"развитие и воспитание детей с нарушением зрения в семье". Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье Семейное воспитание детей с нарушением зрения

Оригинальные

Развитие и воспитание детей с нарушением зрения в семье

Уважаемые родители!

У Вашего ребенка врачи обнаружили дефект зрения. Конечно, у вас возникает множество вопросов: «Что делать?», «Как обучать и воспитывать слепого или слабовидящего ребенка?», «Как помочь ребенку адаптироваться в обществе?», «Где получить помощь?» и пр.

Что зависит от родителей?

Мамы и папы детей должны помнить, что от них зависит очень многое. Иногда заподозрить ту или иную патологию органов зрения у ребенка могут сами родители - по внешнему виду малыша: опущение верхнего века (птоз); уменьшение глаза (микрофтальм); увеличение глаза (макрофтальм); косоглазие и пр. Покраснение глаз и век также свидетельствует о неблагополучии.

Настораживать может то, что он пытается очень близко сесть к экрану телевизора или ближе поднести книгу, после непродолжительных зрительных нагрузок начинает капризничать, тереть глаза.

И все же было бы глубочайшим заблуждением со стороны родителей считать, что внимательное отношение к ребенку - гарантия выявления любого заболевания глаз. Есть такие заболевания глаз, при которых внешние изменения родители могут заметить только на поздних стадиях болезни.

Провести обследование ребенка, выявить заболевание глаз на ранней стадии, правильно поставить диагноз и назначить лечение может только врач-офтальмолог.

Первый визит к офтальмологу необходимо сделать в первые месяцы жизни ребенка. Специалисты рекомендуют проводить профилактические осмотры зрения малыша в 1-2 и 10-11 месяцев.

Если со зрением ребёнка всё хорошо, то следующую «контрольную» проверку зрения обычно делают в возрасте 6 лет, перед тем, как ребёнок идёт в школу.

Школьная пора приносит собой не только новые знания, но и высокую нагрузку на глаза ребёнка. Поэтому регулярная проверка зрения в школьные годы просто необходима. Специалисты рекомендуют делать её раз в два года.

Что вы должны знать о нарушении зрения?

Нарушения зрения разделяются на группы по следующим критериям:

    время поражения (врожденные и приобретенные)

    характер протекания (прогрессирующие и не прогрессирующие)

    степень нарушения зрительной функции (слепые и слабовидящие).

Врожденная патология органа зрения может быть вызвана повреждениями или заболеваниями в период внутриутробного развития.

Приобретенные недостатки зрительного анализатора распространены меньше, чем врожденные. К ним могут привести заболевания центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма (грипп, корь и пр.) и травматические повреждения мозга и глаз.

Кроме того, различают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора. Прогрессирующие дефекты отличаются постепенным ухудшением зрительных функций.

В зависимости от степени нарушения зрительной функции выделяют слепых и слабовидящих.

Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04).

Различают разные степени потери зрения:

    абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие);

    практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты.

Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.

У слабовидящих детей, в отличие от слепых, зрение остается основным средством восприятия, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых.

Вашему ребенку поставлен диагноз. Что делать?

Во-первых, не отчаиваться, не опускать руки.

Во - вторых, получить полное представление о характере заболевания и его последствиях. Ни в коем случае не надо лихорадочно искать знахарей, экстрасенсов.

В- четвертых, если существуют медицинские показания к оформлению инвалидности – нужно оформлять. Для оформления инвалидности вам следует обратиться к лечащему врачу по месту жительства, который, при наличии оснований, направит ребенка на медико-социальную экспертизу. Также за направлением на МСЭ для оформления инвалидности можно обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства (при наличии справки, подтверждающей медицинские показания к оформлению инвалидности).

В- пятых, в ходе оформления инвалидности для вашего ребенка будет разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Ваша задача - выполнять рекомендованные ребенку медицинские, психолого-педагогические мероприятия.

В - шестых, необходимо как можно раньше обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию. Именно здесь после обследования ребенка вам порекомендуют дальнейший путь его воспитания и обучения, подходящий именно для вашего ребенка (вид дошкольного и школьного образовательного учреждения).

За работу – с первых недель.

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей.

Природа наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), осязательными. Это позволяет ребенку в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.

Мамы и папы детей должны помнить, что от них зависит очень и очень многое.

В зависимости от степени нарушения зрительной функции выделяют слепых и слабовидящих.

Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04).

Слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4. У слабовидящих детей, в отличие от слепых, зрение остается основным средством восприятия, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых.

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей.

Природа наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), осязательными. Это позволяет ребенку в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.

Некоторые особенности воспитания слабовидящих детей в семье.

Что вам н ужно знать о нарушениях функций зрения?

С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Функциями зрения являются: острота зрения, цветоразличие, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.

Нарушение функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции цветоразличия приводит к невозможности различия одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.

Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.

Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.

Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.

Сказывается ли нарушение функции зрения на общем развитии ребенка? Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.

При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов. Дети затрудняются в установлении причинно- следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.

Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей. У таких детей возникают трудности в овладении эталоном «цвет», «форма», « пространство».

При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, оценивать расстояние между предметами.

Как воспитывать слабовидящего ребенка в семье?

Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития. Ребенка не следует, с одной стороны, чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. С другой - нельзя уделять ему мало внимания и заботы.

При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Помогите ребенку обследовать предметы - выделять составные части, цвет, форму, величину, пространственное расположение.

Активно используйте не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.

Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.

Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений.

Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, коричневые, черные). Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.

Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям. Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.

Рассматривая с ребенком иллюстрации, обращайте его внимание на характерные особенности предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям словесно оформить, то что они увидели. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.

При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.

Помните!

Место для игры должно быть хорошо освещено.

Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.

Научите ребенка бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться. Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.

Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. (М.И. Земцова. 1978).

Нарушение зрения отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка. Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью. (Л.И. Плаксина, 1999).

Семье, имеющей ребенка с нарушенным зрением необходима помощь специалиста. Рождение ребенка с нарушенным зрением – это стресс для родителей, они не знают чему можно обучать такого ребенка, им неясна перспектива его психического развития. Часто родители испытывают чувство вины, замыкаются в себе, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей.

В такой ситуации от них требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку.

Особенно важны первые три года жизни ребенка. Необходимо противостоять сенсорной депривации (лишения ребенка зрительной информации). Воспитание должно основываться на чуткости, любви и терпении.

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс.

Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает.



Необходимо взаимодействие семьи и специалистов. Помощь родителям могут оказывать офтальмолог, дошкольный дефектолог, специальный психолог, воспитатель и др. специалисты.

Необходимо стимулировать психическое развитие ребенка с первых дней жизни. Для этого родителям требуется:

наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать;

обогащать опыт ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями, менять положение тела младенца, проводить пассивно-активные упражнения ножками, ручками, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением, музыкой;

Необходимо чаще брать ребенка на руки и разговаривать с ним, так как телесный контакт при нарушенным зрении приобретает особое значение;

Необходимо максимально использовать остаточное зрение;

Сохранные анализаторы, развивать активное осязание, обоняние. Знакомить ребенка с пахнущими предметами. Обращать внимание на запах из булочной, аптеки и др.

Необходимо развивать у ребенка начальные пространственные представления, обучать ребенка показывать и называть части своего тела, использовать задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве.

Необходимо обучать ребенка ориентироваться в своей квартире, передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а так же вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице. Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром.

Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Следует убрать все неустойчивые и острые предметы на пути ребенка, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве - главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением.

Необходимо научить ребенка ориентироваться и в микропространстве (например, на поверхности стола): Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.

Необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Ребенок не может научиться этим навыкам по подражанию.

Условия, способствующие успешности в самообслуживании:

Максимальное расчленение каждого действия на отдельные операции;

Словесное объяснение каждой операции;

Необходимо многократно повторять одни и те же действия и определенной последовательности при условии активного участия ребенка. Так возникает автоматизированное умение.

Поощрение стремления ребенка к самостоятельности;

Необходимо опираться при обучении на сохранные у ребенка органы чувств (слух, осязание, вкус, остаточное зрение);

Для полноценного развития ребенка с глубокими нарушениями зрения необходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению с окружающим миром.

Обращать внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал", из которого они сделаны и другие материальные признаки).

Обращать внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учить различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: "Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон". Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Необходимо развивать у ребенка двигательную активность, так как у дошкольников с нарушением зрения наблюдаются недостатки развития движений. Дети характеризуются малой двигательной активностью. Движения детей скованны, неточны, некрасивы. Характерна медлительность и нарушение чувства равновесия. Стимулирование двигательной активности ребенка возможно при обязательном участии взрослого, которому необходимо прислушиваться к темпу и ритму действий самого ребенка и приспосабливаться к ним. .

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей (родители стесняются его, никуда с ним не ходят). Родители должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать и расположение поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения с взрослым.

В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию

Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка.

Чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

Необходимо больше разговаривать с ребенком, сопровождать речью все действия, чтобы каждое слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые можно наглядно показать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен. Необходимо предлагать ребенку повторять за взрослым проговариваемые слова и выражения. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте такие вопросы: "Что ты сейчас делаешь?", "Как называется этот предмет?", " Для чего он нужен?" и т.д.

Когда взрослый впервые показывает ребенку какие-то действия, ему необходимо взять руки ребенка в свои и показать, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложить ребенку сделать это самостоятельно.

Необходимо обследовать все предметы, проводить с ребенком от основных частей к деталям.

Родители должны знать, что низкое зрение (или полное его отсутствие) делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: "Какой ты молодец, быстро разделся!", "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил игрушки!" и т.п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что от него требуют.

Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с ребенком, имеющим нарушения зрения, должна иметь комплексный характер и направлена на расширение знаний об окружающем мир, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного.

Литература: Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»

Подколзина Е.Н. «О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения»

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание - это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда - Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

Министерство образования РФ

ФГБОУ ВПО Ярославский государственный университет имени К. Д. Ушинского»

Воспитание детей в семье с нарушениями зрения.

Работу выполнила :

студентка СДФ

Щеглова В. Ю.

Работу проверила:

Теплякова Е.С.

Ярославль

2016

1.причины нарушения зрения;

2.выявление нарушения зрения у ребенка;

3.воспитание ребенка с нарушением зрения;

4.вывод;

5.литература.

Причины нарушения зрения.

Дети с нарушением зрения все чаще кроме тяжелых нарушений зрения имеют и другие аномалии развития, такие как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие. Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления

детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими болезнями.

В ряде случаев к очень раннему нарушению зрения приводят тяжелые

заболевания новорожденного в первые месяцы жизни. Также причинами нарушениями зрения могут быть сильнодействующие лекарства, примененные для спасения жизни ребенка во время рождения. В любом случае ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями

зрения сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы. Чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья.

Выявление нарушения зрения у ребенка.

Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения новорожденного.

Большие сложности возникают с обследованием зрения у такого ребенка.

Очень важно, если родители понимают, что кроме постоянного наблюдения у врачей их ребенку необходима помощь специалистов по обучению детей с нарушением зрения.

Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением. Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации. Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка.

Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и идет так же, как и здорового, но каждый его шаг и этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.

Уже на втором месяце у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Ребенок с врожденным дефектом может отставать в весе.

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у мамы и плачет, когда его кладут в

кроватку. Купание - хорошая возможность для развития движений малыша.

Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны детям. Если ребенок пассивен, родители должны стараться помочь ему переворачиваться на живот и обратно, приподнимать его за руки, учить упираться ногами и т.д. Здоровый ребенок очень подвижен

и постоянно сам меняет положение тела. За ребенка с нарушениями это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы малыш не оставался долго в одной и той же позе.

От активности родителей в процессе воспитания ребенка с нарушением зрения зависит очень многое. При правильных действиях родителей ребенок постепенно становится более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции использования остаточного зрения.

Обычно всем младенцам нравится играть со светом. Они машут руками между лицом и светом, учатся фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Велико значение световой стимуляции и для развития нарушенного зрения, что особенно важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Следя за всем этим, ребенок учится контролировать свои руки и голову, это может стимулировать его движения и перевороты.

Воспитание ребенка с нарушением зрения.

Воспитание ребенка с нарушением зрения до двух лет.

В жизни ребенка очень важные достижения в развитии наступают после первого полугодия: ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция глаз(физиологический акт сведения зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете) и рассматривание, которые развиваются к этому времени. Чтобы вызвать действия хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки и, когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться и, наконец, позволить схватить предмет.

Если родители соблюдают все правила воспитания, то ребенок с глубоким нарушением зрения к концу первого - началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:

1) есть с ложки;

2) жевать;

3) откусывать от куска;

4) пить из чашки;

5) сидеть;

6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти пред глазами, стучать ими,

рассматривать их;

7) сидеть на горшке.

Его поведение может быть охарактеризовано следующим образом:

1) проявляет недовольство, когда остается один;

2) успокаивается на руках у взрослого;

3) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;

4) пытается сам вставать;

6) проявляет интерес к светящимся, блестящим, ярким предметам;

Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с

поддержкой. Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивает вперед руку, чтобы не натолкнуться на встречные предметы. Начиная ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве – главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением. По мере того как увереннее ходит ребенок, родители стараются все реже брать его на руки. Берут на руки только после соответствующей просьбы-жеста ребенка (тянет руки вверх), а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия.

Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения такого ребенка в бытовых ситуациях.

Воспитание ребенка с нарушением зрения с двух до трех лет.

Для детей с глубокими нарушениями зрения на втором году жизни существуют следующие упражнения со взрослыми:

Бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого;

Уметь перешагивать и перелезать через препятствия;

Пролезать под протянутой низко над полом веревочкой;

Ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика;

Залезать на стул и спрыгивать на пол с помощью взрослого;

Катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;

Качаться на кресле-качалке, на качелях;

Совершать совместные наклоны (малыш сидит на полу спиной к животу

взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад);

Катание мяча по полу;

Игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);

Игры с песком.

Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более

полноценное участие ребенка в бытовых действиях, выполняемых по режиму дня. Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.

В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребляемых на занятиях со взрослым, например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок может развлечь себя хотя бы 15 минут.

Если развитие ребенка идет нормально, то к концу второго - началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:

1) самостоятельно и уверенно ходить;

2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);

3) держать чашку за ручку и пить из нее;

4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);

5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки или штаны, уже надетые взрослыми на ноги);

6) знать свое место за столом во время еды;

7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;

8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садится самому;

9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;

10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;

11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).

Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:

1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с

предметами;

2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);

3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;

4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;

5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми

предметами.

Вывод.

Воспитание в семье ребенка с нарушением зрения требует больше усилий как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, чем воспитание детей с нормальным развитием. Дети с нарушением зрения требуют больше времени и внимания к себе, и необходимо постоянно поддерживать его развитие, чтобы не ухудшить зрение, а хотя бы оставлять его на определенном уровне. Родители ни в коем случае не должны запускать состояние такого ребенка, воспитывать его как в физическом, так и в социальном плане, не акцентируя внимание на том что он отличается от других детей. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание в семье ребенка с нарушением зрения – это трудоемкий и кропотливый процесс, который требует повышенного внимания и активности со стороны родителей.

Литература.

  1. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением/ Дефектология, 1996;
  2. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. – М.,2003.
  3. Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений. / Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004.
  4. Загорская, Е.А.Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Е. А. Загорская / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.