Рекомендации родителям подготовительной группы по профилактике дисграфии. А

Другие торжества

Предварительный просмотр:

Волобуева Ирина Анатольевна, логопед Детское поликлиническое отделение № 70 Приморского района, Санкт-Петербурга.

Основной целью написания рекомендаций является повышения уровня компетентности родителей в вопросах профилактики дисграфии. Исходя из намеченной цели, решаются следующие задачи: привлечь родителей будущих первоклассников к активном самостоятельному участию по профилактике письменной речи; знакомство родителей с доступными приёмами предупреждении нарушений письма; оказание помощи в предоставлении литературы по подготовке ребёнка к школе. Основная работа логопеда - доступно просветить родителей и предоставить информацию о нарушениях письменной речи. Убедить родителей о необходимости проводить профилактику дисграфии в дошкольном возрасте. Профилактика дисграфии дошкольников должна осуществляться не только специалистом, но и родителями. Родителей необходимо убедить, что легче предупредить ошибки на письме, чем исправлять их на коррекционных занятиях с логопедом. Для этого родителям необходимо предоставить доступные рекомендации предупреждения нарушений письменной речи, которые родители самостоятельно смогут выполнить вместе со своими детьми перед поступлением в школу. В дошкольном возрасте можно выделить предпосылки, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям дисграфии /57/: не сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может привести к акустической дисграфиих , поэтому при нормальном речевом развитии ребёнок должен различать «на слух» все звуки речи; дефектное произношение звуков речи и их замены могут привести к артикуляционно – акустической дисграфии; несформированность мелкой моторики пальцев рук влияет на темп письма и почерк и появлению специфических ошибок на фоне общей усталости рук. При составлении этих рекомендаций учитывались перечисленные предпосылки, т.к. работа по профилактике дисграфии должна проводиться в комплексе..

Рекомендации для родителей. Развитие фонематических процессов и коррекция звукопроизношения . 1.Перед школой родители должны вместе с ребёнком проконсультироваться у логопеда, т.к. первоклассник должен научиться правильно произносить и не путать между собой все звуки родного языка в речевом потоке. 2. Если первоклассник всё же дефектно произносит звуки родного языка, то занятия по исправлению неправильно произносимых звуков должен проводить только специалист, т.е логопед, а не сами родители. 3. К шести годам ребёнок должен правильно произносить слова, не переставлять и пропускать слоги типа: регулировщик, перекрёсток, термометр и т. д. 4. У ребёнка необходимо формировать способность к различению на слух звуков речи, что поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью. Упражнения по развитию фонематических процессов можно выполнять дома, на прогулке, по дороге домой и т.д. Упражнения
Взрослый произносит ряд слов (рак, рука, радио…) и попросить ребёнка хлопнуть, топнуть, поднять руку, прыгнуть, когда услышит заданный звук (Р). « Зарычи когда услышишь звук (Р) в слове». В такую игру можно играть с любым заданным звуком речи.

В магазине попросить ребёнка, чтобы он нашёл продукты на звук (Ш). Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать 4-6 слов на заданный звук. Предложить ребёнку вспомнить названия животных, продукты, фрукты, овощи на заданный звук (С). Произнести ряд слов, попросить ребёнка определить на каком месте находится согласный звонкий звук в словах (зонт, сом, ива, конь, кость, зима, коса, мак..); в начале слова (лак, лось, лоб…); в середине слова (синь, ива, астра, собака); в конце слова (кол, боль, укол, сон…). Попросить ребёнка придумать слова, которые начинаются на согласный звонкий - глухой, твёрдый - мягкий согласные звуки. У будущего первоклассника должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза . Для формирования у ребёнка языкового анализа и синтеза можно выполнять специальные предложения, которые можно выполнять дома, на прогулке… Упражнения для формирования языкового анализа и синтеза. Сосчитай, слова в предложении: «Мама купила лук» .. Назвать первое и последнее слово в предложении: «Папа ловил сома. » Предложить ребёнку придумать предложение, которое состоит из 2-3 слов. Придумать предложение, в котором есть маленькое слово «на», «по», «под» (с предлогом). Доскажи слог, чтобы получилось слово, например: палат (ка), лод(ка). Предложить ребёнку сосчитать слоги в словах, например: сом, сок, ива, мак. Назвать первый звук в словах: дым, ком, кит,…согласный звук в словах, гласный звук. (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов в слове) Назвать последний согласный звук или гласный звук. «Назови слово». Взрослый произносит слово по звукам, делая между звуками паузу, а ребёнок называет слово полностью. Например: С,а,н,к,и – санки. «Определи место звука в слове». Взрослый предлагает ребёнку определить место звука в слове (начале, середине, конце) слова. «Где спрятался звук (С)?» в слове «сом» (начале), в слове «коса» (середине), в слове «колос» (конце) . «Буквы рассыпались». Предложить ребёнку собрать звуки, чтобы получились слова. Например: «о,к,м» - ком; «к,м,а» - мак. Это задание можно выполнять вовремя прогулки, взрослый произносит или пишет на песке, земле, по манке… Развитие зрительно-пространственных представлений. Рисование по клеточкам различных фигур, животных… Это развивает зрительно-пространственные представления и подготавливает руку к письму. «Найти несколько отличий в картинках». «Чего не дорисовал художник?», «Найти на рисунках не достающие детали» и дорисовать. Материал к упражнениям можно найти в специальной литературе или в детских книжках. «Что изменилось», перед ребёнком разложить игрушки или картинки и предложить запомнить последовательность предметов и закрыть глаза. Поменяв игрушки местами, спросить, что изменилось? «Развитие мелкой моторики». Способствует стимуляции речевого развития, активируя отделы коры головного мозга. Штриховка картинок, фигур, орнаментов. Вырезание из бумаги геометрических фигур и фигурки животных Выполнения аппликации из природного материала и бумаги. Лепка из пластилина. Застёгивание пуговиц и мелких деталей одежды, зашнуривание и завязывание шнурков. Выкладывание фигур из счётных палочек, бисера, природного материала, крупы. Вышивание, пришивание пуговиц. Для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению в домашних условиях предлагаю родителям воспользоваться актуальной специальной литературой современных авторов.

М:АСТ.Астрель, 2002. 2.В.А.Калягин. Когда ребёнок плохо говорит. Советы психолога СПб.КАРО,2004.

3.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - СПб. ЛИТЕРА,2005. 4.Н.В.Нищева.Если ребёнок плохо говорит. СПб. ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 5. В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Новгород: ФЛОКС, 1995

В заключение рекомендую родителям, как можно больше уделять ребёнку внимания, проводить с ним всё свободное время, много разговаривать, читать, спорить, развивать речь ребёнка, чтобы в школьный период у первоклассника в процессе овладения письмом меньше было трудностей.

Список литературы

1.Л.Г. Парамонова. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 2.И.Н.Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М: АРКТИ, 2005.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

Используемые стимулирующие и коррекционные технологии: -психогимнастика; -цветотерапия; -музыкальное воздействие; -диалоговой технологией; -игровая технология; -ИКТ; -технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Составил логопед

Волобуева Ирина Анатольевна

Г. Санкт-Петербург

2018 г

Методическая разработка родительского собрания на тему:

На тему: « Моя семья – самая, самая дружная…..»

Используемые педагогические технологии:

Используемые стимулирующие и коррекционные технологии: -психогимнастика; -цветотерапия; -музыкальное воздействие; -диалоговой технологией; -игровая технология; -ИКТ; -технология личностно-ориентированного взаимодействия логопеда с детьми.

Форма организации: Интегрированное занятие. Образовательная область « Познавательное развитие ». Интеграция областей: « Речевое », « Социально – коммуникативное», « Физическое », «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: воспитание семейных ценностей у детей, любовь и уважение к членам семьи. Развивать воображение, желание рассказывать о своей семье.

Задачи.

Коррекционно-образовательные

  • Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная;
  • Закрепить представления у детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

Коррекционно-развивающие

  • Закрепить знание и понимание русских пословиц о семье.
  • Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к членам своей семьи и других семей.

Словарная работа:

Род, родич, родословная, старинные уважительные обращения к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).

Предварительная работа.

  1. Беседы: «Наша дружная семья», «Дом, в котором ты живешь», «Семейные традиции», « Моя любимая мама», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».
  2. Рисование портретов членов своей семьи, своего дома.
  3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
  4. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, внук, муж, жена, дочь), уважительных старинных форм терминов родства, обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).
  5. Заучивание стихотворений: «Моя родня» Я.Аким, Т.Бокова «Папа», А.Н.Плещеев «Внучка».
  6. Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э.Машковская «Про бабушку», В.Осеева «Сыновья».
  7. Дидактическая словесная игра «Кто что может?».
  8. Использование физкультминуток «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире?»

Демонстрационный материал:

  1. Картинка с изображением ребуса со словом «семья».
  2. Схема родословной.
  3. СD запись песни «Моя семья» муз. и слова Александра Ермолова

Технические средства:

  1. Магнитофон с записью шума пропеллера.

Раздаточный:

  1. Листы бумаги с изображением схем родословного древа.
  2. Ножницы.
  3. Фото членов семьи.
  4. Пиктограммы со схематичным изображением семей.
  5. Клеевой карандаш.
  6. Дидактическая игра «Как мы помогаем родным?»

Методика проведения

В группе присутствуют гости: родители: папы, мамы, бабушки, сестры, братья.

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

Красный - восторженное

Оранжевый – радостное

Желтый – приятное

Зеленый – спокойное

Синий – грустное

Фиолетовый – напряженное.

Черный – уныние.

Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня какое настроение.

(Звучит песня «Моя семья» муз.и слова Александра Ермолова).

Перед вами лежат «лепестки» нашей будущей «ромашки». Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на лепестке ромашки. После совместного обсуждения родителей и детей каждой семьи лепестки прикрепляются на доску, и получается ромашка на лепестках которой родители записали слова: любовь, труд, забота, уважение, понимание, выручка, опора, поддержка.

Логопед: Действительно, для каждой семьи важны такие понятия, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота. О семье написано много стихотворений, в которых воспевается семья. Одно из таких стихотворений предлагаем вам послушать

Логопед: Ребята, вы прослушали отрывок песни. Кто скажет, о чем она?

Дети: (о маме, папе)

Логопед: Правильно. Я нашла и принесла необычный ребус и хочу, чтобы мы вместе его прочитали. Помогите мне отгадать? (дети пытаются отгадывать и родители им помогают. Получается слово «семья»). Когда появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
"Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я".
Сказала она знаменитых семь "я".
Вот так на Земле появилась семья.

В жизни каждого человека семья играет важную роль. Что значит для вас слово «семья». - Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – это островок внимания, любви, тепла и нежности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем опыт, разрешаем сомнения, находишь прощение своих ошибок.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья- луча серебристого

Вы в силах родным подарить.

Дети, что такое семья? Расскажите про семью.

Если дети затрудняются, то задаю наводящие вопросы:

Кто живёт в вашей семье?

Как относятся друг к другу?

Чем занимаются члены семьи?

Для чего нужна семья?

Логопед: (подвожу итог детским рассказам).

Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, говорят друг другу ласковые слова, делят вместе печали и радости.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром! Поиграем в игру «Назови ласково». Для этого я буду называть членов семьи, а вы, дети, должны назвать ласковое обращение к нему, а родители помогают своим детям.

1.Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

2. Папа – папуля, папулечка, батюшка, папочка.

3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка.

4.Дочь – доченька, дочурка, дочка

5. Мама – мамочка, маменька, матушка, мамуля.

6. Дед – дедуля, дедулечка, дедуся, дедушка

7. Брат – братик, братец, братишка.

8. Сестра – сестренка, сестричка, сестрица.

Логопед: Как много ласковых, добрых слов вы назвали, теперь все мы будем так называть своих домашних. Как вы думаете, кто такие домашние?

Дети: Это люди, которые живут с нами дома (мамы, папы, братья, сестры)

Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте все вместе дети и родители вспомним пословицы и поговорок о семье.

  • «Когда семья вместе, так и душа на месте»
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»
  • «Человек без семьи, что дерево без плодов».
  • «Семья в куче – не страшна туча»
  • «Дети не в тягость, а в радость»
  • «Не нужен клад, когда в семье лад»

Логопед: Молодцы! Много пословиц и поговорок знаете о семье, о детях, о родителях.

Логопед: Семья объединяет родных людей: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Логопед: А теперь давайте с вами поиграем.

Динамическая пауза: «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево - вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево - вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.) Логопед: - Теперь давайте познакомимся с вашими родителями.

  • Фамилия, имя, отчество родителей?
  • Назовите свой домашний адрес?
  • Где и кем работают ваши родители?
  • Есть ли традиции в вашей семье?
  • Как отдыхает ваша семья?
  • Назовите всех членов семьи проживающих вместе с вами. Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились. Логопед: - Сейчас вам необходимо объяснить значение слов: родня, родословная. Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям. Родословная – перечень поколений одного рода. Логопед: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Логопед: Ребята, а теперь задание на внимание. Поиграем в игру «Как мы помогаем родным?» Я вам раздам карточки с предметами перевернутыми рисунком вниз. Вы по очереди берёте по карточке с предметом и отвечаете на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей старшей сестре?» (маме, тете и т.д.).например: «Я помогаю своей маме подметать пол», если вы говорите правильно, то оставляете карточку себе, если нет – возвращаете в стопку. Игра ведется до тех пор, пока не закончатся карточки в стопке. (Дети выполняют задание)

Логопед: Следующее задание творческое.

У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках.

(Показываю картину с изображением дерева)

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Сегодня старинная традиция возвращается. Наши дети совместно с вами попытались составить свои родословные. Много интересного можно узнать в ходе этой работы. (Выставка родословных деревьев) . Я думаю, что до этого времени ни у кого не было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье. Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Почему многие люди хранят эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье

А для чего нужны семейные праздники?

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

На семье все держится. Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей и листвой.

Какие части деревьев вы знаете? (корни)

Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? (ответы детей). Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это корни семьи. Вот посмотрите на родословную семьи одного ребёнка. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).

Хотите, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи?

(раздаю детям заготовленные листы с изображением деревьев)

Тогда возьмите карандаши и нарисуйте всех членов своей семьи, а дома вместе с родителями сделаете ещё одно древо, но только вклеите фотографии всех членов семьи.

Теперь мы знаем вашу родословную, сколько человек в вашей семье.

Логопед: Глядя на ваши семейные древа, слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное - они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. А в завершение беседы я хочу поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству. И последним штрихом вечера будет наша общая фотография на память.

Вернемся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние?

Ребенок:

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Владик, братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие.

Семья – и сестрёнки мои озорные.

Семья – это крёстные тёти и дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Семья – это частичка нашей страны.

Логопед: Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? Какое творческое задание вы выполняли? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наша игра закончилась.

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!!!

Составил логопед

Волобуева Ирина Анатольевна

Г. Санкт-Петербург

В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоро в школу.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.

Признаки:

1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:

Искажение букв и недописание элементов;

Замена рукописных букв графически сходными;

Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

Профилактика дисграфии.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);

Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

Штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления


Семинар-практикум для родителей

Выполнила: учитель-логопед

Е.А. Зацарная

ноябрь 2012 г.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

· развивать мелкую моторику рук,

· ориентировки в пространстве,

· развивать все психические процессы,

· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",

· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".

· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

· умение анализировать предмет, его изображение,

· составление картинки, разрезанной на части,

· конструирование по образцу, по представлению,

· умение видеть графему и ее точное расположение,

· запоминание элементов букв,

· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

· дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

Семинар-практикум для родителей

«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».

Выполнила: учитель-логопед

Е.А. Зацарная

ноябрь 2012 г.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

  • формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
  • развивать мелкую моторику рук,
  • ориентировки в пространстве,
  • развивать все психические процессы,
  • готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

Развитие слухового восприятия.

1. "Где звук и сколько слогов"

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

  • для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
  • для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
  • для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать предмет, его изображение,
  • составление картинки, разрезанной на части,
  • конструирование по образцу, по представлению,
  • умение видеть графему и ее точное расположение,
  • запоминание элементов букв,
  • различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
  • дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

  1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
  2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
  3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

Конкурсант:

Гебра Марьяна Ивановна

Учитель-логопед,

МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №81 «Мальвина»

ХМАО-Югра г.Сургут

"Письменная речь не есть простой перевод

устной речи в письменные знаки,

и овладение письменной речью не есть

просто усвоение техники письма".

Л.С.Выготский

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

В наше время все чаще встречаются дети с нарушениями речи и дисграфией. Многие родители и учителя не знакомы с данной проблемой и им трудно помочь, своим детям. Коррекционная работа будет более результативной, если в ней будут задействованы родители.

Работа с родителями ведется по двум направлениям:

- информационно-просветительское , направленное на повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей, например консультации выставляются в родительских уголках 1 раз в месяц, выступление на родительских собраниях (три раза в год) и т.д. (см. Приложение №1)

- практическое направления , дающее возможность родителям понимать и уметь выполнять рекомендации и задания данные логопедом, а также использовать интересные приемы логопедии в домашних условиях еженедельно, в выходные дни. Помимо заданий направленных на автоматизацию поставленных звуков, предлагается родителям карточки по профилактике акустической дисграфии. (см. Приложение №2)

Карточки с домашними заданиями решают следующие задачи:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

Регулярная работа с детьми по профилактике акустической дисграфии - родителями, воспитателями, логопедами, в предлагаемых направлениях, преодолеет появление школьных трудностей, если они были предупреждены в дошкольном возрасте.

Приложение:

Консультация для родителей РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

Карточки по профилактике акустической дисграфии

Левина Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 26.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

на тему: «Ранняя профилактика

дисграфии в дошкольном возрасте».

Подготовила и провела учитель-логопед

МДОУ детский сад № 82

Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,

заинтересует Вас своей актуальностью.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с

письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими

школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.

Проблема

нарушения

актуальных

школьного

обучения.

Специфическое

расстройство

письменной

проявляющееся

многочисленных

типичных

стойкого

характера

о бу с л о вл е н н о е

несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения

навыками письма – это дисграфия.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в

дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей

в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Причины дисграфии:

наследственная предрасположенность:

(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей

качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);

патологические факторы (вредное воздействие):

пренатальный (дородовой период жизни ребенка);

натальный (в момент родов);

постнатальный (после родовой период).

Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):

длительное соматическое заболевание;

неправильная речь окружающих;

дефицит речевых контактов;

двуязычье в семье;

недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе

письма и чтения.

Как же проявляется дисграфия в младших классах?

упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;

путают схожие буквы;

имеют плохой почерк, пишут медленно.

Основные формы дисграфии:

Артикуляционно-акустическая:

ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное

произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);

Акустическая форма:

смешивает на письме буквы, обозначающие

Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);

Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);

Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);

Аграмматическая форма:

- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-

ний, текста. Пропуск членов предложения.

Не согласование в роде и числе (желтая солнце);

Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

- пропуски букв, слогов;

- перестановки букв и слогов;

- недописывание слов;

- написание лишних букв в слове;

- повторение букв и слогов;

- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Оптическая дисграфия (на письме):

- замены графически сходных букв;

- зеркальное написание букв;

- искажения написания букв.

Дизорфография:

- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на

письме (несмотря на знание соответствующих правил).

приводится

перечень

специальных

упражнений,

которые

будут

способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а

затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);

«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)

«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,

фольги, ткани и т.д.);

«Громко-тихо»

дифференциация

звучащих

предметов

присесть, громко – поднять руки вверх);

«Какие звуки нарушают тишину? »;

«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что

слышно (звуки леса, луга, улицы);

«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды

круп, монетки, пуговицы);

«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;

«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический

рисунок);

«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в

«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;

«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;

«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;

«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают

место звука в слове: начало, середина, конец;

«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а

Ире – со звука И;

«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;

«Зрительные

диктанты»

нарисовать

(квадратиков,

сколько звуков в слове;

«Какая

картинка

лишняя? »

предметы

картинках

начинаются

определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;

Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,

обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».

«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на

«Изографы»;

«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;

Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит

буква, куда смотрят части этой буквы;

Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок

сохранял

интерес

занятиям,

главное

условие

успешной

работы

профилактике и коррекции дисграфии.

Учитель-логопед высшей категории