Вдогонку николаю крикнули. Сила евангелия

Своими руками

Вариант № 21

Выполни рно

    одряхлеть - дряхлый

    заскочить - скак//скоч, перед ч

    бегемот - словарь

    прикосновение - кос//кас, нет а

    винегрет - словарь

    надкусил, - нет приставки нат

    отбросил - нет приставки од

    беспримерный, - пример

    преодолеть - пере

    зайти, - нет приставки зо

    подошёл - нет приставки а

    достать, - словарь

    прабабушка - прадед

    надбровный, - нет приставки нат

    подбросить - нет приставки пот

    ВИДиМЫЙ - еть, искл., 2

    Приветливый - чив//лив

    сговорчивый - чив//лив

    закручивать - иваю

    утраченный - ить переходит в е

    распущенный - ить переходит в е

    надышишься - ать, искл., 2

    СПИЛеННЫЙ - ить переходит в е

    Ожидаемый - ать, 1

    Много написано книг о неопознанных летающих объектах, много снято фильмов. - нет условий

    Ирина далеко не красавица, однако что-то прекрасное светится в её глазах. - далеко

    Нередко мы используем в речи фразеологизмы, желая выразить свою мысль образно. - наречие на о

    Вода в реке оказалась нехолодной, но очень мутной. - теплой

    Эта глубокая, суровая складка, неожиданно за две ночи прорезавшаяся между бровями седого господина, поразила присутствующих - не употр. без не

    Я люблю тебя ЗА ТО, - за что?

    что ты В ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою без-граничную преданность. - всегда раздельно

    ПО ЭТОМУ склону горы сошла лавина, ОТТОГО невероятным кажется спасение туристов. - по какому склону?, причина

    ЗАЧЕМ совершать поступки, - цель

    за которые В ПОСЛЕДСТВИИ будет стыдно? - всегда раздельно

    ВДОГОНКУ ему - наречие

    крикнули, ЧТОБЫ он больше не появлялся на этой улице. - цель

    Куприн-писатель получил ПОИСТЕНЕ всенародное признание, - наречие

    ПОТОМУ ЧТО его творчество любимо в нашей стране. - всегда раздельно

    Изгнанный из - есть завис. слово

    временного пристанища медведь - енн

    бешено рявкнул и - нар., от гл., нет условий

    испуганно ринулся по - нар., от гл., есть приставка ис

    нехоженым тропам в глубину тайги. - от гл., нет условий

  1. Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунк

    Документ

    На откосе (Ант.). Корень скак скоч - " скак скоч - перед «г пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать... и не торопясь (Т.). 1. Брошка увидев Герасима заскочил за угол и про- пустив его...

  2. Пояснительная записка Тема работы

    Урок

    Корне; Г) в зависимости от суффикса а. В корне - скак - (-скоч -) буквы о-а пишутся: А) в зависимости от ударения... буквы, перед которой находится корневая гласная скак -/скоч - Перед к пишется а, перед ч – о: прискакать, обскакать, на скаку ; заскочить , ...

  3. Стное народное творчество всех народов во все вре­мена являлось основой для собственно литературно­го творчества писателей. Исибирские писатели не иваны, не

    Документ

    Испугавшись величия происходящего события, мальчик заскочил в комнату и, схватив трубку, зашептал... Гэсэр, Чтобы по твёрдой земле скакать , Чистокровного аргамака имеет, Теперь... вы­скочил на крылечко. Где она, мошенница! - закричал дед, словно перед ним...

  4. Мы с женой курируем психоневрологический дом-интернат для женщин. Этот интернат закрытого типа и находится в селе. Автобус в это село ходит 2 раза в неделю, и этот график не всегда совпадает с нашими возможностями, так как мы оба инвалиды второй группы. Когда мы решались ехать в интернат вне автобусного графика, то нам приходилось 2 километра идти пешком по селу Веселое, а потом ещё 3 километра полями. Идя по селу, мы видели и богатые дома, и совсем разрушенные «хатки». Общая картина такая: запустение, нищета и пьянство. В селе построен магазин и бар. Возле этих заведений собирается «люд», но это вечером, а днем – пустота. Проходя селом, мы старались зайти в каждый двор, чтобы подарить им Евангелие. И получилось так, что в одном месте рядом стояли два дома: большой богатый дом и нищая «халупа», в которой, как позже выяснилось, живут старуха с сыном.

    Из богатого дома вышла женщина, внимательно нас выслушала, взяла Евангелие, поблагодарила. Мы пошли дальше, стали звать хозяев «этой избушки». Женщина это увидела и сказала: «Не зовите, там алкаши!» И действительно, из так называемого дома выполз мужчина, весь грязный, страшный. Увидев его, я не знал, что мне делать. Первым желанием было быстро уйти, но что-то удержало, мужчина был не настолько пьян, как запущен. Женщина из богатого дома крикнула: «Это Колька, не обращайте на его внимание, он – алкаш!». Услышав голос соседки, мужчина поднялся на ноги и хриплым голосом спросил: «Чего надо?» (с добавкой мата). Соседка махнула рукой на него и ушла в свой дом. Увидев нас, мужчина заулыбался и двинулся к нам: «Если чего подписать, я подпишу, только заплати». Мы с женой хотели уйти, но какая-то сила прямо тянула нас к этому Николаю. «Николай, возьми это. Это то, что тебе надо». И протянул ему Евангелие. Он взял в руки, повертел, засунул в карман, развернулся к нам спиной и, пошатываясь, пошел. Вдогонку ему я крикнул: «Николай, почитай!». Он махнул рукой, как бы говоря: «Отвяжись ты от меня!» На этом наша первая встреча с Николаем закончилась. Мы пошли себе дальше в интернат и забыли об этом Николае. Потом ещё несколько раз встречали его, но в таком виде, что разговаривать с ним было невозможно, сильно был пьян и страшно матерился. В сельсовете мы разузнали о Николае и его матери всё, что нас интересовало.

    Перед следующей поездкой в интернат мы с женой долго молились, просили Господа Иисуса Христа о встрече с Николаем, чтобы научил нас, какие слова ему сказать, как найти ключик к его душе. Мы очень хотели ему помочь. И вот день настал. Мы вышли из автобуса, идем по селу. Николай нам навстречу (он встречал все автобусы, может, кто даст на выпивку). Я возьми и скажи: «Здравствуйте, Николай Анатольевич!» Он не ожидал такого приветствия. Сначала замер, а потом заплакал. Как потом оказалось, он сам не помнил, как зовут его отца. Мы, как могли, успокоили его, и пошли далее. Возвратившись домой, мы снова молились о нем, просили Господа о чуде, чтобы дал Николаю веру, показал ему Свой чудесный путь к спасению. Молились долго, и Бог долго нам не отвечал. А в очередную нашу поездку в интернат, когда мы проходили по селу, нас окликнула председатель сельсовета: «Павел Григорьевич!» А сама улыбается нам: «Представляете, у нас в селе был «фурор». Полсела сбежалось смотреть: за несколько лет у Кольки впервые из дымаря пошел дым! Представляете, это он печку затопил!» Мы поспешили к Николаю. Во дворе никого не было, а из трубы действительно струился дымок. Постучали в дверь, открыла мать Николая. Увидев нас, уткнулась мне в грудь и зарыдала. Плачет и повторяет:

    «Колька... Колька...» У меня сердце аж сжалось, думаю: ну все, умер и покаяться не успел. А она плачет и все: Колька да Колька... Тут кто-то хлопает меня по плечу, и я слышу радостный возглас: «Мать, какие у нас гости!» Оборачиваемся, стоит Колька, вернее, Николай Анатольевич, улыбается во весь свой беззубый рот. Присмотрелись – трезвый. Протянули ему руку – поздоровались. Спрашиваю: «Как дела, Николай Анатольевич? Вижу перемены пошли в лучшую сторону?». Он улыбается: «Дела, спрашиваешь? Перевернулась у меня душа, наизнанку вывернулась, а ты спрашиваешь, как дела. Не знаю, как мне жить теперь, я ведь как будто снова жить начал, аж страшно. По селу иду – дети пальцем тычут, мужики возле виска крутят, орут: «Крыша у Кольки съехала, пить бросил». Мы посмеялись, обнялись, хотелось кричать: «Слава Богу!» И на душе так хорошо стало. Как чуден и велик Господь, совершивший это чудо! А Николай попросил привезти ему очки, говорит: «Буквы мелкие, читать трудно, а мать проходу не дает, просит, чтобы читал Евангелие». Я ему говорю: «Николай Анатольевич, мама старенькая, всякое может случиться, да и ты уже не мальчик. Покаяться надо пред Господом, принять Иисуса Христа своим Спасителем, раскаяться во всех своих грехах». Он молча махнул рукой в знак согласия. Встали мы вчетвером на колени. Я читаю молитву покаяния, Николай с матерью повторяют. Когда сказали: «Аминь», я смотрю, у всех на глазах слезы, а на душе такая радость: вот и еще две заблудшие души приняли Иисуса Христа своим Спасителем.

    Да, велик Господь и чудны дела Его, велики весьма! Собрались мы уходить. Николай пошел нас провожать, идет и говорит: «Мне вроде бы голову поменяли, смотрю в зеркало – вижу себя, а мысли – не мои». Я ему говорю: «Николай, так и должно быть, потому что Иисус Христос в твоем сердце и разуме живет» Когда прощались, Николай еще раз напомнил про очки. А я вижу, что он еще что-то хочет, но просить стесняется. Я тогда говорю: «Николай, ты теперь нам брат, если нужно что – говори прямо, чем сможем – будем помогать». Он замялся и говорит: «Привезите мне и матери какую-нибудь одежду, хочу выбросить все старые тряпки. И если можно... привезите мне галстук. Я, когда молодой был... мне нравилось ходить в галстуке». Мы засмеялись. Потом обнялись, попрощались и пошли на трассу к автобусам, чтобы ехать домой. Радость великая переполняла нас. В следующий раз мы привезли Николаю очки, гостинцы, одежду, несколько галстуков и Библию.

    Вот и скажите после этого, что Господь не отвечает на молитвы и не творит чудеса! Жив наш Господь, наш Иисус Христос, и велик! Вся слава Тебе принадлежит, наш Господь и наш Спаситель!

    По материалам газеты «Примерение»

    Рассказ «Темные аллеи» авторства Бунина представляет собой интересное и поучительное повествование. Длина его всего несколько страниц, но история в нем рассказывается целостная, что понравится многим читателям. В данной статье будет сделан пересказ основных моментов произведения.

    Начало

    Начинается все в зарисовке «Темные аллеи» с того, что описывается некое место где-то на обочине тульских дорог. Длинная изба объединяет в себе частную горницу и казенную почтовую станцию. Здесь гости могли остановиться на несколько дней, пообедать, отдохнуть и отправить письма необходимым людям. Именно к такому заведению подкатил тарантас, где на козлах сидел суровый мужчина, который всем видом был похож на бывалого разбойника. Внутри раскинулся человек в военной форме с богатым оформлением. Классическая внешность выдавала в нем офицера при царствовании Александра II, когда все служивые походили на царя обрамлением бороды и волос. Как только транспорт остановился, гость побежал в длинное здание.

    Первые события

    В рассказе «Темные аллеи» мужчина явно куда-то торопился, так как кучер только и успел ему крикнуть вдогонку, чтобы тот повернул налево. Мужчина так и сделал, после чего попал в горницу, где сразу же снял кафтан. Несмотря на свой возраст, без верхней одежды он выглядел невероятно стройно.

    В здании было достаточно уютно, тепло и чисто. Повсюду чистые скатерти, лавки помытые и запах был приятный. У неизвестного приезжего были седые волосы, темные глаза и усталые вид, он попытался поправить себя. Так как в самой горнице никого не было, герой небрежно крикнул в сенцы, после чего сразу же появилась достаточно привлекательная женщина, похожая по внешности на цыганку.

    После короткого разговора оказалось, что она является хозяйкой горницы. Мужчина в рассказе «Темные аллеи» заказал для себя самовар и раскинулся на лавках, дабы отдохнуть. Он сделал несколько комплиментов женщине насчет чистоты и начал спрашивать о том, почему она здесь сама за всем смотрит. Хозяйка ответила, что так зарабатывает себе на жизнь и не любит сидеть без дела.

    Новые подробности

    В повествовании Бунина «Темные аллеи» продолжился диалог с комплиментов о чистоте в здании. Внезапно в одном из ответов она назвала его по имени - Николай Алексеевич. После этого мужчина пытливо всматривался в ее глаза какое-то мгновение.

    В лице женщины он распознал свою старую знакомую, с которой не виделся тридцать лет. При продолжении диалога выяснилось, что ей на данный момент 48, а мужчине около шестого десятка. Для героя это оказалось настоящим шоком, что видно по реакции. Он отбросил свою усталость и принялся шагать по комнате в размышлениях.

    Затем посыпались вопросы на женщину, большинство из них касалось того, чем она занималась все это время и почему не осталась при господах. Хозяйка в произведении Бунина «Темные аллеи» уклонилась от ответа, а служивый человек покраснел.

    Дальше диалог свернул в сторону замужества и Надежда ответила, что никого достойного для себя так и не сумела найти, ведь невероятно сильно любила Николая Алексеевича. Краски еще больше запылали на его лице, и он продолжил мерить комнату шагами.

    Любовные перипетии

    В рассказе «Темные аллеи» для Николая Алексеевича встреча и воспоминание о любви женщины вызвали непонятное состояние. Мужчина стал весь красный, но при этом мрачнее тучи. В ответ на высказывание о чувствах назвал Надежду другом и сказал, что все проходит в этом мире. Она возразила этому и сказала, что любовь в сердце живет вечно.

    Начались воспоминания о былых временах, когда молодые люди уединялись, Николай читал стихи девушке о темных аллеях. Потом Надежда упомянула о той обиде, которую испытала она, оказавшись покинутой. В горнице она упрекнула его в жестокости, сообщила, что хотела наложить на себя руки не единожды.

    Служивый сударь раскинулся в комплиментах о неземной красоте девушки в те года, что ее сердце хотели заполучить многие парни, но Надежда выбрала его. Николай снова ответил, что все на свете проходит и забывается, и снова получил возражения на этот счет. Мужчина не выдержал напряжения, отвернулся до окна и попросил ее уйти куда-то из этой комнаты.

    Эмоциональный момент

    Изложение рассказа «Темные аллеи» в кратком содержании не может передать всю тонкость эмоционального момента, который произошел в горнице возле тульских дорог. Николай Алексеевич был слишком тронут тем, что здесь произошло. Он отвернулся к окну и быстрым движением платка вытер с глаз выступившие слезы.

    За свой поступок герой попросил прощения у Бога, ведь посчитал, что девушка уже его забыла, однако Надежда снова ему возразила. Хозяйка заведения сказала, что не смогла этого сделать даже за тридцать лет. Все потому, что похожих чувств ей больше не приходилось испытать в этой жизни.

    Совместно проведенные часы настолько глубоко въелись в сердце и рассудок, что простить предательство было выше сил женщины, хоть теперь это уже не имеет значения. Николай Алексеевич выслушал ее, после чего сам взял слово. Он начал рассказывать историю своей жизни и доказал, что сделанные плохие проступки рано или поздно догоняют человека бумерангом. В кратком содержании «Темных аллей» сложно передать эмоциональный окрас его речи.

    История из жизни и место для загадочности

    Краткое содержание «Темных аллей» следует продолжить рассказом из бытия военного сударя, что заглянул в горницу. Он сказал, что никогда так и не был счастлив в своей жизни. Заранее извинившись за задетые чувства, сообщил о безграничной любви к своей жене, но именно в этом была его ошибка. Молодая дама изменила ему, после чего бросила с такой жестокостью, что даже проступок Николая перед Надеждой не идет в сравнение.

    От брака родился сын, который должен был стать отрадой для отца, но снова получилось все не так. Вырос мальчишка совершенно невоспитанным и наглым, для него понятия чести, совести, вследствие этого и добра ничего не значат. Николай закончил рассказ тем, что это обыкновенная история, ведь потеря Надежды также отняла у него самое теплое в этой жизни.

    Он поцеловал ей руку, и она ответила тем же. Дальнейшая фраза в рассказе Бунина «Темные аллеи» о том, чтобы был отдан приказ седлать лошадей, осталась незаконченной. Автор оставил немного места для размышлений и загадок.

    Следующая сцена

    В кратком содержании «Темных аллей» необходимо отметить, что продолжаются события тем, как Николай Алексеевич уже едет в своем тарантасе и вспоминает о былом стыде. В его мыслях возвращается образ прекрасно молодой Надежды, которая своей красотой могла затмить любую барышню. Он сам себя спрашивает о правдивости слов насчет самых счастливых моментов в своей жизни, когда девушка была рядом.

    Новый день подходил к закату, а они все катились по грязным дорогам. Кучер был опытный и выбирал менее избитые колеи, чтобы меньше грязи отлетало от колес. Тишину нарушил первым мужчина на козлах, который управлял транспортом. Он отметил, что женщина за окном горницы провожала их долгим взглядом, а потом спросил о длительности их знакомства.

    Николай Алексеевич отвечал кратко, а Клим - имя кучера - бросил фразу, что эта хозяйка невероятно умная и богатая. Старый служивый ему возразил, что это совсем ничего не значит. С подобным высказыванием Клим был совершенно не согласен.

    Конец

    Заканчиваются «Темные аллеи» (в кратком содержании это нельзя не отметить) тем, что Клим рассуждает о том, что значение грамотного распоряжения временем и деньгами много стоит. Николай Алексеевич прервал его и попросил ехать быстрее, дабы не опоздать на поезд. После этого он снова вернулся к своим размышлениям о Надежде. Минуты с ней казались уже не просто лучшими, а наполненными своеобразной магией.

    Ему вспомнились стихи, которые он читал молодой девушке. После этого в уме начали возникать картины о том, что могло быть, если бы тогда герой не бросил возлюбленную. Сначала это казалось вздором, но позже ему удалось вообразить Надежду в роли своей жены. Она бы стала матерью его детей и жила бы в петербургском доме.

    Подобные мысли заставили его раскачивать головой в разные стороны, на чем и заканчивается повествование. Автор снова оставил место читателю для собственных размышлений о судьбе двух персонажей, их поступках и жизненном пути.

    Приводили они своих сынков в гимназических мундирчиках, приводили и расплывшихся от довольства жен. «А денег у них, пожалуй, больше, чем у тех господ, которым прислуживают», – думал Павка. Не удивлялся он и тому, что происходило ночами в закоулках кухни да на складах буфетных; знал Павка хорошо, что всякая посудница и продавщица недолго наработает в буфете, если не продаст себя за несколько рублей каждому, кто имел здесь власть и силу.

    Заглянул Павка в самую глубину жизни, на ее дно, в колодезь, – и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному.

    Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали. Ожидал Павка дня, когда выйдет отсюда, тянуло к огромному каменному закопченному зданию.

    Частенько бывал он там у Артема, ходил с ним осматривать вагоны и старался чем-нибудь помочь.

    Особенно скучно стало, когда ушла с работы Фрося.

    Не было уже смеющейся, веселой девушки, и Павка острее почувствовал, как крепко он сдружился с ней. Приходя утром в судомойню, слушая сварливые крики беженок, ощущал какую-то пустоту и одиночество.

    В ночной перерыв, подкладывая в топку куба дрова, Павка присел на корточках перед открытой дверцей; прищурившись, смотрел на огонь – хорошо было от теплоты печки. В судомойне никого не было.

    Не заметил, как мысли вернулись к тому, что было недавно, к Фросе, и отчетливо всплыла картина.

    …В субботу, в ночной перерыв, спускался Павка вниз по лестнице, в кухню. На повороте из любопытства влез на дрова, чтобы заглянуть в кладовушку, где обычно собирались игроки.

    А игра там была в полном разгаре. Побуревший от волнения Заливанов держал банк.

    На лестнице послышались шаги. Обернулся: сверху спускался Прохошка. Павка залез под лестницу, пережидая, когда тот пройдет в кухню. Под лестницей было темно, и Прохошка видеть его не мог.

    Прохошка повернул вниз, и Павке было видно его широкую спину и большую голову.

    Сверху по лестнице еще кто-то сбегал поспешными легкими шагами, и Павка услыхал знакомый голос:

    – Прохошка, подожди.

    Прохошка остановился и, обернувшись, посмотрел вверх.

    – Тебе чего? – буркнул он.

    Шаги на лестнице застучали вниз, и Павка узнал Фросю.

    Она взяла официанта за рукав и прерывающимся, сдавленным голосом сказала:

    – Прохошка, где же те деньги, которые тебе дал поручик?

    Прохор резко отдернул руку.

    – Что? Деньги? А разве я тебе не дал? – говорил он озлобленно-резко.

    – Но ведь он дал тебе триста рублей. – И в голосе Фроси слышались приглушенные рыдания.

    – Триста рублей, говоришь? – ехидно проговорил Прохошка. – Что же, ты хочешь их получить? Не больно ли дорого, сударыня, для судомойки? Я думаю, хватит и тех пятидесяти, что я дал. Подумаешь, какое счастье! Почище барыньки, с образованием – и то таких денег не берут. Скажи спасибо за это – ночку поспать и пятьдесят целковых схватить. Нет дураков. Десятку-две я тебе еще дам, и кончено, а не будешь дурой – еще подработаешь, я тебе протекцию составлю. – И, бросив последние слова, Прохошка повернулся и пошел в кухню.

    – Подлюга, гад! – крикнула ему вдогонку Фрося и, прислонясь к дровам, глухо зарыдала.

    Не передать, не рассказать чувств, которые охватили Павку, когда он слушал этот разговор и, стоя в темноте под лестницей, видел вздрагивающую и бьющуюся о поленья головой Фросю. Не сказался Павка, молчал, судорожно ухватившись за чугунные подставки лестницы, а в голове пронеслось и застряло отчетливо, ясно:

    «И эту продали, проклятые. Эх, Фрося, Фрося…»

    Еще глубже и сильнее затаилась ненависть к Прохошке, и все окружающее опостылело и стало ненавистным. «Эх, была бы сила, избил бы этого подлеца до смерти! Почему я не большой и сильный, как Артем?»

    Огоньки в печке вспыхивали и гасли, дрожали их красные языки, сплетаясь в длинный голубоватый виток; казалось Павке, что кто-то насмешливый, издевающийся показывает ему свой язык.

    Тихо было в комнате, лишь потрескивало в топке, и у крана слышался стук равномерно падающих капель.

    Климка, поставив на полку последнюю ярко начищенную кастрюлю, вытирал руки. На кухне никого не было. Дежурный повар и кухонщицы спали в раздевалке. На три ночных часа затихала кухня, и эти часы Климка всегда проводил наверху у Павки. По-хорошему сдружился поваренок с черноглазым кубовщиком. Поднявшись наверх, Климка увидел Павку сидящим на корточках перед раскрытой топкой. Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаченной фигуры и проговорил, не оборачиваясь:

    – Садись, Климка.

    Поваренок забрался на сложенные поленья и, улегшись на них, посмотрел на сидевшего молча Павку и проговорил, улыбаясь:

    – Ты что, на огонь колдуешь?

    Павка с трудом оторвал глаза от огненных языков. На Климку смотрели два огромных блестящих глаза. В них Климка увидел невысказанную грусть. Первый раз увидел Климка эту грусть в глазах товарища.

    – Чудной ты, Павка, сегодня какой-то. – И, помолчав, затем спросил: – Случилось у тебя что-нибудь?

    Павка поднялся и сел рядом с Климкой.

    – Ничего не случилось, – ответил он глуховато. – Тяжело мне здесь, Климка. – И руки его, лежавшие на коленях, сжались в кулаки.

    – Что это на тебя сегодня нашло? – продолжал приподнявшийся на локтях Климка.

    – Сегодня нашло, говоришь? Всегда находило, как только попал сюда работать. Ты погляди, что здесь делается! Работаем как верблюды, а в благодарность тебя по зубам бьет кто только вздумает, и ни от кого защиты нет. Нас с тобой хозяева нанимали им служить, а бить всякий право имеет, у кого только сила есть. Ведь хоть разорвись, всем сразу не угодишь, а кому не угодишь, от того и получай. Уж так стараешься, чтобы делать как следует, чтобы никто придраться не мог, кидаешься во все концы, но все равно кому-нибудь не донесли вовремя – и по шее…

    Вариант 34. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

    Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

    (1)Хотя глаза у всех людей устроены одинаково, зрительное восприятие цветовых оттенков может заметно различаться, в частности, потому, что в памяти человека откладывается какой-то основной цвет, который заменяет собой все его оттенки. (2)Ещё один фактор цветокоррекции - культурно- языковые особенности: считается, что если в языке есть обозначение для какого-нибудь цвета, то человек будет различать его среди других. (3) как недавно выяснили учёные, восприятие цвета зависит от времени года: зимой слабеет освещённость и цветовая насыщенность того, что мы видим вокруг, и корректировка цветового баланса, или цветокоррекции, вероятно, играет компенсаторную роль.

    1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Как недавно выяснили учёные, поскольку в памяти человека откладывается какой-то основной цвет, заменяющий все его оттенки, корректировка цветового баланса играет компенсаторную роль.

    2) Память человека, культурно-языковые особенности и, как недавно выяснили учёные, время года - это те факторы, которые влияют на зрительное восприятие цветовых оттенков.

    3) Основным фактором цветокоррекции считаются культурно-языковые особенности, заключающиеся в том, что человек не способен различать цвета, для которых в его родном языке нет обозначений.

    4) Глаза у всех людей устроены одинаково, поэтому различия в зрительном восприятии цветовых оттенков у людей незначительны и зависят от освещённости и цветовой насыщенности.

    5) Зрительное восприятие цветовых оттенков у разных людей может различаться в результате воздействия таких факторов, как память человека, культурно-языковые особенности и время года.

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Таким образом,

    А значит,

    Во-первых,

    Несмотря на это,

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БАЛАНС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    БАЛАНС, -а; м.

    1) Искусство удерживать равновесие тела или предметов во время каких-л. упражнений, трюков (цирк.). Потерять б. Взять шест для баланса.

    2) Полное соответствие, равное соотношение между чем-л. Б. спроса и предложения. Нарушить б. политических сил в обществе. Б. интересов в коллективе,

    3) Средства, находящиеся в распоряжении какого-л. предприятия, учреждения, на его счёте. Брать, записывать, принимать на б. (вносить на счёт какого-л. предприятия, учреждения). Списывать, снимать с баланса (списывать со счёта какого-л. предприятия, учреждения).

    4) Короткие брёвна, используемые для производства целлюлозы и бумаги (спец.). Наколотые балансы.

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    откупОрить

    начАвший

    нажИвший

    намЕрение

    углубИть

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    На улице СОСЕДСКИЕ дети играли в прятки.

    Невозможно ОБХВАТИТЬ взглядом просторы полей, расстилающихся вдали.

    Промышленные альпинисты, выполняющие ВЫСОТНЫЕ монтажные работы, должны обладать соответствующей квалификацией и уметь работать со спецтехникой.

    ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство талантливой певицы восхищало слушателей.

    МОРОЗИЛЬНАЯ камера холодильника была заполнена до предела.

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    гора АПЕЛЬСИНОВ

    навстречу НИМ

    пара КРОССОВОК

    встречается наиболее ЧАСТО

    без глубоких РАЗДУМИЙ

    7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    A) ошибка в построении сложного предложения

    Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

    B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1) Именно благодаря таких качеств А. В. Суворова, как упорство, усердие и стремление к знаниям, он стал великим полководцем.

    3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

    4) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.

    5) Водитель объявил, что на линии работает контроль, и попросил всех вошедших пассажиров заплатить за проезд.

    6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

    7) Находясь в пути, всегда вспоминаешь дом.

    8) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке».

    9) Свои яркие впечатления от кругосветного путешествия И. А. Гончаров отразил в двухтомном описании плавания «Фрегате "Паллада"».

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    выг..рать

    тр..фарет

    х..рактеризовать

    подр..стает

    л..гичность

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    во..делать, в..пышка

    пр..ложение, пр..плод

    з..частую, под..шёл

    пр..озёрный, пр..рвал

    по..ставил, о..бросил

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    перестра..ваться

    услужл..вый

    почу..вший

    стро..вой

    переменч..вый

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    пересмотр..нный

    (всё) забуд..тся

    изобража..мый

    знаком..шься

    неотъемл..мый

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Месяца (НЕ)БЫЛО на небе, и звёзды ярко светили.

    До Нового года осталось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.

    Бабушка, (НЕ)СМОТРЯ на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

    Серёжа (НЕ)ТОРОПЯСЬ перевернул страницу.

    В (НЕ)ПРИКРЫТОЕ шторами окно светил яркий месяц.

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    (В)ДОГОНКУ Николаю крикнули, ЧТО(БЫ) он больше не появлялся на этой улице.

    ЧТО(БЫ) ни происходило, штурман (ВСЁ)РАВНО сохранял спокойствие.

    А вечером он сидел опять (ЗА)ТЕМ же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, (ПО)ЧЕМУ ему так хорошо в этом доме.

    Хижина наша из досок да фанеры, (ПО)ЭТОМУ в ней ТАК(ЖЕ) холодно, как в палатке.

    М. Горький иронично замечал, что «человек (В)КОНЦЕ концов захрюкает, если (ВСЁ)ВРЕМЯ ему говорить, что он свинья».

    14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

    Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.

    15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

    2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

    3) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

    4) В силу обстоятельств после революции А. И. Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию.

    5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

    16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

    17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Плакал (1) может (2) быть (3) о сыне,

    О жене, о чём ином,

    О себе, что знал: отныне

    Плакать некому о нём.

    Должен был солдат и в горе

    Закусить и отдохнуть,

    Потому (4) друзья (5) что вскоре

    Ждал его далёкий путь.

    (А. Т. Твардовский)

    18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

    19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

    20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Солист всемирно известной музыкальной группы планирует издать свою автобиографию.

    Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

    (1)Самая большая ценность народа - его язык. (2)Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (3)Думает! (4)Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

    (6)Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. (7)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

    (8)Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

    (9)О русском языке как о языке народа писалось много. (10)Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, обогативший в XIX веке мировую литературу и поэзию. (11)Тургенев говорил так: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

    (12)Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении - с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

    (13)Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. (14)А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат - лексикой в первую очередь.

    (15)Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков - в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и других. (16) Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

    (17)Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком, в нём создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

    (18)В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. (19)Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. (20)И всё это должно было отразиться в языке.

    (21)Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью.

    (22)Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности.

    (23)А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, такое разнообразие литературного опыта! (24)Но больше всего развивает язык поэзия. (25)От этого так значительна проза поэтов.

    (26)Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. (27)Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. (28)Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.

    (По Д. С. Лихачёву)

    21. Перечитайте предложения 18-28. Укажите номер предложения, после которого должен стоять следующий фрагмент:

    «Летописи: "Слово о полку Игореве", "Моление Даниила Заточника", проповеди Кирилла Туровского, "Киево-Печерский патерик" с его прелестью "простоты и выдумки", а потом - сочинения Ивана Грозного, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора и... Симеон Полоцкий, а на противоположном конце от Симеона протопоп Аввакум. В XVIII веке - Ломоносов, Державин, Фонвизин, далее Крылов, Карамзин, Жуковский и... Пушкин. Я не буду перечислять всех писателей XIX и начала XX века, обращу внимание только на таких виртуозов языка, как Лесков и Бунин. Все они необычайно различные. Точно они пишут на разных языках».

    22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 1-5 содержится рассуждение.

    2) Предложение 7 противопоставлено по содержанию предложению 6.

    3) Предложение 11 иллюстрирует то, о чём говорится в предложениях 9-10.

    4) В предложениях 18-20 представлено повествование.

    5) В предложениях 26-28 дано описание.

    23. Из предложений 9-12 выпишите слово, употреблённое в переносном значении «внутренняя часть чего-либо».

    24. Среди предложений 9-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    25. «Д. С. Лихачёв пишет не только о родном языке, но и о том, как языком пользуется человек. В этом нас убеждают различные средства выразительности, в частности приём - (А)____ ("думает" в предложениях 2, 3, "язык", "показатель", "качеств" в предложении 8) и синтаксическое средство - (Б)____ (предложения 3, 23). Лихачёв наряду с привычным для его текстов синтаксическим средством, таким как (В)____(в предложениях 7, 19), использует яркий, запоминающийся троп, такой как (Г)____(в предложении 28)».

    Список терминов:

    1) книжная лексика

    2) метафора

    3) противопоставление

    4) восклицательные предложения

    5) анафора

    6) риторическое обращение

    7) вводные и вставные конструкции

    9) лексический повтор

    26. Напишите сочинение.

    Вариант 34

    Номер задания

    Ответ

    Номер задания

    Ответ

    вдогонкучтобы

    123 или любая комбинация этих цифр

    откупорить

    234 или любая комбинация этих цифр

    охватить

    1345 или любая комбинация этих цифр

    1245 или любая комбинация этих цифр

    логичность

    приложениеприплод

    строевой

    245 или любая комбинация этих цифр

    знакомишься

    (в)недрах или недра

    несмотря

    Проблема

    1. Проблема ценности языка. (В чём заключается ценность языка?)

    2. Проблема взаимосвязи языка и культуры. (Как взаимосвязаны язык и культура?)

    1. Вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком: с помощью языка человек пишет, говорит, думает.

    2. Язык народа является показателем его культуры: язык хранит память о тысячелетнем существовании письменности, литературы.