Рaзмeр стрaхoвoй чaсти трудoвoй пeнсии oпрeдeляeтся. Страховая пенсия по старости

Идеи подарков

Гражданам Российской Федерации, осуществлявшим трудовую деятельность официально, гарантируется государством страховая пенсия по старости. Не так давно система назначения и исчисления пенсионных выплат в РФ подверглась реформированию. Разберем, что такое страховое содержание по старости, каков его размер в 2019 году.

Скачать для просмотра и печати:

Понятие

В нормативно-правовой базе дается полное определение описываемой преференции. Страховая пенсия по старости - это ежемесячные отчисления из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в адрес получателей. Характеризуют такие выплаты, как условно накопительные. Цель их состоит в компенсировании гражданам недополученного по причине утраты трудоспособности дохода.

Внимание: финансирование страховых пенсий проводится на основании принципа распределения солидарного дохода ПФР.

В чем отличие от трудовой


В прежние годы в соответствующем законодательстве пенсия обозначалась как трудовая. После проведения реформирования этот термин заменили страховыми выплатами. Отличие состоит в принципе учета вклада гражданина, дающего право на назначение содержания по старости.

  1. Прежде проводился подсчет общего стажа работы. Его размер влиял на сумму пенсионной выплаты.
  2. Теперь в расчет берутся периоды:
    • страхового стажа - времени, когда за труженика вносились взносы в ПФР;
    • включенные в перечень исключений, а именно:
    • ухода за детьми;
    • присмотра за инвалидами 1 группы; и гражданами, перешагнувшими 80-летний порог;
    • срочной службы;
    • некоторые другие.
Внимание: учет нестраховых периодов в расчете начислений производится только для граждан, которые до их наступления или сразу после были трудоустроены.

Начиная с 2015 года, право на пенсию учитывается в баллах или коэффициентах. Эти показатели переводятся в рубли на основании утвержденной правительством цены одного балла.

Условия получения страховой пенсионной выплаты

Самой распространенной выплатой в пользу граждан из бюджета ПФР на 2019 год является страховая пенсия. Это связано с тем, что накопительная система была заморожена правительством. Центробанку РФ поручено провести мероприятия по проверке и учету негосударственных пенсионных фондов, планирующих работать со вкладами граждан.

Условия оформления страховой пенсии, назначаемой в связи с возрастной нетрудоспособностью, содержатся в восьмой статье закона «О страховых пенсиях». К ним относятся:

  1. Достижение гражданином указанного в тексте документа возраста.
  2. Наличие подтверждения перечислений в бюджет ПФР взносов в течение строго определенного периода или более.
  3. Присутствие в пенсионном деле информации о минимальном количестве индивидуальных коэффициентов.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Конкретные параметры условий

Данные три правила являются обязательными и достаточными для получения бессрочных выплат по старости. Показатели в настоящее время подвержены изменениям.

Внимание: законом установлен перечень условий, при которых возможно льготное назначение пенсий до установленного возрастного порога. Также существуют случаи, когда возраст выхода на пенсию превышает общий. В частности, у госслужащих.

  • Показатель по стажу в идеале должен составлять 15 лет. Однако такое требование будет установлено только к 2024 году. На 2019 г. он равен 10 годам, так как идет процесс постепенного перехода на новые условия страхового обеспечения.
  • То же касается показателя индивидуальных коэффициентов (баллов). К 2025 году на страховую пенсию сможет претендовать гражданин, накопивший 30 баллов.
Для справки: до 2015 году пенсию начисляли гражданам, чей трудовой стаж превышал 5 лет.

Кому положена льготная по срокам пенсия


Законодательно определены две большие группы граждан, которые могут претендовать на досрочные социальные выплаты из ПФР. Их разделяют по следующим признакам:

  • условия осуществления трудовой деятельности;
  • принадлежность к определенным социальным категориям.

Информация о конкретных льготных условиях содержится в действующем законодательстве:

  1. Так, к первой группе принято относить людей, работавших определенное время во вредных условиях, на опасных производствах, на Крайнем Севере. Профессии перечислены в специальных списках. Однако учтут льготные условия тогда, когда труженик сможет доказать перечисление повышенных сумм в бюджет ПФР. Его должно осуществлять предприятие.
  2. К льготникам по социальным признакам причисляют:
    • многодетных матерей (пять и более детей);
    • родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
    • инвалидов, получивших травмы во время боевых действий;
    • и других.

Важно: использовать право на досрочное назначение содержания по старости можно при условии наличия:

  • страхового стажа, определенного законом;
  • принадлежности к одной из льготных категорий;
  • минимальных показателей баллов: 16,2 в 2019.

Размер страховой выплаты по старости


Принципиально новую методику разрабатывали таким образом, чтобы конечные выплаты по старости зависели от:

  • продолжительности официальных периодов трудоустройства;
  • размеров заработной платы;
  • возраста обращения за пенсией.

Логика процесса формирования солидарного пенсионного бюджета такова:

  1. Когда труженик оформлен официально, за него предприятие вносит вклад в ПФР, равный 22% от зарплаты (за исключением определенных сумм).
  2. Сумма взноса перечисляется в индивидуальные коэффициенты (ИПК) и учитывается в персональном деле.
  3. Количество баллов напрямую зависит от:
    • величины взноса (то есть зарплаты);
    • продолжительности платежей.
Внимание: принцип нового расчета строится на заинтересованности тружеников в повышении пенсионных выплат в старости. Чем больше работает человек, тем выше его содержание.

Структура страховых пенсионных начислений по возрасту


Страховая пенсия состоит из двух частей, рассчитываемых отдельно. В нее входят такие составляющие:

  • базовая;
  • премиальная.

Последняя зависит от накопленных за годы работы коэффициентов. А базовая или фиксированная составляющая (БВ) одинакова для всех граждан. Она является частью пенсии, гарантируемой государством.

Кроме того, для определенных категорий граждан установлено повышение фиксированной составляющей. К ним относятся:

  • инвалиды 1 группы;
  • престарелые граждане, перешагнувшие 80-летний порог;
  • люди, работавшие или проживающие в регионах Крайнего Севера или приравненных (кратно установленным коэффициентам для данных территорий);
  • работников сельского хозяйства.
Внимание: для стимулирования более позднего обращения за пенсией по старости введены повышающие коэффициенты. Они применяются к обоим составляющим выплат.

Формула для расчета пенсионного обеспечения


Несмотря на запутанность методики, подсчет осуществляется довольно просто.
Так, специалисты ПФР с 2015 года применяют такую формулу:

  • РСП = ИПК х СОБ + БВ, где:
  • РСП - обозначает размер конечной страховой выплаты по старости;
  • ИПК - как обозначено выше, накопленные индивидуальные коэффициенты или баллы;
  • СОБ - эквивалент одного балла в рублях, определенный на дату назначения;
  • БВ - базовая выплата.
Внимание: фиксированные показатели из формулы (БВ и СОБ) устанавливаются правительством РФ и ежегодно подвергаются индексированию.

Стоит отметить, что данная формула касается в равной степени всех граждан. Тем, за кого в ПФР производство перечисляло до 2015 года, произведут конвертацию сумм взносов в баллы.

Размер базовой (фиксированной) выплаты в 2019 году


В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2017 год базовая выплата была увеличена на 5,8%. Ее сумма составляла 4823,37 р. Однако такую составляющую в 2017 году получали не все пенсионеры.

В 2016 году правительство пришло к выводу о том, что денег на индексирование пенсий не хватает. Было принято решение оставить без ежегодного повышения, связанного с инфляционными процессами, работающих получателей содержания по старости.

Внимание: базовый показатель для работающих пенсионеров остался на уровне 2016 года - 4558,93 р. В 2019 г. после проведенной индексации он был равен 5334,19 р. Скачать для просмотра и печати:

Как назначается страховое содержание по старости


При наступлении соответствующих правовых условий претенденту следует написать заявление в ближайшем отделении ПФР. Делать это можно:

  • лично;
  • почтовым отправлением;
  • через представителя;
  • на официальном сайте ПФР (через интернет);
  • в многофункциональном центре (если таковой действует в городе).

Общие правила обработки заявок таковы:

  1. Пенсионные выплаты назначаются с даты обращения, однако не ранее наступления права на них;
    • исключением является случай обращения в течение месяца со дня увольнения (датой исчисления страховой пенсии считается следующий за прекращением трудовой деятельности день);
  2. На обработку документов специалистам ПФР дается десять рабочих дней:
    • исключением являются случаи, когда требуется предоставить дополнительные документы;
    • на такую работу отводится три месяца без изменения даты назначения пенсии;
  3. Обоснованный отказ пересылается на адрес заявителя в течение пяти дней;
    • в письме должны быть указаны сроки и условия обжалования такового.
Важно: назначается страховая пенсия в связи с достижением предельного возраста труда бессрочно, то есть решение не содержит данных об окончании перечислений.

Перечень необходимых документов


Существует ряд документов, которые потребуются в обязательном порядке. Так, с собой рекомендуется иметь оригиналы и копии таких бумаг:

  • паспорта претендента или вида на жительство для иностранцев (им ограничивается срок назначения пенсионных начислений);
  • свидетельства об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС);
  • трудовой книжки, справки о работе на предприятиях, если данные не внесены в официальный документ;
  • данные о доходах за 60 месяцев, следующих подряд в трудовой книжке до 31.12.2001 г.
Важно: на основании справки о доходах будет исчисляться размер итоговой выплаты. Поэтому претенденту позволено самостоятельно выбрать наиболее выгодный период.

Однако периоды получения больших доходов должны отвечать таким условиям:

  • охватывать полные 60 месяцев, за исключением сроков, когда гражданин не трудился официально;
  • следовать друг за другом в трудовой книжке (исключать какой-либо не допускается).
Внимание: В некоторых случаях справка по зарплате требоваться не будет. Так, при наличии на лицевом счете гражданина суммы страховых взносов за 2000-2001 год 44000 и более устанавливается максимальное соотношение заработной платы к требуемому показателю. Важно: зачастую для назначения выплаты требуются иные бумаги. Об этом претенденту сообщает специалист ПФР. Информацию, хранящуюся в госорганах, последние получают самостоятельно.

Пример расчета минимальной пенсии по старости


Для определения того, какова самая малая сумма страховой выплаты, можно воспользоваться приведенными выше данными на 2019 год:

  • базовая выплата 5334,19 р.;
  • стоимость одного балла - 87,24 р.;
  • количество минимально необходимых коэффициентов - 16,2.

Подставив все в формулу, получаем:

16,2×87,24 р. + 5334,19 р. = 6747,5 р.

Важно: полученная сумма значительно ниже прожиточного минимума. К таким страховым пенсиям полагаются федеральные надбавки, которые повышают их размеры.

Где получают пенсионные суммы по старости


Способ перечисления содержания определяется заявителем в период написания заявки.
Как правило, используются такие перечисления:

  • через почтовое отделение;
  • на расчетный счет в банке.
Внимание: в заявке должны содержаться точные и достоверные данные о соответствующих реквизитах получателя.

Способ перевода денег может быть изменен получателем в инициативном порядке. Для этого следует написать заявление в отделении ПФР.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

Из каких частей состоит пенсия россиян?

Давайте разберемся более подробно, как формируется и из каких частей состоит пенсия по старости. Страховая доля пенсии образуется из части взноса, который перечисляют согласно установленному тарифу работодатели за своих трудящихся.

На финансирование в солидарной системе уходит больший процент пенсионного сбора, чем на накопительный фонд.Существует законодательно утвержденный пенсионный сбор- 22% от зарплаты до вычета налоговых отчислений.

Делят взнос на части в зависимости от возраста . Если год рождения у него был до 1967 года, то 16% забирает персональный счет в страховой системе ПФР. Остаток в размере 6% уходит на солидарную часть тарифа.

Для всех остальных рабочих, которые родились позже 1967 года,разбивают взнос по счетам следующим образом:

  • 6%-на солидарный счет
  • 10% -на индивидуальный счёт
  • 6% – на формирование персональной накопительной части тарифа

Соответственно, для рожденных в 1966 году и раньше начисляют сумму пособия в зависимости от объёма внесенных за них взносов.

Накопительная часть является обязательной для всех граждан, которые были рождены, начиная с 1967 года. Доля взноса поступает в распоряжение пенсионного фонда по выбору .

Из таких долей формируют активы этого фонда. Их вкладывают в инвестиционные проекты. Распоряжается финансами управляющая компания, подписавшая договор сотрудничества ПРФ.

Чтобы увеличить размер накопительной части пенсии можно на свое усмотрение вносить не только обязательные 6%, а еще и дополнительные суммы.

Для формирования накопительного пенсионного капитала нужно подать соответствующее заявление в ПФР. В случае отказа от дальнейшего участия в накопительной системе средства, уже переведенные на индивидуальный счет, можно забрать в качестве единой выплаты сразу или срочной накопительной .

Накопить средства за время зарабатывания трудового стажа можно и в негосударственном пенсионном фонде, который может выбрать гражданин самостоятельно.

Страховой стаж

После распада СССР на территории РФ изменения в расчете отработанного гражданином времени менялись неоднократно. Вплоть до 1998 года в России использовали унаследованный исчисления отработанных лет в расчете пенсионного обеспечения.

Размер выплат начислялся по двум параметрам:

  • общему количеству рабочего времени
  • средней зарплате, которая определялась либо за два предыдущих года работы, либо другие беспрерывные пять с наибольшей суммой трудовых доходов

При выборе четвертого пункта в общее количество отработанных лет включают такие периоды:

  • обучение специальности на базе ПТУ или в техникуме
  • обретение профессиональных навыков на курсах по подготовке кадров
  • получение высшего образования или ученой степени
  • уход за гражданином, имеющим I группу инвалидности по заключению медицинской комиссии
  • декретный отпуск
  • материнский уход за младенцем до 1,5 лет(в общей сложности не более 6 лет)
  • проживание жены с мужем в зоне его службы, где отсутствует по ее специальности (без ограничения продолжительности)
  • срок, совместного нахождения супруги с дипломатом в стране, куда он был направлен при отсутствии возможности у нее работать (максимум до 10 лет)
  • все сутки необоснованного ареста, заключения или ссылки человека в периоды привлечения к ошибочной уголовной ответственности

Есть еще некоторые периоды до 2002г., входящие в отработанное число дней стажа и преобразуемые в капитал с учетом повышающего коэффициента. К ним относится следующее.

Коэффициент 1,5 применяется для таких обстоятельств:

  • привлечение к ликвидации в зону отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС
  • выполнение трудовых обязанностей в условиях климата Крайнего Севера

Коэффициент 2 используется при учете таких лет:

  • работа на предприятиях, заключение в концлагере, нахождение по месту жительства в блокадном Ленинграде во время ВОВ
  • выполнение военных обязанностей в связи с призывом

Коэффициент 3берут в расчет при наличии таких :

  • армейская или партизанская служба в период боевых действий
  • время лечения в госпитале в связи с ранением при исполнении военных обязанностей
  • прохождение службы в рядах армии на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС
  • выполнение производственных обязанностей в блокадном Ленинграде
  • период заключения или отбывания срока наказания по причине привлечения к ошибочной уголовной ответственности

В тех случаях, когда по методике пункта 3 ст. 30 ФЗ-173устанавливается большая величина суммарного объема капитала для назначения , все вышеуказанные не страховые периоды вносят в общее число лет трудового стажа либо в календарном порядке, либо совсем не берут в расчеты.

До начала 2015 г. утвержденный минимум лет трудового стажаравнялся5 годам. Теперь в силу вступили новые правила. Этот параметр будет постепенно повышаться ежегодно на 1 год, начиная с 6 лет в 2015 году, пока не достигнет 15 лет в 2024 г.

Если у россиянина нет для назначения пособия нужного количества страховых лет, то ему будет выплачиваться минимальная социальная пенсия. Она имеет фиксированную величину, которая незначительно ниже страховой.

Можно увеличить размер , если ее не оформлять по достижении указанного в законе возраста и позже покинуть рабочее место. Каждый последующий отработанный год принесет прибавку к сумме данного пособия.

Обратите внимание! Официальный стаж подтверждается только записями о работе, внесенными на страницы трудовой книжки. Этого количества рабочих лет может оказаться недостаточным для установления размера пенсионных выплат. Если работник в настоящих условиях трудится неофициально, то такой стаж не даст ему права в старости на трудовую пенсию.

Особое влияние на размер оказывает и сумма заработка. На предприятии сейчас можно заслужить минимальный стаж с большим окладом и получать более высокое пособие, чем низкооплачиваемый трудящийся, официально отработавший честно и добросовестно 35 лет своей жизни.

Как влияет зарплата

Начиная с 2015 года, трудящимся предоставлена возможность самостоятельно выбирать, какой пособия они хотят получать из двух совершенно отдельных видов трудовых пенсий:

  • страховую
  • накопительную

Формируются данные фонды совершенно по-разному. Фонд страховой пенсии создается в солидарной системе из отчислений трудящихся, которые направляются на текущие выплаты поколению пенсионеров. Накопительный вид пенсионного бюджета, также формируется из взносов, но не участвует в текущей оплате пособий пенсионерам, а направляется в инвестирование на финансовых рынках.Страховой вид пенсии увеличивается за счет индексации, а накопительный- нет

Долевая составляющая страховой пенсии, которая часто превышает фиксированный базовый размер этого вида пособия, в будущем зависит от величины уплачиваемого взноса в солидарный фонд. Причем за россиян, официально трудоустроенных на производство,сборы туда же уплачивает их работодатель.

Что касается самозанятой части населения (нотариусов, адвокатов, индивидуальных предпринимателей и т. д.), то они отчисляют все взносы за себя сами.

Обратите внимание! Все сборы, уплаченные за трудящегося, отражаются на его персональном счете в ПРФ. Впоследствии для расчетов размера страхового вида пенсии эти данные являются основными.

Следует знать, что на ежегодную величину , отчисляемых в страховой ПФР за каждого трудящегося, влияет его возраст. Например, в 2010 году был установлен определенный тариф на сбор за рабочих, рожденных в 1966 г. и ранее, в размере 20% от заработанных ими доходов.

В тоже время с работников 1967 года рождения и моложе должны были отчислять 14% из суммы начисленного заработка.Каждый год тариф пересматривается властями РФ.

Из перечисленных средств отделяется доля страховой части трудовой пенсии,направляемой на создание расчетного пенсионного капитала. Величина фонда ежегодно индексируется на коэффициент, утвержденный Правительством РФ. Эти финансовые средства направляют на выплаты трех вариантов трудовых пенсий:

  • иждивенцам при потере их кормильца
  • пожилым гражданам по достижении установленного возраста
  • людям, получившим инвалидность

В процессе определения пенсии гражданину России, при достижении им утвержденного законом возраста, весь базовый капитал из уплаченных взносов распределяется на месяцы в ожидаемом периоде для выплаты страхового пособия. Для этого делят суммарное число из всех внесенных сборов на 228 – число месяцев в ожидаемом периоде для уплаты пенсий.

Отличия в расчете страховой и накопительной пенсии


С наступлением 2015 года в действие вступили изменения, касающиеся расчета страховой и накопительной частей пенсий.

Теперь страховую долю положено рассчитывать не в рублевых денежных знаках, а в баллах (коэффициентах).

В дальнейшем при начислении суммы пенсии она должна быть пересчитана в рублевую валюту.

Стоимость баллов ежегодно будет утверждаться властями РФ и увеличиваться согласно проценту инфляции.

При уходе на пенсию все количество заработанных баллов будет просуммировано, а затем умножено на установленную цену.

К итоговому значению нужно еще прибавить гарантированную сумму, которая назначается государством в фиксированной величине (базовая пенсия).

В результате получается окончательный размер страхового пособия для гражданина преклонного возраста, ставшего пенсионером. Есть особые баллы, которые присваивают пенсионеру, за незастрахованные периоды стажа:

  • призывная служба в армии
  • в связи с осуществлением ухода за до 1,5 лет
  • обслуживание ребенка, имеющего инвалидность или гражданина, прожившего более 80 лет

Итак, право на пенсию по возрасту получают лица, имеющее нужный возраст, количество трудовых лет и минимальные баллы, устанавливаемые ежегодно законодательством.

Составляющие трудовой пенсии по инвалидности

Перейдем к рассмотрению ответа на вопрос, из каких частей состоит пенсия по инвалидности.

Подобно той же методике, что в расчете возрастного пособия, начисляют величину страховой части пенсионного обеспечения в связи с утратой здоровья. Формула выглядит так:

P = Const+ $/(V х K), где

  • Const – фиксированное значение базовой величины трудовой пенсии категории инвалидов;
  • $ — общий объем финансового капитала, просуммированный по отраженным на счете инвалида взносамна день назначения пособия;
  • V – количество предполагаемого времени, в течение которого будут осуществляться выплаты пенсионного обеспечения по старости (для 2016 года принято 228 месяцев);
  • K-коэффициент, полученный в результате деления нормативной продолжительности страхового стажа (величина выбирается из количества месяцев в зависимости от возраста инвалида) на 180 месяцев.

В юридических актах отражено такое количество времени, представляющего нормативную продолжительность страховых месяцев по возрасту:

  • до 19 лет -12
  • с 19 до 20 лет -16
  • с 20 лет до 21 года – 20
  • и так дальше с увеличением на 4 месяца за каждый прожитый год до максимальных180

Что касается накопительной части, то в отличие от описанной методики определения суммы страхового пособия инвалиду, из формулы исключают корректировочный коэффициент К.

Пенсионное законодательство довольно часто изменяется в связи с демографическим и экономическим кризисом. Заинтересованным по данной теме лицам следует обращать внимание на вступающие в силу поправки. Информация для читателей приведена на основании действующего законодательства РФ по состоянию на 2016 год.

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме: