Занятие как рубашка в поле выросла. Большая

Брату

(рассказ)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят.
А сёстры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне.

Любовь Алексеева
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Как рубашка в поле выросла»

Цель: познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды изо льна; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Задачи:

Образовательные :

Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.

Закреплять представления о быте, культуре людей нашего прошлого.

Развивающие:

Развивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.

Развивать познавательный интерес к окружающему, способность к анализу, самооценке.

Развивать связную речь.

Развивать художественно-эстетический вкус.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, внимание, желание слушать, много знать.

Предварительная работа : беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», работа в книжках - раскрасках.

Материалы и оборудование : наглядное пособие «Лен и продукты его переработки», видеофильм «Как рубашка в поле выросла» по рассказу Константина Ушинского, иллюстрации «Семена льна», «Как в старину лен сеяли», «Льняная рубашка».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые вас и не узнать. А что на вас одето?

Дети: одежда (хором)

Воспитатель: а где берут одежду?

Дети: ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель: А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена, когда еще не было магазинов. Вы хотите узнать, почему так говорили?

Воспитатель: одежду делают из разных тканей, но сегодня мы поговорим о льняной ткани. Ее делают изо льна. Лен это растение, которое растет в поле. Поэтому в старину и говорили, что рубашка в поле выросла. Сегодня вы узнаете, как изо льна шили рубашку. Посмотрите - это семена льна (рассматривание иллюстрации). Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание иллюстрации). Лен сеяли руками из лукошка. Он рос и когда лен зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

Воспитатель: Все лето растет лен. Как вы считаете, что помогает льну расти?

Ответы детей: солнце, ветер, дождь. (Хором)

Воспитатель: а вот сейчас мы посмотрим и послушаем рассказ Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Просмотр видеофильма.

Физкультминутка «Цве ты»

Раз, два, три - выросли цветы

Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

Стало им приятно и тепло.

Ветерок налетел

Стебелёк закачал

Стебелек качнулся влево,

Наклонился низко

Стебелек качнулся вправо,

Наклонился низко.

Ветерок улетай, улетай

Ты цветочки не ломай.

Дети садятся на свои места.

После просмотра воспитатель задает вопросы:

Про какое растение говорилось в фильме? (про лен)

Когда его стали доставать из земли? (когда цветы льна опали)

Что сделали со льном, когда он просох? (опустили в воду, камнем прижали)

А когда вынули лен из воды, что с ним делали? (стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем)

Что делали с полотном? (его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался)

Воспитатель: вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Интересно вам было?

Ответы детей: да! (хором)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я называю слово «поле», а вы отвечаете ласково «полюшко» (поле, лён, рубашка, сарафан, солнце, дождь, нитки, камень). Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы, такие внимательные.

Воспитатель: А в настоящее время, в нашем современном мире, все происходит по-другому. Итак, лён сеют не руками, а машинами в июне месяце. Лён растёт, за ним наблюдают, ухаживают. А в начале сентября лён убирают комбайнами (льнокомбайн). Потом лён просыхает на полях. Его переворачивают, чтобы он просох быстрее.

Вяжут лён, как и раньше вручную и складывают в снопы. Затем машины сматывают лён в рулоны и везут на склад. Там лён разматывают и перерабатывают. Машина молотилка лён обмолачивает. Семена перевозят на льносеменоводческие станции. Стебли льна треплют на мяльно-трепальный аппарате. Затем лён прочёсывается на чесальной машине. А на прядильной – прядутся нити. Далее нити окрашиваются. Художник придумывает эскизы ткани. В ткацком цехе на машине ткётся ткань. И на швейной фабрике шьют одежду.

Воспитатель: Ребята, когда вы узнали о льне всё, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»

Дети отгадывают загадку.

Рассказ о труде для школьников средних классов. Рассказ о том, что для того чтобы надеть одежду нужно много потрудиться, вырастить лён, собрать и сшить одежду.

Константин Ушинский. Как рубашка в поле выросла

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, батюшка, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .

Ill

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

Конспект по познавательному развитию
«Как рубашка в поле выросла.»

Программные задачи::
1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна, технологией изготовления крестьянами одежды.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значение, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее.
3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.
4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты, прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Материал. Рубаха, штаны, сарафан, фартук, поясок, прялка, веретено, иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда.
Ход деятельности.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы свами поговорим о старинной одежде: она чем-то похожа на современную, а чем-то отличается. А еще узнаем из чего сшита эта одежда.
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку.
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долг и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!

Лён выращивали, чтобы из него шить одежду для всей семьи.
Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали:

Зародится, мой льнище,
И долог, и тонок,
Золото коренье,
Серебряно семя!

Когда синие цветочки опадали, головки подсыхали, лен выдергивали с корнями, завязывали снопики, приговаривали: «Ты удайся мой ленок!», чтобы лён вырос густым, крепким. Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября, на день Харитины, женщины и девушки начинали прясть. В народе говорили: День Харитины-первые холстины. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .
Дети считалкой выбирают игрока. Если это мальчик, то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга.Остальные дети стоят кругом и поют:
Уж ты прялица-кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку полядывать.
Во беседе нет весельица,
Моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька,
Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны. С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре. Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали, превращая в нити.
Ребята, потрогайте льняную нить. какая она?
Дети: Длинная, прочная.
Воспитатель:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.

Из ниток на ткацком станке делали ткань. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы.
А сейчас отгадайте, из какой это сказки.

1. Ткать холсты героине помогала коровушка?
Дети: Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

3. Мороз подарил девочке платье, расшитое серебром и золотом?
Дети: Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание: «Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.» , а она наказывала: «Скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать» ?
Дети: Русская народная сказка «Мудрая дева» .
Воспитатель: Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. Из чего же они шили одежду?
Дети: Из полотна.
Воспитатель: а какую одежду они шили из полотна?
Дети: Рубахи, штаны, сарафаны, фартуки.
Воспитатель: Одежда, сшитая из полотна, называлась домотканной. Чтобы что-нибудь сшить, нужно «отрубить» полотно, то есть – обрезать. «Рубаха»- сшитое полотнище. Именно она, по мнению наших предков, являлась оберегом от сглаза, злых духов. Все, от мала до велика, носили рубахи. Повседневные рубахи, обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу нечистым силам. В праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой, вышивка тоже считалась оберегом. Замужние женщины всегда носили фартук.
А когда сейчас надевают фартук?
Дети: Когда готовят еду и моют посуду.
Воспитатель: В сарафанах сначала ходили женщины только из царской семьи, знатные боярыни. Сарафаны шили из парчи, бархата, шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями. постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси.
На праздник шили нарядные, яркие сарафаны, украшали вышивкой. Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами.
А теперь отгадайте загадки. Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи, а тот, кто отгадает, находит и показывает одежду.
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(штаны)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями,
В одно входишь,
А в три выходишь?
(рубаха0

Каждый день по утру,
Надеваю я трубу,
Ну не догадаться Вам!
Она зовётся..
(сарафан)

Целый день я в нём хожу,
Словно в обруче.
(пояс)
Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали, как делали рубахи в старину
Нить и полотно наделялись волшебными свойствами. А еще ниточка и полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Я надеюсь, что он у вас будет счастливый, и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой.

В позапрошлом веке дети своими глазами видели, как из пшеницы получается хлеб, изо льна - одежда, из дерева - игрушки. И сколько сил уходит на это. Современный ребенок получает все в готовом виде, достаточно прийти в магазин и заплатить деньги. Человеческий труд перестает цениться. Рассказ Ушинского "Как рубашка в поле выросла" показывает, насколько тяжело даются людям материальные блага.

Об авторе

К. Д. Ушинский - один из основателей российской педагогики. Он был убежден, что учеба должна быть увлекательной, и создал замечательные учебники для начальной школы: "Родное слово" и "Детский мир". По этим книгам в дореволюционной России учились целые поколения. Тексты учебников помогали ребятишкам познавать мир, заставляли думать, делать выводы, учили доброте и взаимовыручке.

Константин Дмитриевич проявил себя как замечательный детский писатель. Он доступно и интересно рассказывает об окружающем мире, на простых примерах преподает важные нравственные уроки. Педагог старался не только дать ученику энциклопедические знания, но и связать их с обычной жизнью, научить отличать хорошее от плохого. Все это мы находим в произведении Ушинского "Как рубашка в поле выросла".

Повествование ведется от лица девочки Тани, с которой и ассоциирует себя маленький читатель. Рассказ "Как рубашка в поле выросла" композиционно разделен на три части. В первой из них отец сеет семена льна, обещая дочери вырастить рубашку. Такое обещание вызывает удивление. Таня с интересом наблюдает, как растет лен, как его убирают.

Во второй части собранные растения обрабатывают (молотят головки, топят в речке, просушивают, мнут мялкой, колотят трепалом, чешут гребнем до мягкости). Дети видят все процессы глазами ровесницы, вместе с ней переживая за утопленную рубашку и недоумевая: как же получится она из кудели, напоминающей детские волосы?

Последняя часть посвящена прядению ниток и созданию полотна. Современного ребенка наверняка удивит тот факт, что для изготовления рубашки нашим предкам требовалось около двух лет. Обязательно заострите на этом внимание.

Использование рассказа на занятиях

Произведение Ушинского будет интересно детям 5-10 лет. Оно активно используется на занятиях в детском саду, на школьных уроках. Читая историю "Как рубашка в поле выросла", дети начинают интересоваться народными ремеслами, традициями. Часто это становится отправной точкой для исследовательских проектов. В сельской местности энтузиасты вместе с учениками пробуют воспроизвести цикл выращивания льна.

Любят произведение и музейные работники. Совместить чтение книжки с демонстрацией старинных мялок, трепал, веретен, ткацких станков - отличная идея. Если вы знакомите с рассказом своего ребенка, найдите необходимые изображения в интернете. Увидеть процесс обработки льна своими глазами можно при помощи видео, размещенного на "Ютубе".

Чему учит рассказ?

Ушинский не только описывает процесс выращивания и обработки льна. Сквозная мысль текста "Как рубашка в поле выросла" - это уважение к тяжелому крестьянскому труду. С мая по сентябрь люди трудились на полях и огородах, выращивая растения, борясь с сорняками, убирая и обрабатывая полученный урожай. При этом надо было еще ухаживать за домашними животными, заготавливать сено на зиму.

С наступлением осени по вечерам женщины усердно пряли двойные нити из льна и шерсти. Тогда их нельзя было купить в магазинах. На три рубашки уходило 11200 метров нитей. А ведь нужна была и другая одежда, постельное белье, полотенца. На это требовалось очень много времени. Ткацкие станки на Руси собирали в марте. Всего два месяца было у крестьян, чтобы наткать полотно. Льняную ткань затем долго отбеливали.

С мая начинались посевные работы. Летом времени на шитье не было. Кроить одежду начинали только на следующий год, зимой. Ушинский показывает маленькому читателю, сколько человеческих сил уходит на создание одной рубашки. Конец истории торжественен: к рождеству Таня и ее брат Вася получают обновки, "белые как снег". В рассказе чувствуется трепетное, бережное отношение к одежде, доставшейся таким трудом.

Откуда берутся современные рубашки?

Обратясь к прошлому, вспомним и о настоящем. История "Как рубашка в поле выросла" - отличный повод поговорить о создании современной одежды. Как и прежде, лен выращивают на полях. Однако людям активно помогает техника: сеялки, льнобралки, мялки, льнотеребилки, льночесальные машины.

После обработки полученное сырье отправляют на прядильную фабрику, где станки скрутят нитки. На ткацкой фабрике делают полотно, на швейной - кроят и шьют одежду. Готовая рубашка попадает в магазин. Найдите в Интернете картинки, изображающие современное оборудование, технику. Обратите внимание, что станками и машинами управляют рабочие.

Если в рассказе Ушинского рубашку делали члены одной семьи, то теперь над этим трудится множество людей разных профессий. Поэтому одежда создается намного быстрее и хватает ее на весь город. Но за каждой вещью стоят люди, которые трудились для нас.

Рассказ "Как рубашка в поле выросла" учит видеть за обыденными предметами человека, приложившего усилия для их создания. Эту мысль важно донести до детей. Без этого невозможно воспитать в них бережное отношение к вещам.