Проект "Квиллинг". проект (старшая, подготовительная группа)

8 марта

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии

кружка «Волшебный квиллинг»

на 2015 – 2017 учебный год

воспитателя 6 класса

Гавриловой Татьяны Ромовны

Чебоксары, 2015 г.

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности . Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

―Квиллинг - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. ―Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена ―от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Обучающие:

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). ―Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа ―кружка рассчитана на 2 года.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 2 года обучения. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 8 человек.

Возраст: 10-13 лет.

Продолжительность занятия – 40 мин.

Количество занятий – 1 раз в неделю.

Формы занятий :

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Способы поверки результатов :

    выставки работ учащихся в школе,

    участие в районных конкурсах творческого мастерства,

    награждение лучших грамотами,

    отзывы родителей, создание фотоальбома детских работ.

Ожидаемый результат:

    Научатся различным приемам работы с бумагой;

    будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

    будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

    разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

    познакомятся с искусством бумагокручения;

    овладеют навыками культуры труда;

    улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила техники безопасности.

    В кружок допускаются дети и подростки, изучившие и выполняющие правила по технике безопасности.

    Бережно относиться к имуществу кружка.

    Работать начинай только с разрешения руководителя.

    Применяй инструменты только по их назначению.

    Не работай неисправными и тупыми инструментами.

    Пользуясь инструментом, держи его так, как показал руководитель.

    Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.

    Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.

    Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.

    Рабочее место держи в чистоте.

Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:

    цветную бумагу,

    гофрированный картон;

    картон белый и цветной,

    клей (наилучшим является клей ПВА),

    зубочистка

Инструменты:

    ножницы, салфетки, клеенка,

    карандаши простые,

  • кисточки для клея,

Учебно-тематический план занятий.

1 год обучения.

Тема

Теор.

Прак.

Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. История возникновения технологии бумагокручения-квиллинг.

Основной элемент - ролл. Скручивание элементов ролл, и выполнение элементов капля, лист. Техника изготовления цветочка.

Изготовление 3-5 цветочков и 3-5 листочков. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия.

Элемент ягода - плотный ролл. Скручивание элементов для изготовления винограда.

Вырезание листьев, скручивание побегов.

Завершение формовки листьев. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия.

Изготовление элементов глаз, птичья лапка. Сборка цветов разной формы.

Выполнение декоративной композиции «Комнатное растение»

Изготовление листьев рябины в 2 цвета.

Изготовление ягод рябины – плотный ролл. Сборка изделия. Осенняя композиция.

«Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

«Морозное кружево». Изготовление снежинок.

Выполнение элементов для изготовления новогодней открытки. Элемент капля в два цвета.

Сборка изделия «Новогодняя елка»

Изготовление игрушек для украшения елки. Завершение работы.

Работа с гофрокартоном. Особенность работы. Скручивание роллов. Изготовление бабочек.

Выполнение цветов из гофрокартона.

Составление композиции «Цветы и бабочки»

Изготовление игрушек из гофрокартона. «Веселые зайчата».

Изготовление игрушек из гофрокартона. «Птичий двор».

Композиция на тему « Подводный мир» из гофрокартона. Выполнение рыбок разной формы и цвета.

Изготовление водорослей, сборка композиции « Подводный мир»

Техника изготовления нарциссов.

Изготовление цветов сложной формы для композиции «Весенний букет»

Изготовление листьев и мелких цветочков.

Сборка изделия « Весенний букет»

Техника изготовления ромашек. Нарезание, скручивание.

Изготовление ромашек и мелких цветов.

Изготовление мелких цветов и листьев.

Изготовление роз.

Изготовление корзинки. Работа над композицией.

Сборка зачетной работы «Букет цветов в корзинке». Выставка композиций.

2 год обучения.

Тема

Теор.

Прак.

Вводное занятие. Планы на новый учебный год. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.

Скручивание элементов для композиции «Дары леса». Изготовление листьев разных по форме.

Скручивание элементов для композиции «Дары леса». Изготовление ягод, грибов.

Сборка композиции «Дары леса».

Элемент «капля», «ромб». Скручивание элементов для изготовления корзинки.

Изготовление основы для корзинки. Оклеивание корзинки готовыми элементами.

Изготовление розочек и листьев для украшения корзиночки. Завершение работы.

Скручивание элементов для изготовления Дерева счастья.

Скручивание элементов для изготовления Дерева счастья. Изготовление из элементов цветов и листьев.

Изготовление основы для Дерева счастья.

Украшение дерева счастья цветами и листьями.

Оформление горшочка. Завершение работы.

Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки.

Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки. Изготовление конуса для елки.

Изготовление елки. Оклеивание конуса элементами «капля». Изготовление игрушек (скручивание разноцветных рол). Украшение елки.

Скручивание элементов для изготовления шкатулочки.

Изготовление формы для шкатулочки. Оклеивание шкатулки элементами.

Изготовление крышки для шкатулки. Оклеивание крышки элементами.

Завершение сборки шкатулки.

Изготовление восьмерок из гофрокартона. Изготовление цветов.

Украшение восьмерок цветами.

Изготовление сложных резных цветов. Астры.

Изготовление сложных резных цветов. Васильки.

Изготовление листьев, мелких цветов для составления композиции.

Сборка изделия «Букет цветов» (Композиция в рамке).

Изготовление цветов тюльпанов.

Изготовление листьев.

Сборка изделия «Букет тюльпанов».

Изготовление цветов и листьев для составления самостоятельной композиции.

Сборка самостоятельной работы. Композиция из цветов и листьев. Выставка композиций.

Изначальный ролл - тугая спираль Склей между собой последовательно внахлест необходимое число бумажных полосок нужной ширины. Навивая ленту на кончик шила, скрути ее в тугую спираль, продолжай скручивать руками, приклей конец (базовая форма).
Ролл - свободная спираль Скрути полоску плотно, как в предыдущем случае, затем осторожно дай раскрутиться, придерживая форму большим и указательным пальцами левой руки. Острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. Приклей конец. Это основа для всех будущих форм (еще одна базовая форма).
Капелька Сделай свободную спираль. Затем двумя пальцами левой руки, указательным и большим, оттяни сердцевину в сторону, острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. С противоположной стороны спираль сожми двумя пальцами. Конец ленты приклей.
Листочек (изогнутая капля) Сделай капельку как в предыдущем случае и загни уголок. Конец полоски приклей. Листик Сделай каплю и сожми ее противоположный конец. Конец полоски приклей. Глаз Сделай свободную спираль и сожми две противоположные стороны. Конец полоски приклей.
Изогнутый глаз (лист) Сделай свободную спираль, сожми ее в виде глаза и загни уголки. Конец полоски приклей. Треугольник Сделай свободную спираль и сожми ее в трех местах. Конец полоски приклей. Полумесяц Сделай свободную спираль, сожми уголки и изогни деталь. Конец полоски приклей.
Полукруг Сделай свободную спираль, сожми два уголка так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая - закругленной. Конец полоски приклей. Стрелка Сделай свободную спираль, сожми ее так, чтобы образовался треугольник, и прижми два его уголка друг к другу. Конец полоски приклей. Ромб Сделай глаз и сожми его уголки навстречу друг к другу, чтобы получился ромб. Конец полоски приклей.
Лист (звездочка) Сделай свободную спираль и сожми ее в нескольких местах, чтобы получились уголки. Конец полоски приклей. Птичья лапка Сделай свободную спираль, сожми в виде треугольника, загни два уголка в направлении третьего и сильно прижми. Конец полоски приклей. Конус Закрути тугую спираль, приклей конец ленты, выдвини на необходимую длину, проклей внутреннюю часть конуса клеем. Дай высохнуть.
Тюльпан* Сделай свободную спираль, согнув полукруг, сожми два уголка по направлению друг к другу. Конец приклей. * Названия модулей в разных источниках могут различаться. На основе базовых форм можно получить большое количество разнообразных композиций, сочетая эти элементы. Также можно придумать и свои новые формы.

Литература:

1. О.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек-самоделок»

2. Энциклопедия рукоделия

3. А.Быстрицкая «Бумажная филигрань»

4. Д.Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек»

5. Х.Уолтер «Узоры из бумажных лент»

6. Д.Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги»

7. http://allforchildren.ru/article/quilling.php

8. http://masterclassy.ru/kvilling/

9. http://www.mastera-rukodeliya.ru/kvilling.html

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО воспитателей КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования

_________/Э. С. Гришина

Протокол №

от «____»_________2013г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования

___________/ М. В. Никитина

«____» ____________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования

_____________/ О.Г. Якимов

«____» ____________ 2013г


Программа духовно-нравственного

воспитания младших школьников

«Я – Гражданин своей страны»

3 класс

Разработала

воспитатель Родионова Р. Н.

2013- 2014 учебный год

Валентина Уронина

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой

мысли» (В. А. Сухомлинский)

Актуальность

Уважаемые коллеги!

Почему я выбрала именно этот способ детского творчества?

Мои воспитанники, являются будущими первоклассниками – выпускная группа, при проведении первичной диагностики детей по развитию мелкой моторики и работы в прописях «По обучению грамоте», я выяснила, что у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Чтобы достичь положительного результата, аккуратности в работе, приходилось работать с детьми индивидуально, что у них вызывало утомление и потеря интереса к занятиям. И вот на помощь мне «пришёл» Квиллинг, великолепный способ решения всех наших проблем.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.


Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученной формы создавать самые различные композиции, очень нравятся детям. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие способности.

Цель проекта:

научить детей подготовительной к школе группы новой техники обработки бумаги - квиллингу, в свободное от занятий время.

Обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

В результате этого ставлю задачи:

Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных).

Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.

В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Наши первые работы

Дети с большим увлечением стали заниматься квиллингом, их привлекало простота изготовления деталей, из которых получалось оригинальное «произведение искусств», чему они очень радовались. Много способов и приёмов мы изучили с детьми. Вначале рисовали проектирования картинки, что бы мы хотели видеть, затем уже из деталей выкладывали итоговую работу, аккуратно нанося клей.

Это лишь часть детских работ, которые выполнили самостоятельно дети, более

сложная композиция выполнялась вместе с детьми, целью которой была, украсить интерьер группы, назвать проект детской выставки: «Квилинг – чудесная страна детского творчества»

"Весенние ландыши" - выполнила Кузнецова Маргарита

"Весеннее настроение" - выполнили Решетникова Лена и Ледяйкина Софья

Панно: «Цветочная мозаика»

Так, мы запланировали конструкцию следующей поделки.


Из бросового материала (газет) скручивались прутики, закреплялись степлером между собой создавая конструкцию в виде решётки. Затем прокрашивалась лаком – марилкой, для создания цвета и фиксации формы.



Вот такие яркие композиции получились у нас! Всем очень нравится! К данной работе стали дополняться ещё более сложные по своему компазиционному выполнению работы: добавились мелкие детали квиллинга, использовалась цветная тесьма, ткань из натурального волокна.




Ожидаемые результаты:

По итогам данного проекта можно сделать вывод, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности как:

Настойчивость;

Умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий);

Усидчивость и аккуратность;

Развивается способность работать руками под контролем сознания;

Согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация,

осмысленная моторика).

Совместная работа воспитателя и ребёнка по изготовлению поделок удовлетворяет потребность детей в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии.

Кроме этого в нашей группе периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Данная работа по освоению технике квиллинг будет продолжаться, детские работы будут находить своё место на выставке «Квилинг – чудесная страна детского творчества»

Используемая литература:

1. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И. : Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

2. Хелен, У. Популярный квиллинг. - И. : Ниола – пресс, 2008. – 104 с.

3. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И. : Мир книги, 2008. – 96








Проблема: Отсутствие знаний о новом виде декоративно – прикладного искусства, Слабое развитие мелкой моторики руки, что может вызвать трудности при обучении в школе, ребенок не успевает за темпом урока. Низкая творческая активность и самостоятельность в творческой деятельности.






Технологическая карта по реализации проекта Образовательн ая область Вид деятельностиСодержание деятельностиФорма организации ПознаниеПродуктивнаяКонструирование основных приемов бумагокручения Совмест. Вырезание полосок для квиллинга. основные правила работы.Совмест. ИгроваяСюжетно-ролевая игра: дизайнерСовмест Познавательно- исследовательская Рассматривание разных видов бумаги, экспериментирование. Совмест. КоммуникативнаяСовместные игровые упражнения на знание разных видов форм квиллинга Совмест. ПознавательнаяРассказ о том, как родилась бумага, история рождения квиллинга. Совмест. ПознавательнаяОсновные правила работы, рассматривание схем Совмест. Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдение за работой педагога. От силы нажима на завиток зависит форма квиллинга. Совмест. Экспериментирование: Зависимость натяжения бумаги на форму: капля, долька, квадрат, треугольник. Совмест.



Продолжение Образовательная область Вид деятельностиСодержание деятельностиФорма организации Экспериментирование: Зависимость натяжения бумаги на форму: капля, долька, квадрат, треугольник. Совмест. Коммуникативная познавательная Проведение беседы о свойствах бумаги. Совмест. ТрудКоммуникативнаяБеседы о том, как можно украсить свою группу, применяя технику квиллнга, дарить открытки, сделанные своими руками. Совмест. ИгроваяПальчиковая гимнастика: «Ну –ка, братцы за работу» Проведение подвижной игры: «Радуга» Совмест. ПродуктивнаяПомощь педагогу дополнительного образования (ИЗО) в оформлении выставки. Подготовка рабочего места к ручному труду. Совмест. КоммуникацияКоммуникативнаяСоставление последовательности выполнения работы. Совмест.



Продолжение Образователь ная область Вид деятельностиСодержание деятельностиФорма организ. ИгроваяПальчиковая гимнастика: «Ну –ка, братцы за работу» Проведение подвижной игры: «Радуга» Совмест. ПродуктивнаяПомощь педагогу дополнительного образования (ИЗО) в оформлении выставки. Подготовка рабочего места к ручному труду. Совмест. КоммуникацияКоммуникативнаяСоставление последовательности выполнения работы. Совмест. ИгроваяОбыгрывание своих работ и поделок. Пальчиковые игры. Совмест. ПродуктивнаяВыставка детских работ: «Город мастеров»Совмест КоммуникативнаяСоставление сказок, рассказов, сюжетов своих работ Совмест. Физическая культура КоммуникативнаяБеседа: «Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности бумаги. Совмест.



Продолжение Образовательная область Вид деятельностиСодержание деятельности Форма организации Двигательная Зрительная гимнастика для глаз: «Птичка вправо полетела» Совмест. Двигательная Проведение пальчиковых гимнастик: «Этот пальчик - мамочка, этот пальчик- папочка» и т. д. «Цветок» - вырос высокий цветок на поляне, утром весенним раскрыл лепестки и т. д. Совмест. Двигательная ТрудоваяНарезание ножницами бумажных полосок для квиллинга В семье Развитие двигательно- моторной координации и коррекция мелкой моторики руки. Дидак. игра: «Делай как я» Совмест. СоциализацияПознавательнаяЗнакомство с инструкцией по работе с ножницами, клеем. Совмест. ПродуктивнаяПримеры различного применения форм квиллинга. БезопасностьКоммуникативнаяЗнакомство с правилами техники безопасности. Совмест.



Продолжение Образовательн ая область Вид деятельнос ти Содержание деятельностиФорма организации Чтение художественной литературы Чтение рассказов Джилиана Чапмана «Доброта Ревекки», «Чудо с хлебом и рыбой», Михаил Пляцковский- « Я на облаке летел». Чтение стихотворений «Солнечный цветник», « Моя модель», «Воробьиные качели» В семье Здоровье Игровая Продуктивная Дать представления о необходимости правильной осанки за столом во время выполнения задания, освещения рабочего места Комплекс гимнастики для глаз: «Веселая неделька» Физкультминутка: «В небе радуга весит, Детвору веселит. С нее как с горки Едут Егорка, Машенька, Филипп, Анютка, я Все мои друзья» Чтение художественной литературы Чтение рассказов Джилиана Чапмана «Доброта Ревекки», «Чудо с хлебом и рыбой», Михаил Пляцковский- « Я на облаке летел». Чтение стихотворений «Солнечный цветник», « Моя модель», «Воробьиные качели» В семье



Продолжение Образовательная область Вид деятельностиСодержание деятельностиФорма организации МузыкаМузыкальнаяСлушание: «А я по лугу ходила» русская нар. песня в обработке И. Ледовникова. «Плетень» в обработке А. Лядова Музыка ДвигательнаяХоровод «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н.Римского- Корсакова, «Во саду ли в огроде», рус. нар. мелодия, обр.И. Арсеева.


Материально-технические ресурсы Методическая литература 1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективная творчество дошкольников. – М Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - Мозаика-Синтез, Периодические издания «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель ДОУ» Художественная литература Хрестоматии для детей дошкольного возраста Материал энциклопедий для детей Интернет-портал для родителей и педагогов «Школа мастеров»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников №16 «Малышок»

Творческий проект

для детей старшей и подготовительной к школе группы

Составила:

Звягинцева Н.С.,

Воспитатель

г.Серпухов

2014г.

«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»

В.И.Сухомлинский

Квиллинт для детей – это разнообразный полет мыслей…

Актуальность проекта

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях по художественному труду является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемый проект имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Проект предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Проект построен “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика)

“Чудеса квиллинга” - так называется курс ручного труда с использованием бумаги, картона и других материалов. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данного проекта - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель проекта – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи проекта:

Обучающие

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь – январь.

Механизм реализации проекта

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап

(сентябрь)

1. Постановка целей и задач.

2. Отбор детей в группы.

3. Подготовка необходимого материала.

4. Знакомство с вводной информацией.

  1. Основной этап

(октябрь-декабрь)

Изготовление поделок в технике «квиллинг»

  1. Заключительный этап

(январь)

Подготовка и оформление детских работ, проведение выставки

Необходимые материалы

Связь с другими образовательными областями

Образовательная область «Речевое развитие»

Скручивание в шайбы ленточек бумаги развивает мелкую моторику рук и пальцев. это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т.е. развивает речь. Употребляя профессиональные термины в работе способствует расширению словарного запаса детей, развитию коммуникативных связей, свободному общению взрослого и ребенка.

Образовательная область «Познание»

Занятия квиллингом способствуют закреплению эталонов форм и цвета, а также промежуточных цветовых гамм, обследованию предметов, умению устанавливать связь между частями и сбор в целое, что ведет к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует предпосылки к проектной деятельности, индивидуального видения.

При создании коллективных работ формируется умение договариваться, осуществлять свой замысел с другими замыслами и достигать положительного результата.

Образовательная область «Здоровье»

Занятия в данной технике способствуют переключению от умственного труда к творческому, от обязательного к необязательному, вдохновляющему; развивают волевые качества.

Планирование работы

1. Подготовительный этап (сентябрь)

1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

3. Знакомство с основными формами квиллинга.

4. Знакомство с основными формами квиллинга.

2. Основной этап (октябрь - первая половина января)

Октябрь

  1. Утенок
  2. Лягушонок
  3. Медвежонок
  4. Жирафик

Ноябрь

  1. Котик
  2. Цветочный магнит
  3. Салфетница
  4. Корзиночка

Декабрь

  1. Новогодняя елочка
  2. Новогодние снежинки
  3. Новогодние шары
  4. Новогодняя композиция (коллективная работа)

Январь

  1. Символ года - овечка.
  2. Новогодняя шкатулка.

3. Заключительный этап (вторая половина января)

  1. Оформление выставки
  2. Проведение выставки.

В результате работы по данному проекту дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– узнают основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– смогут следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– смогут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– узнают историю искусства бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Литература


Проект «Квиллинг».
воспитатель: Бадмаева Н.П.

«Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками».

Тип проекта .

Творческий.

Вид проекта .

Групповой.

Участники .

Дети 4,5-6.5 лет, воспитатель группы, родители.

Актуальность.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Данный проект имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Проект предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Проект построен “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

Объект исследования . Техника квиллинг.

Предмет исследования .

Процесс формирования творческих конструктивных способностей посредством технологии «квиллинг»

Цели проекта.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи

Обучающие:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Гипотеза.

Совершенствование творческих конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если:

  • в процессе самостоятельной художественной деятельности детей включена технология «квиллинг» в качестве проектной деятельности.
  • будет организована совместная деятельность педагогов ДОУ по внедрению технологии «квиллинг» в образовательном процессе с детьми (мастер-классы, творческие лаборатории, обмен опытом, консультации педагогическим работникам, выставки, оформление групп и фойе детского сада).
  • если технология «квиллинг» будет использоваться в совместной деятельности детей и родителей.

Проблемная ситуация.

Что включает в себя техника «Квиллинг»? Изучение и ознакомление детьми техники «Квиллинг».

Принципы работы.

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Оборудование и инструменты:

Цветная бумага, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, деревянные палочки для скручивания бумаги, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.


Столы, стулья, мольберт, доска, плакаты, образцы объектов труда, инструкционные карты.


Предполагаемый результат.

В результате проектной деятельности учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

Беседа воспитателя по данной технике, показ презентации, ознакомление с техникой квиллинг.

Предложение детям совместно с родителями найти информацию по данной теме и рассмотреть различные иллюстрации.

Знакомятся с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

Активное участие в беседе.

Выдвижение гипотезы.

Просмотр презентации мастер-класс

Сбор информации в доступных источниках.

Помощь в сборе информации.

1)Сформировать у родителей представление о технике.

2)Познакомить с целями задачами программы.

Показ презентации мастер-класс

С использован ИКТ «Техника Квиллинг».

3)Привлечь родителей к созданию с ребенком композиции техники квиллинг.

4)Развивать желание совместно трудиться.

Организация выставки детей совместно с родителями «Волшебный квиллинг».

II.Практический этап

Организация творческой деятельности детей в подгруппах и индивидуально.

  1. Вырезание полосок для квиллинга.

Основные правила работы.

(Познакомить детей с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.)

  1. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

(Развивать умение детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания.

Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.)

  1. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”.

(Учить детей правильно накрутить ролл, рассказать о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах).

  1. Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.

(Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

  1. Основные формы “завитки”.

(Учить детей правильно выполнять форма «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.)

  1. Основные формы “спирали в виде стружки”.

(Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.)

  1. Основные формы «глаз», «лист».

(Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.)

  1. Основные формы «полукруг», «стрела».

(Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.)

  1. Коллективная работа.

(Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.)

  1. Коллективная работа.

(Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.)

  1. Изготовление цветов.

(Учить детей технологии изготовления простых и сложных бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.)

  1. Композиция «Бабочки».

(Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочка».)

  1. Открытки с элементами плетения.

(Рассказать детям о технологии изготовления открыток с элементами плетения.

Демонстрация примерных работ.

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное. Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Развивать самостоятельность, инициативу. Развивать мелкую моторику рук детей.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.).

  1. Открытка «Букет тюльпанов».

(Рассказать детям о технологии изготовления тюльпанов в технике квиллинг.

Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Развивать творческие способности и художественный вкус.

  1. Коллективная работа.

Развивать ответственность, сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию, умение договариваться между собой.)

  1. Цикл творческих работ.

(Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.)

Активное участие в творческой деятельности.

1.Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

2.Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета

3.Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

4.Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

5.Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

6. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

7.Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.

8. Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

9.-10.Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.

Разрабатывают дизайн. Выполняют базовые формы.

Оформляют заготовки в единую композицию.

11.Дети учатся приемам изготовления более сложных цветов. Подбирают цветовую гамму. Изготавливают листочки с продольными жилками.

12. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

13.Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

Выполняют необходимые заготовки.

14. Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка. Затем собирают открытку

15.Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

16.Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок.

Помощь в сборе информации.

Помощь в реализации творческой деятельности детей.

Участие в выставках, совместные поделки с детьми.

III.Заключительный этап

Совместное оформление презентации «Волшебный квиллинг».

Организация выставки.

(В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг»).

Участие в оформлении презентации.

Подготовка работ для выставки. Оформление выставки.

Знакомство с творческой деятельностью детей через презентацию.

Поддерживают интерес детей по данной теме.

Вывод:

Техника квиллинга способствует всестороннему развитию детей, в том числе учит согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движений, гибкости и точности движений.

Большое влияние техника квиллинга способствует развитию восприятия, внимания: повышает его устойчивость, формирует произвольность.

Квиллинг (бумажная филигрань) предполагает творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Техника квиллинга способствует воспитанию характера ребенка. Изготовление поделки требует волевых усилий, при этом у детей формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, оценивать собственную деятельность.

Список используемой литературы:

1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. 1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

7. 2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

8. 3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

9. 4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

10. http:/stranamasterov.ru