Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста. Примерные центры по образовательным областям в свете требований фгос Центры развития в детском саду по фгос

Новый год

Ирина Путивцова
Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия :

Предметно -пространственная развивающая среда в детском саду должна :

Иметь привлекательный вид;

Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

Снимать утомляемость;

Положительно влиять на эмоциональное состояние;

Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

Давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности : все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом

ФГОС

1) Социально-коммуникативное развитие :

Центр ППД

Центр пожарной безопасности

Уголок дежурств

Центр сюжетно- ролевых игр

2) Познавательное развитие :

Центр «Мы познам мир»

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

3) Речевое развитие :

Центр «Говори правильно"

Центр книги

4) Художественно-эстетическое развитие :

Уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально- театрализованной деятельности

Центр ряжения

5) Физическое развитие :

Центр физического развития

Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы , поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу , объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу .

Примерное оснащение театрального уголка группы :

1. Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок .

4. Разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона) . Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня : для воспитателя и для детей.

В музыкальных уголках должны находиться :

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки

Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Музыкально дидактические игры :

Иллюстрации -пособия типа «Лото» : карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

- Всевозможные картинки : книжки-малютки «Мы поем» , музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года» , иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате . Его наличие обязательно во всех возрастных группах , а содержание зависит от возраста детей.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем , срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Что мы помещаем в книжный уголок?

Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2-3-х экземплярах : это поможет избежать конфликтных ситуаций.

Познавательная и детская энциклопедическая литература.

Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

Детские журналы.

Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе .

Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

Наборы открыток (тематические, сюжетные) .

Настольно-печатные, речевые игры.

Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах ) .

Исходя из требований ФГОС , отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться :

Гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей ) ;

Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

Периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды .

Теоретический материал физкультурного уголка.

В младших группах :

Картотека подвижных игр;

Картотека малоподвижных игр;

Картотека физкультминуток;

Картотека утренних гимнастик;

Картотека считалок;

Иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

Символика и материалы по истории Олимпийского движения;

В старших группах к данному материалу добавляется :

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;

Практический игровой материал и оборудование :

Материал для подвижных игр;

Дидактические игры о спорте;

Пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук :

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

Пособия для игр и упражнений с прыжками : скакалки, обручи, ленты с кольцами.

Пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием : мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных .

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени :

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе .

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие

Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда , в которой проходит воспитательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде:с реда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Требования к развивающей среде ФГОС ДО:

Насыщенность - соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие средств обучения (в том числе технических), разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)

Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Доступность - свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам.

Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности .

Вариативность - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость и появление новых предметов

Безопасность - соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон "центров", оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.) Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

Приёмная комната



Наша группа

Центр краеведения. Космос.



Центр художественного творчества



Развивающие. дидактические, настольно-печатные игры



Центр познания и экспериментально-исследовательской деятельности



Природный уголок группы


Центр музыкально-театрализованной деятельности




Центр конструирования и ПДД





Литературный центр (центр грамотности и письма). Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь.

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Важно понять: чтобы осмысленно построить программу по развитию речи нужно осознать, что освоение языка – это естественный, хотя и сложный процесс. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.

Влияние на развитие

Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:

Чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий

Развитию диалогической и связной речи

Обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования

Развитию звуковой культуры речи

Развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи

Развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению

Центр «сюжетно-ролевой» игры. Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредотачивается все нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты.

В Программе этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация в детском саду – это разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли, то есть инсценировки. В Программе, ориентированной на ребенка, драматизации, возможно, представлены даже в большем объеме по сравнению с традиционной программой. Но ответ на вопрос: отводить ли под инсценировки или представления детьми кукольный театр или другое отдельное место, решается в зависимости от конкретной ситуации в группе. Если площадь группового помещения позволяет - можно отдельно выделить «театральный центр», если помещения недостаточно - значит, нужно руководствоваться реальными возможностями, в том числе разыгрывать спектакли и на площади центра сюжетно-ролевой игры.

Очень важно помнить, что творческая драматизация и игра, особенно у маленьких детей, не может быть изолирована или ограничена определенным местом и временем. Очень интересные и содержательные «драматические» игры дети, по сути, могут разыгрывать и в строительном центре, и в центре песка и воды. Строя самолет, дети разыгрывают роли летчиков, купая, вытирая и одевая куклу в центре песка и воды, дети спонтанно разыгрывают роль мамы.

Однако наличие тех или иных материалов и обстановка в разных центрах, разумеется, существенно влияют на характер и содержание игры и в известной степени помогают детям лучше понять свою роль и находить подходящее место для ее обыгрывания.

Педагоги и психологи дошкольного возраста придают огромное значение игре как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Для дошкольников игра – это идеальная арена для эмоционально насыщенного и осмысленного обучения. В Программе, ориентированной на ребенка, игра выступает как приоритетная форма деятельности, содержательная работа детей в центрах активности – это и есть обучение через игру и целенаправленное познание. Играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую деятельность они учатся учиться. Поэтому, воспитатели также могут смело планировать и рассчитывать на развитие детей во всех областях деятельности в центре сюжетно-ролевой игры.

Влияние на развитие. Непосредственно в творческой драматизации, в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляются такие виды действий, которые:

Развивают активную и пассивную речь;

Помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;

Способствуют развитию всех пяти чувств;

Увязывают между собой различные представления;

Учат решению проблем;

Стимулируют творческое начало, креативность;

Развивают самооценку и самоуважение;

Учат способам выражения эмоций и чувств;

Развивают общую и тонкую моторику.

Наконец, игра вообще знаменует радость и свободу детства, его позитивное проживание. У детей появляется чувство, что они влияют на окружающий мир. Отдельно следует выделить социальное развитие, так как игра почти всегда предполагает участие нескольких детей. В игре присутствует и настоящее планирование: «я буду мамой, а ты ребенком, хорошо?»

Игра дает возможность практиковаться в разрешении конфликтов, детских проблем: «я хочу играть с этой сумкой, ты её не трогай». Дети при этом могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. Одновременно они начинают понимать, что со сверстниками все же лучше договариваться, и тогда играть интереснее и приятнее.

Эмоциональное развитие. В ролевой игре дети могут переодеться и ощутить себя теми, кем хотят стать – всесильным родителем или всезнающим доктором. Стеснительный ребенок может стать сильным и отважным.

Дети привносят в игру все, что знают о жизни – порой болезненные воспоминания, свои страхи, свои заблуждения и пожелания. Они могут проигрывать радостные события, чтобы еще раз испытать удовольствие, но могут проигрывать и испугавшие их ситуации, которые они пережили. Такая игра помогает ребенку справиться с возможными негативными переживаниями, осмыслить и принять неприятные события его жизни. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, способности лидировать или подчиняться.

Интеллектуальное развитие. В сюжетно-ролевой и драматической игре дети учатся увязывать одно с другим, развивая когнитивные навыки. Они используют идеи, учатся на ошибках и пробах. Они планируют и реализуют планы, формируют представления о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети могут использовать игрушки и материалы самым разным образом, развивая творческое начало.

Сюжетно-ролевая игра стимулирует умственное развитие благодаря вовлечению речевых навыков, играющих ключевую роль в мышлении и общении.

Развитие математических представлений. В центре игры ребенок сталкивается с группами и подгруппами материалов и вещей. Они могут считать количество посуды, нужное для кормления кукол, а могут классифицировать чайную и столовую посуду, находить равенство.

Понятие взаимного однозначного соответствия ребенок постигает, помогая накрывать стол для обеда. Он начинает понимать «столько-сколько», «достаточно», «слишком мало». В игре они постигают понятия «меньше», «тяжелее», «шире», «уже».

Когда воспитатели начинают работать по программе, ориентированной на ребенка, они часто оспаривают необходимость предоставлять ежедневно выбор занятий детям. В частности, они говорят: «Некоторые дети не захотят идти заниматься в центр математики, они постоянно будут сидеть в центре сюжетно-ролевой игры, поэтому их математическое развитие будет тормозиться». В противовес этому многолетний практический опыт воспитателей, работающих в программе, свидетельствует; естественная любознательность детей и хорошие материалы позовут его в центр математики. А главный ключ у воспитателя - наблюдения за детьми во время работы в центрах. Идите к тому, кто играет и игнорирует центр математики, «встраивайтесь» в игру ребенка и вы сможете решить и математические, и речевые, и многие другие задачи.

Центр искусств. Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.

В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

Качественная детская образовательная программа обеспечивает ребенку опыт творчества на основе разнообразия материалов.

Обычно дети переживают по поводу того, что они делают, потому что конечный продукт с точки зрения взрослого может быть ни на что не похож. Воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке.

Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая работу детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя.

Влияние на развитие. Эмоциональное развитие

Канал для выражения чувств и собственных представлений о мире

вокруг себя;

Возможности эмоциональной разрядки;

Чувство удовлетворения от создания собственного продукта;

Радость от ощущения собственной успешности.

Сенсомоторное развитие

Развитие мелкой моторики;

Развитие тактильного восприятия;

Увеличение остроты зрительного восприятия;

Развитие крупной моторики;

Приобретение опыта координации зрения и руки.

Социальное развитие

Возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;

Воспитание уважения к чужим идеям;

Обучение ответственности за сохранность материалов;

Стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов.

Интеллектуальное развитие

Знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой;

Приучение к последовательности и планированию;

Художественно-эстетическое развитие

Формирование художественного вкуса;

Развитие художественных, музыкальных и иных способностей к искусству;

Развитие творческого самовыражения;

Формирование способности ценить культурное и художественное наследие.

Центр кулинарии. Занятия детей кулинарией в том или ином виде могут возникать в разных программах, но они обычно не включаются в планы работы воспитателей в качестве занятий, ценных с точки зрения серьезного образования детей.

Коллективное изготовление винегрета или засолка капусты осенью имеют вид скорее сезонный, разовый и ставят целью, как правило, развитие трудовых навыков.

Однако в Программе, ориентированной на ребенка, обязательно планируется создание и регулярная работа детей в центре кулинарии. Эти занятия организуются реже других, но 1 раз в десятидневку или 1 раз в 2 недели такие занятия не только уместны, но и полезны. В ходе активной и интересной для детей деятельности в этом центре решаются многие образовательные задачи. Существует множество реальных возможностей для обеспечения воспитателями важнейших направлений развития детей, которые они успешно могут решить в центре кулинарии.

Существующая в современном дошкольном образовании практика подготовки детей к школе, к сожалению, нередко принимает вид «натаскивания» – в частности, детей заставляют заниматься немотивированным чтением и письмом. В то же время, например, занимательная работа по записи и чтению рецептов в центре «Кулинария» вызывает у детей настоящий интерес к грамотности, то есть возникает естественная, ненасильственно обеспеченная готовность детей к школьному обучению.

Все дети испытывают удовольствие от выполнения несложных кухонных обязанностей. Даже двух - или трехлетние дети могут разминать картофель, намазывать джем на хлеб, помогать месить тесто. Используя продукты, являющиеся основой нашей пищи, такие как овощи, фрукты, орехи, хлебные злаки, бобы – дети получают исходные представления об источниках питания. Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.

Влияние на развитие. Развитие математических представлений и навыков счета. Как известно, для того, чтобы что-то приготовить, нужно запастись продуктами в нужном, измеряемом количестве. С этой целью в содержание материалов центра кулинарии включаются различные весы, мерные емкости – пластиковые стаканы, миски, банки, кувшины, блокноты для записи нужного количества продуктов. В этом центре может возникнуть и пополняться некая детская кулинарная книга, где отдельные рабочие листки могут сплетаться, сшиваться, накалываться на безопасные стержни.

Здесь можно выставлять в прозрачных банках разные продукты. Например, можно в такие банки насыпать по 1 кг. разных круп, которые интересно сравнивать по цвету, размеру, форме зерен и весу – ведь разные банки окажутся по разному наполненными по высоте. Можно делать выводы, различать, сопоставлять. Рассматривая эти крупы, дети обязательно будут спрашивать, как варить кашу, какие еще продукты нужны для того, чтобы приготовить вкусную кашу, где их взять, как взвешивать, отсыпать, а затем задумают эту кашу сварить. Как правило, найдется бабушка или мама, которая принесет необходимую посуду и будет варить кашу вместе с детьми.

Осенью уместно поместить в такие банки разную по цвету и размеру фасоль, бобы, горох. Даже простое пересыпание таких продуктов, рассматривание и изготовление карточек-этикеток – полезное занятие, которое порождает дальнейшую поисковую деятельность: кто, в каких семьях и что готовит из этих продуктов.

Можно отправиться на кухню с вопросом к повару, может ли она приготовить что-то из этих продуктов (гороха, бобов, фасоли) и, например, попросить сварить гороховый суп, а потом прийти к детям на обед и рассказать, как она этот суп готовила, какие еще нужны для этого продукты.

Это породит у детей интерес приготовить дома такой или другой суп из этих продуктов с мамой или бабушкой.

Воспитатели должны написать для родителей информационный листок о том, какого рода интерес возник у детей, и попросить поддержать дома детскую инициативу, дав ребенку возможность принять непосредственное участие в изготовлении блюда. Поясните родителям, что дети могут преуспеть при таком занятии, в том числе и в развитии речи, потому что на утреннем сборе им будет предложено обменяться новостями – кто, как, из чего, в какой последовательности готовил суп.

Развитие речи. Здесь происходит как пополнение словарного запаса, так и развитие связной и конечно диалогической речи, ведь в процессе своей работы дети задают вопросы и отвечают на них, пересказывают последовательность своих действий, рассказывают где, как, сколько и какие продукты покупали и расходовали, узнают и вводят в активный словарь много новых слов.

Наконец, в этом центре возникает интерес к грамотности и письму, ведь рецепт надо прочитать и можно записать. Делает это в центре кулинарии взрослый или ребенок, который умеет писать. Они должны записать рецепт печатными буквами – тогда дети смогут постепенно приобретать интерес к буквам и начинают понимать (что очень важно) функциональное назначение письма. Это настоящее открытие для детей – зачем люди пишут? – и оно приходит вследствие собственной активной работы и порождает желание научиться самим писать и читать.

Развитие социальных навыков. В этом центре развиваются умения договариваться и решать различные возникающие проблемы – где взять продукты, кто и что станет делать, кто будет рассказывать о работе в центре кулинарии на вечернем, итоговом сборе, где вся группа делится друг с другом, в каких центрах и что удалось сегодня сделать.

Сенсомоторное развитие. Сенсорное развитие можно смело планировать в этом центре, ведь все продукты имеют запах, консистенцию, степень твердости и конечно самый разный вкус. Снятие кожуры, просеивание, разливание, взбивание развивает мелкую моторику.

Общее интеллектуальное и личностное развитие. Безусловно, можно спланировать задачи по развитию памяти и внимания к важной работе, умению сосредоточиться, стремлению достичь нужного результата (целеустремленность), развитию креативности, умению соотносить задумку с результатом.

Мыслящие воспитатели могут задумать и другие образовательные задачи, которые можно решить через активную деятельность детей в центре кулинарии.

Центр песка и воды. Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Он открыт не каждый день, подготовка к работе в нем сопряжена с некоторыми хлопотами для персонала, однако не так уж и сложна. При выборе места для этого центра нужно остановиться на том, которое ближе всего к источнику воды и возможности ее слива. Как правило, педагоги размещают его недалеко от умывальной комнаты, иногда игры с водой воспитатели организуют в самой умывальной комнате, если она достаточно просторна, но в этом случае нужен взрослый, который на протяжении активной работы детей в этом центре держал бы его в поле своего зрения. Конечно, безопасность – прежде всего, но сужать возможности для развития и радостных социальных контактов детей из соображений безопасности не следует. Напомним о принципе превентивности (смотри выше) соблюдать который нужно всегда. Чтобы дети не обливались водой, нужно в этом центре повесить непромокаемые халатики. Дети любят их надевать; они увереннее себя чувствуют в них при играх с водой. Конечно, какое-то количество воды может быть пролито на пол – это также нужно иметь в виду и позаботиться о том, чтобы своевременно подтереть пол.

Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.

Влияние на развитие. Математическое развитие

Насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосуда;

Исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет совершенствовать навыки счета;

Переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее», посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую, к тому же эти совсем нехитрые материалы (пластиковые бутылки разных форм и размеров) с удовольствием принесут родители – обратитесь к ним с такой скромной просьбой;

Сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.

Развитие естественнонаучных представлений

Эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;

Осуществление изменений с помощью добавления воды в песок, красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;

Классификация плавающих и тонущих предметов.

Сенсомоторное развитие

Пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;

Развитие мелкой моторики – пальцев и рук при переливании из одного сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла;

Освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из кувшина.

Речевое и социальное развитие

Необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;

Активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитию связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;

Безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в этом центре.

Центр науки и естествознания. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.

Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов – обучение через собственный опыт, пробы и открытия.

Какие «открытия» может сделать маленький ребёнок?

Оказывается, очень многое он может открыть лично для себя, путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Эта деятельность помогает ему обрести новые знания.

Это совсем другие знания, нежели повторенные вслед за взрослым или запомнившиеся ему по заданному образцу.

Удивление и восторг – вот что испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше!

Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается в программе при работе во всех без исключения видах деятельности. Но создание специального центра, где дети могут сосредоточенно экспериментировать, пробуя и повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями или животными – безусловно, оправдывает себя.

Влияние на развитие. В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:

Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;

Развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

Формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;

Развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;

Развитие речи и других коммуникативных навыков;

Умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;

Обогащение эмоциональных переживаний ребенка;

Обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.

Центр строительства. Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало.

Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении.

Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении.

Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья.

Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется.

Влияние на развитие. Речевое развитие. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции, при проведении сравнений, описании дальнейших строительных замыслов. Здесь начинаются первые пробы функционального письма, когда дети изготавливают для своих построек вывески и обозначения.

Развитие социальных навыков. Социальные навыки при работе с конструктором приобретаются, когда ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг постройки.

Развитие элементарных математических представлений. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия:

Размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление,

пространство, образец;

Наблюдение, классификация, составление планов, предположения;

Разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);

Равновесие, баланс, устойчивость;

Измерение, счет;

Сходство, различие;

Равенство (два половинных блока равняются одному полному);

Упорядочивание по размеру или форме;

Пробы и ошибки.

Развитие мелкой и крупной моторики. Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие.

Развитие представлений о социальном окружении. Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.

«Работающие» стенды в жизни детей. Самое широкое применение на практике получили распространенные в Программе так называемые «работающие» стенды.

В каждой группе есть плакаты, носящие название «Наше солнышко», «Звезда недели», «Ты – самый лучший», а название «Ваше величество…» придумали сами дети. Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах. Безусловно, воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем.

Стенды «Наши дни рождения» (на каждом из которых приклеены фотография ребенка и надпись с датой) выполняются из самоклеющейся яркой бумаги и украшают группу. Такие стенды служат удобным напоминанием детям о возможности поздравить именинника.

Важный атрибут групповой жизни – «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности. В средней группе – это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку-гномика, в подготовительной – стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своими именами. А в самой младшей группе у ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.

Очень разнообразны в группах стенды «Сколько нас?». Чаще всего это плакаты с отпечатками детских ладошек, но может быть также воздушный шар с написанными именами, гирлянда из крупных бумажных колечек с именами, улей, где у каждой пчёлки есть имя и прочие придумки.

Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров. Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».

Каждая изучаемая тема заканчивается большим коллективным проектом, выполняемым всеми детьми, в ней постепенно накапливается материал. Такие проекты размещаются на стенах и дверях, приклеиваются на экраны батарей. Каждый ребенок находит в общей работе свой вклад, что позволяет ему демонстрировать свои достижения родителям, бабушкам и дедушкам и по праву ими гордиться. А еще такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме.

Рассматривая их, дети часто задают вопросы воспитателям, уже с целью проверить их знания: «А коза – это домашнее животное?», «А осень наступит когда?». Когда старые проекты уступают место новым, то они не утрачивают своей значимости, хранятся, чтобы «поработать» в другой группе.

Также есть стенды «Дни недели», «Части суток», «Меню», «Мы дежурим» и т.п.

Информация на стенде для родителей «Мы сегодня…» меняется ежедневно. Здесь в краткой форме воспитатели перечисляют основные интересные идеи и дела, а определенным цветом (заранее оговоренным) родителям пишутся подсказки о том, что можно спросить у ребенка, о чем с ним поговорить – вечером самим детям не всегда удается вспомнить про свои «давние» утренние дела. Родителям же свойственно задавать бесконечный вопрос: «Что вы сегодня делали?», - на что они получают привычный формальный ответ о прогулке, обеде или сне. Возможность пользоваться подсказками со стенда позволяет родителям и детям без труда найти общий язык в обсуждении текущих дел. Они всегда ждут новостей!

Лилия Бонарь

Хочу познакомить Вас с нашей группой !

Вот так мы оформили её к новому учебному году.

Организуя развивающую предметно - пространственную среду в группе , мы старались учитывать все, что будет способствовать развитию всех сторон личности ребёнка.

Ведь детский сад - это второй дом для детей. Поэтому мы постарались сделать его по - домашнему уютным и красивым.

Всё это сделано руками воспитателей, также нам оказывали помощь родители, большое им за это спасибо!

Мы постоянно фантазируем, каждый год придумываем что - то новое, делаем перестановку в группе , словом, создаём уют. Очень хочется, чтобы наши дети шли в детский сад с радостью и удовольствием!

Всё групповое пространство распределено на развивающие центры , игровые зоны , уголки, которые доступны детям.

Приёмная или раздевалка - лицо группы . Здесь всегда чисто, светло, необходимая информация доступна для родителей и имеет эстетический вид.




Спортивный уголок, в котором размещено оборудование для индивидуальных занятий, разных видов гимнастики, атрибуты к подвижным играм и т. д.


Уголок природы, в котором размещены растения,оборудование для ухода за ними, также бросовый материал, материал для ручного труда.


Центр экспериментирования "Следопыты", где находятся различных материалы (дерево, железо, пластмасса, а также - песок, ракушки, крупа, камни, магниты, различные виды бумаги и другое оборудование для экспериментирования.


Уголок ПДД и безопасности.

Центр музыкального воспитания детей "Весёлые нотки".


Театральный уголок "Сказка".


Изобразительный центр "Волшебная палитра".


Уголок коллекционирования.

Уголок книги, также библиотека, книгоиздательство и уголок патриотического воспитания.


Центр математики и логики (игры и развивающий материал ) .


Центр развития речи и социально - эмоциональный центр .


Сюжетно - ролевая игра "Школа".


Игровая зона , уголок для мальчиков и различные с/р игры.




Добро пожаловать к нам в группу !

Публикации по теме:

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Цели и задачи развивающих центров в ДОУ Центр активности ЗОЖ и ОБЖ Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

Оформление группы к Новому году Здравствуйте! К встрече Нового года мы с ребятами начали готовится заранее. Вот так ребята активно вырезали.

Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: - развивать.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО МБДОУ детский сад № 12 Воспитатель: Плоцких Лариса Львовна

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС гарантирует: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка; создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОУ для детей, принадлежащих к разным общностям и социальным слоям, с различными возможностями здоровья.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной; Полифункциональной; Трансформируемой; Вариативной. Доступной; Безопасной.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Принципы конструирования предметно-пространственной среды: принцип дистанции позиции при взаимодействии; принцип активности самостоятельности, творчества; принцип стабильности- динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды); принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ); гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Примерный перечень зон для организации РППС: – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Примерная тематика центров развития: Направление развития Центры развития Социально-коммуникативное развитие - Игровой центр (центр сюжетно-ролевой игры и центр дидактической игры) «Играем сами» - Центр ПДД «Светофор» - Центр ОБЖ «01.02.03» - Центр труда (уголок дежурств). Познавательное развитие - Центр познания «Мы познаем мир»; - Мини-музей или уголок краеведения; - Патриотический уголок «Наша родина – Россия»; - Центр математического развития «Посчитай-ка»; - Центр экспериментирования (лаборатория, центр песка и воды); - Центр конструирования. Речевое развитие - Центр речевого развития; - Цент художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!») Художественно-эстетическое развитие - Центр изодеятельности «Радуга»; - Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»); - Центр музыкального творчества; - Центр театрализованной игры «Актерики». Физическое развитие - Центр физического развития «Смелые, сильные, ловкие» - Центр сохранения здоровья «Будь здоров!»

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Требования к организации центров развития: центры должны быть разграничены между собой (мебель, столы, мольберты и т.д.), но 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей; мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей; «тихие» и «шумные» центры разнесены, чтобы дети не мешали друг другу; материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, должны быть включены во все центры; материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность должны быть представлены в достаточном количестве; центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения ОД и допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в группы; для чтения, прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно «посадочных мест»; в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними; РППС в группе организована так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров; все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка; у каждого ребенка должно быть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в младшем дошкольном возрасте: Для детей младшего дошкольного возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в младшем дошкольном возрасте:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в старшем дошкольном возрасте: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте.