Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с онр. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами оу в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами Взаимодействие с семьёй

Мужчинам

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей. Естественный путь осуществления успешной коррекционной работы – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

1 Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы, о которой мы поговорим позже).

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу)

При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:

Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.

Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.

При работе с детьми с ОНР задачи:

Развитие лексико-грамматических средств речи.

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

Подготовка к обучению грамоте.

2. Функции логопеда и воспитателя в процессе работы.

Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.)

4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка)

5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)

6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель – итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп или руководителя МО.

Заучивание стихотворение

Особенности:

1\ предварительная словарная работа (как в массовой группе);

2\ воспитатель читает наизусть с наглядностью;

3\ беседа;

4\ чтение стихотворения;

5\ заучивание по четверостишию и по строчке;

К праздникам отрабатывают вместе с логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!

В подготовительной логопедической группе проводятся занятия по подготовке детей к письму, одно занятие в неделю (с октября месяца по апрель включительно, 30 занятий)

Каждое занятие включает:

Письмо тех или иных элементов;

Зрительный или слуховой диктанты;

Зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.

За 30 занятий осваивают 6 элементов, проводится 20 зрительных и 5 слуховых диктантов.


С детьми в условиях логопункта».

Учитель-логопед

МОУ детского сада № 90 г. Волгограда.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Поэтому основными помощниками логопеда в коррекционной работе с детьми могут стать родители. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с несколькими причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической работе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома, занимаясь с детьми.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; создать определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Во-первых, родители являются для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.


Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями.

Одна из основных задач коррекционно-логопедической работы, осуществляемой на логопедическом пункте МОУ детского сада № 90, является привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

В связи с этим, нами были систематизированы и разработаны комплексные мероприятия, способствующие повышению эффективности логопедической работы и оптимизации сотрудничества логопеда и родителей в целях устранения речевых недостатков у детей.

Отобрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями нам позволяет:

    Комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического обследования. Изучение семьи ребенка с помощью бесед, опросов, анкетирования. Составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы с родителями. Разработка и использование домашних заданий (включение родителей в активное взаимодействие с ребенком дома). Использование различных форм работы с родителями (коллективных, наглядных, индивидуальных) с целью усиления просветительского аспекта работы логопеда и повышения педагогической компетентности родителей. Анализ результатов коррекционного обучения.

Система «логопед-родитель-ребенок» будет успешно функционировать в том случае, если между педагогом и родителем определены общие цели и задачи, а их отношения строятся на доверии и доброжелательности. И, конечно, педагог не должен забывать об общей культуре , педагогическом такте, о ранимости родительских чувств. Педагог, обладая знаниями возрастных особенностей детей и содержанием образовательно-воспитательных задач на каждом этапе развития, в ходе взаимодействия с заинтересованными членами семьи должен повысить их педагогическую компетентность и вооружить необходимыми практическими навыками для решения насущных задач.

Учебный год для логопеда логопедического пункта начинается, когда ребёнок зачислен на логопедические занятия: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье, и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания.

Работа начинается с анкетирования, бесед и опросов, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме.

На основании полученной информации о речевом уровне детей, их родителях были определены основные направления коррекционной работы с ними.

По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающий в себя как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.

Непрерывная связь с родителями в коррекционно-логопедическом процессе осуществляется нами с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме: игра «Счастливый случай», КВН. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно готовится их проведение, анализируется каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.


Консультации, семинары строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения различных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая успешно мною используется

– подгрупповые открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале эти занятия проводит сам логопед, а родители наблюдают, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. Затем можно привлекать родителей к участию в занятиях вместе с детьми. “Вооружившись” знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они становятся равноправными участниками. Они обучаются приемам и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Речевые праздники, проводимые как итог проделанной работы, очень полезны для развития коммуникативных умений и навыков детей, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование, беседы, опросы родителей играют немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы учитываются при планировании работы с семьёй.

Индивидуальные практикумы, позволяют обучить родителей эффективным методам домашней коррекции речи (артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, упражнения для развития дыхания). Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приходят на просмотр – индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является

Тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Задания по исправлению звукопроизношения даются два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно, поэтому, используя разнообразные формы наглядности: речевой уголок, экран звукопроизношения, папки-передвижки, компьютерные презентации, видеотека, повышается активность родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Исходя из выделенных направлений работы, был разработан универсальный вариант перспективного планирования.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями на год


Сентябрь

Анкетирование и опросы

Выявить уровень родительских притязаний к образованию детей, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений. Адекватность родительской оценки детских возможностей.

Изучение опроса родителей, разработка дальнейших перспектив в работе.

В течение года

Индивидуальные беседы, консультирование

Обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребёнком в домашней обстановке. Информирование родителей о результатах обследования. Дать необходимые знания об особенностях развития ребёнка с ФФНР и ФНР, обучить некоторым коррекционным приёмам работы в семье. По запросам родителей.

Сентябрь

Сочинение родителей «Какой мой ребёнок».

Помочь родителям определить, знают ли они главные достоинства и недостатки детей.


Родительские собрания

«Будем знакомы»

Игра «Счастливый случай».

Круглый стол «Скоро в школу».

Познакомить родителей с «Программой коррекционного обучения детей с ФФНР и ФНР»; с организацией совместной работы в течение года.

Итоги работы за 1-е полугодие; оценить роль семьи в системе комплексного коррекционного воздействия на ребёнка.

Подвести итоги работы за учебный год;

«День открытых дверей»

Познакомить родителей с условиями воспитания и образования.

В течение года

Домашние логопедические задания


Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков.

В течение года

Совместное с ребёнком оформление пособий «Моя азбука», «Копилка слов»,

«Мои звуки».

Закрепление и обогащение словаря, связной речи, представлений ребёнка; побуждение родителей участвовать в коррекционной работе.

В течение года

«Библиотека

игр и упражнений»

Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

«Уроки для родителей»

Индивид. практикум

«Работа по развитию дыхания»; «Общие артик.. упражнения»;

«Работа над звукопроизношением».

«Развитие мелкой моторики рук».

«Звук «С».

Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие слухового внимания».

«Звук «ЛЬ». Спец.

артикуляц. упражнения»

«Звук «Л». Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие речевого слуха».

«Звук «Ш». Спец. артикуляц. упраж».

«Развитие тического слуха». «Звук «Р». Спец. артикуляц. упражнения».

Работа над интонационной выразительностью».

«Как учить буквам»

Познакомить родителей с работой над дыханием и звукопроизношением, отметить важность этой работы, дать рекомендации.

Познакомить родителей с артикуляц. гимнастикой, дать рекомендации по выполнению, отметить значимость артикуляц. упражнений.

Показать взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, дать рекомендации, оказать помощь в проведении пальчиковой гимнастики.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать перечень игр по развитию слухового внимания.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых артикуляц. упражнений.

Познакомить родителей с работой над дыханием и предложить упражнения, чистоговорки для развития высоты, силы, тембра голоса.

Научить взрослых играм, которые способствуют развитию речевого слуха. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятие – фонематический слух, научить играм. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятия об интонационной выразительности речи, рекомендации по заучиванию стихотворений.

Семинары – практикумы, консультации

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

«Роль семьи в воспитании ребёнка с ФФНР»

«Развитие фразовой речи в игре».

«Учим детей рассказывать».

Расширить знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

Научить родителей закреплять у детей полученные навыки по составлению связных монологических высказываний.

В течение года

«Книга в нашей семье»: обмен книжным фондом.

Развивать педагогическую грамотность родителей.

Прививать детям любовь к книге. Организация тематических выставок.

В течение года

Открытые просмотры занятий. Речевые праздники.

«Дружная семья»- занятие.

«В весеннем лесу» - занятие.

Праздник «Сказочная ярмарка».

По запросам родителей, приглашению логопеда.

Показать приём обучения детей образованию относительных прилагательных с чередованием звуков в корне; учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи.

Закрепить умение делить слова на слоги, выделять первый звук из слов; использовать в семье предложенные игры.

Показать результативность работы за учебный год; формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.


Тематика различных видов работы может варьироваться и зависит от конкретных запросов и пожеланий самих родителей.

Проведенный в конце года анализ результатов коррекционного обучения показал: исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом; педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась; отношения между родителями и детьми стали более конструктивными. Включившись в реальное сотрудничество и установив партнёрские отношения с логопедом, родители оказались готовы к содержательному общению. Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило комплексный подход к коррекционно-образовательному процессу. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей.

Литература.

Воронов воспитания. – М.: Школьная пресса, 2000. , «Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания». – Волгоград: «Панорама»,2006. , Кудрявцева сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Ефименкова речи у дошкольников. - М.,1985. аботать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей»: метод. пособие для воспитателей ДОУ - М.: Айрис-пресс, 2006. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. , Туманова с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000. Разумовская логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2006/2007.

Гильметдинова Миляуша Фаритовна,учительлогопед,МБДОУ «Детский сад №130 комбинированного видас татарскимязыком воспитания и обучения» Приволжского районаг. Казани[email protected]

Сотрудничество логопеда и родителей,

имеющихдетейОНР вусловияхДОУ

Аннотация.Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаютсянетолько в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речьребенкаразвивается под влиянием взрослых и взначительной мереопределяетсяегособственной речевой практикой, что в своюочередь, зависит от нормального социального окружения ребенка спервых дней жизни.Ключевые слова:сотрудничество логопеда с семьёй,семейноевоспитание,нарушение речи,квалифицированную помощь родителям,родительская мотивация, основныенаправления работы с ребенкомэффективные формы,логопедические уголки, индивидуальныепрактикумы.

Одним из направлений коррекционновоспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителялогопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Среди разнообразных речевых расстройствв детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексикограмматической стороны речи, несовершенство связной речи.Нарушение звукови слоговой структуры слов родители, какправило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическуюгруппу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагогинаучат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами.

По заключению медикопедагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основныенаправления работы с ребенком.Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.Она может проводиться в различных формах:выступления на родительских собраниях,индивидуальные консультации, семинары,занятияпрактикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты,организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка.Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,информационных стендов,тематических выставок книг. Там выставляется: справочныйматериал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитиюречи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.

Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.Длительность занятий не должна превышать 1520 минут. Начинать нужно с 35 минут.Занятия должны проводиться 23 раза в день. Лучшее время для занятий –после завтрака и после дневного сна.Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать.Активно используйте на занятиях наглядный материал.Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Наиболее эффективные формы:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместнаявыработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизациипоставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексикограмматического строя и связной речи и др.)Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.

Ссылки на источники1.Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 80.2.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М., 1991. –С. 105–116.3.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 3.

Gilmetdinova Milaysha Faritovnateacherand speech therapist, MBDOU"Kindergarten№130combined typewithTatar languageeducation and training"Volga district of [email protected] therapistand parentswith childreninOHPDOWconditionsAbstract. The childwas masteringspeech, when he wasengaged not onlyin educational institutions, but also in the family.After all,the child"s speechis developingunder the influence ofadults andis largely determined byhis ownspeechpractice, which in turndepends on thenormal socialenvironment of the childfrom the first daysof life.Keywords:Cooperationspeech therapistwith family, family education,speech disorder, professional assistanceto parents, parental motivation,the main directions ofwork with the childeffektivnyeformy, logopedicheskiecorners, individual workshops

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Перми в рамках работы проблемной группы при МБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения" города Перми была предпринята попытка собрать положительный опыт по данному вопросу разных учреждений. Я хочу проанализировать и представить обобщенный опыт работы данной группы.

Цель : выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

  1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
    в коррекционно-развивающей работе.
  4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

  1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
  2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
  3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
  4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

Теоретическая основа и практический материал представлен в пособии Михеевой И. А. и соавторов "Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда". Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Воспитатель Учитель-логопед
Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:
  • в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные
  • в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,
  • - "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи;
  • - в "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа

Воспитатель Логопед
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Профилактическая работа

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу - схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Логопедическая тропинка" и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

  • Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы " Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
  • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
  • невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой "Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ". В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
  • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Воспитатель Логопед
Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.
Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Проводит основную словарную работу
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.

На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.
Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться .

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей.

Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
Формирует технические и изобразительные навыки На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю д ля закрепления.
Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.
Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.
Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;
  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
  • контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.
На фронтальных занятиях формулирует темы;
  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Функционал логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формы взаимодействия

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 - 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

Список литературы:

  1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
  2. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В.
  3. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия:

(Из опыта работы)

Одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя – логопеда ДОО - работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса.

Родители – первые педагоги. С этим утверждением нельзя не согласиться. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главные воспитатели дошкольников – родители. Именно они помогают детям делать первые шаги.

Родители часто отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют определенными навыками и умениями и педагогическими знаниями. Они испытывают сложности от того, что в силу своей занятости не могут найти свободного времени для занятий дома с детьми.

Именно поэтому так важно повышать родительскую компетентность в коррекционно – педагогическом процессе, основные задачи которого – вовлекать родителей в педагогическую деятельность, создавать условия для речевой активности ребенка, распространять логопедические знания в среде родителей. Приобщение к коррекционной работе поможет родителям увидеть проблему ребенка и убедит в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.

Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития детей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя – логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя – логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Важно, чтобы родители грамотно занимались с детьми, а для этого необходимо иметь определенный запас знаний, умений.

При работе с родителями я использовала различные виды работы. Традиционные формы информации (стенды, ширмы, папки...) оказались не совсем удобными для родителей, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними, а родители после работы спешат домой. Также не хватает времени и на индивидуальные консультации со специалистами. Появилась необходимость найти актуальный способ сотрудничества с родителями, помочь им вникнуть в суть работы логопедической группы, научить их помогать детям выполнять домашние задания, разучивать правильно артикуляционные упражнения, закреплять поставленные звуки, работать над связной речью.

Родителям трудно самостоятельно подобрать литературу по этим вопросам (в продаже ее слишком много теперь, трудно сориентироваться).

Изучая различную литературу в журнале «Логопед», я нашла статью «Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями». Опыт работы педагогов детского сада я перенесла в логопедическую группу и решила использовать в своей работе. Я подобрала материал по темам, который считала необходимым довести до родителей, дети которых начали посещать логопедическую группу. Это:

- «Сказки о Веселом Язычке»;

- «Организация работы по закреплению у детей правильных речевых навыков» (Как скучное сделать интересным);

- «Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников» ... и т. д.

Я распечатала по 5 мини – журналов на каждую тему и, в течение 2,5 месяцев (октябрь – декабрь), посылала их родителям вместе с тетрадями для домашних заданий. Когда все родители прочитали это, некоторые даже перепечатывали для себя, я провела анкетирование, где задала ряд вопросов о нужности такого вида работы. Все родители единогласно выразили одобрение, и, даже, благодарность. Работу по издательской деятельности веду уже более пяти лет.

Еще один вид работы с родителями я веду несколько лет.

У детей с ОНР недостаточно развита связная речь, бедный словарный запас, снижено внимание, работоспособность, память. Все это ведет к затруднению при составлении рассказов, пересказов, запоминанию их.

Рассказы детей с ОНР недостаточно полны, развернуты, непоследовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Рассказы

этих детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные изложения, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное

рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Если мы на занятии занимались пересказом, то на следующий день многие дети забывали, о чем говорили на занятии. Поэтому я стала выставлять в приемной планшет «Вспомни и расскажи дома», где указаны цели этого вида работы и размещается текст рассказа, который пересказывали на занятии. Цели: 1. Развитие связной речи и памяти. 2. Дома ребенок должен вспомнить и рассказать рассказ, который рассказывали в детском саду на занятии.

Обычно, в начале занятия, как положено, даю установку: «Слушайте внимательно, запоминайте, а дома расскажите рассказ маме, бабушке...».

Родителям в тетради для домашних заданий пишу задание: «Вспомнить и рассказать рассказ..., который рассказывали на занятии». Первое время прошу родителей записывать рассказ за ребенком так, как он говорит, не исправлять его. При повторном пересказывании проводится работа над ошибками.

Таким образом, и я, и родители получили возможность проверить, как дети запоминают текст, как пересказывают, строят предложения, выражают свои мысли.

Каждую пятницу, утром, я выставляю планшет с текстом рассказа, чтобы родители заранее познакомились с содержанием. Они записывают или фотографируют текст.

Настрой детей на внимательное прослушивание, предложение рассказать рассказ дома, требования родителей быть внимательными и все хорошо запоминать привели к положительным результатам. Дети стараются запоминать и хорошо рассказать дома. Воспитывается чувство ответственности. Родители всегда в курсе того, чем мы занимаемся на занятии по развитию связной речи, имеют возможность помочь ребенку научиться правильно выражать свои мысли при пересказе. Таким образом, родители включаются в коррекционную работу.

Этот вид работы, моя исследовательская работа по «издательской деятельности» в логопедической группе показывают, что мы, логопеды и педагоги должны идти навстречу родителям, помогать получать нужную информацию по обучению и воспитанию детей. А это, в свою очередь, ведет к тому, что родители будут больше общаться, заниматься с детьми.

Литература.

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2001.
  2. Иванова М.А. Соколова С.А. Досуг для детей и родителей. Ж. «Логопед», №1 2015.
  3. Морозова Л.Н. Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Ж. «Логопед», №7 2015.