Темы занятий для детей раннего возраста. Конспект нод по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми первой группы раннего возраста

Хэллоуин

Дети стоят около воспитателя в гpуппе. Звонит телефон. Воспитатель берет трубку телефона и говорит:

Здравствуй, Миша! Ты нас приглашаешь к себе в гости? Хорошо, мы приедем!

В: - Дети, хотите поехать к Мише в гости?

Ира, хочешь поехать к Мише в гости?

Костя, хочешь поехать к Мише?

В: - Дети, где живет Мишка?

Мишка живет в лесу. Давайте поедем к Мишке на паровозике. Воспитатель поет песенку:

Загудел паровоз,

Он вагончики повез

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!

Я вас в лес прокачу. (О.Скворцова)

В «лесу» под елочкой спит медвежонок. Дети, вот мы и приехали в лес. Где Мишка?

В: - Мишка, Мишка,

Что ты спишь? Мишка,Мишка,

Что храпишь?

Миша, Мишенька, вставай!

Вместе с Дашей поиrpай! (О.Скворцова)

В: - Ребята, давайте разбудим Мишку, скажем:

Мишка вставай!

Вот мы Мишку и разбудили. Дети, садитесь на «стульчики - пенечки» . давайте посмотрим на Мишку.

Медведь: - Здравствуйте, дети!

В: - Даша, поздоровайся с Мишкой, дай ему ручку.

В :- Лиля, поздоровайся с Мишкой.

В: - А сейчас мы с Мишкой поиграем:

По лесочку я хожу,

Иру я не нахожу.

Ну, куда же мне пойти,

Где же Ирочку найти?

Воспитатель с медвежонком ищет Иру , находит

Медведь:- Вот Ирочка!

Игра повторяется два- три раза.

Медведь: - Как я рад, что вы приехали ко мне в гости! Мне понравилось играть с вами, а хотите еще поиграть со мной?

В: - Ответь, Настя Мишке «Хотим!» или «Не хотим!»

Медведь показывает детям «Чудесный мешочек» где лежат бубен, колокольчик.

В: - Дети, давайте спросим Мишу, что там в мешочке?

Медведь: - Я медвежонок Миша,

Я музыку люблю,

Послушай-ка скорее,

Как громко в бубен бью.

В: - Егор, что это? Это бубен. Скажи - это бубен. Поиграй в бубен.

В: - Егор, дай бубен Даше, скажи: На, Даша, бубен!

В: - Даша, что это?

Поиграй Даша, в бубен.

В: - Мишка, а что у тебя еще в мешочке? (Воспитатель достает колокольчик).

Что это, дети? . Это колокольчик

Мишка: - В свой любимый колокольчик

Я играю целый день,

И звенит мой колокольчик

Динь- динь-динь,

Динь- динь-динь.

Воспитатель дает колокольчик Лиле и звенит вместе с ней .

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! (О.Скворцова)

В: - Дети, как звенит колокольчик? Скажите: динь-динь-динь.

В: - Скажите тихо: динь- динь-динь.

Скажите громко: динь-динь-динь.

Воспитатель раздает детям колокольчики. Воспитатель спрашивает каждого:

Олег, тебе дать колокольчик?

Святослав, тебе дать колокольчик?

В: - Дети, давайте тихо позвеним в колокольчики!

Давайте громко позвеним в колокольчики!

В: - Дети, давайте скажем Мишке спасибо. Повторяйте за мной: Спасибо, Миша!

В :- Миша, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

Дети, попрощайтесь с Мишей, скажим:

До свидания Миша!

Мишка прощается с детьми:

До свидания, дети, приезжайте ко мне в гости еще!

В: - Дети, поехали обратно на паровозике:

Загудел паровоз,

Он вагончики повез

Чу-чу-чу!

Чу-чу-чу!

Я вас обратно прокачу.

В: - Вот мы и приехали в детский сад. Хорошо было в гостях у Мишки, вам понравилось у него в гостях?

Дети, а какими игрушками мы играли? Что нам принес Мишка?

Правильно, нам Мишка принес игрушки: бубен и колокольчик. Молодцы, ребята все запомнили и назвали!

В этом разделе нашего сайта находятся материалы по работе с детьми раннего дошкольного возраста (занятия для ясельной группы детского сада). Материалы, находящиеся в этом разделе, дифференцированы по возрасту детей - часть занятий должна проводится с детьми второго года жизни (от года до двух лет), другая часть - с детьми третьего года жизни (с двух до трех лет). В меню можно выбрать нужный вам подраздел и найти подходящее занятие.

Конспекты НОД в группе раннего возраста

Уточним, что в этом разделе есть несколько видов материалов. Часть раздела составляют конспекты НОД в группах раннего возраста. Они оформлены в виде отдельных занятий, где канва занятия может местами отклоняться от его основной темы. Второй вид материалов - это тематические подборки игр и упражнений на определённые темы. Их тоже можно использовать в качестве готовых занятий, но можно использовать их и как своеобразный справочник и как источник материала для собственных занятий, связанных с этой же темой.

В дошкольной педагогике понятие "Ранний возраст" включает в себя период развития ребёнка от года до трех лет. Это очень важный период, именно в этом возрасте закладываются основы эмоционального, социального и познавательного развития детей, а также происходит формирование многих компонентов мышления.

В начале этого периода, уже на втором году жизни, дети начинают очень активно взаимодействовать с окружающими их предметами и начинают решать определённый круг практических задач. Дети учатся использовать в быту простые предметы - простые столовые приборы, посуду, лопаточки, совочки, расчёски и пр. и начинают прослеживать простые связи между объектом и инструментом воздействия на него.

Развитие наглядно-образного мышления мышления в раннем возрасте, как и формирование различных предметных действий, происходит при активном участии взрослых, через совместные действия, которые со временем трансформируются в самостоятельные.

Психические процессы на этом этапе развития ребёнка очень тесно связаны с развитием речи. Сначала дети начинают усваивать речь в плане понимания, а потом, постепенно – в плане активного её использования. Происходит довольно значительный скачок в развитии словаря и овладение синтаксическими нормами родного языка. Опять-таки, эти вещи происходят в процессе активной предметной деятельности детей, благодаря их общению со взрослыми и под их контролем и вниманием.

Ребёнок в начале раннего дошкольного возраста и ребёнок в конце этого периода - это два разных ребёнка. Если в начале малыш "неразрывен" со взрослыми и во многом плывёт по течению, то к концу раннего возраста у него возникает знаменитое "Я сам!" и он вплотную подходит к кризису трёх лет, когда собственное "Я" и возросшие требования к самостоятельности вступают в противоречие с миром взрослых людей.

Занятия для ясельной группы

Занятия с детьми в яслях имеют свою специфику. Они, как правило, проводятся в игровой форме и должны учитывать степень адаптации ребёнка к детскому саду. Сами занятия не должны быть чересчур затянутыми, подготовленный материал какого-то объёмного тематического занятия имеет смысл делить на 2-3 части и проводить их в разные дни (учитывая возраст детей, степень их подготовки и индивидуальные особенности).

Занятия для групп раннего развития

Также стоит отметить, что представленные материалы могут быть использованы не только в детских садах, но и в близких по профилю дошкольных учебных учреждениях, в группах раннего развития детей. В конспектах игровых занятий представлено большое число дидактических игр и упражнений для детей двух-трёх лет, причём игры даются в избытке, так как уровень групп в этих возрастах, как правило, очень разнится. Опытный педагог может сам с подкорректировать набор дидактического материала, игр, физминуток исходя из уровня группы и своих задач.

В некоторых наших занятиях участвуют родители малышей, что, в общем-то, нехарактерно для государственных детских садов. Мы большую часть подобных занятий вполне успешно проводили с двухлетками в группе раннего развития в частном центре развития ребёнка.

Организация: Центр развития ребенка – детский сад «Рябинушка»

Населенный пункт: Смоленская область, д. Жуково

Цель. Создать условия для получения детьми знаний по теме «Ориентировка в пространстве».
Задачи.

Образовательные. Познакомить детей с домашней птицей – уткой и её детёнышами утятами. Учить называть и различать пространственные направления, используя в речи слова: впереди – сзади, вверху – внизу. Обогатить пассивный и активный словарь детей по данной теме. Актуализировать ориентирование в расположении частей собственного тела, используя в ответах предлоги, выражающие пространственные отношения: на, в, за.
Развивающие. Развивать речь, память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, чувство ритма, координацию движения.

Воспитательные. Воспитывать интерес к результату своей деятельности, заботу о животных.

Методы и приемы.

· Наглядные (сюрпризный момент, показ, демонстрация)

· Словесные (художественное слово, одобрение, вопрос – ответ)

· Игровые (игра – путешествие, игровое упражнение)

· Практические (моделирование)

Педагогические технологии:

· Проблемные ситуации

· Здоровьесбережение

Усвоение знаний детьми происходит в познавательном ключе и самостоятельном поиске.

Оборудование:

Игрушка-утка пластмассовая, коробка подарочная, цветные силуэты уточек без клюва из плотного картона. Прищепки трех цветов. Ноутбук, аудиозаписи детских мелодий, поднос для прищепок, подарочные мыльные пузыри.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки,
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

(Дети расправляют плечики, принимают правильную осанку)

Игровое упражнение «Красивая коробка»

В группе раздается звук утиного кряканья.

Воспитатель. Ой, дети, что это за звуки, откуда это слышится? Кто это, вы не знаете? Давайте попробуем отыскать, где звучит, и что это за странные звуки.

(Дети с воспитателем отправляются в поиски странных звуков, обнаруживают в дальнем углу группы на столе красивую коробку, откуда издаются звуки кряканья).

Воспитатель . Ребята как интересно, что же в коробке? Может мы, откроем красивую коробку и посмотрим, кто же там есть, кто пришел сегодня к нам в гости. Кто же это здесь так шумит? (ребята вместе с воспитателем открывают коробку) восторженно удивляются и радуются встрече.

Воспитатель . Кто это? Дети рассматривают и дают уточняющие ответы доказательства.

Воспитатель. Уточка! Мама - утка. Папа - селезень. Дети внимательно рассматривают Папу - утку. Уточняют части тела, его строение, оперение. Воспитатель. Посмотрите, вместо носа у уточки на голове? Клюв. А вместо ног? Лапки. Уточки что умеют делать? (детские рассуждения). Воспитатель одобряет и уточняет ответы детей (ходить и плавать, нырять в водичку). А ещё есть у уточек 2крыла и хвост, они помогают им летать? Выясняют, что крылья справа и слева, а хвостик сзади. Дети внимательно обследуют игрушку-уточку, отмечая детали строения тела, его части.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы. Где находится у уточке клюв, где крылья, хвост, лапки? Понятия пространственных ориентиров «на», «спереди», «сзади», «внизу» Воспитатель даёт детям информацию о том, где живёт уточка, какие звуки она издаёт, «разговаривает».

Игровое упражнение «Кря – кря – кря»

Уточка живёт у хозяина в подворье и умеет кричать кря, кря, кря.

Задание 1. Уточку кормит хозяйка, она её благодарит

(дети звукоподражают «Кря – кря - кря»).

Задание2 . Уточка гуляет по двору, радуется

(дети звукоподражают «Кря – кря – кря »).

Задание3. Уточка заходит в сарай, кричит

(дети звукоподражают «Кря – кря – кря»).

Воспитатель обращает внимание детей, что Папа – селезень пришел не один, в коробке кто ещё есть. Дети подходят и достают из коробки силуэты утят, которые совсем не похожи на настоящих. Все внимательно рассматривают и обследуют силуэты.

Проблемная ситуация.

Воспитатель вызывает детей на обсуждение. Ребята, утята какие-то странные, почему то не улыбаются, грустные. Что случилось с нашими гостями, почему они такие невесёлые (детские версии, выводы) . Выясняют, что у утят нет клюва, чтобы есть червячков, травку, водичку пить, поэтому они и грустные. Подчеркивают, что беда приключилась с ними, дети выражают сочувствие, желание помочь утятам. Без клюва утятам очень плохо и они могут погибнуть.

Игра-моделирование с прищепками «Сделай уточке клюв»

С помощью педагога дети выполняют клюв из прищепок.

Воспитатель . Какого цвета прищепки будем использовать для утиного клюва? (ответы детей). Утвердительное одобрение (возьмем красные прищепки и сделаем клюв). Вот так! (Показ). Сколько красных прищепок нужно взять? (ответы детей).

Заулыбались наши утята (дети переходят к уточке и показывают свои работы, кладут на поднос).

Воспитатель . Теперь пришло время показать нашему селезню и утятам, какие есть части тела у нас с вами. Я буду называть их, а вы ребята покажите, где они у вас находятся (звучит ритмичная музыка, дети указывают названные части тела на себе)

Динамическая пауза «Моё тело»

Головушка – соловушка (дети качают головой вправо-влево)

Лобик – бобик (выставляют лоб вперёд)

Носик – абрикосик (закрывают глазки и показывают носик)

Щечки – комочки (обхватывают щеки ладонями)

Губки – голубки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки – дубочки (улыбаются широкой улыбкой)

Бородушка – молодушка (поглаживают ладонью)

Глазки – краски (моргают)

Ушки – послушки (потирают ладонями ушки)

Шейка – индейка (вытягивают шейку вверх)

Плечики – кузнечики (поднимают и опускают поочерёдно)

Ручки – хватучки (зажимают кулачки)

Пальчики – мальчики (игра с пальчиками над головой)

Грудочка – уточка (выставляют грудь вперёд, руки на поясе)

Пузик – арбузик (круговые поглаживания живота)

Спинка – тростинка (прогибаются)

Коленочки – поленочки (хлопают ладонями по коленям)

Ножки – сапожки и пошли плясать, только бы не устать.

Подведение итогов занятия .

Сюрпризный момент «Подарок утки-селезня «Мыльные пузыри». Дети под музыкальное сопровождение играют в хлопки с радужными пузырями.

Литература:

1. А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» /Москва, «Просвещение»; 1988г.

2. О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает?» /Москва, «Просвещение»;1991г.

3. Т.И.Ерофеева «Математика для дошкольников». Книга для воспитателей /Москва, «Просвещение»;1992г.

4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2013). М

5. Формирование элементарных математических представлений. Система работы ФГОС./Помораева И.А., Позина В.А./ – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013

Непосредственно образовательная деятельность. Игра – занятие во второй группе раннего возраста: расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к бабушке в деревню».

Цель: формировать у детей раннего возраста представление об окружающем мире.
Задачи:
— развивать эмоциональную сферу ребенка, побуждая к выражению радости, удовольствия;
— приучать понимать простые по конструкции и содержанию фразы;
— развивать речь детей, подражая звукосочетаниям и словам взрослого;

Скачать конспект с фотографиями

— пополнять активный словарь детей существительными: капуста, морковка, петушок, курочка;
— упражнять в соотнесении плоских фигур (круг, квадрат, треугольник) с отверстиями в дидактической игрушке.
Оборудование и материалы: Игрушки, изображающие капусту, морковку, петуха, курицу, цыплят, картинки с изображением курицы, листы бумаги.
Возраст детей: 1, 5 года.

Ход мероприятия.
Дети играют.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, У нас в группе сегодня гости. Давайте поздороваемся.
ДЕТИ: Здравствуйте!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Поздоровайся тема, Вика…

1. Сюрпризный момент.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Посмотрите-ка, ребятки! Не успели мы с вами поздороваться, а к нам в группу автобус приехал. Сегодня мы с вами в гости к бабушке поедем.
« звучит музыка Е. Железнова Автобус»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и приехали. Подойдем к домику. Чтобы бабушка открыла надо постучать в дверь. Постучи Тема, постучи Вика …
«воспитатель накидывает русскую шаль»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребятки! Приехали мои помощники. Помогите мне ребятки собрать урожай капусты и морковки. Ой, ой, а корзинки мои прохудились, надо их починить. Помогите мне починить мои корзинки.

2 Упражнение « Починим корзинки»
Дети подбирают плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник) к отверстиям в корзинках.
БАБУШКА: Вот спасибо, а теперь пойдем собирать капусту и морковку.

3. Упражнения «Собираем овощи в корзинки»
БАБУШКА: Вот капуста круглая зеленая, ее положим в большую корзинку. Давайте скажем – капуста. Повтори Тема, Вика… Это морковка, ее положим в маленькую корзинку. Скажите – морковка. Повтори Тема, Вика…
БАБУШКА: Молодцы, ребятки, помогли мне собрать капусту и морковку. Теперь давайте посолим капусту.

4. Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту жмем, жмем.
Уф, устали /ручки поглаживаем/
БАБУШКА: Какие вы помощники. А я теперь покажу вам моих птичек.

5. Показ игрушек на «Птичьем дворе»
БАБУШКА: Кто это ребятки? Это петушок. Скажи Темя, Вика… /Дети: петушок/. Да, это папа – петушок. Золотой гребешок, громко песенку поет. Как кричит петушок по утрам громко? Ку-ка-ре-ку! Повтори Тема, Вика… / дети: Ку-ка-ре-ку! /

БАБУШКА: А это кто у меня? Это курочка. Повтори Тема, Вика /Дети: курочка/. Как курочка говорит? Ко-ко-ко. Повтори Тема, Вика /Дети: Ко-ко-ко /. Вот умницы.

БАБУШКА: Кто же это самый маленький желтый и пушистый? Это маленькие детки – цыплятки. Как цыплятки пищат? Пи-пи-пи. Повтори Тема, Вика /Дети: Пи-пи-пи/. Всех моих птичек мы с вами рассмотрели. Давайте теперь поиграем.

6. Имитационное упражнение «Вышла курочка гулять».
Бабушка берет курочку и показывает имитационное движение.

Вышла курочка гулять, /имитирует ходьбу, дети повторяют/
Свежей травки пощипать, /приседают и имитируют, как щиплют травку пальчиками/
А за ней ребятки – желтые цыплятки /имитируют ходьбу/
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, /качает головой/
Не ходите далеко! /грозит пальчиком/
Лапками гребите. /Гребут рукой/
Зернышки ищите /Поворачивают голову из стороны в сторону/
БАБУШКА: Наигрались, захотели кушать. Давайте, дети, покормим курочку.

7. Лепка «Зернышки для курочки».
Дети садятся за столы и лепят из пластилина зернышки.
БАБУШКА: А теперь вам пора в садик. До свидания.

Дети садятся в автобус и возвращаются в группу. Звучит музыка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы с вами вернулись. Давайте будем играть.

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Конспект

    игры-занятия с детьми второй группы раннего возраста по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи

    « Кто в домике живет»

    Цель:


    1. Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь.

    2. Учить понимать слова, обозначающие название предметов, действия с ними.

    3. Учить детей подражать игровым действиям взрослого, возводить постройки из строительного материала.

    4. Обогащать сенсорные ощущения детей (осязание- игра с крупой, водой, вкусовые ощущения). Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    5. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и предметов (плавает- тонет).

    6. Вызывать у детей положительные эмоции в процессе игр, учить играть рядом.

    ^ Материалы к занятию:

    Дом для игрушек (ширма с окошками), игрушки - медведь музыкальный, лиса, заяц, нарезанная морковь, матрешки по количеству детей, строительный материал- кирпичик, кубик, тазик с крупой, тазик с водой.

    ^ Предварительная работа:

    Чтение потешек про животных, игры со строительным материалом, дидактические игры «Собери матрешку», игры с крупой, с водой, разучивание пляски «Веселится весь народ».

    ^ Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами и будем встречать гостей. Посмотрите, какой домик! А кто в домике живет, подойдем и постучим в дверь, вот так: тук, тук, тук. Кто в домике живет. (Достает медведя).

    Мишка косолапый

    В гости к нам идет,

    Машет детям лапой,

    Песенку поет.

    Послушайте его песенку! (слушаем «песню» медведя и предлагаю кому-нибудь из детей его подержать) Еще раз постучим в дверь: тук, тук, тук, кто в домике живет (Достаю лису)

    Я, лисичка, рыжий хвостик

    Я пришла к ребятам в гости.

    Дети рассматривают лису, показывают части тела - хвост пушистый, лапки, носик. А в домике еще кто-то есть. Тук, тук, тук, кто в домике живет (Достаю зайца).

    Заинька, зайка

    Маленький зайка,

    Длинные ушки,

    Быстрые ножки,

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    Показывает, какие длинные у зайца ушки, лапки.

    Зайка очень любит морковку грызть. Вот и нам он принес морковку, посмотрите какая она длинная и, наверное, вкусная. Давайте, попробуем на вкус морковку! (Воспитатель раздает детям по кусочку морковки). Спасибо, зайка, тебе за морковку, она была очень вкусная! А теперь, давайте, вместе потанцуем. Пляска «Веселится весь народ».

    Воспитатель: Ой, посмотрите, кто здесь спрятался.

    Мы, матрешки,

    Маленькие крошки,

    Мы тихонечко сидим,

    С вами поиграть хотим!

    Вот какие маленькие красивые матрешки! Давайте возьмем кубики, кирпичики и для матрешек построим стул.

    Дети под контролем педагога возводят постройку - стул . Молодцы, посадите матрешек на свои стульчики.

    Воспитатель: Ребята, теперь поищем каштаны. Они спрятались глубоко в крупе. Надо ручку опускать вниз в крупу и искать там пальчиками. Попробуйте.

    Дети играют с крупой. Все каштаны нашли. Молодцы.

    Воспитатель показывает ванночку, в которой налита водичка.

    Теплую водичку в ванночку налью.

    Посажу в водичку уточку свою.

    Весело плескается уточка в воде

    Вдруг нырнула уточка-

    Нет ее нигде!

    Кто уточку найдет. Кто назад ее вернет. (Говоря стихи, педагог прячет уточку. Кто-нибудь из детей ее находит и сажает в ванночку. Игра продолжается 2 раза).

    А какую водичку я налила в ванночку. Теплую. Попробуйте, ее рукой. (Дети пробуют воду руками) В воде плавает не только уточка. Плавать умеют рыбки. Вот у нас есть рыбки. Давайте, мы их пустим поплавать. Даже мяч умеет плавать. Посмотрите, плавает и не тонет. Возьмите свои каштаны и бросьте в воду и посмотрим, что же будет. Что случилось.

    (Ведя разговор, педагог опускает вместе с детьми разные предметы в воду и наблюдают вместе за результатом).

    Дети прощаются со своими гостями и продолжают играть с песком и водой под присмотром воспитателя.