Статистика по малообеспеченным семьям в беларуси. Сколько семей в беларуси живет за чертой официальной бедности и где их больше всего

На свадьбу

29 августа 2017 в 18:18
FINANCE.TUT.BY
Семей, живущих за чертой бедности, в Беларуси стало немного меньше. В первом квартале 2017 года, по официальной статистике, их было 4,3%, а во втором - уже 4,2% от всех домохозяйств.

Фото: Reuters
По данным переписи населения в 2009 году, в Беларуси зарегистрировано 3 миллиона 873 тысячи 139 домохозяйств. Получается, что ежемесячный доход не превышал бюджет прожиточного минимума в апреле-июне у 162,7 тысячи домохозяйств. В первом квартале 2017 года таких семей было 166,5 тысячи, а в конце 2016-го - 170 тысяч семей (4,4%).
Если говорить о статистике по регионам, то в Гомельской области по-прежнему больше всего бедных семей - 5,8% от общего числа домохозяйств в этих регионах. Немногим меньше тех, чей ежемесячный доход не превышает БПМ, живет в Брестской области - 5,7%. Для сравнения, в столице за чертой бедности находится 1,2% домохозяйств.
Уровень малообеспеченности домашних хозяйств во втором квартале 2017 года
Брестская область
5,7%
Витебская область
4,9%
Гомельская область
5,8%
Гродненская область
3,3%
Минск
1,2%
Минская область
4,0%
Могилевская область
5,1%
В категорию малоимущих часто попадают семьи с несовершеннолетними детьми (во втором квартале это 8,6% от общего числа домохозяйств этой категории) и одинокие белорусы (1,8%). Среди бездетных семей этот показатель составляет 2%.
Напомним, что хотя количество малоимущих семей в Беларуси становится меньше, уровня прошлого года данный показатель все еще не достиг: к примеру, на начало 2016 года за чертой бедности жили 3,8% домохозяйств, или 147 179 семей.

Читайте также:


Не могут выйти из минуса. Реальные доходы белорусов продолжают падать


«Покупаем хлеб и дешевые суповые наборы». Как живут белорусы, которые получают меньше «минималки»
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
статистиканищета, бедностьсоцзащита
Реклама

Семей, живущих за чертой бедности, в Беларуси стало немного меньше. В первом квартале 2017 года, по официальной статистике, их было 4,3%, а во втором - уже 4,2% от всех домохозяйств.

По данным переписи населения в 2009 году, в Беларуси зарегистрировано 3 миллиона 873 тысячи 139 домохозяйств. Получается, что ежемесячный доход не превышал бюджет прожиточного минимума в апреле-июне у 162,7 тысячи домохозяйств. В первом квартале 2017 года таких семей было 166,5 тысячи, а в конце 2016-го - 170 тысяч семей (4,4%).

Если говорить о статистике по регионам, то в Гомельской области по-прежнему больше всего бедных семей - 5,8% от общего числа домохозяйств в этих регионах. Немногим меньше тех, чей ежемесячный доход не превышает БПМ, живет в Брестской области - 5,7%. Для сравнения, в столице за чертой бедности находится 1,2% домохозяйств.

Уровень малообеспеченности домашних хозяйств во втором квартале 2017 года

В категорию малоимущих часто попадают семьи с несовершеннолетними детьми (во втором квартале это 8,6% от общего числа домохозяйств этой категории) и одинокие белорусы (1,8%). Среди бездетных семей этот показатель составляет 2%.

Напомним, что хотя количество малоимущих семей в Беларуси становится меньше, уровня прошлого года данный показатель все еще не достиг: к примеру, на начало 2016 года за чертой бедности жили 3,8% домохозяйств, или 147 179 семей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

За 2016 год реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси снизились на 7,3% к уровню 2015 года. В стране вновь растет количество малообеспеченных семей

Доходы населения уменьшаются с 2015 года. В январе 2016 года снижение составило 5,4% к январю 2015 года, в январе-феврале к аналогичному периоду предшествующего года - 6,4%, январе-марте - 6,5%, январе-апреле - 6,8%, январе-мае, январе-июне и январе-июле - 7%, январе-августе - 7,1%, январе-сентябре - 7,2%, январе-октябре - 7,3%, январе-ноябре - 7,5%, за 2016 год - на 7,3%.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, проведенного Белстатом, в четвертом квартале 2016 года к малообеспеченным относилось 4,4% семей. В третьем квартале таких семей было 4,1%, в первой половине года - 3,9%.

Доля малообеспеченных семей уменьшалась с 2005 года (12,7%) до 2010 (5,2%), резко увеличившись в 2011 году до 7,3%. Затем доля бедных уменьшалась до 2014 года, когда она составляла 4,8%. По итогам 2016 года доля бедных увеличилась до 5,7%.

Уровень малообеспеченности населения

по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни; в процентах к общей численности населения

По итогам последнего квартала прошлого года самое большое количество бедных было в Гомельской (6,2%) и Брестской (6%) областях. В Могилевской области - 5,4%, Витебской - 4,9%, Минской - 4,4%, Гродненской - 3,4%. Меньше всего бедных в Минске - 1,4%.

Белорусский порог бедности определяется бюджетом прожиточного минимума (БПМ), который с 1 февраля по 30 апреля 2017 г. составляет в среднем на душу населения 180,1 рубля. Этих денег, по расчетам правительства, должно хватить на минимальный набор продуктов, а также непродовольственные товары и услуги.

Людям, доход которых меньше минимального, предоставляется государственная адресная социальная помощь (ГАСП) - в размере суммы, которой не хватает до БПМ.

В 2016 году помощь была предоставлено в виде ежемесячной поддержки 75 140 нуждающимся, а в виде разовой - 43 982. Еще 119 696 человек получили компенсацию за приобретенные подгузники, 24 451 - за средства технической реабилитации, а 27 172 ребенка до двух лет обеспечивались продуктами питания.

Больше всего ГАСП назначали жителям Гомельской, Могилевской и Брестской областей. Всего ГАСП получили 290 441 человек.

За год число получателей помощи увеличилось более чем на 39 тысяч человек - за 2015 г. ее получателями стали 251,2 тыс. человек, а за 2014 год - 217,8 тыс. человек.

Большинство семей живут менее чем на 500 рублей на человека

Многие белорусы, которые в число бедных не входят, тоже отнюдь не шикуют и живут на очень скромные средства.

Белстат подсчитал располагаемые ресурсы домашних хозяйств, включающие стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, а также полученные в виде различных льгот и выплат. Получилось, что в 2016 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 962,3 рубля в месяц (в 2015-м - 910).

Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 906,3 рубля в месяц, из которых 677,7 рубля, или 74,8%, приходилось на потребительские расходы.

Большая часть населения (78,5%) живет за 500 и менее рублей в месяц на человека. В том числе 16,5% - за 400-500 рублей в месяц, 12,5% - за 350-400, еще 15,6% - за 300-350 рублей.

Менее 150 рублей среднедушевых располагаемых ресурсов в месяц в четвертом квартале прошлого года имели 3,1% населения, 150-200 рублей - 7%, 200-250 - 11%, 250-300 - 12,8% (12,7%). 500-600 рублей на человека имеют 9%, более 600 рублей - 12,5%.

Где выход из бедности?

В создавшейся экономической и социальной ситуации в Беларуси необходимо принимать меры для поддержки уязвимых слоев населения и созданию новых рабочих мест, отметил в комментарии для сайт экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко .

По его мнению, протесты на улицах - одна из составляющих недовольства людей, миграция рабочей силы - это также отражение неудовлетворенности условиями, которые в Беларуси есть для работников.

Болточко считает необходимым пересмотреть условия предоставления государственной адресной социальной помощи, а также увеличить размер пособия по безработице, ограничив период его получения полугодом.

Фактический уровень безработицы в Беларуси за 2016 год составил 5,8% от экономически активного населения, а это . На бирже труда стоят почти в пять раз меньше.

«Средства для выплат пособий можно изыскать из сумм, которые идут на поддержку госпредприятий. Пора уже понять, что госпредприятия - это о деньгах, а не о соцподдержке в виде неполной заработной платы» , - сказал Болточко.

Министерство труда и социальной защиты уже передало на рассмотрение правительства предложение о страховании граждан от безработицы.

«В нашем предложении мы рекомендуем развивать систему страхования по рыночной модели, где человек получает высокое пособие по безработице. В течение полугода оказавшийся без работы сможет рассчитывать на выплаты в размере 60% от его средней зарплаты на последнем рабочем месте» , - сообщил в интервью газете «Рэспубліка» начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун .

Страховой фонд по поддержке безработных, по плану министерства, можно сформировать в рамках действующего Фонда социальной защиты населения без создания отдельной структуры.

Выплаты в счет страхования от безработицы, так же как и в счет социального страхования, предполагается сделать обязательными, однако получить пособие можно будет только после регистрации в службе занятости в качестве безработного.

«Мы просчитали, что ежемесячный взнос должен составлять 0,5% от фонда оплаты труда. При этом предлагаем платить эту сумму поровну - и нанимателю, и работнику. То есть работник вместо 1% в ФСЗН должен будет платить 1,25%. Мне кажется, что это несущественное увеличение, учитывая, что человек получает реальную защиту от безработицы. И наниматели, думаю, тоже будут не против, поскольку это снимет с них определенный груз социальной ответственности за увольняемых работников» , - пояснил Токун.

Не давите бизнес - будут новые рабочие места

Как считает Антон Болточко, в настоящее время, когда наблюдается не самый благоприятный тренд в части изменений условия жизни людей, властям пора реально взять за реализацию не раз озвученных планов по созданию рабочих мест, которые бы отличались высокой зарплатой:

«Вопрос только в подходах, которые использует государство. Власти не хотят менять условия ведения бизнеса, который чаще всего и есть источник новых рабочих мест, где используется высококвалифицированный труд, предлагается обучение» .

Необходимо развивать самозанятость, «не давить предпринимателей разными законодательными актами, а дать людям заработать» .

Например, изменить систему отчисления в ФСЗН, исключив из периода уплаты в фонд время, в течение которого ипэшник не работает: «Надо признать, что в настоящее время создание ИП - это вариант выхода из сложной ситуации, например, после увольнения. При условии, конечно, если создать такое предприятие будет просто» .

Параллельно необходимо вести работу с малым, средним и крупным бизнесом в части упрощения экономических условий, подчеркнул эксперт.