Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели
Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
Весёлый человечек.Тема: Игрушки
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Катины игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: Хлопки
Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.
Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы.
Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой
Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой.
Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).
Есть игрушки у меня.
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран
– Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Помогите сосчитать!
Тема: Наш детский сад, наша группа.
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший - это я. Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Как живёшь?
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)Тема: Осень. Грибы.
«Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец
Осень.
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!
Осень.
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
Осень.
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)
Тема: Посуда. Продукты питания.
В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.
Хлеб и булку в хлебницу кладем. Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.
Молоко в молочник наливаем, Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.
А в солонку соли наберем. Сгибать одновременно мизинцы
«Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки
«Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Посуда.
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
Посуда (2)
Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку. .
Чайник
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
Тема: Домашние животные и птицы.
Поросята.Домашние птицы.
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
***
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими.
Тема: Овощи. Фрукты. Сад. Огород.
Овощи.Тема: Зимующие птицы.
Покормите птицТема: Животные наших лесов.
Сидит белка.Тема: Транспорт. ПДД.
ТранспортВ морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
Машины
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Транспорт-2.
Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
Машины-2.
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Лодочка
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок)..
Плывут рыбки тут и там.
Постовой
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Дорожных правил очень много.
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
Велосипед
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево)
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
Гонки
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.(катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).
Тема: Жилище. Бытовые приборы.
Магнитофон.Тема: Лето. Цветы.
Наши алые цветы
Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.
Цветок.
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Подсолнух.
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)
Тема: Насекомые.
Божьи коровки.Тема: Мебель.
Домик.Тема: Одежда. Головные уборы.
СтиркаТема: Обувь
Обувь.Тема: Животные Севера и Юга.
Белые медведи.Тема: День Победы.
На параде.Тема: Профессии.
За работуТема: Зимние забавы. Зимние виды спорта.
Зимние забавы.Тема: Зима.
МорозТема: Лес, деревья, кустарники.
КлёнТема: Праздник ёлки, Новый год, Рождество.
Новогодний праздникТема: Защитники Отечества.
БойцыТема: Каникулы. Сказки.
Любимые сказкиТема: Весна. Перелётные птицы.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».
Десять птичек - стайка.
Десять птичек - стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями
Эта птичка - соловей, Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка - воробей, левой руки
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Это-зяблик, это - стриж, правой руки
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»
Птицы прилетают.
С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.
Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.
Грачи.
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
Весна
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
Подснежник
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Приложение № 3
Конспект занятия по развитию речи в средней группе .
«Пальчиковые игры.
Развиваем речь детей.»
МБДОУ «ЦРР- д/с «Гнёздышко».
Воспитатель группы № 1
Кулябина О.В.
П. Искателей
2012-2013 уч. г.
Программное содержание:
Гл. задача: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).
Воспитательные задачи:
Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.
В: Ребята, а какое сейчас время суток? /утро/ Скажите «Доброе утро» , кому вы пожелали доброго утра? /ответы детей/
В: Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам.
Солнце взошло и идет по делам.
Сегодня мы с вами отправляемся в гости к солнышку, к теплой, долгожданной весне.
Пальчиковая гимнастика
«поздороваемся с солнышком»
Здравствуй, солнце золотое. Пальцы правой руки поочередно
Здравствуй, небо голубое . «здороваются» с пальцами левой руки,
Здравствуй вольный ветерок. похлопывая друг друга кончиками .
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в саду одном,
Все тебя приветствуем!
В: Что можно сказать про солнышко? Какое оно?
Дети: Оно доброе, улыбается, счастливое…
В: Как вы думаете, по каким делам идет солнышко?
Дети: Освещать землю, греть своим теплом…
В: А кому еще нужно солнышко? /ответы детей/ Правильно! И птичек и зверюшек разбудить!
Появляется петушок:
Ку-ка-ре-ку!
Где солнышко?
Я люблю солнышко!
Я первым его встречаю.
В: Здравствуй, петушок, мы тоже любим солнышко и идем к нему в гости. Пойдем с нами.
Пальчиковая игра «Смешные человечки»
Ходили мимо речки Дети парами становятся напротив друг друга,
Смешные человечки. пальцами «бегут» по рукам.
Прыгали, скакали, Хлопают по плечам друг друга .
Солнышко встречали. Гладят лицо друг друга .
Поднялись на мостик Руки согнуты в локтях .
И забили гвоздик. Стучат кулачками.
Потом - бултых в речку! «Ныряют»
Где же человечки? Показывают изумление .
Я хожу, хожу, хожу – Находят новую пару .
Друга нового ищу . (повторить 3 раза)
В: Что могут наши пальчики? /поздороваться, погрозить, позвать, попрощаться…/ А еще наши пальчики могут сказку показать.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.
Будем вместе мы играть. Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.
Будем дружно мы играть, Сжимают и разжимают кулачки.
В сказку будем попадать. Поднимают руки вверх.
Пальчиковая игра «Кот, Петух и Лиса»
Жили Котик с Петушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке.
(«Колечки».) -
Утащила Петушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору.
(« « Кулачки » С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням .
« Лучики » )
Смелый Котик в лес пошел
И нору Лисы нашел.
(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. «Здравствуй» - Ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)
Умный Котик спас дружка
Петю-Петю-Петушка.
(«Гребешок»- Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены. .)
Живут Котик с Петушком
У лесной опушки
(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. .)
И теперь уже Лиса
Не ходит к их избушке.
(«Маятник» » Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок .)
Петушок: Спасибо за сказку. А я вам что-то принес. /передает корзинку с маленькими резиновыми мячиками/.
Ловкие ручки.
Эта ручка – правая, (сжать мячик правой рукой)
Эта ручка – левая, (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)
Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая)
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая, (мячик катать между ладонями)
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня (катать мячик по столу правой ладонью)
Сильные, умелые! (катать мячик по столу левой ладонью)
В: Сколько ручек у ребят? /2/
Сколько ножек у ребят? /2/
А у сороконожки? /40/
Игра «Сороконожки»
Две сороконожки Путь сороконожек меняется с каждой новой игрой.
Бежали по дорожке. Руки могут сцепиться на макушке, на спин, и т.д.
Всё бежали и бежали, Можно играть в парах. Сороконожки – руки ребенка
Всё друг дружку догоняли. бегут по телу партнера, сцепляясь на его спине.
Как друг дружечку догнали,
Так друг дружечку обняли.
Так друг дружечку обняли,
Что едва мы их разняли!
В: Наши пальчики имеют названия. А как они называются мы сейчас покажем.
Пальчики шагают.
Вот как пальчики шагают,
(Вытянуть перед собой обе руки ладошками вверх и поочередно сгибать и разгибать пальцы, начиная с большого.)
И мизинец, и большой,
Указательный, и средний, безымянный – вот какой!
Припев:
Вот какие наши ручки
(постепенно поднимать обе руки вверх, вращая кистями,
Лихо пляшут у ребят!
а затем медленно опустить их вниз, продолжая вращать кистями.)
вот какие наши ручки
веселятся и шалят!
Мелодия припева пропевается еще раз на слова: «Ля-ля-ля…» Напевая, дети покачивают руками попеременно вперед - назад.
В: Куда же нам идти? Как нам солнышко весеннее найти?
Петушок: У меня есть волшебные дорожки, они вам помогут. /Передает шкатулку с «дорожками»./
/Дети на стульчиках, дорожки из семечек на коленках/
Дети:
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки.
И не слышно так идем,
В сказку видно попадем!
Репка.
В огороде дедка
Репку посадил,
И водой из лейки
Репку он полил.
(«Колечки»- » Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. )
Расти, расти, репка
И сладка, и крепка.
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши. )
Выросла репка
Всем на удивленье
(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. )
Большая, пребольшая,
Всем хватит угощенья
(«Лучики»- При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы .)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
Выросла репка
И сладка, и крепка.
(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши. )
В: Не нашли мы в этой сказке весеннее солнышко.
С этой сказкой мы прощаемся
И в другую собираемся.
Дети:
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки.
И не смело так идем,
В сказку снова попадем!
В: Кто-то шумит, кричит. Кто это?
Пальчиковый театр.
«Яма»
Яму копал?
Копал.
В яму упал?
Упал.
В яме сидишь?
Сижу.
Лестницу ждешь?
Жду.
Как голова?
Цела.
Ну, я пошел домой.
В спектакле принимают участие двое детей. У каждого на пальчике «пальчиковая» куколка.
«Кто первый»
Кто кого обидел первый?
Он меня.
Нет, он меня.
Кто кого ударил первый?
Он меня.
Нет, он меня.
Вы же раньше так дружили.
Я дружил.
И я дружил.
Что же вы не поделили?
Я забыл.
И я забыл.
В стихотворении три героя: сам ребёнок и три мальчика, на правой и левой руке. Могут участвовать три ребёнка.
/ Звучит пение птиц (аудиозапись)/
В: Вот уже слышно пение птиц, капают сосульки. Значит близко весна. Она знает, где солнышко.
/Выходит Весна дарит солнышко, в руках сундучок./
Весна: Я пришла к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.
Эти шарики на нитке
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке … /бусы/
Дети берут бусы и садятся на стульчики.
В: Жили-были бусы в шкатулочке …(ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать как звучат бусы.) Шкатулочка открывается, бусы появляются… (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)
Бусы, бусы, покажитесь, - двумя пальцами медленно поднять бусы вверх
Красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.
Звучит тихая, приятная музыка
В: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали… Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.
Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.
/дети раскладывают на полу узоры из бус./
В: Ребята отгадайте загадку.
Скачут, скачут на опушке
К нам зеленые … /лягушки/
С помощью считалки выбираются участники «соревнований»
Считалка: Шел по берегу петух
Поскользнулся в речку – бух!
Будет знать петух, что впредь,
Надо под ноги смотреть.
В: Лягушки останутся в болоте, а мы выходим на полянку.
Игра с верёвочкой «Фокусники»
В: Вот вам загадка: как завязать на верёвке узел, взявшись руками за её концы только один раз и не выпуская их?
Переплетите руки на груди. Наклонитесь в лево, не расплетая рук, и пальцами одной руки подхватите один конец верёвки. Затем наклонитесь вправо и подхватите второй рукой другой конец верёвки. Стоит теперь расплести руки и узел сам собою появится на середине верёвки.
(повторить 3-4 раза)
В: Замечательные фокусники из вас получились. Давайте ляжем под лучами весеннего солнышка. Полежим, отдохнём.
Релаксация. Упражнения на ковре. / под музыку/
Наши ручки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Напряженье улетело,
И расслабленно все тело.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Весна: До свидания ребята! Мне пора на улицу, у меня еще много работы. А за ваше старание вот вам награда. /конфеты/
Занятие 1
Задачи: развивать интерес к общению со взрослыми; способствовать установлению эмоционального контакта; содействовать пониманию произведений малых фольклорных форм; ; побуждать к речевой и двигательной активности.
Воспитатель демонстрирует свои ладони и пальцы. Говорит, что они весёлые и хотят играть.
Пальчиковая игра «Прятки»
В прятки пальчики играли
(сжимают и разжимают кулачки обеих рук.)
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Пальчиковая игра «Сорока-ворона»
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не таскал,
Воды не носил,
Тесто не месил -
Тебе каши нет.
Ритмодекламация
«Где же, где же наши ручки»
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Нету, нету наших ручек,
(Спрятать руки за спину.)
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
(Руки поднять вверх, вращать кистями.)
Пляшут наши ручки.
Где же, где же наши ножки,
(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)
Где же наши ножки?
Нету, нету наших ножек,
(Присесть, обхватить ноги.)
Нету наших ножек.
Вот, вот наши ножки,
(Встать, выставить ногу на пятку.)
Пляшут наши ножки.
Где же, где же наши детки,
Где же наши детки?
Нету, нету наших деток,
(Закрыть лицо руками.)
Нету наших деток.
Вот, вот наши детки,
(Выполнять пружинку.)
Пляшут наши детки.
Поплясали, а теперь пойдём гулять.
Игра «Наши ножки»
Большие ноги шли по дороге.
(Идут, высоко поднимая ноги.)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке.
(Совершают мелкие, быстрые шаги.)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занятие 2
Задачи: учить детей рассматривать предмет, обращая внимание на его характерные детали и фактуру, добиваться при этом активизации речи; побуждать к проговариванию и запоминанию слов потешки и колыбельной; способствовать овладению элементарной игровой деятельностью; развивать интерес к движениям с пальчиками.
Воспитатель демонстрирует игрушку - кота. Малыши трогают игрушку, гладят, рассматривают, называют части тела животного и показывают их, подражают звукам. Затем воспитатель демонстрирует куклу Таню.
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Таня чернобровая.
Наша Танюша вышла на прогулку и увидела киску:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдёт,
Через киску упадёт!
Взрослый просит детей обратиться к киске со словами потешки. Дети грозят киске пальчиком, повторяя потешку несколько раз.
Устала Танюша и захотела спать.
Воспитатель берёт куклу на руки, качает её, приговаривая ритмично.
Баю, баюшки-баю.
Баю доченьку мою
А-а-а, а-а-а.
Просит детей сложить ладошку на ладошку и имитировать укачивание куклы, добиваясь проговаривания текста, затем передаёт куклу кому-нибудь из детей.
Поспала кукла, проснулась и села смотреть, как играют дети.
А ваши пальчики умеют играть в прятки?
Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»
Ладушки-ладушки!
(Хлопают в ладоши.)
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Что пили?
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
На головку сели.
(Кладут руки на голову.)
Сели, посидели.
Шу, полетели!
(Машут руками.)
олеся смирнова
Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Пальчики играют» в средней группе
Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног
«Пальчики – играют »
в средней группе
Цель : оздоровление, здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Задачи :
образовательная : закреплять знания детей о пальчиковых упражнениях , элементах самомассажа рук, ног, лица;
развивающая : развивать внимание , память, ориентировку в пространстве, творческие способности, мелкую моторику ;
воспитательная : бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к родным и близким.
Оборудование :
Массажные дорожки; лесная полянка, ёлочки; фломастеры; контейнеры
из – под киндеров сюрпризов; подушки для сиденья детям; клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Воспитатель :
Здравствуйте гости дорогие! Как мы рады видеть Вас у нас в гостях. А давайте поздороваемся с гостями.
(дети подходят к гостям и здороваются - соприкасаясь своими ладошками с
ладошками гостей)
Ответы детей : Здравствуйте!
Пальчиковая игра «Как живешь?»
(предложить гостям пальчиковую игру сделать вместе с ребятами)
Как живешь?
Вот так! (большие пальцы вперед )
Как плывешь?
Вот так! (имитация плавания)
Как бежишь?
Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут» )
Вдаль глядишь?
Вот так! («бинокль» )
Ждешь обед?
Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
Машешь вслед?
Вот так! (помахать кистью руки)
Утром спишь?
Вот так! (обе руки под щеку)
А шалишь?
Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Воспитатель :
Ой, какие молодцы, ребята и гости показали, как все здорово живём.
Приглашаю детей присесть на подушки, заранее приготовленные.
Воспитатель :
Ребята! А вы знаете, что еще умеют делать ваши пальчики на руках и на ногах ?
Ответы детей : Да.
Воспитатель :
Правильно! Молодцы! Рисовать, лепить, держать ложку, бегать, прыгать, шалить и т. д. А хотите узнать, что ещё умеют делать ваши пальчики ?
Ответы детей : Да.
Воспитатель :
Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
Приготовились ….
Вы готовы, глазки?
Да! (поглаживание век)
Вы готовы, ушки?
Да! (поглаживание ушей)
Вы готовы, ручки?
Да! (поглаживание кистей рук)
Вы готовы, ножки?
Да! (поглаживание ног)
Вы готовы? (развести руки в стороны )
Да! (обнять себя руками)
Воспитатель :
А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.
(дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)
Воспитатель :
Приехали!
Станция «Лесная»
(музыка леса; имитация леса; четыре разноцветных обруча (основные цвета спектра) ; цветные платочки по количеству детей)
Подвижная игра «Найди свой домик»
Воспитатель :
Ой, ребята! В какой мы чудный лес приехали, а посмотрите – ка сюда, здесь домики разноцветные стоят.
Воспитатель :
Вам здесь нравится?
Ответы детей.
Воспитатель :
А давайте здесь с вами поиграем ?
Ответы детей.
Воспитатель :
Выберите каждый себе по платочку и запомните свой цвет.
Воспитатель :
По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» вы должны занять свое место – встать в обруч со своим цветным платком. Итак, готовы?
(звучит физкультминутка «Лесная звероаэробика» )
Воспитатель :
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Мышка, мышка,
Серое пальтишко .
Мышка тихо идёт,
В норку зернышко несёт.
А за мышкой шел медведь,
Да как начал он реветь :
«У – у! У – у!
Я вразвалочку иду !»
А весёлые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
Шел по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок – скок – скок,
Под мосток – и молчок.
Воспитатель :
Какие вы ребята молодцы! Погуляли по лесной полянке. Но нам пора дальше отправляться в путь, нас зовёт паровозик.
Ответы детей.
Воспитатель :
Приехали! Станция «Обучалкино»
Воспитатель :
Ой, ребята мы приехали на станцию, а здесь стоят какие - то столы с какими- то листочками на столе. А давайте подойдем по - ближе и посмотрим, что это за листы? Ой, здесь нарисованы какие – то точки, а вы знаете, что это за точки такие.
Ответы детей : обведи по точкам.
Воспитатель :
Тогда садимся за столы и приступаем к выполнению задания.
Воспитатель :
Ой, какие вы молодцы, ребята! Но нас паровозик зовёт дальше в путь. Скорее собирайтесь. Готовы, все уселись?
Ответы детей.
Воспитатель :
(звучит звук паровозика)
Воспитатель :
Приехали! Станция «Массажная»
(Используются контейнеры от киндер-сюрпризов)
Воспитатель :
Ребята, какая – то коробочка стоит. А вы не знаете, что это за коробочка. Да в ней что – то лежит, слышите ребята. Давайте заглянем, что там внутри.
Ответы детей.
Воспитатель :
Эта станция не простая. Здесь мы с вами научимся делать массаж. А в этом нам помогут вот эти контейнеры, они хорошо массируют ладошки и пальчики .
Игра-массаж «Китайские шары»
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка
(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)
Ну а теперь можно приступить к основному массажу.
Ответы детей.
Воспитатель :
Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?
(Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук (от периферии к центру)
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу ,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги).
Затем руки я помою
(«моют» руки)
Пальчик в пальчик я вложу ,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(пальцы в «замок» )
Выпущу я пальчики ,
Пусть бегут, как зайчики.
(расцепить пальцы и перебирать ими )
Воспитатель :
Молодцы, ребята! А теперь переходим на массаж стопы.
1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка) :
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног , выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног .
«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног .
«Пальчики играют » - волнообразные движения пальцами .
Воспитатель :
Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше? Чух, чух,чух….
Воспитатель :
Приехали! Станция «Самоделкино»
Воспитатель :
Ребята! Скажите, пожалуйста, какой скоро будет праздник?
Воспитатель :
Правильно ребята, всё верно. А давайте сейчас вместе с вами изготовим для своих любимых мам открытку.
Посмотрите, у вас на столах находятся :
картонные «цветные ладошки» рук;
Возьмите два сердечка вырезанных из картона (большое и маленькое) ; «цветочки» изготовленные из салфеток и начинаем украшать наши «ладошки» .
Воспитатель :
Какие красивые открытки у вас получились! Молодцы ребята!
Ой, а здесь на полянке, какая - то коробочка лежит. А давайте посмотрим, что там?
Ответы детей.
Воспитатель : открывает коробочку
Да здесь конфеты. Это наверно нам паровозик оставил угощение. Ну, что пора собираться домой.
Слышим гудок паровозика и отправляемся в путь, в свою группу . Уходя, машем гостям руками и шлём воздушный поцелуй.
Картотека пальчиковых игр и упражнений.
Игрушки
«Шарик»
Все пальчики обеих рук - «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
«Юла»
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Части тела
«Это я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
Одежда
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
Осень
«Листопад»
Листопад, листопад! Руки поднять вверх.
Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,
медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна - кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба - дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины - осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.
То-то радость для ребят!
«Осенью»
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
Обувь
«Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы - словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик - будто ножка,
Только шаркает немножко.
Фрукты
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький - шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Компот»
Будем мы варить компот, Левая рука - «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
«Сливы»
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец.
Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.
Самый маленький - «шалун» Разгибаем мизинец.
Всё, всё съедает.
Овощи
Капустка
Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы капустку солим-солим, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев
Мы капустку трём-трём, потирать кулачок о кулачок
Мы капустку жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка - крошка?
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
Зима
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.
За метелью, за метелью!
« Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить
в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.
Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел - Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,
вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
Может быть подружится.
Новый год
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка. Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Шишечки, иголочки, Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.
Шарики, фонарики, Ладошки держать «ковшиком».
Зайки и свечки, Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши
зайчиков.
Звёзды, человечки. Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.
Домашние птицы
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки - индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши, Показать все пальчики, «играя» ими.
Все красивы хороши!
«Петушок»
Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.
Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.
Домашние животные
«Повстречались»
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу - мяу».
Два щенка: «Ав - ав».
Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка:
«Му-у». Смотри, какие рога!
«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек».
На печи калачи, Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи. Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.
«Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Дикие животные
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно .
Всем тепло уютно в нём.
«Белочка»
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Посуда
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Моет вилку, чашку, ложку, Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять
имитирующие движения .
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Весна
«Жаворонок»
Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок.
Семья
«Радуются взрослые и дети»
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка - сжимать и разжимать кулачок.
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается, Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается! Мимика, жесты.
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
«Семья»
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
Мебель
«Мебель»
Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибать пальчики, начиная с больших,
на каждое название мебели.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь - вертикально вверх. К её нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе)
Вот вам стул на удивленье.
Транспорт
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Пять видов транспорта назвали.
«Пароходик»
Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У - у - у!» Одновременно пошевелить большими пальцами.
Насекомые
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.
«Бабочка»
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Лето
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются, Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой Круговые движения кистями.
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
Колокольчики-цветы Повороты кистями вправо-влево,
Очень вежливы, а ты? Ладони сверху опустить на стол.
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика? Соединяем по очереди все пальцы с большими.
По лужицам скакать! Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы рук с большими.
Кораблики пускать! Рисуем обеими руками восьмёрку.
Что делать после дождика?
На радуге кататься! Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими.
Да просто улыбаться! Улыбаемся.