Сравнительная характеристика митрофана и петра гринева. Гринев и Мирофанушка – двойники или антиподы

На свадьбу

Амстер Мария Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №514"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема воспитания в русской литературе (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" и повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Дата публикации: 03.07.2017
Раздел: среднее образование

Урок литературы

Тема воспитания в русской литературе

(по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и

повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Учитель русского языка и

литературы

ГБОУ «Школа №514»

М.С.Амстер

Д. И. Фонвизин

А.С.Пушкин

Что посеешь, то и пожнешь.

Пословица.

Воспитание – великое дело: им

решается участь человека.

В. Г. Белинский.

Проблемный вопрос:

«Что главнее – воспитание или

образование?»

Родители

Митрофанушки

Петруши

Вопросы

От кого, по-вашему, в большей степени

зависит результат воспитания и

образования? Были ли родители

Митрофана Простакова и Петра Гринева

людьми образованными?

Как в семьях Простаковых и Гриневых

относились к воспитанию и образованию

сыновей?

Какие занятия и интересы были у

Митрофанушки и Петруши?

случайностью. А.С. Пушкин заставляет читателя

специально сравнивать своего героя с

Митрофанушкой и сделать вывод о первостепенной

важности воспитания в жизни человека.

Однако, несмотря на такое количество

совпадений, образ Гринева уже в самом начале

повести явно противопоставлен образу Митрофана,

хотя сам Петруша называет себя недорослем.

После появления комедии Д.И. Фонвизина это

слово стало нарицательным для обозначения

лентяев и недоучек, не просто глупых и

необразованных, но и не желающих ничего знать, не

желающих ничему учиться, грубых и капризных.

Анализ и систематизация цитат

Комедия «Недоросль»

«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я,

благодаря Бога, не так воспитана. Я

всегда велю другому».

«Нас ничему не учили. Бывало, добры

люди приступят к батюшке, ублажают,

ублажают, чтоб хот братца отдать в

школу. Кстати ли? Покойник-свет и

руками, и ногами, царство ему

небесное! Бывало, изволит закричать:

прокляну ребенка, который что-нибудь

переймет у басурманов, и не будь тот

Скотинин, кто чему-нибудь учиться

захочет».

«Для грамоты ходит к нему дьячок от

Покрова, Кутейкин. Арихметике учит

его, батюшка, один отставной сержант

Цыфиркин». «По-французски и всем

наукам обучает его немец Адам

Адамыч Вральман», который «три

года был кучером»

. «Побегу-тка теперь на голубятню».

Повесть «Капитанская

дочка»

«Батюшка у окна читал

Придворный календарь…» «…

Придворный календарь не

попадался ему на глаза иногда по

целым месяцам».

«С пятилетнего возраста отдан я

был на руки стремянному

Савельичу… Под его надзором на

двенадцатом году выучился я

русской грамоте…» «В это время

батюшка нанял для меня

француза, мосье Бопре…» «Бопре

в отечестве своем был

парикмахером, потом в Пруссии

солдатом…»

«Я жил недорослем, гоняя голубей

и играя в чехарду с дворовыми

мальчишками».

Продолжение работы по анализу текста

и систематизации цитат.

Вопросы:

Можно ли Петрушу Гринева, как и

Митрофанушку, назвать невеждой и невежей?

Чему научились Митрофанушка и Петруша

к шестнадцати годам?

Как относились Митрофанушка и Петруша к

родителям, учителям, воспитателям из

крепостных?

Цитаты

Комедия «Недоросль»

«Бьюсь с ним третий год: трех

перечесть не умеет».

«Четвертый год…новой строки не

разберет…»

«Дверь? Катора дверь? Эта?

Прилагательна. Потому что она

приложена к своему месту. Вон у

чулана шеста неделя дверь стоит

еще не навешена: так та покамест

существительна».

«Да отвяжись, матушка, как

навязалась…»

«Ну! Давай доску, гарнизонная

крыса!»

«Ну, еще слово молви, стара

хрычовка! Уж я те отделаю…»

Повесть

«Капитанская дочка»

«…на двенадцатом году выучился я русской

грамоте».

«У Швабрина было несколько французских

охота к литературе. По утрам я читал,

упражнялся в переводах, а иногда и в

сочинении стихов».

«Опыты мои, для тогдашнего времени,

были изрядны, а Александр Петрович

Сумароков, несколько лет после, очень их

похвалял».

«…всего более огорчило известие о болезни

матери».

«…мы умолим отца моего …»

«Мы тотчас поладили…» «Мы жили душа в

душу».

«Мне было жаль бедного старика…»

«…что Савельич передо мною был прав и

что я напрасно оскорбил его упреком и

подозрением. Я просил у него прощения…»

Заключительный этап анализа и

систематизации цитат.

Вопросы:

Какой пример показывали родители

Простаковы и Гриневы своим

сыновьям?

Какие наказы давали родители своим

детям?

Цитаты

Комедия «Недоросль»

«Все себе возьми,

Митрофанушка»;

«…друг мой, ты хоть для

виду поучись…»;

«…конечно, то вздор, чего

не знает Митрофанушка»

Повесть «Капитанская дочка»

«Петруша в Петербург не

поедет. Чему научится он,

служа в Петербурге? Мотать

да повесничать? Нет, пускай

послужит он в армии, да

потянет лямку, да понюхает

пороху, да будет солдат, а не

шаматон»,

«Служи верно, кому

присягнешь; слушайся

начальников; за их лаской не

гоняйся; на службу не

напрашивайся; от службы не

отговаривайся; и помни

пословицу: береги платье

снову, а честь смолоду».

Какой вывод можно сделать, сравнивая

заключительную часть таблицы?

В жизни каждого человека огромную роль играют его

родители. Именно в семье закладываются те основы

нравственности, морали, которые во многом

определяют дальнейшую судьбу.

У своей матери научился Митрофанушка грубости и

хамству. И, когда Простакова бросается к нему, ища

утешения и сыновней любви, Митрофан грубо

отталкивает ее. Имя Митрофанушка, как и слово

недоросль, стало синонимом не только глупости,

невежества, но и безобразного отношения к близким и

родным людям, отсутствия элементарного

представления о нормах поведения.

Честные и добрые родители Петра научили своего

сына самому главному в жизни: беречь честь смолоду.

Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в

начале урока: « Что главнее – воспитание или

образование?»

Подводя итог, конечно, не следует делать вывод о

второстепенности или даже необязательности

образования. Образование является важнейшим

условием воспитания. Понятия воспитания и

образования неразрывно связаны между собой.

Трудно представить себе хорошо воспитанного

человека абсолютно необразованным, но и

образование само по себе, без воспитания

нравственности не дает положительных результатов.

Поэтому так важно, чтобы в юном возрасте, в начале

жизненного пути каждый человек получил верный

нравственный ориентир. Таким ориентиром в наше

очень сложное время по-прежнему остается русская

классическая литература.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

«Лето природа» - Развивать речь. 1890-1960. Цель: Обобщить полученные знания по разделу «Природа летом». Почему маленькую птичку не пугают мрак и тучи? Содержание: Тема: Обобщение по разделу «Природа летом». Борис Леонидович Пастернак. Вместе с авторами раздела учиться наблюдать за природой. Темы рассказов. Задачи: Совершенствовать навыки чтения.

«Образ женщины-матери» - Е. Кошевая «Повесть о сыне», Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»… Берегите своих матерей. Образ матери в русской литературе. В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах. Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла! (М. Исаковский). Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма.

«Памятники литературным героям» - Идея создания монумента принадлежит фонду «Диалог культур – единый мир». Старшему капитану явно приданы черты героя – полярника и ученого О.Ю.Шмидта. Плещет река. Только бронзовую фигурку с места не сдвинуть. Постамент выполнен, естественно, в виде пивной бочки. С цоколя фонтана улыбается лукавый герой.

«Рассказы про дом» - Квартира. «На сегодня хватит!» - говорит Петр жене. Три литра сделал и уже хватит?». 23. 28. 6. 7. Г.Гребенщиков «В полях». 13. 21. Юровский Игорь Федорович. Чернь- то же, что и простонародье, черный народ. Безрогая кика. Словарь: лексическое значение;

«Олонхо» - Было ли вам интересно? Итог: Внеклассное занятие. Верхний средний нижний. Вступительное слово учителя. Защищает народ от абасы. Современные школьники умны,искренни, восприимчивы к хорошему. Лошадь Ньургун Боотура-сильный, преданный другу, умный и могущественный защитник. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки.

«Калевала» - Учитель начальных классов Меньшикова Н.В. Типология проекта. Что такое «КАЛЕВАЛА»? Информационный проект 4 класса МОУ СОШ п.Водла. Цель: узнать всё о «Калевале». Структура проектной деятельности. Развитие умения добывать знания и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Всего в теме 14 презентаций


XVIII в. для России - эпоха великих свершений и исторических катаклизмов. Это время дало русской литературе замечательного драматурга, Дениса Ивановича Фонвизина. Бессмертная комедия «Недоросль» стала вершиной его творчества. Несомненно, написав ее, Фонвизин внес большой вклад в русскую литературу. После первой ее постановки в сентябре 1782 г. успех был полный, публика была в восторге. Знаменитый Григорий Потемкин тогда сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Комедия действительно имела влияние на людей. Недаром Оленин, русский певец и режиссер, посмотрев «Недоросля», резко изменился в лучшую сторону. Фонвизин обнаруживает пороки своего времени и клеймит их без пощады. XVIII в. привлекал внимание А. С. Пушкина как историка, поэта и прозаика. Высоко ценя талант Фонвизина, он писал в «Евгении Онегине»: Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... И, когда Пушкин обратился к написанию повести, действие которой происходит в XVIII в., он не мог пройти мимо этой пьесы, воссоздающей черты своего времени. Итак, как же комедия Фонвизина повлияла на повесть Пушкина? «Недоросль» и «Капитанская дочка» - у этих двух произведений много сходства, но мною и различия. Пожалуй, самое главное различие между этими произведениями - идеи авторов, их отношение кXVIII в. Ведь цель Фонвизина - высмеять пороки общества, раскритиковать типичных его представителей. Он негодует; словно кинжалом, он пронзает порок своей мыслью, своим пером; он пытается исправить ошибки своего времени; многое в современности злит его, ему не по душе такая действительность. А Пушкин, наоборот, изображает XVIII в. так, что это время, представители типичной дворянской патриархальной семьи, их нравы становятся нам милы и симпатичны, как и самому автору. В произведении Пушкина преобладают чувства больше романтичные и сентиментальные, хотя есть и ирония. При сравнении героев тоже можно обнаружить сходство и различие. В двух семьях главных героев этих произведений присутствуют одни и те же персонажи: мать, отец, сын, дворовые крестьяне, дворовый, ухаживающий за сыном. У матерей семейств сходство только одно: обе без памяти любят сыновей. Зато много различий: Авдотья Васильевна, мать Петра Гринева, имеет характер, типичный для дворянки того времени, жительницы отдаленною от города поместья. Она чувствительна, добродушна, спокойна. А госпожа Простакова - женщина властная, все в доме ей подчиняются. Она жестока, всем недовольна, настойчива и требовательна, придирчива и вздорна, подла и коварна. Как и все отрицательные персонажи, она совершенно несимпатична читателю, вызывает смех, жалость и презрение. Отцы семейств тоже разные люди. Андрей Петрович Гринев, отец Петруши, - глава семьи в полном смысле этою слова. Он решителен, не любит отменять свои намерения или откладывать их исполнение, все в доме ему подчиняется, хотя, в отличие от госпожи Простаковой, он не деспотичен и не жесток, хотя он строг и серьезен. Отец другою семейства, господин Простаков, наоборот, безволен, во всем покорен своей жене, не имеет ни о чем собственного мнения. Сыновей этих двух семей тоже мало что объединяет. Важнейшая их общая черта: они оба - главные герои и недоросли, то есть молодые несовершеннолетние дворяне, не поступившие еще на государственную или военную службу. Их характеры разные. Петр Гринев не слишком трудолюбивый, ветреный, доверчивый, честный, любопытный, лукавый, в некоторой степени вспыльчивый, а така благородный, смелый, способный к раскаянию и благодарности. Митрофан, напротив, отталкивающая личность. Он в крайней степени ленив, обжора, подлец и льстец, его жизненное кредо: «Не хочу учиться, хочу жениться». Он избалован и очень похож на мать, только ее пороки в нем еще более усилены и укоренены. А в конце пьесы он и вовсе предстает предателем и негодяем, живущим только для ЛИчной выгоды. Сходство «недорослей» заключается в следующем. К каждому мальчику приставлен воспитателя к Гриневу - дядька Савельич, к Митрофану - мамка Ёремеевна. Оба заботятся о барских сыновья покорны своим господам. Однако отношения между Савельичем и Петром Гриневым более теплые и дружеские, чем у Еремеевны с Митрофаном. В каждом из этих произведений сюжет строится на любовной интриге. В «Капитанской дочке» влюбляются друг в друга Маша Миронова и Петр Гринев. В «Недоросле» друг друга любят Софья и Милон. Влюбленные испытывают бескорыстные и искренние чувства друг к другу. Они проходят много испытаний, но обе истории заканчиваются благополучно. Однако в «Недоросле» Фонвизина и «Капитанской дочке» Пушкина есть не только сюжетные совпадения или схожая тональность. Пушкин позаимствовал у Фонвизина и некоторые выражения. Например, в «Недоросле» госпожа Простакова говорит: «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». А Петр Гринев в «Капитанской дочке» рассказывает: «Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом». Чтобы написать повесть «Капитанская дочка», Пушкин должен был не только собрать материал об исторических событиях пугачевского бунта, но и полностью погрузиться в эпоху XVIII в., пропитать»! ее духом. И, конечно, он не мог не обратиться к комедии Фонвизина «Недоросль». Она, безусловно повлияла на Пушкина и его будущую повесть. В двух этих произведениях есть много совпадений в сюжете, персонажах, тональности, вплоть до мельчайших деталей. Однако они схожи не во всем. И повесть Пушкина, и комедия Фонвизина- оригинальные художественные произведения с главным различием - это идея, отношение к XVIII и И одно только это не позволяет считать повесть Пушкина подражанием комедии Фонвизина, несмотря на многие детали, которые взяты поэтом у драматурга.

Героев этих произведение роднит многое. Оба главных персонажа – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший кучер, так и Петра – француз Бопре, который “в отечестве своем был парикмахером”. Итоги преподавания видны налицо. Митрофанушка представления

не имеет, что такое география, а Петр из географической карты, выписанной для него из Москвы, сделал змея.

Но на этом все, что объединяет героев, заканчивается. Если Митрофану нет разницы, где служить, и он равнодушно говорит: ” По мне, куда велят”,- то Петр Гринев с уважением выслушивает наказ отца, что платье надо ” беречь снову, а честь смолоду”, и отправляется служить в дальнюю степную крепость.

Д. И. Фонвизин не показывает нам, как проявит себя на службе Митрофан, а вот А. С. Пушкин изображает молодого Гринева как офицера честного и смелого.


Другие работы по этой теме:

  1. В основе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур. Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя...
  2. В повести Пушкина “Капитанская дочка” разворачиваются реальные исторические события – крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. Гринев и Швабрин – два главных героя этого произведения....
  3. Петр Андреевич Гринев – главный герой повести “Капитанская дочка”. От лица Петра ведется повествование о событиях, происходящих во время крестьянского бунта под предводительством Пугачева. В...
  4. Петр Гринев является главным и положительным героем повести “Капитанская дочка”. Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми...
  5. Петр Гринев – это главный герой повести “Капитанская дочка”. Он был недорослем, мечтал служить в Петербурге и надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец его...
  6. Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно...
  7. Опишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои, как повлияли на них обстоятельства....
  8. Историческая повесть “Капитанская дочка” занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был беглый казак Емельян Пугачев, выдававший...