Презентация обществознание 7 юридические границы подросткового возраста. Конспект урока на тему «юридические границы подросткового возраста

Детям

Конспект урока на тему

«ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Цели:

Образовательная: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;

Развивающая: развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником;

Воспитательная: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; воспитывать уважение к закону.

Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние

Х о д у р о к а

I . Организация урока

ΙI Проверка выполнения домашнего задания.

ΙΙI . Изучение нового материала.

1. Сообщение цели урока.

Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;

2. Юридические границы подросткового возраста.

14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.

Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная,

юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.

3. Словарная работа

    С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.

    Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем.

4. Малолетние

5. Несовершеннолетние

6. Работа с диалогом

Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.

В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?

      Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять

играли в футбол и чуть не разбили окно на

первом этаже! Что делать с этими

несовершеннолетними!

- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее

7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ.

Учитель цитирует статьи из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,)

Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет.

При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.

8. Распределите действия на три группы

А. малолетние

Б. несовершеннолетние

В. только совершеннолетние

1 Обращение в суд от своего имени

2. Самостоятельное устройство на работу

3. Покупка продуктов в магазине

4. Внесение денежного вклада в банк

5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии

8. Занятие предпринимательством

9. Регистрация своей фирмы

9. Продолжите фразы…

    В 16 лет подросток уже имеет право…

    В 14 лет подросток уже отвечает по закону……

    Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.

Работа с документами

Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.

Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.

Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.

ΙΙΙ. Закрепление изученного.

Верны ли суждения:

1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.

2. Несовершеннолетие - это лица в возрасте от 16 до 18 лет.

3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.

4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.

5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 лет

Правила закона. (Ребята должны выучить и знать эти правила.)

«За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны….

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки….

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители….

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей…

1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами;

3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки…

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…»

(Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)

IV . Закрепление изученного материала;

V . Домашнее задание.

VI . Итоги.

Конспект урока для 7 класса
по дисциплине «Обществознание»
Автор: Ершов К. С.,
учитель истории и обществознания
МОУ Малонагаткинской СОШ
МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Тема урока: «Юридические границы подросткового возраста».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся
Цель: объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Ожидаемые результаты:
На уроке учащиеся смогут:
а) в области знаний:
1. перечислять основные права и обязанности несовершеннолетних;
2. называть категории подросткового возраста;
3. давать определения терминам.
б) в области умений и навыков проявить:
1. умение работать с текстом: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос;
2. систематизировать полученные знания.
в) в области качество, отношений, ценностей проявить:
1. интерес к праву;
2. интерес к самостоятельному поиску исторической информации к уроку.
Оборудование:
- схема: «Категории несовершеннолетних»;
- паспорт гражданина РФ
Литература: Обществознание. Учебник для 7 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 14-е изд. - М.: 2012. 224 с.
Основные понятия (словарь):
Малолетние – лица в возрасте от 6 до 14 лет. Несовершеннолетние – лица от 14 до 18 лет. Дееспособность – способность лица приобретать и реализовывать права и обязанности. Право – система общеобязательных правил поведения, которые выражение в источниках (законах, указах, постановлениях), связаны с государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность. Юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений. Фемида – древнегреческая богиня правосудия, символ справедливого суда.
Исторические деятели:
Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347) – древнегреческий философ.
План урока.
I. Оргмомент (2 мин.).



V. Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока.
I. Оргмомент (2 мин.). (Приветствие).
II. Проверка выполнения домашнего задания (5 мин.).
Работа с понятиями.
Инфантильность –
Меркантильность –
Пессимизм –
Малая группа –
Конформизм –
Межличностные отношения –
Оптимизм –
Максимализм –
III. Изучение нового материала (30-32 мин.).
1. Особенности правового статуса несовершеннолетних (15-16 мин.).
Рассказ: 14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта. Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная, юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.
Задание: прочитать пункт «Особенности правового статуса несовершеннолетних» параграфа (с. 111-114).
Фронтальный опрос.
Вопрос 1: На какие категории делятся подростки?
(На малолетних и несовершеннолетних.)
Вопрос 2: В каком возрасте подросток считается малолетним?
(с 6 до 14 лет.)
Вопрос 3: В каком возрасте подросток считается несовершеннолетним?
(с 14 до 18 лет.)
Задание: составление схемы: «Несовершеннолетние».
Фронтальный опрос.
Вопрос 1: Какие сделки могут совершать малолетние?
(Мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если это не требует нотариального заверения, либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия другими для определенной цели или для свободного распоряжения.)
Вопрос 2: Какие сделки имеют право совершать несовершеннолетние?
(Может устраиваться на работу в свободное об учёбы время с согласия родителей; распоряжаться своим заработком, доходами; быть автором произведения науки, литературы и искусства; вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.)
2. Под защитой права (15-16 мин.).
Рассказ: Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.
Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.
Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.
Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.
Задание: прочитать пункт «Под защитой права» параграфа (с. 114-118).
Фронтальный опрос.
Вопрос 1: С какого возраста наступает административная ответственность?
(С 16 лет.)
Вопрос 2: С какого возраста наступает уголовная ответственность?
(С 14 лет – частичная, с 16 лет – полная.)
IV. Закрепление изученного материала (беседа).
Верны ли суждения?
1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей малолетних и несовершеннолетних.
2. Несовершеннолетие это лица в возрасте от 16 до 18 лет.
3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.
4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.
5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 лет.
V. Итоги урока. Рефлексия.
а) Учитель предлагает дописать предложение: «Самое главное, что я узнал сегодня на уроке – это »
б) Вариант рефлексии ВИП («Важно», «Интересно», «Полезно» по рядам).
VI. Домашнее задание (1-2 мин.).
Выучить §16 и подготовиться к практической работе.
ЏђЗаголовок 115

Конспект урока на тему

«ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»


Цели:

Образовательная: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;

Развивающая: развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником;

Воспитательная: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; воспитывать уважение к закону.

Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние Х о д у р о к а I . Организация урока
ΙI Проверка выполнения домашнего задания.
ΙΙI. Изучение нового материала. 1. Сообщение цели урока. Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;2. Юридические границы подросткового возраста.

14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.

Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная,

юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.3. Словарная работа

    С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.
    Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем.
4. Малолетние

5. Несовершеннолетние6. Работа с диалогомПрочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь. В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?

      Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять
играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними! - Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее
7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ. Учитель цитирует статьи из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,) Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет. При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.8. Распределите действия на три группы А. малолетние Б. несовершеннолетние В. только совершеннолетние 1 Обращение в суд от своего имени2. Самостоятельное устройство на работу3. Покупка продуктов в магазине4. Внесение денежного вклада в банк5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии6. Осуществление авторских прав7. Голосование на выборах8. Занятие предпринимательством9. Регистрация своей фирмы10. Направление на обучение в школу лечебно-воспитательного характера.9. Продолжите фразы…
    В 16 лет подросток уже имеет право… В 14 лет подросток уже отвечает по закону…… Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.
Работа с документами

Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.

Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.

Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.


ΙΙΙ. Закрепление изученного. Верны ли суждения:1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.2. Несовершеннолетие - это лица в возрасте от 16 до 18 лет.3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 летПравила закона. (Ребята должны выучить и знать эти правила.) «За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны…. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки…. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители…. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей… 1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения… 3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки… Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность… При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…» (Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)
IV

. Закрепление изученного материала;V. Домашнее задание. VI. Итоги.

Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе. «Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок. Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей». Вопросы к классу: - О чем письмо? - Как бы вы его озаглавили? - К чему призывает подросток? - От чего предостерегает? - Как данное письмо связано с темой нашего урока?




Цели и задачи: Понимать: взаимосвязь прав и обязанностей; Знать: термины и понятия «юридический возраст», «право»; юридические границы подросткового возраста; правила закона для несовершеннолетних. Уметь: давать характеристику юридических границ подросткового возраста; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.






Введение в новый материал Задание: внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее. Наличие прав и обязанностей свидетельствует о физической или социальной характеристике человека юридической характеристике человека В каждом возрасте выполняется совершенно разный круг обязанностей по отношению к своему государству










Понятие «ПРАВО» Право – это… Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. Возможность действовать, поступать каким- нибудь образом. Основание, причина.


Задание: попробуйте на основании предложенных вариантов составить общее определение понятия «Право». Право – это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.




Платон (гг. до н.э.) Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.




Международно-правовые документы по правам человека (ребенка) Всеобщая Декларация прав человека г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования г. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него г. Международный пакт о гражданских и политических правах г. Декларация прав ребенка ООН г. 20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах г.


3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних А как быть, если твои права нарушены? Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, право: подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско- процессуальная дееспособность.


Михаил Васильевич Ломоносов Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.






Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте. Документ 1 Покарать. Наказать, чтобы неповадно было. Внушить страх. Документ 2 Возместить ущерб, нанесенный преступлением. Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл. Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения – полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).




Подведение итогов Что обозначает выражение «права и свободы человека»? - Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»? - Согласны ли вы с ним? - Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?


Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь. В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему? Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними! -Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее.


Домашнее задание: Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант – привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества. 2 вариант – продолжите фразы: «В 16 лет подросток уже имеет право…» «В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»


Пожелание. В жизни вы можете оказаться в разных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. И пусть каждый чаще задает себе такие вопросы: Зачем любить и ненавидеть? Растить цветы и звезды видеть? Зачем терять, зачем искать? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен? В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один единственный вопрос: Зачем родился я и рос?



Урок по обществознанию в 7 классе тема: «юридические границы подросткового возраста» - страница №1/1

МОБУ Черняевская средняя общеобразовательная школа

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА: БАЛАКИНА Т.Д.

Черняево 2012 г.

Открытый урок

«Юридическая ответственность подросткового возраста».

Цель:

Понимать:

Взаимосвязь прав и обязанностей;

Знать:


- термины и понятия: «юридический возраст», «право»;

Юридические границы подросткового возраста;

Правила закона для несовершеннолетних.

Уметь:


- давать характеристику юридических границ подросткового возраста;

Высказывать суждения на обществоведческие темы;

Работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

Осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания;

Дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.

Оборудование: пакет документов к уроку.

Форма урока: урок-исследование.
Ход урока.

Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе.

«Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок.

Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей».


Вопросы к классу:

О чем письмо?

Как бы вы его озаглавили?

К чему призывает подросток?

От чего предостерегает?

Как данное письмо связано с темой нашего урока?

Объявление темы. Тема нашего урока: «Юридическая ответственность подросткового возраста». Знакомство с целями урока.
Эпиграф: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Мы, ребята, в этом классе

Собрались лишь для того,

Чтоб узнать законы наши

О подростках и о детях,

Что мы можем и не можем

Что имеем и не имеем

И какие есть права.

План урока:

1. Юридические границы несовершеннолетних.

2. Роль права в жизни человека.

3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних.


Учитель: Итак, в 14 лет человеку в нашем государстве вручают паспорт. Это значит, что детство закончилось. Вручение данного документа означает вступление подростка в юность.
Задание: Внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее.

Проверка задания.

Работа над понятиями:

Правоспособность – способность иметь права. Наступает с рождения.

Дееспособность – способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности.

1. Юридические границы подросткового возраста.

Задание: работая с текстом параграфа, составьте таблицу:

«Юридические границы подросткового возраста»


Категория

Сущность

Малолетние подростки

Возраст от 6 до 14 лет. Они имеют право совершать мелкие бытовые сделки.

С 10 лет мнению ребенка придается юридический смысл:


  • Выбрать школу;

  • Сменить фамилию родители не могут без учета мнения ребенка.
С 14 лет за защитой своего права могут обратиться в суд.

Несовершеннолетние подростки

Возраст от 14 до 18 лет. Это лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности.

Законные интересы несовершеннолетних осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители.

Закон предусматривает меры, которые охраняют права несовершеннолетних.


  • Они могут распоряжаться заработком или стипендией;

  • С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью.

  • Могут обратиться в суд с 14 лет.

  • Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

  • С 14 лет наступает ответственность за особо тяжкие преступления.

  • Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев применяется к тем, кому уже исполнилось 16 лет.

  • Административная ответственность наступает с 16 лет.

  • С несовершеннолетними работают комиссии по делам несовершеннолетних.

  • За правонарушения они могут быть направлены в спец-школы лечебно-воспитательного характера от 11 до 14 лет.

  • С 14 лет – в специальное профессиональное училище.

Совершеннолетний

С 18 лет дается право голоса. Они становятся полноправными и политически активными гражданами. С этого момента подростки переходят в категорию взрослых, или в зрелый возраст.

2. Роль права в жизни человека

Учитель: понятие «право» получило свое название от «правда», «справедливость». Перед вами различные определения понятия «Право». Внимательно прочитайте их и найдите то, которое вам кажется наиболее правильным и точным.

Право – это…


  • Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

  • Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

  • Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

  • Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

  • Основание, причина.
Задание: попробуйте на основании предложенных вариантов составить общее определение понятия «Право».

  • Право – это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.
Учитель: Какова же роль права в жизни человека, общества, государства? Давайте сыграем в игру.

Игра «Незрячий-поводырь».

Ребята делятся на пары. Один участник завязывает глаза, напарник становится «поводырем», который должен помочь «незрячему» двигаться по классу.


  • Обсуждение игры после ее окончания:
- Ваши ощущения от игры?

- Легко ли было передвигаться?

- Что мешало?

- Какие изменения вы бы внесли в правила игры для ее успешных результатов?

- Какие выводы вы для себя сделали?

Учитель: Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство – нуждается или, как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно, очень давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций. Рушится все, что создавалось долгим трудом. Гибнут люди, гибнет природа. И ведь это не только уроки истории. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз и состоит в том, чтобы предотвращать конфликты, а если они возникли – помогать преодолевать их мирно, культурно, т.е. цивилизованно. Постепенно в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Право соединило в себе одновременно два смысловых значения.

Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать». Если кто-нибудь нарушает порядок, то на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Не случайно многие правовые документы в старину так и назывались – «Русская правда», «Правда Ярославичей».

Итак, право – это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Интересные факты: Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон (427-347 гг. до н.э.). Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.

Интересные факты: Известно, что еще в глубокой древности люди были не равны в правах. Рабами, например, распоряжались как вещью: могли убить, бросить на растерзание диким зверям, заставить выполнять тяжелую работу. Рабы были лишены собственного имени и назывались либо по месту своего происхождения, либо по имени своего хозяина.

Интересные факты: наказывали в истории людей по-разному. В Греции в древнейшие времена рабов за побег и неповиновение клеймили, ссылали на рудники, а в Риме долгое время царил принцип «око за око, зуб за зуб», позволявший мстить за содеянное провинившемуся, его родственникам. Позднее в возмещение ущерба взимались денежные штрафы.

Учитель: Человечество давно задумывалось над тем, как защитить права человека в мире. С этой целью были выработаны международно-правовые документы.

Задание: познакомьтесь с ними.

Международно-правовые документы по правам человека (ребенка)

Всеобщая Декларация прав человека. 1948 г.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. 1960 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. 1948 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г.

Декларация прав ребенка ООН. 1959 г.

20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка
3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних

А как быть, если твои права нарушены?


Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, имеешь право:

  • подать иск в суд с целью защиты своих прав,

  • а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско-процессуальная дееспособность.
Интересные факты: В истории человеческого общества было немало примеров пренебрежительного отношения людей к жизни и правам других. Известный царь Иван Грозный жестоко казнил неугодных ему людей, приказывал вешать бояр и сжигать колдунов. Причем казни совершались публично. Вселяя страх в народ, представители власти пытались укрепить государство и свое положение в нем.

Учитель: Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.

Так и с правами гражданина. Ваше право накладывает на государство обязанность. Что вам дается, у него как бы отнимается. Для того граждане и платят налоги, чтобы государство занималось реальной защитой их безопасности. Оно – гарант безопасности человеческой жизни. Иными словами, пообещав беречь жизнь своих граждан, государство несет за это перед ними же ответственность.


4. Юридическая ответственность.

В нашей стране за убийство человека, а также любое другое причинение вреда его жизни наступает суровое наказание, которое выносится судом.

Что же такое ответственность?


  • Ответственность это те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителям права.
Задание: разбившись на группы, обдумайте ответы на следующие вопросы:

  • Какова цель юридической ответственности?

  • Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте.
Документ № 1

  • Покарать.

  • Наказать, чтобы неповадно было.

  • Внушить страх.

Документ № 2


  • Возместить ущерб, нанесенный преступлением.

  • Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл.

  • Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения – полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).
Работа над понятиями:

Юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений.
Подведение итогов


  • Что обозначает выражение «права и свободы человека»?

  • Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»?

  • Согласны ли вы с ним?

  • Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?

  • Задание: Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.
В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?

Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними!

- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее.

Домашнее задание:

Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания:

1 вариант – привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества.

2 вариант – продолжите фразы:


  • «В 16 лет подросток уже имеет право…»

  • «В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»