Упражнение на развитие силы голоса для дошкольников. Картотека дидактических игр на развитие силы голоса

Хэллоуин

Оксана Хорохова
Картотека игр и упражнений на развитие голоса

Развитие голосовой функции - это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

1. "Телефон". Стоящий или сидящий первым в ряду ребенок произносит шепотом на ухо соседу заданное ему слово. Так слово передается до последнего ребенка. Кто передаст его не правильно, тот произносит заданный стишок.

2. "Эхо". Детей распределяют на две группы. Одна из групп - "эхо". Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи) . Вторая группа ("эхо") тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

3. "Поезд". Приближаясь и удаляясь, поезд издает звуки, постепенно усиливающиеся или затихающие.

4. "Усатый кот". Один из детей - "кот", притаившись, подползая произносит вполголоса : "Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход", а остальные дети ("мышки") тихо проходят мимо него и шепчут : "Тише, мыши, кот все ближе, ближе". Кто скажет громко, того кот хватает.

5. Произнесение стишков с изменением силы голоса : в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо,

Я доволен (громко,

Я горжусь (еще громче!

Нет ни горя, ни заботы (умеренно,

Как за дело (громче)

Я берусь (еще громче!

6. "Вьюга". По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят : У-у-у. По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят : У-у-у. По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса . По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда : горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх - усиление голоса , движение руки вниз - уменьшение силы голоса .

7. "Дует ветер". Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. "Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок : в-в-в (произносится тихо) . Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо : в-в-в) . Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер : в-в-в (произносится громко) . Как дует сильный ветер?" Дети громко повторяют.

8. "В лесу". Детям предлагаются картинки "Дети в лесу", " Мальчик заблудился", "Поезд", которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит : О-о-о! Как говорит Петя? (дети длительно повторяют) .Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать : ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют) . Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел : у-у-у! (Дети повторяют) .

9. "Лесенка". Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса .

"На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом : ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом : мяу-мяу-мяу).На третью ступеньку вскочил петух и громко запел : ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом : ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал : ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом : ж-ж-ж) . На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку : з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом : з-з-з) .

10. "Корова и телята". Детям предлагается сюжетная картинка "На лугу". Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе : "На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?" Дети первой группы произносят низким голосом : му-му-му. "Коровам отвечают телята. Как они отвечают?" Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом : му-му-му. Затем группы меняются ролями.

11. "Протяни звук". В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э) . Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

12. "Повтори за мной". В игру можно играть как вдвоем, так и парами. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией "ах-ах-ах", "ай-ай-ай", "о-го-го", "ох-ох-ох","ой-ой-ой" и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка - догадаться, какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

13. "Уложи куклу". Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу : "Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри,как это нужно делать". После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает : "А-а-а!", а уже затем эти действия выполняет ребенок.

14. "Вездеход". Играть можно вдвоем и группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход :

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он нас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

15. "Поход в лес". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Произносят стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения :

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем : "Ау! Ау!" (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек : "Ух!" (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

16. "Коровка". Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги : "Мо-о, му-у". Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например :

"Му" - коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

17. "Дом". Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делая глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги : "Дин-н, дон-н, бим-м, бом-м". Затем произносят стихотворение с движением.

Бим-бом! Бим-бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед) .

Бим-бом! Бим-бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх) .

18. "Кто дольше". Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных "м" и "н" и различных гласных : "Мам-м-м, мум-м-м, мом-м-м" и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

19. "Самолет". Дети вместе с взрослым становятся в круг. Затем, разводят руки в стороны и покачивают ими, представляя себя самолетами. Протяжно произносят звук "у", быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят "у".

20. "Ракета". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Логопед предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает. Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук "у", руки немного разведены в стороны . Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук "у". Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук "у". А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

« ГРОМКО – ТИХО »

Цель : Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование : Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход : Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

«ИДИ ТЕ С НАМИ ИГРАТЬ »

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

« НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ »

Цель : Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование : Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход : Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

« ДУЕТ ВЕТЕР »

Цель : Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование : 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

«СКАЖИ НА УШКО»

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

«БЫСТРО И МЕДЛЕННО»

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

«ПЕРЕБЕЖКИ»

Оборудование . Мел, стульчики. Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору “Ay, ay, Петя”. Петя в свою очередь отвечает ему: “Ay, ay, Вова”, и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

«ВЬЮГА»

Оборудование . Сюжетная картинка “Вьюга”.

Описание игры . Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу воспитателя “Вьюга начинается” тихо говорят: у-у-у…; по сигналу “Вьюга кончается” говорят тише; по сигналу “Вьюга закончилась” замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

«КТО КОГО?»

Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

«ДУЕТ ВЕТЕР»

Описание игры . Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: “Пошли мы летом на прогулку в лес”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки”. Педагог и дети останавливаются. “Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: “Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…” - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

«МЕДВЕДЬ И ЁЛКА»

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры . Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк.Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Оборудование . Маски животных.

Описание игры . Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так». Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

« ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ »

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

– Кто сидел на моем стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

– Кто же был в нашем доме? И т.п.

«КАРУСЕЛИ»

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) -

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

«ГРОМКО – ШЕПОТОМ»

Цель : учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

Су-су-су - кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

«ЛЕСНЫЕ ТРОПИНКИ»

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)

Кто – то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом).

«ПАРОВОЗ»

Паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.

«ЗАЙЧИКИ»

Зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом);

Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом.

«Дирижёр»

Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.

Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.

Стрижевская О.Е.

Логопедическое пособие

по коррекции нарушений просодической стороны речи дошкольников

Тамбов 2014

Стрижевская О.Е .

Чудесный мир звучащего слова. Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста / О.Е. Стрижевская . – Тамбов, 201 4 . – 3 0 с.

Альбом игр и упражнений « Чудесный мир звучащего слова » направлен на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе материалов данного пособия позволит учителю-логопеду организовать эффективную коррекционную работу по нормализации голоса, дыхания, темпа, ритма, интонации и выразительности речи при совместном участии педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей с нарушениями речи.

Пособие может использоваться учителями-логопедами и другими педагогами детских садов комбинированного и компенсирующего видов, родителями, студентами дефектологических факультетов.

О.Е. Стрижевская , 201 4

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороной языка. Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

В современной логопедической практике одной из актуальных проблем у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и выразительность.

Актуальность формирования основных компонентов просодической стороны речи у дошкольников как предпосылка успешного школьного обучения не вызывает сомнений. Недостаточная сформированность просодической стороны речи в дошкольном возрасте вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влечёт за собой определённые изменения личности, т.е. ведёт к возникновению у детей комплексов, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи – богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребёнка и облегчает обучение. Ребёнок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке, благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у дошкольников с речевыми расстройствами имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Коррекционная работа с такими детьми по формированию просодической стороны речи должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

Игры и упражнения на развитие силы голоса

1. «Успокой куклу»

Цель : развитие силы голоса.

Описание игры : дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а .

2. «Вьюга»

Цель : развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование : с южетная картинка «Вьюга».

Описание игры : п едагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

    «Гудок»

Цель : та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры : д ети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

4. «Кто кого?»

Цель : развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание игры : педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

    «Дует ветер»

Цель : р азвитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры : д ети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в...» – педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.
Методическое указание : педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Игры и упражнения

на развитие восприятия тембра голоса

    «Кто боится прививки?»

Цель : учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал : предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание : предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».

    «Угадай-ка»

Цель : закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание : педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

    «Письма-загадки»

Цель : закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал : н абор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.

Описание : педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.

    «Медвежата»

Цель : закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал : три маски медведей.

Описание : два ребёнка играют роли медвежат, один медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммёдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всёмаловамм!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!»

    «Назови ласково»

Цель : закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Описание : детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

Игры и упражнения

на развитие восприятия речевого темпа

    «Барабанщик»
    Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18 x 25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

    «Осенние листочки»

Цель: формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»). Материал: красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

Описание: детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Игры и упражнения

на развитие восприятия речевого ритма

    «Забияки-петушки»

Цель : закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал : шапочки петухов для каждого ребенка.

Описание : педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

    «Волшебное зеркало»

Цель : р азвитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание : дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Игры и упражнения на развитие восприятия

мелодико-интонационной стороны речи

    «Дирижеры»

Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал: «дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

    «Воздушный шарик»

Цель: учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Материал: картонный прямоугольник размером 20 x 55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона «воздушный шарик» с прикрепленным к нему держателем.

Описание: ребенок двигает «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.

    «Просьба»

Цель : закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Описание : по образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д..

Игровые упражнения

на развитие интонационной окраски речи

    «Мимический веер»

Цель : упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз . Описание : д ети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выбранной на веере или заданной педагогом интонацией.

    «Подслушанный разговор»

Описание : н а картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть».

Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»

    «Разговор в корзинке с овощами»

Описание : д ети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

    «Сломанный телевизор»

Описание : дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.

    «Письмо»

Описание : д ети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.

    «Маски»

Описание : з адавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.

Упражнения по развитию

выразительной стороны речи

Цель : поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.

Описание : чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала,

да не выболтала.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

У быка бела губа была тупа.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

На горе Арарат

рвала Варвара виноград.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова –

не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, да не вылавировали.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Расскажите про покупки,
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках

шьют старушкам сапожки.

На бобра из-за ели

глазеют глаза газели.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

От топота копыт

пыль по полю летит.

У четырех черепашек

четыре черепашонка.

Небольшие скороговорки необходимо произносить на одном выдохе. Соблюдать плавность и слитность их произнесения.

Игровые упражнения на развитие мимики

1. «Мимический кубик»

Цель : воспитание выразительности мимики.

Описание : ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

2. «Узнай по интонации»

Цель : воспитание выразительности речи и мимики.

Описание : к аждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
Ах!ах!ах!
Ox ! ox ! ox !

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позе говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д.

За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

3. «Кто это сказал?»

Описание : п о интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

4.«Облака»

Описание : п рослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим выражением.

Ребенок изображает мимическое выражение на облаке после прослушивания.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним: «Мне весело с тобой!»

И долго-долго облачку махал я рукой.

    «Гномик»

Описание : дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям.

«Гномик гулял по лужайке и увидел зайчика.

Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик».

«Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

Вот еще, буду я с каждым разговаривать, – буркнул мальчик и пошел дальше».

Речевой материал

для упражнений по развитию силы голоса

А сова – все ближе, ближе

( голосом средней силы ),

А сова – все ниже, ниже

( голосом средней силы )

И кричит ( громко )

В тиши ночной ( тихо ):

Поиграй, дружок, со мной! (громко )

(С. Маршак)

Была (голосом средней силы )

тишина, тишина, тишина... (тихо )

Вдруг ( громче )

грохотом ( еще громче )

грома ( громко )

сменилась она

( голосом средней силы).

И вот уже дождик

( голосом средней силы )

тихонько ( очень тихо ) –

ты слышал? ( тихо )

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы ).

(А. Барто)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо ).

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок (громче ).

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки ( громко ).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (очень тихо ).

Ты лежишь и я лежу... (тихо )

Муха села мне на палец

И спросила: «Вы проспались?» (громко )

Пальцем муху я ловлю... (громко )

Засыпаю ( тише ).

Сплю ( тихо ).

Вдруг все громче голоса:

«Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!» (громче )

Все несутся за осой,

Витя прыгает босой,

Сто ребят и сто девчат

Все хохочут и кричат.

Настоящий тихий час! (громко )

Улетела прочь оса,

И замолкли голоса (тише ).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и молчат (тихо ).

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю...

Сплю... ( очень тихо )

(А. Барто)

Речевой материал для дифференциации силы голоса

«Вопрос – ответ»

Описание: дети делятся на пары, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

- Это наш озорной

Непоседа-мячик, ( низко )

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

- Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

- Был сапожник? ( высоко )

- Был. ( низко )

- Шил сапожки? ( высоко )

- Шил. ( низко )

- Для кого сапожки? (высоко )

- Для пушистой кошки, (низко )

- Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

- Это же – ребенок,

Это же – теленок, (низко )

(А. Шибаев)

- Ну, Весна, как дела? (высоко )

- У меня уборка, ( низко )

- Для чего тебе метла? (высоко )

- Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Речевой материал

для закрепления вопросительной интонации в стихах

(проговариваем сопряженно с логопедом, по подражанию и самостоятельно).

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

(К. Чуковский)

Куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?

(К. Чуковский)

Что за шум? Что за вой?

Как ты смеешь тут ходить,

По-турецки говорить?

Крокодилам тут ходить воспрещается.

(К. Чуковский)

Который час? Чем занята?

Двенадцать бьет. Штанишки шьет.

Кто вам сказал? Кому?

Знакомый кот. Супругу своему.

А мышка где? А кто ее супруг?

В своем гнезде. Барон Кукарекук.

(Французская песенка)

Что мне делать?

Как мне быть?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что делать после дождичка?

По лужицам скакать.

Что делать после дождичка?

Кораблики пускать.

Что делать после дождичка?

На радуге качаться.

Что делать после дождичка?

Да просто улыбаться. (В. Данько)

- Черная курочка, Куда ты пошла?

- На речку.

- Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Как цыплята просят пить?

- Пи, пи, пи... (Потешка)

Речевой материал для закрепления

восклицательной интонации в стихах

Описание : ч итаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания, а затем текст целиком.

Но, увидев усача,

Ай!-Ай!-Ай!

Звери дали стрекоча.

Ай!-Ай!-Ай!

По лесам, по полям разбежалися,

Тараканьих усов испугалися.

...Но однажды поутру

Прискакала кенгуру

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

Разве это великан?

Ха!-Ха!-Ха!

Это просто таракан!

Ха!-Ха!-Ха!

(К. Чуковский)

Гуси начали опять

По-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!

Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!

А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!

Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!

Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!

Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!

Лошади заржали: И-И-И!

Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!

Мурочку баюкают мою:

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

(К. Чуковский)

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(К. Чуковский)

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются:

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Ой! Как жалко петуха!

Бабка охает и стонет:

Ой! Белье мое утонет.

Ой! Попала я в беду.

Ой! Спасите! Пропаду!

(С. Михалков)

Катит лыжа впереди,

Я – за лыжей позади.

Я кричу ей: «Погоди!

Лыжа, лыжа, не кати!»

Я кричу ей: «Хватит!»

А она все катит.

Правую лыжу

Я уже не вижу.

(Э. Мошковская)

«Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой –

В каждом я и ты со мной.

Посмотри-ка, посмотри!» –

Просит маму Галка.

Ой, а где же пузыри?

Лопнули, как жалко.

(Ф. Бобылёв)

И вскричал Гиппопотам:

- Что за стыд, что за срам!

Эй, быки и носороги,

Выходите из берлоги

И врага на рога

Поднимите-ка!

(К. Чуковский)

Бармалей, Бармалей, Бармалей!

Выходи, Бармалей, поскорей!

Этих гадких детей, Бармалей,

Не жалей, Бармалей, не жалей!

(К. Чуковский)

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Звездочка» г.Ртищево Саратовской области

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений

для развития тембра (высоты) голоса

по развитию речи для дошкольников

Воспитатель:Салькина Ю.С.

Ртищево 2017 г.

Упражнения на развитие тембра (высоты) голоса

Упражнение № 1 «Угадай, кто позвал»

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного, звука комплекса. Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Упражнение №2 «Повтори так-же»

Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко) АВ – АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

Упражнение №3 «В гостях у сказки»

Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

    Кто сидел на моем стуле?

    Кто ел из моей чашки?

    Кто спал в моей постели?

    Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение № 4 «Измени звуки»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:

Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Упражнение № 5 «Измени звуки»

Петь звуки и назвать звуки в сочетаниях

АУ УАИ

УА АИУ

АИ АУИ

ИА ИУА

ИУ ИАУ

УИ УИА

Пример: АУИ: 1 –А, 2 –У, 3 –И.

Упражнение №6 «Колокольчик»

В лесу, на опушке, живет колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснется, в лесу раздается

Его недовольное грубо ЛА-ЛА

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА

Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,

Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА

Упражнение №7 «Мы шагаем»

Упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения. Воспитатель предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:

Большие ножки

Шли по дорожке.

ТОП-ТОП-ТОП

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ

Упражнение №8 «Кто кем становится»

Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.

Жил – был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако.

А теперь он не щенок-

Взрослая…. (СОБАКА)

ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем

Подрастал и стал…. (КОНЕМ).

БЫК, могучий великан,

В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)

Толстый увалень БАРАН-

Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)

Этот важный КОТ пушок-

Маленьким…. (КОТЕНКОМ)

А отважный ПЕТУШОК-

Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)

А из маленьких гусят

Вырастают…..УТКИ

Специально для ребят, тех, кто любит шутки

Упражнение №9 "Кто боится прививки?"

Предметные картинки выкладывают перед детьми.

Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.

Упражнение №10 "Угадай-ка"

Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.

Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

У меня живет котенок?

Упражнение №11 «Разговор овощей»

Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.

Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.

Горох: « Ох! Ох! Ох»!

Тыква: « Ква! Ква! Ква!»

Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»

Репа: « Па! Па! Па!»

Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.

(Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)

Упражнение №12 «Ворона»

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)

Каркала певица,

Охрипла и потом

Стала петь беззвучно

И с закрытым ртом.

«Кар-р, ка-а-арр…»

Упражнение №13 «Рыбка»

Вдалеке, вдалеке плавает карась в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)

Вдалеке, вдалеке сомик плавает в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»

Упражнение №14 «Грибная семья»

Меж еловых мягких лап (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)

Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)

Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)

Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)

Упражнение №15 « Улиточка »

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.