Узбекский национальный костюм выкройка мужской и женский. Исмат Юсупов

Другие поводы

Аннотация: Узбекский национальный костюм - созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа. Самобытные и неповторимые черты узбекская национальная одежда.

Ключевые слова: национальная одежда, традиция народа, дизайн, народный костюм, колорит, вышивки золотом

Без прошлого - нет будущего. Без знания своей истории ни у одного человека не может сформироваться явного и правильного представления о настоящем и целей и направления пути в будущее. Поэтому уважать и возрождать свои исторические ценности, национальные традиции и культуру очень важно для формирования прочного и осознанного будущего.

Французский историк костюма как то сказал: «Если исчезнет весь народ и останется только костюм, то по костюму можно будет восстановить всю историю этой цивилизации».

Еще буквально недавно - в 90х годах прошлого столетия наши женщины категорически отказывались от ношения нашего же национального костюма, одежду с мотивами и нашим узбекским кроем или же костюм из наших национальных тканей. Но в наши дни идет активное возрождение и продвижение всех наших национальных культурных традиций, в том числе и наших узбекских национальных тканей и нашего костюма, собственного стиля. Наши дизайнеры уже вот несколько лет активно участвует во всех показах знаменитых зарубежных дизайнеров (Oscar de La Renta , Dolce & Gabbana , Versace , Pao Rabane и тд).

История узбекского традиционного костюма свидетельствует о том, что в таких крупных центрах Узбекистана, как Бухара, Самарканд, Ташкент и др., под влиянием городской культуры он трансформировался гораздо быстрее, чем на периферии. В Самарканде совместное проживание двух народов - узбеков и таджиков, постоянное взаимовлияние их культур отчасти отразилось и на традиционном костюме. Постоянные хозяйственные и культурные связи Самарканда с другими городами, особенно с Бухарой и Ташкентом, также способствовали появлению новых форм и элементов в женской одежде.

Традиционная одежда женщин состояла из рубахи (платье), штанов, верхней одежды - мунисак, паранджа, халат, головной убор и обувь. Повседневная и обрядовая одежда не отличались по крою. Единственное различие было в том, что в обрядовом костюме главными выразительными чертами ритуального назначения становились цвет, фактура материала и декоративное решение.

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности. Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен. Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах. При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь.


В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром. Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду. По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду. А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет. Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда
Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.


В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей - девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки. Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе.

Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.
Выводы

Народный костюм - традиционный комплекс одежды, характерный определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

Орнамент - неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения Мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

  1. Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). - Ташкент: Фан, 1978.
  2. Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. - Душанбе, 1969.
  3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: «Планета», 1990.
  4. Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. - М: Наука,1979.
  5. Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. - «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.
  6. Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). - М., 1982.
  7. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. - Душанбе, 1976.

Уникальная национальная одежда всех народов Среднеазиатских регионов, в том числе и узбекская, постоянно привлекала внимание ученых-этнографов. Женская традиционная одежда в прошлые времена состояла из платья, имеющего покрой туники, и незаменимых шароваров.

Узбекские платья прежних времен: особенности, описание

Представительницы прекрасной половины человечества Узбекистана в былые времена носили одежду однообразного покроя: платье и шаровары. Само платье имело длину до щиколотки, с прямым, но иногда расширяющимся книзу станом.

Разрез ворота платьев узбечек был горизонтальный и обшитый по самому краю кантом из ткани другого цвета или тесьмой. А ворот завязывался на плече тесемкой или же застегивался на пуговицу. Рукава у узбекских платьев были длинные и прямые, закрывающие руки и кисть.

Отличия платьев

Узбечки замужние носили платья с разрезом ворота вертикальным, расположенным на середине груди и длиной около 25 см. Эти разрезы также завязывались тесемками, застегивались на пуговицу или же закалывались брошью.

Как называется узбекское платье? Куйлак. Этот наряд при всей своей однотипности в крое имел самые разнообразные виды.

Узбекские национальные платья в каждой области имели определенные различия. Например, платья узбечек, проживающих в Самаркандской и Бухарской областях, по краю ворота с вертикальным вырезом обшивались пешкуртой. Это тесьма из золотого шитья. Также вороты могли украшаться и красивой национальной вышивкой.

Дома женщины носили летом одно платье, а в холодное время года одновременно надевали два (одно на другое). Узбекские национальные платья для праздничных мероприятий тоже надевались по несколько штук одновременно. Обычно так наряжались женщины наиболее знатных слоев или молодые девушки после свадьбы.

Например, три платья надевали одновременно таким образом, чтобы рукава, украшенные богатой вышивкой, были видны все (один из-под другого). Таким образом показывалось богатство и великолепие гардероба. Многие женщины, идя в гости, брали с собой и другие платья, переодеваясь в которые, они демонстрировали свои прекрасные туалеты.

Шаровары (лозим)

Непременной и обязательной частью всегда были шаровары. Причем стягивались они в талии такой же тесемкой. А шились они, как правило, из двух видов тканей. Нижняя часть, виднеющаяся из-под платья, шилась из более нарядного и дорого материала, а верхняя (от середины бедра и выше) - из более простой материи. Нижний край штанин обшивался узкими вышитыми и плетеными тесемками (жияк), образующими на краях штанин кисточки.

Изменения в крое платья

Традиционная национальная (в том числе и женские узбекские платья) долго сохраняла черты архаичности. Это продолжалось до самого 20-го века. Раньше мужская, детская и женская одежды отличалась однообразием и практически имели совершенно одинаковую форму и крой.

Лишь к концу 19-го века фасон одежды, в том числе и женских платьев, был немного модернизирован. Появилась отрезная кокетка в районе груди, на горловине маленький воротник стоячий и манжеты.

Стали более смело использоваться разные цвета в пошиве женской одежды. Вот тут-то и засияли своими удивительно яркими, разноцветными шелками и знаменитыми в те времена хан-атласами.

Современные узбекские платья: фото

И сейчас для узбекского национального женского (и девичьего) костюма характерно платье, имеющее нетрадиционный фасон: свободное, собранное на груди и спине у кокетки, со стоячим или отложным воротничком и почти прямыми вшивными рукавами. Но все больше и больше стали появляться элегантные платья более современного покроя (чуть приталенные).

И куйлаки (узбекские платья), и лозимы (штаны) шьются в основном из местного шелка (или атласа) и других фабричных шелковых тканей, имеющих своеобразный неповторимый узбекский рисунок. Но это все - национальная одежда. Подобные узбекские платья до сих пор используются женщинами в обыденной жизни (в сельских местностях), в праздничных мероприятиях и других важных жизненных событиях.

Сегодня вместо прежнего чапана узбечки носят жакеты, джемперы и даже легкое пальто и прочую европейскую одежду.

Изменилось многое и во внешнем облике местных красавиц. Раньше прически женщин среднего возраста представляли две косы, а молодых девушек - множество мелких косичек. Сегодня все чаще можно увидеть женщин с современными модными прическами в сочетании с современным костюмом.

Особенности наряда узбекской невесты

Хотелось бы немного коснуться Ключевым отличием восточных церемоний является множество ритуалов праздничных. Такие традиции узбеки очень чтят и соблюдают. И национальные узбекские платья свадебные - неизменная часть таких обычаев.

В некоторых регионах Узбекистана жители остаются верны национальным традициям, и на девушку, выходящую замуж за узбека, надевают Свадебное платье шьется из того самого хан-атласа, поверх него надевается богато расшитая безрукавка, а сверху еще накидывается и или камзол бархатный, расшитый золотом.

Тут же обязательны и те самые шелковые лозимы, надеваемые под платье. Голова девушки украшается ажурным кокошником с подвесками, и лицо невесты покрывается вуалью. Множество ювелирных украшений дополняют изумительный свадебный наряд невесты (кольца, браслеты и многое другое), символизирующих верность супругу. И это тоже своего рода ритуал, оберегающий невесту от сглаза.

Сейчас многие представительницы этих краев отдают предпочтение более модным тканям и стилям городского типа, но национальные наряды будут всегда оставаться непременным атрибутом праздничных мероприятий этого восточного народа.


Для построения основного чертежа выкройки узбекского платья даны следующие мерки (в см):

  • длина изделия - 115
  • окружность шеи - 18
  • окружность груди - 48
  • глубина проймы - 19
  • ширина спинки - 18
  • длина спинки до талии - 40
  • длина полочки до талии - 44
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечания: 1. Ширина рукава платья указана полностью, так как рукав вычерчивается в развернутом виде. 2. Мерки длины спинки и переда (полочки) до талии используем лишь при построении глубины проймы полочки и при конструировании жилета, так как в узбекском платье линия талии не обозначается .

Построить прямой угол с вершиной в точке А.

Длина изделия . От точки А вниз отложить длину изделия по мерке - 115 см и поставить точку Н (рис. 354).

Глубина проймы . От точки А вниз отложить по мерке глубину проймы - 19 см и отметить точку Г.

Ширина плана чертежа выкройки . Из точек А, Г и Н вправо провести горизонтальные линии, на которых отложить ширину изделия, то есть мерку окружности груди плюс 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 которые соединить прямой.


Спинка . Ширина спинки . От точек А и Г отложить мерку ширины спинки плюс 1 см (на свободное облегание), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их прямой.

Ширина проймы . Для построения проймы платья надо на линии ГГ1 (в дальнейшем эту линию будем называть линией окружности груди) и на линии окружности шеи (точки А и А1) отложить одну четвертую окружности груди 12 см. (48: 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить эти точки прямой линией. Затем от точек С1 и В отложить вниз 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой линией.

Росток спинки . От точки А вправо отложить одну треть окружности шеи - 6 см (18: 3 = 6 см) и поставить точку Р. От точки Р вверх отложить 2 см (одну треть ширины ростка - 6: 3 = 2 см) и обозначить точку Р1. Точки А и Р1 соединить плавной кривой линией - получим росток спинки.

Скос плеча спинки . Скос плеча спинки зависит от высоты плеча. Если плечи нормальной высоты, то для скоса следует взять 2 см, при высоких плечах берем 1 см, при низких - 3 см. В наших чертежах, рассчитанных на пропорционально-сложенную фигуру, скос плеча спинки составляет 2 см.

От точки С вниз отложить 2 см и обозначить точку П, которую соединить с точкой Р1 прямой линией, затем эту линию от точки П удлинить на 1 см (1 см - для посадки плеча спинки, что обеспечивает свободу движений) и поставить точку П1.

Пройма спинки . Для построения проймы спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (одну четвертую от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от которой опустить вниз прямую. Место пересечения ее с линией низа НН1 обозначить точкой Н2.

Чтобы построить пройму спинки, надо наметить несколько вспомогательных точек: от точки С1 вверх отложить 6 см (для всех размеров) и обозначить точку С3. Провести биссектрису угла С2 в 2,5 см и поставить точку О. Затем плавной кривой соединить точки П1, С3, О и Г2 - получим пройму спинки (рис. 354).

Перед . Ввиду того, что чертеж переда (полочки) платья тесно увязан со спинкой конструктивными линиями, его следует вычертить на одном плане.

Глубина проймы полочки . От точек А1 и Е вверх отложить разницу между длиной спинки и полочки платья, в данном примере 4 см (44 - 40 = 4 см), обозначить точки Е1 и Б и соединить их прямой.

Горловина полочки . От точки Б влево отложить по горизонтали 6 см (одну треть окружности шеи: 18: 3 = 6 см) и поставить точку Б1. От точки Б вниз отложить 8 см (одну треть окружности шеи плюс 2 см для всех размеров - 18: 3 = 6 + 2 = 8 см) и поставить точку Б2. Точки Б1 и Б2 соединить плавной кривой линией.

Плечо полочки . От точки П на пройме спинки отложить вниз 4 см и поставить точку П2, затем точки Б1 и П2 соединить прямой линией. От точки Б по линии плеча отложить мерку ширины плеча спинки минус 1 см (1 см прибавили к плечу спинки для посадки на свободу движений), в данном примере: 15 - 1 = 14 см и обозначить точку П3.

Вспомогательные точки для построения проймы полочки . От точки В вверх отложить 4 см (для всех размеров) и обозначить точку В2. Из точки В1 провести биссектрису угла в 2 см и поставить точку О1. Линию В1С2 разделить пополам и на середине поставить точку В3. Плавной кривой соединить точки П3, В2 О1, В3, Г2 - получим пройму полочки.

Построение чертежа выкройки рукава платья


Для построения основного чертежа выкройки рукава платья (рис 355) даны следующие мерки (в см):
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечание . Длина рукава определяется по мерке, ширина рукава составляет две трети окружности груди плюс 10 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 3 = 16 х 2 = 32 + 10 = 42 см, высота оката рукава равна одной четвёртой окружности груди плюс 3 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 4 = 12 + 3 = 15 см .

Чтобы построить план чертежа выкройки рукава, надо определить центр рукава, для этого провести вертикальную линию, равную длине рукава по мерке и отметить точки О и Н.

От точки О вниз отложить по мерке высоту оката рукава - 15 см и обозначить точку П, от которой вправо и влево провести горизонтальные линии, равные каждая 21 см и отметить точки П1 и П2.

По линии низа рукава из точки Н провести влево и вправо по 21 см, обозначить точки Н1 и Н2, затем соединить их прямой линией с точками П1 и П2 - получим ширину рукава.

Окат рукава . Отрезки ПП1 и ПП2 разделить каждый пополам и посередине поставить точки П3 и П4, от которых вверх провести вертикальные линии, равные по длине мерке оката рукава - 15 см и отметить точки О1 и О2. Точки О1, О и О2 соединить прямой.

От точки О1 вниз отложить половину высоты оката рукава плюс 1,5 см (для всех размеров), в данном примере: 15: 2 = 7,5 + 1,5 = 9 см и поставить точку О3 - получим переднюю половинку оката рукава.

От точки О2 вниз отложить одну треть высоты оката рукава 5 см (в данном примере: 15: 3 = 5 см) и обозначить точку О4 - получим заднюю половинку оката рукава.

Точки П1, О3, О, О4 и П2 соединить плавной кривой линией, как показано на рис. 355.

Нижний контур рукава вычерчивается таким образом: отрезок Н1Н разделить пополам и отметить точку Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить точку Н4. Затем разделить пополам отрезок НН2 и на середине обозначить точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и поставить точку Н6.

Точки Н1, Н4, Н, Н6 и Н2 соединить плавной кривой линией.

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана , подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки , а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата , функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

Головной убор (тюбетейка)
Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского "тюбе"-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки , относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" - символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки , созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки . Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются "крутостью" орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "Сандали", "Акка икки сум", "Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике "пилтадузи". Существуют и другие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка "калпок" , бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка "гилам дуппи", китабская и шахрисабзская тюбетейки "санама" и "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" - мужские и женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Традиционные национальные узбекские костюмы не только отражают специфику народа, но и тесно связаны с историей, культурой и традициями. Он сочетает в себе не только общие черты, которые характерны для восточных народов, но и свои индивидуальные особенности. Сейчас редко, где встретишь человека, который в повседневной жизни носит национальный костюм. За частую их надевают только на национальные мероприятия и торжества. Они очень яркие, красивые, удобные. В сельской местности они до сих служит частью повседневной и нарядной одежды.

Одежда наших предков определялась климатическими условиями, укладом жизни и родоплеменными традициями. Еще с древности женская одежда шилась с целью скрыть её фигуру от посторонних глаз. Крой был простой. Зачастую одежду просто сшивали из прямых кусков ткани. И она мало чем отличалась от мужской рубахи. Уже позже на женском платье появилась кокетка и манжеты. По такому же принципу шились и штаны. Использовали шёлк. Традиционно женщины надевали длинные и широкие платья, штаны-шаровары, зауженные к низу, на голову — платок (часто надевают 2 платка, один покрывает голову, второй подвязывали вокруг лба, тем самым придерживая первый платок), либо тюбитейка.

Узбекский народ всегда любил дорогие ткани.

В праздничных нарядах используется парча, бархат, золотые нити. В торжественные и праздничные дни женщина могла сразу надеть несколько нарядов, с различной длиной рукава, чтобы была видна красивая вышивка. Узоры никогда не были случайными. По ним можно определить статус человека. Повторяющиеся геометрические узоры — это своего рода оберег. Немало важную роль играл и цвет. Ведь цветовая палитра говорила о тонком вкусе и о положении в обществе. Зелёные оттенки использовались ремесленниками и крестьянами. Голубые и фиолетовые наряды носили женщины, чьи мужья занимали высокие должности. Чёрный и тёмно-синий из-за суеверия никогда не носили ни в одном регионе.

Главное женской обувью были туфли без задника (ичиги).

Женская одежда отличалась изяществом и красотой. И обязательным дополнением к наряду, были золотые или серебряные украшения.

Мужской национальный костюм состоит из чапана (стёганный халат), рубахи (куйлак), поясной платок (кийикча), тюбитейки, широкие шаровары, сужающиеся к низу (иштон), на ноги надеваются сапоги из выделенной тонкой кожи.

Главная деталь в национальной одежде — головной убор — тюбитейка. Её носят все, кроме пожилых женщин. Изначально женщины носили паранджу. Позднее ее сменили платки и тюбитейки.

Традиционная тюбитейка конусообразная и четырехгранная. Чёрного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде четырех «перчиков» и 16 небольших арочек.

В праздничных тюбитейках преобладают красочные вышивки и узоры.

Детский национальный костюм схож с мужским и женским. На головной убор цепляется оберег, который должен уберечь от дурного глаза.

Красота Востока всегда привлекала внимание. Шелковые ткани, национальные узоры очень популярны. И поэтому именитые дизайнеры используют восточные мотивы в своих коллекциях.

Хотя за многие века национальный костюм видоизменился. Но он до сих пор сохранил свое богатство культурных традиций.