В чем ходили древние греки. Греческие костюмы

8 марта

Костюм Древней Греции

Костюм греков состоял из нескольких кусков материи, которые не выкраивались и не сшивались, а изящно драпировали тело в самых разнообразных формах. Уменье красиво драпироваться и упражнения в этом искусстве составляло предмет школьного обучения.

Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны храмов. Строгость и простота ценились более всего.

Обычно принято думать, что греческие костюмы были исключительно белыми, и греков представляют себе как толпу, задрапированных в белые плащи. Это представление сложилось ошибочно – видимо из-за нашего знакомства с мраморными античными статуями. Как все южане, греки любили яркие цвета, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным.

Толпа, заполнявшая улицы греческих городов, была пёстрой, яркой, разнообразной. Основными цветами, в которые окрашивались ткани, были жёлтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зелёный, пурпурный. Пурпурная краска была очень дорогой, т. к. эту краску добывали из сока морских моллюсков. Белые одежды обыкновенно украшались яркой орнаментальной каймой.

Сама форма драпированной одежды способствовала выработке у греков гордой и изящной осанки.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ, ОБУВЬ, ПРИЧЕСКИ. ВОИНСКАЯ ОДЕЖДА И ВООРУЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Мужская одежда состояла из двух частей - хитона и гиматия. Хитон - это нижняя одежда. Во всяком случае, взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах - в театре, на агоре (площади) и т. д.

Хитон изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали пополам, а на плечах скрепляли двумя пряжками - фибулами. Иногда хитон мог иметь небольшие рукава, сделанные из того же куска ткани.

Длина хитона могла быть различной, но в классическую эпоху хитон доходил до колен. Длина хитона зависела также и от возраста: пожилые люди носили более, длинный хитон, а молодежь - более короткий. Укороченный хитон - экзомий, доходивший до середины бедер, носили воины, ремесленники, рабы.

Такой хитон обычно скалывали только на левом плече, оставляя правую руку свободной для движений.

Верхних одежд, которые надевали, выходя на улицу, было несколько. Основной, классической одеждой был плащ - гиматий.

Гиматий представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, размером 1,7 X 4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами (в способе драпировки гиматия проявлялись различия, связанные с характером занятий). Наиболее простой способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали на спину и на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на две трети своей длины. На правое плечо гиматий обычно не накидывали, а пропускали ткань под правой рукой. Плащ охватывал всю фигуру спереди, от груди до ступней ног, и закидывался назад через левое плечо.

Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в край ее зашивали грузки - кусочки свинца. Правая рука при такой драпировке оставалась свободной. Красота этого плаща, как и других греческих одежд, заключалась в изяществе драпировки струящихся складок.

Существовал еще другой, более сложный способ драпировки гиматия, при котором обе руки были спрятаны под плащом. Такие гиматий обычно носили люди умственного труда, в связи с чем этот тип гиматия назывался ораторским.

Этот способ драпировки заключался в следующем: сначала гиматий обертывали вокруг фигуры, затем слева со спины его перекидывали вперед так, чтобы он закрывал левое плечо, и спускали до уровня талии. Здесь ткань перегибали и перебрасывали назад через правое плечо так, чтобы она охватывала и закрывала согнутую в локте правую руку. Перекинутым назад куском ткани закрывали спину, левое плечо и левую руку, скрывая ее почти полностью. Изящным считался гиматий, доходивший до середины икр.

Верхней одеждой юношей, а также всадников являлся небольшой плащ овальной или прямоугольной формы - хламис. Его накидывали на спину и на оба плеча, скалывая на груди пряжкой - фибулой. Иногда хламис скалывали на правом плече, оставляя таким образом свободной правую руку. Одетых в хламисы юношей можно видеть на рельефах фриза греческого храма Парфенона.

Обувью грекам служили сандалии различных типов. Наиболее характерный вид сандалий - иподиматы, состоявшие из подошвы (кожаной, деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва прикреплялась к ноге. Более сложный вид обуви - крепиды, имевшие вид подошвы с небольшими бортиками. В отверстия, находившиеся в бортике, продевали тонкие ремни, которыми крест-накрест обвязывали йогу до щиколотки. Крепиды часто имели задник.

Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги, а также высокие резные сапоги - эндромиды. Они состояли из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых сложной шнуровкой. Пальцы ног в этих сапогах были открыты. Надевали эндромиды обычно в торжественных случаях, главным образом военачальники. Бедняки чаще всего надевали мягкие туфли, сшитые из кожи, - постолы.

Обувь, особенно парадные крепиды, изготовляли из цветной кожи, иногда золоченой, а иногда даже расшитой жемчугом.

Модным цветом волос в Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (т. е. от виска до виска), недлинной бороды и усов. Юноши лицо брили. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем.

В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой. Подобную прическу можно видеть на статуе Аполлона Бельведерского.

Голову греки обычно не покрывали. Только отправляясь в путешествие или во время непогоды они надевали очень простые по форме головные уборы - петас, кюнэ, пилей, изготовленные из войлока, соломы, тканей.

Одежда воинов состояла из короткого хитона, поверх которого надевали плотно охватывающую тело кирасу - торакс, Иногда кирасу украшали рельефными изображениями - орнаментами и даже целыми композициями.

Достаточно вспомнить описанные Гомером доспехи греческого героя Ахилла: «Прежде всего изготовил он щит, и огромный, и крепкий. |Весь изукрасил кругом и блистающий выковал обод. | В самой средине представил он землю, и небо, и море, | Неутомимое солнце и полный блистающий месяц. | Дальше два города сделал красивых, людьми населенных».

К плечам и подолу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защищали плечи и нижнюю часть фигуры и в то же время не стесняли свободы движений. Составленная из этих ремней юбочка носила название зомы. На ноги воины надевали поножи, сделанные из металла или кожи и скрепленные сзади на икрах ремнями. Голову венчал металлический шлем с высоким гребнем.

Оружием служили меч, копье, кинжал, а для защиты - щит, либо круглый, либо так называемый беотийский, в виде овала неправильной формы.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПРИЧЕСКИ, ОБУВЬ.

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения требовали, чтобы женский костюм был более закрытым более длинным. Женские одежды тоже не кроились, а драпировались. Нижней одеждой был хитон - драпированная ткань, сколотая на плечах фибулами . Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, желтого, красного цвета.

Хитоны могли быть широкие, так называемые дорийские , и узкие - ионийские . У женского хитона часто над грудью был отворот - диплодион , напоминавший короткую безрукавную кофточку. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона.

Верхняя одежда называлась пеплос . По форме и способу драпировки пеплос напоминал хитон, но был длиннее и с большим количеством складок. Ткань для пеплоса была примерно 1,5 м в ширину и 3-4 м в длину. Красота его заключалась в изящество драпировки. Пеплос мог быть как белым, так и цветным.

Предпочиталась ткань желто-коричневого или красного цвета различных оттенков, хотя встречались и ткани голубых тонов. Самой нарядной и дорогой была ткань, окрашенная пурпурной краской, имевшей оттенки от голубого до красно-фиолетового.

Чтобы складки хитона и пеплоса были более объемными, в подол одежды вшивались небольшие кусочки свинца.

Поверх хитона и пеплоса (а иногда просто сверх хитона) женщины накидывали прямоугольный плащ, напоминающий гиматий. Однако женские плащи были меньшего размера и всегда богаче орнаментированы. Считалось модным сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ другого. В непогоду край плаща набрасывали на голову, ибо специальных головных уборов женщины обычно не носили. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани - калиптрой .

Обувью женщинам служили сандалии, а также мягкие туфли и даже полусапожки. Обувь изготовляли из свиной или телячьей кожи, окрашенной в яркие цвета или золоченой. («...По чертогу кружит, золоченою туфлей сверкая». Еврипид.) Отделывали ее металлическими бляшками, иногда вышивкой. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность.

Облик гречанки дополняла изысканная прическа. Греческие женщины носили длинные волосы. Самыми красивыми считались волосы светлые («златокудрые» греки Гомера).

Греция знала несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый «греческий узел» - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как по эстетическим понятиям того времени лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев).

Далее волосы спускались вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали на голову изящное украшение – стефану , напоминающую венец. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Нельзя представить себе гречанку, которая считала бы свой туалет завершенным, не освежив слегка лицо различными косметическими средствами. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, гречанка румянилась, подкрашивала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы, душилась. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах-лекифах, которые подчас являлись подлинными произведениями искусства.

Греческие женщины пользовались такими предметами, как зонтик, защищавший их от лучей солнца, и веер. Веера были различные по форме, но чаще всего в виде листа.

Костюм гречанки дополнялся ювелирными украшениями. Это могли быть золотые серьги с подвесками, диадемы, бусы, кольца, браслеты. Особенно изящными считались браслеты из золота в виде свернувшейся змеи. Браслеты надевали на руки у предплечья и у запястья, а также на ноги у лодыжек. Но, несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки.

Рабы и рабыни носили разнообразную одежду, частью сохранявшую национальный характер, но в основном состоявшую из куска грубой ткани, примитивно сколотой на теле. Обычно эту ткань и обувь рабовладелец выдавал рабам два раза в год.

Каждая из великих цивилизаций прошлого имела очаг. Где она зародилась, развивалась и достигнув расцвета, угасла. Очагом античной цивилизации было Средиземное море с его полуостровами и островами, которое в древности называли Внутренним. Значение этого водного пространства отражено в древнем латинском названии мира «круг земель» (orbis terraum), ибо эти земли античной культуры расположившись вокруг моря, на стыке трех частей света – Европы. Азии и Африки.

Вся историю Древней Греции принято разбивать на периоды:

  1. Дополисный (гомеровский) период (XI-VIIIвв. до н.э.),

  2. Архаический период (VIII-VI вв. до. н. э.),

  3. Классический период (конец VI – первая половина IV в. до н.э.),

  4. Эллинизм (IV-I вв. до н.э).

Дискобол

Как происходило развитие моды в Древней Греции, в стране, о которой до нас дошло такое большое количество сведений из письменных источников и произведений искусства и предметов повседневной культуры.

В ранний период своей истории, греки носили набедренные повязки. В холодное время года они надевали шерстяные плащи, называемые пеплосами. Это были грубые шерстяные четырехугольные полотнища, которые ночью использовались как одеяла. Их накидывали на плечи и закалывались булавками или пряжками. Плотное полотнище спадало широкими складками, иногда вокруг талии повязывали пояс. Пеплос сохранился и в позднее время, только приобрел более яркую расцветку, и дополнялся каймой.

Одежда древних греков

В теплое время и мужчины и женщины носили хитон из льняной ткани или тонкой шерстяной ткани. Хитон, как и вся одежда древних греков, не шился, а состоял из прямоугольного куска ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человека, скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался ремешком с напуском (колпосом). Хитон имел длину до щиколоток, и умело заложенные складки. Сверху женщины накидывали покрывало, когда выходили на улицу.

Грекам нравились одежды голубого, розового, лилового, желтого цветов. Самыми дорогими тканями считались – пурпурные. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это была мода времен архаики и ранней классики. Носили также хитоны из светлых тканей и натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Кора. 520 г. до н.э.

Греческие орнаменты используются в одежде по сию пору – это мепндр, «критская волна», ионики, пальметты.

Верхней одеждой был гиматий (его могли одеть как на хитон так и на пеплос) из шерстяной ткани. Он представлял собой прямоугольное полотнище обернутое разными способами вокруг тела.

Все эти одежды можно было скинуть одним движением руки. Сквозь их промежутки виднелось голое тело. Одежды снимались во время гимнастики, на аренах, и торжественных танцах.

Эллины передали и объяснили нам понятие гармонии. Гармония есть некий божественный порядок, который противостоит хаосу. Все в мире. По мнению древних греков. Обнаруживало гармонию – от устройства космоса, до произведений, созданных человеческим разумом. Идеал греков – прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Все чрезмерное – слишком громкое или тихое. Громоздкое или малюсенькое – вносило дисгармонию и вело к беспорядку и хаосу.

Древние греки были полностью убеждены в собственной красоте. Красивый человек это гармония души и тела. Красивым считалось овальное лицо с прямым носом, округлым подбородком, большими глазами. Оно должно делиться по высоте на равные три части: от места роста волос до бровей, от бровей до основания носа, и то основания носа до линии подбородка. Пропорции тела человека также должны соответствовать пропорциям «золотого сечения». Поликлет вычислил эти соотношения6 голова должна составлять 1/8 от всей длинны тела, ноги должны быть равны половине роста, руки, в выпрямленном положении должны достигать середины бедра.

Дорифор. Поликлет

Эллинское представление о прекрасном воплотилось и в костюме тоже.

Обычный мужской костюм представлял собой короткий до колен хитон. Знатные греки носили ионический хитон, он был длиной до пят, и драпировался по-другому. Выполнялся такой хитон из двух кусков ткани, скалывался на плечах несколькими заколками. Драпировался таким образом, что получались рукава, длинной до локтя и область лифа облегала. Довольно часто мужской хитон скреплялся на одном плече. Простой вариант такого хитона – экзомис носили рабы и бедняки. Философы, поэты и другие люди умственного труда предпочитали носить гиматий. Иногда его носили на голое тело, а в домашней обстановке драпировали вокруг бедер. Одежда путешественников и пастухов называлась хламида. Она также состояла из прямоугольного куска ткани скрепленного на плече фибулой. К хламиде полагалась шляпа, которая собой войлочную круглую шапочку с полями и без – называлась петас.

Женский хитон

Женщины носили длинный хитон, в дорическом наиболее древнем хитоне, они напоминали дорическую колонну. В архаическое время поверх хитона одевали юбку. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест. Спартанки носилии только пеплос (их называли «голобедрыми»). Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого был длиннее сзади, чем спереди, а его край можно набрасывать на голову. Поверх одевали гиматий, который еще назывался калиптра. Считается, что калиптра была меньше размерами и тоньше, чем пеплос. На голову женщины надевали круглую почти плоскую шляпу с остроконечным верхом.

Обувь греков была из кожи, представляла собой подошву и ряд прикрепленных ремешков к ней. Подобные сандалии носят и современные модницы. Парадная обувь была яркая, оделана золотом и серебром. Носили греки и мягкие полусапожки персикаи (заимствованные у персов) и высокие ремешковые сапоги эндромис и из мягкой кожи – крепиды. Обувь носили только на улице, приядя в дом ее снимали. Предпочитали ходить босиком.

До персидских войн, прически греков были похожи на восточные. Мужчины носили длинные волосы и бороду. Волосы заплетались в косы или укладывались локонами. В классическую эпоху распространилась прическа из коротких волос, бороды либо сбривали, либо носили короткие.

Женские прически были разнообразны. Наиболее популярной был греческий узел, и прически на ее основе – «лампадион», «каримбос» узел расположенный низко, почти на шее. Молодые девушки носили распущенные волосы. Аспасия (гетера и подруга Перикла) придумала прическу из волос, уложенных вертикальными дольками ото лба до затылкаи перевязанная двумя лентами. Женщины носили также «бант Апполона». Волосы красили, завивали, душили благовониями. Греки уделяли огромное внимание гигиене и косметике. Бани были популярным общественным местом. Древние гречанки охотно пользовались косметикой. Слово косметика пришло к нам из Греции, где существовали специальные рабы – косметы, чьей обязанностью было следить за внешним видом своих господ.

Античные прически

Ювелирные украшения, в основном носили женщины, мужчины могли себе позволить перстень-печатку. Помимо традиционных серег, браслетов, диадем, подвесок гречанки использовали фибулы, шпильки, ремешки, сеточки, цепочки, выполненные с таким мастерством и искусством, что они славились даже у скифов.

Греки во все времена были не то чтобы законодателями моды, но ярыми ее приверженцами и искусными изобретателями разнообразных нарядов, как для повседневности, таки для праздничных торжеств. Кстати, если подойти к рассмотрению древнегреческой одежды очень внимательно, можно сказать, что все наряды выглядели довольно незаурядно. Как одевались воины? Воин древней Греции - сплошь в доспехах, умеющий владеть разными типами оружия. На поясе, через плечо, на руках и ногах можно было наблюдать всевозможные приспособления для лука со стрелами, ножей, дротиков, меча, щита и др. Базовая одежда воина - это хитон (очень короткий тельник) и хламида. Ее надавали поверх доспехов.

Пару слов о нательной одежде воинов.


Хитон носили не только они, но и практически все население страны еще с 5 века до н.э. Классический период был ознаменован ношением мужчинами коротких хитонов без рукавов. Шить при этом надо было по минимуму. Брался кусок ткани прямоугольной формы, перегибался пополам и сшивался по краям. На плечах такая нательная одежда крепилась специальными скрепами - фибулами. Вся конструкция надевалась под пояс. Допускалось ношение нескольких поясов. По правилам требовалось подшить и подол. Неподшитую одежду надевали лишь рабы, очень бедные или обычный люд в период траура. Хитоны шили и с рукавом, но очень коротким.Хламида представляла собой своеобразный, коротковатый плащ, скрепленный на шее застежкой. Этот предмет одежды носили не только воины, но и охотники, а также путешественники. Доспехи, которые воинам приходилось носить постоянно, снимая лишь на ночь и то не всегда, были довольно легкими по весу. Они очень красиво декорировались и еще в древности считались произведениями искусства, а не только орудиями защиты или нападения в боях. Доспехи состояли из:

1. Металлической кирасы (руки при этом оставались открытыми). Часто она шилась из толстой ткани с подкладкой из фетра. У кавалерии кираса состояла еще и из бронзовых дисков, что напоминало чешуйки.

2. Поножей.

3. Сандалий на толстенной подошве, сшитых из очень плотной кожи.

Воины разных местностей Греции носили неодинаковой формы шлемы. У дорийцев низко спускалось забрало. У коринфов шлем сильно надвигался на глаза. Классический головной убор воина биотии защищал голову, щеки, нос.Особенности одежды и обуви древнегреческих воиновХитоны шили не только из льна, но и овечьей шерсти. Когда торговля развилась настолько, что в страну ввозилось огромное количество товаров, ткани для хитонов приобретали у иноземцев. Доставляли из колоний, Персии, Сирии, Финикии. Это были узорчатые, пурпурные, шелковые материалы.Хитоны были разной длины. У ионийцев она доходила до пят, а дорийцы носили хитоны до колен. Позже все стали надевать хитоны укороченного типа, поскольку и воинам, и представителям других профессий, было весьма трудно передвигаться в такой одежде. Особенно если нужно было делать это быстро.Что же касается обуви, воины без нее обходиться не могли. Наиболее распространенный вариант - сандалии. К ступням их крепили кожаными ремнями. Переплетали и красиво завязывали в районе икр. Слово «сандалии» в переводе с греческого - это просто подошва, прикрепленная к ногам. Кожаные шнуры называли «крепиды». Еще одна разновидность обуви воинов - эндромиды (сапоги из кожи). Они были высокими, шнурованными, очень удобными для езды верхом. Открытыми в эндромидах оставались лишь пальцы. В этой обуви было очень удобно бегать. Поэтому носили эндромиды не только воины, но и спортсмены, охотники. Кстати, это греки стали делать сандалии и иные типы обуви, для левой и правой ног. Это стало намного удобнее, что и оценили позже жители других государств, с которыми у греков была налажена торговля.

Амуниция

Копья у воинов древней Греции были либо очень длинными, либо укороченными, больше похожими на дротики. Чтобы совершать броски копий, при воине всегда были кожаные ремешки, которые он наматывал на стержень копья, делая петли для пальцев.Меч также был длинным. Таковой предпочитал видеть у своих бойцов афинский военный организатор Ификрат, живший в 400 гг. до н.э. В источниках часто упоминается и меч Лакедемон. Он отличался тем, что острая сторона была немного вогнутой, а тупая - широкой. Ножны такого орудия делались прямыми.Кроме этого, древнегреческие воины носили палицы. Более характерный период для применения такого вида оружия - Средневековье. Очень востребован у древнегреческих воинов был лук. Им владели легковооруженные отряды. Очень уважали луки воины крита, акаряне, ахеяне, жители Рода и Мела.Интересными были шлемы древнегреческих воинов. Мало того, что они защищали от ударов, но были настоящими произведениями искусства. Декор отличался изяществом и выпуклостью. На лбу, затылке, щеках изображались разные рисунки, среди которых были и животные, и птицы, и разнообразные орнаменты. Гребень шлема спускался к самой шее. Его чаще украшали разноцветными перьями. Панцирь. Это защита тела воина, которая надевалась в период боя. Панцирь старались делать облегченным. При этом доспех прекрасно декорировали, украшали различными орнаментами. Панцирь состоял из 2 половинок, которые скреплялись друг с другом при помощи крючков. Такой тип доспеха носили в основном офицеры высоких чинов. Воины в панцирях неоднократно изображались на памятниках архитектуры и упоминались письменности древней Греции.Нередко панцири изготавливали из плотной кожи. Именовали их фартуками. Половинки крепились посредством толстых ремней. Такой панцирь защищал не только плечи и туловище, но и руки. Большинство воинов поверх кожаного фартука крепили металлические пластины (чешуйки) или костяные слайсы. Такие защитные приспособления прилегали к основе по типу змеиной чешуи. Панцирь очень хорошо облегал тело древнегреческого бойца, смотрелся естественно, несмотря на то, что был выпуклым. Он выполнял главную защитную функцию торса и рук. По длине панцирь доходил до бедер. Нередко доспехи одного воина не мог носить никто другой, кроме него самого.

Щит.

Этот атрибут воинов не изменялся долгое время и в течение сотен лет сохранял свою форму, размер. Воинов разных местечек Греции отличал декор, которым украшали щиты. На них изображали птиц, змей, львов, кабанов. После персидских войн щиты начали маркировать буквами и наносили на них девизы войск.Щит изготавливался из дерева. У пехоты он был меньшего размера, чем у остальных воинов древней Греции. Иногда щиты делали из прутьев ивы, ловко сплетая их в круглый доспех. Нередко щиты были не округлой формы, а с выемками в виде полукругов или овальными, также с выемками.Окаймляли щиты металлическими ободами. Носили этот доспех на перевязи через плечо. Изнутри щит дополняли парой скобок, куда воины продевали руку. Это давало возможность легко управлять таким орудием в ходе боя и прекрасно защищаться от копий и ударов мечами. В более поздний период на щиты мостили металлические накладки. Их декорировали и натирали до блеска.Кстати, доспехами защищали не только воинов, но и их коней. На них надевали бляхи, вылитые из металла, налобники, нагрудники, набедренники. Сам же воин всегда имел при себе:

  1. Короткий меч с позолоченными ножнами
  2. Палицу
  3. Копье (часто пару штук)
  4. Секиру

В качестве оборонительных доспехов служили шлем, панцирь, щит, поножи. Все эти атрибуты воина делались исключительно по индивидуальным заказам или изготавливались ими самостоятельно. У царей и воинов элитного класса, доспехи были весьма дороги. Делались они из бронзы с вставками из серебра, а декорировались разными драгоценными металлами и камнями. Работа по изготовлению амуниции воинов считалась очень искусным делом. В более поздние времена воины защищали металлическими пластинами и ноги. Они крепили их к обуви. Такие чешуи закрывали икры, лодыжки древнегреческого бойца. Выше крепились наколенники. Амуниция для ног изготавливалась из бронзы и плотно прилегала к телу. Креплениями служили специальные пряжки, которые также делали в мастерских. Нередко пряжки были вылиты из серебра, а изнутри на них крепили мягкий материал, чтобы исключить давление на ноги в период сражений и походов.В качестве материалов, из которых изготавливали амуницию, древнегреческие воины выбирали не только бронзу, но и железо, медь. Искусство создавать одеждуГреки во все времена, при своей простоте вкусов, старались шить очень качественную и красивую одежду. Костюм воина, как и представителей разных профессий, не всегда выглядел просто. Складывать вокруг тела пару кусков ткани не приветствовалось. В почете были драпировка, изящные крепления. Очень хорошим тоном в древней Греции считалось ношение качественных и красивых вещей в течение долгого периода времени. Поначалу нательную одежду шили из льна, но позже дорийцы начали внедрять возможность использования шерстяных тканей. Их подкрашивали в желтый, фиолетовый, голубой цвета. Рисунки наносили нитками, вышивая. По кайме одежды всегда пускали орнамент. Он чаще был геометрического типа, но встречались и изображения птиц, животных. Хламида воина была однотонной - светлого или коричневого цветов. Кайма делалась по тону контрастному колору основной ткани. Для окантовки нередко использовали голубой, красный, желтый.

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    В V в. до н.э. по желанию царя Архелая столица Македонского царства была перенесена из предгорных Эг в находящуюся на равнине Пеллу. Несмотря на это, Эги еще долгое время сохраняли статус важного церемониального центра, хотя и уступали первенство Диону.

    Галереи в Греции

    Афины. Город великих поэтов и философов.

    Город Афины - столица Греции, сердце культуры, сохранившее множество памятников древних цивилизаций. Нам не известен другой город в мире, который имел бы историю и прежде всего славу города Афины. Благословлённый не только природой, но и богами, город Афины является тем городом, где в течении классического периода были созданы высокие идеалы, величество, красота и правдивость, являющиеся единственным правдивым лучом света человеческой мудрости и вдохновения.

    Спортивные мероприятия в Греции

Более простого костюма, чем греческая архаическая туника и хитон пока не придумали. Ну, если, конечно, не брать во внимание фиговых листьев древнейших Адама и Евы, да набедренных повязок тропических островитян. Но, несмотря на свою простоту, туника очень удобный и красивый наряд. Хотите узнать, как сообразить шикарный костюм для греческой вечеринки ровно за полчаса? Читайте!

Согласитесь, есть из чего выбрать! Недавно вообще был опубликован список с фото самых знаменитых пиратов прошлых веков. Туда вошли 100 самых неординарных корсаров и флибустьеров, которые бороздили моря под черными парусами с древних времен и до нашего дня. Ищите близкий по характеру лично вам пример для подражания! А я попробую описать для вас максимум возможных вариантов костюмов в деталях!

КОСТЮМЫ ДЛЯ ВЕЧЕРИНКИ В ГРЕЧЕСКОМ СТИЛЕ

Древние греки носили два вида одежды: хитон (так называемое нижнее платье) и гиматион (плащ с капюшоном).

Сделать простейший хитон можно из куска белой материи длиной 1 метр и шириной - 80 см, дополнительно используя булавки, искусственные ветки плюща. Чтобы материя «перевоплотилась» в платье, нужно пропустить ее под руками, а концы связать в узел на уровне груди. Чтобы хитон держался на вас и не соскальзывал вниз, можно закрепить его еще одним узлом на левом плече.

Более сложный наряд (двойной хитон) гречанки начали носить только с 3 века нашей эры. Отличался он от простого тем, что имел длинный рукав, закреплялся на плечах застежками и состоял как бы из двух хитонов - длинного и короткого.

Ярусный, сложный хитон тоже можно сделать в домашних условиях. Для этого нужно связать между собой три квадрата (1м*1м, 1,5м*1,5м, 2м*2м) однотонной ткани так, как показано на схеме (рис.3).

Для мужчин же, которые хотели бы примерять на себя образы греческих воинов - подойдет мужской простой хитон, дополненный некоторыми кожаными аксессуарами (сандалиями, нарукавниками, широким поясом). Правда, для этого костюма вам понадобиться около 3 метров белой ткани. Чтобы создать такой наряд своими руками, нужно перебросить ткань через левое плечо по диагонали и закрепить под правой рукой, связав концы узлом, или сколов булавками. Можно также сшить хитон несколькими стежками по линии разреза (если вас смущает вызывающая откровенность костюма) и закрепить поясом на талии.

Если же вам по характеру больше подходит роль мужественного и грубого воина Спарты, можете примерять на себя и эту роль. Спартанцы обычно носили длинные плащи, сколотые пряжкой на левом плече и короткие туники (похожие на юбки с запахом), которые отдельно прикрывали бедра и закреплялись на поясе широким кожаным ремнем. Кстати, по краю такой спартанской «юбки» зачастую пришивали свинцовые гирьки, чтобы во время сражения наряд надежно держался на положенном месте.

Дополняли образ сурового воина Спарты открытые сандалии с высокой кожаной шнуровкой (кстати, такие носили все мужчины в Греции), шлем, меч и щит.

Если же вы не хотите быть простыми смертными греками, и стремитесь к небожителям - предложу несколько вариантов нарядов представителей древнегреческого олимпийского пантеона.

Костюм Зевса

В древнегреческой мифологии Зевс был царем богов. Он управлял погодой, стихиями, был олимпийским законодателем и решал человеческие судьбы. Внешне он был зрелым подтянутым мужчиной, с крепкой фигурой и длинной темной бородой. В рассказах и мифах Зевс часто метал молнии в неугодных ему подданных, держал в руках царский скипетр и носил на голове золотой венец из плюща.

Готовы испробовать на себе роль вершителя судеб? Тогда - вперед, на поиски длинной белой сорочки со свободными рукавами до локтя и струящейся фиолетовой с золотом накидки (из сатина, шелка или нейлона)! В дополнение к костюму сделайте из ветки пластикового плюща венец (предварительно вскрыв его шафрановой аэрозольной краской).

Олимпийская Деметра «отвечала» за урожай на земле. Ей молились хлебопашцы и виноградари о том, чтобы защитила поля и сады от зноя, ветра и нашествия саранчи.

Основой костюма этой богини может стать белый трикотажный сарафан до колена с одним открытым плечом. К сарафану важно подобрать «золотые» аксессуары (пояс, широкие браслеты, гребень и босоножки), а также - вручить богине гроздь винограда (чтобы все остальные гости вашей вечеринки легко могли ее узнать).

Костюм Геры

В свое время Гера была царицей всех олимпийских богов и богинь. Греки считали ее покровительницей женщин и брака. Потому - она всегда изображается с короной на голове и с королевским лотосом в руках.

Костюм Геры состоит из длинного белого сарафана (с одной застежкой на правом плече), узкого золотого пояса и золотого венца на голове, и длинного легкого фиолетового гиматиона через плечо.

Костюм Афродиты

Афродита - чуть ли не самая известная из греческих богинь. На Олимпе она покровительствовала красоте, любви, чадородию и всяческим другим удовольствиям. Все древние скульпторы и художники изображали ее невероятно красивой и совершенной с морской раковиной, голубем, яблоком или зеркалом в руках. А еще, она почти всегда появлялась в сопровождении крылатого божества Эроса. Так что, если вы собираетесь на вечеринку в компании любимого или супруга - можете предложить ему исполнить эту оригинальную роль!

Чтобы достойно нести звание богини любви на вечеринке в греческом стиле, нужно надеть легкий, струящийся сарафан из прозрачной ткани с паетками, стразами и другими блестящими украшениями. Плюс ко всему - добавить к наряду золотые аксессуары - широкие браслеты и обручи. Еще одна характерная для Афродиты особенность - украшение прически. Обычно богиню изображают с длинными, светлыми распущенными волосами, увитыми нитками жемчуга.

В Древней Греции верили, что Геката - это богиня волшебства, ночи, призраков и колдовства. Она всегда изображалась в ярких алых одеждах, с золотым гребнем в форме змеи в волосах.

Так что, если вас вдохновляет образ олимпийской царицы ночи - ищите длинный сарафан из парчи на широких бретелях, красного или бордового цвета. Характерная особенность костюма Гекаты - широкий кожаный пояс, который крепится под самой грудью.

Еще несколько слов скажу отдельно об аксессуарах к костюмам, как земных древних греков, так и их божественных покровителей.

Греческие аксессуары

Обувь греческая. О мужских сандалиях, которые дополнят как наряд простого грека, спартанского воина так и могущественного Зевса мы уже упомянули. Теперь - несколько слов о женской обуви.

Женщины в Древней Греции носили тоже золотые сандалии с высокой (почти до колена) шнуровкой. Вы же, в наш век, только имитируя ту славную эпоху, можете пойти на вечеринку в открытых босоножках на высоком каблуке (обязательно кожаных, блестящих, золотых). Или, не изменяя традициям, обуть сандалии (летние сапоги) на низком ходу (или - невысокой платформе) тоже с высокой, вычурной шнуровкой.

Манжеты и браслеты в греческом стиле . Кожаные широкие ремешки, золотые манжеты с древнегреческими орнаментами, браслеты в виде змей отлично наполнят ваш образ духом той эпохи.

Греческие украшения . Крупные серьги в виде грозди винограда, массивные гребни, бусы и обручи для волос - тоже важная часть образов, как простых древних гречанок, так и величественных олимпийских богинь.

Прически в греческом стиле

Древнегреческие женщины носили венки из живых и сухих цветов, сложнее тканьевые головные уборы (кое-чем напоминающие чалму) и изысканные прически.

Основа такой прически - высокий «хвост». Разделите хвост на тонкие пряди, подкрутите их с помощью разогретых щипцов и закрепите шпильками локоны вокруг основания хвоста. Затем - украсьте прическу кружевом, жемчугом и лентами. В сложной древнегреческой прическе, оказывается, нет совсем ничего сложного! Пятнадцать минут - и можно идти на вечеринку!

Мы постарались раскрыть для вас максимум возможных образов. Надеюсь, вы сможете подобрать для себя что-либо соответствующее вашему личному характеру, харизме и стилю! И еще позволю дать вам один очень полезный совет: отправляясь на вечеринку, не забудьте о подарках для хозяев праздника! Им будет приятно, если вы почтите их старания по подготовке греческого торжества символическим подарком в этом же стиле! А с выбором презента определиться помогу, конечно же, я!

СУВЕНИРЫ И ПОДАРКИ ДЛЯ ВЕЧЕРИНКИ В ГРЕЧЕСКОМ СТИЛЕ

В зависимости от пола хозяина торжества, его возраста и увлечений, подберите наиболее оптимальный подарок с характерной греческой символикой.

Например, заядлому коллекционеру старины и прочих артефактов в подарок можно преподнести амфору или вазу, украшенную сценами из жизни древних греков или символическую тарелку с образами из древнегреческой мифологии.

Изысканной моднице, которая знает толк в аксессуарах и дорогих украшениях, можно подарить пояс с пряжкой из натурального камня в сине-белом (под цвет греческого флага) тоне, сумку, косметичку с буквами греческого алфавита, браслет, колье, серьги и другие украшения.

Любимому мужчине можно преподнести в дар серебряную цепочку с сердечком и признанием в чувствах на греческом языке.

А коллеге по работе - нейтральный, но характерный теме праздника, подарок - брелок с изображением древнегреческой богини, подсвечник в виде колоны, или портмоне с символами греческого народа.

Главное, не бояться делать смелые покупки и удивлять хозяев праздника и других гостей своей неординарностью! А еще - обязательно идти на вечеринку с хорошим настроением! Поверьте, этот подарок организаторы праздника оценят выше всяких сувениров! Впрочем, поднять настроение может помочь и развлекательная программа греческой вечеринки! Именно о ней - наш следующий пост.

Вопрос о том, появилась ли одежда людей вследствие пробудившегося чувства стыдливости или чувство стыдливости появилось в результате ношения одежды, на недавних диспутах был решен в пользу последнего утверждения. Это не просто теория, это подтверждено фактами; излишне повторять доказательства, не раз уже высказанные. Самая примитивная одежда появилась для защиты тела против непогоды; шкуры животных, употреблявшихся в пищу, использовались для того, чтобы прикрыть и защитить тело, и лишь очень постепенно возникало намерение, с одной стороны, что-то прикрыть, а с другой – желание украсить одежду, чтобы подчеркнуть какую-то часть тела, намерение, рассчитанное на чувственное восприятие. Украшения тела в наши дни являются главным «одеянием» у народов, живущих среди природы в жарком климате; они остаются предметом одежды, даже если под влиянием цивилизации в этих людях развилось чувство стыдливости и они покрывают тела украшениями либо полностью, либо частично в зависимости от того, насколько развито это чувство у отдельного индивидуума или у целого народа в соответствии со своими моральными ценностями. Мы не стремимся к тому, чтобы детально описать греческий костюм, как это делают историки костюма; в нашу задачу входит показать, в какой степени в моде господствовало чувство стыдливости и в какой – желание украсить свою одежду. Поскольку во времена классической греческой культуры, в той мере, в какой она выражала греческий дух, эти два фактора – чувство стыдливости и необходимость защитить себя от климатических условий – не могут быть отделены друг от друга, нам не придется много говорить о мужском костюме. Даже женская одежда может быть рассмотрена лишь вкратце, поскольку, благодаря затворничеству греческих женщин и тому, сколь малую роль они играли в общественной жизни, едва ли они имели возможность часто показываться на людях, так что одеваться модно не было насущной необходимостью у греческих женщин, как, например, у женщин наших дней.

Греческий мальчик, одетый в короткую хламиду, которая скрывала формы юного тела, чувствовал себя в ней не слишком комфортно. Хламида представляла собой кусок ткани, застегивавшейся у правого плеча или на груди пряжкой или пуговицей, ее носили до того возраста, пока мальчик не достигал положения эфеба (около шестнадцати лет). Более младшие мальчики, во всяком случае в Афинах до Пелопоннесской войны, носили лишь короткий хитон, род тонкой рубахи. Аристофан восхваляет укрепляющее воздействие и простоту обычаев древних времен в следующих словах (Облака, 964): «Расскажу вам о том, что когда-то у нас воспитаньем звалось молодежи / В те года, когда я, справедливости страж, процветал, когда скромность царила. / Вот вам первое: плача и визга детей было в городе вовсе не слышно. / Нет! Учтивою кучкой по улице шли ребятишки села к кифаристу / В самых легких одеждах, хотя бы мукой с неба падали снежные хлопья».

Хорошо известно, что Ликург также старался закалить спартанских мальчиков, заставляя их летом и зимой носить одно и то же ветхое одеяние, до двенадцати лет – хитон, а позже – трибон, короткую накидку из грубой ткани.

Возникает вопрос, почему греки, которые так ценили юношескую красоту, не изобрели чего-нибудь более привлекательного для молодежи? Да потому, что у них была постоянная возможность видеть молодых людей в самом прекрасном их одеянии – в райской наготе. Ведь мальчики три четверти дня проводили в банях и на палестрах, гимнасиях и школах борьбы абсолютно голыми, то есть без современных спортивных костюмов и плавок, о чем мы будем говорить позже.

Мужская одежда состояла из основного хитона, шерстяной или льняной рубахи и гиматия, наброшенного поверх них. Гиматий представлял из себя четырехугольный кусок ткани, который перебрасывали через левое плечо, затем стягивали назад к правой стороне под правую руку, а затем вновь перебрасывали через левое плечо или предплечье. По той манере, с которой человек носил этот вид одежды, можно было судить об общем уровне его культуры. Мягкий климат часто позволял отказаться от гиматия и оставаться в хитоне. Очень многие так и поступали, например, в таком одеянии всегда появлялся на улице Сократ, так же поступали Агесилай, великий спартанский царь, который даже в зимние холода и уже в преклонном возрасте считал хитон излишним, и правитель Сиракуз Гелон, а также многие другие. Плутарх рассказывает о Фокионе следующее: «За городом и на войне он всегда ходил разутым и без верхнего платья – разве что ударят нестерпимые холода, и солдаты шутили, что Фокион в плаще – знак суровой зимы». Словом gymnos, которое переводится как «голый», также называли тех, кто ходил без хитона. Гиматий обычно доходил до колен или чуть ниже; слишком длинный гиматий считался признаком экстравагантности или высокомерия. Алкивиад, например, в юности часто получал за это порицания. В то же время носить гиматий выше колен считалось неприличным; так, например, садиться, задрав плащ выше колен, считалось просто непристойным, что и понятно, поскольку греки не носили нижнего белья. Теперь ясно, на что именно намекал Лукиан, говоря о кинике Алкидамате, который за обедом возлежал полуголым (то есть с гиматием, задранным выше колен), опершись на локоть, – таким художники изображают Геракла в пещере кентавра Фолуса. Это считалось неприличным, поскольку не было необходимости привлекать внимание к своей особе; тот же Алкидамат, который до крайности обнажился, чтобы показать белизну своей кожи, вызывал лишь смех присутствующих.

Ту одежду, о которой мы рассказали, за несколькими несущественными изменениями, носили в Древней Греции во все времена. Что касается женской одежды, на ней мы должны остановиться подробнее, поскольку она имела различия в разные времена. Весьма интересно, что женская одежда весьма стремительно повернулась к роскоши и утонченности по сравнению с женской одеждой периода так называемой «эгейской цивилизации». Благодаря сохранившимся памятникам, произведениям живописи и малым пластическим формам из Кносского дворца на Крите мы имеем представление, что именно носили женщины высшего общества в эти очень отдаленные времена, о которых не сохранилось литературных свидетельств. Перед нами дама из царского дворца первой половины 2-го тысячелетия до н. э. На ней костюм, который в наше время никак нельзя назвать скромным. Она носит юбку, состоящую из нескольких разлетающихся кусков ткани, спускающихся от пояса до пола, наложенных друг поверх друга. Верхняя часть тела закрыта очень тесно облегающей одеждой с узкими рукавами. Разрез впереди полностью открывает грудь, так что она видна во всей своей округлости, напоминая два зрелых яблока.

Вновь вернемся к костюму, говоря о степени обнаженности или закрытости тела. Мы видим, что для критянок привычно оставлять шею и плечи, а также грудь – самую соблазнительную часть тела – открытыми, и это не чуждо древнейшей греческой цивилизации; хотя вполне возможно, что это позволялось лишь женщинам высшего общества.

Вполне логично предположить, что с развитием греческой цивилизации мода на открытые шею и плечи в женском костюме, которая получала признание на Крите, вновь прошла. Пышные дворцовые застолья, на которых дамы могли блистать в дразнящей обнаженности, постепенно забылись, за исключением коротких периодов «тирании». Повсюду возникали греческие полисы, и в дальнейшем цивилизации развивались все более и более по мужскому варианту, что привело к отторжению женщин от общественной жизни, так что у них более не было возможности испытывать чувственность мужчин с помощью изысканно скроенных платьев – или, вернее, без оных.

Разумеется, время от времени мы находим среди греческих статуй изображения довольно скромно одетых женщин, хотя нельзя сказать, что это стало излюбленной модой. Позже – и вновь благодаря климату – в моду вошел альтернативный обычай носить верхнюю одежду из ткани настолько тонкой, что груди были отчетливо видны, и подтверждение этому можно увидеть в наши дни на многочисленных скульптурах, среди которых, например, великолепные женские фигуры на восточном фронтоне Парфенона.

Для полноты картины можно отметить, что обратная сторона decolletage не была делом неслыханным; во всяком случае никак иначе нельзя объяснить следующий отрывок из «Сатир» Варрона, где, описывая костюм охотницы с заткнутым вверх подолом а-ля Аталанта, он говорит, что она идет с настолько высокоподнятым подолом, что можно видеть не только ее бедра, но и ягодицы.

В период, последовавший за эгейской культурой, одежда греческих женщин в достаточной мере упростилась. На голое тело надевали хитон наподобие рубашки, фасон которой был одинаков по всей Греции, кроме Спарты. Там девушки обычно не надевали ничего, кроме короткого хитона, который доходил до колен и сбоку имел высокий разрез, так что при ходьбе было видно бедро. Это не только подтверждается свидетельством нескольких авторов, но и видно на вазовой и настенной живописи; и все авторы в один голос утверждают, что во всей Греции, несмотря на то что грекам вообще был привычен вид обнаженного тела, этот костюм спартанок подвергался осмеянию. Отсюда и их прозвища: «показывающие бедра», «те, которые с голыми бедрами». В гимнасиях и при исполнении упражнений спартанские девушки скидывали с себя и эту единственную одежду и оставались обнаженными.

В остальных частях Греции появляться в одном хитоне считалось приличным лишь у себя дома; на публике гиматий был для женщин обязателен. Он, хотя и был приспособлен к особенностям женской фигуры, не особенно отличался от мужского гиматия, хотя некоторые вариации могли наблюдаться в зависимости от времени года, моды и местности.

Мы не будем здесь вдаваться в дальнейшие подробности того, какова была одежда, поскольку этот предмет затронули лишь в связи с нравственными устоями и сексуальной жизнью греков.

Пояс, окружавший бедра и державший верхнюю часть одежды, имел эротическое значение, поскольку был символом девственности, так что выражение Гомера «развязать девический пояс» теперь легко объяснить.

Греческие женщины и девушки ничего не знали о корсетах, однако носили нагрудные повязки, которые поддерживали грудь и которые можно сравнить с современным бюстгальтером. Целью этой повязки, которая повязывалась вокруг груди на голое тело, было не только поднять грудь и предотвратить ее некрасивое отвисание, но также и подчеркнуть красоту груди или, наоборот, скрыть ее недостатки. Повязка также сдерживала рост слишком большой груди, которая должна быть такой, «за что можно взяться и накрыть ладонью» (Марциал, xiv, 134). Эти повязки были достаточно функциональны, но отличались от корсетов тем, что не имели никакой шнуровки на талии.

В остальном различные секреты туалета были знакомы женщинам классической античности: благодаря всяким уловкам имитировалось наличие того, что на самом деле отсутствовало, а недостатки могли быть исправлены. Хотя это вряд ли занимало домашних хозяек, но было в обычае у дам полусвета, которые в то время уже были известны под милым названием hetaerae, то есть спутницы или подруги. Нам, например, известно упоминание о бандаже, призванном уменьшить в размерах слишком полное тело, его же использовали при нежелательной беременности. Отрывок из комедии Алексида дает следующую информацию о способах украшательства: «Когда девушка мала, она пристраивает к подошве пробку, когда слишком высока, – носит сандалии на тончайшей подошве и ходит втянув голову в плечи, та, у которой нет бедер, делает по бокам накладки, так, чтобы все могли громко похвалить ее за красивые ягодицы».

Среди материалов, из которых изготавливалась женская одежда, лишь лен и шелк заслуживают внимания в рамках нашего предмета. Лучший лен произрастал на острове

Аморгос, потому и одежда, сделанная из него, получила название «аморгина». Ткань, из него изготовленная, была чрезвычайно тонка и прозрачна и поэтому пользовалась особым успехом у красивых женщин. Еще более привлекательной была знаменитая косская одежда, с изобретением которой эротизм женских туалетов достиг наивысшего расцвета. Эта шелковая ткань, производившаяся на острове Кос, была столь превосходного качества, что Дионисий Периэгет сравнивает эти ткани с цветущим лугом, замечая также, что никакая паутина не сравнится с ней по тонкости выделки. Шелковые коконы ввозились на остров Кос, затем уже там были выращены свои шелковые черви; и все же в Грецию ввозилось множество готовой одежды, особенно из Ассирии, откуда и пошло латинское выражение bombycinae vestes (bombyx – шелковый червь). В то же время это выражение может означать, что ввоз одежды начался только со времени римского господства. Впечатление от этих платьев можно представить себе из отрывка Ипполоха, где гость рассказывает о свадебном торжестве. На нем родосские флейтистки появились в наряде, который он принял за наготу, пока, наконец, другие приглашенные не объяснили ему, что на них косские одежды. Лукиан даже высказывает подозрение, что «эти одежды из ткани тоньше паутины – лишь претензия на одежду, чтобы предотвратить слухи, что их носители совершенно голые». Петроний называет эти ткани «легкими, как воздух», а педантичный Сенека дает волю негодованию в отношении женщин, любящих наряжаться таким образом: «Я вижу одежды, если их можно назвать одеждами, которые прикрывают лишь интимные места; одетая так женщина едва ли может с чистой совестью признать, что она не голая. Эти одежды ввозят за довольно большую сумму из дальних стран лишь для того, чтобы наши женщины могли показать своим любовникам в спальне не больше того, что все видят на улице». Частое упоминание косских тканей говорит о чрезвычайной их популярности; часто упоминаемая тарентская вуаль очень на них похожа.

Если в основном гетеры использовали эти одеяния, чтобы усилить воздействие своих чар, то из отрывка Феокрита можно видеть, что и уважаемые женщины не боялись привлекать к себе внимание в таком виде. У Феокрита эти одежды называются «мокрыми одеждами», выражение легко понять, и оно до сих пор в ходу у художников, которые имеют в виду одежду, полностью показывающую очертания тела.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

1. Одежда Вопрос о том, появилась ли одежда людей вследствие пробудившегося чувства стыдливости или чувство стыдливости появилось в результате ношения одежды, на недавних диспутах был решен в пользу последнего утверждения. Это не просто теория, это подтверждено фактами;

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Одежда Считалось, что партизаны должны обеспечивать себя одеждой в районах проведения своих операций. Поставка одежды по воздуху осуществлялась в отдельные районы, такие как, например, Крым, или была ограничена отдельными предметами одежды, которые партизанам было

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

Одежда В советские времена, даже если и не хотелось одеваться, как все, это мало у кого получалось. Члены Политбюро носили вещи одинакового цвета и одного покроя. На мавзолее они все стояли в серых плащах и серых шляпах. Зимой появлялись одинаковые воротники и ондатровые

Из книги Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920–1930 годы. автора Лебина Наталья Борисовна

§ 2. Одежда Легко предвидеть, что многим данная книга покажется очередной попыткой усложнить восприятие исторической действительности привнесением в нее не только понятия ментальности, действительно несколько расплывчатого и многообразного, но к тому же и рассуждений

Из книги Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк) автора Костомаров Николай Иванович

IX Одежда Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие; но, присмотревшись к частностям ее, легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою, чем отличий, которые преимущественно основывались на особенностях

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Одежда На многолюдных улицах, где в элементах зданий переплетаются различные архитектурные стили Египта и Месопотамии, люди одеты в пестрые одежды. Библия о них упоминает лишь случайно. Изначально люди не скрывали свою наготу. После изгнания из рая они прикрылись лишь

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Одежда За два с половиной тысячелетия – с 3000 до 500 г. до н. э. мода сильно изменилась. Текстиль определенно был известен уже в 3-м тысячелетии до н. э., а до него использовались шкуры и овечья шерсть. Одежда шумеров, судя по изображениям на памятниках, вероятно, была сделана из

Из книги Петербургские женщины XVIII века автора

Одежда В конце XVIII века в свете и при дворе мужчины по-прежнему носили плотно облегающий фигуру кафтан-жюстокар и короткие штаны-кюлоты, заправлявшиеся в длинные шелковые чулки или застегивавшиеся под коленкой. В конце XVIII века в русский гардероб вошел фрак с высокой

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Одежда Очевидно, что повседневная одежда не носила и следов той изысканности, которая была свойственна этой культуре. И причины этого очевидны: полная забот обыденная жизнь островитян практически исключала какую-либо ненужную роскошь, а поскольку в этом мире совсем не

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

ОДЕЖДА Общеупотребительное слово было порты (оттуда портной, портомойное, в песнях портомойницы), - одежда, платье.В Русской Правде: «аче кто конь погубит, или оружье, или порт… аже кто познает свое… или конь, или порт» и проч.1183. Сгорело во Владимире «множество порт шитых

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Одежда Костюм зажиточных ассирийцев состоял из платья с разрезом сбоку. Поверх рубашки-туники знатный ассириец надевал иногда вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром цветную ткань из шерсти. На шее носили ожерелье, в ушах – серьги, на руках – массивные

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ОДЕЖДА Как и во многих других отношениях, литература и археология говорят нам об одежде состоятельных членов общества, а не о том, что носили обычные люди. Универсальной повседневной одеждой германцев в железном веке был «сагум» или короткий плащ: он служил будничной

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Одежда Но прежде чем окунуться в водоворот светской жизни, необходимо было запастись достаточным количеством костюмов, для того чтобы соблюдать светский «дресс-код». Лексиконы хороших манер напоминали, что «мужчины являются на завтрак в сюртуках. Жакет допускается