Классный час
«Мы все такие разные, но мы – вместе!»
Цели: развитие навыков конструктивного общения, воспитание чувства толерантности в учащихся
Задачи:
● продемонстрировать сходства и различия людей
●познакомить с понятиями “толерантность”, “терпимость”
●воспитывать внимательность и отзывчивость по отношению к другим людям
Слайд №1
1.Организационный момент урока.
Здравствуйте, ребята
Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!
Тема классного часа: Мы все такие ……………., но мы -………………………..
Понятно? Нет. Нам поможет игра.
Игра, «Какие мы…»
Итак,
Поднимите руки, кто любит играть в футбол;
Встаньте те, у кого светлые волосы;
А теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;
Похлопайте те, кто любит рисовать;
Потопайте ножками те, у кого карие глаза;
Скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;
Покачайте головой те, кто любит животных;
Помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
Похлопайте, те, у кого день рождение осенью
Итак, какие мы……. Мы все разные. Первое слово записали.
Но мы……люди, живём на планете Земля,
Мы такие разные, но мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим танцевать, играть в разные игры, есть конфеты, ездить на экскурсии, т.е. мы – вместе. Дописываем слово. Тема нашего классного часа «Мы все такие разные, но мы вместе». Слайд №2
Слайд №3
Действительно, все люди разные, мы различаемся своей внешностью, национальностью, обычаями, традициями, взглядами на жизнь. Кто-то сказал, что мы живём на планете Земля. Да!
Подумайте и скажите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля с которым легко общаться, дружить. Поможет стихотворение.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
(терпимость к другим людям, доброта души, любовь, дружелюбие - симпатия, расположение к кому-нибудь, доверие)
Достаточно или дополним список. Я показываю, вы читаете, если согласны берём. Сострадание, нетерпимость, милосердие, злость, чуткость, уважение, понимание, эгоизм, равнодушие, грубость, непонимание, прощение, чуткость, способность к сопереживанию, взаимопонимание. Нравится такой человек, хочется с ним дружить?
Все эти качества присущи толерантному человеку.
Слайд№4
А что такое толерантность?
(Толерантность- это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей).
Определение ТОЛЕРАНТНОСТЬ, имеет свою историю: На рубеже XVIII - XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно министром иностранных дел.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст вам. . Вот таким секретами общения обладал этот человек.
Сегодня определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
(Слайд № 5)
(Слайд № 6) Именно благодаря качествам толерантного человека, несмотря на то, что вы все разные – и внешне, и имеете разные интересы, способности и таланты, вы все-таки вместе. И если все люди на Земле будут толерантными, то исчезнут войны и ссоры, люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. Это сложно. И научиться этому сразу – невозможно. Это огромный труд, огромная работа над собой!
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
«Толерантны ли вы?»
У.– Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударишь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты спешишь на день рождения к другу, а незнакомая бабушка просит тебя помочь ей перейти через дорогу.
1. Ты уходишь, объяснив, что очень спешишь.
2. Ты помогаешь ей.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Я рада, что все вы в основном поднимали красные кружки.
У. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Слайд №7
Я бы ещё сказала, что ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это умение жить в мире непохожих идей и людей.
Толерантными могут быть не только люди. Но и герои наших любимых мультфильмов.
Толерантность в мультфильмах
Хотите узнать, кто они?
Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Леопольд)
Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха)
Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. (Элли)
Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)
Любовь этой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу. (Белль)
Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (улыбка)
Ребята, а кто помог Крошке еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться? (мама)
Мамы самые толерантные люди на земле. Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста.
А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!
Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках! Мы все разные, но все-таки мы вместе!
Как называется качество человека, умеющего принимать другого человека таким, какой он есть? (Толерантность)
Какой же мы сделаем вывод, ребята? Я думаю, что нужно жить в мире и согласии друг с другом; не обижать другого человека только потому, что он отличается от нас, необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.
Мы одна семья
Вместе мы всегда.
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа!
Ребята, будьте терпимее друг к другу.
Будьте толерантны.
– Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес добрые слова - комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру "Комплимент".
– Из всего вами сказанного можно сделать вывод:
У. Спасибо за сотрудничество.
терпимость
к другим людям
доброта души
любовь
дружелюбие
сострадание
нетерпимость
милосердие
злость
чуткость
уважение
понимание
эгоизм
равнодушие
грубость
непонимание
прощение
способность к сопереживанию
взаимопонимание
ТОЛЕРАНТНЫЙ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска
ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА
Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,
для всего, что не чуждо человеку.
Жан Жак Руссо
Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности; способствовать воспитанию черт толерантной личности, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Задачи классного часа:Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Показать на жизненных ситуациях значимость этого понятия.
Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.
Способствовать формированию представления о толерантном поведении в условиях конфликта.
Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.
Форма проведения: нравственный классный час.
Ход классного часа
Однажды Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы - люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
У вас на партах лежат опорные конспекты, с которыми вы будете работать в течение классного часа. Все открытия, сделанные вами, останутся вам на память. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Замечательный русский поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое я хочу вам прочитать:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое.
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них.Что мы знаем про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная все, не знаем ничего.
Уходят люди. Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о людях, о судьбах, о внутреннем мире, о том, что все разные).
Какова основная мысль этого стихотворения? (каждый человек индивидуален, каждый человек – тайна, по-своему интересен, что люди не понимают друг друга и мало знают даже о близких людях).
Молодцы, вы ответили правильно. Поэт говорил о самоценности, уникальности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название – толерантность. Сегодня на классном часе мы должны разобраться в сущности данного понятия и определить для себя, что представляет из себя толерантная личность.
Толерантность. Что это? Из каких ключевых слов складывается это понятие? Отметьте в опорном конспекте ваши предположения (30сек).
Озвучьте ваши ответы (запись на доске). Вот что на данный момент мы с вами знаем о толерантности.
Немного из истории. 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности и данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлен днем толерантности. В отечественных документах толерантность звучит достаточно устойчиво. Так, в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.
В переводе с латинского толерантность обозначает «ТЕРПЕНИЕ» (запись на доске и в конспектах)
Что же обозначает это понятие на разных языках земного шара? (если необходимо, дополните ваши конспекты)
В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политически и религиозных взглядов;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском - проявление великодушия в отношении других;
В арабском – прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то.
Какое из определений вам импонирует более всего? Что общего в этих определениях? (все определения говорят о том, что толерантность – это уважение другого человека, терпимость по отношению к внутреннему миру другого человека).
Запишем определение в опорном конспекте: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению (БЭС). Уважение к внутреннему миру другого человека, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Любое определение существует для того, чтобы его можно было реализовать в жизни.
В окружающем нас мире, к сожалению, мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Умение выйти из конфликтной ситуации достойно, зависит от личностных качеств каждого из нас. В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки, в одних ситуациях он поступает правильно, но иногда бывает и наоборот, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы поступать правильно, попробуем разобраться.
Обратитесь к конспекту и подчеркните качества человека, которые, по-вашему мнению, характерны для толерантной личности. (ответы учащихся)
Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас?
Что вы ощущаете, когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас?
Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью?
Если вас обидели, должны ли вы в свою очередь обидеть этого человека?
Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это проявляется в ваших отношениях с окружающими? (обсуждение)
ВЫВОД: конфликт является естественной частью жизни. У всех из нас время от времени бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.
ТЕСТ «Конфликтная ли вы личность?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Послушайте описания ситуаций и определите, присутствует ли в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ.
Старшеклассник не пропускает в столовую ученика младших классов, закрывая собой проход.
Парень и девушка поссорились. Она хочет уйти. Он хватает ее за руку и не отпускает.
Ученик дерутся на перемене.
Девочка обзывает свою подругу.
Трое учеников угрожают младшим школьникам и требуют отдать им деньги.
(Учащиеся дискутируют, приводят свои примеры, решают, как можно выйти из той или иной ситуации).
УПРАЖНЕНИЕ «Черты толерантной личности»: дает возможность подросткам оценить степень своей толерантности; сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с групповым представлением.
(Бланк опросника в опорном конспекте).
Инструкция: в опроснике перечислены характеристики, свойственные толерантной личности. В колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте «+»напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно.
Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» 1 качество (запись на доске).
Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
ТРЕНИНГ «Волшебная лавка»: дает участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомню, что с этими качествами вы только, что встречались, работая конспектом.
Я выступлю в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Ребята в игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни? Сможете ли вы купить или обменять то или иное качество? (надо воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению другим, развивать, заниматься самовоспитание, саморегуляцией, учиться на ошибках)
УПРАЖНЕНИЕ «Аплодисменты» с целью повышения настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения. У частники сидят в кругу.
А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты». Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.
Учитель: встаньте те, кто умеет:
- рисовать;
- играть на гитаре;
- танцевать;
- вышивать;
- плавать;
Встаньте те, кто мечтает стать:
Учителем;
Юристом;
Милиционером;
Визажистом;
Научиться играть в большой теннис;
Кто мечтает пригнуть с парашютом.
Ребята, а что дала вам эта игра? (все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам и мечтам других)
- По вашим лицам я вижу, что настроение улучшилось, появилась улыбка на лице. Продолжим наше общение. Я предлагаю выйти ко мне 10 человек.
Ребята, вы можете свободно перемещаться по классу. Когда я скажу «Друг к дружке», остановитесь около того, кто находится ближе к вам, образуются пары, которые выполняют мои задания.
Итак, начали: «Друг к дружке!». Теперь пожмите друг другу руки, нога к ноге, голова к голове, спина к спине, ухо к уху, затылок к затылку, плечо к плечу, рука к руке, щека к щеке (игра продолжается 3 раза в разных парах)
(Развитие терпимости к различиям, чувство юмора, доброжелательность, умение владеть собой)
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам проявить себя при выполнении творческого задания и подведении итогов. Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо сформировать крону символического дерева. Наклейте листья с теми чертами, которые присуще толерантной личности.
Посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?
Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует? Как же мы можем назвать это дерево? (Толерантность). Верно. Назовем это дерево деревом толерантности. Удалось ли нам с вами сформировать понятие толерантности? Ребята, как вы думаете, нужно ли нам толерантное общество?
Ответы детей.
Мне было приятно общаться с вами сегодня. Я рада, что каждый из вас обладает прекрасными человеческими качествами такими, как доброжелательность, внимание, расположенность к другим, умение слушать, любознательность, умение не осуждать мнение других. Я хочу пожелать вам, чтобы в жизни пришлось чаще встречаться с добрыми и отзывчивыми людьми. И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни. Я дарю вам «20 шагов к толерантной личности» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Я прошу вас закончить фразу, данную в ваших опорных конспектах (см. КОНСПЕКТ)
(ответы учащихся)
Ваши ответы говорят о том, что толерантность необходима в жизни каждого из нас. Спасибо вам за то, что наш разговор состоялся.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Во время есть и во время пить
Во время делать гадости.
А можно просто утром встав,
Не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки.
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жилось на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет на свете волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Вот выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвёртую- Печаль, пятую- Доброта.
Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…
Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них, она и будет подружкой тебе на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Внеклассное мероприятие по теме:
«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».
Подготовила учитель немецкого языка
МКОУ «СОШ№2» города Николаевска
Волгоградской области Исраельян А.А.
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Задачи: 1. Развивать способности полно и адекватно познавать себя и других людей.
2. формировать умение самостоятельно пополнять знания путём чтения справочной литературы.
3 . воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности.
Ход классного часа.
Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки.
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жилось на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет на свете волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Вот выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвёртую- Печаль, пятую- Доброта.
Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…
Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них, она и будет подружкой тебе на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы ребят).
Доброта- это то, что помогает людям общаться.
Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова -это не только урок нам, живущим в ХХ1 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы- люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу, а значит, быть толерантными.
И вот сегодня наш разговор посвящён именно толерантности. Не всем может быть знакомо это слово и на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек- это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Что же такое толерантность? (ответы учащихся). Давайте обобщим все вами сказанное и представим толерантность в виде солнышка, которое светит людям и обогревает их. Ваши ответы изобразим лучиками. Что же может согреть человека, сделать его жизнь светлее? (слайд)
Итак, термин толерантность определяется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с другими людьми.
Давайте посмотрим, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. (слайд)
Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы ребят)
Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны? (ответы ребят)
Что же объединяет эти определения? (ответы ребят)
Почему так важна толерантность в настоящее время? (ответы ребят)
Давайте совершим волшебное путешествие по стране «Толерантность».
1 остановка «Волшебные Анаграммы».
Даны несколько качеств характера, но буквы переставлены местами. Расставьте их правильно.
ДИЕСЕМИЛОР ИЗМЭГО
МАННОГУСТЬ СТЬОЛЗ
СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ ТЕРНЕПОМИСТЬ
ЕИВТСВУЧОС НОРАВШИЕДУ
АТОРБОД
ЖЕНУВАИЕ
СБИАМОЛЮЕ
_ Только ли хорошие черты характера мы угадали?
Можно ли бороться с плохими качествами?
Может ли толерантный человек быть злым и эгоистичным?
Мы видим, что есть два пути развития личности- толерантный и интолерантный.
2 остановка « Древо толерантности»
Перед вами два дерева. Ваша задача подобрать 7 черт, присущие толерантной личности, и черты интолерантной личности.
Деревья на доске.
Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Ученики могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и т.д.)
А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире? (ответы учащихся). Думаю ответ у всех один- «Нет». Хорошо или плохо, что мы все разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга, поэтому мы должны знать хотя бы некоторые национальные и культурные особенности.
3 остановка « Обычаи и традиции народов мира».
Ответы:
В нашем городе много национальностей. Скажите, а надо ли нам знать культуру и обычаи этих национальностей? Почему?
Культур на свете очень много. Незнание культур других народов даже приводило к войнам.
Значит человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Мы должны быть внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие- это и будет проявление доброты.
4 остановка « Мультипликационная»
Показать мультфильм « Крошка енот»
В чём по-вашему смысл мультфильма.
Класс- это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Таким образом, мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения:
Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.
Исходя из возрастных и психологических особенностей детей 12-13 лет большое внимание в начале учебного года уделяется межличностным отношениям, культуре поведения, навыкам разрешения конфликтов, формированию чувства сопричастности, развитию эмпатии.
Чаще всего ученики учатся вместе уже не первый год и достаточно хорошо знают друг друга. Но после трех месяцев летних каникул дети приходят в школу повзрослевшими, с разным опытом и, возможно, с изменившимся взглядом на многие вещи. Поэтому более глубокое знакомство позволяет выявить эти изменения и способствует созданию атмосферы безопасности и доверия, что необходимо для успешного процесса обучения.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Детальное расписание классного часа
Упражнение "Разные - одинаковые"
Цель: формирование представления о единстве общего и индивидуального каждой человеческой личности.
Время: 7-10 минут
Формат группы: малые группы по 3-4 человека.
Необходимые материалы: одинаковые предметы по количеству групп - желуди, кусочки дерева, камешки (одинакового цвета и внешнего вида).
Упражнение "Два человека"
Цель: продемонстрировать учащимся, что их мнение о человеке зависит от собственного желания.
Время: 5 минут
Необходимые материалы: два листа плакатной бумаги, скотч, цветные фломастеры.
Процесс:
Упр. "Найди сходства/отличия"
Цель: помочь ученикам осознать, что в классе существует разница между отдельными людьми, так же как и много общего между ними.
Время: 15 минут
Необходимые материалы: бланк (приложение 1) и ручка для каждого ученика.
Сказка "Мальчик с двумя глазами".
Далеко-далеко в космосе есть планета, такая же, как Земля. Люди, живущие на планете, совершенно такие же, как мы, за исключением одного - у них всего один глаз. Но это совершенно особенный глаз. Своим единственным глазом они могут видеть в темноте. Они могут видеть очень-очень далеко и даже сквозь стены.
У женщин на этой планете рождаются дети, как и у земных. Однажды родился странный ребенок. У него было два глаза! Его мать и отец были огорчены, но мальчик рос счастливым ребенком. Его родители нежно любили его и очень о нем заботились. Но их беспокоило то, что он такой необычный. Они часто водили ребенка к докторам. Доктора качали головой и говорили: "Медицина бессильна".
Чем старше становился мальчик, тем больше проблем у него возникало. Он не видел в темноте и вынужден был ходить с фонариком. Когда он пошел в школу, выяснилось, что он не может читать так же хорошо, как остальные дети и учителям приходилось заниматься с ним дополнительно. Он не мог видеть на далёком расстоянии, поэтому пользовался специальным телескопом. И только тогда он видел другие планеты, как его одноклассники. Иногда, по дороге домой, он чувствовал себя очень одиноким. "Я не могу видеть то, что видят другие, - думал он - я должен был бы видеть то, что другие видеть не могут".
И в один удивительный день он обнаружил, что может видеть что-то, что недоступно другим. Эта была вовсе не черно - белая гамма, как у всех остальных. Он рассказал своим родителям, КАК он видит. Он вытащил их из дома и поведал о своём потрясающем открытии. Они были изумлены! Изумились и его друзья. Он рассказывал им удивительные истории. Он использовал слова, которые они никогда не слышали прежде: красный, синий: и оранжевый. Он говорил о зеленых деревьях и жемчужных цветах. Каждый хотел послушать, как он видит мир. Мальчик рассказывал восхитительные истории о глубоких синих морях и волнах с белыми пенистыми гребешками. Дети любили слушать его истории о сказочных драконах. Они дрожали, когда он описывал их шкуру, глаза и огнедышащие пасти.
В один прекрасный день он встретил девушку. Они полюбили друг друга. И ей было наплевать, что у него два глаза. А он обнаружил, что его это тоже больше не беспокоит. Мальчик стал очень знаменитым. Люди съезжались со всей планеты, чтобы услышать его истории. Потом у них родился сын. Малыш ничем не отличался от других детей планеты. У него был всего один глаз.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение "Домино"
Цель: создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе.
Время: 10 минут.
ИТОГ: Мы все очень разные - и это замечательно! Но если мы сделаем шаг навстречу друг другу - мир станет лучше, добрее, счастливее! И мы можем это сделать!
Классный час «Мы разные, но всё-таки мы – вместе!»
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Занятие строится в игровой форме.
Цели: Формирование представления о толерантном отношении;
подвести к тому, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Задачи:
● изучение понятий, связанных с проблемой толерантности;
● демонстрация сходства и различия людей;
● воспитание дружбы, умения слушать другого человека;
●познакомить второклассников с понятиями «толерантность»
●воспитывать внимательность и отзывчивость по отношению к другим людям;
●выполнить проект “Хоровод толерантности”.
Оборудование : лепесточки, на которых написаны качества человека, солнышко и ладошки, звукозапись песни, проектор, компьютер, карточки для игры, фигурки человечков, карандаши, фломастеры, ватман (на лист ватмана заранее приклеить изображение Земли, закрепить на доске).
Ход занятия:
1.Организационный момент урока.
1. дети сидят группами.
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне и гостям свои улыбки!
Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, когда ему весело, когда человек добрый…)
Теперь я вам предлагаю встать в круг. (песня)
О чем эта песня?
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Да ребята улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.(я переворачиваю сердцевину ромашки со словом толерантный)
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
3. Открытие нового знания.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Сейчас мы с вами поиграем в игру. (раздаю конверты, работаем дружно) задача – внимательно посмотреть на фото и разделить на группы.
Сейчас мы выслушаем мнения все групп. (по возрасту, по полу, по внешним признакам) слайды обобщение.
Давайте посмотрим какие в чём отличия между людьми .
Слайд. Пол.
Слайд. Возраст.
Слайд. Рост, вес, полнота.
Слайд. Цвет кожи, глаз, волос.
Слайд. Здоровье.
Посмотрите на эти фотографии и скажите – эти люди все одинаковы? (слайд)
- Но что их объединяет? (То, что мы живём на одной планете).
– Мы не знаем, где живут эти люди, сколько им лет, какой они национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами. Подумайте и скажите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. ( Доброта, дружелюбие, сострадание, милосердие, отзывчивость, честность, уважение к другим, терпение, внимательность.) – Эти качества можно назвать внутренней красотой. Сейчас мы с вами создадим ромашку, которая будет обозначать толерантного человека.
Перед вами сердцевина ромашки – это толерантный человек, а лепесточки будут качества человека.
ромашка открываю, дети читают слова, делаем
- ребята, как бы вы назвали человека обладающего этими качествами?
_ а вас можно назвать толерантными? Почему?
Мы выбрали те качества человека, которые позволяют легко общаться и дружить с ним, и который будет любить вас такими, какие вы есть.
- Посмотрите, ребята, какая красивая ромашка получилась у нас.
- Назовём ещё раз качества личности, которые вы считаете самыми важными для человека. (Понимать и ценить друг друга).
- Если люди будут обладать всеми этими качествами, что же будет на земле?
(исчезнут войны, ссоры. Люди не будут ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи).
Умение принимать человека таким, какой он есть, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ (слайд).
. Динамическая пауза.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
6. Творческая проектная работа. «Дружный хоровод»
- Ребята, вы видите на доске изображение нашей планеты.
- У вас на партах лежат фигурки человечков. Подпишите своё имя и приклейте фигурку в общий хоровод.
- Посмотрите, какой большой хоровод получился.
- Что можно сказать о нашем хороводе?
Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
- Наша планета – это один большой дом. У всех на этой планете есть семья, то есть люди, которые его окружают. Наш класс – это тоже семья.
Знаете ли вы как называется наша страна? В нашей большой стране живет много людей разных национальностей(перечисляют) и все они живут в мире и согласии.
А в какой республике мы живем?
А у нас живут люди разных нац? Уже более 350 лет Бурятия входит в состав России и мы в нашей республике живем в мире и согласии.
- а кто знает какой праздник будет в начале мая? (это праздник мира и труда и дружбы всех народов на планете).
7. Итог урока.
- Как называется качество человека, умеющего принимать другого человека таким, какой он есть? (Толерантность)
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Должны ли различия между людьми мешать им общаться друг с другом?
- А что важнее: внешняя красота или внутренняя?
- Какой же мы сделаем вывод, ребята?
Мы все разные, но все-таки мы вместе!
12. Рефлексия.
- В конце нашего занятия мне бы хотелось ещё раз вам сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни обид. А что же для этого нужно?
- Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, возьмите одну из ладошек и приклейте к солнышку (круг солнышка приклеиваем в верхний угол листа ватмана). Посмотрите, какое большое и красивое солнышко получилось.
А теперь в конце нашего занятия я предлагаю вам пригласить гостей в круг и спеть песню!