Класс: 1
Цели:
Оборудование: доска, мел, указка, десять пароходиков вырезанных из картона, на каждом написаны примеры в пределах 10, стихи-задачи З.А. Михайловой, плакат, на котором нарисован Незнайка.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение темы урока.
(Проверка готовности к уроку.)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Дорогие ребята! Тема нашего урока “Состав числа в пределах 10. Закрепление изученного.
II. Устный счет.
– На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные на качели.
Сколько ребят сели на качели? (5)– На полянке у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (3)– На березе три синички продавали рукавички.
Прилетело еще пять,
Сколько будут продавать? (8)
III .Физкультминутка.
Топай,мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
IV. Закрепление материала.
Ребята! К нам в гости пришел Незнайка.
(Незнайка прикреплен к доске.) Однако пришел не просто так, а с просьбой о помощи. Ему нужно решить примеры, но он совсем запутался. Давайте поможем Незнайке.
(Заранее на доске прикреплены пароходики с примерами на сложение и вычитание в пределах 10.)
Игра “Найди пристань”.
(На доске в разнобой написаны ответы к каждому пароходику. Ученик должен правильно соединить пример с ответом.)
Молодцы! Помогли Незнайке правильно решить примеры.
– Дети! Следующее задание называется “Заселить домики”.
(На доске нарисованы домики с числами на крышах 6, 7, 8, 9, 10. Класс делится на 5 команд по рядам. Дети выходят по одному от каждой команды к доске и заселяют домики. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно заселит домики.)
Хорошо! Молодцы!
Задание. Сравнить числа.
(Дети выходят к доске, решают выражения, ставят знак и поясняют получилось равенство или неравенство.)
V . Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Решение задач.
Мы с вами немного отдохнули, поэтому можем продолжить работу.
Внимательно послушайте задачу.
У Миши было 5 машинок. На день рождения ему подарили еще две машинки.Сколько машинок стало у Миши?
– Ребята, о чем говорится в задаче?
(Дети отвечают полными ответами.)
В задаче говорится о машинках.
– Сколько было машинок у Миши?
У Миши машинок было пять.
– Сколько машинок ему подарили?
Ему подарили еще две машинки.
– Какой вопрос задачи?
Сколько машинок стало у Миши?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)
– Как можно это сделать?
К 5 машинкам прибавить 2 машинки.
– Сколько всего получится?
Всего получится 7 машинок.
– Какое выражение мы запишем на доске?
(Ответы детей.
– Первое слагаемое (5)
– Второе слагаемое (2)
– Сумма равна (7),
Сейчас мы с вами решим еще одну задачу.
Дядя ежик в сад зашел
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же-зайчатам.
Сколько груш дядя еж дал зайчатам?
– Сколько груш нашел дядя ежик?
(Полные ответы детей.)
Дядя ежик нашел 10 груш.
– Сколько груш отдал ежатам?
Ежатам отдал семь груш.
– Что нам нужно узнать?
Сколько груш отдал зайчатам?
– Как можно узнать, сколько дал зайчатам?
От 10 отнять 7.
– Какой у нас получится ответ?
Три груши отдал зайчатам.
– Как можно записать решение этой задачи на доске?
(Ответы детей:
– уменьшаемое (10)
– вычитаемое (7)
– разность равна (3),
разность чисел 10 и 7 равна 3 .)
Следующее задание такое.
– На доске записан пример 9 – 7, давайте его прочитаем по разному и составим по этому выражению свои задачи. (Дети составляют задачи.)
1. На дереве сидело 9 ворон, 7 ворон улетело. Сколько ворон осталось на дереве?
2. У Сережи 9 марок, у Славы 7 марок. На сколько больше марок у Сережи, чем у Славы?
3. В гараже стояло 9 машин. Из них легковых 7,остальные грузовые. Сколько в гараже стояло
Грузовых машин?
VII . Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,два нагнулся,
Руки вытянул, согнул,
И по улице шагнул.
А сейчас проведем самостоятельную работу на листочках.
(На крыльях доски написаны заранее примеры на сложение и вычитание в пределах 10.)
К доске выходят два ученика. 1-й ученик решает первый столбик, 2-й ученик решает второй столбик с обратной стороны доски. Остальные работают самостоятельно на местах.
1 + 2 10 – 6 7 + 3 9 – 6 5 + 4 7 – 2 2 + 5 4 + 6 |
4 – 3 8 – 2 9 + 1 5 + 5 8 – 6 7 – 6 10 – 8 2 + 8 |
Самостоятельная работа рассчитана на 5–7 минут.
После выполнения примеров идет проверка. Ученики открывают “крылья” доски, где решали примеры и весь класс у них проверяет, а у кого допущены ошибки, они их исправляют. Учитель спрашивает у детей:
– Кто решил все примеры правильно?
– Кто допустил ошибки и сколько?
И так ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока.
VIII . Итог урока.
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Что вызвало затруднение?
(Полные ответы детей.)
Молодцы! Спасибо за урок.
Здесь вы можете состав числа до 20 распечатать в виде числовой таблицы и дать ребенку для заполнения. Такое занятие прекрасно тренирует навыки счета дошкольников, а также приучает решать примеры до 20. Родители (или педагоги) могут самостоятельно чертить такие таблицы для заполнения, только с другими числами. Таким образом эти задания можно превратить в регулярную дошкольную тренировку математических навыков.
Чтобы распечатать состав числа до 20 в виде числовой таблицы, скачайте файл задания во вложениях (если занятие проводится с группой детей, то распечатайте каждому ребенку по одному экземпляру). Объясните детям, по какому принципу нужно заполнять каждую таблицу:
Скачать упражнение "Состав числа до 20 - Распечатать числовую таблицу" вы можете во вложениях внизу страницы.
Заполни числовую таблицу от 4 до 6 по такому же принципу, как и в первом задании, только теперь с числами 4, 5 и 6. К числу, расположенному слева в ячейке таблицы, необходимо прибавить числа, размещенные в столбике справа, а на вычитание наоборот: от чисел, расположенных в столбике слева, отнять число, находящееся в ячейке таблицы справа.
Например: в первой таблице мы к 4 прибавляем 3, затем 5, 6 и так далее, а в третьей - от 20 отнимаем 4, от 18 отнимаем 4, ну и дальше...
Ответы нужно записать в пустые клеточки, рядом с числами, с которыми мы выполняли действие.
Задания на счет в пределах 20 - это те же самые числовые таблицы, что и в первых двух материалах. Но, как вы видите, сложение и вычитание мы будем выполнять уже с числами 7, 8 и 9. Распечатайте и заполните таблицы по принципу предыдущих заданий.
Если ребенку довольно сложно решать подобные примеры, вероятно, что он плохо усвоил тему о составе чисел, поэтому вам необходимо, прежде всего, заново повторить с малышом пройденный материал, используя при этом и числовые таблицы, которые вы можете скачать ниже во вложениях. Только после того, как вы убедитесь, что ребенок закрепил знания по теме, можете снова вернуться к данному материалу.
Здесь ребенок должен помочь близнецам решить и дописать две таблицы (на сложение и вычитание) с числом 10, а ткаже выполнить интересные задания для детей "Счет до 20".
Если вы начали изучать и разбирать с ребенком состав чисел от 2 до 10 - таблица для распечатки от нашего Лисёнка будет вам хорошим помощником. Распечатайте бланк с таблицей и разместите его в таком месте, где он будет всегда на виду у ребенка. Малыш в любой момент сможет воспользоваться подсказками, постепенно запоминая состав каждого числа.
Желательно, обучение ребенка разбавить полезными играми, чтобы малыш не просто зубрил материал, а пытался понять его.
При желании, можно разрезать числовые таблички по контуру, используя их, как отдельные карточки. Так вам будет удобней поочередно разбирать состав каждого числа.
Таблица сложения до 10, распечатать которую вы также можете во вложениях под ознакомительными материалами, станет для малыша палочкой - выручалочкой, если вы научите ребенка правильно ею пользоваться. На время обучения поместите таблицу в поле зрения малыша - постепенно она отложится в памяти ребенка, а спустя время, он без труда сможет вспомнить ее и использовать при решении различных задач и примеров по памяти.
После распечатки таблица сложения чисел может быть использована, как настенный плакат, а можно разместить ее под стеклом на рабочем столике ребенка, как памятку. Также вы можете вырезать каждую табличку с числом отдельно, получив при этом 10 ярких и красочных карточек с картинками для обучения ребенка счету до 20.
Надеемся, что в комплексе, все подготовленные нами материалы, помогут вам сделать обучение ребенка счету разносторонним и интересным. А перейдя по данной ссылке , вы можете дополнительно скачать для занятий с малышом по математике карточки с цифрами и математическими заданиями.
Во время обучения ребенка счету до 20 вам однозначно понадобится и такая таблица сложения и вычитания, скачать которую вы можете во вложениях внизу страницы. Пользоваться ей очень просто: на таблице мы отметили стрелочками, какие действия необходимо совершить, чтобы прибавить два числа, а также, каким образом, с помощью этой же таблицы, можно от одного числа отнять другое.
Сложение : проводим мысленно от чисел в серых прямоугольниках, которые мы хотим сложить, линии, перпендикулярно друг другу, до пересечения. Цифра, которая находится на месте пересечения и будет являться нашим ответом.
Вычитание : проводим действие в обратном порядке. От выбранного числа, находящегося в середине таблицы, проводим линии, перпендикулярные друг другу, к числам в серых прямоугольниках. Одно число будет являться вычитаемым, а другое разницей.
Вам могут быть полезны и другие материалы по обучению счету для распечатки:
Здесь мы считаем до 20, используя карточки с числами. На каждом листе-карточке расположено число от 1 до 20 и различные предметы, количество которых равняется данному числу.
В этих занимательных задачках мы учимся считать до 20 вместе с героями мультиков и сказок. Дети дошкольного возраста совершенно не любят однообразие и скуку.
В этом материале дети узнают, что такое четные и нечетные числа от 1 до 20 и научатся различать их, выполняя различные задания в картинках.
Здесь мы подготовили для вас устный счет в пределах 10 в виде математических заданий в картинках. Данные задания формируют у детей навыки счета и способствуют более эффективному обучению простых математических действий.
Чтобы дети могли быстро и с интересом освоить счет в пределах 10, мы подготовили для вас веселые раскраски с заданиями. Каждое задание содержит в себе картинки для раскрашивания - это стимулирует ребенка правильно выполнить задание.
Здесь вы можете скачать прописи цифры, распечатать их на принтере и использовать в домашнем обучении для подготовки детей к школе
А также вы можете поиграть в математические игры от лисенка Бибуши:
Здесь ребенку нужно быть внимательным, чтобы найти все спрятанные числа на картинке. В игре также используется порядковый счет.
В этой игре ребенку необходимо выбрать среди предложенных чисел самое большое или самое маленькое.
Представляем вашему вниманию еще одну развивающую математическую игру "Сложение и вычитание до 10" для детей раннего возраста от Лисенка Бибуши
Математическая онлайн игра "Задачи-примеры для малышей в картинках" состоит из восьми задачек и подойдет детям, которые учатся считать до 10.
Понимание состава числа – залог правильного и четкого письменного и устного счета. Официально при зачислении в школу ребенок не обязан разбираться в математике, однако большинство малышей идут в 1 класс, владея элементарными арифметическими навыками. Помогая дошкольнику выучить счет до 10 и состав этого числа, вы серьезно облегчаете начало его учебы. Существует несколько эффективных методик, позволяющих проводить обучение в виде игры или в других бытовых ситуациях. Выясним, как заинтересовать ребенка и объяснить ему состав числа.
В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:
Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.
Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:
Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.
Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.
Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:
Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.
Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:
По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.
На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:
Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.
Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.
Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.
Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.
Как построить ход занятия:
Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.
Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.
Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками. Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток. Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:
Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:
Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.
Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:
В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.
Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:
Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.
Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:
Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.
Нередко случается, что дети по той или иной причине не могут выучить состав числа. Либо малыш просто не может сконцентрироваться, либо вы используете не тот метод. Но ситуацию очень просто исправить.
Что нужно для занятия:
Инструкция
Фотогалерея: карточки с числами
Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!