Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость -" это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетичес ких особенностей строения мозга ребенка.
Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.
У леворуких детей чаще.бывают неврозы, так как в пра-воруком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инсгрументов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.
У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого*возраста предпочтение руки может оыть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.
Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса.
Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие"от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовы-раженных левшей к выраженным левшам.
Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.
Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение - асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.
Рассматривая проблему феномена зеркального отражения, нельзя не затронуть вопрос о нарушении чтения у леворуких (дислексия). Это нарушение не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Причины нарушений носят зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
Прочитайте зеркально-поэтический текст:
В. Хлебников, 1912
Перевертень
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз. Зов, и толп, и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол, гол лог лоз. И к вам и трем с смерти мавки.
В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей, имеющих такой профиль латеральной организации мозга, как левошество, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких дошкольников приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.
В работах М.А. Матовой (1987) было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербального и невербального мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обуславливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ дошкольного и школьного обучения.
По оценкам А.В. Семенович (1991) , 70% детей, испытывающих трудности в обучении являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.
В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман (1998) показали, что типам функциональной асимметрии мальчиков и девочек соответствуют разные варианты психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении дошкольников. Трудности в обучении правополушарных детей связаны со степенью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая выраженность левых признаков встречается чаще, чем у девочек. Более детальный анализ профиля асимметрии позволил авторам более детально проанализировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в зависимости от профиля асимметрии.
Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.
Беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте, до трех лет, когда выбор ведущей руки у ребенка еще не состоялся. Для маленького левши характерен особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет) , для них недостаточно его словесное описание.
Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняется и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и необходимость многократного повторения требований, просьб, поручений, инструкций. Действительно, левше требуется специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде.
Исследование леворуких детей, имеющих трудности в обучении чтению и письму, показало, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за различных поражений левого или обоих полушарий, возникающих в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других мануальных действий левую руку. Специалисты часто отмечают у них нарушения право-левой ориентации в пространстве и в схеме собственного тела, нарушения зрительного восприятия. Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противоположного левого (пораженного) полушария, функционирование которого не только было нарушено на ранних этапах, но и не формировалось должным образом в течение всего дошкольного периода развития ребенка.
Опыт работы с леворукими детьми, имеющими трудности в обучении, показывает, что для лучшего усвоения материала им необходимы дополнительные зрительные опоры. Такой же зрительной опорой при обучении счету может служить и линейка.
Почти все педагоги работают по хорошо отработанной ими модели обучения праворуких, в которой преимущественно используются вербальные методы (объяснение, рассказ, беседа) , почти весь учебный материал дается в устно-речевом плане. Эти словесные методы малоэффективны в обучении левшей. Поэтому они нуждаются в индивидуальном подходе, в особом внимании, в особой помощи как воспитателей, так и родителей.
Если ребенок нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, родителям следует посоветоваться, как лучше эту помощь организовать. Взрослые должны знать, что большинство леворуких и переученных на правую руку с трудом переносят нормальную учебную нагрузку. Это объясняется чрезмерной степенью их сосредоточенности при выполнении письменных заданий. Письмо вызывает у них более сильное по сравнению с остальными учащимися нервное и физическое напряжение. Они гораздо медленнее выполняют письменные задания. Их ни в коем случае нельзя торопить, спешка приведет к большому количеству ошибок. Нельзя их перегружать избыточным количеством упражнений тренировочного характера, переписыванием текстов и т.д.
Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
При организации воспитателями развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: скорость, образность и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, непроизвольность. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс работу с моделями, макетами и другими заменителями предметов и явлений окружающего мира.
При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального состояния, не провоцировать фиксацию на леворукости, создавать благоприятные условия для проявления и развития его инди-видуальности. Самое главное: если ребенок леворукий, нельзя "переделывать" его в правшу. Насильственное переучивание – прямой путь к неврозу. У ребенка могут появиться бессонница, невротический энурез, заикание, невротические тики. Риск нарушений здоровья при переучивании значительно возрастает, если леворукость – следствие патологии раннего развития. Ведь мы заставляем работать "неприспособленное" полушарие и мозг немедленно реагирует на раздражение.
При обучении леворукого ребенка можно использовать такие приемы:
а) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов) ;
б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
в) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот
ряд из предложенного материала:
г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.
По мере тренированности детей, протяженность ряда растет.
При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
Познавательно игровой час "Поздравляем левшей" (ко Дню Левшей) для начальной школы
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ СамараХод мероприятия
В быту им часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как приспособленность многих предметов бытового обихода, таких как письменные принадлежности, компьютерные мыши, кухонный инвентарь, ручные кофемолки и мельницы, исключительно к нуждам правшей.
Команды становятся друг против друга.Соперники берутся левыми руками. Задача каждого игрока перетянуть соперника на свою сторону.
4 Конкурс "Ловкий левша"
Командная эстафета. Игроки, по очереди,ведя баскетбольный мяч левой рукой, проходят через кегли.
Подведение итогов
1 Ведущий
Итак, закончился наш игровой час. Скажите ребята, какой праздник мы отмечаем 13 августа?
(ответы детей)
Так плохо ли быть леворуким или хорошо?
Ни то, ни другое, то есть настолько же плохо и настолько же хорошо, как и быть правшой. Так что, дерзайте, учитесь владеть в полную меру обеими руками. Когда – нибудь вам это пригодится!
Ты галантен, вежлив очень,
Симпатичен тоже впрочем.
Ты всегда готов помочь,
Сделаешь всё точь-в-точь.
Будь похож ты только на себя,
Пусть светлыми будут все года.
Левшой тебя мы называем,
И уникальным немножечко считаем.
Говорят недаром, что левши,
Замечательные просто люди.
Все они умны, активны, хороши,
Их сегодня поздравлять и будем.
Пусть во всем сопутствует успех,
Пусть любовь теплом вас согревает.
Окружают пусть улыбки, смех,
Ну, и счастье пусть всегда сопровождает.
(Детям левшам дарят открытки и подарки)
При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.
К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести:
Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.
При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы с помощью которых дети усваивают знания различны.
Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.
Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере как у правшей так и у левшей. Тем не менее, эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отставание левшей от контрольной группы.
Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - следа направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;
3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.
По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.
Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.
Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.
При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.
У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.
При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.
Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.