Воспитание детей в мусульманской семье. Мусульманская этика воспитания детей Традиции воспитания девочек в мусульманской семье

На свадьбу

Каждый родитель любит своего ребёнка, желает ему добра и стремится дать ему достойное воспитание. Родительская любовь чиста и бескорыстна, исполнена заботы, сострадания и самопожертвования. Она излучает радость, вселяет в ребенка покой и уверенность, помогает ему осознать его связь с остальным миром. Она порождает в его душе добрые чувства и желание творить добро.

Воспитание, которое ребенок получает в семье в первые годы своей жизни, имеет принципиальное значение для его будущего, и поэтому мусульмане заботятся о духовном, физическом и психическом здоровье младенца ещё до его появления на свет. Родители поддерживают в семье атмосферу любви и взаимопонимания, избегают ссор и конфликтов, оберегают ребенка от всего, что может негативно сказаться на его развитии.

Одной из главных задач мусульманского воспитания является привитие ребенку хороших нравственных качеств, таких как уважение к старшим и снисходительность к младшим, терпение и выдержка, правдивость и справедливость. Родитель-мусульманин учит ребенка различать добро и зло, испытывать радость от совершения добрых поступков и раскаиваться в проступках, поддерживать тесные связи с родственниками и устанавливать добрые отношения с соседями.

Следуя наставлениям Пророка Мухаммада, мусульмане с ранних лет окружают детей любовью и сердечным отношением, вниманием и нежностью, добротой в обращении и простотой в общении. В отношениях с детьми они избегают крайностей, не допуская ни излишней мягкости, приводящей к потаканию каждому желанию ребёнка, ни чрезмерной строгости, вызывающей у детей недоверие к собственному опыту и ущемляющей чувство собственного достоинства.

Послушание родителям - основа мусульманской семьи, однако оно не имеет ничего общего с повиновением, которое основывается на запретах и принуждении. Такое повиновение прекращается, как только снимаются запреты и исчезает зависимость. Мусульманин же продолжает повиноваться родителям даже после того, как он обретает самостоятельность и обзаводится собственной семьёй, ибо его отношение к родителям зиждется на уважении и любви, почтении и доверии, признательности и благодарности.

Мусульмане поощряют детей за проявление личной инициативы, воспитывают в них самостоятельность и чувство ответственности, развивают в них природные наклонности и способности. Благодаря этому ребёнок учится правильно воспринимать авторитет старших, видит в них заботливых и любящих наставников, которые не подавляют его свободу, а делятся с ним личным опытом и воспитывают в нём внутреннюю свободу.

Ислам призывает родителей не ограничиваться назиданиями и нравоучениями, а являть собой достойный подражания пример. Дети по природе своей склонны видеть в родителях идеал, и родители не должны совершать поступков, расходящихся с их словами и способных поколебать доверие к ним. Напротив, они должны подавать детям пример своими собственными поступками и прививать им стремление к знаниям, благочестию и добрым делам. Это особенно важно, когда ребёнок вступает в подростковый возраст, начинает задумываться над образом жизни и поведением своих родителей, сравнивать их с другими людьми.

В мусульманских семьях принято с раннего возраста обучать детей основам веры и чтению Корана, правилам поведения в обществе и этикету. Когда ребёнку исполняется семь лет, родители обучают его правилам совершения омовения и намаза, прививают ему любовь к выполнению приказов Аллаха, а также к исполнению обязанностей перед родителями и остальными людьми. Воспитывая ребенка, мусульманин развивает заложенные в нём от рождения нравственные качества и обучает его самостоятельно следовать по пути духовного роста.

Когда ребёнку исполняется десять лет, родители начинают уделять особое внимание его половому воспитанию. В этом возрасте мальчиков и девочек принято укладывать спать отдельно, разъяснять им роль в обществе людей разного пола, воспитывать в них качества, ориентирующие их на предстоящую социальную функцию. Ислам не поощряет раннее эротическое воспитание, и поэтому родителям рекомендуется воздерживаться от неумеренных проявлений взаимных чувств в присутствии детей.

Когда ребёнок достигает половозрелого возраста, начинается период его душевного закала. Юношей и девушек готовят к будущей семейной жизни, разъясняют им супружеские обязанности и ответственность, которая ложится на плечи каждого из супругов. В этот период родителям рекомендуется проводить больше времени с детьми, помогать им делать первые шаги во взрослой жизни. Большое внимание уделяется подготовке ребёнка к полноценному участию в жизни общества и государства.

У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра» (чистоты), а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно Муснаду ибн Ханбаля, "Дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." Обязанность и долг родителей и педагогов, воспитать детей, так, что повзрослев они стали верующими деятельными мусульманами. Отправка детей в Исламскую Школу является хоть и важной, но незначительной частью Исламского обучения. Основной "институт воспитания" у народов ислама для каждого ребенка это прежде всего его семья, и основными "профессорами" являются его родители .

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Считается, что это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это еще раз доказывает уважительное отношение к женщине-матери.

О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6) .

Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Мад).

Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок .

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания учитываются следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха

Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети рождаются в "фитре" - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками" (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: "Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их" (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: "Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый". Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка

Всевышний говорит: "Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура "Толпы", аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: "Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай" (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

  • 6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".
  • 7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком .

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы основные традиции исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

Вот вы, наверное, прочитали название статьи и подумали, что сейчас я в ней и отвечу на вопрос, озвученный в заголовке, да? А ни тут то было, скорее я предложу эту тему к осмыслению и обсуждению. Ну и продекларирую, как с моей точки зрения их растить не надо.

На самом деле этим вопросом первый раз и довольно серьезно я задалась, как только УЗИ показало, что скорее всего, родится у меня дочка. Эта новость повергла меня в самый настоящий шок. Дело в том, что у меня уже был мальчик и с ним мне казалось все довольно просто - учить его как быть мужчиной мусульманином будет муж. С дочкой же получалось, что ее-то быть женщиной мусульманкой обучить придется уже мне самой. И тут я задалась вопросом, как это делать?

Я ко всему подхожу довольно основательно, поэтому начала изучать, что об этом пишут, думают и говорят другие. И пришла к неутешительному для себя выводу, что идея равенства полов настолько прочно осела в умах моих современников, что большинство уверено, что девочку надо растить, так же как и мальчика. В пособиях по воспитанию дети не делятся по половому признаку, обозначаясь бесполым выражением «ребенок». И ребенку следует в такой-то ситуации сказать так-то, если он делает то-то, нужно отреагировать так-то и т.д. и т.п. И получается, что детей надо учить одинаково. Но разве так может быть, чтобы к разному иметь одинаковый подход? Ведь это совершенно не секрет, что женщины и мужчины - разные, и мальчики и девочки - соответственно тоже. Мне кажется, естественным было бы книжки по воспитанию писать с указанием пола воспитанника. Потому что в одной и той же ситуации с мальчиком надо поступить иначе, чем с девочкой. Мне как маме разнополых детей вполне очевидна огромная разница между ними.

Но самое главное, почему нужно иметь различные стратегии в воспитании будущих мужчины и женщины, это то, что им предстоит в жизни играть совершенно различные роли, которые потребуют от них, конечно же, разных навыков и характеристик. Сейчас мало какие родители воспитывают своих детей так, как делали это наши предки, между тем, этим новомодным нововведениям всего лишь максимум лет 150-200, а до этого, веками девочек растили иначе, чем мальчиков. В этой статье я опущу вопрос религиозного воспитания, просто обозначив, что, разумеется, самое главное, что надо дать ребенку любого пола, это крепкую веру и знания о религии Аллаха. Но подробно мы поговорим о другом.

Характер
Будущая мусульманка должна обладать определенными чертами характера, которые помогут ей наилучшим образом справляться с возложенными на нее Всевышним Создателем обязанности. А именно: рожать детей и угождать мужу. Представляю как в глубине каждой нашей читательницы возмутилась ее феминистическая сущность, но хотя я и несколько утрировала, все-таки основная цель именно такая. Вам нужно вырастить из ваших дочурок хороших матерей и жен. А для этого вам нужно привить им определенные качества: скоромность, ласковость, послушность, трудолюбие, терпеливость, умение сдерживать свои эмоции и молчать, если хочется, наоборот, кричать, и многие другие «родственные» этим черты.

Навыки
В первую очередь нужно развивать то, что пригодиться в жизни больше всего. Уметь ловко управляться с домашними делами нужно женщине в любой момент жизни. Лучше с самого раннего возраста сделать хозяйственные обязанности привычными для девочки. Очень часто выходя замуж девушка ничего не умеет и ей в экстренном режиме приходится все осваивать, для нее быт становится ужасной ношей, которая давит и лишает ощущения счастья. Если бы она привыкла с детства, что домашние заботы это естественная часть жизни - первые годы брака и возни с первенцем проходили бы для нее значительно легче. Так же девочки, которые с детства помогали маме нянчить младших детей, намного быстрее адаптируются к роли матери. И, конечно, в реалиях современности лучше дать ей такую профессию, которая позволит работать удаленно, на гибком графике, иметь частную практику. Чтобы она могла в будущем, если придется, наилучшим образом совмещать работу и семью.

Личный пример?
Очень важным моментом раньше являлся личный пример. Матери не задумывались о том, как растить девочку - они просто передавали им этот навык, подавая пример. Однако больше ста лет уже прошло, несколько поколений выросло, вскормленных идеологией равенства. Помните, я в начале статьи сказала, что мне стало страшно растить девочку? Да, в первую очередь потому, что я не уверена, что смогу подать ей правильный пример. Потому что меня растили иначе. Потому что для меня патриархат и домострой это осознанный выбор, сделанный, увы, во взрослом возрасте. У меня нет примера, как быть примером. Для меня роль жены и матери мусульманки это ежедневный осознанный и тщательно спланированный труд. И мне надо сделать так, чтобы для моей дочери быть женой и матерью мусульманкой было легче, чем мне. Потому что я вначале цепочки и отвечаю за то, чтобы мои пра-пра-правнучки были сияющими звездами в религии Аллаха. И вы тоже, кто-то вначале, у кого-то были верующие предки, но на несколько поколений цепь была разорвана и именно вам выпала милость Аллаха - стать ее первым отреставрированным звеном… Мы начинаем. И поэтому нам нужно осмысленно подходить к воспитанию дочерей.

Целесообразно ли?
Вы скажите, что в современном мире страшно растить такое слабенькое растеньице? Что девочку надо на всякий случай растить таким образом, чтобы она могла постоять за себя, смочь выжить и одна, чтобы могла сама себя обеспечивать и пр. Знаете, я тоже часто думаю об этом, думая о будущем моей Сафии, мне хочется защитить ее и я ищу разные варианты для этого. Однако, я прихожу к мнению, что наша уверенность в том, что мы сможем все сами - рушит семьи и оставляет нас в ситуации, когда мы и правда должны все смочь.
Сильная женщина ищет себе не защитника и опору, она ищет равного партнера, у которого есть просто иные, не доступные ей функции. Женщина слабая скорее привлечет сильного мужчину. А точнее, рядом с ней очень много мужчин почувствуют себя сильными и будут способны на подвиги. А ей будет намного проще восхищаться супругом, ведь он делает то, что она никогда бы не смогла. Надо как-то возвращать все на свои нормальные, естественные, правильные места. И может тогда в мире все «заработает» правильно. И сильная женщина перестанет плакать у окна.

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Воспитание в мусульманской семье

Студентка 2 курса, 8 гр.,

Специальность 031000

«Педагогика и психология»___________Л. Р. Гарифуллина

Руководитель работы,

к. пед. н., доцент ____________Н. В. Зайцева

Саратов 2005

Введение……………………………………………………………с.3

Глава 1. Семья и семейные отношения …………………………. 4

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе…….. 8

Заключение………………………………………………………… 22

Приложения………………………………………………………... 23

Библиография……………………………………………………….26

Введение

В современное время религиозному воспитанию в наших семьях давно не предается такого большого значения, как в былые времена. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. В религиозных семьях воспитание становиться более мягче, многие традиции и обычаи уходят в прошлое. Вот и в исламских семьях многие традиции уже не соблюдаются. Многие девушки не считают нужным повязывать голову, хотя это считается обязательным и непокрытая голова считается признаком неприличия. Современные родители считают, что если их дети будут выделяться в толпе, им будет легче добиться успеха. Возможно, одной из причин этого является и то, что в последнее время имеет место притеснение последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской семье.

Но даже не смотря на это, есть и те семьи, которые не отходят от традиций и своей веры. В исламе детство – особый мир, полной радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. И родители стараются воспитать в своих детях самые благородные и чистые качества. Привить веру в Аллаха и в его силы.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребенка, посвященный Декларации прав ребенка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырехсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но, гарантируя ему права еще до того, как он рождается.

Глава 1. Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных отношений.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Семьи существуют разные по своим религиозным принадлежностям. Рассмотрим семью в исламе.

Семья в исламе

Ислам проявляет заботу о ребенке не только со дня его появления на свет, но думает и заботиться и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придается большое значение и отводиться высокое место. Вот почему ислам должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей в последствии.

Внимание, проявляемое исламом к ребенку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребенке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк говорит: «…ищите же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь все!»

Исходя из этого, халиф Умар бин аль – Хаттаб дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?»- такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее воспитание и научил его Корану».

Но если ребенок, наследует какие – то особенности своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребенку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

Любовь родителей

Ребенок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которых Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить нельзя, так как, поистине, она представляет собой частичку милости Аллаха. Любовь родителей к детям является врожденным свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах дает человеку наставления относительно его родителей, но не дает родителям таких же наставлений относительно их детей.

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель таких наставлений состоит в том, чтобы побуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

Ислам и равенство между детьми

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины, справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинокого относиться к детям, чтобы не причинять кому – нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придет ненависть, а место согласия займут раздоры, и все это приведет к сложностям, отклонения, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе

Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радости для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Во многих благородных аятах говориться о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребенка. Они призывают к проявлению о нем заботы, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи, общества в целом, не забывая о том, что все это тесно связанно друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокое наставление ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы все это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам определил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривает его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребенком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живет и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

«Лучшее, что родитель может дать, безвозмездно даровать своему ребенку, - это хорошее воспитание» (Тирмизи)

Как часто приходится слышать, что мы живём в смутные времена, что исчезло благородство, честность, а вместе с ними и другие добродетели. Повсюду жестокие взгляды, страдания и повсеместное равнодушие. Беспечное отношение к духовности достигла впечатляющего размера, а деньги и власть являются целью большинства живущих в нашу странную эпоху. Картина сегодняшнего мира пугает своей неопределённостью. В былые времена люди жили, не зная о других землях, о чужих обычаях, о событиях, проходящих на другой стороне земного шара, а сейчас человек знает «всё» или думает, что знает. Когда мы хотим о чём-то узнать, мы выходим в интернет и получаем информацию, но правдива ли эта информация? Объективна ли она? Правда ли то, о чём нам говорят? Мы не можем сказать об этом со 100% уверенностью.

Наши дети очень сильно подвержены влиянию информационного поля, мы не можем уследить за информационным потоком, поступающим в их головы. Детям навязываются разные идеи, а если они не обладают критичным мышлением, они во всё начинают верить. Главная задача родителя – научить ребёнка мыслить критически. А для этого необходимо вести себя достойно, чтобы дети начали уважать вас и слушать.

Однажды, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Верующие в своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу подобны одному телу. Если один орган его заболеет, то все остальные будут пребывать из-за него в бессоннице и жару». Это образ семьи, где все члены этого общества взаимосвязаны между собой. Ни в коем случае мусульманин не должен отделяться от джамаата, должен приглядывать за своими детьми, чтобы они не сбились с прямого пути. Следить за детьми не придётся, если родитель ведёт себя правильно, честно и достойно, то его дети уважают его, любят и во всём стараются быть похожими на своего отца или мать. Задача религиозного отца-показывать своему ребёнку культуру ислама, объяснять ему, как устраивать свою жизнь по исламским канонам, прививать любовь к мусульманскому обществу.

У мусульман сейчас непростое время. Мы живём в светской стране, где много соблазнов, которые могут свести нас с истинного пути. Постепенно, подражая немусульманам, мы можем забыть наши истинные традиционные ценности. А кто больше всего подвержен внешнему влиянию? Дети.

Но мы хотим знать законы шариата и хотим, чтобы наши дети их знали. Мы хотим, чтобы наши дети прекрасно знали религию, соблюдали заповеди, были высокообразованными и культурными людьми, были счастливыми.

Наши дети – это маленькая частица нашей души. Сделать так, чтобы они выросли верующими, праведными, добрыми, честными и здоровыми – наша основная задача. Без сомнения, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучше него и не повторил его ошибок. Взрослые видят в своих детях продолжение себя.

Для того, чтобы дети могли оправдать надежды своих родителей, они должны получить достойное исламское воспитание. Как правило, малыши, которым уделяли слишком мало внимания, заботы, любви, и не достаточно занимались их воспитанием, вырастают агрессивными и озлобленными и несут в общество лишь горе и разочарование. (Не стоит забывать и о том, что воспитывать детей нужно не только в период младенчества, а так же тщательно наблюдать за поведением детей в подростковый период, так как в такие моменты у них может резко поменяться мировоззрение и мироощущение).

Одну из самых главных ролей в формировании личности и характера ребёнка играет его мать, потому как именно она находится с ним 24 часа в сутки. Быть матерью – огромная ответственность. Богобоязненная мусульманка прекрасно понимает, что и от неё также зависит судьба её детей и их будущее. Мать обязана привить ребёнку понятия о доброте, чести, благородстве, смиренности и взрастить характер ребёнка, вложив в его сердце только самое лучшее, что поможет стать ему настоящим человеком.

Немаловажное значение имеет и атмосфера в семье. В семье формируется мышление, сознание и склонности ребёнка. Дети впитывают всё, что было услышано и увидено в семье, а значит – окружать их должно только благое.

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «О Вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни…» (Сура 66 «Запрещение», аят 6).

Каждый ребёнок – индивидуален. Задача родителей состоит в том, чтобы найти заветный ключик от его маленького внутреннего мира и развить в ребёнке личность.

Нерушимая связь матери и дитя дает ей возможность изменить характер ребёнка в лучшую сторону, уберечь его от необдуманных решений и ошибок, помочь ему с помощью Всевышнего Аллаха принять верное решение.

Самое лучшее воспитание – это любовь, уважение и доверие. В то время как воспитание, основанное на угрозах и страхе наказания (от родителей), может повлечь за собой плачевные последствия.

Например: при родителях ребёнок не делает какие-то запретные вещи, так как он боится наказания и выжидает тот момент, когда их не будет рядом или что-то отвлечёт их внимание, и именно тогда он и исполнит задуманное. Взрослые не видят, и ребёнок, исполняющий требования родителей, боясь лишь наказания, перестает слушаться, как только исчезает угроза. Получается, что его отношение к Всевышнему будет формироваться по точно такому же принципу.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение всевышнего) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и ответственным за свою паству. Правитель является пастырем, и несет ответственность за свое стадо. Мужчина — пастырь своей семьи, и ответственен за свое стадо. Женщина – пастырь в доме мужа своего, и она ответственна за свое стадо. Слуга – пастырь для имущества своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству…» (Бухари (2409), Муслим 1829).

Ан-Нуман ибн Башир рассказывает, что однажды отец привёл его к Посланнику Аллаха(мир ему и благословение Всевышнего) и сказал: «Я сделал своему сыну ценный подарок». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросил: « И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?» Он ответил: «Нет!». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тогда забери его обратно!»

Одинаковое отношение к детям создает в семье здоровую и дружную атмосферу. Здесь дети редко ссорятся, а немного повздорив, быстро прощают все обиды и не испытывают негативных эмоций к своим братьям и сестрам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был сострадателен и милосерден к своим детям. Анас рассказывает: «Я не видел человека, который был бы более милосердным к членам своей семьи, чем Посланник Аллаха(мир ему и благословение Всевышнего)».

Однажды к Пророку Мухаммеду (мир ему и благословение Всевышнего) явился какой-то бедуин, который сказал ему: «Вы целуете своих сыновей? А мы не целуем их!» на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия» (Бухари;Муслим).

Родители, знающие и следующие Исламу, не могут быть излишне строгими к своим детям.

К большому сожалению, в некоторых народах, рождение сына считается лучше, чем рождение дочери. Однако, это вполне заслуженно относится к великому заблуждению и невежеству людей. Детей людям дарует Аллах, а всё, что дарует Всевышний – во благо.

«Он дарует, кому пожелает, потомство женского пола, и дарует, кому пожелает, потомство мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кто пожелает, он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (Сура 42 «Совет», аяты 49-50).

В семье мусульман девочка всегда любима. О ней заботятся, оберегают, растят с любовью и нежностью. Родительский дом для неё всегда остается её родным домом, куда она может вернуться, ибо она — полноправный член семьи, и не должна чувствовать себя в нём ненужной и обузой.

Заботливым родителям следует формировать мировоззрение ребёнка. Но не с помощью каких-то запретов, родитель должен постоянно общаться со своим ребёнком, передавая ему свой опыт, а это как раз научит ребёнка размышлять. И уже вам не нужно будет запрещать своему чаду смотреть жестокие боевики, вам не нужно будет вытягивать его из виртуального мира, так как ребёнок сам будет понимать в чём ему вред, а в чем польза. Не стоит забывать и о том, какое окружение сформировано вокруг ребёнка: кто его друзья, как они себя ведут и научат ли они его полезному, либо введут в заблуждение и научат дурному. Лучшими друзьями ребёнка на начальной стадии должны быть родители. Многие мамы и папы начинают серьёзно разговаривать со своими детьми, только в подростковом возрасте, а до этого они считают, что можно, ничего не объясняя ребёнку, просто управлять им, но так не выйдет. Влияние на ребёнка оказывают родители лишь до 5-6 лет, потом он начинает общаться со сверстниками и авторитет родителей снижается. А если отец и мать будут всегда общаться с ребёнком, объяснять ему все, не смотря на его низкий возраст, он будет уважительно к ним относиться и выбирать таких друзей, которых не стыдно затем будем представить своим родителям.

Помните, повзрослевшие дети мусульманки, призваны приносить в мир и в общество только тепло, доброту, честь и благонравие. Они становятся Светом для своей семьи и настоящим примером для окружающих.

Родитель всегда будет первым примером для своего чада. Если это девочка - она пытается походить на маму, а мальчик соответственно на отца.

Дети однажды вырастут и перестанут нуждаться в нас. Каждое наше доброе слово, каждое действие будет откладываться в их сердцах, и Ин ша Аллах, даже когда мы умрём, мы останемся в мыслях наших детей.

В нашей общине уже больше 20 лет действует медресе, а также у нас есть мусульманская школа. Ежедневно приходят дети и взрослые, они познают религию, становятся добрее и светлее. Наша цель помочь обществу, чтобы дети получали и светское и нравственное образование, чтобы они любили Родину, уважали старших, знали своё место в жизни. Всё это надо закладывать с ранних лет.