Сценарий классного часа «Человек без друзей, что дерево без корней»
Классный час по данной теме можно провести во 2 или 3 классе с целью сплочения классного коллектива, воспитания в учащихся чувства товарищества и взаимоподдержки. Данная разработка поможет педагогу в работе с застенчивыми и малообщительными детьми. Также урок может быть полезен педагогу-психологу при составлении социометрии класса.
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Тема: «Человек без друзей, что дерево без корней»
Цель:
Воспитание ценностного отношения к себе и другим людям.
Задачи:
1. пробуждение интереса к другим людям;
2. осмысление понятий «дружба», «умение дружить», «товарищество», «настоящий друг»;
3. создание в классе доброжелательной атмосферы.
Ход:
Какую дружбу заведёшь,
такую и жизнь построишь…
1. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня у нас очень важная тема для разговора – «Дружба и товарищество». Чтобы настроиться на рабочий лад, давайте для начала поиграем.
Игра «Круг друзей»
Детям предлагается стать в круг, взяться за руки и в такт мелодии «Вместе весело шагать по просторам» двигаться в хороводе. Как только музыка останавливается, водящий говорит хорошие слова в адрес товарища, стоящего по правую руку, например: «Привет! Я рад тебя видеть, у тебя красивое платье». Слушающий комплимент, делает ответный.
Игра «Закончи предложение»
На доске написана фраза: «Друг – это тот, кто…» Ребятам необходимо ее закончить, причем повторяться нежелательно.
2. Осмысление понятия «настоящий друг»
- Давайте послушаем стихотворение Агнии Барто
Требуется друг
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!»
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать!
А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала б ты!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!»
- Вам понравилась эта девочка?
- Почему с ней никто не дружит?
- Как она понимает дружбу?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Как вы думаете, что означает понятие «настоящий друг»?
- Какими качествами он должен обладать?
Работа с классом:
Каждый ребенок получает качество человека и объясняет, можно ли его отнести к настоящему другу и почему.
3. Рассказ о друге.
Дети рассказывают о друге: кто он (она), когда подружились, за что ценит, чем вместе занимаются и т.д.
4. Анализ пословиц о дружбе.
Пословицы разрезаны на фрагменты, учитель читает начало, а дети продолжают:
Нет друга – ищи, а нашел – береги
Где дружбой дорожат, там недуги дрожат
Для друга и семь верст не околица
Друга иметь – себя не жалеть
Друг дороже денег
Друзья познаются в беде
За добрым другом как за каменной стеной
Легко друзей найти, да трудно сохранить
Не мил и свет, когда друга нет
Чего себе не хочешь, того и другу не желай!
Вопросы к анализу:
- Как вы поняли смысл пословицы?
- Почему народная мудрость сохранила до наших дней очень важные мысли о дружбе?
- Давайте теперь обобщим сказанное, дружба – это:
Верность другу
Помощь и забота о друге
Не предавать, не завидовать и не сплетничать
Равенство
Взаимопонимание
Умение прощать
5. Разрешение нравственных ситуаций.
Работа в микрогруппах:
Раздаются конверты с ситуациями, которые обсуждаются в группе, а затем предлагается решение.
Примеры ситуаций:
1. друг подшутил над тобой. Ты обиделся. Вы поссорились.
2. тебе подарили красивую игрушку. Ты дал ее поиграть другу, а он ее нечаянно сломал.
3. твой друг не сделал домашнее задание и просит тебя дать списать.
4. твой друг часто грубит взрослым.
5. твой друг не хочет, чтобы ты дружил с другими ребятами.
6. родители запрещают тебе дружить с тем, кого ты выбрал.
7. твой друг плохо поступил, и об этом узнают все, и ты тоже.
8. твой друг спрашивает, что о нем говорил кто-то.
9. твой друг что-то сделал, а наказали тебя. Незаслуженно.
6. Правила дружбы.
- Подводя итог нашего занятия, сформулируем правила дружбы. Недаром в народе говорят: «Друга ищи, а нашел – береги!» Как можно сберечь дружбу?
- не ссориться и не спорить по пустякам
- остановить товарища, если он совершает что-то плохое
- если друг не прав, скажи ему об этом
- не зазнаваться, если что-то у тебя получается лучше
- делиться с товарищами тем, что есть у тебя
- не брать себе все самое лучшее
- помогать друзьям, если умеешь что-то делать
- если товарищ попал в беду – помоги, чем можешь
7. Подведение итогов.
- Ребята, давайте проанализируем свое поведение,свои отношения в классе, дома, во дворе. Подумаем, почему с одним человеком все хотят дружить, а с другим – никто. Как нужно жить, чтобы иметь хороших друзей и самому быть хорошим другом.
валентина каширина
Реализация проекта «Человек без друга , что дерево без корней » помогает ребенку повысить осознание своих эмоциональных проявлений и тем самым обеспечить ему эмоциональный комфорт. Обучая ребенка «взгляду со стороны» мы помогаем ему по другому взглянуть на себя , по иному оценить собственные чувства, мысли, поведение. Таким образом ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение со сверстниками.
Цель : сформировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитать доброе отношение к близким.
Занятие № 1. Чтение художественных произведений Л. Толстого
«Два товарища» , К. Ушинского .
Занятие № 2. Беседа о дружбе.
Занятие № 3. Творческое конструирование «Портрет друга » .
Оборудование «Составь фоторобот» ; цветные карандаши, фломастеры, альбомы для каждого ребенка; основа для портрета (лицо из плотного картона, цветной картон (для рамки, набор различных кусочков ткани и мелких деталей, которые можно использовать для портрета (пуговицы, нитки, бусинки и прочее) .
Занятие № 1 (конспект)
Чтение художественных произведений К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» , Л. Толстого «Два товарища» .
Цели : учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.
Оборудование : не требуется.
Психолог (П) :- Дети, скажите, какого человека можно назвать другом ?
Дети (Д) : - Того, кто не обижает, не дерется , с которым нравится играть.
П : - Послушайте, пожалуйста, произведение К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» . Кто вам понравился? Почему?
П : - Как вы думаете, настоящий друг , какой он?
Д : - Веселый, честный, всегда со мной дружит, всегда рядом.
П : - Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? как вы понимаете эти пословицы? Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Д : - Значит старых друзей не надо забывать, когда появляются новые.
П : - Друзья познаются в беде.
Д : - Значит, что если случится беда, то друг всегда поможет .
П : - Дружба и братство дороже богатства.
Д : - Если у тебя есть друзья или братья, то можно и без денег обойтись, они всегда тебе помогут.
П : - Значит можно сказать, что настоящий друг – это верный товарищ в любом деле?
Д : - Да. Настоящий друг никогда не оставит друга в беде .
П : - Послушайте басню Л. Толстого «Два товарища» . Вам понравилась басня о двух товарищах?
Д : - Да, понравилась.
П : - Что произошло в лесу? Как повели себя друзья?
Д : - Они гуляли и на них выскочил медведь. Один мальчик спрятался на дереве , а другой не сумел залезть и поэтому остался на дороге и притворился мертвым.
П : - Как вы думаете, что чувствовал мальчик, который остался на дороге, когда к нему подошел медведь?
Д : - Он испугался, ему было страшно, что медведь может его съесть или убить.
П : - Что чувствовал мальчик, который сидел на дереве ?
Д : - Он радовался, что успел первым залезть на дерево и медведь его не достанет.
П : - Можно назвать этого мальчика настоящим другом ?
Д : - Нет. Он не помог своему другу тоже залезть на дерево и медведь мог убить другого мальчика . Хорошо, что он догадался притвориться мертвым и обманул медведя. Нужно было подвинуться и тоже пустить своего друга на дерево , тогда он бы был настоящим другом .
П : - Какую пословицу или поговорку можно употребить в данном случае, к концу этой басни? (Повторяются пословицы и поговорки, которые зачитывались в начале занятия) .
Д : - Друг познается в беде .
П : - Правильно, дети. А теперь давайте еще раз послушаем эту басню. (Басня зачитывается повторно) . Наше занятие закончилось. Все молодцы.
Занятие № 2 (конспект)
Беседа о дружбе.
Цель : формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; дать ребенку понять, что он, как и каждый человек , уникален и неповторим.
Оборудование : карточки с изображением лиц разной формы, глаз различного цвета и формы (для упражнения «Составь фоторобот» ); цветные карандаши, фломастеры, альбомы для каждого ребенка.
П : - Здравствуйте, дети. Скажите, есть ли у вас друзья?
Д : - Да. Есть друзья. У меня друг – это мой брат . А у меня в деревне друзья .
П : - За что вы любите своих друзей?
Д : - Мы с братом дружно живем. Он меня не обижает. А мне с другом весело , мы часто смеемся. Он веселый.
П : - А как вы думаете за что ваши друзья любят вас?
Д : - Потому что у меня игрушки есть. Потому что я своего брата тоже не обижаю. Потому что мы дружим.
П : - Что вы делаете вместе с друзьями?
Д : - Мы с братом вместе тренируемся, мы с ним боксом занимаемся. А мы с моим другом летом в деревне озеро копали вместе , а потом воду в него носили.
П : - Ребята, а скажите, пожалуйста, если у человека нет друзей –ему хорошо живется?
Д : - Нет. Если нет друзей, то скучно одному играть. Всегда грустно. Можно только мультики смотреть, а гулять не с кем.
П : - Дети, посмотрите, на столе разложены карточки с изображением лиц разной формы, с различными прическами, глаза различной формы и цвета. Давайте рассмотрим их (упражнение «Составь фоторобот» ). В речь детей вводятся понятия : глаза голубые, карие, зеленые; лицо круглое, овальное и т. д.) А теперь каждый из вас пусть отберет карточки, которые подходят к его внешности и внешности своего друга .
П : - Итак, вы рассмотрели себя и своих друзей. Молодцы. А теперь давайте возьмем карандаши, фломастеры и нарисуем как выглядит ваш друг .
Занятие № 3 (конспект)
Творческое конструирование «Портрет друга »
Цель : развивать творческое воображение ребенка; воспитывать доброе отношение к близким.
Оборудование : набор различных мелких деталей, которые можно использовать для изготовления портрета (пуговицы, нитки, кусочки ткани, бусинки и т. д.) ; основа для лица из плотного картона, цветной картон для рамки (основного поля) ; клей.
П : - Здравствуйте, дети. Как мы с вами выяснили у вас у всех есть друзья. А хотелось бы вам, чтобы ваш друг был всегда рядом ?
Д : - Да. Хорошо бы было всегда играть со своими друзьями.
П : - Возможно ли это?
Д :- Нет. Мой брат ходит в школу. А мой друг тоже ходит в сад , только в другой . А мой друг вообще в деревне живет .
П : - Ребята, а что можно сделать если друга нет рядом ? Чтобы всегда напоминало о нем?
Д : - Можно взять с собой его фотографию.
П : - Правильно. Вот на сегодняшнем занятии мы с вами будем делать портрет своего друга . Его можно поставить на полку, чтобы не забывать о нем, или можно просто сделать подарок другу . Ему будет приятно получить такой подарок.
Посмотрите, на столе разложено множество предметов из которых мы будем делать портрет (сначала выбирается поле-фон, затем приклеивается форма лица, а далее по желанию детей из всех представленных фрагментов дети моделируют портрет своего друга . Этот процесс не регламентируется, т. е. хочется красные глаза – значит пусть будут красные только ребенок должен объяснить почему именно так. Например : у моего друга будут красные глаза , потому что он не выспался или он плакал.
Человек живёт в обществе. Его окружают люди. Так сложилось, что человек, как правило, с кем-то поддерживает дружеские отношения. И это прекрасно.
«Человек без друзей, что дерево без корней»
Автор рассказа: Ирис Ревю
Понятие «дружба» в том или ином виде существовало всегда. Ещё с незапамятных времён люди поняли, что вместе выживать легче. В одиночку, один как перст, древний человек попросту не смог бы существовать. Охотились, готовили еду, защищались от агрессоров, ловили рыбу люди вместе. Так было проще и надёжнее.
Времена изменились. С ними и изменилось понятие «дружба».
Сейчас человек сам решает свои дела, отвечает за свои поступки. Но дружба не исчезла. Ведь человеку свойственно с кем-то делиться радостью, сопереживать, оказывать кому-то помощь, обсуждать текущие дела.
Настоящий друг – он подходит вам по темпераменту, по складу характера. Он понимает вас с полуслова и желает искренне помочь.
Успехам друзья радуются взаимно. Проблемы пытаются преодолеть вместе.
Представьте себе дерево, у которого нет корней. Такое и вообразить-то невозможно. Дерево держится на земле корнями, прочно, надёжно, а человек — друзьями.
Счастлив тот, кто имеет надёжного, верного друга.
Как вы считаете, друг поддержит вас в любой ситуации?
Отдаёшь ли ты другу частичку себя?
Чем дорог тебе друг?
Внеклассное мероприятие
Тема: Человек без друзей, что дерево без корней.Цель: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.
Задачи:- побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
Формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
Развивать умения учащихся работать в коллективе;
Стимулировать у учащихся внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
- формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу. Вид занятия: комбинированное занятие. Тип занятия : интегрированное с использованием ИКТ. Форма проведения : внеклассное мероприятие.Ход занятия
I Организация классаРебята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. И сейчас в группах вы прочтёте законы дружбы. Но это только некоторые из них надеюсь вы обязательно их дополните. А пока зачитайте по очереди. (у каждой группы по одному закону)
(Учащиеся читают по цепочке и прикрепляют на доску)
Основные законы дружбы:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Возвращай долги.
Радуйся успехам своего друга.
Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать?
Кротова Надежда Ивановна
МДОУ «Детский сад №68»
Г.Саранск Республика Мордовия
Конспект НООД «Человек без друзей - что дерево без корней».
Задачи: Образовательные: Создать художественно - эстетические условия для глубокого понимания детьми нравственных понятий: Дружба, Друг, Толерантность, Милосердие. Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли. Формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Развивающие : Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать ситуацию, прививать желание читать стихи, развивать умение видеть красоту. Развивать творческие способности и навыки в освоении искусства «Оригами».
Воспитательные: Воспитывать у детей свободно испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; воспитывать доброе отношение к близким и окружающим людям; воспитывать умение работать в коллективе.
Методические приемы: организационный момент, вопросы к детям, игровое упражнение «Сходство и отличие», пословицы о дружбе, чтение стихотворений: «Друзья» (Е. Стеквашевой), «Друг» (Т.Хлопковой), чтение рассказа С.Михалкова «Как друзья познаются в беде», физминутка «Дружба», показ, объяснение, выполнение поделки в стиле «оригами» лебедя, выполнение работы с детьми,
Индивидуальная помощь, чтение стихотворение о лебеде. Итог.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Чтение художественной литературы» - развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка.
ОО «Развитие речи» - совершенствование речи, умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Предварительная работа :
ОО «Развитие речи» - беседы на темы «Что такое дружба?», «Что надо делать, чтобы не ссориться?». Заучивание поговорок и пословиц о дружбе, заучивание стихотворений.
ОО «Художественная литература». Чтение рассказов М.Н Андрианова «Фиалка и Подснежник», «История о короткой дружбе», «Красота души»
Словарная работа:
Толерантность, терпимость, милосердие.
Оборудование :
Демонстрационный:
магнитная доска, книжка- раскладушка «Толерантность», Альбом «Милосердие»Раздаточный материал: бумага белого цвета, разноцветная бумага, ножницы, простой карандаш.
Ход НООД:
Воспитатель: Сегодня у нас гости, поздоровайтесь. (Дети здороваются).
Дети, подумайте и скажите, в какой Республике вы живете? (Я живу в Республике Мордовия)
В каком городе вы живете? (ответы детей)
Люди каких национальностей живут в Республике Мордовия? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно. В Республике Мордовия живут мордва, русские, татары.
Разговаривают на мордовском, русском, татарских языках.
Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «толерантность». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы слово, как « толерантность»? (Ответы детей). А как вы понимаете это слово? Как своими словами объяснить, что такое «толерантность»? (Ответы детей)
Толерантность - это уважение,
Толерантность - это дружба
Толерантность - это когда люди делятся друг с другом.
Толерантность - это «терпимость».
Воспитатель. Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?
Он должен быть внимательным и добрым
Уметь общаться с людьми
Хорошо излагать свои мысли
Воспитатель . Чем отличаются люди друг от друга? (Ответы детей)
Люди отличаются друг от друга привычками, одеждой, национальностью, но живут они вместе.
Чтобы каждый человек развивал свои способности;
Много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Воспитатель : Что общего у всех людей? (голова, руки, ноги, туловище)
Чем отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).
Воспитатель : Сейчас с вами проверим, одинаковые мы все или разные?
Слушайте внимательно:
Встаньте те, у кого темные волосы
Поднимите руку те, у кого есть сестра
Покивайте головой те, кто мальчики
Похлопайте те, у кого голубые глаза.
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря, уже о внутреннем мире каждого человека. У нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
А как вы думаете, вы сами люди толерантные? (Ответы детей: да)
Вы сказали, что толерантные люди - дружны.
А что такое дружба?
Ребенок. - Дружба - это доброе отношение людей друг к другу.
Ребенок . - Дружба - это доверие между людьми.
Ребенок . - Дружба - это теплое отношение людей друг к другу.
Ребенок. - Если друг уедет ненадолго - человек тоскует, грустный, скучает о нем.
Ребенок. - Дружба - это когда тебя человек понимает.
Воспитатель: А вы знаете пословицы о дружбе?
Ответы детей :
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц вы знаете о дружбе. Сейчас я вам прочитаю рассказ С.Михалкова «Как друзья познаются в беде?». Слушайте меня внимательно, после чтения будете отвечать на мои вопросы. (Ответы на вопросы)
Воспитатель: А я знаю еще одну пословицу, послушайте: «Человек без друзей, что дерево без корней»
Как вы думаете, почему человека сравнивают с деревом, а его друзей - с корнями? (Ответы детей).
А у вас есть друзья? (Ответы детей)
А были в вашей жизни моменты, когда друг приходил к вам на помощь? (Ответы детей)
А если ваш товарищ угощает вас конфетой, его можно назвать другом? (Ответы детей)
Стихотворение «Друзья» (Е.Стеквашевой)
Как начну конфеты есть - у меня друзей не счесть,
А закончились конфеты - и друзей в помине нету,
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Воспитатель: - Товарищей может быть много, а друг - всегда один, самый верный, самый надежный, самый преданный.
Воспитатель: - Кто расскажет стихотворение «Друг» (Т. Хлопковой )
Ребенок: Друг - это тот, кто тебя понимает,
Друг - это тот, кто с тобою страдает,
Друг не покинет тебя никогда.
Друг остается с тобой навсегда
Друг тебя никогда не обидит
Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.
И если с тобой приключится беда -
Только от друга жди помощь тогда.
Воспитатель : Если верный друг уехал далеко
Вам, конечно, будет нелегко!
Есть предложение такое - письмо напишем звуковое.
Физминутка.
(Дети встают и говорят)
Давайте будем дружить друг с другом (соединяют руки)
Как птица - с небом!
Как травы с лугом!
Как ветер с морем!
Поля - с дождями!
Как дружит солнце!
Со всеми нами! (Садятся)
Воспитатель : Сделаем поделку с вами. В силе технооригами. Поделка- «Лебедь».
(Воспитатель объясняет последовательность выполнения задания; показ).
Все. ЛЕБЕДЬ - символ чистоты, верности и красоты!
Эта стая лебедей будет радовать друзей!
Наши лебеди - летите!
Людям радость подарите!
(Дети вручают гостям поделки)
Литература: