Традиционные технологии изготовления понев в селах воронежско-белгородского пограничья. Понева - это что такое? Русская понева: описание, фото Что такое понева в древней руси

На свадьбу

Понёва

С. А. Виноградов. «Бабы тульские» , 1889

С. А. Виноградов. «Баба» , 1890

Понёва (панёва, понява, поня, понька - вероятно от «понять» в значении «обнять») - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом . Ещё в конце 19 - начале 20 вв. была распространена в южно-великорусских и белорусских областях .

Существовал обряд - одевание поневы , который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной.

Обычай ношения

Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплекте с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда .

С момента обряда совершеннолетия - одевания поневы - про девушку могли говорить: «рубаху сняла» , то есть сменила детскую рубашку на взрослое одеяние. Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота».

Хотя женщина носила паневу всю жизнь, в зависимости от возраста ее вид менялся, в частности, колебалось число изображенных ерг:

Особые правила выбора панев существали в дни праздников и траура:

«В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понева была основным, ведущим видом одежды, который принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.»

Описание

Женский праздничный костюм: рубаха, понёва, передник-занавеска, нагрудное украшение, платок, пояс, поясное украшение, башмаки, чулки. Воронежская губерния, Бирючинский уезд. Конец 19 - нач. 20 века.

То же. Вид сзади

Праздничный костюм пожилой женщины: рубаха, понева, передник-занавеска, платок. Воронежская губерния, Бирючинский уезд. Конец 19 - начало 20 века

Характерное отличие паневы от любой другой юбки в том, что она изготавливалась обычно из трех (или более) кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане . Поскольку станок имел ширину от 35 см, именно это и диктовало обычное количество полотен - трехполые паневы .

Панева надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника - шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью . Спереди часто надевался передник-фартук.

По составу ткань для паневы имела следующий характер: основа - конопляная, а уток - шерстяной. Иногда имела холщовую подкладку .

Панёвы различаются по крою и расцветке.

По покрою

  1. панёвы распашные, открытые спереди или сбоку
  2. с прошвой, глухие

Оба типа присущи областям южной России.

По расцветке

По расцветке, орнаментации и украшению паневы намного более разнообразны. Часто свои варианты имели даже отдельные села. Однако из-за миграций при колонизации южных земель и проч. четко локализовать их по распределению цвета и орнамента трудно.

  • Основной тип - синяя клетчатая панёва, распашная или глухая, преобладавшая в бассейне Оки, в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях.
  • Черная клетчатая встречалась в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний.
  • Синяя гладкая и красная полосатая панева - Мещерском районе, на севере Рязанской и в части Тамбовской губерний.
  • Красная панева - также в Тульской и Воронежской губерниях, то есть в бассейне Дона, а также в некоторых местностях Смоленской, Орловской и Рязанской губерний.
  • Расшитые шерстью тёмно-синие или чёрные клетчатые панёвы - в Воронежской губернии
  • Украшенные ткаными узорами , иногда очень сложными - в Калужской, Рязанской.

В некоторых селах Пензенской области женщины носили тяжелые браные (то есть тканые) поневы .

Украшения

То же, вид сзади

Обычно у панёвы были подолы, кромки вдоль разрезов, а также швы прошв, богато украшенные вышивкой, кумачовыми лентами, зубчиками, ромбами, галунными нашивками.

«В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: „потринитка“, „на шленке“, „наборная“. Самой многодельной была понева „потринитка“; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех»

Продолжение. Тема оказалась слишком обширной. К тому же - пришлось отредактировать предыдущую версию.
Итак. Продолжим рассказ о понёвном костюмном комплексе. В первых частях говорилось, что понёва была женской одеждой. Девушки до замужества могли носить либо сарафан - как в Воронежской губ., либо ходили в одной рубахе. Как, например, в Рязанской губ. Девичий костюм Скопинского у. Рязанской губ. состоял из рубахи, верхней наплечной одежды-шушки и пояса. В одежде девушек преобладал белый цвет. шушка, видимо, являлась архаичной одеждой - она сохранила туникообразный крой, который характерен именно для старинных предметов одежды.

Вторым признаком, отличавшим девушку от женщины был головной убор и причёска. Но о них - в следующих выпусках.
Итак - по возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображённом виде. Её голову венчал закрытый головной убор - «сорока», или кокшник, украшенный золотным шитьём. Девичья одежда - менялась на «бабью» - поневу. Иногда, впрочем, понёву могли надевать непосредственно перед венчанием.
Костюм новобрачной южнорусских губерний состоял, как правило, из рубахи, понёвы, передника, пояса, закрытого головного убора или платка, шейных украшений, серёг, вязаных чулок, кожаной обуви. Если невеста была из богатой семьи, в её наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шёлковые ленты.

В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понёв. Даже в соседних сёлах одного уезда свадебные понёвы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шлёнке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки её полотна вышивались петельчатым швом тёмно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой приём назывался «вышивкой на прутках». Использование меха, а также его имитация особым способом изготовленными тканями, не случайны. Это связано,по крестьянским представлениям, с его продуцирующей ролью в свадебном обряде. В понёве «на шлёнке» клетчатый узор также зашивался, но уже иным швом - «набор» и иным цветом - оранжевым.

«Наборную» понёву шили из четырёх полотнищ ткани (три полотнища - из чёрной клетчатой, одно - прошва - из однотонной чёрной шерсти), собранных в верхней части на шнур-«вздёржку». Крупные клетки, образованные пересечением широких прерывистых белых полосок, отчётливо выделялись на бархатисто-черном фоне понёвного полотна. Любопытно, что в декорировке «наборной» поневы использованы различные способы оформления мест соединения полотнищ. Поскольку спереди и с боков понева закрывалась передником, её более всего украшали сзади. Ширина задней «своски» достигала 7 см. Клетчатая понёвная ткань на две трети ширины расшивалась с обеих сторон красно-оранжевыми шерстяными нитями, при этом вышитый узор сзади также был шире, чем с боков. Широкая полоса орнамента на подоле представляла собой две линии ромбов, обрамлённых узкими косичками. Включение в основную красно-оранжевую гамму вышивки темно-синих, зелёных и вишнёвых нитей усиливало общую контрастность цветового решения «наборной» понёвы, главной характеристикой которой является исключительная красочность.


Женский костюм с "наборной" понёвой.
В Воронежской губ., в частности, в Бирюченском у., молодая на второй день свадьбы надевала особую понёву "под дары". На второй день свадьбы, по русскому обычаю, молодая одаривала гостей и родственников мужа полотенцами, поясами, рубахами и прочими изделиями своих рук. Понёва, надеваемая ею, на подоле расшивалась узором в виде бараньих рогов и называлась "баранчиком кругом на бели".

Ещё один вариант понёвы:

Рязанская понёва. В Рязанской губ. бытовали два варианта женского костюма - костюмный комплекс с понёвой и костюм с сарафаном. Понёвный комплекс является наиболее архаичным. Сарафан стал распространяться в этих местах не ранее конца 18 - начала 19 века.
Рязанские понёвы отличались большим разнообразием. Самыми древними и красочными по своему решению были плотные и тяжёлые двусторонние понёвы Мещёрского края. По-видимому - они восходили ещё к одежде местных фино-угорских племён, живших здесь ещё до прихода славян.
В пользу древности понёвного комплекса говорит и то, что бытовала она у групп крестьян, наиболее связанных с древним населением края - монастырских, помещичьих, экономических, государственных.
В 19 в. понёва бытовала так же в Смоленской, частично в Московской и Владимирской губ и даже в верхнедонских казачьих станицах. Верхнедонские казачки носили панёвы и рогатые кички, в то время как в низовых станицах бытовал костюм с кубельком.

Бывшее же служилое население юга России - однодворцы - понёв не носили, у них бытовал костюм с юбкой-андараком, но в Сапожковском у. Рязанской губ., а так же в некоторых местах Курско и Воронежской губ., панёвы носили и однодворки. Преобладали понёвы тёмно-синего цвета - индиго, однако в Тамбовской, Воронежской, ряде мест Курской и Тульской губ., были известны чёрные понёвы. Материал для их изготовления был, как правило - тонкая шерсть, или плотная льняная ткань, стоканная в 2 подножки.

Распашная понёва бытовала, преимущественно, в западной части южнорусского региона. она бытовала в бассейне верховий Оки, в бассейне Десны, на западе Орловской, Калужской и северо-западе Курской губ., в некоторых уездах Воронежской губ.

Распашные понёвы различались по способу соединения полотнищ между собой. Так, в понёвах Орловской губ., при соединении полотнищ использовались вставки - либо из другой ткани - шёлка, бархата, лент, либо вышитые на пяльцах, что придавало понёве нарядный вид. Так же понёвы могли украшаться по подолу бронзовыми бубенчиками, что восходит ещё к традициям славян-вятичей. Вставок между полотнищами могло быть несколько, а могла быть и одна.

Понёва могла быть и без вставок, но места швов украшались вышивкой, лентами, металлическим кружевом или другими украшениями. Полотнища понёвы могли быть сшиты полностью, частично, или быть несшитыми вообще. Несшитые понёвы считаются наиболее архаичными.

Женский костюм Рязанской губ. Скопинского у.
Самыми богатыми были понёвы Орловской губ. Они украшались разноцветной вышивкой, аппликациями. Вышивка обычно была счётной и располагалась по швам и по подолу. Основным мотивом украшений были розетки из лент. Поскольку распашную понёву нередко носили подоткнутой "кульком", то украшалась и изнанка боковых полотнищ. будничные понёвы обычно не украшались.

В группе несшитых понёв выделялась, как уже было сказано в предыдущем посте, панёва-плахта. Она бытовала в верховьях Днепра, в бассейне Десны и Сейма, по своему виду была близка к украинской плахте, но называлась понёвой. Она шилась из двух полотнищ длиной 1-1,5м, не полностью сшитых между собой. Шили её из плотной клетчатой ткани.
Второй тип понёвы - глухая понёва, был известен так же в нескольких видах: понёва с прошвой, понёва с прошвой и вставками, понёва из нескольких одинаковых полотнищ без вставок и прошвы. Эта последняя наиболее близка к юбке.
Понёва с прошвой в 19 веке бытовала в восточной части южнорусского региона: в Воронежской. Тульской, Рязанской губ, на юго-востоке Курской губ., в восточных у. Орловской и Калужской.

Понёву с прошвой шили из 3-4, реже из 5-6 полотнищ клетчатой ткани и однотонного синего, или чёрного полотнища - прошвы. Кроме прошвы в понёве могли быть вставки между полотнищами из другой ткани. В более поздних вариантах для вставок использовали дорогие покупные ткани - шёлк, бархат, галун. Так же понёвы гофрировали. Гофрировку закладывали, складывая понёву в мелкие складки и придавливая разогретыми камнями, или горячими хлебами. Хранили такую понёву сложенной и связанной.
В начале ХХ века ареал распространения понёвы постепенно сокращается, идёт замещение и вытеснение понёвы костюмом с сарафаном, или с юбкой. Так что в некоторых губерниях понёва соседствовала с сарафаном, чаще всего как с девичьей и старушечьей одеждой. В середине ХIХ в. понёва была еще известна в южных уездах Московской и северных уездах Калужской и Рязанской губерний, а в конце века она там уже исчезла и сменилась сарафаном; в XVIII в. её носили ещё севернее - в Меленковском, Судогском, Муромском уездах Владимирской губернии. В XIX в. понёва была распространена только в южнорусских и прилегающих к ним восточных и западных губерниях: Орловской, Курской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской, Пензенской, Калужской, Рязанской, Смоленской. Аналоги понёве имеются на Украине, в Белоруссии, Литве. Кстати, доподлинно не известно, как правильно пишется - "понёва", или "панёва". Известен и тот, и другой вариант написания.
(продолжение следует)

По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, – разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка.

Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию. Недаром ещё недавно в русском языке существовало особое выражение о наступлении физического взросления девочки – «рубаху сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки взрослой одеждой, понёвой. Когда же древний обряд стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам со значением «натягивать», «надевать».

По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, – до щиколоток или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось – носить понёву «кульком». Подворачивали понёвы и на праздниках – с целью показать богато вышитый подол рубахи.


1. Крестьянка в "глухой" поневе, сшитой наподобие юбки и украшенной вышивкой. XIX век.
2. Крестьянка в "разнополке" ("растополке") с разрезом на боку. XIX век.
3. Крестьянка в поневе, подобранной "кульком". XIX век

В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое – «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.

Орловская губерния. Конец XIX – начало XX века

Все, кто читал исторические романы, знает о «килте» – мужской юбке горцев Шотландии – и о том, что по характеру и цвету его клеток знатоки умели точно определить, к какой родовой общине (клану) принадлежал одетый в килт человек. Но далеко не всем известно, что и в России ещё в начале ХХ века по клеткам крестьянской понёвы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков – к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.

А вот близкие соседи славян – скандинавы, финно-угры и балты – предпочитали совсем другой вид женской одежды. У них она состояла из двух полотнищ – сзади и спереди, – соединённых поверх рубахи наплечными лямками, часто на пряжках. Учёные пишут, что эта одежда оказала определённое влияние на русский костюм: под её воздействием к середине или концу ХIV века появилось то, что мы называем теперь «сарафаном». Только вот именовали его тогда по-другому – «саян», «ферязь», «шушун» и так далее. А «сарафаном» до ХVII века называлась… МУЖСКАЯ длинная верхняя распашная одежда. На женское платье это слово перешло потом.

Сегодня мы расскажем об очень интересном элементе русской одежды, каковым, безусловно, является «понёва» (панёва, понява, поня, понька).

Во-первых, как правильно говорить «понёва», «панёва», «понева» или «панева» ?

Правильно говорить «понёва», но в речи некоторых губерний это слово слышалось и как «понява» — все из-за неоднозначности произношений букв «ё» и «я» в различных говорах.

Первоначально, по мнению исследователей, это слово имело следующие смыслы: «завеса», «полотенце», «кусок ткани», «пелена». Некоторые историки считают, что наши предки называли так не сам элемент одежды, а материю, из которой он изготавливался, то есть, разновидность полушерстяной ткани с клетчатым рисунком. Но большинство этнографов и исследователей народных традиций все же понимают под этим словом набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест. Понёва была распространена в южных регионах Руси и в Беларуси. В самом общем смысле можно сказать, что понёва очень напоминает шерстяную юбку.

Это поясная одежда из трёх и более сшитых кусков ткани, специально сотканных из шерсти. Понёва оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника – шерстяного шнура.

Если рассматривать вопрос более детально и говорить о костюме в целом, как о комплексе одежды, то в основе женского русского народного костюма была рубаха. Рубаху носили и девочки, и девушки, и старухи, А вот уже поверх рубахи, в зависимости от возраста, надевались дополнительные элементы. И, как раз таки, в южных регионах Руси поверх рубахи девушки, выходившие замуж, надевали понёву. Данный комплекс одежды так и назывался – понёвный, в который входил так же головной убор (кичка, сорока) и особая плечевая и нагрудная одежда.


Был такой обряд – одевание понёвы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. Выйдя замуж – женщина надевала и носила понёву до самой смерти. Менялись только сами понёвы. Но каждой поневе свой день, праздник и место.

Чем же так интересна понёва?

Поклонники исторических романов и фильмов про историю Европы знают о «килте» – юбке мужчин из Шотландии, а так же о том, что по цвету и характеру клеток килты определяли, к какому клану (родовой общине) принадлежал мужчина.

Но почему-то, мало кому известно, что и в России ещё в начале 20 века по клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, откуда приехала женщина.

Так на границе Рязанской и Тульской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему белыми и чёрными нитями.

На севере Рязанской губернии носили тёмно-синие или чёрные понёвы с клетками из белых и цветных нитей.

А вблизи города Касимова были распространены красные понёвы в синюю клетку.

Данные из этнографических экспедиций подтверждают и археологические находки. Действительно эта традиция тянется в глубины веков. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Калужскую, Орловскую, Рязанскую и Тамбовскую области предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.

Количество же украсов, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже ее возраст. Вот так! Посмотрел на одежду и сразу понятно, что за человек перед тобой. Такова отличительная особенность русской одежды.

Считается, что самые древние виды понёв представляли собой три несшитых полотнища. Почему полотнищ было несколько, становится понятным, если учесть, что ширина ткацкого станка была от 0,35 м.

Затем полотнища стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку. В таком виде нарядные, удобные и тёплые понёвы дожили в иных деревнях до 20 века.

По длине они были такими же, как и рубаха – до икр или до щиколоток – в зависимости от того, как было принято в той или иной местности. В той или иной местности понёву могли спускать ниже талии, либо, напротив, поднимать выше, под грудь.

Во время работы, для удобства, углы понёвы подворачивали и подсовывали за пояс. Это называлось – носить понёву «кульком». Подворачивали так же понёвы на праздниках – с целью продемонстрировать красиво вышитый подол рубахи.

Понёвы различаются по крою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие.

Оба типа присущи областям южной России. В Смоленской губернии среди распашных понёв различаются растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока, и разнополка, состоящая из трех полотнищ разной длины, из которых короткое располагается справа, а треть первого и третьего полотнищ носили с подтыком - отворачивали и перекидывали через пояс. В Рязанской, Пензенской, Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской губерниях понёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс. Вариантом является понёва-плахта с разрезом спереди, бытовавшая в Севском и Трубчевском уездах Орловской губернии, которая состояла из двух сшитых наполовину полотнищ. В Рязанской и Орловской губерниях носили также гофрированную поневу.

В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое – «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.
Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную паневу, так как ходить в городе в подоткнутой панёве было зазорным.

Знаменитые Воронежские понёвы вышивались очень богато оранжевой вышивкой из шерстяных нитей, дополнялись различными узорными швами и украшались блестками.