.н.э., он отправился на поиски исчезнувшего города.

Никто не мог предположить, что ему действительно в 1873 г. удастся найти древнюю Трою. Воодушевленный успехом, через три года Шлиман начал раскопки Микен в Греции. Многое из того, что нам сегодня известно о микенской цивилизации - заслуга этого археолога-энтузиаста. Находки, сделанные им, подтвердили сообщение Гомера о необычайном богатстве царей Микен.

Одна только маска Агамемнона произвела огромное впечатление на ученый мир XIX в., а ведь она была не единственным золотым объектом, обнаруженным экспедицией Шлимана. Раскопки начались в августе 1876 г. и продолжались до конца года, но уже в сентябре стало очевидно, что археологи нашли цивилизацию, процветавшую здесь во II тысячелетии до н.э.

Царские гробницы

Несмотря на то, что обнаруженные артефакты были великолепнее тех, что ему удалось раскопать в Трое, Шлиман был неудовлетворен. Одержимый идеей найти могилу Агамемнона, о которой писали многие древнегреческие авторы, он продолжал работать, невзирая на трудности.

В конце концов, Шлиман раскопал там где найдена золотая маска царя Агамемнона. Пять из них находились внутри крепости и представляли собой могилы-шахты, а четыре более поздних располагались за крепостными стенами. Захоронения оказались нетронутыми, поэтому все погребальные украшения, а их было очень много, сохранились.

Шлиман не сомневался, что перед ним гробница Агамемнона и его товарищей, убитых Клитеместрой и ее любовником Эгистом. Золотая погребальная маска, которую он нашел в одной из гробниц, известна сегодня как маска царя Агамемнона.

Древний обычай

У разных народов, ритуалы, связанные с верой в загробную жизнь, различаются. Тем не менее всегда можно отыскать в них нечто общее. Например, изготовление погребальных масок было присуще древним египтянам, ассирийцам, китайцам, индейцам, народам Сибири.

Золотая маска Агамемнона, найденная Шлиманом, свидетельствует о том, что микенцы также верили в то, что изображение умершего является очень важным для его благополучия в загробном мире, даже при отсутствии портретного сходства. Конечно, из золота эти ритуальные объекты изготавливали только для правителей, простой люд довольствовался глиной или деревом.

Загадки древних Микен: маска Агамемнона

Более ста лет прошло после открытия, сделанного Генрихом Шлиманом, однако многое еще остается тайной. Что олицетворяли львы на одноименных воротах, какие инструменты использовали микенцы для строительства сооружений из циклопических камней, почему город был покинут - эти и другие вопросы остаются пока без ответов.

Маска тоже хранит свою тайну. Единственное, что удалось установить с абсолютной точностью, - она принадлежала другому человеку, поскольку была изготовлена за 400 лет до Троянской войны, современником которой был микенский царь. К такому заключению ученые пришли уже после смерти Шлимана. Сам же археолог никогда не сомневался в том, что найденный им артефакт - не что иное как маска легендарного Агамемнона.

Микены — легендарный город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон. Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трои.

В 1876 году, 54 лет от роду, Шлиман приступил к раскопкам в Микенах. В 1880 году он открыл сокровищницу царя Минии в Орхомене. В 1884 году он начал раскопки в Тиринфе… Так шаг за шагом из глубины времён стала проступать и приобретать очертания древняя цивилизация, которая до этого была известна только из «сказок» слепого Гомера.

Эта цивилизация была распространена на всём восточном берегу Греции и на островах Эгейского моря, а её центр, вероятно, находился на острове Крит. Шлиман обнаружил только первые следы, но открыть её истинные масштабы было суждено Артуру Эвансу.

Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были ещё богаче. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую троянскую добычу. И где-то здесь, по мнению некоторых античных писателей, находилась гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.

Память о «владыке мужей» Агамемноне, одном из самых могущественных и богатых правителей Древней Греции, никогда не угасала. Великий Эсхил посвятил ему свою знаменитую трагедию. Около 170 года до нашей эры в Микенах побывал греческий географ Павсаний, который описал величественные руины города.

В отличие от Трои, задача Генриха Шлимана во многом облегчалась тем, что Микены не нужно было искать. Место, где находился древний город, было видно совершенно отчётливо: остатки огромных сооружений вырисовывались на вершине господствующего над окружающей местностью холма.

Шлиману удалось найти и исследовать девять купольных гробниц, которые в своё время их принимали за печи для выпечки хлеба. Самая известная из них носила название «Сокровищница Атрея» - по имени отца Агамемнона. Это было подземное куполообразное помещение высотой более тринадцати метров, своды которого были сложены из огромных камней, держащихся лишь силой собственной тяжести.

Гробница, к которой вел дромос — открытый коридор длиной 36 метров и шириной 6 метров, была глубоко врезана в склон холма. Десятиметровой высоты вход в гробницу когда-то украшали колонны из зелёного известняка и облицовка из красного порфира.

Внутри находилось круглое помещение усыпальницы диаметром 14,5 метра, перекрытое куполом диаметром 13,2 метра. «Сокровищница Атрея» вплоть до сооружения римского Пантеона (II век до нашей эры) являлась самым большим купольным сооружением древнего мира.

Греки верили, что эта гробница — хранилище несметных богатств микенских царей: Пелопса, Атрея и Агамемнона. Однако поиски Шлимана показали, что все девять гробниц в Микенах были разграблены ещё в древние времена. Где же находились сокровища Агамемнона?

Найти эти сокровища Шлиману помог уже упоминавшийся древнегреческий географ Павсаний, автор «Описания Эллады». В его тексте Шлиман отыскал одно место, которое он считал неверно переведённым и неверно интерпретированным. И именно это указание стало отправной точкой поисков.


«Я приступил к этой большой работе 7 августа 1876 года вместе с 63 рабочими, - писал Шлиман. - Начиная с 19 августа в моём распоряжении находились в среднем 125 человек и четыре телеги, и мне удалось добиться неплохих результатов».

«Неплохими результатами» Шлиман называл пять шахтовых гробниц, относящихся к XVI веку до нашей эры и расположенных вне крепостных стен. Уже первые находки, сделанные там, намного превзошли своим изяществом и красотой аналогичные находки Шлимана в Трое: обломки скульптурных фризов, расписные вазы, терракотовые статуэтки богини Геры, формы для отливки украшений, глазурованная керамика, стеклянные бусы, геммы.

У Шлимана отпали последние сомнения. Он писал: «Я нисколько не сомневаюсь, что мне удалось найти те самые гробницы, о которых Павсаний пишет, что в них похоронены Атрей, царь эллинов Агамемнон, его возница Эвримедон, Кассандра и их спутники».


Сокровищница Атрея, устаревшее название — гробница Агамемнона

6 декабря 1876 года была вскрыта первая могила. В течение двадцати пяти дней жена Шлимана Софья, его неутомимая помощница, рыхлила землю ножом и просеивала её руками. В могилах были найдены останки пятнадцати человек, буквально засыпанные драгоценностями, золотом и дорогим оружием.

В то же время, имелись совершенно явные следы поспешного сожжения тел. Те, кто хоронили их, даже не дали себе труда дождаться, пока огонь полностью сделает своё дело: они просто забросали полусожжённые трупы землёй и галькой с поспешностью убийц, которые хотят замести свои следы.

И хотя драгоценные украшения свидетельствовали о соблюдении погребального ритуала того времени, могилы имели такой откровенно неприличный вид, который мог уготовить своей жертве только ненавидящий её убийца.


«Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал», - писал Шлиман. Клад, найденный им в гробницах микенских владык, был огромен. Лишь много позже, уже в XX столетии, его превзошла знаменитая находка гробницы Тутанхамона в Египте.

В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем — по пять на каждом из усопших, там же были обнаружены золотые лавровые венки. В другой могиле, где лежали останки трёх женщин, Шлиман собрал более 700 золотых пластинок с великолепным орнаментом из изображений животных, медуз и осьминогов, золотые украшения с изображением львов и других зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов и грифов, лежащих оленей и женщин с голубями. На одном из скелетов была золотая корона с 36 золотыми листками. Рядом лежала ещё одна великолепная диадема с приставшими к ней остатками черепа.

В открытых Шлиманом гробницах было найденол бесчисленное множество украшений из горного хрусталя и агата, геммы из сардоникса и аметиста, секиры из позолоченного серебра с рукоятками из горного хрусталя, кубки и ларцы из чистого золота, выполненную из золота модель храма, золотого осьминога, золотые перстни с печатями, браслеты, тиары и пояса, 110 золотых цветов, около трёхсот золотых пуговиц.

Но самое главное, Шлиман нашёл золотые маски микенских царей и золотые нагрудные дощечки, которые должны были защищать усопших от врагов в потустороннем мире. Золотые маски запечатлели черты лиц древних владык Микен. Самая великолепная из этих масок впоследствии получила название «маска Агамемнона».

Впрочем, как и в случае с «кладом Приама», шлимановская датировка находок оказалась неверна: не останки Агамемнона оказались в микенских гробницах — там были захоронены люди, жившие примерно на 400 лет раньше.

Использованы материалы книги Н. Н. Непомнящего «100 великих кладов»

Микенское золото это золото Шлимана, датируемое 16 - 15 веками до н.э., найденное им в период с1874 -1876 годы, а также золото найденное почти на 80 лет позже, все оно размещено в двух залах. В одном из залов золото, найденное в разное время в Микенах, датируемое 16 - 10 веками до н.э., в другом зале золото этого же периода, найденное в других районах Греции.

Генрих Шлиман (1822 - 1890) немецкий и в последствии русский предприниматель, археолог-самоучка, первооткрыватель Трои и Микенской цивилизации. В национальном археологическом музее хранятся только микенские находки Шлимана. Троянские находки археолога, а именно знаменитый клад Приама, оказались в Германии часть из них была вывезена по репарации в Россию в 1945 году. Хотя и клад Приама, и Микенское золото Шлиман приписал к событиям описанным в произведениях Гомера, но по датировке эти золотые украшения были изготовлены за несколько веков до описываемых в Илиаде событий, но это нисколько не умаляет значения находок археолога.

Общий вид первого зала, здесь представлено эолото Шлимана, обнаруженное в Микенах в так называемом могильном круге А, датируемые 1600 - 1450 гг. до н.э., всего около 14 кг золотых предметов. К сожалению Шлиман при раскопках из за стремления побыстрее добраться до основных сокровищ проводил раскопки варварским способом, уничтожая все верхние более поздние слои, за что его сильно критиковали в последствии.


Золотые погребальные маски и погребальные пластины, найденные Шлиманом в 1877 году в пределах микенского акрополя.

Маски человека с выпуклыми глазами в центре и маски двух пожилых мужчин сходного облика по краям.

Витрина с маской Агамемнона, к самому Агамемнону отношения не имеющая, поскольку старше его, пусть и мифологического, на несколько веков.

Маска Агамемнона поближе.

Соседняя маска поближе.

Погребальные пластины.

Женские золотые украшения.

Золотая посуда, браслеты и печати, обнаруженные в 1876 году, датируются концом 15 века до н.э.

Керамическая посуда из могильного круга А, возможно тоже найденная Шлиманом, хотя я не уверен, может более поздними экспедициями. Датируется 16 - началом 15 века до н.э.

Вазы с природными рисунками, 15 век до н.э., кем найдены, я то же не знаю.

Предметы изготовленные из костей животных 14 -13 века до н.э. Шлем с защитой щек и двойной кости на вершине, изготовленный из клыков.

Также в первом зале представлены, предметы найденные в 1951 - 1953 годах греческой экспедицией под руководством И. Пападимитриу и Г. Милонаса из университета Сент-Луи за пределами микенского акрополя в так называемом могильном круге Б, самые древние из них датируются 1650 - 1550 гг. до н.э., т.е. более древние захоронения, чем найденные Шлиманом. Правда золотых предметов в них было найдено намного меньше, чем в обнаруженных Шлиманом захоронениях. Вероятно, это объясняется развитием и процветанием микенской цивилизации, что позволяло правителям Микен устраивать более богатые захоронения в период, к которому относятся гробницы, найденные Шлиманом.

Маска из электрона (сплава золота и серебра), по видимому покрывала лицо больного изможденного человека.

Соседняя витрина золотые пластины, посуда, оружие.

Некоторые находки из микенского акрополя датируются более поздним периодом 15 - 12 веком до н.э. Ювелирные украшения и предметы одежды.

Большой сосуд с изображением шествия войнов в шлемах с рогами коров 12 век до н.э..

Во втором зале посвященном микенской культуре собраны предметы того же периода 16 - 10 века до н.э., найденные в поселениях и захоронениях других мест в Тиринфе и Пилосе, в Аттике, Арголиде, Лаконии, Фессалии, Волосе.

Предметы 11 - 10 веков до н.э., пластины из горного хрусталя, костяные иглы, фигурки женщин, амулеты.

Бронзовый браслет, инкрустированный золотом с рисунком в виде наутилусов.

Золотые чаши, найденные в Лаконии, с изображением сцен с быками, первая половина 15 века до н.э.

Развертка рисунков на чашах.

Бронзовый нож с ножнами, инкрустированными золотом и серебром, найденный в могиле в Пилосе, с рисунком в виде наутилусов, 15 век до н.э.

Золотые украшения и посуда, найденные в захоронении в Волосе, 15 век до н.э.

Предметы из клада, обнаруженного в нижнем городе Тиринфа, датируются 12 веком до н.э.

Золотые печати и перстни из этого же клада, но более древние, 15 век до н.э. На центральном перстне изображена сцена поднесение даров богине. На верхнем правом перстне предположительно иэображена сцена похищения женщины, поскольку изображена лодка, увеличенный оттиск прилагается.

Неопознанные предметы, но поскольку фото сделано в том же зале, предположу, что это тоже один из кладов из окрестных городов Микен того же периода 16 - 10 веков до н.э.