Семейный психолог мария антипова о том, как не перегрузить ребенка уроками, секциями и кружками. Как не перегрузить ребенка дополнительными занятиями Устал или не хочет – быть гибкими, чтобы понять

На свадьбу

НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ РЕБЁНКА КРУЖКАМИ И СЕКЦИЯМИ #родителям_на_заметку @logopedexpert 🙁Если ребенок начинает хуже учиться, спустя рукава делает уроки, становится невнимательным, а педагоги упрекают его в расхлябанности, то мы, как правило, устраиваем чаду взбучку, ругая его за лень. А между тем, ребенок может быть и не виноват: вдруг он просто-напросто устает? Ситуацию комментирует школьный психолог Джульетта Есипян. «Родителям часто не приходит в голову, что ребенок тоже может утомиться, что учеба его перегружает, - комментирует психолог. - Они обычно убеждены, что, если возникают какие-то проблемы в учебе, - это от лени и недостаточного прилежания. В результате взрослые заставляют школьника учиться из-под палки, и к переутомлению добавляется еще и нервный стресс». В наше время считается хорошим тоном отдавать детей на разные кружки. Кроме того, в школах часто проводятся дополнительные занятия. Маленький человечек занят с утра до вечера: в первой половине дня школа, после обеда - факультативы, вечером - кружки... Неудивительно, что, когда дело доходит до приготовления школьных уроков, ребенок делает их формально, может чего-то недоучить, не довести до конца... В школе ему тоже трудно собраться, его внимание рассеивается, он может неправильно решить задачу, с запинкой прочитать текст, невпопад ответить на вопрос учителя, заработав замечание... Увы, родители нередко бранят ребенка, не разобравшись толком в ситуации. Как-то мать одной девочки пожаловалась мне на то, что ее Ксюша в первом классе хорошо училась, а во втором все время зарабатывает замечания от учительницы: то не успевает вовремя написать контрольную, то во время объяснения материала не слушает, а смотрит в окно... Успеваемость школьницы понизилась. Из разговора выяснилось, что девочка, помимо обычных уроков, посещает еще факультатив по английскому языку, а также ходит на рисование, музыку и танцы. Рабочий день Ксюши, как правило, начинался в восемь утра и заканчивался в восемь вечера. Кроме того, некоторые кружки она посещала даже по субботам. Не всякому взрослому выпадают такие нагрузки! К счастью, после того как я поговорила с Ксюшиной мамой, семья отказалась от музыкальной школы и хореографического кружка, которые девочка посещала только по желанию родителей, не имея к этому особой склонности, и продолжала ходить только на английский и в изостудию, что нравилось ей самой. В другой семье родители постоянно кричали на сына, если он недостаточно хорошо делал уроки. Мальчик непрерывно находился в стрессовом состоянии и на занятиях в школе никак не мог сосредоточиться. Наконец, они догадались обратиться за консультацией к психологу. После того как взрослые изменили свое поведение, стали разговаривать с ребенком более спокойным тоном, перестали на него давить, ситуация в школе значительно улучшилась. ️Итак, что же следует предпринять, чтобы ребенок не уставал во время школьных занятий? Вот какие рекомендации дает психолог. 1. Избегайте перегрузок! Два кружка в неделю - вполне достаточно. Если их будет больше, учеба, возможно, начнет страдать. Конечно, есть такие замечательные дети, которые всегда и все успевают. Но не стоит рассчитывать, что ваш ребенок попадет в их число. У каждого свой «потолок». 2. Следите за режимом дня! В рацион детского питания обязательно должны входить фрукты и овощи. Ребенок должен получать их ежедневно. Зимой следует давать ему витамины. Приучите ребенка делать утреннюю зарядку. Не пренебрегайте прогулками: лучше пусть он лишние полчаса побегает с друзьями, чем будет это время корпеть над уроками. 3. Не забудьте, что ребенок должен отдыхать! Поэтому между приходом из школы и походом на кружок или приготовлением уроков должен быть перерыв не менее двух часов. 4. Научите ребенка планировать свое время. Составляйте с ним график на каждый день недели, учитывая не только занятия и кружки, но и время на еду, спорт, отдых и общение с друзьями. 5. Заведите домашнее животное, уход за которым будет под силу вашему ребенку. Как показывает опыт, это хорошо дисциплинирует. Кроме того, общение с животным хорошо снимает усталость и дает заряд бодрости. 6. Если ребенок без видимых причин вдруг стал хуже учиться, стал рассеянным и невнимательным, получает замечания от учителя, прежде чем ругать его, расспросите его самого о причинах этого. Возможно, он вовсе не ленив, а действительно устает. Тогда нужно принять соответствующие меры, как указано выше.

Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге "Наши бедные богатые дети", заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться "на обочине жизни".

Говорят, самые надежные вложения - это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа - всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних - в несколько этажей, у других - размером с небоскреб.

Иностранные языки - обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание - для здоровья, шахматы - для интеллекта, теннис - это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба - воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка - классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном - тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких "поваляться на травке" и "погонять с друзьями" не стоит и мечтать. "Расслабляться" будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов - чтобы совместить приятное с полезным.

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе "офиса" встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы "проект" развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции - мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться - не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на "нулевой стадии". И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: "Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает". Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь - может, обратиться к логопеду?

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.


На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, "как большие". К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын "заменил ей спутника" - каждую неделю он "водит ее ужинать". Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой - в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, - не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: "У моего малыша за первый год - 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается".

Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение - "контейнерные дети".

Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит - организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон - это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

У состоявшихся людей "все должно быть супер". Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ - по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок - это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант - рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

Воспитание все больше напоминает "выращивание выставочных экземпляров", назначение которых - производить фурор. Где бы мы ни были - в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, "конвертируемыми" - в медали, оценки, дипломы.

Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка - значит, мама плохо справляется со своей работой: "Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!" - возмущается папа-бизнесмен.

Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами "чемпионскую программу" только с помощью постоянного давления.

Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает - нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.


Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, - достигай, становись, совершенствуйся. Любовь - как приз, а наказание за неуспех - лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: "В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования". В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: "проиграешь - перестану любить".

Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: "Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой". Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый... За словами "какой-то не такой" скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

В конце концов дети оказываются в изоляции - и физической, и психологической. Физической - потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической - потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. "У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде", - жалуется подросток из состоятельной семьи. "Везде" означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, "нигде" - отсутствие контакта.

Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

Устраивая ребенку "эффективное детство", подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом - в следующий раз.

У детей энергии – хоть отбавляй, и родители, естественно, всегда хотят направить ее в полезное русло: помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал, и заодно приобрести новое хобби. Взрослые всегда поддерживают детей в первых жизненных увлечениях, надеясь, что это поможет им в будущем определиться с профессиональной деятельностью. Разнообразные кружки и секции дают ребенку всестороннее развитие (спортивное, музыкальное, творческое), и мы решили рассказать вам, на что стоит обратить внимание при определении детей в дополнительные образовательные и спортивные учреждения. С какого возраста и на сколько часов можно нагружать ребенка сверх основной учебы? Проверьте, не загружены ли ваши детки сверх нормы!

Дошкольники: приучаем малышей к творчеству

Малыши, которые еще не ходят в школу, просто обожают творить: они поют, сочиняют стишки, придумывают небылицы, пляшут и рисуют. Не всегда во всем этом творческом самовыражении можно найти какой-то определенный смысл, однако именно эти первые «зачатки» проявления собственного «я» крайне важны. И родителям нужно постараться не «загасить» ребенка, а напротив, смотивировать на дальнейшее развитие. Крохи ведь всегда копируют взрослых: вот папа начал собирать шкаф, и сыночек тоже тянется за отверткой; мама начала лепить пельмени, и дочка тут как тут – месит ручками тесто.

В таких случаях нужно найти грань между «это не так, дай я покажу, как надо» и «пусть делает, что хочет, балуется же». Важно направить кроху, но не переделывать его результат. Его уникальная интерпретация «работы» является фундаментом для будущих шедевров.

Создавайте благоприятную для творчества атмосферу, и вы увидите, как ребенок сам потянется за искусством в любом его проявлении: начнет танцевать, подпевать, лепить животных и сочинять сказки. В такие моменты дошколята чувствуют себя творцами и первооткрывателями - поддержите их порыв, обеспечив необходимыми прикладными материалами, или же отдайте малыша в «развивашку».

Выбор кружка: на что обратить внимание

На первый взгляд кажется, что кружки и секции не требуют излишней избирательности, но все же к выбору развивающих центров стоит подойти ответственно. Кружки для дошколят должны включать в себя программы, которые соответствуют возрасту деток и не загружают их чересчур сложными и непосильными заданиями, иначе он быстро переутомится и будет ассоциировать творчество и спорт с усталостью и чем-то недостижимым. Физически и психологически ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому, прежде чем отдавать ребенка в кружок, присмотритесь к его предпочтениям. Не гонитесь за модными веяниями и за мнимым престижем, помните о том, что сегодня малышу нравится рисовать, а завтра сменит свое хобби на танцы или пение.

Виды деятельности: во сколько лет чем можно заниматься

Живописи, танцам, вокалу, профессиональным видам спорта лучше всего приучать с 5-6 лет. Этот возраст идеален для детей, чтобы учить их «настоящим» знаниям, постепенно отходя от спонтанных желаний и отказов. Ребенок легче приучается к постоянным повторениям и запоминает новые навыки.

Крох в 2 годика лучше отдавать на физкультуру и учить ритмике. Малышам в 5 лет можно посоветовать кружок пения, а обучаться музыкальным инструментам лучше в 6 лет, а то и в 7-8.

Танцы. Если говорить о простом удовольствии от данного вида деятельности, то детям в возрасте 3-4 лет танцы будет в радость, а вот для профессионального занятия (чтобы выезжать на конкурсы и чемпионаты) лучше подождать до 5-6 лет. Однако помните о том, что на уроках танцев малыш не сможет кривляться так, как ему угодно – нужна будет дисциплина и закрепление навыков.

Профессиональный спорт. Тут дела обстоят почти так же, как и с танцами. Не торопитесь спешно определять ребенка в спорт, пытаясь вырастить «будущего олимпийского чемпиона». Вы можете лишить его шанса самостоятельно выбрать «дело всей жизни». К тому же, не забывайте, что профессиональные занятия спортом не всегда позитивно влияют на психику и общее самочувствие крохи. Смотрите на реальные способности и желания сынишки или дочурки. Отдавайте в спорт не ранее 5-6 лет.

Бассейн. До 5 лет малыш ходит в бассейн только для веселого плескания и игр, а вот для адекватного восприятия тренерских указаний лучше подождать 5-6 лет. В целом, обучение плаванию лучше начинать после 5 лет.

Рисование. Рисовать могут и 1,5-годовалые малыши. Но изучить технику рисунка и научиться живописи могут дети только с 4-6 лет.

Иностранные языки. 3 года – возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает речь, и мы говорим именно о родном языке. Для изучения иностранных языков нужно подождать, так как если приучать чадо учить «неродные» слова с трех лет, то у него в голове может возникнуть путаница. А ведь формирование родного языка происходит только в 6-8 лет. Логопеды говорят, что если отдать ребенка в кружок, где обещают научить бегло говорить на другом языке, у него может появиться дисграфия – нарушение письма, которое частенько встречается у нынешних школьников. Не торопитесь «вылепить» из ребенка полиглота. Однако если вы твердо решили обучить малыша иностранному языку в 3-4 года, то выбирайте только один, а не два, и помните о том, что уроки должны протекать в игровом формате. Также обратите внимание на регулярность занятий, иначе все старания пойдут коту под хвост – малыш забудет все, чему его учил преподаватель.

Первоклассник: стоит ли отдавать ребенка в кружки

У ребенка началась непривычная, новая жизнь, и его ежедневный уклад полностью поменялся. Он только-только учится жить по-новому, а родителям, конечно, хочется, чтобы первоклассник мог развиваться не только в рамках школьной программы, но и дополнительно увлекался музыкой, спортом или рисованием.

Психологи говорят, что загружать ребенка всевозможными кружками сразу с началом учебного года нельзя. Нужно дать время малышу приспособиться к новым реалиям, пройти процесс адаптации к одноклассникам и учителям, и привыкнуть к урокам.

Даже в том случае, если вы думаете, что ребенок привык, и у него все идет гладко, не спешите.

Малыш учится с удовольствием, у него появились друзья, и остается свободное время? Вы готовы занять его какими-то полезными занятиями, и это верное решение. Но подходите ко всему с умом. Следуйте нескольким советам, и все будет спокойно:

  • Не загружайте ребенка сверх нормы: если весь его день будет расписан по минутам, то в итоге он получит не новые знания, а нарушенную психику и хроническую усталость;
  • Общее число всех дополнительных занятий и время, затрачиваемое на них, зависит исключительно от индивидуального склада ребенка. Для обычного школьника это: не более 2 раз в неделю в будни + 1 раз в выходной. Рассчитывайте и расстояние от дома. Регулярные поездки с одного конца города в другой могут вымотать кроху.
  • Если ваш ребенок гиперактивный, то можете попробовать записать его в несколько секций сразу: он перепробует все, и остановится на каком-то одном занятии.
  • Если же ваш малыш, напротив, спокойный и усидчивый, то лучше сразу записать его только в 1-2 кружка, иначе, с ростом нагрузки в школе, ему будет сложно концентрироваться на чем-то одном.
  • Перерыв между школьными уроками и дополнительными занятиями должен составлять не менее 1 часа.

Норма времени для занятий в кружках и секциях: это стоит запомнить

Количество уроков и затрачиваемое на них время зависят от возраста ребенка. Об этом нужно помнить не только родителям, но и учителям, преподавателям детских клубов и спортшкол.

Занятия в кружках и спортсекциях должны начинаться в 8:00-9:00 утра. Время завершения зависит от того, сколько лет ребенку:

  • не позднее 20:30 – 6-10 лет;
  • не позднее 21:00 – с 10 лет.

Уроки в допучреждениях могут проводиться в любой день недели и месяца (сюда входят каникулы и выходные дни).

Максимальное количество допуроков в неделю и продолжительность по возрастам:

  • дошкольники – 2 урока в неделю, до 35 минут;
  • маленькие школьники (6-10 лет) – до 4 уч. часов в неделю (1 уч. час – 45 минут);
  • школьники постарше (10-14 лет) – до 6 уч. часов в неделю (2 раза в неделю);
  • старшие классы (15-17 лет) – до 10-12 уч. часов в неделю (3 раза в неделю).

Если вы отдали ребенка в 2 кружка сразу или более, то нельзя заниматься в один и тот же день по одному и тому же направлению (например, это относится к спортивным тренировкам).

Практическая часть занятий не должна занимать больше 60-70% от всего урока. А непрерывное течение практической работы не должно превышать следующих нормативов:

  • 4-6 лет = не более 5 минут;
  • 7-9 лет = не более 7-10 минут;
  • 10- 11 лет = не более 10-13 минут;
  • 12-12 лет = не более 15-18 минут;
  • старше 14 лет = не более 20-25 минут.

Готовясь стать мамой в первый раз, я на протяжении девяти месяцев беременности мечтала, как с первых же дней займусь развитием своего ребенка. "Мой сын раньше других научится читать и писать, причем желательно сразу на двух языках", - мечтала я. Я скупала в магазинах кучу полезной и бесполезной литературы по раннему развитию и мечтала, мечтала, мечтала...

Когда ребенок наконец родился у меня первое время просто не было сил даже открыть книжку по раннему развитию, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда я опомнилась сыну было уже два года. Честно признаться - я не на шутку испугалась, что опоздала со своим ранним развитием. И с двойным упорством принялась наверстывать упущенное.

"Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота..."

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях - эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, - куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. "Ничего страшного, - утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет". Это - одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.

Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения - в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями - более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.

Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться - меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. "Это все последствия излишней перезагруженности", - сказал мне врач.

После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще - плохо, много заниматься - тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?

Все хорошо в меру

Но тут возникает вполне логичный вопрос: "Как же определить эту меру?". Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.

Как говорил один из мудрецов "Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь". Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: "Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний".

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка - лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, - это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться - вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше. Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно. Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации - это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.

Признаки переутомления у детей

Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое переутомление. В научной медицинской литературе можно найти такое определение: Переутомление это - физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Родители часто удивляются, от чего ребенок мог переутомиться. Он ведь только сидел и разглядывал картинки, а не кирпичи таскал. Не надо путать переутомление с физической усталостью. Переутомление, как правило, появляется при длительной нагрузке, неважно физической или умственной. Умственное переутомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое переутомление выражается в нарушении функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Кроме того, выделяют психическое (душевное) переутомление. У детей дошкольного возраста и младших школьников с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т. п. У более старших детей признаки психического переутомления наблюдаются при чрезмерных "душевных" волнениях и разного рода обязанностях.

Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.

Нарушение сна . Если ребенок часто ложится спать раньше положенного срока, но долго не может заснуть, если он просыпается среди ночи, вдруг начал говорить во сне или ложится спать днем (хотя уже давно отвык от дневного сна) - это говорит о том, что нервная система ребенка настолько перегружена, что даже во сне малыш не может расслабиться.

Нарушение аппетита . Аппетит может отклоняться от нормы как в одну, так и в другую сторону. Некоторые дети при переутомлении теряют аппетит. А другие, наоборот, начинают, есть за двоих - и то, и другое должно вас насторожить. При этом изменение аппетита может долгое время не сказываться на весе. Только при хроническом переутомлении ребенок резко худеет или наоборот стремительно набирает излишний вес.

Частые болезни . У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80-100 мм рт. ст. у младших школьников от непосильной нагрузки давление может подняться до 110-120. Если ребенок без конца простужается - это тоже "звоночек". Не пора ли вам пересмотреть жизненные приоритеты - на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

Вредные привычки . Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.

Нарушение памяти . Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.

Большие физические усилия при малом КПД . Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.

Капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность . У малышей основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания. Дети младшего школьного возраста при переутомлении становятся чересчур подвижными, непоседливыми. А у старшеклассников умственные и психические перегрузки обычно проявляются излишней агрессивностью в поведении. Подвижность ребенка - защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте - признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.

Уставший вид . Нарушение работы нервной системы отражается на лице. Хотя у детей эта взаимосвязь проявляется значительно позже, чем у взрослых. Поэтому уставший вид - это не первый (как полагают многие), признак переутомления. Появление синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствует о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму.

Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.

Индивидуальность важнее всего

Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, "с максимальной пользой". Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.

У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение "свободное". Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье - самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните - каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, - далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.

Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки... Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.

Обсуждение

В раннем детстве в меня мама тоже вбивала знания ремнём.А я рыдала и не хотела всем этим заниматься. Сейчас я сама во всём проявляю инициативу, хотя воспоминания детства я не могу вспоминать без содрогания...Я просто была маленькой, и мне было тяжело.

29.04.2005 17:10:22, Анна

10 баллов за статью!!! Она не только о раннем развитии, но вообще об обучении детей - любого возраста. Сама насмотрелась вдоволь на перегруженных детей, у которых помимо школьных нагрузок еще куча дополнительных занятий. Только за прошлую неделю трижды слышала о дистонии из-за перегрузок у девочек разного возраста: страшное дело - повышенное давление, обмороки, чудовищные головные боли. В результате врачи требуют снятия ВСЕХ нагрузок. К этому ли стремились родители, перегружая детей?
Автор статьи очень внятно и аргументированно объясняет, почему этого нельзя делать.
Спасибо ему за это!

Автор очень точно подметила, что вседети - разные и проводить аналогии так же не стоит. Пусть ребенок не вспомнит в 3 года алфавит, который выучил в полтора, но когда придет пора его учить, он вспомнить его куда быстрей, чем если бы учил заново.
Меня насильно никто ничему не учил, любимая история моей мамы как она меня в год повела на осмотр в поликлинике и врач дежурно поинтересовалась говорит ли ребенок, а если да, то сколько слов и проч. Мама пожала плечами - говорит, а сколько слов - она не считала, врач на маму посмотрела с недоверием и насмешкой - мол все из своих детей гениев растят, но мама спокойно ко мне повернулась и сказала "Лялечка, скажи тёте, сколько тебе годиков" на что Лялечка выставила 1 пальчик и протянула "одииин". Врач была в отпаде.

В 2-3 года я уже прекрасно читала и делала это с удовольствием, но при наличии старшего брата, которого раздражали мои экзерсисы мне так же очень быстро пришлось научиться читать не только вслух, но и про себя, то есть более бегло. Я не могу сказать, что я какой-то гений, но считаю, что ранее развитие все же важно. Но не насильственное. А уж как заинтересовать своего ребенка, думаю, каждый родитель найдет сам.

Добрая и отрезвляющая статья.Все наши стаания в воспиании наших чад связаны с какими-то нашими нереализованными мечтами: мы хотим, чтобы дети были умнее, воспитаннее и т.д. нас. Нельзя,конечно, идти "по нервам" детей, но думать, что показывать буквы в 2 года - рано, тоже не нужно. Все заложенные когда-либо знания всплывут, когда это будет необходимо - ничто не пропадёт бесследно. Желаю всем удачи в воспитании нашего будущего!

26.05.2004 09:59:19, Jul

Хорошая статья. Очень отличается от "ругательных" статей, где говорится о безусловном вреде "раннего развития", без рассмотрения развития без перегрузок. Ребенка надо развивать "разумно", не бросаясь из одной крайности ("он будет самым крутым, все будет делать раньше любой ценой!") в другую (типа "я - против раннего развития!"). И всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

А я видел на сайте у Тюленева Павла Викторовича уникальную методику которая позволяет в игровой форме развивать ребенка
с 0 до 18 лет

23.05.2004 17:30:00, Алексей

Да! Статья замечательная! Интуитивно я чувствую, что надо дать развиваться моему маленькому сыну так, как ему лучше - ему 14 мес и опережает многих ровестников. И мы учимся неспеша - сегодня обнаружили, какие интересные деревья - у них кора, и ветки, и листочки... А мои родители гордятся - что я в 3.5 года знала наизусть "Сказку о рыбаке и рыбке" - вспоминаю с содроганьем просто! Как насильно она была "впихнута" мне в голову, со слезами и ремнем. И что, сделало это меня успешнее в жизни? Нет.

Замечательная статья. По себе знаю, что значит "оправдывать надежды".С мамой отличные отношения, но до сих пор, когда вспоминаю мамины слова о том, что мы с сестрой должны быть "умнее, воспитаннее, внимательнее и т.д. и т.п.", становится немного не по себе.
Разбудить интерес -это одно, а строить занятия на тщеславии -это совсем другое. Когда стал подрастать собственный киндер я попала под влияние моды и подруг по детской площадке - там все в год учили алфавит и цифры. Инициатором этого был кабинет здорового ребенка в районной поликлинике - там детей регулярно тестировали на развитие и выдавали задание - что ребенок должен знать к 1 году, 2-м и т.д.
Потом мы перешли в другую поликлинику - там кабинет здорового ребенка не был обязательным - там просто можно было покормит ребенка и посидеть недолго после прививок (чтобы убедиться, что нет аллергич. реакции). А врач из кабинета немного играла с каждым ребенком и давала рекомендации - на что обратить внимание. И я с ранним развитием притормозила. Периодически пыталась повторять с ребнком то, что уже успела выучить, но дочка все это благополучна забыла, как ненужное ей на данном этапе развития.
Недавно встретила своих подруг - спросила - помнят ваши дети в 3 года то, на что мы их натаскивали в 1,5 г.? Они сказали: "Не-а!".

20.05.2004 11:17:26, starka

История из жизни: «Не давить, а помогать»

Алла: «Старшего сына, он еще и первый внук, сразу после рождения вся многочисленная родня кинулась развивать всевозможными способами: с полутора лет Монтессори, с трех лет спортивная гимнастика, потом перешли в бальные танцы, потом в ДЮСШ, на плавание. Везде он показывал прекрасные результаты. Но! До поры до времени. Пока не начиналось давление: «Быстрее! Выше! Сильнее!».

С февраля пошел сам, по своему личному выбору в кружок по авиамоделированию. И доволен. Мы приняли решение больше на него не давить, что выберет, тем пусть и занимается.

А вот с младшей дочкой все было иначе. На ранние развивашки я с ней не ходила, на том, что она чего-то не делает в срок, не зацикливалась. Она поздно заговорила, годам к двум только. Зато сейчас в классе лучше всех учится.

А вот с сыном был грех, оглядывалась я на то, что у других дети умеют делать, а мой не умеет. Сейчас дочь уже второй год занимается в художественной школе, очень любит занятия, не идет туда, а летит.

А есть ли детство?

Наверное, все зависит от того, чего родители хотят от своего ребенка: гордиться им, задавая высокую планку и получая чувство собственного удовлетворения – вот какие мы родители! – или чтобы он был счастливым, независимо от уровня достигнутой им планки.

Психолог Александра ВИНОКУРОВА говорит о том, что многие впадают в крайности. Одни таскают свое чадо на всевозможные кружки и секции. Не дают ему вырваться из окружения многочисленных учителей, воспитателей, тренеров. Тут есть еще один момент: чтоб по улице не шатался, чтоб времени у него не оставалось на всякие детские шалости, чтоб выматывался так, чтобы мыслей лишних в голове не появлялось. Каким вырастет такой ребенок в результате? Наверное, везде будет бегать с телефонами и ноутбуками, даже в отпуске. Ведь его не учили отдыхать, расслабляться, получать удовольствие. А что он будет вспоминать о своем детстве? И есть ли оно у таких детей?

А другие родители относятся к своим детям как к тепличному растению: велосипед – это опасно! Коньки – о, ужас! На горку не лезь – упадешь! Любой вид спорта травмоопасен! Это не трогай, туда не ходи, сюда не смотри, а лучше сиди в манеже, гуляй на балконе, еще лучше совсем не гуляй – на балконе тоже опасно! А что в итоге? Вырастает замкнутый, капризный, избалованный неумеха, не приспособленный к жизни.

Переутомление – враг ребенка

Психолог отмечает, что стремление родителей сделать жизнь ребенка полной, насыщенной, учить и развивать вполне оправдано. Но!

- В последние годы жалобы на то, что «жизнь тяжелая» и «ничего не хочется делать» все чаще и чаще можно услышать от школьников. Появились даже дошкольники-шестилетки, которые на вопрос, хочет ли он идти в школу, отвечают, что в школу они идти не хотят, так как к шести годам они уже успели походить и на математику, и на логику, и на психологию, и на плавание, и на хореографию и бог знает на что еще. А хотят они в детский сад, потому что там можно играть, лепить, рисовать. А самое главное – никуда не спешить.

А кому оно надо?

Родители, стремясь всеми силами подготовить ребенка к школе, начинают его водить во всевозможные группы раннего развития, где дошкольники часто просто проходят программу первого класса. Маме и папе так хочется, чтобы их ребенок учился не в обычной школе, а в «особой» - саха-корейской, к примеру.

- Ребенок заучивает нужное, а потом быстро это забывает, при этом постоянно испытывая негативные переживания оттого, что ему все время нужно что-то запоминать, учить, пересказывать. Дети перестают быть любопытными, любознательными. С другой стороны, родители не просто так выбирают школы со сложной программой, таскают детей по кружкам, студиям и спортивным секциям. Современный мир предъявляет к человеку повышенные требования: чтобы хорошо устроиться в жизни, нужно получить хорошее образование и обзавестись высокооплачиваемой работой. Поэтому, желая своему ребенку только хорошего, родители часто загружают его с самого раннего, еще дошкольного, детства.

Ребенок должен заниматься теми видами деятельности, которые являются для данного возраста ведущими. В отечественной психологии под ведущим видом деятельности понимается та деятельность, которая в данном возрасте способствует максимальному развитию ребенка: его личности, способностей, потребностей. В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра. Именно она способствует максимальному развитию личности ребенка. И что особенно важно, не только его интеллекта, а всех сторон личности.

Нагрузка для ребенка должна быть посильной. Прежде чем отдавать ребенка в какую-нибудь престижную гимназию или школу с углубленным изучением языков или предметов, родителям важно понять: будет ли такая нагрузка адекватна именно для их ребенка? Здесь важно учесть и особенности здоровья ребенка, и возможности его психики, и личностные особенности. Желательно проконсультироваться с педиатром, психологом, логопедом, опытным педагогом. Эти специалисты подскажут, какая программа подойдет ребенку, какая нагрузка будет для него оптимальной.

К тому же школьной программой родители часто не ограничиваются: записывают детей во всевозможные кружки и студии, занятия с репетиторами. У многих детей время, которое они проводят, обучаясь в школе, кружках и студиях, часто превышает нормы рабочего времени взрослых! «Музыкалка» в первую смену, школа - во вторую, тренировки и бассейн по вечерам, потом домашние задания и спать... Зашкаливающая нагрузка приводит к стрессу, болезням, апатии. Дети не хотят ничего делать, в школу идут без настроения, бросают кружки и готовы часами сидеть перед компьютером или телевизором, безучастно наблюдая за происходящим на экране.

Те же дети, придя в обычную общеобразовательную школу, где нагрузка адекватна их возможностям, часто заинтересовываются процессом учения, им нравится получать знания, они втягиваются в этот процесс.

- Ведь даже если ребенку сложно, но в итоге все получается, то он будет стремиться заниматься, учиться, тренироваться, - говорит психолог. - Именно радость от преодоления трудностей помогает с ними справляться. Впоследствии эти дети поступают в университеты или колледжи, становятся хорошими специалистами. А главное, они ощущают себя счастливыми людьми и с удовольствием вспоминают свое детство.