Амстер Мария Сергеевна
Должность:
учитель русского языка и литературы
Учебное заведение:
ГБОУ "Школа №514"
Населённый пункт:
город Москва
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Тема воспитания в русской литературе (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" и повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Дата публикации:
03.07.2017
Раздел:
среднее образование
Урок литературы
Тема воспитания в русской литературе
(по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Учитель русского языка и
литературы
ГБОУ «Школа №514»
М.С.Амстер
Д. И. Фонвизин
А.С.Пушкин
Что посеешь, то и пожнешь.
Пословица.
Воспитание – великое дело: им
решается участь человека.
В. Г. Белинский.
Проблемный вопрос:
«Что главнее – воспитание или
образование?»
Родители
Митрофанушки
Петруши
Вопросы
От кого, по-вашему, в большей степени
зависит результат воспитания и
образования? Были ли родители
Митрофана Простакова и Петра Гринева
людьми образованными?
Как в семьях Простаковых и Гриневых
относились к воспитанию и образованию
сыновей?
Какие занятия и интересы были у
Митрофанушки и Петруши?
случайностью. А.С. Пушкин заставляет читателя
специально сравнивать своего героя с
Митрофанушкой и сделать вывод о первостепенной
важности воспитания в жизни человека.
Однако, несмотря на такое количество
совпадений, образ Гринева уже в самом начале
повести явно противопоставлен образу Митрофана,
хотя сам Петруша называет себя недорослем.
После появления комедии Д.И. Фонвизина это
слово стало нарицательным для обозначения
лентяев и недоучек, не просто глупых и
необразованных, но и не желающих ничего знать, не
желающих ничему учиться, грубых и капризных.
Анализ и систематизация цитат
Комедия «Недоросль»
«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я,
благодаря Бога, не так воспитана. Я
всегда велю другому».
«Нас ничему не учили. Бывало, добры
люди приступят к батюшке, ублажают,
ублажают, чтоб хот братца отдать в
школу. Кстати ли? Покойник-свет и
руками, и ногами, царство ему
небесное! Бывало, изволит закричать:
прокляну ребенка, который что-нибудь
переймет у басурманов, и не будь тот
Скотинин, кто чему-нибудь учиться
захочет».
«Для грамоты ходит к нему дьячок от
Покрова, Кутейкин. Арихметике учит
его, батюшка, один отставной сержант
Цыфиркин». «По-французски и всем
наукам обучает его немец Адам
Адамыч Вральман», который «три
года был кучером»
. «Побегу-тка теперь на голубятню».
Повесть «Капитанская
дочка»
«Батюшка у окна читал
Придворный календарь…» «…
Придворный календарь не
попадался ему на глаза иногда по
целым месяцам».
«С пятилетнего возраста отдан я
был на руки стремянному
Савельичу… Под его надзором на
двенадцатом году выучился я
русской грамоте…» «В это время
батюшка нанял для меня
француза, мосье Бопре…» «Бопре
в отечестве своем был
парикмахером, потом в Пруссии
солдатом…»
«Я жил недорослем, гоняя голубей
и играя в чехарду с дворовыми
мальчишками».
Продолжение работы по анализу текста
и систематизации цитат.
Вопросы:
Можно ли Петрушу Гринева, как и
Митрофанушку, назвать невеждой и невежей?
Чему научились Митрофанушка и Петруша
к шестнадцати годам?
Как относились Митрофанушка и Петруша к
родителям, учителям, воспитателям из
крепостных?
Цитаты
Комедия «Недоросль»
«Бьюсь с ним третий год: трех
перечесть не умеет».
«Четвертый год…новой строки не
разберет…»
«Дверь? Катора дверь? Эта?
Прилагательна. Потому что она
приложена к своему месту. Вон у
чулана шеста неделя дверь стоит
еще не навешена: так та покамест
существительна».
«Да отвяжись, матушка, как
навязалась…»
«Ну! Давай доску, гарнизонная
крыса!»
«Ну, еще слово молви, стара
хрычовка! Уж я те отделаю…»
Повесть
«Капитанская дочка»
«…на двенадцатом году выучился я русской
грамоте».
«У Швабрина было несколько французских
охота к литературе. По утрам я читал,
упражнялся в переводах, а иногда и в
сочинении стихов».
«Опыты мои, для тогдашнего времени,
были изрядны, а Александр Петрович
Сумароков, несколько лет после, очень их
похвалял».
«…всего более огорчило известие о болезни
матери».
«…мы умолим отца моего …»
«Мы тотчас поладили…» «Мы жили душа в
душу».
«Мне было жаль бедного старика…»
«…что Савельич передо мною был прав и
что я напрасно оскорбил его упреком и
подозрением. Я просил у него прощения…»
Заключительный этап анализа и
систематизации цитат.
Вопросы:
Какой пример показывали родители
Простаковы и Гриневы своим
сыновьям?
Какие наказы давали родители своим
детям?
Цитаты
Комедия «Недоросль»
«Все себе возьми,
Митрофанушка»;
«…друг мой, ты хоть для
виду поучись…»;
«…конечно, то вздор, чего
не знает Митрофанушка»
Повесть «Капитанская дочка»
«Петруша в Петербург не
поедет. Чему научится он,
служа в Петербурге? Мотать
да повесничать? Нет, пускай
послужит он в армии, да
потянет лямку, да понюхает
пороху, да будет солдат, а не
шаматон»,
«Служи верно, кому
присягнешь; слушайся
начальников; за их лаской не
гоняйся; на службу не
напрашивайся; от службы не
отговаривайся; и помни
пословицу: береги платье
снову, а честь смолоду».
Какой вывод можно сделать, сравнивая
заключительную часть таблицы?
В жизни каждого человека огромную роль играют его
родители. Именно в семье закладываются те основы
нравственности, морали, которые во многом
определяют дальнейшую судьбу.
У своей матери научился Митрофанушка грубости и
хамству. И, когда Простакова бросается к нему, ища
утешения и сыновней любви, Митрофан грубо
отталкивает ее. Имя Митрофанушка, как и слово
недоросль, стало синонимом не только глупости,
невежества, но и безобразного отношения к близким и
родным людям, отсутствия элементарного
представления о нормах поведения.
Честные и добрые родители Петра научили своего
сына самому главному в жизни: беречь честь смолоду.
Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в
начале урока: « Что главнее – воспитание или
образование?»
Подводя итог, конечно, не следует делать вывод о
второстепенности или даже необязательности
образования. Образование является важнейшим
условием воспитания. Понятия воспитания и
образования неразрывно связаны между собой.
Трудно представить себе хорошо воспитанного
человека абсолютно необразованным, но и
образование само по себе, без воспитания
нравственности не дает положительных результатов.
Поэтому так важно, чтобы в юном возрасте, в начале
жизненного пути каждый человек получил верный
нравственный ориентир. Таким ориентиром в наше
очень сложное время по-прежнему остается русская
классическая литература.
31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"
10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.
07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).
16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!
16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!
16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.
25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,
«Лето природа» - Развивать речь. 1890-1960. Цель: Обобщить полученные знания по разделу «Природа летом». Почему маленькую птичку не пугают мрак и тучи? Содержание: Тема: Обобщение по разделу «Природа летом». Борис Леонидович Пастернак. Вместе с авторами раздела учиться наблюдать за природой. Темы рассказов. Задачи: Совершенствовать навыки чтения.
«Образ женщины-матери» - Е. Кошевая «Повесть о сыне», Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»… Берегите своих матерей. Образ матери в русской литературе. В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах. Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла! (М. Исаковский). Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма.
«Памятники литературным героям» - Идея создания монумента принадлежит фонду «Диалог культур – единый мир». Старшему капитану явно приданы черты героя – полярника и ученого О.Ю.Шмидта. Плещет река. Только бронзовую фигурку с места не сдвинуть. Постамент выполнен, естественно, в виде пивной бочки. С цоколя фонтана улыбается лукавый герой.
«Рассказы про дом» - Квартира. «На сегодня хватит!» - говорит Петр жене. Три литра сделал и уже хватит?». 23. 28. 6. 7. Г.Гребенщиков «В полях». 13. 21. Юровский Игорь Федорович. Чернь- то же, что и простонародье, черный народ. Безрогая кика. Словарь: лексическое значение;
«Олонхо» - Было ли вам интересно? Итог: Внеклассное занятие. Верхний средний нижний. Вступительное слово учителя. Защищает народ от абасы. Современные школьники умны,искренни, восприимчивы к хорошему. Лошадь Ньургун Боотура-сильный, преданный другу, умный и могущественный защитник. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки.
«Калевала» - Учитель начальных классов Меньшикова Н.В. Типология проекта. Что такое «КАЛЕВАЛА»? Информационный проект 4 класса МОУ СОШ п.Водла. Цель: узнать всё о «Калевале». Структура проектной деятельности. Развитие умения добывать знания и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Всего в теме 14 презентаций
Героев этих произведение роднит многое. Оба главных персонажа – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший кучер, так и Петра – француз Бопре, который “в отечестве своем был парикмахером”. Итоги преподавания видны налицо. Митрофанушка представления
не имеет, что такое география, а Петр из географической карты, выписанной для него из Москвы, сделал змея.
Но на этом все, что объединяет героев, заканчивается. Если Митрофану нет разницы, где служить, и он равнодушно говорит: ” По мне, куда велят”,- то Петр Гринев с уважением выслушивает наказ отца, что платье надо ” беречь снову, а честь смолоду”, и отправляется служить в дальнюю степную крепость.
Д. И. Фонвизин не показывает нам, как проявит себя на службе Митрофан, а вот А. С. Пушкин изображает молодого Гринева как офицера честного и смелого.