Самостоятельная игровая деятельность детей подготовительной к школе группы. Конспект самостоятельной деятельности детей подготовительной группы на занятиях по физической культуре «Спорт — это жизнь Самостоятельная детская деятельность в подготовительной г

Брату

Самостоятельная деятельность детей


  • Физическое развитие : самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры;

  • Социально – коммуникативное развитие : индивидуальные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

  • Познавательно развитие : самостоятельное чтение, самостоятельные игры по мотивам художественных
произведений, самостоятельная деятельность в уголке книги, в уголке театра, сюжетно – ролевых игр, развивающие игры.

  • Художественно – эстетическое развитие: самостоятельное рисование, лепка, аппликация, рассматривание репродукций картин, музицирование(пение, танцы), игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

  • Речевое развитие – беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные, режиссерские игры, игры-драматизации, различные виды театра.
2.4.Взаимодействие с семьей, социумом.

Основные цели и задачи

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами («Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).

Стенды. На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).

Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада, а также в семейных календарях.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.

Основными формами просвещения могут выступать: конференции (в том числе и онлайн-конференции), родительские собрания (общие детсадовские, районные,), родительские и педагогические чтения.

Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.).

Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.

Семейный праздник в детском саду - это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).

«Физическая культура»:

Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

Информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

«Социально-коммуникативное развитие»:

Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми.

Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

Развивать у родителей навыки общения с ребенком;

Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.

«Познавательное развитие»:

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

«Речевое развитие»:

Доказывать родителям ценность домашнего чтения;

Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

«Художественно-эстетическое развитие »:

Поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

Раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Основные направления и формы работы с семьей:


  • Взаимопознание и взаимоинформирование

  • разностороннее знакомство с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами.

  • Стенды.

  • Непрерывное образование воспитывающих взрослых

  • Совместная деятельность педагогов, родителей, детей: семейные художественные студии, семейные праздники, семейный театр, пособия для занятий с ребенком дома

План работы с родителями на 2016-2017у.г.


Мероприятия

Дата

Ответственные

Родительские собрания:

Общие родительские собрания:

1.Тема : « Основные направления образовательной деятельности и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год».

2.Тема : «Безопасность детей в наших руках»

3.Тема : «Организация летней оздоровительной работы »

сентябрь
декабрь

Л.Н. Серко

Старший воспитатель

Родительские собрания в возрастных группах:

Тема: «Физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет и основные задачи образовательной деятельности на новый учебный год»


Сентябрь

Е.В. Нестеренко

Тема: «Речевое развитие старших дошкольников»


Декабрь

Н.А. Аматуни

Тема: «Мы на год взрослее стали»


май

Воспитатели группы

Тема: На пути к школе»


Февраль

Воспитатели групп

Смотры – конкурсы


Смотр – конкурс: «Лучшая поделка с мамой и папой»
Смотр газет : «Моя дружная спортивная семья»

Февраль,

окябрь


Воспитатели групп

День открытых дверей.

Апрель

Воспитатели групп

Газета «Домовенок»:

Тема: «Безопасность дошкольников»


ноябрь

Воспитатели групп

Тема: «Способы речевого развития дошкольников»


апрель

Воспитатели групп

Папки-передвижки:


Воспитатели групп

Тема: «Умные ручки»


март

Воспитатели групп

Тема: «Развиваем логическое мышление и мелкую моторику будущих первоклассников»

ноябрь

Воспитатели групп

Тема: «Музыка в экологическом воспитании детей»


декабрь

Муз руководитель


апрель

Н.А. Аматуни

Тема: «Речевые игры и упражнения для старших дошкольников»


апрель

Н.А. Аматуни

Анкетирование:

Тема: «Изучение потребностей родителей»

Сентябрь

Воспитатели групп

Тема: «Оценка качества работы ДОУ»


май

Воспитатели групп

Консультации для родителей:

Тема: «Один дома»

октябрь


Воспитатели групп

Тема: «Дорожная азбука по ПДД»

сентябрь


Воспитатели групп

Тема: «Знакомим детей с основами безопасности «

ноябрь


Воспитатели групп

Тема: «Сказкотерапия, как метод коррекции тревожности у старших дошкольников»

февраль


Воспитатели групп

Тема: «Семья на пороге школьной жизни»

январь


Воспитатели групп

Тема: «Шпаргалки для родителей - детское любопытство»

февраль


Воспитатели групп

Тема: «Гиперактивный ребенок в детском саду и дома»

март


Воспитатели групп

Тема: «Кризис 7-ми лет»

апрель


Воспитатели групп

Тема: «Занимательные речевые игры для всей семьи»

май


Воспитатели групп

Консультации специалистов:


Воспитатели групп

Тема: «Роль семьи в сохранении здоровья ребенка»

октябрь


Ст.воспитатель

Тема: «Семейные традиции - это важно»

март


Ст.воспитатель

Тема: «Семейный отдых»

май


Ст.воспитатель

Тема: «Какую музыку слушать дома?»

январь


Муз руководитель

Тема: «Роль музыки в воспитании детей»

апрель


Муз руководитель

Тема: «Музыкальный сканворд»

ноябрь


Муз руководитель

Уголок для родителей « От изо деятельности к творчеству»

1 раз в 3 месяца


Воспитатели групп

Тема: «Как научить ребенка рисовать, если не умеешь рисовать сам»

ноябрь


Воспитатели групп

Тема: «Как подружить ребенка с изобразительным искусством»

март


Воспитатели групп

Михликова Лариса Сергеевна
Сторожева Юлия Павловна
воспитатели
Фомина Наталья Дмитриевна
учитель – логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Согласно ФГОС, современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, и развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами.

Педагогами давно доказан факт, что успешность школьного обучения определяется не наличием большого запаса знаний, а полученной в дошкольном детстве способностью самостоятельно извлекать из окружающей среды эти знания и аккумулировать их. Поэтому одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. При этом роль воспитателя остаётся основной. Он должен так организовать самостоятельную деятельность детей, чтобы у них зарождалась мотивация к нахождению ответов на возникающие вопросы, развивалась фантазия, любознательность .

Организуя самостоятельную деятельность в подготовительной группе детей с ТНР, мы учитывали возрастные особенности воспитанников, их интересы и пристрастия. В первую очередь, мы начали создавать предметно-развивающую среду, которая позволяла бы детям найти своё дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально.

Дети, обладают умением добывать из спонтанной, а также специально созданной взрослыми развивающей среды знания и применять их в жизни. Именно это позволяет развивать и совершенствовать детскую любознательность, инициативность, самостоятельность .

Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют планировать свою деятельность. Поэтому дети длительное время проводят в центре науки и природы, где наблюдают и ухаживают за растениями, проводят элементарные опыты и эксперименты, занимаются поиском информацию по интересующей их теме, находят ответы опытным путём. При этом у них формируется навык монологической речи, так как они проговаривают свои действия. Поэтому мы в группе создали такой центр, где находиться различный познавательный материал, оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов. Вместе с детьми и родителями собрали коллекции тканей, бумаги, камней, пуговиц, семян и т.д.

Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей. Для этого в группе создан центр «Говори правильно», куда входят дидактические, настольно–печатные игры, пособия на автоматизацию звуков, картотеки артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры на развитие мелкой моторики рук, шнуровки, картинки по лексическим темам и многое другое.

Для развития речевого общения, литературной речи, знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей в группе есть библиотека, где собраны различные книги познавательного характера, сказки, рассказы, стихи.

Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, для её восстановления у детей нашей группы есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени, за ширмой, где постелен коврик, лежат мягкие подушки.

Здесь дети могут отдохнуть, позаниматься спокойной деятельностью (рассматриванием книг, спокойными играми и беседами).

Эта ширма многофункциональная, двухсторонняя, она легко передвигается, с помощь неё дети могут развивать мелкую моторику рук, классифицировать предметы, считать, показывать кукольные представления, здесь с детьми разыгрываются небольшие сюжеты речевого общения: вопросы и ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления.

У нас в групповой комнате имеется подиум, он используется многофункционально: при организации нетрадиционных занятий, вечеров досуга, проведении сюжетно-ролевых игр, как сцена для исполнения детьми стихов и песен, для показа кукольных спектаклей и т.д. Там же находятся предметы ряженья: шляпы, юбки, короны, веера, платочки с кружевами и др. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и исполняют их роли. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. Всё это побуждает ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно обща­ются друг с другом и с взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

Основу нашей группы составляют мальчики, поэтому они с неподдельным интересом и азартом играют в уголке «Безопасности». Он оснащён дорожными знаками, светофором, транспортными средствами, атрибутами к сюжетно – ролевым играм, макетом улицы, настольно – печатными играми. Всё это закрепляет правила дорожного движения, развивает диалогическую речь детей, умение общаться друг с другом.

Для развития художественно – творческих навыков созданы все необходимые условия. Все материалы для продуктивного творчества (краски, карандаши, бумага, мелки, гуашь, нетрадиционные материалы) расположены доступно и безопасно. Дети свободно ими пользуются и создают свои шедевры, по собственному замыслу в различных техниках. Также в уголке творчества имеются наглядные материалы по различным видам искусства, изделия народного декоративно–прикладного искусства. Для развития графических навыков используются коробочки с манкой, песком.

Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста - существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Значит, математика в детском саду должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной, у нас в группе создан уголок математики, где для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, настольно-печатные игры: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, ребусы, лабиринты.

Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого в раздевалке был создан физкультурный центр, который пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. Здесь дошкольники могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель. В этом центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, массажные коврики, разноцветные ленточки с колечками, атрибуты для проведения подвижных игр.

При создании предметно–развивающей среды мы старались задействовать всё пространство группы. На стенах, расположили бизиборд для развития мелкой моторики рук и познавательной активности детей. Повесили металлическую доску, на которой дети могут выкладывать магнитные пазлы, которые мы приготовили самостоятельно, или выложить проезжую часть.

Создавая предметно–развивающую среду в группе, мы стремились пробудить у детей мотивацию к самостоятельной деятельности, любознательности, фантазию, творческий подход.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста/ О.В. Дыбина – М.: центр педагогического образования, 2008 – 39с
  2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет/ Н.В. Нищева «Детство-Пресс», 2009 – 28с

Участие – очное

Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников»

Часто понимают конкретное свойство индивида, которое помогает реализовать себя как личность.
В настоящее время развитию детской самостоятельности много внимания уделяют педагоги и психологи в период подготовки дошколят к началу обучения в школе. Это важнейший период в развитии личности ребенка.

Если ребенок самостоятелен, он инициативен, ответственно подходит к любой деятельности. У самостоятельных детей наблюдается некоторая независимость. Будь то игровая или познавательная деятельность.

Показатели самостоятельности у старших дошкольников

Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:

  • Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
  • Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
  • Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
  • Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
  • Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.

Развитие детской самостоятельности в старшей и подготовительной группах

В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи. При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.
Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.

Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.

Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять «Я сам!». То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения. Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому. Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.

Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.

В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.

Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.

Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.

Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.

Время от времени дети повторяют свои действия, у них , желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.

Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить «спасибо», когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение. Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить. Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.

Развитие детской самостоятельности можно организовать на похожих примерах.

Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.

Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать — правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.

Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.

Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.

Развитие самостоятельной деятельности у старших дошкольников

Для развития детской самостоятельности в дошкольных учреждениях успешно используют продуктивную деятельность.
Хочется в стихотворной форме сказать «Игры, творчество и труд у детей самостоятельность разовьют».
А теперь коротко рассмотрим средства развития самостоятельной деятельности у старших дошкольников.

Развитие детской самостоятельности в игре

Самостоятельность в игровой деятельности

Вообще, игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности.

В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Развитие детской самостоятельности через творческую деятельность

В творчестве самостоятельность развивается тоже очень эффективно.
На занятиях дети создают новые и оригинальные изделия, рисунки. При этом активизируются воображение. Дети реализуют свои замыслы, и это ведет к развитию самостоятельности.

Творческая самостоятельность

В своих рисунках дети применяют приобретенный ранее опыт. Предоставляя дошкольникам образец, мы вызываем в них интерес и желание нарисовать то же самое. Стимулируем выполнить рисунок, используя другие цвета, или предлагаем что-то поменять на свое усмотрение. Обычно дети легко соглашаются пофантазировать. В результате такой самостоятельной деятельности получаются замечательные рисунки.

До начала занятия дети охотно раскладывают пособия на столики, раскладывают кисточки и карандаши, другие материалы творчества. После проведения занятия дети самостоятельно прибирают пособия, ставят инструменты на свои места на полочках и в шкафчики.

Труд и развитие детской самостоятельности

Что касается труда дошкольников в процессе развития самостоятельности, то хочется отметить следующее.

В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Дети наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежку и другие. В процессе выполнения трудовых умений иногда бывают непредсказуемые ситуации. И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки. В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво. Самостоятельно принимая решение расставить игрушки ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту.

Понятно, что детям надоедает изо дня в день выполнять одинаковые обязанности, например, стирать пыль с книжной полочки. Легче выполнять что-то разовое. Пока не пропал интерес к труду.

Когда няня в детском саду меняет постельное белье, она может попросить помощи у воспитанников. Дошкольники с удовольствием помогают взрослым. Девочки любят застилать простынки на кроватки и взбивать подушечки. Эти навыки позднее проявляются в том, что дети после дневного сна поправляют свои постельки.

Их и просить об этом не надо, они выполняют это самостоятельно.

Самостоятельность в труде

Приучая детей к аккуратности, воспитатель может предложить посмотреть вокруг. Если что-то в группе не в порядке, дети могут предложить сами, что нужно сделать.

Также у каждого ребенка в группе есть свой шкафчик для одежды. Можно дать задание детям навести порядок в своих шкафчиках. Если они приучатся это делать, то всегда будут следить за порядком в шкафчике, и будут самостоятельно прибирать там. Это тоже относится к бытовому детскому труду.
Однако, стимулируя ребенка к выполнению такого рода заданий, мы создадим условия почувствовать себя самостоятельным, что пригодится ребенку в дальнейшем при обучении в школе.

Приемы обучения самостоятельности

Приучают детей старшего дошкольного возраста к самостоятельности в быту различными приемами. Лучше если это будет осуществляться посредством игровых приемов. Детям также нравится участвовать в деятельности совместно со взрослыми. Своим примером воспитатель в детском саду показывает детям, как нужно выполнять то или иное задание.

Хороший эффект развитие детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях.

Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.

1 votes, average: 5,00 out of 5)

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ

Прием детей

1. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей.

2. Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически.
4. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Утренняя гимнастика

Гигиенические процедуры

Завтрак

2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.

Подготовка к занятиям
Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Занятия

Подготовка к прогулке

Прогулка
1. Наблюдение на прогулке.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей.
3. Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности.
4. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.
5. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
6. Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Обед
1. Сервировка стола: определение дежурных; ознакомление с меню; выбор столовых принадлежностей; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка аккуратности детей.

Подготовка ко сну
Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.

Дневной сон

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ

Подъем детей
1. Постепенный подъем, общение воспитателя с детьми.
2. Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности.
3. Корригирующая гимнастика: подготовка к корригирующей гимнастике, привлечение внимания детей.
4. Закаливающие мероприятия: закаливание, массаж.
5. Формирование культурно-гигиенических навыков: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; гигиенические процедуры; закрепление правил мытья рук; рассказ воспитателя о чистоте; приемы самоконтроля; оценка деятельности детей; последовательность мытья рук; последовательность одевания; контроль за внешним видом, аккуратность прически.
6. Формирование культуры поведения; доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.

Организация самостоятельной игровой деятельности детей
Общение с детьми, индивидуальная работа, игры.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Полдник
1. Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды; правила этикета; оценка деятельности детей; уборка столов.

Подготовка к занятиям
Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Свободная игровая деятельность детей
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Подготовка к прогулке
1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке.
2. Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка
1. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; на выбор детей.
2. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств: самостоятельная игровая деятельность; создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи; театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
3. Возвращение с прогулки; игра; самоконтроль; контроль и оценка деятельности детей; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Чему научится ребенок к концу года

Физическое воспитание

Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
. Прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
. Бросать предметы в цель, попадать в цель с расстояния 4-5 м.

Метать предметы правой и левой рукой, метать предметы в движущуюся цель.
. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
. Сохранять правильную осанку.
. Ходить на лыжах переменным скользящим шагом, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске.
. Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
. Плавать.
. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Ребенок и окружающий мир

Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве и дома; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.
. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Определять происхождение рукотворных предметов.
. Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
. Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.
. Знать страну, в которой живет. Знать герб, флаг, гимн России.
. Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах - защитниках Отечества.
. Знать дорожные знаки и их назначение.
. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках; школе; библиотеке.

Развитие речи

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
. Быть доброжелательными и вежливыми собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
. Понимать и использовать в собственной речи синонимы, антонимы.
. Употреблять сложные предложения.
. Различать понятия "звук", "слог", "слово", "предложение".
. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин.

Формирование элементарных математических представлений

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
. Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной мерки (веревочка, палочка).
. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
. Сравнивать целый предмет с его частями.
. Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
. Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
. Определять время по часам с точностью до 1 часа.
. Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
. Арифметические знаки +,-,=; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
. Названия месяцев года, последовательность дней недели.

Трудовое воспитание

. Продолжаем воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей.
. Продолжаем знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
. Расширяем представления о труде взрослых.

. Формируем потребность трудиться.
. Воспитываем любовь к труду.
. Приучаем старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
. Воспитываем желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Самообслуживание

Закрепляем умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
. Учим замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
. Формируем отзывчивость и взаимопомощь.

Хозяйственно-бытовой труд

. Продолжаем учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в комнате.
. Учим ребенка самостоятельно убирать постель после сна.
. Приучаем детей сервировать стол, убирать посуду после еды.

Труд в природе

. Продолжаем учить ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Ручной труд

Продолжаем развивать желание заниматься ручным трудом.
. Приучаем использовать в самостоятельной деятельности навыки работы, приобретенные на занятиях с природным материалом, бумагой, картоном.
. Формируем умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель, салфетки); сувениры; украшения на елку.
. Учим детей пользоваться иглой, выполнять шов "вперед иголку" и "через край", пришивать пуговицы.

Ознакомление с художественной литературой

К концу седьмого года жизни дети могут:

. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).

. Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
. Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
. Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.

Изобразительная деятельность

Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
. Называть основные выразительные средства.
. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.

Рисование

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
. Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Лепка

Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
. Выполнять декоративные композиции.
. Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Аппликация

Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции.


В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях.
Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими. В каждой возрастной группе организуются зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Наиболее существенные разряды оборудования — различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, портативные диаскопы и фильмоскопы для старших детей.
Большое место в детском саду занимают книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
В каждой возрастной группе в пределах литературно-художественной зоны или отдельно, если позволяют условия, устраивается уголок книги. Его обязательная деталь — полочка-витрина, где выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекают внимание детей. Помимо этого в свободном распоряжении детей должно иметься достаточное количество книг (в ящичке, в секретере или детском книжном шкафу-секции). Наряду с книгами должно быть несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками (по 8—10 в каждой) и несколько альбомов для свободного рассматривания детьми. В подготовительной к школе группе добавляется рубрика для детских журналов, газет (или оборудуется газетница).
Существуют разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Основные из них воспитатель намечает в еженедельном плане (рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).
Особенно разнообразны формы работы с книгой в подготовительной к школе группе. Комплексное использование этих форм показано в исследовании Р. И. Жуковской, наиболее подробно ею разработаны устройство детьми групповой библиотечки и организация игры «в библиотеку».
Один — два раза в год в этой группе устраивается выставка книг. Первую — в середине учебного года — целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Нужно постараться, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Вторая выставка может быть тематической: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказ«и и т. д. Желательно приурочить ее к Всесоюзной неделе детской книги, проводимой в нашей стране в дни школьных весенних каникул. Наряду с вышесказанным педагог осуществляет большую работу текущего характера, которая не фиксируется в плане.
Во всех группах дети выполняют поручения такого рода: показывают новичку книги, рассказывают о них, смотрят с малышами знакомые им книги, рисунки, картинки (для старших детей).
Следует подчеркнуть необходимость контроля воспитателя за поведением ребят в уголке книги, а также индивидуальной работы с некоторыми детьми (можно использовать подбор книг по любимой ребенком тематике, поощрение интереса к книге или журналу и т. д.).
Инсценировка как игровая деятельность детей. Педагоги и методисты по родному языку (В. М. Федяевская, А. П. Усова) отмечают существенную разницу в инсценировке как театральном представлении, которое дети показывают зрителям-сверстникам или взрослым, и инсценировке как игровой деятельности (игра-драматизация, игры с куклами, «в театр», «в кино»).
В театральном представлении, которое показывается детьми, возможны предварительное заучивание ролей, репетиция, болов широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Такая инсценировка занимает в жизни дошкольников сравнительно небольшое место.
Более популярны в педагогическом процессе игры-драматизации, или театрализованные игры, т. е. игры на темы прослушанных произведений. От обычной ролевой игры они отличаются тем, что проходят по готовому сюжету. Детям заранее известны герои будущей игры, ход ее действия (даже если инсценируется не все произведение, а один эпизод). В то же время они остаются активными действующими лицами.
Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения (сказки, рассказы, стихи), в которых большое место занимает диалог (при разыгрывании они превращаются в маленькие пьески или сценки).
Необходимое условие для самостоятельной театрализованной деятельности детей — правильная организация предметно-пространственной среды в группе и на участке.
Рекомендации к оформлению зоны для театрализованной деятельности даются в пособии «"Эстетическое воспитание в детском саду» (под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1978, с. 174—178).
Театрализованные игры отличаются главным образом тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используются такие средства выразительности, как интонация, мимика, жест, поза, походка, приемы вождения куклы. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: «...как продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское творчество (речевое, двигательное) и оформительское (обстановка игр, декорации, костюмы и т. д)». Характерная особенность такой деятельности — большие возможности для импровизации, свободное — по желанию — участие детей, самостоятельная переработка драматургического материала, игра не для зрителей.
Для того чтобы могла возникнуть театрализованная игра, необходимо многократно повторить произведение, вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед. Вначале роль ведущего исполняет воспитатель, активно помогая детям распределять роли, подсказывая реплику, очередной эпизод. Он показывает детям некоторые способы художественно-образной выразительности, например как можно передавать содержание произведения своими словами, использовать прямую речь героев, демонстрирует приемы вождения кукол, возможные варианты размещения декораций на столе и т. п.
Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами о выразительности речи персонажей и т. д.— это может нарушить ритм игры, ее непринужденность. Если такие игры проходят не вполне удачно, воспитатель может чаще использовать драматизацию как прием обучения на занятиях обдуманно объединяя детей для выполнения похожих ролей, массовых сцен, смелее выдвигая робких, заинтересовывая их введением новых красочных атрибутов и другими приемами.
Когда игра-драматизация проходит с участием воспитателя, он может более смело регулировать количество ее участников. В некоторых играх может быть занята вся группа. Такое массовое участие в игре рекомендует Р. И. Жуковская, отмечая, что, хотя участие в драматизации одновременно всей группы может быть кратковременным, воспитательная ценность игры от этого не снижается. Она предлагает следующие инсценировки для таких игр во второй младшей и средней группах: сказки «Волк и семеро козлят» (один ребенок исполняет роль волка, второй — козы, все остальные — козляток), стихотворения «Перчатки» С. Маршака (воспитатель читает от автора, ребенок исполняет роль кошки, вся группа — роли котят).
Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняются сюжет и язык произведения, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, особенно современных. Такая игра может содержать лишь элемент произведения, (имя героя, черты его характера, отдельный эпизод), а в целом развиваться произвольно по замыслу детей.
Игры на сюжеты художественных произведений имеют свода ценность — они воспитывают положительные черты личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.
Для возникновения игр на темы прочитанных литературных произведений воспитатель может использовать метод косвенного предложения: внесение игрушек и материалов, связанных с содержанием произведения, постройка по заданию воспитателя, совет или рассказ об аналогичной игре.
Воспитателю нужно стараться приохотить к инсценировкам в играм каждого из детей, подбирая подходящие мотивы: подготовить самую главную роль в спектакле, выступить в параллельной старшей группе, где у тебя есть друзья, поучиться очень четко и нетленно говорить за волка, чтобы зрители-малыши сумели понять, какой это злой обманщик, а то в предыдущий раз они смеялись, когда появился волк, и т. д. Педагог постепенно привлекает к игра ребенка, который не решается выступить перед зрителями, усложняя его действия: сначала этот ребенок подает соответствующие фигурки, меняет декорации, поднимает и опускает занавес, затея выполняет несложные роли и т. д.
Итак, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и этической действенности художественного произведения.

Методическая работа с воспитателями


Работа с книгой требует разнообразного оборудования и наглядного материала, который в систематизированном виде должен иметься в педагогическом кабинете детского сада. В первую очередь необходимо наличие библиотеки детской художественной литературы с каталогом. Предусматриваются и комплекты раздаточного материала — одинаковые книги, разнообразные иллюстрации и открытки, рисунки детей по сюжетам детских книг. Воспитателю-методисту следует заботиться о своевременном ознакомлении педагогов с новинками детской литературы.
В педагогическом кабинете детского сада должны быть собраны сценарии для театральных представлений (для кукольного, теневого, настольного театров), материалы для тематических детских концертов, утренников. Все это упорядочит и облегчит работу воспитателя. Методисту детского сада необходимо установить связь с ближайшим книжным магазином, где продается детская художественная литература, советовать родителям, какие новые издания нужно приобрести, что читать детям дома.
В педкабинете следует организовать фонотеку и фильмотеку, которыми могли бы пользоваться все воспитатели. Если количество технических средств и театральных атрибутов недостаточно, руководитель детского учреждения составляет недельный график их использования разными группами.
Внимания методиста требуют вопросы техники безопасности при показе детям зрелищ (персональное ознакомление педагогов с соответствующими правилами и инструкциями, контроль и взаимопомощь, наглядная пропаганда правил).
Сравнительно новый вопрос, требующий внимания и помощи со стороны методиста,— организация в группах и на участках зон для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей и обеспечение подлинной активности и инициативы детей.
Каждый воспитатель должен владеть навыками выразительного чтения, уметь анализировать и оценивать исполнение свое и своих товарищей. Поэтому, помимо индивидуальных тренировок, педагогу полезно чтение в коллективе товарищей по работе, где он может проверить правильность собственного исполнения, учится анализировать чтение других. Для этого следует запланировать на весь год систематические консультации по выразительному чтению, посвященные подготовке программных художественных произведений.
Для участия в консультациях целесообразно объединять воспитателей одновозрастных или смежных групп, чтобы они могли проанализировать нужные им тексты. Проведение таких консультаций можно поручить воспитателю, хорошо владеющему навыками выразительного чтения.
Методисту полезно провести хронометраж чтения отдельных произведений и привлечь к этому педагогов. Это поможет реально планировать содержание предстоящих занятий, предвидеть длительность отдельных его частей.
Хорошо, когда в коллективе есть воспитатели, люоящие театральное искусство, умелые организаторы детских праздников. Показ и обобщение их опыта, привлечение к роли консультантов для своих коллег — забота руководителя.
Художественная самодеятельность воспитателей и детей — яркое средство педагогической пропаганды, показа достижений учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Методист помогает росту эстетической культуры педагогов. Он — организатор экскурсий на выставки книг, встреч детских писателей и художников-иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.
С целью формирования эстетических интересов педагогов воспитатель-методист устраивает посещение концертов чтецов, прослушивание пластинок, по возможности шире включает художественное чтение и рассказывание в программу детских утренников, вечеров самодеятельности сотрудников.