Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи. Проблемы российского поискового движения

Детям

Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации

Сущность, задачи и принципы военно-патриотического воспитания

Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания воинов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у личного состава армии и флота высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками патриотизм уходит в древность, в период борьбы с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.

На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Следует также подчеркнуть, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. А в период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм начал ставиться выше всех ценностей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, званий, наград. Это нравственное качество особенно ценилось среди российского офицерства. Патриотическая идея бескорыстного, самоотверженного служения Отечеству лежала в основе его нравственности и культуры. Офицерство по праву может быть названо в русской истории самым патриотичным слоем общества, а патриотизм - душой Русской армии.

Уже в XVIII веке в России начала складываться система патриотического воспитания, а в Русской армии - говоря современным языком, система военно-патриотического воспитания. Так, «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам проводить работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Как непреложное правило предполагалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма. Все это, безусловно, нашло отражение в мужестве и героизме солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов, проявленных ими в войнах, которые пришлось вести России. Военно-патриотическое воспитание являлось одним из факторов Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), 65-летие которой наша страна будет отмечать в наступившем году.

Следует подчеркнуть, что кардинальные изменения в стране в 90-е годы прошлого столетия негативным образом отразились на духовно-нравственной атмосфере в обществе, в том числе на патриотическом воспитании.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что «Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась».

Однако реализация текущей программы патриотического воспитания, рассчитанной до 2010 года, в стране и в Вооруженных Силах происходит на фоне общественно-государственных трудностей и противоречий. Вот лишь некоторые из них:

1. Под маской духовной свободы обществу навязываются западные ценности, эгоцентризм вместо коллективизма, культ насилия вместо товарищеских отношений, жажда наживы вместо труда в его цивилизованном и благородном смыслах.

2. Имеют место попытки некоторых писателей и публицистов доказать, что в России патриотизм вызывает цепную националистическую реакцию. А между тем патриотизм в его рациональном, теоретически обоснованном виде ничего общего с национализмом не имеет.

3. Существенное ухудшение у значительной части россиян материальных условий жизни, отчуждение их от культуры, власти, управления экономикой, колоссальное социальное расслоение общества негативно сказываются на авторитете государственной власти.

5. Отрицательное влияние на формирование патриотизма в условиях Вооруженных Сил оказывают ослабление боевой мощи армии, процессы ее значительного сокращения, снижение престижа воинской службы, недостаточно высокое материальное положение военнослужащих и другие негативные факторы.

Вместе с тем в последние годы были приняты определенные меры, которые позволили активизировать работу по патриотическому воспитанию в стране и армии, решить некоторые проблемы в ее организации.

«Составной частью патриотического воспитания, - отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, - является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В последние годы оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ министра обороны РФ № 70 от 11.03. 2004 г.), ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (приказ министра обороны РФ № 28 от 19.01.2006 г.) и других документов.

В них получила дальнейшее развитие система патриотического воспитания, элементами которой являются субъекты и объекты воспитания, задачи, принципы, содержание, направления, формы и методы воспитания.

Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.

В соответствии с государственной программой субъектами патриотического воспитания являются федеральные структуры различных уровней, научные и образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, творческие союзы и религиозные конфессии, семья. В Вооруженных Силах такие субъекты - это органы военного управления, командиры и начальники всех степеней, штабы и службы, органы воспитательной работы, воинские коллективы, военные учреждения культуры, СМИ, общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели военно-учебных заведений и женщины-военнослужащие.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются:

Формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания;

Воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

Утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

Активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Военно-патриотическое воспитание проводится с учетом следующих основных принципов:

Единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

Комплексный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Дифференцированный подход, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения, различных категорий военнослужащих;

Органическое единство военно-патриотического воспитания с практической военной подготовкой, означающее неразрывность слова и дела, конкретной работы по обучению граждан военному делу, формированию у них военно-профессиональных качеств;

Всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий осуществление военной подготовки на уровне современных требований и различных военных специальностей, с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Основные направления, формы и методы работы офицеров по патриотическому воспитанию личного состава

В патриотическом воспитании военнослужащих существует ряд направлений по его организации и осуществлению, главными из которых являются следующие.

1. Формирование военно-профессиональных качеств, необходимых для военной защиты Отечества в ходе повседневного обучения, боевой подготовки. Эта сторона патриотического воспитания занимает важное место в повседневной деятельности командиров и офицеров-воспитателей. На занятиях по боевой и общественно-государственной подготовке, в процессе воинской службы они стремятся поддерживать патриотические начинания воинов, популяризируют примеры образцового выполнения солдатами и матросами своего воинского долга.

Воспитание на положительном примере, самоотверженном поступке является особенно сильным и действенным средством. И в этом отношении накоплен богатый опыт. Поощрение по службе, занесение в Книгу почета, пропаганда отличившихся на собрании, в стенной печати, фото- и радиогазете, в боевом листке и военной печати, издание листовок, специально посвященных передовым воинам, направление благодарственных писем родителям, на предприятия и в организации по месту прошлой работы и учебы солдат и матросов, вечера чествования отличников учебы, мастеров военного дела - все это создает позитивное общественное мнение, побуждает личный состав равняться на передовых, наиболее сознательных и активных защитников Родины.

Одновременно с воспитанием на положительном примере организуется кропотливая работа по исправлению отрицательных черт в поведении отдельных воинов. Командиры и начальники указывают таким воинам на их неправильные поступки, разъясняют, что патриотический долг требует не словесных заверений в любви к Отечеству, а конкретных патриотических дел. Они применяют разнообразные методы в интересах преодоления недостатков, активно используют в этих целях силы армейской и флотской общественности.
2. Важным направлением военно-патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание на основе изучения военной истории. Воспитывать историей - значит пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с ее героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее.

Пропаганда героических подвигов соотечественников в процессе воинской службы проводится как в ходе боевой учебы, так и в часы культурно-массовой работы. Особенно сильное влияние на воинов оказывают встречи с героями, чьи рассказы о мужестве и самоотверженности глубоко западают в души молодежи.

Во многих Домах офицеров и клубах частей организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), ветеранами-«афганцами», участниками боевых действий на Северном Кавказе, а также участниками локальных войн. Там же организуется просмотр художественных и документальных фильмов на героико-патриотическую тему.
Важную роль в решении этой задачи играют музей и комнаты боевой славы, в которых воины знакомятся с героями и боевой историей, боевыми реликвиями и документами военных лет. Этим же целям служат книги истории частей (соединений), исторические формуляры, Книги почета.

Для пропаганды славных страниц многовековой истории народов России во многих частях и на кораблях проводятся лекции, доклады и беседы о знаменательных датах и днях воинской славы: Ледовом побоище, сражении на Куликовом поле, битвах под Полтавой и Бородино, обороне Севастополя, важнейших сражениях в годы Великой Отечественной войны и других.

3. Одним из направлений патриотического воспитания военнослужащих является воспитание на воинских традициях Российской армии. Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. В основе их лежат такие воинские добродетели, как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка. Армия жива и крепнет, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

По сферам воинской деятельности различают: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции процесса обучения и воспитания; в) традиции воинского быта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важное место в системе воинских традиций Российской армии занимают боевые традиции как элементы боевого наследия, сохраняющие свою актуальность для боевой подготовки войск и обеспечения победы в бою.

К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил относятся следующие: мужество и массовый героизм; верность военной Присяге, Боевому знамени и Андреевскому флагу; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение командира и защита его в бою; презрение к предателям, предпочтение достойной смерти пленению; воинская доблесть; отдание воинских почестей погибшим в бою; забота о сохранении жизней подчиненных в бою и другие. Воин, поддерживающий эти традиции, готовый следовать им, не может не быть патриотом своей страны, ее верным и преданным сыном.

4. Наряду с воинскими традициями важную роль в формировании личности воина-патриота играют воинские ритуалы, под которыми понимаются исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих в ходе обрядов, торжественных и траурных церемоний, совершаемых в повседневной жизни войск, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и других случая.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений - сферу боевой деятельности (принятие военной Присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые поверки, развод и смена караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Воинские ритуалы способствуют формированию у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, вызывают у них нравственный подъем, чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к своей части.

5. Важным направлением патриотического воспитания военнослужащих является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях используют такие формы работы, как тематические вечера, викторины, конкурсы, кинолектории, лекции, беседы, встречи с известными людьми и другие.

6. К числу важнейших направлений патриотического воспитания относится также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностях, на морали и нравственности. Наш исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной Присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие.

Русская армия всегда была одной из армий мира, которой были присущи благородные дела и устремления, а офицерский состав являл собой образцы высочайшей культуры. В мире всегда ценили российского солдата за проявление величайшей человечности, строжайшей дисциплины, лояльного отношения к мирному населению.

Воспитанная на ценностях высокой морали и нравственности, Российская армия нередко приходила на помощь другим народам в избавлении их от чужеземного ига, в восстановлении экономики и культуры, в выполнении миротворческой миссии. Убедительным подтверждением тому являются боевые действия Вооруженных Сил России в Южной Осетии и Абхазии по принуждению Грузии к миру, где российские воины убедительно доказали свою верность гражданскому и воинскому долгу, преданность своему Отечеству, проявив при этом мужество, стойкость и героизм.

При решении задач по патриотическому воспитанию военнослужащих используются и такие направления, как: постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями; участие военнослужащих в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти; проведение занятий по военному делу с допризывной и призывной молодежью и другие.

В практике военно-патриотического воспитания используются различные формы работы. К уже названным формам можно отнести: вечера боевой славы, уроки мужества, торжества с вносом боевых знамен, собрания, митинги, шествия, мероприятия с участием воинов-интернационалистов, патриотических клубов, уход за памятниками и мемориальными кладбищами, возложение в памятные дни к ним цветов, обсуждение военно-патриотических фильмов, проведение читательских конференций и другие.

Среди методов военно-патриотического воспитания наиболее популярными являются следующие методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт воспитываемых, индивидуального подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.

Таким образом, в последние годы система военно-патриотического воспитания получила дальнейшее развитие. Она имеет четко определенные задачи, направления, формы и методы воспитания, которые позволяют успешно и эффективно формировать у военнослужащих качества, необходимые защитнику нашего Отечества.

Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которого в условиях кризисных явлений в стране и создания нового облика Вооруженных Сил РФ существенно возрастает.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть основные элементы системы военно-патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на его сущность и задачи.

В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно раскрыть основные направления, формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию воинов, а также проанализировать состояние этой работы в части.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. - М., 1998.

2. Воспитание патриотизма. Метод, пособ. Выпуск второй. М., 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - М., 2005.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11. 03. 2004.

5. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии: Учебное пособие / Под ред. С. Л. Рыкова - М.: ВУ, 1997.

кандидат исторических наук, доцент,Виктор Стрельников

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.

Итак, отпраздновали 23 февраля. Честно сказать глубоко противно было смотреть на пьяных «защитников», которые-то, наверное и военной формы не носили, но к счастью, таких особей мне попалось всего 2 штуки.
Вообще-то если строго следовать истории, то 23 февраля это День СОВЕТСКОЙ АРМИИ и Военно-морского флота. И я обязательно поздравляю в этот день, всех тех, кто служил именно в Советской армии. Хотя справедливости ради стоит сказать, что Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной армии был подписан Советом Народных Комиссаров 28 января 1918 года. А 23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности». Иными словами, В.И. Ленин был конкретен, указав на то, что СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТЕЧЕСТВО в опасности.
В 1995 году ярый русофоб и ненавистник всего советского Ельцин переименовал этот праздник с весьма размытой формулировкой - в день защитника отечества.
Сейчас 23 Февраля, празднуют праздник по половому признаку т.н. "день защитника отечества" !!! Какого ИМЕННО отечества не уточняют! НО ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА! Коммунист Ленин сказал: "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ отечество в опасности!" Т.е. первая СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ родина рабочего класса под названием СССР! Народы СССР защищали не абстрактные берёзки и поля, а конкретную СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ родину. Ключевое слово тут - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ. Социалистическая - это когда средства производства, т.е. земля, фабрики и заводы, все природные ресурсы страны находятся в общественной собственности, в собственности всего ТРУДОВОГО народа. И продукты труда всего общества распределяются среди людей - по труду. Кто не работает - тот не ест. Как это было в сталинском СССР. Поэтому, 23 Февраля - это День рождения Рабоче-Крестьянской Красной Армии, защитницы первой СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ родины рабочего класса, СОВЕТСКОГО народа!
Не знаю, правильная ли традиция поздравлять в этот день только мужчин, причем и не служивших в том числе? А как же те женщины, которые служат в армии, работают инженерами в конструкторских бюро оборонных заводов - тоже ведь работают на защиту Родины?
Армия. Слово произошло по всей видимости, от французского l armee - что означает оружие. Однако, далеко не все сферы военной службы подразумевают ношение оружия. Есть военные врачи, психологи, переводчики, юристы, есть даже музыканты. Кроме того, есть инженерные войска, есть войска МЧС. Так что и для тех, кому по идеологическим, религиозным или еще каким-то причинам психологически не взять в руки оружие, в армии тоже есть место. Какой должна быть армия? Разумеется, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ - вспомним фразу из культового советского фильма «Есть такая профессия - Родину защищать». Но при всем при этом, все-таки должна быть и служба по призыву, в некоторм облегченном варианте, причем и для молодых людей, и для девушек. Хотя бы для того, чтобы получить профессию и навыки, которые пригодятся как в военное время, так и в нештатных ситуациях в обычной жизни. А то, к сожалению, большинство из нас не умеет и первую медицинскую помощь оказать. В большинстве случаев уроки ОБЖ вели физруки-трудовики, и практические занятия сводились к экспериментам с ватно-марлевыми повязками. Так что все-таки это надо.
Я не считаю призыв рабством или нарушением прав человека и т.п. Все-таки наша жизнь состоит не только из прав, но и из обязанностей. Хотелось бы узнать, где все же права человека не нарушают? В Европе и США попробуй ребенка до 12 лет одного оставить - сразу «добрые» соседи стукнут куда-надо - и ювенальная юстиция «здравствуйте-пожалуйста», тут как тут. Вспомним как в наши советские времена дети младшего школьного возраста гуляли одни во дворах, забирали из детсадов младших сестер и братьев, ходили в магазин за молоком и хлебом, и (о ужас!) ездили на другой конец города на кружок или секцию. Сейчас такого, по крайней мере в крупных городах нет. Растет за редким исключением поколение инфантилов, не способное нести хоть какую-то ответственность. Очень жаль, что многое из советского прошлого ушло, и далеко не самое лучшее пришло. Или вот еще пример, нарушения прав человека в странах Европы, а теперь и у нас - в разных фирмах появились дресс-коды и корпоративные гимны во славу начальства. Причем маразм бывает покруче армейского. Ну ладно можно понять, если это работа на производстве - там спецодежда обязательна по правилам ТБ и охраны труда, но зачем одевать в футляр дизайнеров, инженеров, менеджеров и т.п. Или от «белый верх-темный низ» ума прибавится или производительность труда вырастет? Так что как говорится - в каждой избушке свои погремушки, и неизвестно, чьи гремят противнее.
Ладно, отвлеклись. Продолжаем тему армии. В советское время была поговорка: «Армия - школа жизни». Ничего не могу сказать про современную армию - возможно где-то это так, но в советской слова с делом не расходились. Мой отец, к примеру, в армии выучился водить легковые и грузовые автомобили, хотя служил в ракетных войсках и отнюдь не водителем. Так что если бы он не встретил после демобилизации своего товарища, который и помог устроиться ему на Рижский вагоностроительный завод, то, наверное, устроился бы шофером. Да, собственно, армия много чему учит, а не только стрелять и мотать портянки. Между прочим, и в психологическом плане. А дедовщина - так это не только в армии - сплошь и рядом это явление встречается в спорте и на удивление, никто эту тему не поднимает. Просто народ не умеет и не хочет объединяться, чтобы поставить обидчика на место - предпочитают нюни распускать и сбегать от проблем.
Более того, именно армия многих перевоспитывает и как бы это не звучало пафосно, дает путевку в жизнь. Сейчас вот кроме университета еще подрабатываю в колледже, так глядя на это гопье (то, что учится в колледже) - слово студенты тут не уместно, понимаешь, что только армия поставит мозги на место этим молодцам. Ну а в смутные времена, увы, как ни странно, но армия - это один из немногих социальных лифтов, работающих без сбоев. Могу привести такой пример из жизни своих знакомых - рабочая семья на окраине Питера, двое сыновей с разницей в 10 лет (1971 и 1981 г.р.). Старший в 1989-м заканчивает ПТУ и получает повестку в погранвойска в Карелию. Служит в еще советской армии. Возвращается в 1991-м. Очереди, пустые полки, талоны, неясные перспективы. Некоторые его одногруппники пополняют ряды бандитских группировок. И он принимает решение вернуться в армию. Через год без отрыва от службы поступает на заочное в техникум, заканчивает его - уже прапорщик, начальник транспортной службы, еще через некоторое время поступает в вуз, на заочное. Ушел в отставку в звании майора погранвойск, сейчас работает адвокатом в Петрозаводске. Младший брат этого товарища тоже закончил то же самое ПТУ, но уже с ребенком на руках. Через пару лет родил еще одного. Понятно, что призыву он не подлежал. Однако, данный молодой человек очень быстро увлекся наркотой и соответственно пошел по криминальной дорожке. Сейчас это 35-летний неоднократно судимый человек без семьи и определенных занятий. А может послужи он в армии, так был бы совсем другим?
Возможно, те, кто это читает, подумают, что я пою оду армии и военной службе. Отнюдь. Я прекрасно знаю, что армия - это срез общества и проблем там не меньше, если не больше. Просто везде есть и достоинства, и недостатки.
На Руси с незапамятных времен военная служба была в почете. Вспомним былинных богатырей. Да, вся наша история учит тому, что порох нужно держать сухим. А проигрыши в войнах были двигателем научно-технического прогресса. Причем не только в военной технике. К примеру, после позорной крымской войны 1855-1856 года, стала развиваться промышленность, флот и железные дороги.
Кстати, по финансовому содержанию армейские офицеры никогда не шиковали.
Кто был самой высокооплачиваемой категорией населения в СССР? Отнюдь не военные, и даже не инженеры-конструкторы военной техники. Самыми богатыми по уровню зарплат были моряки торгового флота (простой матрос зарабатывал 720 рублей, что больше, чем профессор, секретарь обкома или полковник в армии) и шахтеры северных регионов - да-да, те самые, что потом СССР и похоронят. Одни забастовками, другие фарцовкой и выросшей из нее теневой экономикой.
Теперь к патриотизму. Любить Родину для любого человека (неважно русский он или нет) так же естественно, как любить родную маму. Причем под словом Родина я все же понимаю не конкретный населенный пункт и не абстрактный кусок земли, а всю страну. Нужно понимать, что сволочи приходят и уходят, а страна остается. Пусть на конкретной временном этапе меняется название, строй и т.п. пусть сейчас нет прорывных достижений, но это не говорит о том, что нужно отворачиваться. «Патриотизм - последнее прибежище негодяев» - если бы наши предки так рассуждали, то давно не было ни России, ни ее народов. Перед лицом внешней опасности объединялись баре и крепостные (1612 и 1812), партийные комиссары и раскулаченные (1941) и т.п. По другому и быть не могло. Патриотизм - это не только русское явление. В каждой стране есть свои герои. Ну а если вспомнить историю зарубежного мира, то нередко принцессы, выходящие замуж за королей из других стран, и то строили политику таким образом, чтобы и их малой родине была выгода.
Вообще, чтобы глубоко понять тему патриотизма, особенно русского - нужно перечитать русскую классику - даже не советскую, а именно русскую: Некрасова, Есенина, Лермонтова, Достоевского и т.п. Там можно найти все ответы.
Вообще, на мой взгляд здесь вполне уместно привести статью Шаповалова Виктора Федоровича — доктора философских наук, профессора философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Российский патриотизм и российский антипатриотизм».
«Патриотическая мировоззренческая позиция достаточно ярко и отчетливо представлена как в отечественной общественной мысли, так и в массовом сознании. Вместе с тем российский патриотизм выражен посредством целого ряда разновидностей. Их можно усмотреть в позициях выдающихся мыслителей России по этому вопросу. Разнообразие взглядов объясняется тем, что, несмотря на внешнюю простоту, понятие патриотизма в действительности очень сложное. Кроме того, само по себе чувство патриотизма испытывает воздействие самых разнообразных факторов общественного развития.
Характерным для России приходится считать и постоянное наличие антипатриотических настроений. Более того, российский антипатриотизм следует рассматривать как социально значимое явление. Как правило, он выходит на поверхность общественной жизни в переломные периоды истории и оказывает существенное влияние на историческую судьбу России. По этой причине явление антипатриотизма заслуживает серьезного теоретического изучения. Однако начну с понятия патриотизма.
Патриотизм есть любовь к своей стране, чувство органической принадлежности к ней, взаимное чувство сопринадлежности к соответствующей общности, возникающее и существующее между людьми своей страны. Патриотизм — это, в частности, любовь к природе страны и другим ее особенностям, но гораздо более важно отношение к человеку, выражающееся в заботе о сохранении его жизни и здоровья, личного достоинства, в стремлении обеспечить условия для благополучия и процветания.
Патриотизм оправдан прежде всего тем, что жизнь отдельного человека протекает в рамках специфических условий определенной страны, определенного государства. Это государство призвано обеспечить достойное существование своим гражданам. При этом органы государственной власти неизбежно должны руководствоваться соображениями национальной безопасности и защиты национальных интересов (то есть совокупных интересов всех граждан государства) на международной арене. Но из последнего прямо вытекает заинтересованность граждан в укреплении государства, в прочности его положения в составе мирового сообщества, в росте всемирного авторитета и уважения к нему со стороны правительств и народов других стран. Как показал исторический опыт, надежды на «отмирание» государства несостоятельны. Напротив, современная цивилизация идет по линии укрепления государства, в том числе по линии увеличения роли государства в международных делах. Неправительственные, негосударственные организации не способны вытеснить государство из международных отношений прежде всего потому, что только органы государственной власти в состоянии обеспечить национальную безопасность и защиту национальных интересов. Более того, это и есть один из важнейших аспектов самого смысла их существования и предназначения.
Патриотизм определяется и тем, что развитие все более широких и тесных контактов между народами, расширение и укрепление международного сотрудничества не ведут к уничтожению различий народов, стран и континентов. На этот аспект патриотизма обратил, например, особое внимание великий русский ученый Д. Менделеев: «Любовь к Отечеству или патриотизм, как вероятно небезызвестно читателям, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стремятся представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью общей любви к человечеству… Ложность такого учения становится, на мой взгляд, ясна не столько со стороны одних важнейших исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающее самое возникновение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в коем будущем нельзя представить слияние материков и стран, уничтожение различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главную причину соревнования и прогресса… Любовь к Отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого общежитного состояния людей от их первоначального, дикого или полуживотного состояния» [Менделеев, 1907, с. 111 — 112].
Патриотизм оправдан также тем, что для человека естественна особая душевная привязанность к родным местам, где прошло его детство, где жили и трудились его родители и предки, та относительно ограниченная территория огромного земного шара, с которой связаны существенные события индивидуальной человеческой судьбы. Именно на этой территории человек чувствует себя наиболее непринужденно, здесь ему все наиболее понятно и близко. Как отмечено выше, патриотизм включает в себя и любовь к природе своей страны, но еще более важно ощущение родного духа страны, ее особой атмосферы, которая связана и с особенностями природы, и с особенностями народного характера и культуры. «Над Канадой небо синее, / Меж берез дожди косые, / Хоть похоже на Россию, / Только все же не Россия», — поется в одной из известных бардовских песен. Любовь к родине поэтически выражена, например, в знаменитой строфе С. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
[Есенин, 1971, с. 83].

Понятие патриотизма выдвигает целый ряд проблем теоретического, мировоззренческого и практического характера. Одна из них — тождество и различие между любовью к своей стране и характером отношения к другим странам.
«Мы должны любить все народности, как свою собственную, — утверждал Вл. Соловьев. — Этою заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, и в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма и национализма…» Согласно Соловьеву, «…я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как своему собственному» [Соловьев, 1988, с. 378]. Для этого прежде всего необходимо стремиться психологически глубоко понять другие народы, их дух и национальный характер.
Этот взгляд Соловьева был впоследствии оспорен целым рядом отечественных мыслителей. Например, С. Булгаков, в частности, писал: «Вл. Соловьев, развивая идею «национального альтруизма», выставил совершенно фальшивую и утопическую максиму: люби чужие национальности, как свою собственную. Это подобно тому, как если бы сказать: надо любить чужих жен и чужих детей, чужих друзей, как своих собственных. Эта идея неверна онтологически, ибо существуют такие отношения, которых сама их природа состоит в их исключительности». С точки зрения Булгакова, любовь к родине «не должна быть самоутверждающейся в ограниченности своей, которая оборачивалась бы враждой или презрительностью к другим народам, но она не может не быть исключительной» [Булгаков, 1993, с. 647 — 648].
Взгляды Ф. Достоевского на историческое предназначение и судьбу России принято характеризовать как почвеннические. Почвенничество (от слова «почва») — воззрение, отдающее приоритет всему своему, родному, отечественному над всем заимствованным и привнесенным из других стран. Почва вместе с тем противопоставлена понятию крови, то есть кровнородственным связям. Поэтому сторонники почвенничества под «своим», «родным», «отечественным» понимают то, что создано и произросло на территории данной страны, вне зависимости от того, представителями какой крови, какого этноса оно создано и взращено.

Вершиной развития мыслей Достоевского о России явилась его знаменитая «Пушкинская речь», произнесенная на празднике по случаю освящения памятника Пушкину в Москве 8 июня 1880 г. Центральным тезисом этой речи стала идея о «всемирной отзывчивости» русской души, о «всечеловечности» русского национального идеала. Достоевский настаивал на том, что русскому духу присущ особый дар «перевоплощения» в дух других народов и культур. Поэтому «стать настоящим русским, может быть и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком». Именно с «всемирной отзывчивостью», «всечеловечностью» и даром «перевоплощения», возникшими, по Достоевскому, на основе православной культуры, и связывал писатель историческое призвание России. Оно состоит в том, чтобы «внести примирение в европейские противоречия… указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев…» Достоевский полагал, что у России есть свой особый исторический путь, своя историческая миссия, отличные от исторического пути и миссии Запада. Он связывал историю и будущее России с православием, с развитием православной культуры. Именно православие взрастило «всемирную отзывчивость» русской души. И именно оно предопределит будущее России (цит. по [Пушкин, 1972 — 1990, т. 27, с. 5 — 25]).
Относительно самого факта патриотизма Достоевского не может, разумеется, возникнуть никаких сомнений. Однако теоретические взгляды великого русского мыслителя на смысл и предназначение России такие сомнения вызывают. Согласно В. Зеньковскому, идеи Достоевского в области софиологии России принадлежат к числу наиболее слабых мест его воззрений. Зеньковский отмечал, что, насколько силен Достоевский в большинстве тем своего творчества, «настолько же расплывчаты его указания на положительные пути «православной культуры»» [Зеньковский, 1991, с. 243].
И. Ильин отмечал, что Достоевский свел своеобразие России и русского характера к миссии благородной, но такой, которую следует считать служебно-посреднической. Очевидно, чтобы по-братски относиться к другим, необходимо сначала самому быть кем-то, — не говоря уже о том, что неплохо бы задуматься и над вопросом, насколько другие нуждаются в твоем братском сочувствии. «Тот, кто хочет быть «братом» других народов, — писал в этой связи Ильин, — должен сам сначала стать и быть, — творчески, самобытно, самостоятельно… растить свой дух, крепить и воспитывать инстинкт своего национального самосохранения, по-своему трудиться, строить, властвовать и молиться. Настоящий русский есть прежде всего русский и лишь в меру своей содержательной, качественной,субстанциальной русскости он может оказаться и «сверхнационально» и «братски» настроенным «всечеловеком»… Национально безликий «всечеловек» и «всенарод» не может ничего сказать другим людям и народам» [Ильин, 1990, с. 334].
Помня изречение Ап. Григорьева о том, что «Пушкин — это наше все», давно ставшее аксиомой для всех, кто знаком хотя бы с азами русской культуры и кому она дорога, обратимся к размышлениям и взглядам великого поэта и мыслителя на тему о патриотизме. Широко известны пушкинские строки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
[Пушкин, 1959 — 1962, т. 1, с. 65].

Однако Пушкин не ограничился только поэтическими призывами. Он серьезно и основательно размышлял на тему о патриотизме, не раз резко осуждая проявления антипатриотизма в близкой ему дворянской среде. Важнейшей чертой пушкинского мировоззрения следует считать его вдумчивое, уважительное отношение к прошлому, прежде всего к прошлому России. Глубокий интерес к истории России особенно возрастает после 1827 г., то есть в зрелый период, когда окончательно складываются либерально-консервативные убеждения поэта. О пушкинском отношении к прошлому России свидетельствует письмо к П. Чаадаеву, написанное в ответ на знаменитое первое из «Философических писем».
Замечу, что Чаадаева, несомненно, следует отнести к числу выдающихся русских философов, и его взгляд на российскую историю не сводится к тому, что было высказано в первом письме. Тем не менее факт едва ли не тотально отрицательной оценки Чаадаевым прошлого России, данной в первом «Философическом письме», сомнению не подлежит. Она не могла пройти мимо внимания Пушкина, тем более, что философ принадлежал к числу давних и близких друзей поэта.
Содержание чаадаевского письма стало известно Пушкину еще до публикации его в 1836 г. в журнале «Телескоп». Пушкин подготовил ответ, но не отправил его адресату, узнав о последовавших в отношении Чаадаева репрессиях и, видимо, не желая усугублять и без того тяжелое положение философа. Содержание пушкинского письма стало известно только после смерти поэта.
Возражения Пушкина против высказанной Чаадаевым отрицательной оценки прошлого России можно свести к двум основным подходам: фактическому и ценностному. Прежде всего Пушкин не согласен с философом с точки зрения фактической. «Что же касается нашей исторической ничтожности, — писал поэт, -то я решительно не могу с вами согласиться… Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству… оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели это не история, а бледный полузабытый сон! А Петр Великий, который один есть целая всемирная история? А Екатерина Вторая, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел Вас в Париж?…» [Пушкин, 1992, с. 51].
Не соглашаясь с Чаадаевым с точки зрения фактической, Пушкин, однако, не ограничивается ею. Он выдвигает аргумент, основывающийся на подходе, который правомерно охарактеризовать как ценностный. Об этом говорят следующие его слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал» [Пушкин, 1992, с. 51]. Из этих слов можно заключить, что Пушкин исходит из того, что, с одной стороны, в прошлом ничего не изменишь, оно таково, каким состоялось («каким его Бог дал»). Поэтому сожаления по поводу прошедшей истории лишь неизбежно порождают чувство неудовлетворенности и не ведут ни к чему позитивному. Деяния предков могут быть поверены и оценены в полном объеме только нашими собственными деяниями. Право судить прошлое есть то, что следует заслужить. С другой стороны, мы обязаны прошлому уже самим фактом нашего существования. Следовательно, в истории всегда можно найти то, на что можно опереться, то, что станет источником духовного опыта для современности. Наше отношение к истории характеризует не столько прошлое, сколько нас самих, поскольку история — не линия, ведущая по прямой из прошлого через настоящее в будущее, а неисчерпаемый, не поддающийся окончательному обозрению кладезь духовного опыта. Из него современность отбирает то, что ей по силам, соответствует нравственной направленности и мере культурно-творческого потенциала. Поэтому, в небольшой мере заостряя пушкинскую мысль,можно с уверенностью утверждать, что, согласно поэту, вполне оправданное стремление превзойти прошлое осуществимо лишь при условии, если не утрачивается наша связь с ним.
Ярко выраженный патриотизм — важнейшая черта пушкинского мировоззрения, как в целом, так и в политической его части. Пушкинский патриотизм сложился, конечно, в юности, под влиянием войны 1812 г. и вызванного ею всеобщего патриотического подъема. Однако особенно примечательно то, что Пушкин сохранял патриотическую настроенность на протяжении всей жизни, причем в последний период это чувство не только не иссякло, но возросло и укрепилось. Это следует подчеркнуть, в частности, в связи с тем, что мировоззрение немалого числа друзей его молодости претерпело метаморфозу.
Под влиянием очевидных недостатков российской жизни и под воздействием расхожего понимания либерализма, которое приобрело популярность в дворянской среде, часть прогрессивных деятелей того периода (среди которых были и близкие знакомые Пушкина) утратили остроту патриотического чувства. Патриотизм стал восприниматься как нечто немодное, несовременное, устаревшее. Воззрения Пушкина резко противостояли подобным взглядам. Более того, он сумел увидеть то, что нередко скрывалось за либеральной фразой, а именно — нелюбовь приверженцев поверхностного либерализма к России. Пушкин с возмущением писал о тех деятелях, которые, фрондируя своими либеральными воззрениями, в действительности «стоят в оппозиции не к правительству, а к России». О том, что любовь к России была для поэта одной из наиболее значительных ценностей, свидетельствует, например, тот факт, что Пушкин не остановился перед тем, чтобы с упреком отнести своего друга князя Вяземского к «озлобленным людям, не любящим Россию». Впрочем, князь не принадлежал к числу радикальных либералов, поэтому применительно к нему слова Пушкина были явным преувеличением (цит. по [Франк, 1990, с. 409 — 410]). Тем не менее сам факт их появления нельзя не считать показательным.
О многом говорит и отношение Пушкина к польскому восстанию 1831 г. Признавая с принципиальной точки зрения право польского народа самостоятельно решать свою судьбу, Пушкин, однако, не считал возможным на этом основании жертвовать патриотическими убеждениями. Его особенно возмущали проявления восторга со стороны некоторых русских по поводу неудач российских войск, посланных на подавление восстания. «Грустно было слышать толки московского общества во время последнего польского восстания, — писал поэт. — Гадко было видеть бездушных читателей французских газет, улыбавшихся при вести о наших неудачах» (цит. по [Франк, 1990, с. 410]). Именно к этому периоду относится стихотворение «Клеветникам России». В нем поэт резко выступает не только против западной прессы, воспользовавшейся удобным поводом, чтобы обрушить на Россию все мыслимые и немыслимые обвинения, но и против тех представителей российского общества, которые, в силу своего по-детски
наивного и неосмысленного космополитизма, с удовольствием примыкали к подобным обвинениям. В отличие от последних, зрелый Пушкин отчетливо понимал, что благие и внешне невинные либеральные фразы могут использоваться недругами России в целях ее разрушения, и ни о каком космополитизме не может идти речи в международных отношениях, где непрерывно происходит ожесточенная борьба разноречивых национальных интересов.

Таким образом, патриотизм Пушкина связан с особой заботой о прочности российского государства. Эта забота выражается как в аспекте международном, так и во внутреннем. Пушкин допускает любые преобразования внутри страны, но при одном важнейшем условии, — чтобы они не ставили под угрозу прочность и само существование российского государства. Именно этим, в частности, объясняется его установка, которую можно характеризовать как «прогресс без хирургического вмешательства». В аспекте международном действует аналогичный принцип: любые изменения могут быть приняты, но при том же условии — обеспечении прочности и устойчивости российского государства.
Ярко выраженная установка на обеспечение прочности и сохранности государства отчетливо выделяет Пушкина из среды независимых и оппозиционных русских мыслителей XIX в. (к которым, разумеется, следует относить поэта). В подавляющем большинстве случаев российские оппозиционеры проявляли поразительное легкомыслие в вопросе о прочности государственных устоев, полагая ее как нечто само собой разумеющееся, не требующее особой заботы и попечения. Настаивая на радикальных реформах или революции, они совершенно упускали из виду то обстоятельство, что любое преобразование общества сохраняет позитивный смысл до той поры и в тех пределах, пока не подвергает обвальному разрушению сами основы государственности. Игнорирование этого обстоятельства следует отнести к проявлениям инфантилизма и незрелости, — если, конечно, исключить случаи намеренного (под предлогом необходимости перемен) разрушения государства, чтобы в образовавшемся хаосе и неизбежной неразберихе «ловить рыбку в мутной воде».
Пушкинский патриотизм имеет еще один аспект, о котором невозможно не упомянуть. Он оказывается тесно связанным с глубоким пониманием значения для жизни всякого человека почтительного отношения к предкам, к домашнему очагу, семейным традициям, к «пенатам». Тесная связь патриотизма и семьи в ее широком понимании — как непрерывности ряда поколений — органична для пушкинского мировоззрения:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
Самостоянье человека,
Залог величия его…
Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества
[ Пушкин, 1959 — 1962, т. 2, с. 596].

Таким образом, уважение к предкам, любовь к семье и патриотизм для Пушкина неразделимы.

Продолжение следует...

>>ОБЖД: Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества Русского воина, основа героизма

Патриотизм, верность воинскому долгy - неотъемлемые качества Pyccкoгo воина, основа героизма

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов . Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами. Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина -это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Наше государство - Российская Федерация --раскинулось на площади 17,4 млн кв. км и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

По состоянию на 1 января 2002 г. население России составляло 145,5 млн человек. На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5% - русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары-5,5 млн, чуваши-1,8 млн, башкиры - 1,3 млн, мордвины-1,1 млн человек. 78% населения живут в ее европейской части, остальные - в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является Государственным языком РФ - языком межнационального общения. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных российской границей. В Российской Федерации всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.

Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Понятие Родина включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющие ее народы, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

Родина - это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм-духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности. (Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.)

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. (Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.)

Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым членом коллектива общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой , постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

1.Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.
2. В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?
3.Подготовьте сообщение на тему "Основные качества, присущие российскому воину - защитнику Отечества».

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1.Вступительное слово.

В статье 15 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации сказано, что военнослужащий обязан проявлять патриотизм. Вот как определяет патриотизм Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Патриотизм (pariotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Только ли одна любовь к Родине составляет смысл патриотизма? Дело в том, что патриотизм — это не просто чувство, но и жизненная позиция, убеждение, которое для человека является побудительным мотивом его поступков, действий. Для военнослужащего быть патриотом — значит быть готовым приложить все свои силы к обеспечению надежной защиты Отечества, не жалеть при его, защите «... своей крови и самой жизни...», как было сказано в старом тексте Военной присяги.

Патриотизм — основа чести и достоинства военнослужащего, ко­торые проявляются, прежде всего, в боевых традициях нашей армии и флота.

Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия воен­ной этики — патриотизм, воинская честь и воинский долг.

1. Что такое патриотизм?

2. В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего?

3. Что вы знаете о военно-патриотических клубах и обществах?

4. В чем состоят особенности деятельности этих организаций?

5. Какие боевые традиции, связанные с чувством патриотизма, вы запомнили из курса ОБЖ для 10-го класса?

6. В чем состоит верность Боевому знамени части?

7. Что такое воинская честь и как она связана с воинским дол­гом?

Патриотизм военнослужащих. Боеспособность российской армии.

Есть мнение, что «снижение желания служить в армии не связано со снижением патриотических настроений в народе. По-прежнему идеи патриотизма широко распространены среди населения: только 9% говорят, что идея патриотизма для них не важна. Остальные оце­нили ее как важную в разной степени. А именно: 48% говорят, что идея патриотизма для них «безусловно важна». При этом степень патриотизма снижается в молодых возрастных группах

по сравнению с пожилыми людьми: если среди молодежи до 25 лет идея патриотиз­ма «безусловно важна» для 31%, то среди сорокалетних — 44%, а среди людей старше 60 лет — 57% называют ее очень важной.

Больше говорят о своем патриотизме военнослужащие, пенсионе­ры и бизнесмены, меньше всех — безработные, студенты и домохо­зяйки.

«Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно - нравственные, культурные, исторические и многие другие компо­ненты. [...]

Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской служ­бы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности [...].

Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер во­инской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга.

Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.

Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.

Любовь к Родине помогает справиться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности, в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной сто­роны, эти трудности обусловлены характером решаемых задач Во­оруженными силами [...]. С другой — вызваны недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, отсутствием надлежащей заботы государства о своих защитниках, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.

Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она и отличается от других областей общественной жизни, где конкрет­ные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и яс­ностью [...]. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже вне армейских отношений. [...]

Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала ВС России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответствен­ность при выполнении учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности, организованности и дисциплины. [...]»

Моральный дух российских военнослужащих и военная реформа**

Моральный дух армии всегда волновал умы военных деятелей, ученых, полководцев. В трудах военных теоретиков: Клаузевица, Фоша, Бернгарди, Жомини, русских полководцев Суворова, Ушако­ва, Нахимова, Милютина, Брусилова, Жукова и других содержатся идеи и глубокие мысли о роли морального духа в войне, жизнеде­ятельности армии.

Моральный дух воина является особым состоянием Общественно­го сознания, когда человек способен и готов добиться выполнения поставленных целей и задач при максимальном напряжении духов­ных и физических сил.

«По оценке военного руководства страны, это состояние в целом обеспечивает выполнение возложенных на Вооруженные силы за­дач, что подтверждается многочисленными примерами организован­ности, выдержки личного состава частей и соединений, выполняю­щих боевые задачи в «горячих» точках и очагах военных конфлик­тов. [...] следует отметить, что в последние годы усилилось действие ряда факторов, которые негативно [...] воздействуют на моральный дух армии, снижая уровень его состояния».

Конкретными направлениями воспитательной работы, приори­тетными с точки зрения укрепления морального духа [...] является воспитание:

—патриотизма военнослужащих, их верности воинскому долгу, готовности служения Российскому государству;

—высокого профессионализма, морально-боевых и психологиче­ских качеств, отвечающих требованиям современной войны и зада­чам, возложенным на Вооруженные силы;

—сознательной воинской дисциплины, уважения к Конституции государства, законам России, нормам международного гуманитарно­го права;

—чувства гордости за принадлежность к российским Вооружен­ным силам, военно-профессиональной чести и достоинства;

—высокой сплоченности и слаженности частей и подразделений, отношений сотрудничества, и взаимовыручки;

—уважения к истории и боевым традициям российской армии»;

—уважения военнослужащих — представителей различных кон­фессий.

Воинская честь

«Честь воинская — понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как условия военного быта, всеми сознается, но ее существо остается почти неуловимым. Вникая в это понятие нельзя не заметить, что «Честь воинская» представляет собой явление крайне сложное, чем, конечно, и объясняется его неуловимость. Она, несомненно, присуща войску и составляет его характерную черту во все эпохи человеческого существования».

Лишение воинской чести

«Существовавшее по военно-уголовным законам до 1882 г., состо­яло в следующем: осужденный препровождался на место казни в надлежащей форме; по объявлении приговора, если осужденный был офицер, юнкер или нижний чин из дворян, с него снимались знаки отличия, эполеты или погоны и мундир и над головой его пeреламывалась шпага; если осужденный был нижний чин не из дворян, то с него только снимались знаки отличия, погоны и мундир. Затем осужденный выставлялся на эшафоте к позорному черному столбу на 10 минут.

Позорное лишение воинской чести обязательно назначалось при присуждении к смертной казни через повешение и могло быть назна­чаемо, по усмотрению суда, при присуждении к смертной казни через расстреляние, а равно к ссылке в каторжные работы и в Сибири на поселение за воинские преступления. Обряд приводился в исполнение перед строем».

«Честь — не что иное, как особенные правила, основанные на осо­бенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класса распределяет свою похвалу или порицание».

«Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), т. к. ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Преж­де всего, это участие в войне. Война — тяжелое испытание для че­ловека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву от­влеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство са­мосохранения.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

В понятие воинской чести в России входила исключительная вер­ность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспиты­вался также принцип гуманности — чувство сострадания к побеж­денному врагу.

Пример этого — благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким на Шипке и Плевне.

«В современных условиях всему многонациональному народу Рос­сии и особенно ее Вооруженным силам нужна своя, прогрессивная, обеспечивающая высокую социальную и общественную активность идеология. В ее основе должны лежать ценности, проверенные тыся­челетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь».

Для того чтобы побеждать, в сердце и уме воина должна жить простая и ясная идея, понятная каждому, кто идет за нее на смерть, например защита Отечества, обеспечение суверенитета своей Роди­ны. Даже сегодня, в кризисных условиях, когда, как утверждается, рухнула вся система мировоззренческих ценностей, российские во­ины проявляют мужество и героизм (Чечня, Таджикистан, Абхазия, Косово и др.).

Дело в том, что военнослужащие в основном представляют ту часть общества, которая наиболее медленно меняет свое мировоззре­ние, кроме того, резко изменить его им не позволяет представление о чувстве чести и собственного достоинства, которые в их сознании тесно связаны с верностью военной присяге, Отечеству, конституци­онному долгу.

Воинская честь аккумулирует требования таких ценностей как воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность и означает необходимость их безусловного выполнения.

Именно особые нравственные устои и стиль поведения; объединяе­мые понятиями «воинская честь» и «достоинство», «повышенная от­ветственность за судьбу России и ее безопасность» (причастность к де­лу по защите Отечества), «войсковое товарищество», «воинские риту­алы и традиции», «военная форма одежды» объединяются в одну группу военно-корпоративных ценностных ориентации. Эта группа присуща всем категориям и группам военнослужащих.

Вышеперечисленные ценности определяют смысл и значение от­ношения военнослужащего к выполнению служебно-профессионального долга.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, изменения духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизни во многом повлияли и на отношение призывной молодежи к военной службе. Молодежь все более негативно относится к военной службе по призыву.

Такое же негативное отношение к службе в Вооруженных силах, к выполнению своего воинского долга в последнее десятилетие мы находим и в других источниках. Вспомните, с каким трудом шел призыв молодежи в армию несколько лет назад. Количество призывников из года в год сокращалось, зато устрашающими темпами увеличивалось число тех, кто открыто отказывался служить в Boopyженных силах. При опросе высказали желание служить 55% юношей и лишь 8% открыто заявили о нежелании служить. При этом 37% будут служить только потому, что подчиняются требованиям закона [...]; [...] до 80% призывников, по данным , не хотят служить в армии; почти каждый пятый студент полагает, что военная служба — это один из видов государственной Деятельности, не заслуживающий особого внимания. С ними согласен каждый десятый призывник. Вместе с тем среди солдат и призывников немало и тех, кто полагает, что военная служба — эта малопрестижная и неприятная работа, которой по возможности надо избегать (9,3% и 17,9%). «Не хочу служить в армии, и никто меня не заставит». Такие высказывания сегодня популярны среди молодежи. Ведь никто уже не говорит о священном долге защиты Родины. Увы, прежние духовные ориентиры рухнули. В армейский строй становятся дети рабочих, крестьян, остальные под всякими предлогами избегают службы. Продолжает расти число отказников и дезертиров.

Анализ этих источников показывает, что отрицательное отношение молодежи к армии будет усиливаться. И повлияет это, прежде всего, на снижение качества личного состава Вооруженных сил, что нанесет непоправимый урон национальным интересам России. [...]

Только в последнее время забили тревогу по поводу самовольного оставления части (дезертирство). Широкой общественности стали известны случаи, когда молодые люди, оставившие воинскую часть, по 3—4 года находились якобы в розыске, а на самом деле никаких оперативных мер по их поиску не предпринималось. Безнаказанность — лучшая почва для взращивания в обществе беззакония.

Почему такое стало возможно? Более того, почему молодые люди уже не хотят выполнять долг гражданина по защите Отечества? Как случилось, что сегодня преданы забвению такие понятия, как долг, честь, достоинство, милосердие и патриотизм?

Ответить на данные вопросы возможно, только поняв причины кризиса, поразившего как российское общество, так и армию. Одна из них состоит в недооценке роли образования и явное пренебреже­ние задачами воспитания молодежи.

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, будет осуществляться наибо­лее эффективно по сравнению с массовым опытом, если:

—воинская честь военнослужащих срочной службы будет рас­сматриваться как одна из приоритетных целей процесса морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания войск;

—проектирование процесса формирования воинской чести у во­еннослужащих, проходящих военную службу по призыву в Воору­женных силах Российской Федерации будет нацелено на развитие эмоционального, рационального, действенно-практического и совер­шенствование всех компонентов воинской чести;

—будет использована система ведущих средств на каждом этапе от занятий по общественно-государственной подготовке с быстрой сменой форм проведения и отличающихся большей эмоционально­стью и наглядностью, ратный труд с формами проведения: выполне­ние элементов распорядка дня, занятия по боевой подготовке, раз­личные виды тренировок, тренажи, всевозможные виды нарядов и караулов, конкурсы, смотры подразделений,

—использовать ратный труд с соревновательными формами про­ведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подраз­деление, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, во­енные игры»

Подведение итогов.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Дайте определение патриотизма.

2. В чем проявляется патриотизм у военнослужащих?

3. Приведите примеры подвигов, совершенных русскими, советскими и российскими воинами на полях сражений.

4. Чем достигается и воспитывается чувство патриотизма у воен­нослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?

5. Какие традиции по увековечению памяти воинов-патриотов су­ществуют в Вооруженных силах Российской Федерации?

6. Назовите традиции армии и флота. Связанные с воспитанием верности Боевому знамени части и военно-морскому флагу ко­рабля.

7. Что такое воинская честь?

8. Какими способами нужно воспитывать воинскую честь у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?

9. Как вы понимаете выражение «офицерская честь»?

10. В чем проявляется воинская честь в повседневной службе, бою?

11. Соответствуют ли понятию «воинская честь» проявления «дедовщины» в армии и почему?

12. Какие наказания существовали в русской армии для лиц, поправших воинскую честь?

Домашнее задание.

1. В повести «Поединок» подпоручик Ромашов принимает вызов на дуэль, а потом обещает жене своего противника, что тот останется жив. Была ли в этом случае гибель Ромашова неизбежной? Почему? Как его поступок связан с понятием офицерской и воинской чести?

2. Как вы знаете, существует традиция увековечения памяти воинов-патриотов, погибших в боях за Отечество через занесение имени навечно в списки части. В чем проявляется эта традиция в части, в списки которой занесено имя героя?

3. Приведите примеры верности военно-морскому флагу, которые стали боевыми традициями русского флота.

4. Дуэли по европейскому дуэльному кодексу существовали в русской армии с XVIII по XX вв. Сейчас для защиты чести и достоинства военнослужащих существуют правовые процедуры, предусмотренные законом. О чем это говорит?

5. (Для любителей истории.) Приведите примеры массового проявления чувства патриотизма русскими и советскими воинами на примере нескольких войн (сражений, военных кампаний).