Статьи для родителей средней группы зима а4. Консультация для родителей «Безопасная зима

Выбор цветов

Информация для родительского стенда "Зима"

Дети должны знать:
- названия зимних месяцев;
- основные приметы зимы;
- о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;
- о жизни животных зимой;
- что последний месяц года – декабрь;
- что зимой много праздников, среди которых – Новый год.

Расширение словарного запаса детей.
Названия.


Зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, луна, день, ночь, узоры, гололедица, бахрома, звёзды, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод…
Признаки.
Морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий, весёлый…
Действия.
Метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает…
Речевые игры.
«Назови ласково»
Снег – снежок; Мороз, ветер, лёд, зима, метель, санки, холод, дерево, звезда…
«Один – много»
Снежинка – много снежинок; Лёд, звезда, день, ночь, снеговик, буря, вьюга, стужа, холод…
«Подбери слово»
Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, снегирь… Зима, мороз, лёд…
«Составление предложение по опорным словам»
Снежинки, падать, лёгкие, тихо.
Мороз, рисовать, стекло, узоры.
Снег, земля, ковёр, укрывать…


«Каким бывает?»
Снег – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, блестящий, липкий, холодный, серебристый…
Зима – холодная, злая, суровая, морозная, долгожданная, вьюжная…


«Закончи предложение»
Зимой реки и озёра покрываются гладким, прозрачным, блестящим…(льдом).
Земля покрыта белым, пушистым…(снегом).
Дети слепили большого…(снеговика).
Зимой дети любят кататься на… (санках, лыжах, коньках)…
«Что делают?»
Снежинки – летят, кружат, падают…
«Чем похожи, чем не похожи?»
лёд и снег; лёд и стекло; лёд и зеркало; снег и вата.
«Расскажи о зиме по плану»


Читаем дома:
К.Д.Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Г.-Х.Андерсен «Снежная королева»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко», «Рукавичка»
Дыхательные упражнения.


«Погреем пальчики»
Дети вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них, длительно произнося [ш] [ф] [х].
«Снежинка»
Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь:

    обобщающее понятие «зима»;

    приметы зимы;

    зимние месяцы;

    что делают животные зимой.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : снег, лёд, холод, забавы, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ледовый, белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый.

ГЛАГОЛЫ: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Зима – зимушка
Снег – снежок
Санки – саночки
Снеговик – снеговичок и т.д.

ПОДБИРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
Снег – снежок – снежный – снеговик – снежинка – снежный, снегопад….
Зима - зимний – зимовать – зимовка….
Лёд – ледок – ледовый – льдинка…

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Снег – белый, пушистый, мягкий, воздушный…
Зима – холодная, снежная, морозная….
Снежинки – красивые, пушистые, лёгкие….

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: Снег кружится, летает…
Зима наступила.
Река замёрзла.
Лёд сковал.

ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Горка из снега – снежная горка
Костюм для зимы – зимний костюм
Фигура изо льда - ледяная фигура и т.д.

УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ «НА», «У», «ЗА»:

За окном наступила зима.
Дети вышли
на улицу.
У снеговика нос – морковка.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

    во время прогулки обратите внимание на деревья зимой, какие они? на снег, какой он? каких увидите птиц, как одеваются люди в это время года, что можно делать со снегом зимой и т.д.;

ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки?
(

Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организовать свой досуг. Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежной крепости, игра в снежки, веселое катание с горки на надувных санях… Все, что так радует ребенка и заставляет его долго вспоминать зимние детские игры находится в вашем воображении.

Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Зимние детские игры на свежем воздухе гораздо полезнее, чем занятия в закрытом помещении. Зимой ребенок выполняет движения намного активнее, иначе легко замерзнуть!

Так что собирайтесь с детьми на прогулку для того, чтобы пережить несколько памятных моментов!

Во что же можно поиграть?

Снежные скульптуры.

Самое распространенное занятие – это лепить снеговика. Но можно придумать и множество других композиций, например, ежик (слепить шар из снега, из сухих веточек сделать колючки, из камешков – носик, ротик и глазки), лягушка (два овальных шара поставить друг на друга и дополнить скульптуру лапками, глазками, широким ртом из веток).

Если вам хочется, чтобы проезжающие мимо люди еще больше восхищались вашим творением, то принарядите ваших снеговиков. Шапка и шарф вполне традиционные украшения для снеговиков, а что вы думаете о том, чтобы повязать вашей снегурочке на голову платок или надеть большую дамскую шляпу? Возможно, ей придутся кстати кухонный фартук и деревянная ложка.

Рисунки на снегу.

Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Детки постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты и рисовать, а малышам понравится смотреть или дорисовывать недостающие детали (лучики для солнышка, волны для рыбки).

Если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то ваши рисунки будут яркими и красочными. Ни один прохожий не пройдет мимо!

Снежные краски.

Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите полстаканчика воды и добавьте туда пищевого красителя. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки.

Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы.

С помощью обычной пипетки и подкрашенной воды можно рисовать картинки на снегу. Можно раскрасить готовую скульптуру из снега.

Снежки.

Игра в снежки еще никого не оставляла равнодушным!

Прыжки в снег.

Поваляться в снегу любят все ребята! Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и поднимают настроение!

Ангелы из снега.

Лягте на спину на снег. Отведите руки и ноги в стороны, а затем вернитесь в исходное положение. Аккуратно встаньте и рассмотрите с ребенком, какие ангелы у вас получились; обсудите, чей ангел самый большой, чей самый маленький.

Покатились санки!

Санки и снег так же неразделимы, как мороженое и вафельный стаканчик. Придумайте разные забавные способы катания. Например, можно покатать на санках куклу.

Катание на санках даже можно превратить в соревнование.

Следопыты .
Дети любят рассматривать собственные следы на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц. После этого отправляйтесь в лес или парк и попробуйте отыскать и расшифровать следы какой-нибудь живности.

Попади в цель.

Наберите снега и слепите из него снежки. Подготовьте цель – ею может быть дерево или круг в снегу. Пусть ребенок метко попадает в цель.

Пятнашки.

Попытайтесь идти след в след друг за другом таким образом, чтобы сначала Ваш ребенок наступал на ваши, а затем вы на его следы. Если вы гуляете в целой компании неугомонных ребятишек, организуйте с ними парад!

Покорми птичек.

Познавательное и полезное занятие — кормление птиц зимой. Если ваш папа — мастер на все руки, то вы можете привлечь ребенка к изобретению кормушки.

А можно и просто покидать крошки птичкам, рассказывая ребенку, интересные факты из жизни птиц и зверей.

Помощник.

Зима — время не только развлечений, но и работы по чистке от снега (крыльца, двора, машины и так далее). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопату соответствующего размера. После сгребания снега лопатой можно подмести лавочки и качели веничком – это доставит большое удовольствие ребенку.

Главное — показать пример и делать все с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем эта работа будет ассоциироваться у ребенка только с положительными эмоциями, и он с радостью будет вам помогать.

Зимние детские развлечения на этом не ограничиваются. Существует огромное количество игр на снегу, начиная с простой игры в снежки и заканчивая целыми видами спорта (лыжи, коньки, хоккей, и т.д.).

Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний!

Консультация для родителей "ЗИМА БЕЗ ТРАВМ"

Описание: данная работа предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования, руководителей по физической культуре и, конечно, для родителей активных детей.
Дети ведут себя очень активно и зимой, и летом. Однако именно в зимний период значительно возрастает число травм. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей дошкольного (от 3 до 7 лет – 22 %) и младшего школьного возраста (от 7 до 15 лет – 65 %). Здесь возрастает роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм. Еще с детского сада необходимо заложить детям основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение.
Основными причинами детского травматизма в детском саду можно считать, во-первых, отсутствие должного присмотра за детьми и, во-вторых, недостаточно проработанную либо отсутствующую систему профилактики травматизма. Администрация ДОУ обязана создать травмобезопасную среду в детском саду и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей. Работники ДОУ должны сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в детском саду, но и дома, на улице.
По статистике медицинских учреждений 38 % детских травм приходится на травмы, получаемые на улице. Одна из наиболее частых травм малышей - падение. Последствиями падений могут быть:
1) ушибы, гематомы, ссадины – 38 %;
2) раны – 25 %;

3) переломы костей – 22 % и
4) серьезные травмы головы - 15 % .
По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% малышей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7%, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% дошкольников отмечаются эпилептические припадки.
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. В зимний период дети падают при: катании на ногах с ледяных горок, на санках; перемещении в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком; катании на лыжах, коньках, санках.
Катание на лыжах и коньках, а также ношение обуви со скользкой подошвой являются основными причинами переломов ног. Кататься на лыжах и коньках нужно сначала научиться. Необходимы знания техники: умение ставить ногу, держать корпус; регулировать ритм дыхания; знание правил безопасного падения.
Правила катания на лыжах. Лыжи подбирать нужно по росту – не большие и не маленькие. Острый конец лыжи должен упираться в ладонь поднятой кверху руки. Лыжная палка должна доходить до подмышки.
Основная стойка лыжника – ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперёд. Не отрывая лыж от снега, сделать скользящее движение вперёд правой ногой, перенеся всю тяжесть тела на неё. Как только почувствуешь, что правая лыжа останавливается, сделать то же движение левой ногой. Чем сильнее будет толчок, тем длительнее будет скольжение. С палками скользящий шаг получается ещё быстрее. Правая нога – левая палка, левая нога – правая палка. Поворот: правильнее всего поворачиваться на месте переступанием. При торможении: одна из лыж продолжает скользить, на неё переносится тяжесть тела; вторую лыжу слегка повернуть носом к первой лыже, упирая лыжу на внутреннее ребро. При падении на лыжах следует сгруппироваться и падать на бок.
Правила катания на коньках. Они должны удобно сидеть на ноге и нигде не должны давить. Нога в ботинке не должна быть зажата, но и не должна бултыхаться, иначе вы будете падать. Шнуровать нужно как можно крепче, чтобы вы чувствовали себя на них уверенно. При падении на льду нужно соблюдать особенные меры предосторожности. Не желательно падать назад, так можно что-нибудь повредить или отбить; стараться падать на бок или вперёд рыбкой, при этом голова должна всегда быть направлена в противоположную сторону от стороны падения. Если рядом катаются другие люди, нужно падать так, чтобы лезвия коньков не были направлены в их сторону. Иначе можно их задеть и поранить. На скорости лезвия конька могут причинить очень глубокую рану за счёт своей остроты. Состояние ледового покрытия должно быть хорошее. Не должно быть никаких ямок и бугорков. Это тоже может привести к падениям и серьёзным травмам.
Правила катания с горок на санках. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие дети. При катании на санках следует спускаться только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек; кататься нужно по очереди, только тогда, когда спуск свободен; на сани садиться только верхом, держась за веревочку; ноги не ставить на полозья, держать полусогнутыми; чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок; при падении с санок нужно сгруппироваться, собраться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь.
Игра в снежки может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Основную опасность в холодное время года представляет гололед. Во-первых, влияет качество обуви: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, перемещение по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслабленны и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности нужно избегать их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение. От того, чтобы поскользнуться и упасть на гладком твердом льду, не застрахован никто, да и вероятность получения травмы в результате такого падения довольно высока.
Зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». В мороз нельзя лизать языком и притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям, можно «приклеиться». Если ваш ребенок увлекается зимними видами спорта, необходимо позаботиться не только о его спортивной экипировке, но и о защите: наколенниках, налокотниках, защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм.
Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Жизнь и здоровье детей - самое ценное для каждого человека и страны. Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вред Вашим детям. Сохранить здоровье детей задача нас - взрослых. Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы - пример для своего ребенка!