Варга столин опросник родительского отношения интерпретация. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин

Маме

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

05.09.2017 10:00

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

Структура опросника.

Опросник состоит из 5 шкал:

1. Принятие – отвержение ребенка

Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация

Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз

Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Авторитарная гиперсоциализация

Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Маленький неудачник

Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника.

    Я всегда сочувствую своему ребенку.

    Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

    Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

    Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

    Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

    Я уважаю своего ребенка.

    Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

    Мой ребенок часто мне неприятен.

    Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

    Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

    По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

    Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

    Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

    Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

    Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

    Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

    Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

    При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

    Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

    Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

    Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

    К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

    Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

    Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

    Я жалею своего ребенка.

    Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

    Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

    Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

    Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

    Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

    Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

    Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

    При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

    Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

    Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

    Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

    Я всегда считаюсь с ребенком.

    Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

    Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

    Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

    Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

    Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

    Я разделяю увлечения моего ребенка.

    Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

    Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

    Мой ребенок часто меня раздражает.

    Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

    Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

    Я не доверяю своему ребенку.

    За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

    Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

    В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

    Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

    Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

    Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

    Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

    Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

    Я восхищаюсь своим ребенком.

    Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

    Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

    Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Шкала «Принятие - отвержение»

* Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

* Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала «Кооперация»

* Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

* Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз»

* Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

* Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник»

* Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Вопросы теста. 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

2 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка". 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку "липнет" все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

3 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. Обработка. За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы о том, что они сравнительно слабо развиты. Ключ. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Интерпретация. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: -отвержение, -кооперация, -симбиоз, -контроль, - инфантилизация (инвалидизация).

4 Высокие баллы по шкале принятие отвержение от 24 до 33 говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале от 0 до 8 говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале кооперация 7 8 баллов признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале 1 2 балла говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога; Высокие баллы по шкале симбиоз 6 7 баллов позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале 1 2 балла признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале контроль 6 7 баллов показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале 1 2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

5 Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка 7 8 баллов признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале 1 2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.


ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ) Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения

Столин Владимир Викторович Родился: 19 февраля 1947 г. в Москве. Интересы: общая психология, исследование проблем самосознания, психология личности, психодиагностика, психологическое консультирование,

Объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей. УДК 37.064 МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ БНТУ, Минск, Республика Беларусь Научный руководитель: Зуенок А.Ю. Хотько А.С.

Принципы использования наказания Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказание не должно вредить здоровью ребенка

Л. В. Токарская 249 3. Левченко А. Н. Временная трансспектива самоактуализирующейся личности // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2011. Вып. 6 (76). С. 97 101. 4. Болотова А. К. Психология организации

А. А. Воронова СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У НЕЗАМУЖНИХ И ЗАМУЖНИХ МАТЕРЕЙ Работа представлена лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской

Шабан О.В., студентка 33 группы Института педагогического образования ТвГУ Влияние стиля родительского воспитания на психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ Ключевые слова: адаптация, воспитание,

Вместе с этим Эйнштэйн страдал дислексией, обнаруживая слабые способности по матиматике, физике, был изгнан из школы. Современная наука объяснила уже проблему нарушения чтения у леворуких (дислексия).

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» * Институт психологии Кафедра социальной и семейной психологии Взаимосвязь отношений любви между супругами

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ Воронина А.С., воспитатель МДОУ 7 г. Черемхово Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего

ДИАГНОСТИКА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ- ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Е.Ф.БАЖИН, Е.А.ГОЛЫНКИНА, А.М.ЭТКИНД) Назначение: Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

УДК 376.3 Токарская Людмила Валерьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Уральского государственного педагогического университета Топоркова Нина Александровна

Опросник «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина) Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля Назначение теста: методика

ОПРОСНИК УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК) Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности экстернальности, т.е степени готовности человека брать на себя ответственность за то,

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ТРЕВОЖНОСТИ? Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как показатель эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные препятствия развитию

PSYCHOTYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS AND THEIRS RELATIONSHIPS WITH PARENTS Tsygankova Rima E., Ph.D. of medical, assistant professor of department practical and special psychology. North -Caucasian

Частное учреждение социального обслуживания «Центр развития семейных форм устройства детей» Проект укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск) Е.Н. Кропива Программа по оптимизации детско-родительских

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 «Золотой ключик» Отчет экспериментальной работы по решению духовно-нравственных проблем развития личности через ознакомление дошкольников

Приложение 1 Опросник для родителей Уважаемый родитель! Ответьте на приведенные ниже вопросы. Полнота и развернутость ответа приветствуются. Знаете ли Вы какую-либо научно-методическую литературу для родителей

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского

Опросник «Какой у вас стиль общения и воспитания?» Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас. Для этого выполните тест (модификация

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная

Шкала оценки потребности в достижении Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) Практическая работа с родителями показала недостаточность средств, которые могут быть использованы для диагностики родительско-детских отношений

ISNN 1812-1853 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2009 ТОМ 6 1 Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений В статье представлен опыт диагностики типов детско-родительских

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Игнатова В.В., Липатова С.В. Введение. В настоящее время в России в условиях социальноэкономического кризиса

УДК 74 Ильина Н.В., заместитель директора по УВР КСУВУ «Убеевская СОШЗТ» Минобразования Чувашии Яковлева Т.В., педагог-психолог КСУВУ «Убеевская СОШЗТ» Минобразования Чувашии АНАЛИЗ ПРОЕКТА ПО ФАКТАМ САМОВОЛЬНЫХ

Модели взаимодействия педагогов с детьми (для работы) Учебно-дисциплинарная модель Приложение 1. Цель общения Лозунг Тактика, способы взаимодействия Роль и личностная позиция Позиция по отношению к ребенку

Тест-опросник Способен ли ты быть лидером? Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ Да или Нет. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным

Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (Марковская И. М.) Назначение методики. Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ЖАРИКОВ Е., КРУШЕЛЬНИЦКИЙ Е.) ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (АСВ) Текст опросника для родителей детей от 11 до 21 года Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ Формирование у детей уважительного, ценностного отношения к себе является одной из ведущих идей современного образования. Дошкольный возраст является важным периодом

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.) 1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремиться, чтобы другу было приятно

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Ким Антон Игоревич студент Черная Елена Васильевна руководитель научно методического центра Южно Сахалинский педагогический колледж ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

Статья «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Подготовила воспитатель группы 5 Васильченко Юлия Александровна Уважаемые мамы и папы! Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 109 «Изюминка» города Ярославля Исследование детско-родительских отношений в семье, имеющей ребѐнка с задержкой психического

Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения Е.Н. Степанов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель, А.А. Андреев, доцент,

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Методика 3 Укажите обязательно Ваш пол Ваш возраст Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на эти утверждения «ДА» или «НЕТ». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2. Иногда

Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы Вот они, главные истины эти: Поздно заметили, поздно учли Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли. Этап первый 10-13 лет: «Оставьте

Научный альманах 2016 N 5-2(19) Педагогические науки 274 DOI: 10.17117/na.2016.05.02.274 Поступила (Received): 01.05.2016 http://ucom.ru/doc/na.2016.05.02.274.pdf Сундеева Л.А., Малыгина Н.В. Педагогические

Опасные фразы, или Как создаются негативные жизненные сценарии «Слово не воробей вылетит, не поймаешь» Народная пословица Задумываемся ли мы о том, что именно слышит ребенок, когда мы просим его что-то

ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СЕМЬИ ПЛАН: 1. Теоретическая часть 2. Практическая часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук психологии, педагогики, социологии,

Вас приветствуют Воспитатели: Корочкина Елизавета Владимировна Полякова Елена Анатольевна Логопед: Соколова Елена Юрьевна Консультация для родителей «Культура общения в семье основа формирования авторитета

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Казанова Екатерина Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад 17 комбинированного вида» г. Казань, Республика Татарстан СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА Аннотация: статья

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа- интернат 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара» Консультация для родителей

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Вопросы к анкете первого знакомства с родителями: 1. Постоянные обязанности ребенка в семье... 2. Доминирующие черты его характера... 3. В общении учителю следует учесть... 4.

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа 4» «Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей» (Выступление на родительском собрании) Доклад подготовила: Губанова Л.В. учитель

Трудности адаптации первоклассников в школе Возрастные особенности первоклассников кризис 7 лет: манерничанье, капризы, паясничание нормы и правила школьной жизни идут вразрез с желаниями ребенка переживание

Какова роль матери в воспитании ребенка Каждая мать хочет воспитать своего ребенка идеальным человеком. Но мы все знаем, что это невозможно. Идеальных людей нет. Можно привить ребенку хорошие качества,

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ОТЦОВ Подготовила Воспитатель подготовительной группы РаеваТ.В. Родительское собрание отцов «Один отец значит больше, чем сто учителей». Д. Герберт Подготовительная работа. 1. Предложите

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества» Диагностический материал по исследованию нравственной воспитанности

МЕТОДИКА ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ (АЛЕШИНА Ю.Е., ГОЗМАН Л.Я., ДУБОВСКАЯ Е.М.) Назначение теста Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция к тесту Выберите ответ, который

Заповеди воспитателя и воспитания в детском лагере Алёна Штабина, Беч Дарья Руководители городского проекта самоопределения школьников «Я вожатый» Воспитание целенаправленное формирование личности в целях

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, как это свойство во многом обуславливает

Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей) у взрослых, обращающихся в психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей в общении с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник разработан А.Я.Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г. [Варга А.Я., СтолинВ.В., 1988].

Опросник состоит из пяти шкал.

I. Принятие/отвержение - шкала отражает интегральное эмо¬циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: роди¬тель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособ¬ленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

III. Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

IV. Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

V. Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребёнку.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник включает пять шкал.

«Принятие-отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, т.е. родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономатизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения . За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника


  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется что, поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

  12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.

  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек .

  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

  23. мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  25. Я жалею своего ребёнка.

  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время.

  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.

  32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.

  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

  41. Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.

  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. Я не доверяю своему ребёнку.

  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.

  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

  54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.

  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику:

1-я шкала. «Принятие-отвержение»:

«Да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;

«Нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.

По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.

2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.


Порядок подсчёта тестовых баллов

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение,

2 – социальная желательность,

3 – симбиоз,

4 – гиперсоциализация,

5 – инфантилизация.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.


Сырой балл

Процентальный ранг

1-я шкала

0

0

0,63
12,02
53,79
77,21
88,6
92,4
94,3
97,46
98,73
99,36


2-я шкала

0

1,57
5,67
9,77
19,22
48,82

3-я шкала

0

4,72
39,06
74,97
92,93

4-я шкала

0

4,41
32,13
69,3
95,76

5-я шкала

0

14,55
70,25
93,04
98,83
100

3.5. Анкетный опрос родителей

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.


3.5.1. АНКЕТА № 1

Ф.И.О. ребенка___________________________ возраст___________ № группы ________

Ф.И.О. родителей _____________________________________________________________

1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро


медленно

Требует, чтобы с ним сидели

Требует, чтобы не гасили свет

2. Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Вскрикивает

Плачет


разговаривает во сне

3. Как просыпается?

Не сразу

4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

В слезах

5. Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам

Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое


7. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?


иногда
9. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

Когда видит собаку, змею

Без видимой причины

10. Как проявляется страх у ребенка?

Убегает

Впадает в ярость

Зовет взрослых

Справляется сам

11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Иногда


редко

12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.?)

Ответное нападение

Плачет


проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

Замыкается, «уходит в себя«

Уходит, убегает от обидчика

13. Чему радуется Ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече близкими людьми

Встрече со сверстниками, друзьями

Когда вы вместе играете

Совместным походам в театр, цирк и т. д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. На что он обижается?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Часто ли ребенок плачет?


17. Какое обычно состояние у ребенка?

Спокойное

Плаксивое

Возбужденное

18. Как быстро проходит у него переживание?

Быстро


не очень быстро

Через длительное время

19. Умеет ли Ваш ребенок выразить свое сочувствие близким?


редко
20. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

Доброжелательный интерес

Агрессивность

Безразличие

21. Как ребенок относится к животным?

Доброжелательный интерес, желание поиграть

Агрессивность

Безразличие

22. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

Доброжелательность

Агрессивность

Безразличие

23. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?


24. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?


иногда
25. Жалуется ли на сверстников?
иногда
26. На что жалуется в отношениях со сверстниками?

Дети не принимают в игру

Обижают

Не хотят дружить

Отнимают игрушки

Шумят


27. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Чуткий


уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонный чаще командовать, чем подчиняться

28. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?


не всегда
29. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
не всегда нет

30. Каким образом он отстаивает свои интересы?

Находит аргументы

Упрашивает

Вежливо требует

Агрессивно требует

31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду ?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому

Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.


3.5.2. АНКЕТА № 2

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

Радостно

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с педагогом

Со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

__________________________________________________________________
9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?_______________________________________________________

10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?

__________________________________________________________________

11. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонен чаще командовать, чем подчиняться

Другой____________________________________________________________

12. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому __________________________________________________________________

Список литературы


  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков , 1982.

  4. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997

  5. Коломенский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Ди­агностика и коррекция психического развития детей дошкольного воз­раста. - М., 1997.

  6. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

  7. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического разви­тия детей: Учебное пособие. - М., 1998. - 170 с.

  9. Непомщая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет/Научно – исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед.наук. М.: Педагогика, 1992.

  10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  11. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2-х т. М.: ВЛАДОС, 2000, т. 1.