Татарская свадьба: обычаи и традиции. Татарская свадьба: советы по организации Что нельзя татарам до свадьбы

23 февраля

– одно из самых важных событий в жизни молодой мусульманской пары,

самый роскошный праздник любви,счастья и веселья,

торжественная церемония посвящённая заключению брака между двумя людьми.

Татарская свадьба,традиции и обряды

У татарского народа очень древняя культура с сильным национальным духом,

сохранившим свои традиции и своеобразные обряды, они проявляются в возрождающихся сегодня свадебных традициях .


В предсвадебный период, во время сватовства (башкода килю, кыз килешю),

стороны договаривались о количестве и качестве даров (калым),

которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты.

Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины — большая — тюшяк и чуть меньшего размера — ястык.

Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег — акча, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов — меда, масла, муки, чая, мяса — для проведения свадьбы.

Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор – помолвку — килешю , кызны сузгя салу и т.д.

Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами.

Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег.

Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Свадьба (туй, никах) у татар проводилась в доме невесты.

Главными среди приглашенных были родители жениха — кодалар.

Они везли с собой калым (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив.

Это — пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов — калач, кюмяч, определенное количество катлама, жяймя — род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство — чакчак.

Все это складывали в особый сундук — аш сандыгы, и везли на особой подводе — аш чанасы, аш арбасы.

Вместе с ними приезжали две-три пары ондяюле — особо приглашенные. Это близкие родственники жениха.

Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения.

Их по своему усмотрению приглашали кодалар. Поэтому их и называли иярчен — присоединившиеся, канат — крылья.

Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы.

Часть из них приносила с собой угощение — аш белян килю, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевкой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах) по сложившемуся у татар ритуалу.

Мулла в книгу регистрации брака записывал мяхяр — условия заключения брака.

Туда входили калым, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты.

Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене.

Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак.

Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец.

За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома).

Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию.

После никах начиналось угощение.

Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники.

Это называлось туй кютярю, туй алу — «поддержка свадьбы».

После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха:

тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого.

В нем они находились первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню.

Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой.

Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком — кыз куенына салу.

Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор,

войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, деревенским ребятишкам,

которые специально за подарком приходили в дом.

Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.

В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно.

В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно.

Этот период — кияюлэп йорю — по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.

Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен тошерю, и проводился, как правило, летом.

Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане.

У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу или подушку, приговаривая

доброе пожелание молодой при встрече ее в доме мужа:»токле аягын белян, килен»

Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керю-«повесив, входить».

Затем молодых сажали за стол.

Она должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло,

сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой.

И обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.

Повсеместными были обряды ой киендерю — «обряжение дома»: снимали висевшие в доме занавески,

настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты,

а также су юлы кюрсятю — «показ дороги по воду».

Ее вели к роднику, с которого ей предстояло носить воду.

Молодых родственниц, участвующих при этом, невестка одаривала.

Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послереволюционные годы, материальные трудности, связанные с войнами начала XX в., оказали влияние и на форму свадебных обрядов.

В 1930-1960 гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов, появляются новые.

Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной становится форма заключения брака убёгом — ябышып чыгу.

При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак.

Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом.

Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители.

Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели).

Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания — никах,поробнее нажмите на ссылку:

Через некоторое время, нередко приурочивая к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир.
В отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом и мужчин и женщин, много пели, плясали, шутили, и стали называть появившимся в двадцатые годы термином туй (свадьба).

К концу XX в. сформировался такой тип свадебной обрядности,

в котором органически сочетаются сохраняемые (иногда возрождаемые) традиционные обряды и новые.

И разнообразие свадеб получается за счет различного сочетания в них тех или других элементов.

Характерной их чертой является свободный выбор обрядов.

И потому в одной и той же местности форма свадьбы, как правило, зависит только от желания молодых и их родственников, их знания, умения.

Главным становится создание праздничной атмосферы, подчеркивающей важность, значимость этого момента в жизни молодых и их родственников.

Это достигается с помощью «торжественного ритуала регистрации брака», проводимого государственными органами, и устройством свадебных пиров.

Остальные же моменты обрядового оформления брака не имеют большого значения, и потому сроки, порядок их проведения не столь существенны, хотя они и создают своеобразие отдельных свадеб.

Становится обязательным получение согласия родителей на предстоящий брак после того, как молодые люди решают пожениться.
При встрече родители договариваются о сроках проведения свадьбы, количестве гостей как с той, так и с другой стороны, о том, где и как будет проходить свадьба.

Характерно возрождение на новой основе традиции приготовления свадебной одежды. Как отмечалось выше, испокон веков сторона жениха готовила для невесты одежду, в которую входил отрез на платье.

Ответный подарок для жениха — рубашку и другие предметы одежды — готовила и невеста.

Однако не было традиции пошива специального свадебного платья, рубашки белого цвета.

Появление свадебной одежды разового пользования — белое платье удлиненного покроя, фата, белые туфли — для девушки, темный костюм, белая рубашка — для юноши, обручальные кольца — новое явление для татар.

Повсеместное ее распространение, как атрибута молодоженов началось с конца шестидесятых годов, когда в практику государственных учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал его торжественной регистрации.

Свидетельством большой популярности этого ритуала служит тот факт, что в сельской местности, где нет специальных Дворцов бракосочетания, как в городах, сами молодожены, их родственники, друзья становятся не только активными участниками, но и создателями праздничной атмосферы во время акта регистрации брака.

Молодожены прибывают на место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей. Нередко сюда прибывают и их родители.

Едут обязательно на украшенных яркими лентами, воздушными шарами автомашинах, подводах вне зависимости от дальности пути.

После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Молодых встречают его родители, родственники.

Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: «Токле аягын белян, килен» и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка — ширбет, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха.

Свадебное застолье(ресторан,кафе,столовая)

Свадебное застолье для гостей является главным. На него приглашают самое большое число гостей.

Сейчас проводят свадьбу в одном месте — в доме родителей жениха, иногда невесты но чаще устраивают в помещении

столовой, кафе, ресторана или специального «зала торжеств».

Характерные особенности ее сложились еще в тридцатые годы: одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок и т.д.

Однако в последние годы идет процесс формирования новых черт. Так, повсеместно на самое почетное место за столом сажают молодоженов с их свидетелями.

Рядом с ними сидят родители невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых моментов.

Некоторые из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны; другие — из практики массовиков-затейников.
Это, как правило, различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом и т.д.

Характерно быстрое распространение этих моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так и городских жителей, наличию национально смешанных браков.

Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Иногда по договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.

Такмаклар,татарские частушки

Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют,подробнее нажмите на ссылку

Это в основном современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, а также подобающие случаю куплеты-импровизации.


Во время перерывов организуют пляски, танцы, проводят различные игры.

В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращения свадебной обрядности. В ней появилось много единых, интернациональных черт. И этот процесс, очевидно, необратим.(Р.К. Уразманов,»Этнография татарского народа»)

Большая татарская свадьба

Как проходит татарская свадьба смотреть онлайн.

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия

Проведение татарской свадьбы (торжества,обряда бракосочетания)важный момент в жизни.
Молодоженам рекомендуется заранее оговорить все нюансы с профессиональным тамадой ,выбрать банкетный зал,лофт или ресторан ,подготовить сценарий,где будут включены все свадебные обряды и традиции,
веселые сценки и миниатюры.

Люди всегда придавали огромное значение свадьбе. Поэтому и сватовство было достаточно значимой вехой в жизни. Подробную информацию о семье, с которой предстояло породниться, обычно узнавали ещё до начала сватовства: добрая слава рода ценилась не меньше, чем богатство или достоинства молодых людей.

Жениха и невесту не только не спрашивали об их согласии на брак, но и обручали едва ли не с колыбели. У некоторых восточных народов считалось, что девочка, обещанная жениху во младенчестве, вырастает более спокойной и добродетельной: ведь ей не о чем волноваться, поскольку её судьба уже предрешена.

В том, что обычаи сватовства у многих народов сходны , нет ничего необычного. Родители считали, что, каковы бы ни были чувства молодых, только взрослые, умудрённые опытом люди, могут судить о том, придётся ли им ко двору новая родня. Поэтому во время сватовства не только досконально узнавали о приданом невесты и финансовом положении жениха, но и проводили различные испытания для молодых.
Давайте узнаем, как проходил обряд сватовства у разных народов.

На Руси

По русским обычаям существовало множество примет, связанных с проведением сватанья.

Наиболее счастливым временем для сватовства невесты у русских признавались нечётные числа месяца. Однако ни в коем случае нельзя было свататься тринадцатого числа, а также по средам и пятницам. Для того чтобы избежать сглаза, делать это следовало поздним вечером, после захода солнца.

Прежде чем зайти в дом девушки, нужно было слегка прикоснуться к косяку двери.
Сватом выступал крёстный отец или другой родственник жениха. Могла стать свахой и мать. Иногда в свахи приглашали какую-либо почтенную женщину, особо уважаемую в деревне.

О свадьбе нельзя было заговаривать напрямую. Для этого в русских обрядах сватовства использовались определённые иносказания, вроде знаменитого: «У вас товар, у нас купец» или «У вас уточка, у нас селезень».

В некоторых местностях России было принято, чтобы невеста, демонстрируя своё отношение к молодому человеку, во время сватовства подметала пол: если девушка мела по направлению к печи, это означало, что жених ей по нраву, если же по направлению к двери – то нет.

На протяжении сватовства невеста должна была молчать, однако полагалось, чтобы она трижды меняла свои самые лучшие наряды . Также невеста прилюдно показывала свои вышивки, собственноручно сплетённые кружева, вязаные и тканые вещи.

Если согласие родителей девушки было получено, то жених со своими родителями удалялся из избы, чтобы ещё раз обсудить добродетели избранницы. Когда они возвращались, мать девушки подносила жениху питьё. Если он опорожнял всю кружку, значит, он по-прежнему намеревался жениться, если лишь пригубливал – свадьба отменялась.

На Украине

Обычаи и обряды сватовства на Украине очень сходны с русскими , однако есть и отличия. Например, было не принято, чтобы родители девушки давали согласие на брак с первого раза. Даже если жених их устраивал, ему всё равно приходилось засылать сватов не меньше двух-трёх раз.

Признаком окончательного отказа служило вручение знаменитой тыквы . Если же родители были согласны, будущему зятю дарился рушник – особым образом вышитое полотенце, на котором впоследствии молодые стояли во время венчания, в него же заворачивали первенца, перенося его впервые через порог дома.

Отправляясь свататься, молодой человек должен был взять с собой подарки для будущей родни: молоток для тестя, сладости для тёщи, серьги или другие драгоценности для невесты.

Также необходимо было принести в дом невесты круглый хлеб. Если родственники девушки давали своё согласие на брак, невеста разрезала хлеб на кусочки, которые должен был отведать каждый, принимавший участие в обряде сватовства.

В Чувашии

В Чувашии обычно сватались весной . Сватовство проходило в несколько этапов.

Сперва в дом к родителям невесты отправлялся евче (вестник). Он брал с собой кнут и гостинцы для родственников. Если они давали согласие на брак, то евче оставлял кнут в их доме. Иногда беднягу вовсе прогоняли.

Если девушка была богата и славилась добродетелями, евче мог приходить несколько раз (счастливым считалось нечетное число).

Если родители соглашались отдать дочь замуж, начиналось сватанье. Прежде всего, стороны договаривались о свадьбе и калыме. Затем происходило «моленье хлебом» .

Невесту привозили в дом к жениху, где прямо у ворот будущая свекровь дарила ей подарок. Молодые входили в избу, где должны были съесть яичницу прямо со сковороды: считалось, что это делает их родными. В это время родственники жениха во дворе совершали «моленье хлебом»: трапезничали гостинцами, которые родители девушки передали вместе с ней.

Сватовство у казахов

Казахи придавали огромное значение сватовству. Очень часто бывало, что свадебный сговор происходил ещё до рождения молодых (бел куда). Если же родители сговаривались поженить детей, когда те еще были младенцами, такой сговор назывался бесик куда.

Для прославленных джигитов и сыновей знатных родителей устраивались смотрины девушек – кыз кору . Часто во время смотрин, чтобы привлечь внимание невест, юноши соревновались в силе и ловкости.
Если молодые люди нравились друг другу, то к отцу девушки отправлялся доверенный человек жениха – жауши . В случае согласия на брак, жених через жауши дарил коня отцу девушки. А он, в свою очередь, дарил жауши праздничный чапан. Когда жауши в праздничной одежде выходил на улицу, его осыпали монетками и сладостями.

Затем в дом невесты отправлялись сваты. Старший из них – бас куда впоследствии считался опекуном девушки, и она почитала его, как второго отца. Сваты преподносили подарки, затем начинался обрядовый пир, во время которого все ели из одной посуды. На столе обязательно должно было быть особое угощение из курдючного сала и печени (киирык бацыр).

Когда сваты уезжали, родители невесты также одаривали их золотыми и серебряными украшениями, отцу будущего зятя могли подарить коня, верблюда, корову или барана.

Татарские традиции

У татар существовали особые свахи – яучи, в чьи обязанности входило разузнавать для семьи жениха сведения о семье предполагаемой невесты, о её благосостоянии и о самой девушке.

Если информация, полученная таким путём, устраивала родню молодого человека, то яучи или старший сват (башкода) сообщали семье о дате сватовства.

В назначенный день сваты приходили в дом невесты. Если её отец соглашался на брак, то девушка одаривала сватов особыми, собственноручно вышитыми полотенцами.

Во время сватания две семьи договаривались о калыме и дате проведения свадьбы . По татарским обычаям, сватовство завершалось пиром.

Армянские обычаи сватовства

У армян мать обычно сама подбирала жену для сына. Досконально узнав всё о семье девушки и о ней самой, мать жениха рассказывала о своем выборе мужу.

После этого доверенная женщина-посредница (миджнорд кин ) отправлялась к матери девушки для переговоров. Причем мать девушки, прежде чем рассказать о предстоящем сватовстве мужу, советовалась со своим братом.

Если предварительное согласие семьи было получено, назначалась дата сватовства.

Свадебное посольство состояло из мужчин — родственников жениха, а также его матери или посредницы. Сваты говорили о своих намерениях иносказательно: «мы пришли, чтобы взять цветок из вашего дома» или «мы хотим взять горсть плодородной земли из вашего дома».

По традиции, отец девушки советовался со своими братьями, сыновьями и женой. Если вся родня была согласна, спрашивали мнение дочери. Считалось дурным тоном соглашаться на брак сразу, поэтому сваты спрашивали согласия несколько раз.

Организовывая сватовство, современные люди вовсе не обязаны строго соблюдать все обычаи предков. Можно выбрать лишь те, которые кажутся наиболее красивыми, эффектными и трогательными.


А если немного пофантазировать и создать собственный сценарий, то сватовство превратится в незабываемое событие, о котором его участники будут с добрыми улыбками вспоминать даже годы спустя.

Обычно невеста готовиться к встрече жениха дома, с подругами. На последних и ложится вся ответственность за проведение выкупа своей подруги. В наше время сценарии выкупа для свадьбы можно найти в Интернете, в специализированной литературе, заказать выкуп в одном из event- агентств Казани. Как правило, выкуп невесты следует обычному сценарию: в день свадьбы жениха встречают у подъезда, и, начиная с дверей, его ожидают всяческие испытания: от пения серенад и воспоминаний хитроумных деталей (наподобие дня рождения будущей тещи) до танце в тазу с водой и угадывания губ невесты на зацелованном постере.

После того, как все этапы пройдены, и невеста найдена, гостям принято предлагать угощение. Пусть это будет небольшой свадебный фуршет с шампанским и напитками, бутербродами-канапе, фруктами и сладостями. Такое богатое углеводами меню отлично подкрепит всю компанию до банкета.

Тем невестам Казани, которые предпочитают новые пути традициям, не чужды авантюризму и желанию очень сильно удивить жениха в день свадьбы, можно предложить организовать для него и его «группы поддержки» своеобразный квест, то есть поиск. Его отличие от традиционного выкупа заключается в том, что невеста не сидит дома, а найти ее можно благодаря смекалке, интуиции и следованию подсказкам. Важная составляющая успеха такого приключения — это абсолютная тайна от всех сопровождающих жениха и верный расчет времени.

Все начинается с дома невесты, куда приезжает ничего не подозревающий жених, а заканчивается, например, в каком-нибудь кафе-ресторане, где все те, кто искал и кого нашли смогут подкрепиться перед торжественной церемонией. Все, что в середине этих двух пунктов остается на фантазию невесты и ее подруг.

Продумайте места, куда вы будете засылать жениха и его команду. Это могут быть памятные вам места Казани: парки, кинотеатры, рестораны, памятники, магазины; места, где вы чаще всего бываете; дерево, под которым вы встречаетесь, да что угодно. И в этих местах оставляйте подсказки, указывающие, где его ждет следующая подсказка. Причем это не обязательно записка, а может быть и человек, и диск с музыкой или фильмов, который вы купили в определенном месте.

Как показывает опыт, жених и его друзья испытывают восторг от такого приключения на свадьбе. Ведь все мальчишки Казани когда-то играли в зарницу.

Встреча новобрачных после церемонии

Невеста и жених благополучно встретились, расписались под торжественный марш Мендельсона в одном из ЗАГСов Казани, сделали групповое фото и теперь собираются покинуть место регистрации. В почетную обязанность гостей на свадьбе входит сделать их выход красивым и запоминающимся . Если роспись происходит в ЗАГСе, то гостям стоит выстроиться на выходе из него небольшими группами по обе стороны от дверей.

Если организована выездная регистрация брака, то гости свадьбы могут сделать очень красивый живой коридор, через который пройдут новобрачные. При этом молодых осыпают на счастье. Здесь в ход могут пойти рис, символизирующий богатство, и лепестки роз. Мы советует вам избегать закидывания монетами, поверьте, это не самое приятное для новобрачных, и обрызгивание шампанским, все-таки вы не на чествовании победителей Формулы-1. И платье невесты и макияж этого могут не выдержать. А за ними и сама невеста. Другой вопрос: бить или не бить бокалы молодым после их первого осушения в качестве мужа и жены. Если вы решили в положительную сторону, то назначьте человека, ответственного за уборку осколков. Праздник праздником, свадьба свадьбой, а помнить о безопасности окружающих все же необходимо.

Встреча новобрачных родителями

Сейчас уже практически не практикуется приезд новобрачных домой к жениху, где новоиспеченную невестку поджидали свекор и свекровь. В наши дни родители жениха и невесты встречают молодых на подходе к банкету. Свадьба в Казани хороша тем, что такая встреча может проходить сразу в русле двух традиций: русской и татарской. Русская мама обязательно испечет (или закажет) каравай, который подаст с солью на вышитом рушнике (полотенце). Мама-татарка приготовит для новобрачных мед и масло, чтобы будущая совместная жизнь была сладкой, а перед невесткой положит подушку, на которую та должна наступить. И так интересно, когда обе мамы встречают молодых.

Встреча новобрачных на банкете

Гости, приглашенные на свадьбу, но не присутствовавшие на церемонии росписи, а приехавшие непосредственно на банкет, должны выйти на улицу, когда появляется кортеж новобрачных. При выходе новоиспеченных мужа и жены из машины, обязательно встретьте их овациями и улыбками, а вот цветы дарить не спешите. Дайте молодым немного придти в себя от такого количества людей, и уважьте родителей новобрачных, которым следует провести свои ритуалы (см. выше). Когда все традиции будут соблюдены, молодые могут встать у входа в банкетный зал и дать возможность каждому гостю поздравить их лично, вручив букет и подарок. Таким образом, когда будет привечен последний в очереди, но не по значимости, гость, все уже соберутся в банкетном зале и новобрачным останется только занять свои почетные места и начать праздновать еще одну счастливую

Татарский народ проживает практически на всей территории России, имеет богатейшую историю и культурное наследие, которые берут свое начало с давних времен. Национальные татарские обряды создавались веками, они оказывают влияние на жизнь всего народа и каждого представителя этой культуры. Национальные особенности очень ярко проявляются в свадебных обрядах и ритуалах, многие из которых живы и сегодня. Татарская свадьба – это волнительное и очень важное событие в каждой мусульманской семье.

Подготовка к татарской свадьбе

Готовятся к татарской свадьбе основательно и еще задолго до официальной даты торжества. Перед тем, как состоится бракосочетание, в дом девушки приходят сваты и родители парня, договариваются о свадьбе своих детей, обязательно с благословения муллы. Жених и невеста участия в переговорах не принимают. Сватовство проходит в три этапа:

  • смотрины невесты;
  • рассказ о женихе;
  • переговоры между сторонами.

Жениха представляют сват (яучы) и один из старших родственников. Если первые две части сватовства прошли удачно, то на третьем этапе переговоров подключаются отец и мать новобрачного. В заключительной части сватовства стороны оговаривают денежные и другие важные моменты быта молодой семьи: где будут жить новобрачные, кто и что покупает для обустройства жилья, каков будет вклад мужа в новую семью, объем калыма за невесту и еще много других вопросов.

По татарскому обычаю, выкуп за невесту можно выплачивать частями до торжества или отдать целиком в день свадьбы. В качестве калыма чаще всего предлагают золотые украшения, зимнюю и летнюю одежду, постельное белье, посуду, деньги. Какое будет приданое у невесты, переговорщики во время сватовства не обсуждают. Если стороны договорились, об успешном исходе сватовства сообщают молодым и определяются с датой помолвки. После оговаривается сценарий торжества, которое состоит из свадебных татарских ритуалов.

Никах - свадебный обряд мусульманского брака. Он проводится в мечети или в доме новобрачной. В таинство обряда входят: молитвы, чтение Корана, духовные наставления молодым. Священные обеты дают либо молодожены, либо те, кто их представляет. После завершения Никаха, брак регистрируют в ЗАГСе. Жених и невеста подают заявление в день помолвки. Этих мероприятий достаточно, чтобы девушка считалась сосватанной и получила статус «ярекшен кыз» .

Татарская свадьба (Туй) - торжество, которое продолжается несколько дней. Оно начинается в доме невесты, а затем плавно переходит в жилище жениха. В наши дни татары обычно празднуют свадьбу в ресторане на протяжении нескольких дней.

Если молодые хорошо знают друг друга, а родители согласны на бракосочетание детей, то сватовство и помолвку проводят в один день. В доме родителей девушки накрывают стол. Самые близкие родственники с обеих сторон оговаривают условия бракосочетания детей и дарят друг другу подарки.

После помолвки начинается подготовка к свадьбе, которая занимает в среднем от 3 до 5 недель. Жених выплачивает калым частями, покупает подарки невесте, ее родителям и близкой родне. Невеста завершает готовить приданое, которое начала припасать еще подростком. Родители молодых и ближайшие родственники организовывают свадебное веселье.

Украшение места проведения торжества

Свадьба у татар празднуется несколько дней. Место проведения торжества украшают согласно вкусу, желаниям и религиозным предпочтениям молодоженов, а также их родителей. Пользуются популярностью обычные свадебные украшения (гирлянды, воздушные шарики, цветочные композиции), а также очень модный сегодня национальный декор: нарядные скатерти, посуда с татарскими узорами, подушечки с орнаментом. Если новобрачные религиозны, то место проведения свадебного торжества принято украшать декорированными элементами с духовными наставлениями из Корана.

Музыкальное сопровождение

Музыку для татарской свадьбы обычно выбирают молодые, учитывая вкусы своих родственников. Огромной популярностью пользуются композиции современных авторов на русском и татарском языках. Столь же часто можно услышать на татарских свадьбах зажигательные и грустные народные песни. Марш Мендельсона играют не только во время регистрации, без него не обходится практически ни одна татарская свадьба.

Традиционные татарские наряды молодоженов

Традиционные татарские свадебные одежды молодоженов разительно отличаются от привычных для нашего глаза европейских нарядов. Невеста - символ скромности и чистоты, поэтому праздничная одежда молодой должна полностью закрывать тело, руки, область декольте и шею. Чтобы понять, как выглядит свадебный наряд татарской невесты, посмотрите фотографию ниже. Платье до пят или же брюки с туникой сочетаются с головным убором, который полностью закрывает волосы. Девушка может оставить открытыми лишь кисти рук и лицо, все остальное должно быть скрыто одеждой от посторонних взглядов. Для свадебных татарских нарядов используется плотная ткань.

К одежде жениха здесь относятся не столь скрупулезно и предъявляют намного меньше требований, чем к наряду невесты. Будущий супруг на свадебном торжестве может быть в обычном классическом костюме любого цвета, белой рубашке и галстуке. Одежда для татарского жениха практически ничем не отличается от наряда любого европейского новобрачного. Его выделяет лишь головной убор - тюбетейка.

Сценарий проведения татарской свадьбы

Перед свадьбой нужно детально продумать сценарий мероприятия. Он должен включать в себя татарские свадебные обычаи и традиции. Чтобы торжество прошло весело, оригинально и запомнилось гостям надолго, необходимо заранее оговорить с тамадой все нюансы и тонкости проведения праздника. Для удобства предлагаем воспользоваться типичным сценарием с заготовленными репликами. В нем учтены многие свадебные ритуалы, обряды, традиции и их особенности.

Сватовство

Сваты приходят в дом родителей невесты, где их встречают, гостеприимно усаживают в комнате для переговоров. Следуя древнему татарскому обычаю, на первом этапе все разговоры ведутся завуалировано, чтобы злые духи не внесли в этот процесс сумятицу и не нарушили его. В сговоре принимают участие: сват, дядя жениха и родители невесты.

Отец молодой:

- Здравствуйте, дорогие гости! С чем пришли?

Сват жениха:

- Здравствуйте! Спасибо за теплый прием в вашем доме! У нас к вам доброе дело! Слышали мы, что есть у вас сокровище - не ограненный камень, прекрасный и чистый. Правда ли это?

Отец молодой:

- Чего только люди не говорят. А вам знать это зачем?

Сват жениха:

- Хотим посмотреть на сокровище невиданной красы. Если люди правду сказали и понравится нам оно, то предложим вам хорошую оправу. И приумножит она ценность сокровища во много раз и сбережет его надолго от бед и напастей.

Отец молодой:

- Не раз уже приходили в наш дом с таким предложением. С чего вы взяли, что ваша оправа будет лучшей из всех?

Сват и дядя жениха начинают хвалить жениха в мельчайших подробностях. Говорят обо всех его положительных качествах: заботливый, любящий, работящий, религиозный, без вредных привычек. Когда рассказ окончен, к сватам выходит невеста, чтобы они посмотрели на нее. После этого обсуждают свадебный калым. Размер первоначального выкупа татарской невесты сваты узнают заранее у отца и матери жениха.

Сват жениха:

- Люди не врут! Сокровище действительно сказочно красиво и достойно самой лучшей оправы. Мы хотим предложить вам за него хорошую цену.

Отец молодой:

- Мы не продаем его! Сокровище очень дорого для нас, бережем, храним и ценим. Какую цену вы готовы предложить, если мы все же решимся на такой шаг?

После этой реплики начинается долгий и активный торг за девушку. Сват вместе с дядей жениха пытаются сбить цену, а отец и мать невесты, наоборот, увеличить стоимость калыма за дочь. После того, как предварительный сговор окончен, сваты договариваются о дате следующей встречи и покидают дом невесты. На третьем этапе сватовства присутствуют родители и жениха, и невесты. Они в мельчайших деталях обсуждают финансовые вопросы, которые касаются совместной жизни молодой семьи и организации свадебного торжества.

Выкуп невесты

По татарской традиции в день бракосочетания родители будущей жены забирают жениха из его дома и отвозят в специальное помещение к молодой невесте, которое называется «кияу эйе». В давние времена такое временное помещение строили рядом с домом родителей невесты. Сегодня для этой цели снимают квартиру или номер в отеле. Кияу эйе предназначается также для первой брачной ночи.

Свадебный кортеж по-татарски

Торжественная процессия приезжает к дому жениха - кияу эйе. Друзья и родственники невесты не пускают новобрачного до тех пор, пока он не погасит весь калым или не заплатит дополнительно сумму. Свадебный тамада либо родственник невесты отвечает за это мероприятие. Когда все улажено, начинается татарское свадебное торжество: жениху и его родственникам оказывают достойную встречу.

Ведущий говорит:

- Добрый день, дорогие гости! Скажите, пожалуйста, с чем пришли?

Жених представляется и говорит, что приехал за невестой.

Ведущий свадьбы достает лист бумаги, который является символом брачного договора и начинает сверять данные:

- Все правильно. У меня здесь написано: (имя жениха) обязался заплатить сумму, которую установили заранее в размере 50 000 рублей за (имя невесты). Приготовил ли ты калым?

Жених и свидетели начинают выплачивать калым. Сверяясь со списком, ведущий сопровождает свои действия хвалой даров жениха и шутками-прибаутками. Основную сумму денег и большие подарки калыма родители новобрачной передают еще до свадебного торжества, а во время проведения обряда выплачивают символические подарки, учитывая древние традиции. Новобрачный, например, привозит с собой ювелирные украшения или бочонки с маслом и медом.

После того, как калым уплачен, ведущий проводит забавные свадебные конкурсы. Оригинальные идеи вы можете почерпнуть из статьи «Конкурсы на выкуп невесты». Когда все препятствия на пути к невесте пройдены, новобрачный забирает будущую жену из кияу эйе. После молодые и гости идут на церемонию Никах.

Никах

Свадебный обряд Никах проводится в доме родителей девушки или в мечети. На этой торжественной церемонии, которая длится около часа, присутствуют мулла, новобрачные и близкие родственники виновников торжества. Обряд проводится в тишине за закрытыми дверями. Мулла садится во главе стола, а новобрачные на мужской половине стола или напротив него. Когда начинается молитва, молодожены встают и слушают святые слова в молчании. Потом жених и невеста дают брачный обет.

В конце свадебной церемонии мулла объявляет молодых мужем и женой перед Аллахом, напутствует их на семейную жизнь молитвами из Корана. Затем родственники дарят подарки мулле и поздравляют новобрачных с созданием новой семьи. После окончания татарского обряда Никах, молодожены с гостями отправляются в ЗАГС.

Туй

Официальная часть татарской свадьбы заканчивается в ЗАГСе. Теперь наступает самый веселый этап торжества, который состоит из:

  • праздничного застолья в доме новобрачной;
  • переезда жены к мужу;
  • застолья в доме жениха.

Традиционно родители невесты накрывают стол в своем доме, чтобы встретить молодых после регистрации. Новобрачные садятся во главе праздничного стола, супруга должна находиться справа от мужа. Возле молодой жены размещаются родители новобрачного, а рядом с молодым мужем - родители жены. Справа - родня мужа, слева - родственники жены. Начинается татарское свадебное гуляние с традиционных угощений, конкурсов, национальных танцев и песен, развлечений.

После торжества в доме невесты молодые отправляются в кияу эйе, где проводят первую совместную ночь. На второй день для новобрачных топится баня, их угощают оладьями и блинами. Молодых поздравляют родственники, соседи, друзья и знакомые с обеих сторон. После нескольких дней гуляний происходит один из самых важных обрядов татарской свадьбы - переезд жены в дом мужа. А само застолье продолжается еще несколько дней.

Переезд жены в дом мужа

Переезд жены в дом мужа - неотъемлемая часть татарской свадьбы. Он оказывает сильное влияние на будущие отношения между родителями мужа и невестки. Даже на современных татарских свадьбах соблюдается этот старинный обычай при встрече будущих родственников. Обряд помогает молодой жене показать самые лучшие качества заботливой жены и хорошей хозяйки. Для свекров этот ритуал - замечательная возможность продемонстрировать отношение к невестке как к дочери, пожелать молодым счастливой семейной жизни.

Невесту привозит в свое жилище молодой супруг в сопровождении родственников. На пороге нового дома девушку встречают родители жениха. Так начинается сам ритуал. К ногам невесты гости-мужчины кладут подушку или шкуру - это знак уважения к девушке, теплого и гостеприимного приветствия. Свекровь и старшая сестра жениха угощают молодую медом и хлебом, чтобы отношения между ними были добрыми и сердечными. Родные предлагают молодой жене вымазать руки мукой, чтобы в новой семье всегда были деньги. Новобрачным принято также дарить домашних животных.

Когда молодая жена первый раз переступает порог нового дома, она должна совершить один из древних свадебных обрядов - освящение жилища. Девушка вешает настенные украшения, новые занавески, полотенца, стелет дорожки на пол. Этот простой и милый ритуал помогает новобрачной почувствовать себя хозяйкой в доме мужа и показать приданое родне супруга. Свекровь сопровождает невестку, когда та первый раз идет за водой. Девушка как бы сдает свой первый экзамен, демонстрирует аккуратность и хозяйственность: чем меньше воды она разольет, тем больше будут ее уважать. Завершается обряд переезда жены в дом мужа весело и празднично. Породнившиеся семьи дарят друг другу подарки и устраивают свадебное торжество в новом доме.

Застолье и национальные татарские угощения

Традиционная свадьба у татар предполагает шикарное застолье с огромным количеством самых разных национальных угощений. В начале гуляний гостям предлагают горячие и холодные закуски. Затем подают суп из лапши и бараньего мяса (шурпа) и остальные национальные свадебные яства. На столах всегда есть фруктовые соки, компоты и вода. Алкогольные напитки на торжестве Никах под строгим запретом.

Для татарского свадебного торжества готовят двух гусей - символ новой молодой семьи. Традиционно разделывать гусей имеет право только старший мужчина, которого назначают родители молодого мужа. Основная задача этого ритуала - не повредить птичьи кости, когда тушку разделывают на части. В то время, когда гостям выносят блюдо с гусями, принято вручать подарки и деньги молодоженам.

Особое значение придается подаче и разделыванию еще некоторых татарских блюд.

Гульбадия - закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса, творога и изюма. Его готовят на заказ перед самой свадьбой.

Чак-чак - национальная традиционная татарская сладость. Она состоит из меда и обжаренного теста. Чак-чак готовят родственники невесты.

Свадебную гульбадию могут разрезать как мужчины, так и женщины. Ответственного назначают отец и мать новобрачного. Перед самим обрядом пирог накрывают платком. На него, по обычаю, гости кладут деньги за угощение. Разрезать гульбадию нужно на четыре части и очень осторожно. Главное - не повредить сердцевину свадебного угощения, сохраняя все его слои в первозданном виде. Одну часть гульбадии забирают родители мужа, чтобы угостить родственников, которые не приехали на свадебное торжество. Остальными частями угощаются гости.

Чак-чак или угощение невесты подают на каждой татарской свадьбе. Обычно это происходит в конце торжества вместе с чаем и другими сладостями. Того, кто будет разрезать свадебный чак-чак, выбирают родители жены. Традиционно этим человеком является жена старшего брата или тетя невесты (кыз жинги). Перед разделыванием блюда происходит торг между родными и гостями свадьбы. Чак-чак, как и гульбадию, режут на четыре части - одну забирают родители молодого мужа, остальными угощают присутствующих на свадьбе гостей.

Видео: традиции и обычаи на татарской свадьбе

Татарская свадьба, которая прошла по всем традиционным правилам - большой и шикарный праздник. Именно с него начинается счастливая и радостная жизнь новой молодой семьи. Особую торжественность, которой скрепляется нерушимый брачный союз на долгие годы новой семейной пары, придают религиозные священные обеты. Их новобрачные дают перед муллой и близкими родственниками. Теплые искрение пожелания от родных и близких на долгие годы остаются в памяти молодых супругов и гостей свадебного торжества.

Даже в случае скромного праздника, упрощенной церемонии или отказа от некоторого количества свадебных татарских обрядов, вы должны не забывать о том, что главный смысл Никаха - укрепления любви молодоженов . При создании семейного союза, всегда помните о взаимоуважении и доверии супругов друг к другу - именно эти элементы являются прочным фундаментом для каждой семьи. Очень красивую и сентиментальную церемонию современной татарской свадьбы смотрите в нашем видео:

Самобытность татарского народа сохранилась до сих пор, несмотря на ассимиляцию различных наций. Современная татарская свадьба проходит с учетом основных традиций.

Бережное отношение к собственному народу передается через возрождение канувших в лету обрядов.

Традиционные этапы свадьбы

Свадьба у татар начинается задолго до самого дня бракосочетания.

Традиции мусульманской свадьбы прочно закрепляют союз двух сердец. Ведь в подготовке основной церемонии участвуют обе стороны родственников. Они-то и берут на себя решение первых бытовых вопросов, которые могут стать причиной раздора в новой семье. Итак, обычаи подготовки к свадьбе.

  • Сватовство проходит без участия будущих молодоженов. Будущие родственники договариваются о сумме выкупа – калыма. Так же выясняется, нет ли у будущих супругов родственников до седьмого колена.
  • Калым в обычаях татарской свадьбы – серьезный обряд. Жених должен одарить не только невесту, но и всех родственников. Невеста же, в свою очередь, готовит свое приданое. В него обычно входит одежда для супруга, полотенца и коврики.
  • Смотрины невесты – это когда родня жениха во время переговоров о свадьбе смотрит и оценивает, как невеста разливает чай и ухаживает за ними.
  • Так же невеста должна выразить свое согласие с кандидатурой будущего супруга. Современные молодые, конечно, уже давно все обсудили и согласны играть свадьбу. Тем не менее, невеста должна кивнуть головой на вопросы муллы о кандидатуре жениха. В старину невеста должна была громко заплакать – и так выразить свое согласие.
  • Помолвка – это объявление о том, что невеста теперь – девушка на выданье, которая скоро выходит замуж.
  • После помолвки начинается подготовка к официальной регистрации и длительному застолью.

Официальная регистрация предшествует обряду заключения союза перед Аллахом. Все пары сначала регистрируются в ЗАГСе,а потом обращаются к священнику. Никах или никях – это встреча молодых с муфтием. Обряд проводят либо в мечети, либо дома у невесты. Молодые или читают клятвы, или повторяют слова клятв за священнослужителем. Интересный факт – муфтий спрашивает у невесты, какой подарок она хочет от жениха. Это может быть золотое украшение, постройка дома, что угодно. И во время обряда назначается срок исполнения желания.

После регистраций на земле и на небесах начинается застолье, которое длится минимум два дня. По традициям, первый день празднуется в доме невесты, без родственников жениха. Во второй день жених забирает невесту к себе. Праздник продолжается без родных невесты.

Современная татарская свадьба

Свадьба современных татар – это упрощенный вариант старинного обряда. Зачастую свадьба обходится без сватовства и уплаты калыма.


Но сохранение религиозных традиций обязательно. Без обряда Никах союз не считается зарегистрированным.

Современная невеста может позволить себе платье европейского фасона. Хотя многие невесты одеваются в традиционный наряд. Открыть можно только лицо и ладони. На голову надевают платок. Наряд традиционно белого цвета. Если выбор пал на платье в европейском стиле, то обычно поверх него невеста одевает кафтан, расшитый татарскими узорами. А на голову – феску (женский головной убор).

Жених должен быть одет нарядно. На голове – тюбетейка. На талии – традиционный красный кушак.

Интересные традиции во время застолья. Тамада, который проводит современную татарскую свадьбу, должен обязательно включить в сценарий следующее:

  • Молодые заходят в зал только после того, как все гости расселись по местам.
  • Традиционно татарские свадьбы проходят без спиртного. Поэтому тосты говорят за стаканом морса или сока
  • Традиция лепки денег длится обычно около 2х часов. Каждый гость должен заплатить деньги за то, чтобы для него поставили песню, и сплясать под нее.
  • Танец жениха с невестой обязательно должен быть включен в сценарий.

  • Присутствие ансамбля с традиционным баяном – кульминация банкета.
  • Хорошо, если есть возможность нанять ансамбль национального танца. Отдавая дань традициям, многие молодожены не проводят шумную и насыщенную конкурсами свадьбу. Татарская свадьба – это застолье с песнями, танцами и живой музыкой.
  • Чак-чак – традиционное сладкое блюдо, которое должна приготовить невеста. В конце вечера каждый гость должен заплатить за кусочек чак-чака.

Крымско-татарская свадьба

Свадьба крымских татар – это большое событие для всего полуострова. Прибывающие гости могут не знать в лицо жениха и невесту.

Тем не менее, каждый гость на крымско-татарской свадьбе дорог. Потому что свадьба – это не только соединение двух сердец, но и повод для встречи, знакомства, обсуждения.


Татары разбивают большой шатер, если нет возможности арендовать кафе или ресторан, который сможет вместить всех гостей. Заранее никто не знает, сколько прибудет поздравляющих, поэтому пир готовится минимум на 200 человек.

Современные молодые обязательно включают обряд подвязывания платка невесте. После первого дня празднования отец невесты завязывает на талии дочери платок в знак того, что она – отличная хозяйка. По приходу в дом жениха отец жениха снимает этот платок в знак того, что принимает в дом свою невестку.

Мать жениха разламывает каравай над головой невесты и окунает кусок в мед. Это символизирует начало хороших отношений между двумя женщинами. Невестка же приносит свое приданое и начинает раскладывать коврики, развешивать вышитые вручную полотенца.

В остальном, традиции и обряды крымских татар, несмотря на тяжелые для нации времена, остались сохраненными. Многие пары останавливают свой выбор на свадьбе в русле всех старинных обычаев.


Русско-татарская свадьба

Свадьба межнациональная – это всегда смешение традиций. Влюбленные молодые готовы на все, лишь бы остаться вместе на всю жизнь. Глаза любви слепы к трудностям.

Но родные молодых всегда горят желанием выполнить традиции исконно русской или татарской свадьбы. Как выходят из таких ситуаций влюбленные?

  • Пары договариваются заранее с тамадой обо всех возможных подводных камнях. Профессиональный тамада поможет избежать сложных ситуаций.
  • В традициях русской свадьбы молодых встречает мать невесты с иконой Божьей Матери. Татарский обычай – выкуп матерью жениха Корана, который привезет маленький ребенок вместе в молодыми. Эти два обряда можно провести. Один – в доме невесты, другой – в доме жениха.
  • Свадьба татар – это зачастую безалкогольное застолье. В то время как русская свадьба – это пир горой, с распитием спиртного. В этом случае молодые должны найти компромисс и решить, какой будет их свадьба. Ведь это праздник двух влюбленных.

Видео свадеб